План урока литература 20 годов

Обновлено: 05.07.2024

1. Общая характеристика и своеобразие литературы 20-х годов XX века с точки зрения истории и литературы.

2. Соотнесение тем, образов и приёмов изображения человека – героя гражданской войны с общественно-политической обстановкой и убеждениями писателя в русской литературе XX века.

3. Выявление глубочайших философских проблем, связанных с выбором жизненной позиции: человек и время, личность и государство, искусство и власть, свобода воли и государственная необходимость.

Орнаментальная проза – форма организации прозаического текста по законам поэтического: сюжет уходит на второй план, на первый выходят метафоры, образы, ассоциации, лейтмотивы, ритм. Слово обретает множество смысловых оттенков.

Историческое сознание – совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своём прошлом и прошлом всего человечества.

Историзм – 1. Способность художественной литературы точно воссоздавать облик, колорит, дух ушедшей исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях. 2. Свойство произведений исторической тематики или исторического жанра. Выражается в способности автора отобразить самобытность описываемой эпохи, показать своеобразие облика и характеров персонажей.

Список литературы

Основная литература:

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2015. – С. 123 – 124, 338 – 374.

Дополнительная литература:

1. Белякова Н. Н., Глушкова М. М. Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина: учеб. Пособие. М.: Флинта: Наука, 2008. – 440 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Революция и Гражданская война дали новый импульс всей литературе советского периода. Миллионы россиян были вынуждены покинуть Родину. Однако для тех, кто принял новую Россию, несмотря на голод и разрушения, это эпоха стала временем необыкновенного эмоционального и духовного подъёма.

с большим задом

чтоб больше поэтов

— Мы, мол, единственные,

А я, по-вашему, что — валютчик?

Итак, обратимся непосредственно к произведениям того времени.

К концу этого периода власть ликвидирует почти все авторские объединения. Наступает время тотальной цензуры и репрессий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) показать живой литературный процесс, наметить те проблемы, которые стоят в литературе этого периода, проблемы, разговор о которых будет продолжен при изучении монографических тем курса.

1)обсуждая конкретные сюжеты, судьбы, идеи вывести современного школьника к рассмотрению глубочайших философских проблем, связанных с выбором жизненной позиции: человек и время, личность и государство, искусство и власть, свобода воли и государственная необходимость.

1) воспитывать культуру умственного труда;

2) воспитывать положительные личностные качества.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Литературный процесс – литературная жизнь определенной страны и эпохи, включающая эволюцию жанров, тематики и сбережение и различное использование классического наследия, переосмысление вечных тем, возникновение или угасание тех или иных общностей, систем, взаимосвязей литератур. Основные понятия, характеризующие литературный процесс, – художественные системы, литературные течения, направления, творческие методы.

1. Поэзия 20-х годов.

2. Литературные группы 20-х годов.

3. Проза 20-х годов

Официальная литература; неофициальная литература;

Развитие жанра антиутопии;

Юмористическая проза 20-х годов.

4. Публицистика 20-х годов.

Письма Короленко.

Объяснение нового материала.

Эти воспоминания – ключ к пониманию литературной ситуации 20-х годов. А сами писатели, жившие и творившие в то трудное время, станут надежными помощниками и проводниками для вас.

Рыдай, огневая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия –
Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разлуки,
В глухие твои глубины, –
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колени
Туда, в ураганы огней,
В грома серафических пений,
В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез –
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе – и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро, –
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия –
Мессия грядущего дня.

Формирование умений и навыков.

Работа 1 группы учащихся. Поэзия 20-х годов.

I. Консультант по поэзии 20-х годов.

Современный взгляд на поэзию 20-х годов об Октябре, на фигуры поэтов, увидевших ХХ век совершенно иначе, чем до революции предполагает новый подход к осмыслению многих произведений. Силы притяжения к революции и одновременно потрясенности ее суровостью, глубина боли за человека и одновременно восхищения всеми, кто и в революции остался человеком, вера в Россию и опасения за её путь создавали поразительный состав красок, приемов на всех уровнях многих произведений. Новая проблематика заставляла обновлять и поэтику. Проанализировав стихотворения 20-х годов ХХ века, мы пришли к выводам.


Стихотворения для анализа.

Пролетарская поэзия.

Выразительное чтение стихотворения.

Индивидуальное задание ( анализ стихотворения) учебник В. Чалмаев, С. Зинин 11 класс стр.296.

Возродил жанр баллады.

Житейские детали в поэзии Тихонова переплетались с символикой:

Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.

3. Хлебников и революция.

Хлебников объявляет бой торжествующей сытости спекулянтов, наживающихся на бедственном положении страны:

В поэме есть поразительные по силе художественной выразительности и символичности картины той страшной эпохи:

Как филинов кровавый ряд,
Дворцы высокие горят.

Это у смерти утесов
Прибой человечества…

Хлебников верит в возможность научного переустройства мира. Во всесилие человеческого разума, который освободила революция.

(Определите тему и идею стихотворения) Самостоятельная работа.

II. Литературные группы 20-х годов

(презентация работ, выполненных на компьютере) Перечислите названия литературных групп.

Постепенно стали возникать и учреждаться литературные группировки, объединения.

Я долго думал, откуда на улице взялся тигр:
Думал-думал
Думал-думал
Думал-думал
Думал-думал
А в это время ветер дунул,
И я забыл, о чем я думал.
Так и не знаю, откуда на улице взялся тигр.
Д.Хармс.

III. Проза 20-х годов. Работа 2 группы.

Консультант по прозе: Работа с таблицей


Подведение итогов урока.

Обращаясь к истории своей страны, мы сможем осмыслить, переоценить, сделать выводы и не допустить похожих ошибок, заводящих страну в тупиковые ситуации, выход из которых является болезненным для всего народа.

Домашнее задание.






РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20-х гг. XX в.

Уроки литературы в 11 классе[1]

УРОК № 37
Тема.
Особенности русской литературы 20-х гг. XX в.

Цель: дать учащимся наиболее полное и всестороннее освещение литературного процесса 1920-х гг.; показать живой литературный процесс, наметить проблемы, стоявшие в литературе этого периода, проблемы, разговор о которых будет продолжен на последующих уроках; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; формировать активную жизненную позицию.
Оборудование: учебник, таблица-тезисы, портретный и иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают об общественно-культурной ситуации СССР в 1920-е гг., об основных тенденциях развития русской литературы этого периода; участвуют в аналитической беседе, в мини-дискуссии.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

1. Вводно-ориентировочная беседа

• Какие периоды выделяют в развитии русской литературы XX в.? Укажите хронологические рамки этих периодов.

• Что такое модернизм? Какие течения и направления в литературе объединил модернизм?

• Назовите писателей, работавших в русле реализма, и писателей, работавших в русле модернизма.

• Чем реализм начала XX в. принципиально отличается от критического реализма в литературе XIX в.?

2. Объяснение учителя (лекция)
(Учащиеся составляют тезисы.)

— Октябрьский переворот разделил русских писателей и поэтов. Значительная часть из них оказалась в эмиграции: И. А. Бунин, М. И. Цветаева, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, Е. И. Замятин.

Некоторые писатели не определили своего отношения к советской власти, но остались на родине: А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов, Б. А. Пильняк (настоящая фамилия Вагау), Андрей Белый.

В начале 1920-х гг. с фронтов Гражданской войны возвращаются те, кому суждено будет стать известными писателями: Д. А. Фурманов, В. В. Иванов, М. М. Зощенко, К. А. Федин, И. Э. Бабель, М. А. Булгаков.

Многие крупные писатели (например, А. А. Ахматова, Е. И. Замятин, О. Э. Мандельштам, Фёдор Сологуб (настоящее имя Фёдор Кузьмич Тетерников)) не входили ни в одно из объединений.

В период с 1921-го по 1934 г. русская литература несёт невосполнимые утраты. Уходят из жизни Александр Блок (1921), Николай Гумилёв (1921), Валерий Брюсов (1924), Сергей Есенин (1925), Фёдор Сологуб (1927), Владимир Маяковский (1930), Максимилиан Волошин (1932), Саша Чёрный (1932), Александр Грин (1932), Андрей Белый (1934).

Сложный путь проходила в своём развитии проза 1920-х гг. Советская литература шла по пути показа противостояния и борьбы двух антагонистических миров.

Предполагаемая тезисная запись

• В начале 1920-х гг. Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре

• Создавалась писателями и поэтами, которые не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать свои произведения

• Оказавшись на чужбине, И. А. Бунин, А. И. Куприн, В. В. Набоков, И. С. Шмелёв, М. И. Цветаева и др. не только не забыли язык и культуру, но создали – в изгнании, в чужой языковой и культурной среде – литературу диаспоры, русского рассеяния

• Пытался адаптироваться к мироощущению человека XX в., к новым философским, эстетическим реалиям. Обновлённый реализм.
• Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах

• Можно ли сегодня быть образованным человеком, не имея представления о литературной ситуации России 1920-х гг.?
• Можно ли прочитать историю литературной борьбы 1920-х гг. как приключенческий (авантюрный) роман?
• Будете ли вы готовы к правильным оценкам, если когда-нибудь в XXI в. повторится историческая ситуация 20-х гг. XX века?

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)



Русские писатели в Берлине в 1922 г.
Сидят: А. Белый, М.А. Осоргин, А.В. Бахрах, Б.К. Зайцев.
Стоят: А.М. Ремизов, В.Ф. Ходасевич, П.П. Муратов, Н. Н. Берберова

Оборудование: компьютер, репродукции разных художников о революции, портреты писателей, участвовавших в литературном процессе 20-х годов.

Словарь:

Литературный процесс – литературная жизнь определенной страны и эпохи, включающая эволюцию жанров, тематики и сбережение и различное использование классического наследия, переосмысление вечных тем, возникновение или угасание тех или иных общностей, систем, взаимосвязей литератур. Основные понятия, характеризующие литературный процесс, – художественные системы, литературные течения, направления, творческие методы.

План:

1. Поэзия 20-х годов.

2. Литературные группы 20-х годов.

3. Проза 20-х годов

4. Публицистика 20-х годов.

Ход урока

Орг. момент.

Эти воспоминания – ключ к пониманию литературной ситуации 20-х годов. А сами писатели, жившие и творившие в то трудное время, станут надежными помощниками и проводниками для вас.

Рыдай, огневая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия –
Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разлуки,
В глухие твои глубины, –
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колени
Туда, в ураганы огней,
В грома серафических пений,
В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез –
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе – и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро, –
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия –
Мессия грядущего дня.

Видеофильм.

Работа 1 группы учащихся. Поэзия 20-х годов.

I. Консультант по поэзии 20-х годов.

Современный взгляд на поэзию 20-х годов об Октябре, на фигуры поэтов, увидевших ХХ век совершенно иначе, чем до революции предполагает новый подход к осмыслению многих произведений. Силы притяжения к революции и одновременно потрясенности ее суровостью, глубина боли за человека и одновременно восхищения всеми, кто и в революции остался человеком, вера в Россию и опасения за её путь создавали поразительный состав красок, приемов на всех уровнях многих произведений. Новая проблематика заставляла обновлять и поэтику. Проанализировав стихотворения 20-х годов ХХ века, мы пришли к выводам.

Стихотворения для анализа.

Пролетарская поэзия.

Выразительное чтение стихотворения.

Индивидуальное задание ( анализ стихотворения) учебник В. Чалмаев, С. Зинин 11 класс стр.296.

2. Н.Тихонов

Возродил жанр баллады.

Житейские детали в поэзии Тихонова переплетались с символикой:

Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.

3. Хлебников и революция.

Волга! Волга!
Ты ли глаза-трупы
Возводишь на меня?

Хлебников объявляет бой торжествующей сытости спекулянтов, наживающихся на бедственном положении страны:

В поэме есть поразительные по силе художественной выразительности и символичности картины той страшной эпохи:

Как филинов кровавый ряд,
Дворцы высокие горят.

Это у смерти утесов
Прибой человечества…

Хлебников верит в возможность научного переустройства мира. Во всесилие человеческого разума, который освободила революция.

(Определите тему и идею стихотворения) Самостоятельная работа.

II. Литературные группы 20-х годов

(презентация работ, выполненных на компьютере) Перечислите названия литературных групп.

Учитель.

Постепенно стали возникать и учреждаться литературные группировки, объединения.

Я долго думал, откуда на улице взялся тигр:
Думал-думал
Думал-думал
Думал-думал
Думал-думал
А в это время ветер дунул,
И я забыл, о чем я думал.
Так и не знаю, откуда на улице взялся тигр.
Д.Хармс.

III. Проза 20-х годов. Работа 2 группы.

Консультант по прозе: Работа с таблицей

Для Фадеева как пролетарского писателя и активного деятеля РАПП очень важно противопоставление героев в классовом, социально-политическом плане. Противопоставление это всегда прямолинейно и однозначно. Антитеза – главный прием романа. Противопоставление происходит на разных уровнях:

Сопоставительный анализ образов.

Трудный, через подъемы и срывы, путь становления личности. Осознания себя личностью начинается, когда человек начинает задаваться вопросами: в чем смысл моего существования? Морозка до того момента, как попал в отряд, подобных вопросов себе не задавал.

Какое событие заставило Морозку взглянуть на жизнь по-другому?

Что мы узнаем о жизненных устремлениях Морозки?

Как проявляется авторское отношение к Мечику?

Чем вызван внутренний конфликт Мечика?

Какой эпизод раскрывает истинную суть Морозки и Мечика?

Как через образы Морозки и Мечика решает автор проблему интеллигенции и революции?

Морозке присущи трезвое, реальное отношение к действительности, растущая осознанность происходящего, понимание смысла и цели борьбы. Мечик – романтик, переполненный не жизненно-реальными, а книжными знаниями, человек, не обладавший четким, ясным видением событий и не осознавший еще своего места в жизни, а главное – не обремененный политическими и нравственными принципами.

III. Публицистика. Работа 3 группы.

Консультант по публицистике: (работа с презентацией – Приложение 5, сделанной на компьютере)

Сегодня, когда происходит решительный пересмотр многих коллизий истории нашей страны, мы должны внимательно присмотреться к восприятию и оценкам событий 1917 года крупными деятелями литературы и искусства предоктябрьского времени. Эти люди, бывшие в огромной мере человеческой, гражданской и художественной совестью своего времени, предчувствовали и предвидели те опасности и трагедии, к которым может привести насильственная ломка всех традиционных устоев жизни.

Писательская публицистика является неотъемлемой частью литературы.

Это жанр литературных произведений, стоящий на стыке художественной литературы и научной (социально-политической) прозы. Главное назначение публицистики – поднимать общественно-значимые и актуальные проблемы современной жизни, она берт на вооружение ораторское слово, её стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность.

В ходе нашего исследования выявлены черты сходства и различия взглядов писателей и определена их гражданская позиция. Всех писателей объединяет общая тема осмысления революции, которая соприкасается с проблемой интеллигенции, народа и культуры. Все писатели ищут истоки катастрофы 1917 года, варварского отношения к культурному наследию, говорят о вине интеллигенции, забывавшей напоминать народу, что и у него есть обязанности, есть ответственность за свою страну. И В.Короленко, и И.Бунин, и М.Горький саркастично оценивают насаждение нового строя, факты насилия, запрет на оригинальную мысль. Они призывают бережно относиться к культурному достоянию страны и народа.

Исторические события, последовавшие после Октября 1917 года, заставили многих писателей изменить свои взгляды: М.Горький был вынужден приспособиться к большевистской идеологии. И.Бунин и В.Короленко еще более утвердились в своих убеждениях и до конца дней не признавали советскую Россию.

Учитель делает вывод по уроку.

Сегодня на уроке мы попытались всесторонне осветить литературный процесс 20-х годов, наметили те проблемы, которые стояли в литературе этого периода.

Обсуждая конкретные сюжеты, судьбы, идеи мы рассматривали философские проблемы, связанные с выбором жизненной позиции: человек и время, личность и государство, искусство и власть, свобода воли и государственная необходимость.

Наш урок подошел к концу, но я хочу, чтобы вы помнили, что многие вопросы, волнующие нас сегодня, – это эхо того времени. Смена политического режима в 90-е годы ХХ века привела к тому, что, как и в тот далекий семнадцатый год, в обществе снова царит нестабильность. Нет уверенности в завтрашнем дне, забыто духовное наследие предков.

Обращаясь к истории своей страны, мы сможем осмыслить, переоценить, сделать выводы и не допустить похожих ошибок, заводящих страну в тупиковые ситуации, выход из которых является болезненным для всего народа.

Презентация – Приложение 6, План-конспект – Приложение 7.

Читайте также: