План урока ланцетник низшее хордовое животное

Обновлено: 25.06.2024

Тема урока: Тип Хордовые. Подтип: Бесчерепные. Ланцетник - низшее хордовое животное.

Тип урока: Изучение нового материала и первичного закрепления знаний.

Цель урока: Выявление особенностей строения хордовых животных на примере ланцетника и его приспособленности к среде обитания.

Образовательные: Формулировать у учащихся знания об эволюции животных, как о процессе усложнения их организации.

Воспитательные: Развивать коммуникативные навыки при работе в группах. Воспитывать экологическую культуру.
Развивающие: Развивать познавательный интерес и творческий подход к изучению темы через самостоятельный поиск знаний. Продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, делать вывод.

Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке: Работа с учебником, рисунками. Представление результатов работы: в форме таблицы; сравнительно - анатомических суждений; формулирование выводов.

(приветствие учащихся, отметка отсутствующих в журнале)

1. Какие типы животных мы с Вами уже изучили?

2. В каких средах и местах обитания они встречаются?

- Сегодня мы с вами будем знакомиться с животным, которое носит интересное название "ланцетник"

-Знакомо ли вам это животное?

-Где встречали его?

-Давайте выясним, какие задачи нам придется решать на этом уроке?

(Наверное узнаем за что он получил такое название. Познакомимся с его особенностями. Средой обитания. Выясним приспособления этого животного к среде обитания. Узнаем какие усложнения появились у него по сравнению с раннее изученными животными.

3.Изучение нового материала

1.Активизация познавательной деятельности.
- Сегодня мы с вами начинает изучение нового типа животных - Хордовые. К этому типу относятся примерно 43 тысячи современных видов, распространенных по всему земному шару: они заселяют моря и океаны, реки и озёра, континенты и острова. Внешний вид их очень разнообразен, они разнообразны по форме, размерам, однако, несмотря на огромное разнообразие, для всех представителей типа хордовых характерны общие черты организации
- А какие черты характерны для этого типа, вы узнаете самостоятельно во время работы с учебником (стр. 92-93)

2.Самостоятельная работа с учебником.

3.Проверка самостоятельной работы:

Заполнение заданий 1-7 в рабочей тетради с обсуждением

-А давайте посмотрим в оглавление учебника, какие классы животных относят к типу хордовые?

класс Ланцетник класс Рыбы класс Земноводные

класс Пресмыкающиеся класс Птицы класс Млекопитающие

- Все эти классы входят в два подтипа: бесчерепные и черепные.
- Посмотрите, на скелеты животных различных классов типа Хордовые и подумайте, какие классы вы отнесете к подтипу Бесчерепные, а какие к подтипу Черепные и почему? И все это запишем в рабочей тетради в.15, с.47
(к Бесчерепным можно отнести ланцетника, так как у него не заметен череп, а всех остальных отнесем к Черепным, так как животные имеют череп.)

- Да ребята не только вы посчитали ланцетника рыбой, некоторое ученые также отнесли его к рыбам. И только в 17 веке была дана его систематизация как вида.

5.Групповая работа по изучению особенностей строения ланцетника.
(В классе 3 ряда, каждый ряд получает определенное задание )

1 ряд - задание 8

2 ряд - задание 9
3 ряд - задание 10

6. Проверка знаний самостоятельно полученных учащимися

-Какой вывод можно сделать из сказанного?

(Ланцетник - низшее хордовое животное, у которого хорда сохраняется в течение всей жизни, для него характерны все признаки хордовых, несмотря на то, что это очень древнее животное оно сохранилось до наших дней, так как большую часть времени он проводит, зарывшись в песок и имеет желтую окраску, что делает его незаметным)

7. Значение ланцетника в природе и жизни человека

Ланцетник питается микроскопическими организмами, втягивая их через ротовое отверстие с током воды. Пища ланцетника - это главным образом мелкие корненожки, инфузории, яйца и личинки оболочников, таким образом, ланцетник - главный биофильтратор природного слоя воды. Азиатский ланцетник служит объектом специального промысла около 300 лет. В мясе ланцетника содержится примерно 70% белка и примерно 2% жира. Ланцетника промышляют в юго-западной части Восто-Китайского моря. Часть улова сушат на медленном огне и экспортируют на остров Ява и в Сингапур. Ежегодный улов ланцетника содержит примерно 35 т, что соответствует 280 миллионам штук. Его едят в вареном, жареном или сушеном виде. Записываем в тетради.

4.Первичное закрепление полученных знаний

1.Объясните, чем бесчерепные животные отличаются от черепных (позвоночных животных.) и в чем их сходство?

2.Что представляет собой хорда, какова ее роль? Предположите, какой опорный орган возник на основе хорды у более высокоорганизованных животных.

5.Домашнее задание: Изучить параграф 20 (страница 92-96 ), ответить на вопросы в конце параграфа.

6.Проверка полученных знаний на оценку:

1) вставьте нужные цифры:

1.Ланцетники относятся к подтипу ______. Как и у всех представителей типа ______, центральная часть нервной системы расположена на ______ стороне тела, над ______. Под хордой расположена ______ система, передний отдел которой пронизан ______ щелями. Кровеносная система ______, состоит из ______, брюшного и отходящих от них мелких ______.

1. Замкнутая. 2. Бесчерепные. 3. Спинного. 4. Хордовые. 5. Пищеварительная.6. Жаберными . 7.Спинной. 8. Хордой. 9. Сосудов.

2) Выпишите номера правильных утверждений

1) Представители типа Хордовые имеют наружный, хитиновый или известковый скелет.

2) Хордовые животные имеют лучевую симметрию тела

3) Хордовые - двусторонне-симметричные животные.

4)Кровеносная система у хордовых замкнутая.

5) Кровеносная система у хордовых незамкнутая.

6) У бесчерепных кровеносная система незамкнутая, а у черепных - замкнутая.

8) Бесчерепные животные не имеют вторичной полости тела.

9)Тело хордовых животных развивается из двух зародышевых листков.

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

(На сегодняшнем уроке мы познакомились с животным, которое относится к типу: Хордовые, подтипу Бесчерепные, нашли его сходство с беспозвоночными и хордовыми животными, выяснили его практическую роль в природе и жизни человека.)

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные Урок 20. Ланцетник.Тема урока: Ланцетник — низшее хордовое животное.

Цели урока: Раскрыть особенности строения хордовых на примере ланцет­ника, показать его приспособленность к среде обитания; научить школьников отличать беспозвоночных и хордовых животных; отработать умения работать с текстом учебника.

Через 60 лет после открытия ланцетника знаменитый русский ученый Александр Онуфриевич Ковалевский, изучавший зародышевое развитие жи­вотных, установил, что он занимает промежуточное положение между позво­ночными и беспозвоночными животными. Благодаря работам А. О. Ковалевского это животное стало одним из самых популярных. Оно привлекало и привлекает до сих пор к себе внимание многих ученых-биологов и философов. Причина такого внимания заключается в том огромном значе­нии, которое имели знания о нем в развитии понимания происхождения поз­воночных животных. Из всех существующих животных оно ближе стоит к их древним предкам. Систематическое положение этого животного около ста лет было неопределенным.

— Как называется животное, занимающее промежуточное положение ме­жду позвоночными и беспозвоночными?

— Какие знания об этом животном привлекли к нему большое внимание со стороны ученых?

— Что значит занимать промежуточное положение?

— Каких животных называют беспозвоночными?

Это те животные, которые имеют внутренний скелет в виде опорной оси, образуемой костями, хрящом. Это те животные, с которыми нам еще предсто­ит познакомиться. Это рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и мле­копитающие. (Учитель демонстрирует скелеты этих животных). Кроме костей и хрящей опорная ось может быть представлена плотным упругим тяжем — хордой.

— Что такое хорда? Какие животные ее имеют?

Организуется работа с материалами § 38. По окончании работы проводит­ся беседа с учащимися, в ходе которой выделяются главные мысли и формули­руются выводы.

Внутренний скелет ланцетника представлен хордой, которая сохраняется в тече­ние всех жизни животного. Хорда — плотный упругий стержень.

— Чем отличается ланцетник от всех остальных животных, имеющих внутренний скелет?

У ланцетника нет обособленной головы, головного мозга и скелета голо­вы — черепа. Поэтому его называют бесчерепным животным. Все остальные имеют развитый позвоночник с позвонками и скелет головы — череп. Поэто­му их называют позвоночными или черепными.

Таким образом, ланцетника нельзя отнести к позвоночным животным, но нужно выделить в особую группу бесчерепных, противопоставив ее настоящим позвоночным.

— Какую более крупную группу образуют бесчерепные и позвоночные жи­вотные?

— Почему позвоночные животные относятся к хордовым?

У позвоночных, которых еще называют высшими хордовыми, хорда име­ется у зародышей, а у взрослых животных сохраняется в виде остатков между заменившими ее костями позвоночника. К низшим хордовым животным от­носится ланцетник, у которого хорда сохраняется пожизненно.

Но наличие хорды это не единственный признак хордовых животных. Рас­смотрим эти признаки на примере ланцетника.

Итак, ланцетник — низшее хордовое животное.

Используя таблицу, отмечаются основные принципы хордовых, которые имеются либо у взрослых форм, либо у зародышей.

1. Наличие хорды — упругого стержня, выполняющего роль осевого ске­лета.

2. Нервная система, центральная часть которой имеет вид полой трубки, расположена под хордой.

3. Пищеварительный канал расположен под хордой , на стенках глотки закладываются жаберные щели (они пожизненно сохраняются только у водных низших хордовых, а у остальных бывают в эмбриональном со­стоянии).

4. Кровеносная система замкнутая. Сердце (или заменяющий его брюш­ной сосуд) расположено на брюшной стороне под хордой и пищевари­тельной системой.

5. Хордовые имеют вторичный рот. Он образуется на конце, противопо­ложном его первоначальному положению. На месте зарастающего рта появляется анальное отверстие.

6. Хордовым свойственны вторичная полость тела и его двусторонняя симметрия.

Тип хордовых объединяет более 40 ООО видов животных, разнообразных по внешнему виду, образу жизни и условиям обитания. Хордовые живут на по­верхности суши, в толще почвы, в воде и летают в воздухе, несмотря на боль­шие по сравнению с членистоногими размеры тела. Развитие внутреннего скелета в ходе эволюции обусловливает разнообразие органов, способных осуществлять все жизненно важные функции организма. Совершенствова­лись органы движения, изменялись покровы тела, развивались органы дыха­ния, кровообращения, органы чувств и нервная система, регулирующая и контролирующая работу всех систем органов.

— Почему ланцетник — это низшее хордовое животное? В чем заключается примитивность его строения?

Весь скелет его состоит из одной только спинной струны (хорды), и у него нет ни черепа, ни обособленного головного мозга (т. е. спинной мозг, который тянется вдоль тела над хордой, на переднем конце не расширяется). Настоя­щих глаз у ланцетника нет, и видеть предметы он не может. Однако сильный свет приводит его в беспокойство: благодаря полупрозрачности тела он может

воспринимать световые раздражения прямо стенками мозга (вдоль нервной трубки располагаются светочувствительные образования). Нет у ланцетника и органа слуха, и органа равновесия, и поэтому, когда ланцетник плавает, он постоянно опрокидывается то на бок, то вверх брюхом. Орган обоняния пред­ставлен обонятельной ямкой на пережнем конце тела. На теле ланцетника имеются также осязательные клетки. Не существует у ланцетника и сердца, кровь движется по телу только вследствие сокращения сосудов. Кровь у лан­цетника не красная, а бесцветная.

Понятно, что животное с такой упрощенной организацией, не имеющее ни прочного скелета, ни головного мозга, ни важнейших органов чувств, ни сердца, которое могло бы заставить кровь быстрее обращаться в теле, не спо­собно добывать себе пропитание и спасаться от гибели теми способами, которыми действуют позвоночные.

— Как могло сохраниться наряду с гораздо более высокоорганизованными позвоночными это примитивного строения животное?

Ланцетники ведут скрытный образ жизни. Живут на дне моря, зарываясь в песок, высовывая при этом наружу только передний конецтела; избегают ярко­го освещения; активны только в ночное время. Довольствуются при питании одноклеточными животными и водорослями.

Строение ланцетника соответствует его подземно-донному образу жизни. Быстрому зарыванию в грунт способствует упругая хорда, довольно большая масса мышц, ланцетовидный плавник и утолщенное с боков тело. Околожа- берная полость защищает жабры от засорения, а полупрозрачное тело плохо заметно на фунте.

Вывод: Ланцетник — низшее, примитивного строения животное, сохра­нившееся с давних времен до нашего времени.

Ланцетник, кроме этого, имеет и другое практическое значение как объект промысла для местного населения побережья Юго-Восточной Азии. Орга­низм ланцетника содержит до 80% белка и около 2% жира. Ежегодный улов ланцетника составляет примерно 35 т, что соответствует 280 миллионам штук. Его едят в вареном, жареном или сушеном виде.

V. Закрепление

О Заполните пропуски в тексте.

Ланцетники относятся к подтипу . Как и у всех представителей типа . центральная часть нервной системы расположена на . стороне тела, над . Под хордой расположена . система, передний отдел которой пронизан . ще­лями. Кровеносная система . типа, состоит из . брюшного и отходящих от них мелких. Функции сердца у ланцетников выполняют. Хорда выполня­ет роль . У одних она сохраняется в . а у других только .

VI. Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок о строение ланцетника составлен по ориентироровочной карте Н.И.Запрудского.

Урок спроектирован по ориентировочной карте Н.И. Запрудского

Тема урока: Ланцетник-низшее хордовое животное. 8 класс

Опорные знания: строение основных систем общее для всех хордовых животных. Среды обитания животных.

Умения: сравнивать и анализировать черты сходства и отличия различных групп животных, сформированное в процессе изучения беспозвоночных животных; делать выводы; работать с учебным пособием и презентацией.

Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор

Программные требования.

Называть общие приметы живых организмов, систематика для данного организма.

Приводить примеры усложнений в процессе эволюции, приспособления организма к среде проживания.

Характериризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности:питание, дыхание, кровообращение, размножение и развитие животных.

Обосновывать взаимосвязь строения организмов и среды проживания.

Сравнивать строение и процессы жизнедеятельности.

Делать выводы о сходстве и единстве происхождения видов.

Владеть умением работать с учебным пособием.

Помещение: кабинет биологии в государственном учреждении образования

Нормативные и методические требования

чётко сформулировать цель и задачи урока;

отобрать учебный материал;

выбрать наиболее эфективные методы и приёмы работы;

здоровьесбережение-подобрать физкультминутку с учетом изучаемой темы;

продумать “изюминку” урока

осуществлять практический, деятельностный подход с учётом индивидуальных, психологических особенностей и возможностей учащихся.

осуществить повторность при изучении при обучении на всех этапох урока;

определить формы контроля за учебной деятельностью учеников

продумать содержание, объём и форму домашнего задания

Тип урока: усвоения новых знаний

Обучающая цель урока: предполагается, что к окончанию урока ученики будут уметь представление о подтипе бесчерепные животные и его представители ланцетнике; приводить примеры усложнений в процессе эволюции и приспособлений к среде обитания; характериризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности:питание, дыхание, кровообращение, размножение и развитие животных; обосновывать взаимосвязь строения ланцетника и среды проживания; сравнивать строение и процессы жизнедеятельности и делать выводы о сходстве и единстве происхождения видов.

Мотивация. Ланцетник -это связующее звено между безпозвоночными и позвоночными?

Этапы урока

Готовность учащихся к уроку

Готовность учащихся к восприятию новой темы через проверку домашнего материала

Словестный (фронтальный опрос)

Готовность воспринимать новый материал

Знакомство с ланцетником и усвоение нового материала

Учащиеся определяют, что ланцетник является промежуточным звеном между позвоночными и безпозвоночными

Наглядный с использованием средств обучения

Таблица в тетради. Таблицы на доске :

Знают систематическое положение ланцетника

Выполнение домашнего задания

Закрепление полученных знаний

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, озвучивание основных этапов урока.

Слушают, настраиваются на работу.

2. Проверка домашнего задания

- Устный фронтальный опрос

Проводит устный фронтальный опрос.

1) От какой группы животных, по мнению ученых, произошли животные типа Хордовые?

2) Что является внутренним скелетом хордовых?

3) Чем представлена нервная система типа хордовых?

4) Чем может быть представлен покров хордовых?

5) Каково строение кровеносной системы у хордовых?

6) На какие подтипы делится тип Хордовые, перечислите классы подтипа Черепные.

7)Какие типы животных мы с Вами уже изучили?

8) В каких средах и местах обитания они встречаются?

9) Как располагаются системы внутренних органов у типов Кольчатые черви и Насекомые

Отвечают на вопросы учителя

3. Подготовка к воспроизведению новой темы

Рассмотрите изображение животного (слайд – рисунок 1).

К какому типу животных Вы отнесли бы его? (Каждая группа высказывает свои предположения)

Обоснуй (докажите) свое предположение.

Очень хорошо. Давайте подведем итог сказанному.

На фотографии изображен ланцетник, представитель типа Хордовые. В своих предположениях Вы шли путем ученых.

Ланцетника обнаружил в Черном море в 1774 году Петр Симон Паллас русский естествоиспытатель, путешественник, но отнес его к новому виду типа Моллюски.

Попытайтесь объяснить, почему он так решил.

Учащиеся обсуждают изображение животного в группах в течение 5 минут.

Ответы учащихся.

Учащиеся высказывают свои предположения

4. Изучение новой темы.

- Объявление темы урока

- Объяснение нового материала

Раздает каждому ученику лист опорных сигналов

Рассказ о ланцетнике, используя опорный плакат

В тетради записываем сегодняшнюю дату, тему урока

Слушают объяснение, запоминают, работают с опорными сигналами

Физкультминутка

Учитель называет утверждение, связанное с особенностью строения ланцетника. Если это правда- руки поднимаем вверх, если нет -в стороны

Учащееся внимательно слушают и выполняют движения.

5. Работа в парах

Давайте сравним внутренее строение ланцетника с с внутренним строением беспозвоночных. Сделает таблицу с двумя столбика и самостоятельно принимаем решение, работая в группах, как изобразить расположение систем органов, работа ведется при помощи записей в тетради, учебника и таблиц, вывешенных в кабинете, а затем проверяем и справляем все вместе).

В тетради делаем подзаголовок Расположение систем органов у беспозвоночных и позвоночных животных.


Обозначения:

К – кровеносная система,
Н – нервная система,
Х – хорда;
О – пищеварительная система.

Организует работу учащихся, отвечает на вопросы учащихся

Вывод из таблицы (все строится на рассуждениях учащихся, а учитель только их обобщает и оформляет в целое высказывание) У беспозвоночных животных скелет был наружным и защищал одинаково все стороны организма. У хордовых животных произошло смещение скелета внутрь, для облегчения тела при увеличении его размеров. И нервная система, требующая надежной защиты, оказалась смещенной ближе к скелету, а значит на спинную сторону. Защита всех остальных органов осуществляется мышечной системой и у большинства хордовых костной системой.

Таким образом мы видим, что ланцетник является переходной формой между беспозвоночными и позвоночными животными, что открыл и доказал Александр Онуфриевич Ковалевский.

Формулируют вывод из таблицы. Каждая пара высказывает своё предположение

6. Характеристика ланцетника

Озвучивание опорного плаката учащимися

Характеристика систематического положения ланцетника:
подтип – бесчерепные
класс – головохордовые
семейство – ланцетники
род – ланцетники

Формулировка общего вывода исходя с мотивации урока

Учащиеся записывают характеристику ланцетника

7. Объяснение домашнего задания

Объясняет домашнее задание: выучить материал опорного конспекта, подготовить рассказ по опорному конспекту.

Вклеить лист с опорными сигналами в тетрадь

Слушают домашнее задание, записывают в дневник.

8. Проверка усвоенных знаний

Выходной контроль

Дежурный по классу раздаёт листочки для выполнения задания

Учащиеся подписывают их, читают и отвечают на

Выходной контроль.

Проверка полученных знаний на оценку:

1.Вставьте нужные цифры:

1.Ланцетники относятся к подтипу ______. Обитает в _______ морях.

Как и у всех представителей типа______, центральная часть нервной системы расположена на ______ стороне тела, над ______. Мышечная система представлена двумя______, которые поделены перегородками на ________ .Под хордой расположена ______ система, передний отдел которой

пронизан ______ щелями. Кровеносная система ______, состоит из ______,

брюшного и отходящих от них мелких ______.

Ланцетники это__________ животные. Оплодотворение у них ________.

1. Замкнутая. 2. Бесчерепные. 3. Спинного. 4. Хордовые. 5. Пищеварительная.6.

Жаберными . 7.Спинной. 8. Лентами. 9. Сосудов.10. Тёплых. 11 Сегментами. 12. Хордой.13.Раздельнополые. 14. Во внешней среде

Макс балл за задание 14.

2) Выпишите номера правильных и неправильных утверждений

1) Представители типа Хордовые имеют наружный, хитиновый или известковый

2) Хордовые животные имеют лучевую симметрию тела

3) Хордовые – двусторонне-симметричные животные.

4)Кровеносная система у хордовых замкнутая.

5) Кровеносная система у хордовых незамкнутая.

6) У бесчерепных кровеносная система незамкнутая, а у черепных – замкнутая.

8) Бесчерепные животные не имеют вторичной полости тела.

9)У ланцетника на брюшной стороне тела есть сердце.

10)У ланцетника нет сердца

11)Выделительная система в виде трубочек открывающихся в околожаберную полость.

12)Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами.

13)Ланцетник ведёт прикреплённый образ жизни.

14)Личинка ланцетника плавает в толще воды.

15) Большую часть жизни ланцетник проводит зарывшись в песок, выставив наружу передний конец тела.

16) Личинка ланцетника ведёт паразитический образ жизни.

Максимальный балл 16.

История открытия ланцетника и систематизации его как вида.

1)Русский зоолог Симон Паллас впервые описал в 1774 г. европейского ланцетника, встречающегося в Черном море. Паллас принял ланцетника за моллюска и назвал “ланцетовидным слизнем”. Только через 60 лет другой ученый, отнесет ланцетника к хордовым животным.

2) Исследуя зародышевое развитие ланцетника, А. О. Ковалевский обнаружил, что образование первичной кишки у зародыша ланцетника совершается, как у беспозвоночных, а развитие нервной системы, - как у позвоночных. Таким образом, как во взрослом, так и в зародышевом состоянии в ланцетнике странно смешиваются признаки как позвоночных (нервная и кровеносная система, жабры, хорда), так и беспозвоночных (сегментарное строение тела, выделительные органы, развитие первичной кишки, бесцветная кровь) животных.

А. О. Ковалевский пришёл к выводу, что ланцетник занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными и этим связал два больших раздела животного мира.

3) 1834 г. А.О. Ковалевский – доказал, что ланцетник переходная форма между беспозвоночными и позвоночными животными.Учёный мир, однако, не сразу понял и оценил революционизирующее значение работы А.О. Ковалевского.

Только в 1874 г. Э. Геккель, используя работу А. О. Ковалевского, реформирует систему животного мира.

Он устанавливает новый тип животных - хордовых, разделив его на 2 подтипа: бесчерепных, к которым отнёс около двух десятков видов ланцетников, и черепных, среди которых продолжал числить все шесть классов, позвоночных - круглоротых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей. Этому коренному пересмотру зоологической системы наука обязана в сущности А.О.Ковалевскому

Опорный конспект урока:


Ланцетник обитает в морях с соленостью 23-31 промиля на глубине 10-30 метров с песчаным грунтом, в который зарывается в светлое время суток, а активно перемещается – плавает ночью. Вода должна прогреваться от 17 до 30 градусов Цельсия и с достаточным содержанием кислорода и слабым течением, что определяет активность с весны до осени. Ланцетник является уникальным организмом – высоко диетическим продуктом, содержащим много белка и только 2 процента жира. Ланцетник питается мелкими организмами – планктоном, а сам служит пищей рыбам и лечебным питанием для человека.


Урок поможет раскрыть особенности строения хордовых на примере ланцетника, показать его приспособленность к среде обитания.

Описание разработки

Цель: раскрыть особенности строения хордовых на примере ланцетника, показать его приспособленность к среде обитания; научить школьников отличать беспозвоночных и хордовых животных; отработать умения работать с текстом учебника.

Задачи:

Сформировать знания у учащихся о представителе хордовых ланцетника, изучить его строение и место обитания, показать роль в природле и его практическое значение;

Активизировать и развивать мыслительную деятельность учащихся с помощью проблемного обучения; развивать творческие умения учащихся; развивать умение выделять главное из рассказа учителя, материала учебника и дополнительных материалов.

воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы; воспитание устойчивого интереса к предмету биологии; воспитание бережного отношения к общественным насекомым путем обозначения их роли в природе и жизни человека.

Методы наглядные, наглядные, иллюстративные.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, определие целей и задач урока.

Индивидуальная письменная работа

(из конверта каждому ученику выдаются вопросы для письменного ответа (1 вопроса на учащегося)).

Каковы особенности рабочей пчелы?

Каков состав пленинной семьи, обязанности пчел?

Как устроен муравейник, каковы их особенности и значение в природе?

В чем особенности строения комнатной мухи и ее личинки, каковы их сходства и различия?

Какие представители отряда двукрылых приносят пользу человеку и в чем она заключается?

Каковы особенности внешнего строения представителей отряда Жесткокрылые?

Какие предстовители отряда жесткокрылых являются вредителями сельского хозяйста, каковы меры борьбы с ними?

Почему майского жука и паука - крестовика относят к разным классам, но одному типу?

Каковы особенности строения и значение представителей отрядов Клопы и Равнокрылые?

В чем сходство и различия строения и образа жизни бабочки и гусеницы? Какое значение имеют эти различия?

Урок биологии Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Краткая характеристика типа хордовых

Постановка проблемы.

Как называется животное, занимающее промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными?

Какие знания об этом животном привлекли к нему большое внимание со стороны ученых?

Что значит занимать промежуточное положение?

Изучение новой темы.

Каких животных называют беспозвоночными?

Что такое хорда? Какие животные ее имеют?

Организуется работа с учеебником параграф 36. По окончанию работы проводится беседа с учащимися. Учащиеся отмечают что неизвестное животное – это ланцетник.

Учитель раздает задания для самостятельной работы в группах.

Группа 1: Чем отличается ланцетник от всех остальных животных, имеющих внутренний скелет?

Группа 2: Какую более крупную группу образуют бесчерепные и позвоночные животные? Почему позвоночные относятся к хордовым?

Группа 3: Почему ланцетник – это низшее хордовое животное? В чем заключается примитивность его строения?

По окончанию учащиеся презентуют свои ответы.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

7 сынып 38 сабағы / урок 38 Дата:02.02.2015

Сабақтың тақырыбы: Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Краткая характеристика типа хордовых. Ланцетник – представитель бесчерепных. Место обитания и особенности строения ланцетника. Роль в природе и практическое значение.

Сабақтың мақсаты: раскрыть особенности строения хордовых на примере ланцетника, показать его приспособленность к среде обитания; научить школьников отличать беспозвоночных и хордовых животных; отработать умения работать с текстом учебника.

Сабақтың міндеттері:

Сформировать знания у учащихся о представителе хордовых ланцетника, изучить его строение и место обитания, показать роль в природле и его практическое значение;

Активизировать и развивать мыслительную деятельность учащихся с помощью проблемного обучения; развивать творческие умения учащихся; развивать умение выделять главное из рассказа учителя, материала учебника и дополнительных материалов.

воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы; воспитание устойчивого интереса к предмету биологии; воспитание бережного отношения к общественным насекомым путем обозначения их роли в природе и жизни человека.

Сабақтың түрі: комбинированный.

Сабақтың әдісі: наглядные, наглядные, иллюстративные.

Сабақтың барысы:

I. Ұйымдастыру кезеңі

Приветствие учащихся, определие целей и задач урока.

II. Үй тапсырмасы тексеру

Индивидуальная письменная работа

(из конверта каждому ученику выдаются вопросы для письменного ответа (1 вопроса на учащегося)).

Каковы особенности рабочей пчелы?

Каков состав пленинной семьи, обязанности пчел?

Как устроен муравейник, каковы их особенности и значение в природе?

В чем особенности строения комнатной мухи и ее личинки, каковы их сходства и различия?

Какие представители отряда двукрылых приносят пользу человеку и в чем она заключается?

Каковы особенности внешнего строения представителей отряда Жесткокрылые?

Какие предстовители отряда жесткокрылых являются вредителями сельского хозяйста, каковы меры борьбы с ними?

Почему майского жука и паука- крестовика относят к разным классам,но одному типу?

Каковы особенности строения и значение представителей отрядов Клопы и Равнокрылые?

В чем сходство и различия строения и образа жизни бабочки и гусеницы? Какое значение имеют эти различия?

III. Жаңа сабақ

Постановка проблемы.

Как называется животное, занимающее промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными?

Какие знания об этом животном привлекли к нему большое внимание со стороны ученых?

Что значит занимать промежуточное положение?

Изучение новой темы.

Каких животных называют беспозвоночными?

Что такое хорда? Какие животные ее имеют?

Организуется работа с учеебником параграф 36. По окончанию работы проводится беседа с учащимися. Учащиеся отмечают что неизвестное животное – это ланцетник.

Учитель раздает задания для самостятельной работы в группах.

Группа 1: Чем отличается ланцетник от всех остальных животных, имеющих внутренний скелет?

Группа 2: Какую более крупную группу образуют бесчерепные и позвоночные животные? Почему позвоночные относятся к хордовым?

Группа 3: Почему ланцетник – это низшее хордовое животное? В чем заключается примитивность его строения?

По окончанию учащиеся презентуют свои ответы.

IV. Сабақтың бекету

Заполните пропуски в тексте.

Ланцетник относится к подтипу. Как иу всех предстовителей типа . центральная часть нервной системы расположена на . стороне тела, над.

Под хордой расположена. система,передний отдел которой пронизан. щелями. Кровеносная система. типа, состоит из . брюшного и отходящих от них мелких. Функции сердца у ланцетников выполняют. Хорда выполняет роль. У одних она сохраняется в. а у других только.

Читайте также: