В чем заключались предпосылки развития меценатства в россии конца 19 начала 20 века кратко

Обновлено: 28.06.2024

История благотворительности и меценатства в России

В период правления Петра I Великого произошел переход к созданию системы пожертвований и организации специальных учреждений по оказанию социальной помощи. Эти организации имели план и правила работы. Были законодательно определены группы населения, которые могут рассчитывать на помощь: нетрудоспособные солдаты, инвалиды, незаконнорожденные дети и сироты. Будущий император предложил создать светские больницы, приюты для инвалидов и детские дома наподобие тех, которые он видел в Англии, Франции и Голландии. Учреждения были созданы, но их количества было недостаточно. Детей, инвалидов, стариков, нуждающихся в помощи, распределяли по монастырям. Раздача милостыни каралась штрафом, но делать пожертвования больницам было можно. Также был введен налог, который взимался из жалования для содержания больниц и пациентов. Далее под влиянием идей европейского просвещения произошло дальнейшее развитие благотворительности. В 1775 году Екатерина II ввела приказы общественного призрения, учреждения социальной направленности, в управлении которых находились народные школы, госпитали, приюты для больных и умалишенных, больницы и др. Отдельным лицам и ассоциациям было разрешено создавать благотворительные учреждения, финансировались они за счет пожертвований дворян. В это время начало формироваться и меценатство, так как возник интерес к светской культуре. Этот период характеризуется расцветом дворянского меценатства и связан с всем известными фамилиями: Шувалова, Строганова, Демидова, Румянцева, Шереметьева.

Пик меценатства в Российской империи также приходится на середину XIX — начало XX века. В это время значительный вклад вносят купцы. Они открывают музей и театры, возрождают ремесла и промыслы. Имения купцов становятся культурными центрами, куда съезжаются художники, писатели и поэты, актеры. Имена самых известных из них — Мамонтова, Морозова, Третьякова — до сих пор широко распространены. Расскажем об их деятельности более подробно.

Российская государственная и частная благотворительность со второй половины 19 в. существовала в основном на пожертвования купечества. Особенно велики заслуги этого сословия для развития благотворительных учреждений в Москве. Представители известных купеческих династий: Алексеевы, Бахрушины, Баевы, Боевы, Лямины, Мазурины, Морозовы, Солодовниковы, Хлудовы и другие — построили на свои средства десятки благотворительных учреждений и заведений, снабдили их современным по тем временам медицинским оборудованием.


Всего в Москве к началу 20 в. насчитывалось 628 благотворительных заведений: богаделен, приютов, временных убежищ и общежитий, ночлежных домов, бесплатных и дешевых столовых и чайных, домов трудолюбия, общин сестер милосердия, амбулаторий и т. д. Формы помощи в них отличались также большим разнообразием: предоставление жилья, ночлега, бесплатных обедов, выдача единовременных или постоянных денежных и натурных пособий, врачебная помощь, оплата лекарств. Приблизительно такую же структуру имела и благотворительность в других городах Российской империи.

Меценатство как поддержка частными лицами культуры, науки и искусства получило развитие в России с 18 в., когда в стране возникли предпосылки для образовательной, музейно-собирательной и памятнико-охранительской деятельности. В городских дворцах и загородных дворянских усадьбах собирались замечательные коллекции памятников западноевропейского искусства, обширные библиотеки. Однако лишь отдельные представители российской аристократии 19 — начала 20 в. — Н. И. Румянцев, А. С. Уваров и П. С. Уварова, М. К. Тенишева, Ю. С. Нечаев-Мальцев и другие дарили свои коллекции государству или жертвовали большие средства на устройство новых музеев.

Расцвет меценатства наступил во второй половине 19 в. благодаря российскому купечеству, придерживавшемуся православных традиций помощи ближнему и поддержки культурных общественных учреждений. Нередко меценатство становилось обязательным для многих купеческих семей. Каждый большой и малый город имел таких покровителей, но московские меценаты славились по всей России. Знаменитый род промышленников Морозовых оставил после себя множество памятников культурно-просветительской деятельности. Так, на средства Марии Федоровны и Феодосии Ермиловны Морозовых строились и украшались многие старообрядческие храмы, Сергей Тимофеевич Морозов построил в Леонтьевском переулке Кустарный музей, а Савва Тимофеевич — великолепное здание Художественного театра.

Профессиональными благотворителями называли современники семейство купцов Бахрушиных, щедро жертвовавших миллионы на строительство храмов, домов с бесплатными квартирами. Александр Алексеевич Бахрушин передал на строительство здания театра Корша (теперь МХАТ им. Горького на улице Москвина) крупную сумму денег. Но более всего помнят москвичи и россияне Алексея Александровича Бахрушина — основателя знаменитого театрального музея, подаренного хозяином в 1913 г. Академии наук.

Не менее известными покровителями культуры были и московские купцы Щукины. Меценатство и коллекционирование — давняя традиция этой семьи. Петр Иванович, собравший огромную коллекцию памятников русского искусства, выстроил на свои деньги здание музея на Грузинской улице, а затем в 1905 г. подарил его Историческому музею с собранием насчитывавший около 24 тыс. предметов! Его брат Сергей Иванович собрал замечательную по полноте коллекцию современной западноевропейской живописи, ставшую позже украшением Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Основу крупнейшего в мире музея русского искусства — Третьяковской галереи составила коллекция купца Павла Михайловича Третьякова, переданная им в 1892 г. в дар Москве.

Крупный железнодорожный промышленник Савва Иванович Мамонтов, человек разносторонне одаренный, большой знаток и ценитель искусства, создал в своем имении Абрамцево своеобразный творческий кружок, объединявший таких талантливых мастеров русского искусства, как В. Д. Поленов, М. А. Врубель, В. М. Васнецов, В. А. Серов и другие. На сцене Частной оперы в Москве, основанной на средства Мамонтова, расцвел гениальный дар Ф. И. Шаляпина.

К сожалению, Октябрьская революция 1917 г. разрушила сложную систему благотворительности, заменив ее унифицированной сетью государственных заведений. С уничтожением частной собственности погибло как явление и меценатство. Многие благотворители и меценаты в одночасье стали нищими или же были вынуждены эмигрировать. Большинство же из оставшихся охраняли свои собрания вплоть до их национализации.

В 1920 — 1930 гг. почти все частные музеи, завещанные городу и стране, вопреки воле бывших владельцев были ликвидированы и их коллекции вошли в состав крупнейших музеев.
Лишь с конца 1980-х гг. в стране стали создаваться политические и социально-экономические условия для возрождения забытых традиций милосердия и меценатства, и ныне появляются новые предприниматели, жертвующие на реставрацию и сооружение храмов, поддержку науки, культуры и искусства, здравоохранения, издательскую деятельность.

Темпы развития меценатства и благотворительности как социального явления во второй половине XIX - начале XX столетия определялись объективными и субъективными предпосылками. К объективным относятся ряд процессов в этот период времени в российском обществе, определивших направления деятельности наиболее ярких представителей класса буржуазии и дворянства в России.

К социально-экономическим предпосылкамможно отнести проведение экономических реформ, благоприятно сказавшихся на финансовом положении купеческих династий. Они сформировали капиталы, впоследствии служившие источником благотворительных вложений в социальную сферу, культуру.

К социально - культурным предпосылкамна макро - уровне можно отнести культурный подъем, появление новых направлений в различных областях искусства. На микро - уровне к этим предпосылкам можно отнести влияние культуры на формирование личностей меценатов, а также их близость к народной культуре, традициям, обычаям, привычкам, образу мышления отцов и дедов.

К социально - религиозным предпосылкамможно отнести тот факт, что многие из купеческих династий являлись старообрядцами, имели устойчивые связи с этой общиной. Христианские постулаты как старообрядцев, так и "новой" церкви играли большую роль в семейных традициях российских купцов, особенно первых поколений. Ряд известных меценатов вряд ли можно охарактеризовать как верующих (например, С.Т. Морозова). Тем не менее, семьи, родители будущих меценатов наложили отпечаток на эту сторону их сознания, поведения.

К социально - политическим предпосылкам, можно отнести некоторые послабления цензуры в период правления Александра II, возможность относительно свободно (в сравнении с 1825-1855 гг.) выражать свои взгляды, в том числе, в области театрального искусства и художественного творчества.

К субъективным показателям явления меценатства и благотворительности отнесем личностные характеристики российских предпринимателей, определившие направления их социальной деятельности, а также ее масштабы. Российские меценаты и благотворители - люди уникальной судьбы, которые избрали для себя дело культурного и социального созидания, служения возвышенным целям, отдельным людям и обществу в целом. Многие из российских предпринимателей - меценатов олицетворяют лучшие стороны Человеческой личности. Они чувствовали острее, чем современники, потребности общества, отдавали талант, ум, энергию, душу общественно полезному делу.

Функции меценатства

Как любое социальное явление меценатство выполняло конкретные функций:

Коммуникативная функция.Культурные учреждения, созданные меценатами, организации просветительских мероприятий способствовали сближению высокой и массовой (народной) культуры в России в изучаемое время. Меценатство выступало в роли проводника между этими двумя структурными составляющими культуры как социального института, способствовало сближению этих двух аспектов - высокой и народной - отечественной культуры. Разделив понятие культуры на три составляющие: производителя культурных ценностей - распространители - потребители культуры, - отечественных меценатов можно отнести ко второй части связующего звена между "производителем" и "потребителем" культуры. Они содействовали сохранению произведений российской и зарубежной культуры для потомков, кросс - генерационной культурной коммуникации.

Функции формирования социального сознаниячленов российского общества Музеи, галереи, театры, выставки, созданные при финансовой поддержке меценатов, влияли на социально - культурный облик россиян в конце XIX - начале XX столетий, способствовали формированию и определению социального сознания людей, их ценностных ориентаций, готовности к восприятию инноваций в различных сферах жизни общества.

Функция "социальной памяти".Театральный Музей А.А. Бахрушина, Третьяковская галерея, МХАТ существует и в настоящее время. Спектакли, поставленные во МХАТе, экспозиции, организуемые в художественной галерее и музее, способствуют приобщению современной публики к российской и зарубежной культуре, духовным и культурным ценностям прошлого и настоящего. Благодаря усилиям меценатов многие памятники истории культуры сохранены для потомков.

Изучение проблем меценатства и благотворительности, исходя из новой (по сравнению с советским периодом истории) политической и экономической ситуации в России, актуально с точки зрения восприятия опыта российских просветителей прошлого и начала нынешнего столетий в плане поиска финансовой базы для осуществляемых культурных начинаний.

+

9 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 9

Ответ

+

Оаоалаьатп а аталаьаташсл лился л о оста атататаламллилостм а а авталалалалаьь.

Ответ

+

Присоединение Ка­занского и Астраханского ханств обеспечило безопасность Российского государства на юге и юго-востоке, открыло пути для прямых торговых и политических контактов с восточными странами. Волга на всем ее протяжении стала русской рекой.

В состав Российского государства вошли многочисленные народы, населявшие территорию Поволжья. Они были земледельцами, скотоводами, вели активную торговлю по волжскому пути. Теперь их историческая судьба была тесно связана с Россией. Российское государство стало многонациональным

Ответ

+

Экономические причины Смуты:

* разорение хозяйства, причиненное опричниной;

* глобальное похолодание начала XVII века, вызванное взрывом вулкана в Южной Америке и вызвавшее в России голод;

* пресечение династии Рюриковичей Московских;

* низкая династическая легитимность Годуновых, которые не являлись даже младшими Рюриковичами;

* назревавший международный конфликт между Россией, Речью Посполитой и Швецией. Две указанных державы имели к России территориальные претензии;

* усиление крепостного права, введение заповедных и урочных лет;

* ухудшение положения горожан, рост налогов;

Ответ

+

зелёные деревья -зелёнЫМИ деревьями-Т.п. тяжёлые хлопья -тяжёлЫХ хлопьев-Р.п. сильная метель-сильнАЯ метель- В.п. голубая вода-голубОЙ воде-П.п. умная сова-умнОЙ сове-Д.п.

Ответ

+

В годы Гражданской войны сложился военно-политический союз советских республик, возникших на территории Российской империи. В 1920—1921 гг. между РСФСР и другими республиками были заключены договоры о финансово-экономическом союзе. После окончания Гражданской войны на повестку дня встал вопрос о создании единого государства.
Острые споры о том, каким будет новое государство, возникли в Политбюро ЦК РКП (б). И. В. Сталин предлагал включить Украину, Белоруссию и Закавказье в состав РСФСР на правах автономных республик. Таким образом, речь шла о создании унитарного государства. В. И. Ленин назвал идею автономиза-ции в корне неверной. Он настаивал на равноправном объединении республик.

Ответ

+

В середине XVI в. ко всем различиям добавился религиозный раскол, поскольку именно на юге получила наиболее широкое распространение новая вера — кальвинизм, последователей которого во Франции называли гугенотами.

Ответ

+

В экономике- разорение хозяйства из-за Ливонской войны, голод 1603-1612, рост налоговв политике- династический кризис, борьба за власть,появление самозванцевв социальном- ухудшение положение крестьян, увеличение повинностей.

Ответ

+

Ли по обоим берегам реки шириной от 1 до 20 км,
расширяющейся в дельте.
Раз в году Нил выходил из берегов, и поток воды, круша все на своем пути, заполнял долину. Разливы были бедствием для обитателей долины, но они приносили частицы плодородного ила. Земля здесь давала невиданные урожаи, но для этого необходимо было создать сложные ирригационные сооружения.
Первые государства в Египте называют номами. В IV тысячелетии в Египте образовалось около 40 номов. Потребности развития земледелия вели к объединению всей долины Нила. Постепенно осталось только два больших государства — Верхний и Нижний Египет. Верхний Египет (южное царство) находился в верхнем течении Нила, Нижний Египет (северное царство) — в нижнем течении Нила. Примерно в 3000 г. до н.э. правителю Верхнего ЕгиптаМине удалось объединить страну. Правителей Египта называют фараонами.
Историю Древнего Египта делят на Раннее (3000 — 2800гг. до н.э.), Древнее(2800 — 2250 гг. до н.э.), Среднее (2050- 1750 гг. до н.э.), Новое (1580—1085 гг. до н.э.) и Позднее (1085 — 525 гг. до н.э.) царства, которыми правили фараоны примерно 30 династий.
Главным занятием египтян было земледелие. Мягкий нильский ил взрыхляли мотыгой или легким плугом. Египтяне долгое время пользовались деревянным серпом с микролитами. Позже появились орудия из меди и бронзы.
В египетских документах говорится о ремесленниках многих десятков профессий. Их труд считался более тяжелым, чем труд
земледельцев.
Еще в глубокой древности общины в Египте исчезли, и все население было объединено под властью фараона. Ежегодно чиновники проводили смотр детей, достигших трудо возраста. Сильных юношей они отбирали в войско, самых сообразительных назначали младшими жрецами. Остальных распределяли по различным специальностям. Кто-то становился земледельцем, кто-то строителем, кто-то ремесленником.
Первоначально земледельцы трудились в хозяйствах фараона, знати и храмов в составе рабочих отрядов. Позже им стали выделять участок пашни. Также был организован труд ремесленников.

Читайте также: