План урока контрольная работа по теме деепричастие 7 класс

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Овчарова Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы

Тема: Деепричастие. Глагольные и наречные признаки деепричастий

Дать понятие о деепричастии как о части речи, обозначающей добавочное действие.

Повторить правописание слов с непроверяемыми орфограммами, развивать речь учащихся, умение правильно строить предложения с деепричастием.

Воспитывать творческую активность, коммуникативность, внимательность и воображение.

Оборудование и дидактический материал:

- карточки с глаголами, четверостишие – на доске, компьютер, учебник – русский язык 7 класс М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская.

1. Организационный момент.

Цель: настроить учащихся на работу; организация внимания; проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

Цель: актуализация знаний о причастии и причастном обороте.

- Ответы учащихся (читают по порядку, отвечают – по поднятой руке).

3. Словарная работа.

Цель: закрепить навык правильного написания словарных слов.

– А теперь вспомним, как пишутся некоторые словарные слова. Но называть я буду не слово, а, как обычно, его определение:

- абсолютный победитель соревнования (чемпион),

- массовое распространение какого-либо заболевания (эпидемия),

коллективный забег на дистанцию (кросс)

- приспособление для погружения под воду (акваланг) – почему он так называется?

- документ, подтверждающий оплату чего-либо (квитанция),

- дверь в заборе, ограде (калитка),

- искусственный водоём (бассейн),

- смешной портрет (карикатура),

- транспорт для переправы через водоём (паром).

- взаимопроверка (оценки карандашом).

4. Изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о деепричастии как особой формы глагола; знакомство с грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий; предупреждение ошибок при употреблении деепричастий в речи.

– Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Но сначала прочитаем четверостишие на доске:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

- Кто автор этого стихотворения?

- Найдите в этом предложении подлежащее (снег). Хорошо, а теперь скажите, что же снег делает в этом предложении?

-Лежит, а ещё? Блестит. Это происходит одновременно? А какое же действие главней, какое будет сказуемым? Почему вы так решили?

- Действительно, любой предмет может одновременно выполнять и 2, и 3, и 10 действий. Например, я сейчас стою, говорю, дышу, смотрю, думаю и т.д. Но всё-таки одни действия основные, а другие как бы вспомогательные, происходят попутно. Например, для вас из всех моих действий на уроке важно то, что я говорю, мне важно, что вы отвечаете или пишете.

4.1 Работа с текстом, спроецированным на доске.

- Объясните орфограммы и знаки препинания;

- Какими морфологическими средствами выразительности пользуется автор?

- Какие действия совершает тетерев (Сел, стал расцветать, подпрыгнул, крикнул; устроившись – устроился на мостике; завидев солнце – завидел солнце.)

- Являются ли эти слова глаголами? Чем они похожи на глаголы и чем отличаются от них? От каких слов зависят?

Под руководством учителя отмечается, что эти слова обозначают действие, но у них 1) нет привычных окончаний глаголов, 2) они не изменяются.

4.2 Наблюдение стр. 73-74 учебника.

1) Глагольные признаки деепричастия (таблица № 1).

2) Наречные признаки деепричастия таблица № 2 ( проецирование на доске).

Вывод: в деепричастии совмещены признаки глагола и наречия.

3) Выяснение синтаксической роли деепричастия в предложении.

- На доске – текст: подчеркнуть члены предложения, поставить к деепричастию вопрос от глагола – сказуемого.

5. Выполнение упражнения 161.

Цель: практическое применение полученных знаний.

- Читаем предложение. В чём ошибка? Почему она возникла? (несогласованность главного и добавочного действия, несоотнесённость действий к одному лицу).

1-2 предложение коллективно, 5,8 – самостоятельно. Проверка.

5.1 Творческая работа (учитель читает начало предложения – учащиеся записывают его в тетрадь целиком):

1) Под голубыми небесами великолепными коврами…(блестя на солнце, снег лежит). (А. Пушкин)

2) Раз царевна молодая, милых братьев…(поджидая, пряла, сидя у окна). (А. Пушкин)

3) Волк ночью… (думая залезть в овчарню, попал на псарню). (И. Крылов)

5.2 Комментирование текста. На слух выделить деепричастия, определить их роль в предложении, найти основное действие и добавочное к нему, доказать правильность своего ответа.

Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя; зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него. (А. Пушкин)

– С какой частью речи мы познакомились?

- Что о ней узнали?

7. Домашнее задание.

- Посмотрите внимательно дома вокруг себя, на окружающих, на улицу и подберите примеры, когда выполняется несколько действий одновременно. Запишите свои предложения, используя деепричастия.

Контрольная работа по теме "Деепричастие" для учащихся 7 класса состоит из заданий по предложенному тексту и тестовой части.

ВложениеРазмер
kontrolnaya_rabota_deeprichastie.docx 24.7 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

(Не)ожиданно подул ветер. Он прош_лся (в)доль берега зарябив зерк_ло воды и обломав сухие ветви. Солнце послав на землю последний луч спряталось в серую мглу. Вся природа затаив дыхание зам_рла в ожидании чего(то). Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.

И вот бе_шумно пош_л снег засыпая все (не)ровности на земле. Снежный ковёр изм_няя обычный наряд леса лёг на ветви берёз осин елей. Снег погл_тил все звуки и создав бе_конечные группы белых фигур погрузил лесное царство в мир безмолвия и покоя.

  1. Выпишите из текста по одному деепричастию совершенного и несовершенного вида, письменно докажите, что вы правильно выписали эти деепричастия.
  1. Выпишите из текста любые три деепричастия, добавив к ним частицу НЕ.
  1. Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами.

Волки (1) завязая по брюхо (2) отошли в поле (3) и легли (4) повернувшись мордами к деревне.

  1. Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами.

Днем волки (1) свернувшись в клубки (2) дремали (3) а она вскакивала (4) кружилась (5) утаптывая снег (6) и будила стариков.

Отправляя важную телеграмму,

1) всегда указывается обратный адрес.

2) обязательно укажите обратный адрес.

3) мне не хватило денег.

4) без обратного адреса её не примут.

  1. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки в употреблении деепричастного оборота.

1) Подойдя к воротам, мне стало страшно.

2) Светящийся след тянулся за катером, тая в отдалении.

3) Петя переплыв прибрежную глубину и добрался до отмели.

4) Дверь скрипя и покачиваясь от ветра.

  1. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.
  1. Она стояла, слегка запрокинув голову, и щурясь от яркого света
  2. Любка проснулась чуть свет и, напевая, стала собираться в дорогу.
  3. В эту минуту отворилась дверь, и в комнату, робко озираясь вошла девушка.
  4. Где-то каркали вороны, перелетая с ели на сосну, и сбрасывали с ветвей снег.
  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Засев однажды в шалаше и уютно устроившись я был уд_влен (не)обычайным зрелищем. Стая лебедей покружившись над заливом стала садит(?)ся на воду. Я с_дел на маленьком островке и затаив дыхание слушал и наблюдал. Изогнув дли(н,нн)ые шеи лебеди близко плавали вокруг островка. (Не)замечая меня они купались переговаривались. Я мог бе_шумно наблюдать этих чудес(?)ных птиц. Потом по какому(то) знаку брызгая водою лебеди вдруг стали подниматься и собравшись в стаю пот_нулись дальше на север. Выдерживая строй птицы (в)скоре пр_вратились в темные точки.

  1. Выпишите из текста по одному деепричастию совершенного и несовершенного вида, письменно докажите, что вы правильно выписали эти деепричастия.
  1. Выпишите из текста любые три деепричастия, добавив к ним частицу НЕ.
  1. Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами.

Боясь поверить своей догадке (1) он медленно повернул голову (2) и (3) увидев белого медведя (4) потянулся к ружью.

  1. Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами.

Радуясь оттепели (1) стрекотали сороки (2) а галки (3) перелетали с яблони на яблоню (4) садились на крышу (5) дергая черными хвостами (6) и переговаривались с сороками.

1) она показалась мне очень холодной.

2) мне расхотелось купаться.

3) я передумал купаться.

4) её температура была слишком низкой.

7. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки в употреблении деепричастного оборота.

2) Порывы ветра сдувая листву и ломая хрупкие ветки.

3) Подавая для приветствия руку, с нее снимается перчатка.

4) Витя вспомнив о забытом мяче и отправился за ним.

8. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

1) Надвигалась гроза, и туча набирая силу поднималась из-за леса.

2) Сдвинув на затылок косынку, и опираясь на швабру, девочка прибирала комнату.

3) Собака залилась громим лаем, но, узнав знакомого человека, успокоилась.

4) Залюбовавшись птицами, я забыл о еде и заворожённо сидел в шалаше.

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Из ельника прямо мне (под)ноги выкатился медвеж_нок. Малыш(?) склонив голову набок стал с уд_влением меня разглядывать. Я пок_зался медвеж_нку безобидным. Он засопел почёсываясь. В его (тёмно)бурой шубке причиняя боль торчали еловые иголки. Я погладив малыша стал вытаскивать их из шёрстки. (Не)уклюжий приятель сопел от удовольствия. Вдруг (с)права призывно урча вывалилась злющая медведица.

Прижался я к стволу лиственницы стараясь (с,з)держать дыхание. Спас меня малыш(?). Медвеж_нок увидев в зар_слях какую(то) птицу кинулся в чащу её дог_нять. Медведица развернувшись ринулась за ним

  1. Выпишите из текста по одному деепричастию совершенного и несовершенного вида, письменно докажите, что вы правильно выписали эти деепричастия.
  1. Выпишите из текста любые три деепричастия, добавив к ним частицу НЕ.
  1. Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами.

Стаи уток (1) вытянув шеи (2) высоко взлетали (3) и(4) покружившись (5) опять опускались (6) на воду.

  1. Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами.

Тропинка (1) извиваясь (2) шла вдоль высокого обрыва (3) а в тени (4) столетних маслин (5) резко поворачивая (6) уходила к деревне.

Увидев красный сигнал светофора,

1) водитель затормозил.

2) автомобиль остановился.

3) машина была остановлена.

4) движение на дороге прекратилось.

  1. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки в употреблении деепричастного оборота.

1) Машина поворачивая и проезжая по проселочной дороге.

2) Мальчики сев в лодку и отчалили от берега.

3) Проезжая мимо деревни, на меня напал Белый гусь.

4) Оставив вещи, мы вышли на улицу.

  1. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

1) Осенний ветер, нагоняя тучи, и, сдувая листья с деревьев, принес холода.

2) Между небом и землей, замирая, звенели трели жаворонков.

3) Солнце осветило горы, выделяя их на посветлевшем небе.

4) Березки, шелестя золотой листвой слегка покачивались и сверкали на солнце.

в соответствии с нормами проверки письменных работ за

отсутствие орфографических пунктуационных ошибок

отсутствие пунктуационных ошибок

Правильно выписано деепричастие, определен его вид и записан вопрос, на который деепричастие отвечает

Правильно выписаны три деепричастия и написаны раздельно с НЕ

Указаны верно все цифры, на месте которых стоят запятые при деепричастном обороте

Указаны верно все цифры, на месте которых стоят запятые при деепричастном обороте

Указано верно продолжение предложения

Указано верно предложение, в котором нет грамматической ошибки в употреблении деепричастного оборота

Указаны верно два предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. В ста.. в ту зиму х..дила молодая волчица (не)п…забывшая ребяч(?)их своих забав. 2. Днём волки св..рнувшись в клу..ки др..мали а она вскакивала кружилась утаптывая снег и будила стариков. 3. Волки нехотя п..днимались тыкались в неё холодными носами а она шутливо огрызалась кусая их за ноги. 4. Старые волчихи (не)доумевая и (не)поднимая голов п…глядывали на молодую пр…казницу.

5. Однажды ночью волчица поднялась и поб…жала в поле а за ней высунув языки (не)разб..рая дороги затр…слись старики. 6. Волчихи оставались л..жать потом и они поб..жали за стаей.

7. Волки б..жали по дороге а за ними ск..льзили ломаясь на снегу тени. 8. Снег в лучах луны бл..стел алмазами. 9. От деревн.. послышался звон бубенцов. 10. Казалось, что зазвенели пок..тившись по дорог… звёзды упавшие с неба. 11. Волки завязая по брюхо отошли в поле и легли повернувшись мордами к деревн.

(128 слов) (По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание в I вариант

Ответы на задания А1 – А6 записывайте словами или цифрами.

А1. Из предложений 5 – 11 выпишите деепричастия совершенного вида, выделите в них суффиксы_____________________________________________

А2. Из предложений 1 – 4 выпишите деепричастие, которое пишется с частицей НЕ раздельно._______________________________________________________

А3. Выпишите грамматическую основу предложения 4___________________

А4. Среди предложений 2 – 7 найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами, соединенными союзом И. Напишите номер этого предложения._________________________________

А5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами. Деепричастные обороты графически обозначьте.

Волки бежали по дороге,(1) а за ними скользили, (2)ломаясь на снегу,(3) тени._____________________________________________________

А6. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой._____________________________

В1. Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения 1.

В2. Спишите предложение 1 и сделайте полный синтаксический разбор

Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания

1. В ста.. в ту зиму х..дила молодая волчица (не)п…забывшая ребяч(?)их своих забав. 2. Днём волки св..рнувшись в клу..ки др..мали а она вскакивала кружилась утаптывая снег и будила стариков. 3. Волки нехотя п..днимались тыкались в неё холодными носами а она шутливо огрызалась кусая их за ноги. 4. Старые волчихи (не)доумевая и (не)поднимая голов п…глядывали на молодую пр…казницу.

5. Однажды ночью волчица поднялась и поб…жала в поле а за ней высунув языки (не)разб..рая дороги затр…слись старики. 6. Волчихи оставались л..жать потом и они поб..жали за стаей.

7. Волки б..жали по дороге а за ними ск..льзили ломаясь на снегу тени. 8. Снег в лучах луны бл..стел алмазами. 9. От деревн.. послышался звон бубенцов. 10. Казалось, что зазвенели пок..тившись по дорог… звёзды упавшие с неба. 11. Волки завязая по брюхо отошли в поле и легли повернувшись мордами к деревн.

(128 слов) (По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание II вариант

Ответы на задания А1 – А6 записывайте словами или цифрами.

А1. Из предложений 3 – 9 выпишите деепричастия несовершенного вида, выделите в них суффиксы.________________________________________

А2. Из предложений 1 – 4 выпишите деепричастие, которое пишется с НЕ слитно.__________________________________________________________

А3. Выпишите грамматическую основу предложения 11._________________

А4. Среди предложений 2 – 7 найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами, соединенными союзом И. Напишите номер этого предложения. __________________________________________________

А5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами. Деепричастные обороты графически обозначьте.

Волки нехотя поднимались,(1) тыкались в неё холодными носами,(2) а она шутливо огрызалась, (3)кусая их за ноги._______________________________

А6. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.______________________________________

В1. Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения 11.

В2. Спишите предложение 11 и сделайте полный синтаксический разбор

Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы

1. В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. 2. Днём волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. 3. Волки нехотя поднимались, тыкались в неё холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. 4. Старые волчихи, недоумевая и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.

5. Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, не разбирая дороги, затряслись старики. 6. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

7. Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. 8. Снег в лучах луны блестел алмазами. 9. От деревни послышался звон бубенцов. 10. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звёзды, упавшие с неба. 11. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.

(128 слов) (По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание в I вариант

Ответы на задания А1 – А6 записывайте словами или цифрами.

А1. Из предложений 5 – 11 выпишите деепричастия совершенного вида, выделите в них суффиксы_____________________________________________

А2. Из предложений 1 – 4 выпишите деепричастие, которое пишется с частицей НЕ раздельно._______________________________________________________

А3. Выпишите грамматическую основу предложения 4___________________

А4. Среди предложений 2 – 7 найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами, соединенными союзом И. Напишите номер этого предложения._________________________________

А5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами. Деепричастные обороты графически обозначьте.

Волки бежали по дороге,(1) а за ними скользили, (2)ломаясь на снегу,(3) тени._____________________________________________________

А6. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой._____________________________

В1. Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2) Проснулся прошелся по комнате наполненной свежим летним воздухом.

3) Не спеша подошел я к полке с книгами.

4)Удивленный моим появлением Михаил привстал с кресла.

А2. В каком предложении допущены ошибки в постановке знаков препинания?

1) Круглые глаза птицы, не мигая, смотрели на вечернее солнце

2) Поезд, не останавливаясь летел в неизвестном направлении.

3) Ручьи, журча и извиваясь и меж собой перекликаясь, в долину гулкую спешат.

4) Подготовившись, можно успешно сдать экзамены.

А3. От какого глагола нельзя образовать деепричастие?

1) крыть 2) лить 3) жить 4) бегать

А4. Отметьте деепричастия совершенного вида.

1) закричав 2) выступая 3) придумывая 4) балуясь

А5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Создавая роман-трилогию,

1) привлекались документально подтвержденные данные.

2) писатель использовал подлинные документы эпохи.

3) были использованы подлинные документы эпохи.

4)документы эпохи подтверждали достоверность событий.

А6. Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены)

1) Закончив письмо Нина перечитала написанное и удивляясь своей открытости заклеила конверт.

2) Занесенная за ночь снегом тропинка выглядела ослепительно белоснежной.

3) Иди не оглядываясь чтобы не попасть в беду.

4) Изучив мир животных сможешь легко разобраться в их повадках.

А7. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастия.

1) Готовясь к экзамену, ученики провели серьезную работу.

2) Проверяя полученные результаты, был проведен повторный опыт.

3) Создавая живописное полотно, художник использовал масло.

4) Увидев красный сигнал светофора, водитель затормозил.

А8. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

1) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;

2) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;

3) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;

4) навзничь, объевшись, белая, двигая.

Прочитайте текст и выполните задания В1-В7.

В1. Среди предложений 1-5 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

В2. Среди предложений 1-6 найдите СПП (сложноподчиненные предложения). Запишите номера этих предложений.

В3. Из предложений 10-13 выпишите деепричастие несовершенного вида.

В4. Среди предложений 11-15 найдите простое осложненное предложение. Запишите его номер.

В5. Среди предложений 7-12 найдите предложение с причастным оборотом. Запишите его номер.

Читайте также: