План урока конституция основной закон страны

Обновлено: 08.07.2024

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом,
  • расширение правового кругозора обучающихся, привитие навыков коммуникативной деятельности.
  • воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к государственным символам и Основному закону страны.

ХОД УРОКА

Я рада вас видеть на уроке на сегодняшнем уроке. Надеюсь, как всегда он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Итак, начнем наш урок.

Ребята, скажите пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность? (паспорт, свидетельство о рождении)

Какую информацию можно извлечь из паспорта. (ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).

Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение ученика? (дневник)

Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ? (да, Конституция)

Самым важным документом для нашего государства, является Конституция. А с чем у вас ассоциируется это слово?

Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации

Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).

Конституция – Основной Закон государства

  • Как устроено государство
  • Как образованы органы власти
  • Каковы права и обязанности граждан.
  • Герб, гимн, флаг и столица государства

Вопрос: В каком государстве и когда была принята первая Конституция? "Конституция США 1787 г., Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Франция".

Вопрос: Когда в России поставил вопрос о введении Конституции?

Ответы с мест: "1. декабристы – Конституция Муравьева; законопроект Павла Пестеля. 2. Манифест 17 октября 1905 г."

После 1917 года было 4 советских Конституции, они часто менялись, так как они носили идеологический характер. С распадом СССР советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г., прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая российская конституция.

Как основной закон страны, она обладает высшей юридической силой.

Используя текст учебника на стр. 187, докажите, что Конституция – это основной закон страны. (имеет высшую юридическую силу, все законы должны ориентироваться на конституцию)

Вывод Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ (работа с текстом) Проанализируйте данный документ.

Конституция РФ

Конституция РФ — не только сложный, но и достаточно большой политико-правовой документ: он состоит из краткой вступительной части (преамбулы) и двух разделов.

Преамбула – это вступительная, вводная часть.

В первом разделе содержатся все основные положение Конституции. В нем 9 глав, 137 статей.

Почему не законодательный орган страны принял Конституцию, а все взрослое население. (это основной закон страны, по которому живет каждый, надо знать мнение всех)

Обратите внимание на ст. 3 Единственным источником власти является народ.

Физминутка.

Конституционный строй (схема)

В первой главе Конституции РФ дается характеристика форме государства.

Но прежде, скажите что входит в понятие форма государства.

Какие бывают формы правления (Республика, монархия)

Какие бывают формы государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация)

Какие бывают формы правления политического режима (демократический, тоталитарный, авторитарный)

Работая в группах с главой 1 Конституции РФ ст. 1, 2, 3, 5 ч.1, 6 ч.2, 10, 11 ч.2, 13 ч.3, заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. На работу 5 мин.

Итак, назовите форму нашего государства (республика)

Докажите статьями главы 1, что у нас республиканская форма правления. (ст. 1, 3)

Докажите статьями главы 1, что у нас федеративное государственное устройство. (ст. 1, 5, 11)

Россия состоит из равноправных субъектов федерации.

Пользуясь статьей 65 Конституции РФ назовите субъекты федерации.

Города федерального подчинения – 2

Автономная область –1

Автономные округа – 4

Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство, остальные субъекты – Устав и законодательство

А в каком субъекте РФ мы живем?

А как вы думаете, легче управлять федеративным или унитарным государством?

Именно поэтому весь многонациональный народ принимал Конституцию.

Докажите статьями главы 1, что у нас демократический режим. (Ст. 1, 2, 3, 10, 13)

Представьте такую ситуацию:

Я участвую в митинге протеста, это пример демократического государства?

Какая партия имеет больше прав Единая Россия или ЛДПР?

Демократический режим и форма правления взаимосвязаны. Одним из принципов демократического режима является принцип разделения властей.

Назовите три ветви государственной власти.

Кто представляет законодательную власть?

На основания ст. 94,95 опишите структуру законодательной власти РФ

Кто является председателем Государственной Думы?

Кто осуществляет исполнительную власть

Имя председателя правительства РФ

Кем осуществляется судебная власть

Виды судов на основании ст. 118 ч. 2

Кто является главой государства? (президент)

Назовите имя президента.

Кто был первым президентом.

Кто был вторым президентом.

А почему президент не входит не в одну из ветвей власти? (Он является главой государства и занимает особое положение в системе органов государственной власти, контролирует их)

Мы с вами на основе Конституции РФ разобрали форму нашего государства.

А идеальна ли наша Конституция, как основной закон страны.

Спасибо всем, что вы высказали свое мнение. Я предлагаю вам послушать мнение президента РФ Д.А. Медведева о нашей Конституции, которое он озвучил в 2008 г., на торжественном заседании, посвященном 15-летию конституции (видео).

И все же никто из нас не будет отрицать ведущую роль Конституции РФ как основного закона нашей страны. А мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.

Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от нас страна!

Сегодня мы только начали изучение Конституции РФ, на следующем уроке мы приступим к изучению главы 2 «Права и свободы человека и гражданина, которая играет важное значение в жизни каждого человека.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: урока Конституции Российской Федерации- основной закон страны

образовательные : ознакомиться с основными положениями по истории развития конституционности в России; главными статьями Конституции Российской Федерации о правах, свободах и обязанностях граждан России; знать символику нашего государства;

развивающие : совершенствовать правовую грамотность, навыки восприятия политической терминологии; навыки публичного выступления;

воспитательные : воспитывать личную и гражданскую ответственность за умение жить в согласии в поликультурной и многонациональной стране; формировать осознанное представление о становлении и развитии демократического государства, о правах и обязанностях граждан России; формировать гражданскую активность учащихся на всех уровнях самоуправления.

Время проведения:

Оснащение и оборудование:

Пренебрежение Конституцией есть пренебрежение самими основами российской государственности.

Наша Родина богата

Конституцией сильна,

И от всех защищена.

Всё решают деликатно

Без излишней суеты

Конституции статьи -

Бережет порядок, сон

Конституции закон!

1 слайд Как называется самый главный закон РФ?

Ответ: Конституция РФ. Правильно! Сегодня на уроке мы познакомимся с Конституцией, ее основными разделами и статьями, я вам расскажу про ваши права и обязанности , выясним ее отличительные особенности от других законов, выясним основные принципы, заложенные в Конституции и рассмотрим из каких частей состоит Конституция РФ и дадим им краткую характеристику.

А какая наша Конституция? Как вы думаете? Я вам предлагаю хорошо подумать и рассказать о нашей Конституции. Я буду показывать вам первую букву, а вы должны на эту букву сказать слово.

Напиши словечко

К - кодекс, конвенция;

О – общество, обязанности, ответственность; основная

Н - народ, нация, независимость,

С - созидание, согласие, содружество;

Т - территория;

И - инициатива, инаугурация;

Т - толерантность;

У - управление, урегулирование, установление;

И - исполнитель;

Из всех юридических документов наиболее известна широкому кругу граждан –это Конституция. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть Конституция. Конституциями гордятся, на них приносят присягу главы государств, ими укрепляют государственную власть. Сегодняшняя Конституция- прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений. Это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны- Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов- норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.

ПОКАЗАТЬ ФИЛЬМ КОНСТИТУЦИЯ

Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы . Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека. Так и появились на свет Всеобщая декларация прав человека, Конвенция по правам человека, Конституция.

ПОКАЗАТЬ ФИЛЬМ ИСТОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

2 слайд Слово конституция происходит от латинского установление, устройство. Конституция – это основной закон страны, определяющий её государственное устройство, основные права и обязанности граждан

Итак, Конституция – это Основной Закон государства. Это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором учреждаются основные принципы устройства общества и государства; устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления; закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Конституция любого государства представляет собой акт высшей юридической силы. Она служит основой (фундаментом) для принятия всего действующего законодательства страны, обладает верховенством по отношению к другим нормативно-правовым актам, которые не могут ей противоречить. Конституция регулирует наиболее важные, ключевые для жизни общества отношения, связанные с организацией государственной власти, основами государственного строя, правами, свободами и обязанностями человека и гражданина.

Сегодня 12 декабря исполняется двадцать три года со дня принятия Конституции Российской Федерации на всенародном референдуме. Конституционные нормы являются неотъемлемой частью нашей жизни. И сегодня мы ответственны за сохранение ценностей, провозглашенной Российской Конституцией, за укрепление основ государственности и воспитания патриотического духа. Процветание, мир, экономическая и социальная стабильность общества невозможны без соблюдения правовых норм, установленных Основным Законом государства.

Опора на Конституцию России делает нашу жизнь стабильной, гражданские права гарантированными и защищенными. Это дает надежду на будущее молодому поколению.

Слайд 3-17 Давайте пролистаем страницы истории

Дети рассказывают про историю Конституций разных лет

После Шеховцова А

К 20-летию Конституции в 2013 году Президент России Владимир Путин сказал:

Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции. Конституцию называют Основным законом страны.

В ней нет ни слова о вопросах эволюции,

В ней говорится об основах Конституции.

Страна Россия - здесь нет охлократии

У нас существует только демократия.

Россия является государством правовым

Здесь власть принадлежит людям самим.

Если народ захочет изменения,

Власть осуществит их через органы самоуправления.

Все ресурсы и земля в собственности частной,

Муниципальной, государственной, акционерной и властной.

Российская федерация – государство светское,

В 1991 году оно перестало быть советским.

Вторая глава включает в себя

Человека простого свободы, права:

Право на жизнь и свободу слова.

Все как обычно, словом, не ново.

-Что же это такое? (федеративное устройство основано на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов, а так же равноправии самоопределения народов Российской Федерации)

О федеративном устройстве третья глава .

Восемьдесят пять субъектов – у них есть права.

Языком государственным является русский.

Многонационален народ, талантлив, искусен.

Глава четвёртая – о президенте России.

Страной управлять не вправе пассивный.

В стране он обязан жить не менее десяти лет.

В богатстве словарного запаса равных ему нет.

О федеральном собрании глава номер пять.

В нем две палаты – об этом каждый должен знать.

Нижняя – Дума и Совет Федерации.

Они являются гордостью российской нации.

Гос. Дума разрабатывает законопроекты.

Совет Федерации меняет субъекты.

Они должны раздельно заседать,

Избираться могут лишь лет на пять.

В руках правительства власть исполнительная,

Пополняет бюджет оно неукоснительно.

Председатель назначается президентом и Думой.

Недавно назначили Медведева без всяких раздумий.

Руководит сторонами жизни общественной:

Культурной, финансовой, социальной естественно.

Об этом подробнее можно узнать в главе номер шесть

Не ленись прочитать!

Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления новой Конституции в законную силу, прекращается действие прежней Конституции.

Слайд 18 Российская Федерация – Россия - это демократическое, федеративное, социальное, правовое государство с республиканской формой правления.

Россия - демократическое государство . Это значит, что у нас закреплена власть всего многонационального народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно. Он выбирает руководителей органов власти и формирует органы местного самоуправления. Никто не может присвоить власть народа. Высшим выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Россия - федеративное государство. 85 Субъектов Федерации являются государственными образованиями и государствами. Так, например, Курская область считается государственным образованием, в состав России входят 22 республики, 46 областей, 9 краёв, одна автономная область – еврейская, 6 автономных округов, 3 города Федерального значения- Москва, Санкт- Петербург, Севастополь.

Российская Федерация - это правовое государство . Согласно Конституции России, в стране должен быть превыше всего закон. Его обязаны соблюдать все без исключения. Положение каждого человека, организации определено законом, правом. В тоже же время данный закон должен отражать интересы большинства населения. Все высшие должностные лица и законодательные органы выбираются на определённый срок, а не действуют пожизненно. Высшей ценностью в нашей стране является человек, его права и свободы. Государство обязано обеспечить условия для признания, соблюдения и защиты прав человека и гражданина.

Слайд 26 Наше государство – социальное . Внутренняя политика направлена на создание условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития личности. Государство должно организовать охрану здоровья и труда населения, установить гарантированный минимальный размер оплаты труда. Государство обязано обеспечивать поддержку семье, материнства, отцовства, детства, заботиться об инвалидах и пожилых граждан. В России действует целая система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В Конституции Российской Федерации конкретно раскрыты положения человека и гражданина в нашем государстве.

Права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Россия закрепляет за каждым из нас права и свободы, признанные международным правом.

В этом отношении характерны статьи Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблей ООН 10 декабря 1948 года.

Все права и свободы в России являются действующими. Их обязаны обеспечить государственные органы власти, органы местного самоуправления. Свои конституционные права человек может защитить в суде, вплоть до Международного Суда по правам человека в Гааге.

В то же самое время, осуществление своих прав и свобод человек должен корректировать, не нарушать прав и свобод других лиц. Все граждане нашего государства равны перед законом и судом, независимо от любых различий между людьми.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, любые организации не имеют права ограничивать права граждан.

Слайд 27- 35

Права и свободы имеют определенную классификацию в зависимости от сфер жизни человека.

Права и свободы:

личные (на жизнь, на защиту чести и достоинства, на невмешательство в личную жизнь, на тайну переписки и переговоров, на неприкосновенность жилища, право не подвергаться пыткам)

экономические (на частную собственность, на наследование, на свободное предпринимательство, на свободный и безопасный труд)

социальные (на достойный уровень жизни, на образование, на охрану здоровья, на социальное обеспечение, на отдых и досуг, на жилище)

политические (избирать и быть избранным, на управление делами государства, на политические объединения, на политические убеждения, право обращаться в различные инстанции, на мирные собрания, шествия, митинги и пикетирования)

духовные (на свободу мысли и слова, на свободу творчества, на защиту интеллектуальной собственности)

– Россия – наша страна?

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Защищён ли человек законом?

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Может ли человек владеть имуществом?

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

Слайды 36-50 символы Рф

показать видео герб, флаг, гимн

Показать видео ХРАНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ

Слайд 51 Заключение

Жизнь всегда будет ставить перед вами свои задачи. Решать их с позиции уважения к людям, к своей Родине, значит, нравственно расти, взрослеть. Будущее за вами, ребята, и каким оно будет- полностью зависит от только от вас- жить ли вам мирно или воевать, в достатке быть или в бедности, одному или в семье! Главное-правильно сделать свой выбор!

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВСЕ О КОНСТИТУЦИИ.РАЗРАБОТКА ОПРОБОВАНА.ПОМОЖЕТ В ПЛАНИРОВАНИИ.

КОНСТИТУЦИЯ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА

Цели урока:

Образовательная:

продолжить изучение программного раздела обществознания, посвященного Основному закону- Конституции

ознакомить учащихся с развитием конституционализма в нашей стране

сформировать знания о принципах правового государства, основах конституционного строя

Развивающая цель:

развитие умений работы с разными источниками информации (документ, книга, интернет-сайт)

систематизация знаний о правах и свободах человека и гражданина развитие логического мышления

Воспитательная цель:

содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции РФ, к законам и символам государства развитие навыков работы в группах

Задачи урока: актуализировать в сознании учащихся понятия

• характеристика основ государственного строя

Тип урока: комбинированный

Методы: слово преподавателя, презентация

Оборудование урока:

• Изображение государственных символов

• Конституция России (тексты)

• Всеобщая декларация прав человека (тексты)

• Карта России и сопредельных государств

Ожидаемые результаты:

обучающиеся смогут дать определение Конституции, получат понятие о её структуре;

смогут классифицировать основные права и свободы человека и гражданина, приводить примеры;

усвоят виды и содержание конституционных обязанностей человека и гражданина в РФ;

ответят на тестовые задания (рефлексия).

1) Понятие о Конституции, развитии конституционализма в нашей стране

2) Особенности принятия Конституции РФ 1993г.

3) Структура Конституции РФ

4) Конституционная характеристика РФ

5) Классификация прав и свобод человека и гражданина РФ

6) Виды и содержание конституционных обязанностей человека и гражданина РФ

7) Рефлексия ( работа с тестовыми заданиями)

Конституция (от латинского соnstituto- устройство) - Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Вряд ли есть люди, которые бы не знали о том, что в нашем государстве есть Конституция, являющаяся своеобразным договором между народом, государством, обществом. Конституции часто критикуют, ими гордятся, на них приносят клятву, ими укрепляется государственная власть. Сегодня мы рассмотрим этапы становления конституционализма в нашей стране, каковы основы конституционного строя России, рассмотрим права и обязанности гражданина и человека

I. Основные этапы конституционного развития России

Первые попытки учреждения конституционного правления в России предпринимались еще в XIX в. Так, в начале века по указанию Императора Александра I официальные конституционные проекты были подготовлены М.М.Сперанским и Н.Н.Новосильцевым (Государственная Уставная Грамота Российской Империи); в 60-х - начале 80-х гг. XIX в. по инициативе Императора Александра II конституционные проекты готовились великим князем Константином , министрами внутренних дел П.А.Валуевым, М.Т.Лорис-Меликовым, Н.П.Игнатьевым и др. В них предусматривалось ограничение власти монарха выборным народным представительством и провозглашение минимума прав и свобод личности. Но ни один из них, к сожалению, не был реализован . .

Начало установления конституционного строя в России связано с революцией 1905 - 1907 гг. В августе 1905 г. были опубликованы нормативные акты об учреждении законосовещательной Государственной Думы, а 17 октября того же года - Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", в котором провозглашались основные гражданские свободы; в декабре 1905 г. были расширены избирательные права населения. 23 апреля 1906 г. Император Николай II утвердил в новой редакции "Основные государственные законы Российской Империи", которые по существу стали первой конституцией России. Однако переход к конституционной монархии не произошел, так как по новому избирательному закону от 3 июня 1907 г., принятому вопреки Основным государственным законам, резко ограничивались избирательные права подданных. Большинство депутатских мест закреплялось за представителями имущих классов, что делало Думу органом сословного, а не народного представительства. К тому же Верхняя палата Парламента -Государственный Совет - наполовину назначалась Императором. Реализации провозглашенных Манифестом 17 октября 1905 г. прав и свобод также не было

Попытка еще одной конституционной реформы инициировалась Государственной Думой в период кризиса в годы Первой мировой войны, но была^отвергнута самодержавием. Нерешенность насущных проблем России конституционным путем привела к очередной революции. Временное правительство России 1917 г. пыталось провести конституционную реформу через Учредительное Собрание, но не успело. После захвата власти большевиками в октябре 1917 г. под лозунгом скорейшего созыва учредительного Собрания начало его работы было отложено на январь 1918 г., но проиграв выборы даже в условиях развязанного большевистского террора, Ленин приказал в ночь с 5 на 6 января 1918 г, разогнать орган народного представительства. Это привело к резкой эскалации .Гражданской войны, в ходе которой погибли 15-20 млн.из 150млн. россиян, несколько миллионов эмигрировали. Основным лозунгом белого движения был лозунг созыва Учредительного Собрания для создания конституционного строя в России,

Следующая конституционная реформа началась в стране спустя 70 с лишним лет, несмотря на обилие советских конституций, все они носили формальный, декларативный характер .закрепляя монополию на власть правящего коммунистического класса на безальтернативной основе, и принимались под очередного вождя-Ленина, Сталина, Брежнева.

Глобальный кризис социализма , массовое недовольство населения вынудили советское руководство пойти на ограниченную конституционную реформу конца 80-х гг. 20 века , которая закончилась августовским путчем 1991 г., крахом СССР и мировой системы социализма .

Смена Конституции РСФСР 1978 г. была обусловлена следующими причинами:

Конституция РСФСР принималась в 1978 г. под Конституцию СССР 1977 г. и закрепляла положение России

как составной части Советской империи; в декабре 1991г. договор об образовании СССР от ЗОдекабря 1922г.

был аннулирован и СССР распался;

Конституция РСФСР в 1978 г. принималась под брежневский режим (как и все предшествующие « советские

Конституция РСФСР закрепляла монополию на власть КПСС, которая в 1991 г. развалилась;

формально Конституция РСФСР провозглашала власть Советов, но реально они были прикрытием власти

партаппарата КПСС, с упразднением КПСС власть Советов оказалась неэффективной;

выборы депутатов Съезда Советов РСФСР проводились весной 1990г. в условиях монопольного господства

КПСС и не соответствовали воле избирателей;

в 1992 г. в России начались радикальные экономическая, правовая и политическая реформы, в то время как

Конституция РСФСР закрепляла в экономике монопольную собственность госаппарата - так называемую

в России сложилась многопартийность;

введение поста и всенародные выборы Президента РФ с широкими полномочиями были не совместимы с

всевластием и безответственностью прокоммунистических Советов;

с крахом КПСС старая система власти разрушилась, а новая не была конституционно закреплена.

Таким образом, в начале 90-х гг. 20 века в России возникла острая необходимость принятия Конституции,

соответствующей общепринятым в мире стандартам.

Сопротивление коммунистической номенклатуры, избранной на Съезд Советов РСФСР и в Верховный Совет

РСФСР в 1990 г. в период монополии КПСС на власть, было главной причиной оттяжки принятия новой

Конституции. Первый Президент России Б.Н Ельцин, избранный всенародным голосованием в 1991 г., и

правительство пытались найти компромисс со Съездом народных депутатов РСФСР. Однако Съезд цеплялся

за власть любым путем, в том числе и провоцированием гражданской войны.

На всероссийском референдуме 25 апреля 1993г. о доверии Президенту Б.Н. Ельцину, об одобрении

социально-экономического курса , о досрочных выборах Президента и Верховного Совета РСФСР

абсолютное большинство россиян проголосовали за реформы. Однако коммунистическая номенклатура,

господствовавшая на Съезде Советов, отказалась подчиниться итогам референдума.

5 июня 1993 г. во исполнение решений референдума Указом.Президента РФ было открыто Конституционное

совещание по подготовке проекта новой Конституции для вынесения его на всенародный референдум, но 24

июня 1993г. Верховный Совет своим решением отказался сотрудничать с Конституционным Совещанием.

21 сентября 1993г. Президент вынужден был своим Указом распустить Съезд народных депутатов и

Верховный Совет и назначил референдум по принятию Конституции и выборы Парламента на 12 декабря

Сторонники Верховного Совета спровоцировали массовые беспорядки 3-4 октября 1993г., в результате

которых имелись человеческие жертвы. Президент и Правительство вынуждены были применить силу для

12 декабря 1993г. проект Конституции, выработанный Конституционным совещанием, был принят на

всенародном референдуме абсолютным большинством голосов и в соответствии со ст.1 Раздела второго

проекта Конституции вступил в силу в день официального опубликования итогов референдума -25 декабря

Какой можно сделать вывод о принятии нынешней Конституции?

Конституция РФ принималась в очень тяжелых для страны условиях, в обстановке политического и

новая Конституция юридически закрепила переход России в разряд стран с рыночной экономикой, уважением

к правам человека;

наша страна перестала быть советской, социалистической.

Конституционное право- ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя, взаимоотношений гражданского общества и государства, основы правового статуса личности, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядок и принципы их формирования и деятельность. III Структура Конституции РФ (схема проецируется на экран)

Ответы обучающихся

наша страна - Россия состоит из равноправных субъектов федерации - краев, областей, республик, городов

федерального значения и др.;

каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство, а остальные субъекты - устав и

законодательство (например, Ставропольский край);

но Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;

сейчас в Российской Федерации 83 субъекта.

IV Конституционная характеристика Российской Федерации (схема проецируется на экран) Идет групповое обсуждение конституционных характеристик РФ, учащиеся приводят примеры, учитель уточняет, ученики находят подтверждение в текстах Конституции РФ. V Учащиеся делятся на 6 групп, работают с текстами Конституции - классифицируют основные права и свободы

1 группа - политические права и свободы;

2 группа - экономические права и свободы человека и гражданина в РФ;

3 группа -личные права и свободы человека и гражданина;

4 группа - социально-культурные права и свободы;

5 группа - юридические права - гарантии человека и гражданина;

6 группа - работая с текстами Конституции РФ, делает подборку видов и содержания конституционных обязанностей человека и гражданина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Объяснить, что такое Конституция и какова ее роль в жиз­ни общества.

3. Рассмотреть с учащимися основные права и обязанности граждан России, зафиксированные в Конституции РФ.

4. Продолжать формировать основы правовой культуры.

5. Продолжать содействовать воспитанию гражданственно­сти, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.

6. Развивать у учащихся навыки работы с законами, норма­тивными документами и практического применения их в жизни.

♦ Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека.

Добиться усвоения учащимися основных понятий.

Объяснить, что такое Конституция и какова ее роль в жиз­ни общества.

Рассмотреть с учащимися основные права и обязанности граждан России, зафиксированные в Конституции РФ.

Продолжать формировать основы правовой культуры.

Продолжать содействовать воспитанию гражданственно­сти, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.

Развивать у учащихся навыки работы с законами, норма­тивными документами и практического применения их в жизни.

♦ Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека.

Эпиграф к уроку:

Право существует для пользы человечества.

Проверка домашнего задания.

Письменное задание в фор­ме диктанта и теста основным понятиям предыдущего урока (10 минут)

Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Что такое Конституция? (немного истории)

Правовой статус человека. Что означает быть гражданином России?

Основные права и обязанности человека и гражданина, за­фиксированные в Конституции РФ.

1. Что такое Конституция?

Вступ. слово учителя: Чтобы вы хотели узнать о конституции, какие вопросы рассмотреть?

Предложения учащихся, далее на доске план

Конституция - это как бы договор граждан с государством.

Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Что это значит?

Во-первых, то, что ее нормы выше любых других правовых норм, законов. То есть в государстве не может быть принят закон, который противоречил бы положениям конституции.

Во-вторых, сами законы и иные юридические акты прини­маются только теми органами и только в том порядке, который ус­тановлен конституцией.

Таким образом, конституция как бы закрепляет обществен­ный договор граждан, то есть оформляет его юридически.

Далее дается краткая историческая справка о конститу­циях, принятых в нашем Отечестве за всю историю его существования.

Т.О. среди всех законов страны особо выделяется главный – Основной. Его называют КОНСТИТУЦИЕЙ.

Основный признаки Конституции: (схема на доске и комментарий к ней:


Работа с документами:

1 ученик: Проанализировав документ, поясните:

а) Какова была структура первой советской Конституции?

б) Разъясните правовой статус личности, закрепленный в Конституции 1918 г. Можно ли считать, что гражданин такого государства был свободен?

в) Проанализируйте активное и пассивное избирательное пра­во. Чем можно было объяснить неравенство в положении разных категорий людей в государстве?

г) Что закрепляла Конституция 1918 г.?

2 ученик: 1) Что закрепила Конституция СССР 1924 г. и почему понадо­билось принимать новый Основной закон страны?

2) Какова структура этого документа?

3) Проанализируйте характер Основного закона страны и по­ясните, какими могли быть правовые взаимоотношения государ­ства и личности в тот период?

3 ученик: 1) Какие права и обязанности имели граждане СССР согласно Конституции 1936 г.?

2) Проследите взаимосвязь государственных и личностных приоритетов на основании Основного закона. Какой вывод мож­но сделать по этому вопросу?

Затем учитель демонстрирует учащимся последнюю по времени принятия Конституцию РФ от 12 декабря 1993 года. Зачитывает преамбулу и дает краткую характеристику особенностей этой конституции.

Учитель. Конституция РФ 1993 года - это конституция демократического государства; она принята самим народом в результате всеобщего голосования. Это значит, что люди сами определяют свою судьбу.

Правовой статус человека. Что означает быть гражда­нином России?

Учитель. Для чего человеку нужна конституция? Прежде всего для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, то есть ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

Конституция Российской Федерации закрепляет правовой статус человека как гражданина России.

Правовой статус человека составляет совокупность его прав и обязанностей.

Что значит быть гражданином России?

S Это значит иметь права, установленные юридическими нормами.

S Получая от государства гарантии соблюдения прав, быть ему в чем-то обязанным.

Более подробно см. в учебнике.

Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.

Таким образом, если человек является гражданином Россий­ской Федерации, то он имеет определенные права и обязанности.

Основные права, зафиксированные в Конституции Россий­ской Федерации, можно классифицировать на личные (право на жизнь), политические (свободу слова, совести, мысли), граждан­ские (избирательное право), социально-экономические (на труд, отдых, образование, экологически чистую окружающую среду) и культурные (на свою национальную культуру, язык).

Все эти права учитель может зачитать учащимся по тек­сту Конституции РФ и прокомментировать.

Учитель. Конституция РФ закрепила также основополагающие обязанности граждан.

Учитель предлагает учащимся прочитать их по тексту учебника. После прочитывания каждой обязанности проводится обсуждение, дискуссия, дается комментарий.

В заключение учитель объясняет учащимся, как необходимо действовать и куда обращаться в случае нарушения прав человека и гражданина. Порядок подачи жалоб также зафиксирован в Конституции РФ. Там же записано, что президент страны является гарантом Конституции РФ.

Президенту Российской Федерации посвящается 4-я глава Конституции РФ. В ней говорится о том, кто и как может быть избран президентом, каковы его полномочия, как он может быть отстранен от должности.

Читайте также: