План урока класс птицы

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ФИО (полностью)

Минимуллина Лилия Маулетовна

Дата:

Должность

Предмет

Класс

Тема урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Цель урока: Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания

Задачи:

- образовательные ( формирование познавательных УУД ) :

• Сформировать знания об основных характерных признаках внешнего строения птиц, в связи с приспособленностью к полету. - воспитательные ( формирование коммуникативных и личностных УУД ) :

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие ( формирование регулятивных УУД )

умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний .

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-отвечают на вопросы

-оценивают себя и друг друга;

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники , раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point

Структура и ход урока

Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;

Учащиеся готовы к началу работы,

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им.

Л: уметь осуществлять самоопределение.

Вводная беседа. Актуализация знаний . Фиксирование затруднений

Фронтальная беседа на основе имеющихся знаний.

1. Какую группу животных изучали на прошлых уроках?

2. Кто относится к пресмыкающимся?

3. Где преимущественно обитают эти животные?

Ценный хвост. Во время опасности, чтобы спастись от врагов, ящерицы отбрасывают хвост. Как называется такое явление?

Маскировка. В зелёной траве он зелёный, а в высохшей и пожелтевшей – он желтоватый. На стволе дерева он имеет цвет коры или листьев. Кто он?

Ответ. Это хамелеон обыкновенный. Эта способность помогает ему маскироваться, избегать опасностей.

Рекорды. Это самые хищные и самые крупные ящерицы. Их длина достигает до 3-4 метров, вес – 365 кг. Обитают в Новой Гвинее, острове Комодо.

Ответ. Комодский дракон, полосатый варан.

Самый-самый. Назовите самую большую змею на планете Земля.

Ответ: Это анаконда, её длина может достигать до 11 метров.

Надёжная защита. Эти животные единственные среди позвоночных животных обладатели такого оригинального защитного приспособления. Оно образовано не только из роговых щитков, развивающихся в коже костных пластин и сросшихся с ними рёбер, позвонков, ключиц.

Ответ: Это панцирь у черепах.

Слух да зрение – не всегда спасение. Видят змеи плохо. Слуха у них нет. Каким же образом они обнаруживают добычу?

Ответ. У многих змей есть особые органы чувств – термолокаторы, которые способны улавливать тёплые лучи, исходящие от жертвы. Расположены они на голове.

Зов предков. Предположительно именно эти гигантские животные были предками современных пресмыкающихся. Их название в переводе на современный язык переводится как страшный ужасный ящер.

Званый обед У этого представителя пресмыкающихся в пасти находится от 60 до 100 зубов длиной от3 до 5 см.

Змеиный вопрос. На её хвосте чешуйки образуют погремушку, что отразилось в её названии

Ответ: гремучая змея

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. петух

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. гусь

Всех под крылья подбивает (курица)

Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает,

Кря кричит, всё это шутка,

Ну конечно это – . .(утка)

И так о ком сегодня пойдет речь?

1 Учащиеся решают примеры.

2. Отвечают на вопросы, пишут под диктовку:

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Изучение нового материала

Перо является одной из черт присущих птицам, благодаря которой их еще называют пернатыми.

Вы каждый день встречаете птиц. А задумывались ли вы над тем, почему они имеют возможность летать? Где взялись эти животные на земле и почему распространены по всей планете? На эти и другие вопросы мы дадим ответы изучая данную тему.

Птицы - это теплокровные яйцекладные наземные позвоночные с передними конечностями, превращенными в крылья, тело которых покрыто перьями.

Распространены на всех континентах, во всех климатических зонах. Питаются в основном животными организмами (от мелких беспозвоночных до млекопитающихся), но есть и растительноядные виды. Класс Птицы объединяет 8500 видов птиц. С помощью передних конечностей-крыльев они летают, а их задние конечности помогают им перемещаться по земле, воде, ветвях деревьев. Дышат они с помощью легких. Размножаются эти животные, откладывая яйца. У них хорошо развиты органы чувств – зрение и слух.

Основные прогрессивные признаки класса Птицы

Значительное развитие центральной нервной системы по сравнению с пресмыкающимися. Высокоразвитая способность к терморегуляции, обусловившая относительно постоянную температуру тела. Хорошо развита способность к передвижению в воздухе (у большинства представителей).

Выражена забота о потомстве (насиживание яиц и выкармливание птенцов).

Особенности внешнего строения птиц (Рассказ с елементами беседы)

Форма тела и размеры

Тело птиц имеет двустороннюю симметрию. Есть две пары конечностей, первая из которых видоизменяется в крылья. Тело разделено на голову, туловище, конечности и хвост. Четко выраженная шея, что имеет высокую подвижность.

Покровы тела

Кожа покрыта перьями. Перья расположены на определенных участках(птеридиях). Есть участки, свободные от перьев(аптерии), есть копчиковая железа.

Типы перьев: (Составление схемы. Типы перьев.)

Строение пера. Самостоятельная работа с учебником

Как летают птицы

Движение крыльев обеспечивается хорошо развитыми грудными мышцами. Они попеременно поднимают и опускают крыло.

Несущая поверхность крыльев может образовываться перьями, которые как черепица перекрывают друг друга.

Черты приспособленности к полету:

- обтекаемая форма тела;

- наличие перьевого покрова;

- компактный скелет с полостями в костях;

- наличие легочных и воздушных мешков;

развит мозжечок, что позволяет делать сложные характерые движения;

- отсутствие мочевого пузыря;

- отсутствие правого яичника у самок.

Учащиеся внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы

П: уметь добывать новые знания.

К: уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Ученики выполняют задание

Первичное осмысление и закрепление знаний.

Выполнение Лабораторной работы

Тема:“Изучение внешнего строения птиц и строения перьев”.

Цель: изучить внешнее строение птиц на примере голубя.

Оборудование: тетрадь, дидактический материал, коллекция перьев, рисунки птиц.

1. Рассмотрите чучело птицы. Найдите отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.

2. Рассмотрите голову. Какие органы размещены на ней? Указать на их значение.

3. Рассмотрите туловище птицы. Какие органы размещены на нем? Какую роль играют эти органы в жизни птицы?

4. Рассмотрите конечности. Какое их строение?

5. Обратите внимание на неоперившуюся часть ноги – цевье и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее вы встречали такой покров.

6. Рассмотрите перья птиц, которые находятся на туловище, голове и хвосте.

7. Рассмотрите контурное перо. Зарисуйте его в тетрадь и обозначьте основные части.

8. Найдите пуховое перо, определите его сходство с контурным. Схематически изобразите его и обозначьте основные части.

Цель урока: ознакомить учащихся с характеристикой птиц; происхождением и внешним строением птиц, отметив особенности связанные с полетом.

  • Образовательная: дать общую характеристику птиц; познакомиться с происхождением птиц; рассмотреть внешнее строение птиц; раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания, провести лабораторную работу по рассматриванию пера птицы.
  • Развивающая: продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать изученных животных между собой, работать с натуральным объектом, с дополнительными источниками информации; обобщать, делать выводы, анализировать, синтезировать, классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
  • Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания; воспитывать терпимость к взглядам других людей; пробудить интерес к самостоятельному решению задач; воспитывать бережное отношение к природе, к птицам.

Тип урока: объяснение новых знаний.

Форма урока: обучающая.

Методы обучения: коммуникативный, аналитический, проблемный, частично-поисковый, опережающего обучения, объяснительно-иллюстративный.

Технологии, используемые на уроке: информационно-коммуникационная, развивающего обучения, опережающего обучения, технология проблемного обучения, игровая (элементы), проектная (элементы), здоровьеобразовательная.

Межпредметные связи: русский язык, физика, история.

Оснащение урока: мультимедийная установка, аудиозаписи, учебная презентация, сравнительная таблица классов пресмыкающихся и птиц, раздаточный материал для выполнения практической работы (перья разных типов, лупы, препаровальные иглы), фотографии птиц для выполнения проектной работы.

1. Оргмомент

– Доброе утро, ребята! Мне бы хотелось, чтобы вы были сегодня активными, чтобы ваши ответы были правильными и аргументированными.

(Звучит детская песенка “Жили у бабуси два веселых гуся…”) (Приложение. Слайд 1)

2. Актуализация знаний

  • отличать класс птиц от других классов животных;
  • будем знать о приспособленности птиц к полету;
  • проведя лабораторную работу по изучению пера птицы, мы будем знать строение пера и его особенности.

Поможет нам в этом анализ и сравнение объектов живой природы.

(Далее смена слайдов идет согласно конспекту урока)

3. Объяснение новых знаний

Прежде, чем мы начнем знакомиться с новой темой, я бы хотела, чтобы у меня сегодня были помощники, которые возьмут на себя роль ученых и роль птицы (раздаются слова).

– Ребята, кто такие птицы? (Ответы детей)

Один из “кандидатов” на звание самой древней птицы, освоившей перемещение при помощи крыльев, был археоптерикс, что в переводе с латинского означает “древнекрылый”. Он обладал одновременно чертами и птиц и рептилий: у него были зубы, ребра, пальцы с когтями, длинный хвост и крылья, покрытые перьями. Летал он еще плохо, планировал только с дерева на дерево, размером был примерно с ворону. Жил он около 150 млн лет назад.

Я предлагаю вам рассмотреть внешнее строение птицы. Какие части тела отличают птицу от пресмыкающихся? (Цевка, крылья) Поскольку птицы произошли от пресмыкающихся, у них должны быть общие признаки внешнего строения. К ним относятся: почти полное отсутствие кожных желез, за исключением копчиковой, развитой у водоплавающих птиц, наличие хорошо различимых чешуй на задних конечностях, ороговевший покров клюва, острые когти.

Мы рассмотрели внешнее строение птиц и поняли, что этот класс имеет какие-то черты класса пресмыкающихся, но с другой стороны отличается от них.

– Ребята, в отличие от пресмыкающихся, птицы являются теплокровными, т.е. температура их тела постоянна, примерно 41 градус, и не зависит от окружающей среды. Они относятся к высшим позвоночным животным. Как вы думаете почему? (Теплокровные)

– А какое же отличие внешнего строения является все же главным? (Крылья, перьевой покров)

– Один раз я стала свидетельницей разговора двух сестер. Младшая интересовалась у старшей, можно ли летучую мышь назвать птицей? Как вы думаете, что старшая сестра ей ответила? (Ответы).

– Итак, кто такие птицы? (Ответы)

– Задумывались ли вы, почему птицы летают? Давайте спросим об этом у орнитологов с научной точки зрения. Кстати, кто такие орнитологи?

Орнитолог 1: Скелет птиц облегчен. Кости полые, в некоторых из них появились перегородки, которые придают корпусу прочность. На грудине птицы имеется большой выступ – киль, который служит опорой для мощных летательных мышц. Некоторые современные птицы лишены киля, но одновременно они утратили и способность летать.

Орнитолог 2: У летающих птиц самые сильные мышцы расположены вблизи центра тяжести тела, что увеличивает устойчивость птиц во время полета. Большого развития достигают мышцы груди, поднимающие и опускающие крыло.

Орнитолог 3: У класса птиц удивительная система воздушных мешков. Это тонкостенные выросты бронхов. Они располагаются между внутренними органами и мышцами. Объем воздушных мешков в 10 раз больше объема самих легких. Во время полета мешки выполняют роль насоса: с их помощью в несколько раз увеличивается объем воздуха, проходящего по дыхательным путям. Благодаря этому кровь насыщается кислородом и на вдохе и на выдохе. Кроме того, воздушные мешки охлаждают интенсивно работающие мышцы и органы. Многие ныряющие птицы с помощью воздушных мешков меняют вес тела увеличивая его при погружении на глубину и уменьшая при выныривании.

Орнитолог 4: К полету приспособлено строение всего тела птицы. Передние конечности превращены в крылья, так что птицы стали двуногими. Перьевой покров – легкий, прочный, надежно крепящийся на теле – дает незаменимую опору в воздухе. Перья придают телу обтекаемую форму, что очень важно при полете.

– А знаете ли вы, что перья – это производные кожи птиц. Раннее развитие пера птиц похоже на развитие роговой чешуи рептилий. Под местом, где должно появиться перо, скапливается специальная мезодермальная ткань, содержащая мелкие кровеносные сосуды, возникает сосочек – зачаток будущего пера, над этим сосочком эпидермис выступает наружу в виде бугорка покрытого эпителием. Начиная с этого момента развитие пера, отклоняется от развития роговой чешуи рептилий. Сосочек не остается на поверхности, а погружается вглубь, образуя фолликул пера. При образовании пера этот сосочек превращается в сильно вытянутую трубчатую структуру – чехлик пера, из которого будет развиваться собственно перо. Большинство перьев состоит из стержня или ствола, очина, опахала. Что такое ствол – понятно, а что же такое очин и опахало?
Об этом нам расскажут лингвисты.

Лингвист 1: Конец крупных перьев полый и называется очином в память о тех временах, когда перья очинялись для письма. Ведь на бумаге раньше писали гусиными или вороньими перьями, которые нужно было предварительно срезать наискось, заострять и расщеплять с помощью перочинного ножа, отсюда и название ножа – перочинный.

Лингвист 2: В толковом словаре сказано, что Опахало– это приспособление для обмахивания во время жары или веер. В биологии: опахало это – эластичная пластинчатая часть контурного пера, лежащая по обе стороны от его стержня.
Опахало состоит из множества тонких и узких пластин – бородок, расположенных в одной плоскости с двух сторон стержня. Своим очином перо сидит в перьевой сумке, в которой есть нервы и мышцы, управляющие движением пера.

– Как вы думаете, перья у птицы одинаковые? (Нет, каждое выполняет свою функцию)

Контурное перо – формирует контур тела птицы. Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Эти перья являются основным типом.
Маховые перья – это длинные перья, предназначенные для полета, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла.
Кроющие перья – которые покрывают нижнюю часть маховых перьев, называются кроющими и являются вариантом контурных перьев.
Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы.
Пуховые перья – находятся под контурными перьями. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером.
Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки сильно отходят пучком от очина.

– Как вы считаете, как называется перо под №1, №2. №3, №4. Давайте посмотрим, каковы их функции.
– К какому типу перьев относятся данные перья? (Ответы детей – соединить названия с пером).
– Чем похожи все перья? (Ответы)
– Сейчас я вам предлагаю выполнить лабораторную работу.

Лабораторная работа "Строение перьев"

Прошу соблюдать технику безопасности и использовать иглы только по назначению.
Перед вами лежат различные перья, лупы и как я уже говорила препаровальные иглы. Я предлагаю вам рассмотреть данные перья, определить, к какому типу перьев они относятся сравнивая с рисунками на экране.
Давайте прочитаем инструктивную карточку.

1. Рассмотрите перья, найдите основные его части: узкий ствол, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и бородки 1-го порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола.

2. На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите его тип и функции. Запишите. Опрос по выполненной работе.
Ребята. Также хочу напомнить вам, что нельзя поднимать перья на улице, какими бы красивыми они не были. Ведь оно могло быть от больной птицы, а существует много болезней, передающихся от птиц к человеку. Перья, которые вы рассматривали, обработаны мною паром.

– А могут ли все эти перья принадлежать одной птице? (Ответы) Почему, они же все разные? (Ответы) Верно, у каждого пера своя функция. Но все вместе они образуют покров тела птицы, способный защитить ее от механического воздействия. Но есть у пера еще два главных свойства. Слово нашим физикам.

Физик 1: Перья птицы обладают теплоизоляцией. Они сохраняют тепло тела и регулируют теплообмен с окружающей средой: между бородками находятся молекулы воздуха, которые удерживают тепло тела птицы. Распушив перья в мороз, птица как бы “надевает шубу”, а плотно прижав их к телу в жару, меняет ее на легкий “кафтан”. Наибольшей теплоизоляцией обладает пух и пуховые перья.

– Как вы думаете, чей пух является самым теплым? (Ответы). Самым теплым пухом обладает северная водоплавающая утка – гага. Своим пухом, который она выщипывает из своей груди, она утепляет гнездо. И из-за этого пуха она и страдает. Давайте послушаем, что же говорит нам эта птица?

Гага: “Я предпочитаю защищенные тихие бухты для гнездовья, стараюсь прятать свое гнездо, одно и то же место я занимаю в течение нескольких лет. Нас часто убивают и разоряют наши гнезда из-за ценного пуха, который мы имеем. Мы выщипываем его из своей груди и брюшка, чтобы утеплить гнездо, тогда нашим будущим малышам, которые находятся в яйце не страшен холод. Человек знает это и собирает наш пух для изготовления одежды полярникам, альпинистам, также мой пух имеет большое хозяйственное значение. В двухмесячном возрасте наши птенцы почти достигают размеров взрослых птиц. В это время мамы их бросают, и они
переходят к самостоятельному образу жизни. Если по метеорологическим условиям осени некоторые утята не успевают подрасти к времени перелета, то мы оставляем их на произвол судьбы. Наиболее запоздалые утята погибают от жестоких осенних штормов и рано выпадающего снега, да еще очень много браконьеров, которые убивают нас ради пуха и мяса. Из-за этого мы и страдаем. Наша численность быстро сокращается. Люди, пожалуйста, позаботьтесь о нас! Помогите нам выжить!”

– Эта птица занесена в Красную книгу и охраняется законом. У перьев и крыла есть еще одно свойство. Предоставим слово второму физику.

  • Самый высокий полет. Обладатель этого рекорда — гриф Рюппеля. Зафиксирован случай столкновения с самолетом на высоте 11 274 метра.
  • Самая летающая птица. Черный стриж может находиться в воздухе от 2 до 4 лет. В течение всего этого времени он спит, пьет, ест.
  • Самый долгий перелет. Обыкновенная крачка покинула свое гнездо на берегу озера в Финляндии и приземлилась вблизи озер в Австралия. Она пролетела 25750 км.
  • Самая тяжелая из летающих птиц. Самая тяжелая летающая птица – африканская большая дрофа, вес ее около 18 кг. Еще одна тяжелая хищная птица – это андский кондор. Самцы в среднем весят 9-12 кг при размахе крыльев 3 м и более.
  • Самый большой размах крыльев отмечен у странствующего альбатроса, размах его крыльев составляет около 4 метров.
  • Птица – самый быстрый летун. Сапсан. Он способен развивать максимальную скорость до 200 км/ч.

4. Домашнее задание

5. Подведение итогов

  • В каком случае про сапсана говорят: – кто это? что это?
  • Какая называется часть тела птицы не покрытая перьями?
  • Когда температура тела воробья выше – зимой или летом?
  • Хитрый вопрос: какой ветер для птицы попутный? (встречный. Он дает опору крыльям, ускоряет и облегчает полет, а ветер сзади замедляет и останавливает птиц. При перелетах они иногда вынуждены на несколько дне делать перерывы)

– Молодцы, мудрая сова вами довольна.
Сейчас я раздаю вам фото птиц, закрывайте глаза, берите одно фото. Предлагаю учащимся следующие фото птиц: императорский пингвин, африканский страус, кондор, ястреб, сокол, стриж, колибри, альбатрос, павлин, баклан, дрофа, гага, лебедь, сова, райская птица.
Вы сегодня замечательно работали на уроке! Хочу отметить вашу активность, ваши ответы.. За ваши ответы на уроке я хотела бы оценить следующих учащихся… Благодарю вас за вашу работу!
Закончить урок я хотела бы следующим: многокрасочный и разноголосый мир пернатых не знает государственных границ. Он является достоянием всех жителей планеты, и наш долг состоит в том, чтобы сохранить его для своих будущих поколений. Наш урок закончен, спасибо за внимание…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания; продолжить обучение учащихся приемам самостоятельной учебной деятельности.

Оборудование: презентация, таблицы.

Ход проведения занятия:

I. Организационный этап

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников.

II. Этап подготовки учащихся к изучению нового материала

Учитель: Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового класса, но прежде чем написать на доске и в тетради нашу тему, мы отгадаем следующие загадки.

Чёрный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост, как упор (Дятел).

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома.

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый

Он летает на охоту

За лягушками в болото (Аист).

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучих крыла

У хозяина…… (орла).

Учащиеся озвучивают тему урока. Учитель продолжает.

Учитель. Птицы, подобно цветам и деревьям, способствуют художественному восприятию природы. Стремление к красоте и способность понимать ее возникли у человека в процессе общения с природой. Среди них цветы и птицы по яркости производимого впечатления занимают особое место. Они привлекают не только богатством форм и красок. Цветы, как известно, душисты, а птицы поют. Это придает природе особый аромат и звуковую окраску. Мир птиц увлекателен, общение с ним расширяет наши знания о природе, позволяет лучше ее понять.

Давайте с вами рассмотрим, какие легенды существуют про птиц. Учитель раздает нескольким ученикам карточки с легендами.

Королек
У северных народов существует такая легенда. Однажды птицы решили выбрать королем того, кто выше всех поднимется в воздух. Орел взмыл так высоко, что с ним никто не мог соперничать. Но только он собрался спуститься на землю, как из-под его крыла выпорхнула маленькая птичка и поднялась чуть- чуть выше. Это увидели остальные птицы. Они выбрали королем все-таки орла, а честолюбивого обманщика в шутку назвали корольком.

Аисты
- иногда в гнездах аистов обнаруживаются обугленные прутья, куски полусожженных сучьев, подобранные птицами на месте костра. Если головешка не совсем погасла, огонь может быть раздут ветром, и таким образом аист "поджигает" свое гнездо. Такие случаи послужили основанием для легенды о том, что аисты приносят в клюве горящую головешку и поджигают дом, если разрушить его гнездо.
- в Меллине считают, что если девушка слышит, как трещит клювом только что вернувшийся из-за моря аист, то что-нибудь разобьет; если она увидит такого аиста в полете, то суждено ей ехать в свадебном экипаже; если она увидит аиста стоящим, про нее пойдут сплетни.
- в Стендале есть поверье, что если аист кружит над группой людей, один из этой компании умрет.

Ворон
В Рауене считают, что если вороны, громко каркая, летают над каким-либо домом, в нем скоро кто-нибудь умрет.

Сорока
В окрестностях Кроссена есть поверье, что в сороку нельзя стрелять, это приносит несчастье.

Учитель. В чем выражается приспособленность птиц к полету? Ответы учащихся записываются кратко на доске.

Наиболее характерная особенность птиц – наличие перьевого покрова и способность к полету. Это обеспечивается рядом приспособлений.

III. Этап изучения нового материала

На доске заранее рисуем таблицу, которую нужно будет заполнить в течениие урока.

Признак

Особенности

Сухая кожа, покрытая роговыми перьями

Контурное – создает форму тела и помогает при полете.

Пуховое перо и пух – сохраняют тепло.

Легкий и прочный за счет срастания костей (кисти, таза, черепа) и воздушных полостей внутри них.

Летательные мышцы крепятся к килю.

Большие грудные (опускают крылья) и подключичные (поднимают крылья).

Переваривание пищи за 2-3 часа (быстрый обмен веществ для поддержания постоянной температуры тела)

Клюв-глотка-пищевод (с зобом)- желудок (мускульный и железистый отделы) – кишечник - клоака

Ячеистые легкие и дополнительные воздушные мешки в полости тела и костей – для улучшения газообмена и защиты от перегрева. Дыхание двойное.

Четырехкамерное сердце (два предсердия и два желудочка), два круга кровообращения.

Хорошо развит мозжечок. Развиты полушария переднего мозга (сложное поведение, инстинкты).

Оплодотворение внутреннее, самка откладывает яйцо, содержащее запас питательных веществ для зародыша и защищенное известковой скорлупой и подскорлуповой оболочкой.

Образование пар – гнездование – откладывание яиц (от 1-2 до 15-20 шт.) – насиживание яиц – забота о потомстве.

1. Инструктивная карточка

1. Рассмотрите картинку птицы. Какова форма ее тела? (При ответе на вопросы используйте текст в учебнике на с. 134-136). Перечислите отделы тела птицы. По каким признакам птицу можно отличить от других позвоночных животных? Что вы знаете о покровах тела птиц?


Рис. Строение пера: 1 — опахало; 2 — ствол; 3 — верхнее отверстие; 4 — нижнее отверстие; 5 — очин; 6 — пуховая часть опахала


Рис. Схема строения пера (А) и опахала (Б):1 — ствол; 2 — опахало; 3 — бородки второго порядка; 4 — бородки первого порядка; 5 — крючочки

2. Выясните, как расположены перья на теле птицы. Где размещаются более мелкие перья, где — более крупные? Почему?

3. Изучите набор перьев птицы. Сравните их строение, в чем сходство и различие. Обратите внимание на строение контурного пера. Найдите очин, ствол, опахало. Осмотрите щетинки опахала под лупой. Найдите бородки 1-го порядка. Какова функция бородок? Зарисуйте строение перьев и обозначьте их основные части.


Рис. Типы перьев: 1 — контурное перо; 2 — побочное пуховое перо (глухаря); 3 — пуховое перо; 4 — нитевидное перо; 5 — щетинка; 6 — собственно пух

4. Рассмотрите голову птицы. Обратите внимание на клюв. Из каких частей он состоит? Найдите у основания клюва восковицу. Для чего она служит? Найдите наружные ноздри. Какие еще органы чувств расположены на голове?

5. Сравните строение передних и задних конечностей птицы. Почему в их строении возникли столь резкие различия.

1. Скелет туловища малоподвижен и образует жесткую конструкцию; ряд позвонков срастается, образуя с тазовыми костями жесткий сложный крестец. Хвостовые позвонки также срастаются в одну кость для поддержания рулевых перьев. Грудинная кость большая, и на ней появляется большой гребень - киль - для закрепления крыловых мышц.

Ребра с крючковидными отростками образуют прочную, но легкую конструкцию: крупные кости у летающих птиц полые. К ребрам прирастают легкие, поэтому движение ребер при полете автоматически приводит к вентиляции легких. Череп максимально облегчен: современные птицы не имеют зубов, они заменены роговым клювом. Передняя конечность по внешнему виду мало похожа на обычную конечность позвоночных. В образовании летательной поверхности принимает участие и кожа. На крыле есть крылышко, которое образовано несколькими (чаще четырьмя) очень мелкими маховыми перышками, сидящими на 1-м пальце, который способен приподниматься, отделяя крылышко от остальной поверхности крыла. При крутых подъемах угол атаки крыла увеличивается, под крылом образуются неблагоприятные для полета завихрения воздуха. Птица оттопыривает крылышко, пропуская через образующуюся щель поток воздуха, и это позволяет ей увеличивать угол атаки крыла без уменьшения его подъемной силы.

Задние конечности ходильные, с короткой и мощной бедренной костью. Малая берцовая кость срастается с большой, к которой прирастает верхний ряд костей предплюсны.

Нижний ряд элементов предплюсны образует одну кость - цевку (она имелась у двуногих динозавров). На ногах птиц от четырех до двух пальцев.

Долгое время развитие птиц сдерживалось летающими ящерами, но, в конце концов птицы победили и после вымирания архозавров заселили всю Землю, дали множество форм и сейчас находятся в состоянии расцвета. Сейчас на Земле живет около 8600 видов птиц, представленных не менее чем 100 млрд. особей. Расцвет этот объясняется прогрессивными признаками птиц, из которых немаловажен покров из перьев.

2. Перо птиц имеет упругий стержень - ствол, конец которого у крупных перьев полый и называется очином в память о тех временах, когда перья очинялись для письма. От ствола отходит опахало, состоящее из множества тонких и узких пластин - бородок, расположенных в одной плоскости с двух сторон стержня. На этих бородках первого порядка находятся бородки второго порядка, а они снабжены микроскопически мелкими крючочками. Эта конструкция образует плотную, упругую, почти непроницаемую для воздуха пластинку. Перьевой покров легок, плохо проводит тепло и придает телу птицы обтекаемость.

Различают несколько видов перьев. Контурные перья налегают друг на друга в виде черепицы, образуя вокруг тела птиц покров, иногда очень твердый и прочный (у глухаря его не всегда пробивает охотничья дробь). Под контурными перьями лежат мягкие пуховые перья. Стержень у них короткий, бородки не сцеплены друг с другом. Также есть перья, совмещающие в себе особенности контурных перьев и пуха - полупух. В разных частях туловища контурные перья имеют различную форму и неодинаковые размеры. Самые крупные и крепкие перья - на крыльях птиц, это маховые перья. Маховые перья имеют несимметричные опахала. Более широкое опахало одного пера прикрывает узкую часть опахала другого пера. Маховое перо несколько вогнуто с нижней стороны, что не позволяет ему сгибаться снизу вверх.

Рулевые перья, составляющие хвостовое оперение, получили свое название потому, что раньше хвосту придавалось значение руля. Но, как выяснилось, хвост только выравнивает движение поворота птицы; рулят птицы в полете с помощью крыльев, а движение хвоста - не причина, а следствие полета. Но название перьев - рулевые - осталось. Хвост служит птице для торможения полета, когда она готовится сесть на ветку или круто подняться вверх.

Перьевой покров легко намокает, поэтому птицы смазывают перья маслянистыми выделениями копчиковой железы, расположенной над корнем хвоста. Особенно эта железа развита у водоплавающих.

3. Мощная мускулатура птиц позволяет им летать со скоростью до 160 км/час (у черного стрижа), а в среднем - 50-90 км/час.

4. Пищеварительная система.

Так как птицы беззубы, пища поступает через длинный пищевод в зоб, где подвергается предварительному химическому воздействию. Из зоба она поступает в желудок, состоящий из двух отделов: железистого и мускулистого - пупка. Мускулистый желудок заменяет птицам зубы: пропитанная пищеварительным соком пища размельчается благодаря сокращениям мускульных стенок. Этому процессу помогают проглоченные птицей камешки, выполняющие роль жерновов. От желудка отходит 12-перстная кишка, обвивающаяся вокруг поджелудочной железы. Печень у птиц большая, пищеварение идет быстро. Далее идет тонкий кишечник, который переходит в короткую толстую кишку, открывающуюся в клоаку. У многих птиц есть слепая кишка, увеличивающая всасывающую поверхность системы.

5. Дыхательная система.

Обмен веществ у птиц очень интенсивен, температура тела доходит до 42°С. Чтобы обеспечить интенсивный обмен веществ, нужно много кислорода. Поэтому у птиц имеются не только легкие, которые вентилируются тем интенсивнее, чем чаще взмахи крыльев, но и воздушные мешки, во много раз превышающие легкие по объему. Их несколько пар: носоглоточные, шейные, переднегрудные, заднегрудные и брюшные, плюс непарный межключичный мешок. Когда птица поднимает крылья, мешки расширяются и заполняются воздухом из легких. При опускании крыльев мешки сжимаются, и воздух, выходя из них, продувает легкие на выходе второй раз. Это двойное дыхание избавляет птиц от одышки: чем быстрее они летят, тем сильнее дышат.

6. Кровеносная система. В сердце птиц два предсердия и два желудочка. Желудочек птицы разделен сплошной перегородкой, что обеспечивает поступление из левого желудочка в артериальный ствол только чистой артериальной крови, которая разносится артериями по всему телу птицы.

7. Органы выделения - почки - имеют плоскую форму и темно-красный цвет и находятся по бокам позвоночника, непосредственно прилегая к костям таза и занимая в них особые углубления. От почек идут два мочеточника, которые впадают в клоаку, не образуя мочевого пузыря. Большая часть воды из мочи всасывается стенками клоаки, поэтому моча густая, кашицеобразная. Основной продукт азотного обмена - мочевая кислота. Соли выводятся носовыми железами, особенно сильно развитыми у птиц, связанных с морем.

Из яиц, отложенных птенцовыми (или гнездовыми) птицами (например, голубями), выклевывается голый, совершенно беспомощный птенец. У выводковых птиц (кур, уток) птенец хорошо опушен и с первого часа после выклева способен бегать и клевать пищу.

9. Нервная система птиц хорошо развита. Особенно хорошо развит мозжечок, координирующий движения в полете. Полушария переднего мозга больше, чем у рептилий, сильно развиты зрительные доли мозга. Глаза птиц способы к аккомодации (наводке на резкость) двумя способами: изменением формы хрусталика и изменением расстояния между ним и сетчаткой. Птицы хорошо различают цвета. Вообще зрение у птиц развито лучше, чем слух.

Довольно большой мозг птиц свидетельствует об их высоком развитии. Птицы способны к сложным формам деятельности. У них часты случаи брачных турниров (токование), они легко обучаются новому. Сезонные перелеты, устройство сложных гнезд - все это свидетельства хорошо развитой высшей нервной деятельности. В поведении птиц важную роль играет импринтинг (запечатление): вышедший из яйца птенец начинает считать матерью любого, кто его вскармливает, поэтому он следует за ним.

Типы развития птиц

Выводковый

Птенцы зрячие, опушенные, через некоторое время следуют за взрослыми, питаются самостоятельно.

Гнездовой

Птенцы слепые, голые, долго остаются в гнезде, выкармливаются родителями.

IV. Этап проверки первичного усвоения знаний.

V. Этап информации учащихся о домашнем задании.

Изучить § 27, ответить на вопросы к параграфу.

VI. Этап подведения итогов занятия.

VII. Рефлексия.

Учитель: «Продолжите предложения. Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания; познакомить обучающихся с особенностями представителей отряда Пингвины.

Задачи урока:

1.Образовательные.

Сформировать знания об основных характерных признаках внешнего строения птиц, в связи с приспособленностью к полету.

Создать условия для самостоятельной работы учащихся по изучению внешнего строения птиц.

2.Коррекционно - развивающие

Развивать умения выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи

Корректировать коммуникативные умения ( метод работы в малых группах)

3. Воспитательные

Воспитывать культуру бережного отношение к живому, желание глубже познавать окружающую природу

Организационный момент

Начнём, пожалуй, наш урок,
Звонок сигнал даёт нам в срок.
Друг другу мило улыбнулись,
Ко мне тихонько повернулись.

Актуализация знаний

Фронтальная беседа на основе имеющихся знаний.

Какую группу животных изучали на прошлых уроках?

Кто относится к пресмыкающимся?

Где преимущественно обитают эти животные?

Маскировка. В зелёной траве он зелёный, а в высохшей и пожелтевшей – он желтоватый. На стволе дерева он имеет цвет коры или листьев. Кто он?
Ответ. Это хамелеон обыкновенный. Эта способность помогает ему маскироваться, избегать опасностей.

Надёжная защита. Эти животные единственные среди позвоночных животных обладатели такого оригинального защитного приспособления. Оно образовано не только из роговых щитков, развивающихся в коже костных пластин и сросшихся с ними рёбер, позвонков, ключиц.

Ответ: Это панцирь у черепах.

Зов предков. Предположительно именно эти гигантские животные были предками современных пресмыкающихся. Их название в переводе на современный язык переводится как страшный ужасный ящер.

Ответ: Это динозавры.

3. Переход к изучению нового материала

Постановка проблемы:

Сегодня мы с вами приступаем к изучению класса Птицы – наиболее многочисленной группы наземных позвоночных животных, объединяющей около 8600 видов, разделяющихся на 35-40 отрядов.

Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.

- На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица?

Верно, птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полет с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.

Изучение новой темы

Известно, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку и планировать. Вы видите на слайде археоптерикса – это животное, величиной с голубя, сочетавшее признаки двух классов: Пресмыкающихся (голова напоминает голову ящерицы; сохранялись зубы; массивный скелет; на крыльях сохранились пальцы с когтями; длинный хвост) и Птиц (тело покрыто перьями, возникшими из видоизмененной чешуи; превращение передних конечностей в крылья; хорошо планировал).

К признакам современных птиц, сближающими их с пресмыкающимися можно отнести почти полное отсутствие кожных желез, за исключением копчиковой, наличие хорошо различимых чешуй на задних конечностях, ороговевший покров клюва, острые когти.У птиц выделяют ряд особенностей строения, позволившие им подняться в небо.

Черты, связанные с полетом:

превращение передних конечностей в крылья;

перьевой покров, придающий телу обтекаемую форму;

облегчение удельного веса тела за счет тонких костей, заполненных воздухом и замены тяжелых челюстей легким роговым беззубым клювом;

киль – как место прикрепления сильно развитых грудных мышц, двигающих крылья;

воздушные мешки, особенно важные для дыхания при полете;

ряд особенностей скелета.

Перо – это видоизмененная чешуя, подобная чешуе пресмыкающихся. Перьевой покров состоит из контурных, или кроющих, перьев и пуховых. Крупные контурные перья в крыльях называются маховыми. Они обеспечивают полет птиц. Расположенные в хвосте, обеспечивают маневренность при полете и называются рулевыми. Кроме того, перьевой покров осуществляет теплоизоляцию и обеспечивает обтекаемость тела. Ежегодно происходит линька: часть перьев выпадает и заменяется новыми.

Приступаем к выполнению лабораторной работы для того, чтобы лучше познакомиться с видами, строением и значением перьев птиц.

Строение перьев.

1.Прочитать по учебнику стр. 208, , рассмотреть строение пера, зарисовать, заполнить таблицу, ответить на вопросы, поставленные в работе.

Сравните строение контурных и пуховых перьев.

Сделайте рисунки контурного и пухового перьев. Заполните таблицу.

Подготовьтесь устно ответить на вопросы.

Какие типы пера вы знаете?

Где у птицы располагаются наиболее крупные перья, а где – наиболее мелкие?

Каково значение пера для птицы?

Охарактеризуйте роль контурных и пуховых перьев в жизни птицы.

Тема: Особенности строения пера.

Контурные перья выполняют разные функции:

-маховые (первостепенные и второстепенные) образуют плоскость крыла.

-рулевые образуют плоскость хвоста.

-покровные придают телу обтекаемую форму

(ими одето туловище).

- Под контурными перьями лежат пуховые перья –

не имеют бородок(пластинок) второго порядка

(не образуют сомкнутого опахала).

- Пух – пуховые перья с коротким стержнем. Перьевой покров обеспечивает теплоизоляцию.

Тело птицы хитроумно устроенный аппарат и важную роль в нем играют перья.

Большие перья на крыльях помогают летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста помогают держать равновесие, делать повороты, остановку.

Износившиеся перья заменяются новыми в период сезонных линек

А знаете ли вы, сколько у птицы перьев? Перьев у птиц очень много: у лебедя их насчитали 25216, причем 80% на голове и шее; у курицы – 8325; у воробья зимой – 3550, а летом – 3150.

При размножении птицы откладывают яйца, покрытые известковой скорлупой. Одни птицы строят гнезда, другие откладывают их прямо на землю, в траву, в дупла деревьев, на скалы. Некоторые виды кукушек подкладывают их в гнезда другим птицам. Послеинкубации – содержания яиц при определенной температуре в течение необходимого для развития времени – из яиц вылупляются птенцы.

Птенцы вылупляются либо голые, слепые и беспомощные – это птенцы гнездовых птиц, либо опушенные, зрячие, способные сразу или через небольшое время следовать за матерью, - это птенцы выводковых (или птенцовых) птиц.

Птицы – животные теплокровные, с постоянной температурой тела, совершенными органами дыхания. Легкие птиц многоячеистые, соединенные с воздушными мешками, что обеспечивает поступление кислорода в кровь при вдохе и выдохе.

У птиц четырехкамерное сердце. Оно обеспечивает несмешиваемость артериальной и венозной крови. Хорошо развиты головной мозг и органы чувств.

ОТРЯД ПИНГВИНЫ

15-17 видов, появились около 60 млн. лет назад. Пингвины не могут летать: их задние конечности с перепонками, а передние превращены в ласты, которые активно используются при плавании. По земле эти птицы ходят медленно, переваливаясь с боку на бок, держа при этом тело на задних ногах вертикально. При остановках опираются на жесткое оперение хвоста. По льду и плотному снегу скользят, лежа на брюхе, отталкиваясь всеми конечностями.

Оперение иное, чем у других птиц: перья мелкие, жесткие, плотные, вершинами налегающие друг на друга, как черепица, ежегодно меняющиеся. Пуховых перьев нет. Под кожей всегда накапливается жир толщиной до 3 см. Плавают быстро, со скоростью до 36 км/ч. Из воды на берег выпрыгивают, преодолевая преграды полутораметровой высоты. Питаются рыбой, кальмарами, крабами, мелкими ракообразными.

Однажды образовавшаяся пара пингвинов сохраняется на всю жизнь. Гнезда устраивают на берегу из мелких камней либо в углублениях на земле. В кладке 1-2 яйца, насиживает либо самец, либо оба родителя поочередно, сменяя друг друга. При размножении и насиживании эти птицы образуют большие скопления.

Закрепление

Выберите правильные утверждения

Все птицы способны к полету.

Киль, как вырост грудины, способствует рассеканию воздуха во время полета.

3. У птиц обычно на ногах 4 пальца: 3 направлены вперед, а один – назад.

4. Пух и пуховое перо это одно и тоже.

5. Улетающих птиц больше развиты мышцы, поднимающие крыло.

7. Кожа птиц тонкая, сухая, практически лишенная желез.

8. У пингвинов, хотя они и не летают, тоже имеется киль.

9. Основное значение воздушных мешков – уменьшение трения между внутренними органами во время полета.

10. Сердце у птиц четырехкамерное.

11. У всех птиц птенцы появляются слепые и беспомощные.

Домашнее задание

- Ребята! Перед вами кроссворд. Если вы разгадаете слова по горизонтали, то по вертикали получится ключевое слово этого кроссворда.

Разгадай кроссворд:


1. Часть скелета задней конечности. 2. Скрученное белковое образование в яйце, на котором держится желток. 3. Сросшиеся мелкие кости стопы. 4. Вид желудка. 5. Птицы, живущие весь год на одном месте. 6. Расширение пищевода. 7. Какие могут быть птенцы? 8. Часть клюва. 9. Орган размножения. 10. Высокий гребень на грудине. 11. Орган кровеносной системы.

(Ответы: голень, канатик, цевка, железистый, оседлые, зоб, выводковые, надклювье, яичник, киль, сердце.)

Читайте также: