План урока изложение 5 класс ладыженская

Обновлено: 05.07.2024

Цели: развивать умения членить текст на части, находить основную мысль текста, владеть приемами сжатия текста; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать приемы сжатия текста; выделять главную мысль текста; озаглавливать текст; строить речевые высказывания; объяснять языковые явления.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр. 512 — пересказ текста, обсуждение задания и вариантов заглавия: “Чернила-невидимки”, “Чудесные чернила”.

2. Выполнение индивидуального задания: чтение предложений с местными топонимами, которые имеют форму только мн. ч.

III. Работа по теме урока

Вы уже пересказывали текст сжато: вспомним историю о зазнавшемся пне (см. урок 39). На этот раз задание усложняется: необходимо уложиться всего в 60 слов, причем в это число входят и короткие слова — местоимения, предлоги, союзы, частицы.

Но сначала необходимо познакомиться с текстом, внимательно прочитать его, выделить основную мысль, найти самые важные предложения.

2. Работа с текстом Е.А. Пермяка “Перо и чернильница” (упр. 513).

1) Выразительное чтение текста (читает учитель или заранее подготовленные ученики по ролям).

Следует пояснить ученикам, что до 60-х гг. прошлого столетия шариковых ручек не было, писали ручками со стальным пером, обмакивая его в чернила.

К вопросу о четырех основных частях текста.

Первая часть - первый диалог внука и деда. Вторая часть — попытки Сережи “добыть” сказку. Третья — второй диалог внука и деда. Четвертая — заключение о притче деда.

К вопросу о главной мысли каждой части.

Главная мысль первой части: “Откуда ты сказки берешь?”, второй части: “а сказка не зацепляется”, третьей части: “Придет время — не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь”, четвертой части: “дедову притчу запомнил”.

3. Советы учителя.

Для того чтобы сжать текст, можно пересказать диалоги своими словами (упростить), опустить (исключить) детали, обращения, подробности, повторы, обобщить предложения с однородными членами, оставить лишь несколько развернутые главные мысли каждой части. Таким образом, мы применим приемы сжатия текста — упрощение, исключение, обобщение.

4. Написание черновиков изложения, редактирование.

Пример сжатого изложения

Как-то Сережа спросил у деда, откуда тот берет сказки. Дед ответил, что достает их из чернильницы.

Сережа поступил в школу, научился писать, попробовал из чернильницы сказки добывать, но напрасно.

Он спросил у деда, почему у него ничего не выходит. Дед утешил: “Придет время, научишься, если не только собой будешь занят”.

Не все понял Сережа, а дедову притчу запомнил, другим пересказал.

1. Написать чистовик сжатого изложения.

2. Рабочая тетрадь: задание 125 (с. 65).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока

Предмет: русский язык Школа Класс 5

Учебник: русский язык 6 класс Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова

Изложения рассчитано на 2 урока.

Тема урока: написание выборочного изложения …

Цель урока: обучение написаниюподробного изложения.

-обучающие :

1)формирование умения понимать смысл и главную идею текста;

2)формирование умения передавать содержание текста грамматически и стилистически верно;

3) продолжать формировать умение отбирать из текста нужную информацию и как можно точно передавать содержание нужной части текста;

-развивающие:

1)способствовать развитию устной и письменной речи;

2)способствовать развитию связной речи;

3)развитие логического мышления;

4)развитие слуховой памяти;

5) развитие орфографической зоркости;

-воспитательные:

воспитывать интерес к литературным произведениям;

воспитыватьлюбовь к Родине;

Оборудование: орфографические словари, текст изложения

Прив. слово

Целевая установка на восприятие звучащего текста

Оформление тетради

2. Подготовка к восприятию текста

Вступительная беседа

3. Знакомство с текстом

Установка на слушание текста

4. Анализ текста

Беседа о теме и основной мысли

Чтение текста по частям

Составление плана текста

Языковой разбор

Устный пересказ текста (2-3 чел.)

5. Итоговое восприятие текста

Прием:чтение текста учителем

6. Написание изложения на черновике

Прием: целевая установка учителя

7. Написание чистового варианта изложения. Поведение итогов урока

Подготовка к восприятию текста

Жанр речи учителя:прив. слово , целевая установка на восприятие звучащего текста.

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста! Проверьте готовность к уроку. На столах у вас должны быть письменные принадлежности, тетрадь и черновик.

Сегодня нам предстоит написать выборочное изложение.

Давайте оформим тетради. Откройте тетрадь, запишите дату, вид работы- выборочное изложение по

Жанр речи учителя: слово учителя

Александр Сергеевич Барков родился 2 октября 1935 года в Москве.

А.С окончил педагогический институт, работал учителем биологии и литературы в сельской школе, член Союза писателей России.

Исторические повести и рассказы Александра Баркова всегда основаны на реальных событиях и фактах, которые для него важнее всяких вымыслов.
Главным предметом своего художественного изображения писатель взял Родину, ее героическое прошлое, духовный мир родного русского народа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока развития речи по теме "Обучающее изложение с творческим заданием по тексту И. Соколова-Микитова "Зайчата" (5 класс) предназначен для проведения двух уроков русского языка в 5 классов: подготовки к написанию изложения и написания изложения с творческим заданием на основе прочитанного текста.

Обучающее подробное изложение с творческим заданием

(2 урока развития речи)

отработка алгоритма написания подробного изложения текста;

актуализация опорных знаний по стилистике;

обучение приёмам работы над творческим заданием;

развивающие:

закрепление навыков подробного пересказа и интерпретации текста;

развитие умения создания собственного текста на основе личных наблюдений и полученной информации;

формирование умения отбора языковых средств в соответствии со стилем и типом речи;

воспитывающие:

воспитание высоких нравственных ценностей (доброты, ответственности, любви к природе);

формирование интереса к слову, русскому языку и их богатым возможностям.

Метод: репродуктивный, исследовательский.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: иллюстрации, фотографии с изображением весеннего леса и его обитателей; презентация; электронная доска.

Организационный момент.

отработка алгоритма написания подробного изложения текста;

актуализация опорных знаний по стилистике;

обучение приёмам работы над творческим заданием.

Актуализация опорных знаний.

Беседа с учащимися по вопросам:

Что такое подробное изложение текста?

Подробное изложение текста – это письменный пересказ исходного текста, максимально приближенный к его содержанию.

Каким требованиям должно соответствовать подробное изложение?

Обобщение учителя. Подробное изложение должно соответствовать определённым требованиям.

Требования к подробному изложению:

максимальная приближенность к исходному тексту:

сохранность всех микротем;

соблюдение последовательности в развитии событий;

установление смысловой связи между абзацами и предложениями;

соответствие языковых средств стилю и типу речи текста.

Совместное определение задач на два урока.

Первый урок – подготовка к написанию подробного изложения прочитанного текста. Второй урок – написание подробного изложения и выполнение творческого задания к нему.

познакомиться с исходным текстом;

провести его комплексный анализ;

поработать с незнакомыми словами;

отобрать содержательный материал и языковые средства для создания собственного текста и выполнения творческого задания. (Слайд 2)

Первое прочтение текста учителем. (Слайды 3, 4)

Ранней весной родились эти маленькие зайчата. Ещё лежал в лесу под деревьями глубокий снег, прихватывали по утрам крепкие морозы. Крепко прижались друг к дружке маленькие зайчата.

Ласково пригревает весеннее солнышко. Терпеливо ждут зайчата свою мать. Обрадовались теплу, высунулись из гнезда длинноухие. Хорошо спрятались они в сухой прошлогодней траве! Здесь не найдёт их хищная рысь, не увидит хитрая лисица.

Загорается вечерняя заря. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками. Тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики. Спускается весенняя прохладная ночь. (103 слова.)

(По И. Соколову-Микитову.)

Второе прочтение текста.

Текст читается вслух учащимися по абзацам, совместно определяются четыре микротемы текста; устанавливается, что количесто микротем соответствует количеству абзацев в предложенном тексте.

Учащиеся коллективно составляют план текста и делают записи в тетрадях. (Слайды 5 - 10).

Примерный план текста:

1) Рождение зайчат ранней весной.

2) Зайчата радуются теплу и прячутся в траве.

3) Птичка обнаружила зайчат.

4) Вечерняя заря.

Словарная работа. (Слайды 11 - 13)

Цель: определить лексические значения непонятных или незнакомых учащимся слов.

Прихватывали (морозы) – наступали на короткое время.

Суетливая (птичка) – быстрая, шустрая, находящаяся в постоянном движении.

Загорается (заря) – заходящее солнце окрашивает красным цветом горизонт.

Кулики – водные и околоводные птицы, которые хорошо бегают, плавают и летают.

Потянули (кулики) – тихо, медленно полетели.

Макушки (леса) – верхушки высоких деревьев.

Спускается ночь – наступает в короткий промежуток времени.

Дышит, оживает земля – оттаивает днём под весенним солнцем.

Комплексный анализ текста. (Слайд 14)

Учитель. К какому стилю относится предложенный текст: художественному, научному, публицистическому, официально – деловому, разговорному? (Слайд 15)

Учащиеся. К художественному.

Учитель. Аргументируйте свой выбор.

Учащиеся. Основными признаками предложенного текста являются образность и яркий, выразительный язык.

Учитель. Каков тип речи: повествование, описание, рассуждение? (Слайд 16)

Учащиеся. Повествование с элементами описания весенней природы и зайчат.

Учитель. Определите тему текста, задав к нему вопрос: о чём текст? (Слайд 17)

Учащиеся. Тема текста - зайчата и лес ранней весной

Учитель. Сформулируйте основную мысль текста. Для этого задайте вопросы: зачем автор рассказывает о зайчатах? что он хочет этим сказать? (Слайд 18)

Учащиеся. Ранней весной в лесу всё оживает, приходит в движение; зайчата всего боятся, но потихоньку приспосабливаются к лесной жизни.

Учитель. Предложите свои варианты заглавия текста, причём одни из них должны выражать его тему, а другие – основную мысль. (Слайд 19)

Повторение языковых художественных средств и их кратких определений: эпитет (художественное определение), метафора (бессоюзное сравнение), олицетворение (уподобление неживых предметов живым), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-; -ечк-; -ат-; еньк), лексические повторы (повтор одних и тех же или однокоренных слов), восклицательные предложения, однородные члены предложения.

Эпитеты: крепкие морозы; хитрая лисица; суетливая пташка; страшные звери; робкие зайчата.

Метафоры: ласково пригревает солнышко; загорается вечерняя заря; спускается весенняя ночь.

Олицетворения. Птичка всё вертится над зайчатами, тоненько поёт. Дышит, оживает земля.

Существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами: маленькие; зайчата, дружке, пташка, солнышко, птичка.

Лексические повторы: маленькие, зайчата, друг к дружке, пташка, солнышко, птичка.

Однородные члены предложения. Обрадовались теплу, высунулись из гнезда длинноухие. Птичка всё вертится над зайчатами, тоненько поёт. Слышно, как дышит, оживает земля.

Подготовка учащихся к выполнению творческого задания. (Слайды 28 - 32)

Творческое задание – это ответ на поставленный вопрос. Ответ предполагает создание небольшого по объёму (8 – 10 предложений) собственного текста на основе личных наблюдений и информации, полученной на уроке.

Вариативность творческого задания.

Фронтальная беседа по содержанию творческого задания и актуализация опорных знаний.

Учитель. Весна – период пробуждения и расцвета природы. Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места. Откуда они узнали, что весна пришла? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог?

Учащиеся. Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать – в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше. Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу, ищет еду.

Учитель. А как ёжики себя ведут ранней весной?

Учащиеся. Ёжики просыпаются после зимней спячки, только когда прогревается его норка. А норка прогревается, когда земля оттаивает. В конце марта, в начале апреля вы можете прийти в лес и услышать под кустами фырканье, кашель и шуршание прошлогодними листьями. Это наверняка ёжик. А если проснулся ёжик, значит, зима уже точно не вернётся

Учитель. Поговорим о том, как животные относятся к своему потомству. Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу – выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам – медвежатам. Защищая медвежат, медведица может броситься на любого врага. Кто из вас расскажет о ежатах?

Учащиеся. В апреле появляются ежата. Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них. Ежата рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них выглядывают тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Ежиха-мама сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней. Ежиха 30-40 дней ухаживает за своим потомством. После этого маленькие ёжики разбегаются в разные стороны: кто за жуками, кто за слизняками, а самые хитрые - за личинками комаров и многоножек. Когда подрастают грибы и созревают ягоды, ёжики питаются и ими.

Учитель. Вернёмся к героям нашего текста – зайчатам. Как они подрастают?

Написание подробного изложения текста и выполнение творческого задания (урок № 2)

А) понять его тему, идею, композицию, характер главного героя;
Б) определить систему лексических, синтаксических средств, использованных в тексте;
В) учить соотносить выбор данных средств автором.

  1. Развивать умения продуцировать в собственной речи средства выразительности, представленные автором.
  1. Отработать знания учащихся о типах речи, стилях языка.
  2. Показать ученикам особенности функционирования в речи глаголов, имен прилагательных.

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

I. Постановка учителем целей и задач урока.
II. Знакомство с содержанием текста.
III. Анализ содержания текста.
IV. Определение типа речи.
V. Определение стиля.
VI. Анализ лексических, синтаксических языковых средств.
VII. Подведение итогов.
VIII. Домашнее задание.

I. Постановка учителем целей и задач урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны подготовиться к выборочному изложению по тексту В.П. Астафьева (упр. 527): определить его тему, идею, структуру; провести языковой анализ текста (лексические, синтаксические особенности).

II. Знакомство с содержанием текста.

  1. Краткая информация учителя о В.П. Астафьеве на экране. (Слайд № 1).Приложение
  2. Выразительное чтение текста.

III. Анализ содержания текста.

– От чьего лица идет рассказ? (От лица автора)

– Почему главному герою дали путевку? (Он заболел)

– Что такое путевка? Сколько лексических значений имеет это слово? Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (Ученики дают толкование слова путевка, выясняют, что это многозначное слово)

– В каком словаре мы можем узнать значение слов? (“Словарь русского языка” С.И. Ожегова)

Учитель открывает слайд № 2 со словарной статьей из “Словаря русского языка” и предлагает сравнить значение слова путевка, данное учениками и С.И. Ожеговым. (Ученики определяют, что в тексте слово употреблено в первом значении)

Путевка, -и, ж.
1. Удостоверение, выдаваемое лицу, направляемому куда-нибудь.
2. Листок у водителей транспорта с указанием маршрута и выполняемого задания (спец.).

– Каково лексическое значение слова санаторий? (Пока ученики отвечают на вопрос, учитель открывает слайд № 3 со словарной статьей из “Словаря русского языка” С.И. Ожегова).

Санаторий, -я, м. Лечебное учреждение, оборудованное для лечения и отдыха.

– Где находится санаторий? (На юге страны) Бывал ли там раньше автор? (Нет, он там впервые)

– Куда пошел гулять главный герой? (В парк) Почему парк называется приморским?

– Чем поразил автора этот парк? (Тем, что там росли деревья и кустарники со всего мира)

– Какие деревья там росли? (Фикусы, платаны, чинары, кипарисы, пальмы)

Учитель открывает слайды № 8–12 с изображением названных растений. Учащиеся рассматривают фотографии и отвечают на вопросы.

– Как характеризует автор все эти растения? (Деревья с африканским отливом в широких листьях) Как вы понимаете это выражение?

– Что поразило главного героя при виде фикусов? (Они росли не в кадках, а на улице)

– Автор пишет, что платаны и чинары “ воспеты в восточных одах”. Давайте посмотрим значение слова ода.

Учитель открывает слайд № 4 со словарной статьей из “Словаря русского языка” С.И. Ожегова.

Ода, -ы, ж. Торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь событию, герою, реже предмету.

– На что похожи семена чинар? (На мохнатые шарики с ниточками)

– Какие пальмы увидел главный герой? (Низкие, высокие, разлапистые)

– С чем сравнивает В.П. Астафьев листья пальм? (С шевелюрами современных молодых людей)

Учитель делает вывод о содержании 1 части текста.

– Таким образом, в 1 части В.П. Астафьев описывает приморский парк с экзотическими растениями.

– Почему, на ваш взгляд, текст разделен на две части? (В 1 части говорится об экзотических растениях, а во 2 части о русских березках)

Учитель объясняет, что такой прием называется противопоставлением. Учащиеся записывают его определение в “Словарик ученика”.

– Что увидел автор среди заморских кущ? (Березы)

– Как вы понимаете значение слова куща? (Ученики дают свое толкование)

Учитель сообщает, что в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова отсутствует это слово, но есть однокоренное кущение, которое значит “то, что кустится”.

Запись в тетрадях.

1. Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три березки.

– Какие из использованных автором глаголов являются синонимами? (Глазел, дивился, увидел) Какое из названных слов является стилистически нейтральным? (Увидел) А какие употребляются в просторечии? (Глазел, дивился)

– Почему главный герой “глазам своим …не поверил”? (Березы здесь не растут)

– Что обозначает этот фразеологизм? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос? (Во фразеологическом словаре) Посмотрим значение оборота в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.

Учитель открывает слайд №5, содержащий словарную статью с толкованием фразеологизма.

Не верить (своим) глазам – страшно удивляться, поражаться и т.п. чему-либо увиденному

– Почему автор называет березы сиротами? (Так как они одиноки среди заморских растений)

– Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берез? Запишите эти глаголы в тетрадь.

Запись в тетрадях.

2. Стояли, опустили долу ветви, затерялись, не шуршали корой, не лопотали листвой…

– Каково лексическое значение слова лопотали? Каким стилистически нейтральным словом можно его заменить? (Говорили неясно) Случайно ли автор употребляет именно этот глагол?

– Знакомо ли вам значение слова долу? Если нет, посмотрим его толкование в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова.

Учитель открывает слайд № 6 с толкованием слова долу.

Долу, наречие (стар.). Книзу, вниз.

– То есть, березы опустили вниз ветви.

– Каково значение устойчивого сочетания нельзя было оторвать глаз? Посмотрим, как определяется оно в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.

Учитель открывает слайд № 7. Приложение

Глаз не (нельзя) отвести (оторвать) – о ком-либо или о чем-либо очень красивом, которым нельзя не восхищаться.

– Как характеризует автор стволы, листья берез? Запишите в пункт 2 (см. выше) свой ответ.

Запись в тетрадях.

…Стволы пестрели, как веселые сороки…Нежная зелень зазубренных листьев…

– Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берез и чужеземных растений? Сравним: покойно взгляду после ошеломляющего блеска… бьющей в глаза растительности.

Учитель открывает слайд №13 с изображением березы.

– Как появились березки в парке?

Запись в тетрадях.

3. Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились…

– В чем была особенность их роста? Запишите в пункт 3 (см. выше) свой ответ.

Запись в тетрадях.

…листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…

– Как вы думаете: почему? (Они будто стремились на Родину)

– О чем вспомнил автор, глядя на березки? Ответ запишите в пункт 4.

Запись в тетрадях.

4. Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа.

– Что представляют собой козырьки ворот? Наличники окон?

Учитель поясняет, что козырьком ворот является небольшой навес над ними, а наличником – накладная планка на оконном проеме.

– Как вы понимаете выражение “ зеленая пена березового листа”?

IV. Определение типа речи 2 части текста.

– Сколько “фотографий” вы сделали, читая 2 часть текста?

Запись в тетрадях.

  1. Прогулка по парку.
  2. Березки на полянке.
  3. История деревьев.
  4. Воспоминания автора.

– Какой вы сделали вывод о типе речи? Докажите. (Проверка способом “фотографирования” показала, что в тексте последовательно излагаются события).

– А можно ли по полученным “фотографиям” дать характеристику березкам и полянке, на которой они растут (какие они: стволы, листики березки)?

– Какой еще тип речи представлен в тексте? (Описание) Какой является ведущим? (Повествование)

Учитель предлагает сделать вывод о типе речи текста. (2-я часть текста представляет собой повествование с элементами описания)

– А теперь сопоставьте наши записи в тетради и на доске. Получилось два варианта плана: в первом даны опорные фразы, на которые мы будем нанизывать слова и предложения, а во втором отражена последовательность событий.

  1. Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три березки.
  2. Стояли, опустили долу ветви, затерялись, не шуршали корой, не лопотали листвой. Стволы пестрели, как веселые сороки. Нежная зелень зазубренных листьев.
  3. Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились. Листья лицевой стороной повернуты к северу, и вершины тоже.
  4. Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа.
  1. Прогулка по парку.
  2. Березки на полянке.
  3. История деревьев.
  4. Воспоминания автора.

V. Определение стиля.

– Вспомним автора текста. (В.П. Астафьев)

– Кто он? (Писатель)

– Какую задачу ставит перед собой В.П. Астафьев? (Автор написал текст для читателей. В нем он передает свое отношение к березкам, которые увидел в приморском саду, а также свои чувства, испытанные им при этом. Текст образен и эмоционален. Это художественное произведение)

– Продумал ли автор тему и идею произведения? Обдумана ли речь? (Тема и идея продуманы в художественной форме. В.П. Астафьев тщательно отбирал лексические, синтаксические средства)

VI. Анализ выразительных средств.

– При написании изложения важно сохранить все выразительные средства, употребленные автором, ведь именно они придают тексту экспрессивность, эмоциональность. Выпишем из второй части лексические и синтаксические средства и заполним таблицу.

Лексические

синонимы глазел, дивился, увидел
фразеологизмы глазам своим не поверил; нельзя было оторвать глаз
эпитеты заморских кущ; растут поодиночке; нежной зелени; ошеломляющего блеска; чужеземной растительности
метафоры пена березового листа; блеск растительности; дола ветви; бьющей в глаза растительности
олицетворения березы стояли, опустили долу; затерялись; не лопотали; прижились
сравнения кажутся сиротами; как веселые сороки; толщиной с детскую руку
устаревшие слова долу
просторечные слова глазел, дивился

Синтаксические

однородные члены бродил и бродил, глазел, дивился и увидел; кажутся, затерялись, не шуршали, не лопотали; хорошо, покойно; привезли, отпоили и выходили; глядел и видел; козырьки, наличники
инверсия глазам своим я не поверил; не растут березы в этих местах
парцелляция Я …видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон…

VII. Подведение итогов.

– Давайте подведем итог сделанному на уроке по плану, записанному на доске.

– Ваша задача – написать изложение второй части текста от 3-го лица. Помимо местоимения он, можете употреблять контекстные синонимы главный герой, В.П. Астафьев.

VIII. Домашнее задание.

Написать первый вариант изложения второй части текста от 3-го лица (для обсуждения достоинств и недостатков перед окончательным вариантом изложения).

Читайте также: