План урока изготовление прихватки

Обновлено: 07.07.2024

труда, воспитание бережливости, воспитание эстетического вкуса.

Методы обучения: Устное изложение нового материала, беседа , демонстра-

ция наглядных пособий , показ трудовых приёмов.

Наглядные пособия : Образцы тканей , плакат, инструкционные карты, образцы изделий из лоскута.

Оборудование, материалы, инструменты: Рабочая коробка, утюг, ножницы,

иглы, ткань, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка. Швейная машина.

Тип урока: Комбинированный.

Межпредметные связи: Черчение, история , химия, математика

Профориентация: Профессия - дизайнер, оператор швейного производства.

I.Организационный момент: Проверка присутствия учащихся по журналу

проверка готовности учащихся к уроку.

_ Из какого волокна изготавливают хлопчатобумажные ткани?

_ Как определить лицевую сторону ткани?

_ Как определить нити основы и утка на ткани? (раздать образцы ткани)

_ Назовите длину смёточной строчки?

_ Как вы думаете какие изделия можно изготовить из лоскутков?

3 Повторение правил техники безопасности

При работе с иглой.

1.Храните иголки и булавки в определённом месте.

2 Не оставляйте иглу на рабочем месте, пользуйтесь подушечкой для игл

3 Не брать иголки и булавки в рот.

4 Скалывать ткань острым концом булавки от себя.

При работе с утюгом

1 Перед работой утюгом следует проверить исправность шнура.

2.Утюг включают и выключают сухими руками.

3. Утюг во время работы ставят на подставку.

4. Необходимо следить затем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

5.При окончании влажно-тепловой обработки ткани утюг следует

4.Объяснение нового материала.

Удивительное рукоделие – лоскутное шитьё издавна известно многим

народам. Лоскутная техника – своими корнями уходит глубоко в

Зародилась лоскутная пластика в Англии, а затем постепенно распространилась в Европе, Америке, Австрии и на Руси. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.

В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Лоскутное шитьё зародилось и развивалось в крестьянской среде.

Предметы деревенского быта были полезны и красивы (коврики – кругляшки, дорожки, сотканные из полосок ткани) наполняли быт и радовали глаз.

Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаками бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошёл фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.

Шитьё из лоскута называют ещё “лоскутная мозаика”, – изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью.

Лоскутные мозаики – покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома, выставки декоративно-прикладного творчества.

Любимые занятия искусных мастериц – украшение интерьера кухни, дачного домика, изготовление женской и даже мужской одежды.

Необходимо отметить, что мастерицы экономно самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое.

Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству юных мастеров. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не рвётся.

В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства, которое неуклонно растёт. Всё больше выставок различного уровня посвящается искусству работы с текстильным лоскутом.

Практическая часть. Показ трудовых приёмов.

Инструкционно-технологические карты на столах учащихся.

Нам необходимо иметь две полоски ткани разного цвета, рисунка.

1. Берём две полоски ткани разного цвета, определяем долевую нить,

совмещаем срезы, смётываем прямыми стежками над линией соединения.

2. Выполняем стачной ручной шов.(ширина шва 7-10 мм.)

3.Удаляем нитки смётывания.

6.Сомещаем полоски в шахматном порядке , смётываем

7.Стачиваем (ширина шва 7-10 мм.)

9.Полученную лицевую часть прихватки проутюжить.

Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование

1.Проверка организация рабочего места учащихся.

2.Проверка правильности выполнения смёточных строчек.

3.Проверка соблюдения технологической последовательности выполнении

4.Проверка правильности выполнения работ согласно инструкции.

5.Контроль качества выполнения операции.

6.Проверка соблюдения учащимся правил техники безопасности.

7.Проверка применяемых способов самоконтроля.

8. Оценка практических работ учащихся.

IV. Закрепление нового материала .

1.Какие изделия можно выполнять из лоскутов?

2.Назовите материалы и инструменты, применяемые в лоскутной технике?

3. Назовите последовательность изготовления прихватки?

4. Какой ткани отдаётся предпочтение в лоскутной технике?

V.Анализ урока. Рефлексия.

хорошо освоил лоскутную технику и закрепил на практике весь изученный

2.Анализ выполнения учащимися практических работ.

3.Показ лучших работ.

4.Разбор типичных ошибок.

а) Перекошенная прихватка:-

- не соблюдена нить основы;

- кривой шов стачивания;

- шов вытянут утюгом.

б) Не совмещение середины прихватки.

1.Три основные детали:
а. две детали меньшего размера для изготовления верхней части прихватки (2 треугольника из драпа светлобежевого и синего цвета);
б. одна деталь большего размера для нижней стороны прихватки (квадрат 22 х 22 из драпа синего цвета);
2. Мелкие детали из драпа красного и розового цвета для изготовления цветка (14 деталей);
3. Листья из драпа тёмнозелёного цвета (2 детали);
4.Въюнок синего цвета для отделки (95 см);
5. Нитки розового цвета (1 бабина);
6. Нитки синего цвета (4 бабины);
7. Нитки салатового цвета (1 бабина).(фото.1)
Основная идея – применение традиционных методов обучения в новых нестандартных ситуациях. Формирование познавательного интереса к рукоделию, развитие внимания, памяти, мелкой моторики и координации рук способствует становлению творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в современном мире.

  • Образовательная – научить в правильной последовательности изготавливать изделие, совершенствовать навыки при выполнении ручных работ и на швейной машине;
  • Развивающая – развитие мышления (мыслительных операций – анализировать, сравнивать, обобщать);развитие внимания при раскрое и изготовлении изделия; развитие точности движения; развитие самостоятельности и самоконтроля;
  • Воспитательная – воспитание любви к предмету, трудовой дисциплины, привитие культуры труда; воспитание бережливости; воспитание познавательной потребности, интереса и активности; воспитание ответственности за порученную работу.

Методы обучения: словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение), наглядный (образцы изделия, инструкционная карта), практический ( показ трудовых приемов).

Оборудование и материалы: компьютер с проектором, экран ,доска, образцы изделий прихваток, образцы последовательности изготовления прихватки, швейная машина, утюг, плакаты ''Техника безопасности при выполнении ручных и машинных работ'', гладильная доска, ножницы, иглы, швейные нитки, лоскутки ткани из драпа, тесьма ”въюнок ”, распарыватель, рабочая тетрадь, ручка, лекала, инструкционная карта последовательности изготовления прихватки.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: ОБЖ, черчение, русский язык, химия, математика, физика.

Время: 2 урока по 45 мин.

Терминология: сметать, стачать, наметать, настрочить, обметать, разутюжить.

I. Организационный момент

Проверка присутствующих учащихся, проверка готовности к уроку.

II. Теоретическая часть

2. Проверка знаний учащихся.

Какие существуют виды волокон? (Волокна животного и растительного происхождения).

Из каких волокон изготавливают хлопковые и шерстяные ткани? (Из хлопка, растительного происхождения и шерсти, животного происхождения),(показать волокна).

На какой стороне ткани рисунок более яркий? (На лицевой стороне),(показать ткань).

По каким признакам ещё можно определить лицевую сторону ткани? (На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более чёткий. Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки(петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону. В шерстяных тканях на лицевой стороне в отличии от изнаночной ворс располагается упорядоченно в одном направлении),(показать ткань).

Как определить нити основы и утка на ткани? (Нить основы идёт вдоль кромки, а нить, идущая поперек нити основы – уток. По растяжению: нить основы не растягивается, нить утка – тянется. По нити, выдернутой из ткани: нить основы прямая, нить утка – извилистая. В драповых тканях долевая нить идёт по ворсу с верху в низ),(показать ткань).

Какое назначение имеет прихватка? (Предохранение рук от ожогов).

3. Изложение учителем нового материала

У: Открыть тетради и записать тему урока. (Доска).

У: Сегодня мы выполним творческую работу, результатом которой будет прихватка для работы в кабинете технологии.

Демонстрация инструкционной карты последовательности изготовления прихватки с пояснениями.

Цель и задачи творческой работы. (Доска)

У: Записать в тетради цель и задачи творческой работы.

У: Рассмотрим этапы работы творческой работы. (Приложение 1, фото.1-14).

У: Прихватки могут быть различных форм, видов и быть выполнены в различных техниках.

Ученицы рассказывают об особенностях различных видов прихваток.(изд.прихваток).

У: Из каких тканей вы можете изготовить прихватку?

У: На предыдущих занятиях вы отрабатывали приёмы и упражнения на тканях разной толщины.

- Какие требования нужно соблюдать при работе с тканями средней и большей толщины? (Подтягивать ткань во время выполнения машинных работ, все ВТО работы выполнять через влажный проутюжельник).

У: Что нужно уметь перед раскроем прихватки? (Гармонично подбирать цвета).

Демонстрация образцов деталей прихватки.

У: Что вам понадобиться для изготовления прихватки? – (Материалы).

У: Для изготовления прихватки используются лоскутки тканей различных цветов и размеров. Выбор остаётся за вами.

Инструменты и приспособления. (Показ).

У: Назовите инструменты, приспособления, оборудование, необходимое при изготовлении прихватки?

Правила безопасности при работе в кабинете и при выполнении ручных и машинных работах. (Плакаты).

У: Какие правила техники безопасности вы должны соблюдать в кабинете и при выполнении ручных и машинных работах?

Ученицы рассказывают правила безопасности в кабинете.

4. Закрепление знаний учащихся

– У каждого учащегося есть карточка с этапом изготовления прихватки, прикрепите карточки к доске, соблюдая технологическую последовательность.

5. Физкультминутка

Дежурный проводит физкультминутку, показывая упражнения.

III. Практическая часть

2. Вводный инструктаж учителя:

  • ознакомление с объектом труда (образцы прихватки);
  • ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по инструкционной карте);
  • предупреждение о возможных ошибках при выполнении работы;

От качественного выполнения каждой операции зависит вид готового изделия – прихватки. После выполнения каждой операции вы будете проверять качество своей работы.

3. Самостоятельная работа учащихся по инструкционной карте.

4. Текущий инструктаж учителя. (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

4.1. Формирование новых умений:

– проверка организованности начала работы учащимися;
– проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
– соблюдение правил охраны труда, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.

4.2. Усвоение новых знаний:

– проверка правильности использования учащимися инструкционных карт.

4.3. Целевые обходы:

– инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
– концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
– оказание помощи слабо успевающим к выполнению задания учащимся;
– проверка соблюдения учащимися правил техники безопасности;
– контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
– рациональное использование учебного времени учащимися.

5. Заключительный инструктаж учителя:

– анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
– разбор типичных ошибок учащихся;
– вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
– повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

6. Подведение итогов урока учителем:

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.

- воспитание эстетического вкуса, художественного мышления;

- создание на уроке рабочей, дружеской атмосферы;

- воспитание мотивации к учению, аккуратность, усидчивость.

Оборудование: шаблон для показа швов, три вида прихватки, иголки, нитки, ножницы.

1.Создать внимание для предстоящей работы.

Чтоб работа закипела,

Приготовьте все для дела.

Будем шить и мастерить

Все должно в порядке быть.

Ножницы, ткань и клей

Клади на место поскорей.

И не забудь про карандаш –

Он в труде помощник наш.

Линейку, ластик положи,

В порядке вещи содержи.

2. Актуализация знаний.

Кухонные мелочи… Различные подставки, салфетки, прихватки, можно ли без них обойтись на кухне? Когда ты готовишь на кухне, нечего смотреть по сторонам, но все- таки зазевалась…. Котлеты уже подгорают. Картошка кипит. Ты ищешь глазами, чем бы снять крышку, чем прихватить сковородку…

Ничего подходящего! Нужна прихватка.

Сегодня на уроке мы начнем изготавливать прихватки.

Кухонные прихватки просто необходимы на кухне во время приготовления пищи. Конечно, при случае можно взять первую попавшуюся тряпку и снять с плиты горячую кастрюлю, чайник, сковородку. Но даже в такой, казалось бы, мелочи, как прихватка, можно проявить вкус и изобретательность. И разве

неприятно, если вместо оборванной, необработанной тряпки в руках будет эстетически оформленная прихватка, которую вы сделаете своими руками. А как обрадуются такой обновке мама или бабушка!

Прихватки - это прекрасный сувенир, который может быть использован как аксессуар для вашей кухни, так и для украшения интерьера.

Прихватки могут быть разной формы, разного цвета.

- Вам нравятся эти прихватки? (Да).

- А вы хотите сегодня научиться их изготавливать?

- Ребята, а знаете ли вы, когда впервые человек начал использовать ножницы, иглу, пуговицу для изготовления различных изделий из ткани? (нет).

- Тогда послушайте историю.

- Примерно тысячу лет назад какому-то ремесленнику прищло в голову соединить два конца ножа с помощью гвоздика, а ручки загнуть кольцами.

Это и был прообраз нынешнего инструмента. Самые старые ножницы этой конструкции в Восточной Европе были найдены во время археологических раскопок под Смоленском. Изготовлены они были в

X в. Примерно 3,5 тысячи лет назад появились так называемые овечьи ножницы, с помощью которых стригли овец. В XI -XII веках появляются различные виды ножниц: для резки кожи, парикмахерские, медицинские и др. В XVIII в. лезвия ножниц стали делать изогнутыми. А XIX в. их изготавливали из латуни, стали, железа, т. е. стали доступным инструментом.

3.Анализ образца изделия.

- Какая форма у прихватки? (круглая).

- Как оформлена прихватка? (аппликацией).

- Из какого материала изготовлены детали? (из ткани).

- Имеет ли значение какую ткань мы возьмем для изготовления прихватки? (лучше брать хлопчато-бумажную, с ней легче работать).

- Из какого волокна изготавливают хлопчато - бумажную ткань? (Из хлопка).

- Какого происхождения это полотно? (растительного происхождения).

- На какой стороне напечатанный рисунок более яркий и четкий? (На лицевой стороне).

- Для изготовления прихваток, нам нужны помощники. В моем волшебном ларце хранятся различные инструменты. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы мне отгадывать. И если правильно угадаете, то я буду их вам показывать.

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Два конца, два кольца,

Не большой не малый.

У него полно забот,

Он и режет и стрижет.

На пальце сидит,

Во все стороны глядит.

На пальце одном

Ведерко вверх дном.

- Давайте с вами вспомним основные правила по технике безопасности с иглой и ножницами:

1. Иглы и булавки хранить в игольнице.

2. Не берите иглу в рот, не играйте с иглой.

3. Проталкивайте иглу в ткань с наперстком.

4.Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего, передавая, держать их сомкнутые лезвия.

5.Не играйте ножницами, не подносите их к лицу.

6. Используйте ножницы по назначению.

- Итак, мы запаслись самыми необходимыми знаниями для выполнения работы. Думаю, что перед ней не помешает размять пальчики.

Наши пальчики устали.

А теперь мы встанем ровно

И потянемся немного,

Повернемся вправо, влево,

И продолжим наше дело.

5.Планирование трудовой деятельности.

1. Изготовление выкройки.

- Для этого берем альбомный лист и из него вырезаем два круга диаметром 16см и 5см (рис. 1)


2. Выполнение разметки на ткани.

- Выполнить раскрой ткани. Наложить изготовленное лекало на ткань и зафиксировать булавками (рис.2)


- Изготовить прокладочный элемент из ватина. Для этого накладываем лекало на ватин и фиксируем булавками.

3. Вырезание деталей.

4. Выполнить разметку рисунка для вышивки.

5. Отрезать тесьму для петельки длиной 8 см.

6. Сборка изделия (продолжим на следующем уроке)

6. Изготовление изделия.

- Приступаем к изготовлению выкройки.

(Дети выполняют практическую часть. В процессе работы учитель следит за техникой безопасности и если надо, помогает детям).

Итак, нам нужно перейти к процессу обработки прихватки.

1. На лицевую сторону основной детали наложить деталь аппликации.


3. Вложить прокладку между деталями прихватки, заколоть булавками и все три слоя сметать ручными стежками. Не забудьте приметать петельку, спрятав ее концы между деталями прихватки (рис.5)



– дать сведения о цвете и композиции в лоскутных изделиях;

– способствовать развитию у обучающихся логического мышления;

– развивать активность и самостоятельность.

Оборудование: флизелин или светлая ткань, ткань однотонная, полоски ткани разного цвета, ватин, нитки хлопчатобумажные, игла, ножницы, линейка, карандаш, швейная машина.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

2. Подготовка к занятию.

3. Инструктаж по технике безопасности.

II. Повторение пройденного материала.

В о п р о с ы д л я п о в т о р е н и я:

– Перечислите распространенные приемы работы с лоскутами. (Пэчворк, квилт, текстильная мозаика, коллаж, аппликация.)

– Где применяли лоскутки в русских деревнях в старые времена? (Шили из них одеяла, украшали рубахи, головные уборы и т. д.)

– В чем особенность квилта? (Имеет три слоя – верх, прокладку и подкладку.)

– В чем особенность изготовления коллажа? (Работы выполняют наклеиванием лоскутов на основу.)

– Аппликация является самостоятельным изделием или декоративным? (В основном декоративным.)

III. Теоретическая часть.

Сведения о цвете и композиции в лоскутных изделиях.

Шитье из лоскутков, как и любое другое художественное мастерство, подчиняется классическим законам декоративно-прикладного искусства. В связи с этим в работе всегда встают две проблемы: цвет и композиция, – именно от них зависит характер и облик будущих изделий.

Законы гармонии в текстиле имеют некоторые особенности, определяющиеся свойствами материала: любая его поверхность очень выразительна, поэтому в лоскутной технике нужно использовать не только цветовые сочетания ткани, но и ее фактуру.

Чаще всего при подборе цветовой гаммы пользуются собственной интуицией, забывая (а иногда и не зная) об определенных правилах в области цвета и композиции.

Тем не менее такие знания требуются тому, кто занимается текстильным ремеслом и хочет создавать оригинальные авторские вещи.

Цветоведение – наука о цвете – известна с давних времен. Конечно, при шитье из лоскутков не понадобится его глубокое знание, но понятие об основных закономерностях расположения цветов в спектре поможет в подборе тканей.

Спектр можно представить в форме круга контрастных цветов. Каждый их них имеет дополнительный цвет – он расположен в диаметрально противоположном секторе этого круга, то есть если провести диаметр через середину сектора зеленого цвета, получим цвет, который и является дополнительным зеленому.

Проведя диаметр через секторы синего и желтого цвета, легко можно определить их дополнительные цвета. У желтого это будет фиолетовый, у синего – оранжевый и наоборот: у фиолетового – желтый, а у оранжевого – синий.

Основной цвет, расположенный рядом со своим дополнительным, кажется более интенсивным и насыщенным. Это явление носит название последовательного контраста. Два дополнительных цвета, расположенные рядом, становятся ярче – это так называемый одновременный контраст цветов.

Если поместить серые квадратики на разные цветовые фоны, они приобретут оттенки, которые будут приближаться к дополнительному цвету фона: тот, который лежит на красном, позеленеет, на зеленом – покраснеет, на синем – пожелтеет и т. д.

Красный квадратик на зеленом фоне покажется более ярким по тону, чем на желтом, потому что дополнительный цвет усилит его яркость.

Однако все основные цвета имеют очень много оттенков, поэтому, например, не всякий красный цвет будет хорошо сочетаться с зеленым, а желтый с фиолетовым и т. д.

Подбирая сочетания цветов в декоративной работе, надо чаще обращаться к природе, наблюдать в ней дополнительные цвета и оттенки: краски природы богаты и разнообразны. Сочетание контрастных и дополнительных цветов имеет большое значение в декоративном искусстве.

Для выразительности решений в цвете надо пользоваться тоновыми и цветовыми контрастами. Чтобы подчеркнуть разную тональность элементов, нужно применять контрасты: в изделии всегда должны сочетаться темные и светлые части. Располагая светлые полоски ткани рядом с темными, художник усиливает звучность их цвета.

Для создания впечатления глубины можно пользоваться следующим явлением: теплые цвета кажутся расположенными ближе (выступающими, а холодные – дальше своего фактического расположения на плоскости (то есть отступающими). Используя это явление при выполнении изделий из ромбов, можно создать видимость квадратов, выступающих из плоскости, то есть кубиков.

В процессе работы над лоскутным шитьем лоскутки, вначале как бы случайно расположенные, должны сложиться в определенный задуманный узор, в котором отдельные элементы, взаимодействуя друг с другом, образуют композиционное единство изделия.

Композиция (лат. compositio – составление, связь, соединение) и цвет делают изделие максимально выразительным, для этого все детали должны быть подобраны по цвету и каждая из них пришита на свое место, то есть один выпадающий из цветовой гаммы лоскуток ткани может испортить все изделие. Умело подобранные тона создают в помещении атмосферу уюта.

IV. Практическая часть.

Любая хозяйка хочет, чтобы ее дом был уютным и гостеприимным. И не всегда это зависит от количества вложенных средств. Терпение, желание фантазировать, эстетический вкус и многое другое помогут в оформлении интерьера. Любые изделия, сделанные в лоскутной технике, будут выгодно отличаться от магазинных.

На сегодняшнем занятии начнем работу над прихваткой, которые есть в любом доме и у любой хозяйки. На первый взгляд, без этой мелкой вещицы можно обойтись. Подумаешь, горячую кастрюлю можно взять и старой тряпкой, и полотенцем! Но, согласитесь, пользоваться аккуратными, самодельными прихватками намного приятнее. Если на кухне есть красивая посуда, полотенце и прихватки в том числе, даже приготовленные блюда будут казаться вкуснее!

Все в доме спят, а я поворожу,

Пасьянс лоскутный тихо разложу,

Что есть в душе – о том и расскажу,

Про жизнь свою иголкой напишу.

Лоскутный ворох, разноцветный край,

С моей фантазией ты снова поиграй.

И пусть она порхает так легко

В волшебном мире пестрых лоскутков.

Раскрою веер, сказочный ковер

Сошью, сумею, выстелю узор,

Поймав рукой перо из лоскутка,

Жар-птицей унесусь под облака.

Наша прихватка будет выглядеть так :

Это широко известный сегодня модуль представляет собой квадрат, собранный из отдельных полосок разного цвета и длины, нашитых вокруг малого центрального квадрата. С давних времен считалось, что подобный квадрат символизирует основу дома – очаг с уложенными вокруг него бревнами. Обычно одна половина квадрата, разделенного по диагонали, выполняется из лоскутков светлых тонов, а вторая – из темных.

Итак, приготовьте для работы: основу – светлую ткань или флизелин, ткань однотонную для центрального квадрата и полоски ткани различного цвета. Всю ткань разутюжьте.

Размер нашей прихватки будет 15x15 см.

I этап работы – раскрой деталей.

– Приготовьте основу с учетом припусков на швы. Ее размер будет 17x17 см.

– Далее вырежите центральный квадрат из однотонной ткани. Его размер в готовом виде должен быть 5x5 см.

– Приготовьте ткань светлых и темных тонов. С учетом припусков на швы ширина полосок составляет 4,5 см, в готовом виде – 2,5 см. Вырежите их, длину можно корректировать при шитье, обрезая лишнюю ткань.

Проведение зрительной гимнастики.

Упражнение 1. (со зрительными метками). Проследить взором полёт голубя на веточку или в домик. Изображение голубя и веточки (домика) закреплены на стене кабинета.

Упражнение 2. (со зрительными метками и поворотами головы). Дети должны проследить взглядом с поворотами головы за елочными игрушками и нарядить елочку. Бумажное изображение елочки и елочных украшений закреплены на всех стенах кабинета.

Упражнение 3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Упражнение 4. Не поворачивая головы посмотреть направо и зафиксировать взгляд, на счет 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо, на счет 1 -6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.

Упражнение 5. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 -15.

II этап работы – присоединение деталей.

– На готовой квадратной основе проведите карандашом диагонали. Они помогут правильно укладывать лоскутные полоски.

– В центр основы положите маленький квадрат лицевой стороной наверх так, чтобы его углы располагались на диагоналях большого, и закрепите его булавками.

– Первую полоску наложите на квадрат, совместив их верхние и боковые срезы.

– Стачайте все три детали.

– Полоску отверните, шов проутюжьте.

Следующую полоску ткани наложить лицевой стороной на квадрат, совместив ее срез с боковым срезом первой полоски и второй стороной квадрата.

– Стачайте все три детали.

– Полоску отверните, шов проутюжьте.

– Аналогично пришейте и проутюжьте остальные полоски.

III этап работы – сборка изделия.

– Вырежите прокладку размером 20x20 см из ткани любой расцветки, желательно той, из которой вырезан центральный квадрат.

– Вырежите прокладку размером 17x17 см из ватина.

– Лоскутный верх и прокладку сложите изнаночными сторонами, проложите между ними прокладку.

– Детали скрепите булавками и простегайте по контурам всех деталей в желобок.

Остановимся на этом моменте – простегивании изделий – подробнее.

Процесс простегивания одинаков для изделий любого размера; при этом подкладка выкраивается по периметру на 9–8 см больше, чем лоскутный верх : чем больше изделие, тем больше припуск. Подкладка укладывается изнаночной стороной вверх, на нее закрепляется прокладка, сверху укладывается лоскутное полотно изнаночной стороной вниз.

Для стежки на машине ее следует наладить на длинный стежок и шить обычным стачным швом, деталь при этом слегка оттягивать.

Обычно стежку делают в желобок (след от строчки) – углубление от соединительного шва на лицевой стороне работы.

– Обработайте срез бейкой.

Как выполнить окантовку изделия?

Выкроить под углом 45° косую бейку шириной 4–5 см. Подровнять края прихватки.

Бейку наложить лицевой стороной на лицевую сторону изделия и настрочить по периметру. Отогнуть на изнаночную сторону, подвернуть, приметать и пришить потайным швом к подкладке.

– Выполнить петлю. Из небольшого отрезка бейки размером 4–5 см выполнить петлю, прикрепить к верхнему углу прихватки.

V. Подведение итогов.

Домашнее задание: собрать информацию по использованию лоскутных изделий в народном творчестве. Зарисовать в тетрадях примеры выполнения квадратов из лоскутных полос.

В результате получается первая ступень квадрата, в которых первая полоска будет короче остальных, а последняя – длиннее.

Мастер-класс. Кукулоскуток для лоскутного одеяла №3. Кукурузомания

Мастер-класс. Кукулоскуток для лоскутного одеяла №3. Кукурузомания Друзья и коллеги,многие из вас уже внесли свой вклад и сделали свой кусочек для лоскутного КУКУОДЕЯЛА!Приятно видеть ваши чудесные лоскутки.

Выполнение дымковской игрушки (мастер-класс)

Выполнение дымковской игрушки (мастер-класс) Изучив все этапы изготовления глиняной игрушки, приступаем к работе. Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело интересное. Но в.

Читайте также: