План урока илья муромец и соловей разбойник

Обновлено: 04.07.2024

Личностные результаты : формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; совершенствовать духовно-нравственные качества личности (доброта, отзывчивость, ответственность, патриотизм).

Метапредметные результаты: уметь формулировать выводы; уметь работать с разными источниками информации; подкреплять высказывание аргументами для подтверждения собственной позиции.

Предметные результаты: в познавательной сфере : уметь определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка; знать определение и особенности былины; владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; в ценностно-ориентационной сфере: формулировать собственное отношения к произведениям русской литературы ; в коммуникативной сфере: уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту; в эстетической сфере: понимать роли изобразительно-выразительных языковых средств.

Методы и приемы:

репродуктивный (вопросы по сюжету)

эвристический (система вопросов)

исследовательский (анализ произведения)

метод творческого чтения.

Оборудование и технические средства: учебник, тетради, доска, мел.

Этап урока+тайминг

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД (к каждому этапу)

Организационный момент (1 мин)

Определение темы урока ( 1 мин)

Переписывают с доски число и тему урока.

Личностные: осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Познавательные: умение слушать и слышать.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.

Актуализация знаний(3 мин)

Герой этого произведения уже знаком вам из предыдущих лет обучения. Давайте вспомним, как Илья Муромец стал богатырём.

Илья Муромец родился под городом Муромом и лежал на печи 30 лет, не шевеля руками и ногами.

В один день к нему пришли три странника, которые помогли ему почувствовать в себе силушку богатырскую. С тех пор стал он русским богатырём и обещал защищать Землю Русскую.

Личностные: потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес к чтению.

Познавательные: умение строить рассуждение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи.

Работа с текстом и проверка домашнего задания (25 мин)

Хорошо. Дома вы прочитали об одном из подвигов Ильи Муромца – о том, как поймал он Соловья Разбойника. Перескажите сюжет данной былины.

Вспомните основные структурные элементы былины. Выделите их в сюжете произведения.

Используются ли в произведении повторы? Приведите примеры.

Для чего в былине нужен троекратный повтор?

Отлично. Обратимся к образу главного героя. Какими прилагательными мы можем его описать?

Обратитесь к тексту. Какими эпитетами наделён Илья Муромец там?

Вы назвали больше прилагательных. Как подтвердить то, что он решительный? Заботливый? Мудрый?

Правильно. Теперь обратимся к образу Соловья Разбойника. Что вы можете сказать о нём? Докажите текстом.

Как вы думаете, почему сила Соловья-разбойника так велика?

Вспомните, как называется приём, используемый в былинах и сказках, когда какие-то качества героя преувеличиваются?

Пересказывают текст былины.

Запев, зачин, повествование, кульминация, исход.

Выделяют их в сюжете.

Три дочери у Соловья Разбойника; три раза свистит Соловей Разбойник; на три стороны кланяются у князя.

Число 3 – особое, волшебное для сказок и былин. Троекратное повторение помогает связать отрывки текста и обратить наше внимание на важные вещи.

Илья Муромец добрый, сильный, храбрый, целеустремлённый, заботливый, решительный, мудрый, отзывчивый и т.д.

Удаленький. дородный, добрый, славныя.

Когда конь остановился, услышав Соловья Разбойника, Илья Муромец был решительно настроен и ругал коня, что тот спотыкался.

Он заботился о жителях Киева, не хотел, чтобы Соловей Разбойник свистел при них.

Он не поверил Соловью Разбойнику, когда тот звал его к себе в гнёздышко.

Илья Муромец любит свою родину, и для него любой уголок родной земли является славным.

Соловей Разбойник сильный и злой, потому что от его свиста всё умирает, и хитрый, потому что пытается заманить к себе в своё гнёздышко.

Потому что так подвиг Ильи Муромца обретает большее значение. Он сильнее других людей, поэтому его врага должно быть трудно победить.

Личностные: потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес к чтению.

Регулятивные: умение самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; умение самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели.

Познавательные: умение осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы.

Формулирование выводов (7 мин)

Итак, посмотрите на кластер в своей тетради и запишите в нескольких предложениях, какие художественные особенности былины отразились в изученном сегодня произведении. Указывая средства художественной выразительности, приведите по 1-2примера.

Скажите, чему нас учит эта былина?

Ученики вспоминают всё, что было проговорено на уроке, систематизируют эту информацию, пользуясь кластером, и записывают ответы.

Двое учеников зачитывают ответы.

Высказывают свои мнения.

Личностные: стремление к совершенствованию собственной речи.

Регулятивные: умение формулировать выводы.

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Рефлексия (2 мин)

Ребята, как вы можете оценить свою работу на уроке?

Достаточны ли ваши знания: знаете ли вы элементы композиции произведения? Виды тропов и их определения? Умеете ли находить их в тексте?

Ученики высказывают свои мнения.

Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные: умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

Познавательные: умение осуществлять анализ.

Коммуникативные: у мение владеть монологической формой речи.

Домашнее задание (1 мин)

Дома вы должны будете прочитать любую былину, подготовить её пересказ. Проанализировать образ главного героя; выявить сходства и различия героя из прочитанной дома былины с героями изученных на уроках былин (оформить в виде таблицы). Выписать средства художественной выразительности. Найти иллюстрацию к былине.


Содержимое разработки

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Образовательные:

- выделять важнейшие признаки былины, доступные для восрприятия младших школьников, вызвать желание читать былины.

Развивающие:

- продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение былин;

- продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства и отличия былин и сказок

- продолжить развитие культуры речи.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словестности;

- воспитание патриотческих чувств и нравственных качеств личности.

Планируемые результаты:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление интереса к жанру былин;

- осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

Познавательные:

- умение перерабатывать полученную информацию;

- умение находить сходство и различие между былиной и сказкой;

- умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- умение давать оценку своим действиям.

Регулятивные:

- умение работать по предложенному плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

- умение составлять совместный план действий;

- умение контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

Коммуникативные:

- умение оформлять свою свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

- умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате;

- умение представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

- умение правильно, осознанно, выразительно читать былины;

- умение выделять признаки былин, сравнивать ее со сказкой.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.

Оборудование: презентация, учебник литературоного чтения, аудиозапись с былиной.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Конспект урока

для 7 класса

по литературе

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Василенко Марина Ивановна

Донецк

Цели: познакомить учащихся с содержанием былины; выявить характерные черты былинного героя Ильи Муромца, художественную идею былины; определить особенности былины как жанра народного творчества; пробудить интерес к народной поэзии.

I Организационный момент.

II Актуализация опорных знаний .

1.Дети, давайте с вами вспомним:

- Что же такое былина? ( старинная эпическая песня, стихотворное сказание о богатырях , народных героях фантастических и исторических событий Древней Руси)

- Что воспевали в былинах? (подвиги богатырей, их патриотизм, силу, мужественность и отвагу).

- какие особенности присущи былинам?

( былинам не присуще точное изображение исторических событий; реальность даётся в обобщённых образах; передают понимание исторических событий; являлись примерами для воспитания).

2. Проверка домашнего задания

III Подготовка к изучению нового материала

Люди всегда чтили тех, кто имел необыкновенную силу, ум, служил родной стране, своему народу. О таких людях сочиняли песни, рассказы, стихи. Благодаря этому в русском народном творчестве появились образы защитников – богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Святогор. В них народ вкладывал своё размышление о том, каким должен быть защитник.

IV Изучение нового материала.

- Дети, а как вы считаете почему данная былина входит в киевский цикл?

Ответы учеников .

Местами, куда съезжались былинные богатыри, были два древних города: Киев и Новгород. Поэтому и былины были разделены на два цикла.

Киев – мать русских городов и являлся политическим центром древней Руси. И именно киевские богатыре думали о защите родной земли, служили они киевскому князю верой и правдой. для них смерть на поле битвы считалась высшей доблестью.

2. Чтение былины по учебнику .

Обратить внимание детей на своеобразие ритма чтения.

3. Беседа по тексту былины

- Похож ли Илья Муромец на героев из мифов? ( Да. Он защищает людей, совершает подвиги, наделён сверхъестественной силой, побеждает врагов.)

- Какие черты характера присущи главному герою? ( Сила, честность, храбрость, бескорыстие).

- В каких сценах наибольше всего раскрывается характер героя? ( Эпизоды боя с врагом, сцены победы).

- Почему Илья отказался быть воеводой? (Он равнодушен к почестям и наградам. Богатырь продолжает путь в Киев прямоезжей дорогой. Прямая дорога с севера страны была в лесном краю, в котором находились разбойники, грабившие и убивавшие. Соловей-разбойник олицетворяет эти разбойничьи силы.)

- Каким мы представляем Соловья-разбойника? (Как страшное чудовище – на основе описания его посвиста и покрика.)

- Что помогло богатырю победить разбойника? (Богатырская сила и желание помочь людям.)

– Как относится народ к богатырю? (С любовью.)

4. Составление плана былины.

Сейчас мы с вами попробуем составить структурный план нашей былины.

Отъезд Ильи Муромца из мурома в Киев.

Первый бой. Победа.

Рассказ черниговцев о соловье разбойнике.

Победа Ильи Муромца.

Встреча Ильи Муромца и князя Владимира.

Рассказ Ильи Муромца.

Сомнения князя Владимира.

Два приказа Соловью Разбойнику.

Расправа над Соловьём Разбойником.

Ребята, вы молодцы.

hello_html_m1d1d9f06.jpg

Обратите внимание на задний план картины. Мы видим на небе тучи, которые символизируют опасность, беспокойство.

В центре на крепком вороном коне сидит Илья Муромец, крестьянский сын из села Карачарова. Любит он Отчизну и готов сражаться за неё при первой же необходимости. В его облике видна сила, выдержка, мудрость, стать. И сегодня, прочитав былину, мы узнали об одном его подвиге.

По правую руку от Ильи – Добрыня Никитич, которого знает и любит народ не меньше чем Илью Муромца.

По левую руку - Алёша Попович, самый младший из богатырей.

- Где на картине изображён каждый из героев?

-Какая у него одежда? Оружие?

-Опишите коней богатырей

Вывод : на картине воплощены представления о богатырях Древней Руси.

VI . Подведение итогов урока. Выставление оценок

V II . Домашнее задание.

Дать характеристику Илье Муромцу.

Согласно структурного плана былины составить цитатный план и подготовить пересказ былины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю конспект урока литературы в 6 классе, где используется коллективная исследовательская деятельность учащихся. На данном уроке ученики познакомятся с историей героического эпоса, народными традициями, сравнят представление о народном герое на разных этапах развития человечества. Данная тема входит в раздел учебника

Цель урока: актуализировать знания учеников о русском героическом эпосе; дать представление об отличиях былины от сказки; дать представление об эпическом герое; совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста, устной речи.

Результаты обучения.

Предметные: знать содержание былины, уметь отвечать на проблемные вопросы, выявлять художественные детали, раскрывающие характер героя, понимать ритмико-мелодическое своеобразие былины, опознавать признаки героического эпоса; осмысленно читать и адекватно воспринимать произведение, уметь пересказывать былину с использованием образных средств, создавать монологическое высказывание, составлять диалог, понимать роль изобразительно-выразительных средств.

Личностные: воспитание уважительного отношения к культуре своего народа, использование для решения познавательных задач разные источники информации.

Метапредметные: самостоятельно формулировать выводы, подбирать подтверждения.

Цель урока: актуализировать знания учеников о русском героическом эпосе; дать представление об отличиях былины от сказки; дать представление об эпическом герое; совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста, устной речи.

Результаты обучения.

Предметные: знать содержание былины, уметь отвечать на проблемные вопросы, выявлять художественные детали, раскрывающие характер героя, понимать ритмико-мелодическое своеобразие былины, опознавать признаки героического эпоса; осмысленно читать и адекватно воспринимать произведение, уметь пересказывать былину с использованием образных средств, создавать монологическое высказывание, составлять диалог, понимать роль изобразительно-выразительных средств.

Личностные: воспитание уважительного отношения к культуре своего народа, использование для решения познавательных задач разные источники информации.

Метапредметные: самостоятельно формулировать выводы, подбирать подтверждения.

I. Проверка домашнего задания. Эту часть можно провести в виде конкурса. Класс поделить на несколько групп.

II. Рассказ учителя о жанре былины.

Мы с вами несколько уроков посвятим изучению особенного жанра устного народного творчества, с которым вы уже знакомы, - жанра былин. Былины – один из древнейших типов фольклорных произведений. Они ведут свою историю примерно с XI века. Учёные установили, что создание былин закончилось в XII веке, а активное их бытование, постепенно угасая, продолжалось до середины прошлого столетия.

Само название говорит нам, что былина воспринимается народом как быль, как правдивое повествование о событиях, происходивших когда-то в старину.

III. Беседа-повторение

Вспомните, какие особенности характерны для былин? (Герои-богатыри, образность языка, традиционные фольклорные элементы: зачин, концовка, повторы, гипербола, постоянные эпитеты.)

Каких богатырей вы помните?

1. Выразительное чтение былины подготовленным учеником.

2.Слово учителя. Понятие об эпическом герое.

На картине В.Васнецова вы видите ещё двух героев: Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Про них тоже слагалось множество былин. Всех этих богатырей называют эпическими героями.

- Что общего у Ильи Муромца и героями других былин? (Все невероятно, по-богатырски сильны, совершают подвиги)

Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

-Найдите приметы реального исторического прошлого русского народа. (Город Киев, Чернигов, Муром; князь Владимир)

-Как в былине раскрывается богатырская сила и воинская доблесть Ильи?

(Сражение под Черниговым, бой с Соловьём – Разбойником, сопоставление поведения князя Владимира и Ильи в сцене на княжеском дворе.)

-Можно ли назвать поступки Ильи Муромца героическими? ( Действует во благо людей.)

-Как авторы-рассказчики относятся к Илье? Подтвердите текстом.

(1.Фрагменты: портрет, снаряжение, отношение спасённых черниговских мужиков, Соловья-Разбойника. 2.Языковые средства: эпитеты для характеристики Ильи (удаленький, дородный, добрый, славный), коня и снаряжения (шелковая плеточка), обращения к Илье других персонажей былины.)

VI. Фонозапись актёрского чтения былины (фрагмент)

Один из главнейших признаков русского эпоса, отличающий его от других произведений героического содержания, состоит в том, что он слагается из песен, которые назначены не для чтения, а для музыкального исполнения.

VII. Словарная работа.

Необходимо, чтобы перед глазами учеников были, кроме текста, иллюстрации к былине.

Объясняем значение слов (по Толковому словарю С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.М.:2001, часть учеников для поиска использует Интернет-ресурсы)

Стольный, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину.

VIII. Творческое задание.

1.И сказки, и былины существовали в устной форме.

2.Оба жанра существуют с древних времён.

1.Сказка - прозаический художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера.

2.Главная черта сказки – вымысел.

3.Сказки создаются в прозаической форме.

4. Сказки рассказывали.

1.Описание подвигов богатырей. Былина- героический эпос.

2.Былине не свойственна точная передача исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщённых образах.

3.Былина обладает песенно-стихотворной формой.

4.Былины пели или проговаривали речитативом, часто в сопровождении гуслей.

Заключительное слово учителя.

При помощи сказки и былины как бы осуществилась связь времён - Древней Руси и нашей эпохи. Искусство прошедших веков влилось в жизнь современного человека, а былинные герои не только служат примером благородства и храбрости, но и учат соблюдать установленные традиции: уважение к старшим, к русским национальны традициям, к семейным ценностям.

Домашнее задание.

Читайте также: