План урока илья муромец и соловей разбойник
Обновлено: 04.07.2024
Личностные результаты : формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; совершенствовать духовно-нравственные качества личности (доброта, отзывчивость, ответственность, патриотизм).
Метапредметные результаты: уметь формулировать выводы; уметь работать с разными источниками информации; подкреплять высказывание аргументами для подтверждения собственной позиции.
Предметные результаты: в познавательной сфере : уметь определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка; знать определение и особенности былины; владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; в ценностно-ориентационной сфере: формулировать собственное отношения к произведениям русской литературы ; в коммуникативной сфере: уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту; в эстетической сфере: понимать роли изобразительно-выразительных языковых средств.
Методы и приемы:
репродуктивный (вопросы по сюжету)
эвристический (система вопросов)
исследовательский (анализ произведения)
метод творческого чтения.
Оборудование и технические средства: учебник, тетради, доска, мел.
Этап урока+тайминг
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД (к каждому этапу)
Организационный момент (1 мин)
Определение темы урока ( 1 мин)
Переписывают с доски число и тему урока.
Личностные: осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат.
Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Познавательные: умение слушать и слышать.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.
Актуализация знаний(3 мин)
Герой этого произведения уже знаком вам из предыдущих лет обучения. Давайте вспомним, как Илья Муромец стал богатырём.
Илья Муромец родился под городом Муромом и лежал на печи 30 лет, не шевеля руками и ногами.
В один день к нему пришли три странника, которые помогли ему почувствовать в себе силушку богатырскую. С тех пор стал он русским богатырём и обещал защищать Землю Русскую.
Личностные: потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес к чтению.
Познавательные: умение строить рассуждение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи.
Работа с текстом и проверка домашнего задания (25 мин)
Хорошо. Дома вы прочитали об одном из подвигов Ильи Муромца – о том, как поймал он Соловья Разбойника. Перескажите сюжет данной былины.
Вспомните основные структурные элементы былины. Выделите их в сюжете произведения.
Используются ли в произведении повторы? Приведите примеры.
Для чего в былине нужен троекратный повтор?
Отлично. Обратимся к образу главного героя. Какими прилагательными мы можем его описать?
Обратитесь к тексту. Какими эпитетами наделён Илья Муромец там?
Вы назвали больше прилагательных. Как подтвердить то, что он решительный? Заботливый? Мудрый?
Правильно. Теперь обратимся к образу Соловья Разбойника. Что вы можете сказать о нём? Докажите текстом.
Как вы думаете, почему сила Соловья-разбойника так велика?
Вспомните, как называется приём, используемый в былинах и сказках, когда какие-то качества героя преувеличиваются?
Пересказывают текст былины.
Запев, зачин, повествование, кульминация, исход.
Выделяют их в сюжете.
Три дочери у Соловья Разбойника; три раза свистит Соловей Разбойник; на три стороны кланяются у князя.
Число 3 – особое, волшебное для сказок и былин. Троекратное повторение помогает связать отрывки текста и обратить наше внимание на важные вещи.
Илья Муромец добрый, сильный, храбрый, целеустремлённый, заботливый, решительный, мудрый, отзывчивый и т.д.
Удаленький. дородный, добрый, славныя.
Когда конь остановился, услышав Соловья Разбойника, Илья Муромец был решительно настроен и ругал коня, что тот спотыкался.
Он заботился о жителях Киева, не хотел, чтобы Соловей Разбойник свистел при них.
Он не поверил Соловью Разбойнику, когда тот звал его к себе в гнёздышко.
Илья Муромец любит свою родину, и для него любой уголок родной земли является славным.
Соловей Разбойник сильный и злой, потому что от его свиста всё умирает, и хитрый, потому что пытается заманить к себе в своё гнёздышко.
Потому что так подвиг Ильи Муромца обретает большее значение. Он сильнее других людей, поэтому его врага должно быть трудно победить.
Личностные: потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес к чтению.
Регулятивные: умение самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; умение самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели.
Познавательные: умение осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы.
Формулирование выводов (7 мин)
Итак, посмотрите на кластер в своей тетради и запишите в нескольких предложениях, какие художественные особенности былины отразились в изученном сегодня произведении. Указывая средства художественной выразительности, приведите по 1-2примера.
Скажите, чему нас учит эта былина?
Ученики вспоминают всё, что было проговорено на уроке, систематизируют эту информацию, пользуясь кластером, и записывают ответы.
Двое учеников зачитывают ответы.
Высказывают свои мнения.
Личностные: стремление к совершенствованию собственной речи.
Регулятивные: умение формулировать выводы.
Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
Рефлексия (2 мин)
Ребята, как вы можете оценить свою работу на уроке?
Достаточны ли ваши знания: знаете ли вы элементы композиции произведения? Виды тропов и их определения? Умеете ли находить их в тексте?
Ученики высказывают свои мнения.
Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные: умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.
Познавательные: умение осуществлять анализ.
Коммуникативные: у мение владеть монологической формой речи.
Домашнее задание (1 мин)
Дома вы должны будете прочитать любую былину, подготовить её пересказ. Проанализировать образ главного героя; выявить сходства и различия героя из прочитанной дома былины с героями изученных на уроках былин (оформить в виде таблицы). Выписать средства художественной выразительности. Найти иллюстрацию к былине.
Содержимое разработки
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
Образовательные:
- выделять важнейшие признаки былины, доступные для восрприятия младших школьников, вызвать желание читать былины.
Развивающие:
- продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение былин;
- продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства и отличия былин и сказок
- продолжить развитие культуры речи.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словестности;
- воспитание патриотческих чувств и нравственных качеств личности.
Планируемые результаты:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление интереса к жанру былин;
- осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.
Познавательные:
- умение перерабатывать полученную информацию;
- умение находить сходство и различие между былиной и сказкой;
- умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- умение давать оценку своим действиям.
Регулятивные:
- умение работать по предложенному плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
- умение составлять совместный план действий;
- умение контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.
Коммуникативные:
- умение оформлять свою свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
- умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате;
- умение представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.
- умение правильно, осознанно, выразительно читать былины;
- умение выделять признаки былин, сравнивать ее со сказкой.
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.
Оборудование: презентация, учебник литературоного чтения, аудиозапись с былиной.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Конспект урока
для 7 класса
по литературе
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Василенко Марина Ивановна
Донецк
Цели: познакомить учащихся с содержанием былины; выявить характерные черты былинного героя Ильи Муромца, художественную идею былины; определить особенности былины как жанра народного творчества; пробудить интерес к народной поэзии.
I Организационный момент.
II Актуализация опорных знаний .
1.Дети, давайте с вами вспомним:
- Что же такое былина? ( старинная эпическая песня, стихотворное сказание о богатырях , народных героях фантастических и исторических событий Древней Руси)
- Что воспевали в былинах? (подвиги богатырей, их патриотизм, силу, мужественность и отвагу).
- какие особенности присущи былинам?
( былинам не присуще точное изображение исторических событий; реальность даётся в обобщённых образах; передают понимание исторических событий; являлись примерами для воспитания).
2. Проверка домашнего задания
III Подготовка к изучению нового материала
Люди всегда чтили тех, кто имел необыкновенную силу, ум, служил родной стране, своему народу. О таких людях сочиняли песни, рассказы, стихи. Благодаря этому в русском народном творчестве появились образы защитников – богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Святогор. В них народ вкладывал своё размышление о том, каким должен быть защитник.
IV Изучение нового материала.
- Дети, а как вы считаете почему данная былина входит в киевский цикл?
Ответы учеников .
Местами, куда съезжались былинные богатыри, были два древних города: Киев и Новгород. Поэтому и былины были разделены на два цикла.
Киев – мать русских городов и являлся политическим центром древней Руси. И именно киевские богатыре думали о защите родной земли, служили они киевскому князю верой и правдой. для них смерть на поле битвы считалась высшей доблестью.
2. Чтение былины по учебнику .
Обратить внимание детей на своеобразие ритма чтения.
3. Беседа по тексту былины
- Похож ли Илья Муромец на героев из мифов? ( Да. Он защищает людей, совершает подвиги, наделён сверхъестественной силой, побеждает врагов.)
- Какие черты характера присущи главному герою? ( Сила, честность, храбрость, бескорыстие).
- В каких сценах наибольше всего раскрывается характер героя? ( Эпизоды боя с врагом, сцены победы).
- Почему Илья отказался быть воеводой? (Он равнодушен к почестям и наградам. Богатырь продолжает путь в Киев прямоезжей дорогой. Прямая дорога с севера страны была в лесном краю, в котором находились разбойники, грабившие и убивавшие. Соловей-разбойник олицетворяет эти разбойничьи силы.)
- Каким мы представляем Соловья-разбойника? (Как страшное чудовище – на основе описания его посвиста и покрика.)
- Что помогло богатырю победить разбойника? (Богатырская сила и желание помочь людям.)
– Как относится народ к богатырю? (С любовью.)
4. Составление плана былины.
Сейчас мы с вами попробуем составить структурный план нашей былины.
Отъезд Ильи Муромца из мурома в Киев.
Первый бой. Победа.
Рассказ черниговцев о соловье разбойнике.
Победа Ильи Муромца.
Встреча Ильи Муромца и князя Владимира.
Рассказ Ильи Муромца.
Сомнения князя Владимира.
Два приказа Соловью Разбойнику.
Расправа над Соловьём Разбойником.
Ребята, вы молодцы.
Обратите внимание на задний план картины. Мы видим на небе тучи, которые символизируют опасность, беспокойство.
В центре на крепком вороном коне сидит Илья Муромец, крестьянский сын из села Карачарова. Любит он Отчизну и готов сражаться за неё при первой же необходимости. В его облике видна сила, выдержка, мудрость, стать. И сегодня, прочитав былину, мы узнали об одном его подвиге.
По правую руку от Ильи – Добрыня Никитич, которого знает и любит народ не меньше чем Илью Муромца.
По левую руку - Алёша Попович, самый младший из богатырей.
- Где на картине изображён каждый из героев?
-Какая у него одежда? Оружие?
-Опишите коней богатырей
Вывод : на картине воплощены представления о богатырях Древней Руси.
VI . Подведение итогов урока. Выставление оценок
V II . Домашнее задание.
Дать характеристику Илье Муромцу.
Согласно структурного плана былины составить цитатный план и подготовить пересказ былины.
Предлагаю конспект урока литературы в 6 классе, где используется коллективная исследовательская деятельность учащихся. На данном уроке ученики познакомятся с историей героического эпоса, народными традициями, сравнят представление о народном герое на разных этапах развития человечества. Данная тема входит в раздел учебника
Цель урока: актуализировать знания учеников о русском героическом эпосе; дать представление об отличиях былины от сказки; дать представление об эпическом герое; совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста, устной речи.
Результаты обучения.
Предметные: знать содержание былины, уметь отвечать на проблемные вопросы, выявлять художественные детали, раскрывающие характер героя, понимать ритмико-мелодическое своеобразие былины, опознавать признаки героического эпоса; осмысленно читать и адекватно воспринимать произведение, уметь пересказывать былину с использованием образных средств, создавать монологическое высказывание, составлять диалог, понимать роль изобразительно-выразительных средств.
Личностные: воспитание уважительного отношения к культуре своего народа, использование для решения познавательных задач разные источники информации.
Метапредметные: самостоятельно формулировать выводы, подбирать подтверждения.
Цель урока: актуализировать знания учеников о русском героическом эпосе; дать представление об отличиях былины от сказки; дать представление об эпическом герое; совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста, устной речи.
Результаты обучения.
Предметные: знать содержание былины, уметь отвечать на проблемные вопросы, выявлять художественные детали, раскрывающие характер героя, понимать ритмико-мелодическое своеобразие былины, опознавать признаки героического эпоса; осмысленно читать и адекватно воспринимать произведение, уметь пересказывать былину с использованием образных средств, создавать монологическое высказывание, составлять диалог, понимать роль изобразительно-выразительных средств.
Личностные: воспитание уважительного отношения к культуре своего народа, использование для решения познавательных задач разные источники информации.
Метапредметные: самостоятельно формулировать выводы, подбирать подтверждения.
I. Проверка домашнего задания. Эту часть можно провести в виде конкурса. Класс поделить на несколько групп.
II. Рассказ учителя о жанре былины.
Мы с вами несколько уроков посвятим изучению особенного жанра устного народного творчества, с которым вы уже знакомы, - жанра былин. Былины – один из древнейших типов фольклорных произведений. Они ведут свою историю примерно с XI века. Учёные установили, что создание былин закончилось в XII веке, а активное их бытование, постепенно угасая, продолжалось до середины прошлого столетия.
Само название говорит нам, что былина воспринимается народом как быль, как правдивое повествование о событиях, происходивших когда-то в старину.
III. Беседа-повторение
Вспомните, какие особенности характерны для былин? (Герои-богатыри, образность языка, традиционные фольклорные элементы: зачин, концовка, повторы, гипербола, постоянные эпитеты.)
Каких богатырей вы помните?
1. Выразительное чтение былины подготовленным учеником.
2.Слово учителя. Понятие об эпическом герое.
На картине В.Васнецова вы видите ещё двух героев: Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Про них тоже слагалось множество былин. Всех этих богатырей называют эпическими героями.
- Что общего у Ильи Муромца и героями других былин? (Все невероятно, по-богатырски сильны, совершают подвиги)
Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
-Найдите приметы реального исторического прошлого русского народа. (Город Киев, Чернигов, Муром; князь Владимир)
-Как в былине раскрывается богатырская сила и воинская доблесть Ильи?
(Сражение под Черниговым, бой с Соловьём – Разбойником, сопоставление поведения князя Владимира и Ильи в сцене на княжеском дворе.)
-Можно ли назвать поступки Ильи Муромца героическими? ( Действует во благо людей.)
-Как авторы-рассказчики относятся к Илье? Подтвердите текстом.
(1.Фрагменты: портрет, снаряжение, отношение спасённых черниговских мужиков, Соловья-Разбойника. 2.Языковые средства: эпитеты для характеристики Ильи (удаленький, дородный, добрый, славный), коня и снаряжения (шелковая плеточка), обращения к Илье других персонажей былины.)
VI. Фонозапись актёрского чтения былины (фрагмент)
Один из главнейших признаков русского эпоса, отличающий его от других произведений героического содержания, состоит в том, что он слагается из песен, которые назначены не для чтения, а для музыкального исполнения.
VII. Словарная работа.
Необходимо, чтобы перед глазами учеников были, кроме текста, иллюстрации к былине.
Объясняем значение слов (по Толковому словарю С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.М.:2001, часть учеников для поиска использует Интернет-ресурсы)
Стольный, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину.
VIII. Творческое задание.
1.И сказки, и былины существовали в устной форме.
2.Оба жанра существуют с древних времён.
1.Сказка - прозаический художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера.
2.Главная черта сказки – вымысел.
3.Сказки создаются в прозаической форме.
4. Сказки рассказывали.
1.Описание подвигов богатырей. Былина- героический эпос.
2.Былине не свойственна точная передача исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщённых образах.
3.Былина обладает песенно-стихотворной формой.
4.Былины пели или проговаривали речитативом, часто в сопровождении гуслей.
Заключительное слово учителя.
При помощи сказки и былины как бы осуществилась связь времён - Древней Руси и нашей эпохи. Искусство прошедших веков влилось в жизнь современного человека, а былинные герои не только служат примером благородства и храбрости, но и учат соблюдать установленные традиции: уважение к старшим, к русским национальны традициям, к семейным ценностям.
Домашнее задание.
Читайте также:
- Почему для окраин тихого океана характерны вулканизм и землетрясения кратко
- Тесто лепка в детском саду соленое план
- Напишите с какой целью в литературной речи используются устаревшие слова приведите примеры кратко
- Заочное обучение в школе по новому закону об образовании как проходит
- Как научиться рисовать без художественной школы в домашних условиях