План урока ибрай алтынсарин

Обновлено: 04.07.2024

Форма мероприятия -круглый стол. Цель проведения данного мероприятия - реализация программы Президента РК "Рухани жаңғыру".

Содержимое разработки

Сценарий круглого стола

- вызвать интерес учащихся и родительской общественности к изучению жизнедеятельности и произведений великого просветителя Ыбрая Алтынсарина;

- воспитывать историческое мировоззрение, чувство гордости за свою страну и культуру своего народа.

Задачи:
- ознакомить учащихся, родителей с жизнью и творчеством И. Алтынсарина;
- развивать логическое мышление, коммуникативные способности, связную речь;

- совершенствовать умение внимательно слушать друг друга;
- воспитать нравственные качества: доброты , любви, труда, милосердия.

Ход мероприятия

Круг радости (Место проведения – Зал Республики)

Экскурсия в музей истории школы (3 этаж, Музей истории школы)

Ход мероприятия

Звучит мелодичная музыка.

Семиозерное

Древняя тургайская ложбина,

Караванный, лебединый край,

Здесь мое село ты приютила,

Милый сердцу тополиный рай.

Ты - обитель тихая, полынная,

Расстелилась у семи озер.

А вдали лоснится степь ковыльная,

Зноем брезжит и дрожит простор.

Свежо дышит на тебя ветрами

Близко подошедший смольный бор.

Он своими хвойными мехами

Разжемчужил гладь твоих озер.

Не один любуюсь я тобою,

Хорошеешь ты из года в год.

Вижу я, как раннею весною

Белый лебедь над тобой плывет.

Фарид Минкин

Частица любимой Отчизны, родного края дорогие сердцу места, близкие душе обычаи значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашему родному селу Аулиеколь, Аулиекольскому району.

Руководитель Ергазиев Е.А.

Ведущий 1: Әр заман, тарихи әр кезең әлеуметтік құбылыстар өзінің дарынды өкілдерін жарыққа шығарып отыратыны мәлім. Олар елдің мұң – мұқтажын көре біліп, халқының сол мұқтажына перзеттік махаббаттын арнаған, туған халқының игілігі үшін бар күш жігерін жұмсаған ардақты азамат ретінде халық тарихынан орын алып отырған. Мұндай азаматтардың игілікті дәстүрлері ұрпақтан- ұрпаққа жалғасып, елдің тарихи, мәдени өміріне елеулі ықпал етіп келген.

Қазақ арасында халықтық мектептер ашып, ағарту жұмысын белсенді жүргізудегі Ыбырай Алтынсарин нің еңбегі ұшан-теңіз.

Видеофрагмент фильма

Ведущий 2: Расставание оба переживали очень тяжело, но этот путь и этот выбор был единственным верным. Именно он приведет Ыбрая Алтынсарина к его мечте: возвысить, сделать достоянием, гордостью нации, просветителем своего народа, его первым учителем.

Ведь не каждого человека можно назвать великим, не каждый достоин этого высокого звания. Сегодня мы поговорим о великом человеке своего времени, выдающемся казахском педагоге-просветителе, общественном деятеля, писателе, одного из основоположников казахской письменности — Ыбрае Алтынсарине.

Слово предоставляется Здановской Дарье и Здановской Людмиле Юрьевне.

Выступление Здановской Дарьи и Здановской Людмилы Юрьевна.

Музыкальный переход

Мизасцена: Ыбрай Алтынсарин сидит за ученическим столом. На столе лежат книги, бумага, перо. Медленно горит свеча. Чуть поодаль героя стоят и оживленно разговаривают ребята (русские (в папахах), татары (в тюбетейках))

Мальчик Ыбрай – Мустафин Адиль

Русские мальчики – Шишкин Антон

Мальчики татары – Кисиков Адиль

Голос за сценой (отрывок Симашко М. Колокол: роман и повести / М. Симашко; сост. К. Отегул; предисл. К. Нургали.- Астана: Аударма, 2011.- 565,[3] c.: портр. — (Б-ка Каз. Литературы): Середина 19-го века, Оренбург.

В экспериментальной школе для киргиз-кайсацких детей, открытой Высочайшим повелением при Пограничной комиссии, учится мальчик, который выжил – наследник степных биев, вырезанных местным пугачевым на глазах у мальчика. Казахская родня пытается вырастить из юного бия волосатую руку в кармане Белого царя, силовые ведомства, курирующие школу, готовят туземным ученикам противоположную судьбу. А Ибрагим каждую ночь просыпается от повторения кошмара, стесняется побитой лишаем головы, зубрит русский с географией, молча разглядывает и слушает русских да татар — и мечтает возвести в степи город с белыми куполами, счастливыми жителями и совсем без убийц.
Мальчиком этим был Ибрай Алтынсарин — будущий просветитель степи. Ибрай не позволяет муллам прерывать школьные занятия, а миссионерам – крестить учеников, толкует тактические азы генералам-истерикам и чиновникам-шовинистам, терпеливо пишет объяснительные в связи с очередным доносом, из двух сцепившихся в сваре дядек выбирает третьего, спокойно выбивает копейки на народное образование, продает последнее имущество, чтобы построить школу (на которую все никак не выделятся казенные деньги) и содержать дочку умершего наставника – и каждый день бьет в колокол, объявляя всей степи начало урока, и неважно, что степь и город не торопятся на этот урок. Он все равно начнется.

Звенит звонок

Здановская Людмила Юрьевна: В 1857 Ыбрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года Ы. Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.

Информация на слайде:

В СССР имя было присвоено Аркалыкскому педагогическому институту.

В СССР имя было присвоено Убаганской средней школе Алтынсаринского района.

В честь Алтынсарина назван Алтынсаринский район Костанайской области.

В честь Алтынсарина названа Областная библиотека для детей и юношества в Костанае.

В честь Алтынсарина названа Южно-Казахстанская областная детская библиотека в Шымкенте.

В честь Алтынсарина назван Рудненский социально-гуманитарный колледж в Костанайской области.

В его честь в городе Алматы назван проспект.

В городе Капшагай есть средняя школа № 1 имени Алтынсарина.

Алматинская гимназия № 159 носит имя Алтынсарина.

В его честь в 1952 году был назван ледник Алтынсарина в Джунгарском Алатау

Памятник Ибраю Алтынсарину в Кентау, открыт в мае 2013 года.

(Вопросы выступающие задают поочередно каждому столу.

Викторину проводит Здановская Дарья )

6. Назовите известных казахских просветителей — современников Ыбрая? (Ч. Валиханов, А. Кунанбаев).
7.В каком городе учился Ыбрай Алтынсарин? (Оренбург).
8.Стихи каких поэтов переводил Ыбрай Алтынсарин? (А.Пушкин, М. Лермонтов, И. Крылов)

9.С чего начал свою литературную деятельность И.Алтынсарин

10. Сколько литературных произведений создано Ы.Алтынсариным? (Более ста)

Имя Ыбрая Алтынсарина знакомо каждому казахстанцу. С его именем связано создание в Казахстане совершенно новых для того времени народных школ. Именно он стоял у истоков нашего национального образования.

Тек қана оқу-ағарту жұмыстары емес, Ыбырай сонымен бірге сол кездегі қоғамдық — саяси өмірге сергек араласып, ғылым-білімге, еңбек пен өнерге, дінге, этнографияға қатысты мақалалар жазды. Оның, әсіресе, көркем еңбектері қазақ әдебиетінің қалыптасуына айрықша ықпал етті.

Шоқан Уәлиханов атындағы мектептің оқушыларына сөз береміз.

Ведущий 2: Известно, что учебно-образовательную работу школы Алтынсарин не ограничивал урочными часами. Одновременно с открытием четырех школ Алтынсарин разрабатывает тип волостных и аульных школ. По инициативе И.Алтынсарина были открыты женские училища (с пансионатом) в городе Иргиз для казахских девушек. Их обучали рукоделию, русской грамоте и арифметике. Много сил и энергии Ы. Алтынсарин тратил на создание ремесленных и сельскохозяйственных училищ. Строительство каждого из них было сопряжено с большими трудностями. Отсутствие дорог, транспорта, дефицит строительного материала и денег не пугали Алтынсарина. Все вопросы от сбора документов до поиска средств он решал самостоятельно. Как же удавалось столь молодому учителю выполнить такую большую работу?

Сейчас вашему вниманию будет представлен доктора исторических наук, профессора Калкамана Жакыпа. Профессор был у нас в гостях и выступал с лекцией о просветительской деятельности Ыбрая.

Видеофрагмент выступления доктора исторических наук, профессора Калкамана Жакыпа (о строительстве школы на берегу Учительского озера)

Ведущий 1: Ыбырай Алтынсарин – нағыз халықшыл жазушы, ағартушы, ақын, өмір шындығын озық идея тұрғысынан таныта білген кемеңгер с у реткер, аса қажырлы қоғам қайраткері, заманының ең маңызды мәселесін көтеріп жыр төккен азамат ақын, жаңашыл жазушы, сол жаңаның тынымсыз жаршысы.

Чтение стихотворения наизусть Ыбрая Алтынсарина

Ведущий 2: Литературное наследие произведений Ыбрая Алтынсарина носит не описательный, а четко выраженный воспитательный характер в духе идей просветительства и патриотизма. Все произведения, переводы были доступны каждому читателю, редкие архивные произведения опубликованы, ну а молодое поколение с благодарностью изучало творчество талантливого поэта и переводчика.

-Какие произведения великого поэта вы знаете?

Ведущий 2: Известно, что и литературное творчество просветителя носило назидательный характер. Сейчас дорогие участники круглого стола вам предлагается выполнить следующее. У каждого из вас на столах лежит одного произведение великого учителя. Вам необходимо внимательно прочитать рассказ, представить урок, наставление, преподнесенный Ибраем (в виде эссе), написав его в письме.

Творческая деятельность групп

Задание: Внимательно прочитайте рассказ. Представьте его содержание. В письме (заготовленных на столах) запишите урок, наставление, преподнесенный первым учителем казахской степи.

1 группа - Муравей, паук и ласточка.
Отец и его сын шли по полю. Отец спросил сына:
- Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
- Он плетет свою паутину.
- А вон муравей, видишь?
- Вижу, бежит с крошкой во рту.
- Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
- Вверху летит ласточка и в клюве держит травку.
Тогда отец говорит сыну:
- Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съесть ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенчиков, собирает травку.

Выступление групп (родитель - учащийся)

Руководитель Садиров К.Б

Ведущий 1: Өлкетану – белгілі бір өңірдің табиғатын, халқын, шаруашылығын, тарихын, мәдениетін зерттеумен шұғылданатын ғылым мен мәдениет саласы; шағын аумақтың табиғатын, халқын, шаруашылығын, тарихын және мәдениетін, елді мекендерін олардың таяу төңірегімен қоса зерттеу. Өлкетанудың негізгі әдісі - аумақ туралы ақпаратты, табиғи үлгілерді, материалдық мәдениет заттарын және т.б. деректерді жинау және жүйелеу.

Руководитель Корольчук А.А.

Краеведческая работа всегда была и будет актуальной, ибо она включает в себя разные направления: патриотическое, экологическое, литературоведческое, историческое и т.д.

Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

- пополняет фонды музея путем организации походов и экспедиций школьников, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает связи с другими школьными, народными и государственными музеями; проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;

- изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;

- осуществляет создание экспозиции, стационарных и передвижных выставок;

- проводит экскурсии для учащихся, родителей, работников шефствующих предприятий, учреждений;

- оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.

Таким образом, в программе деятельности музея истории школы по данному направлению работы определена следующая задача:

Сформировать нравственные основы личности, внутреннюю потребность к самоопределению в системе общечеловеческих ценностей. Воспитывать гражданственность и любовь к Родине .

В дальнейшем мы планируем изучение жизни и деятельности выдающегося педагога нашей школы Ахмета Байтурсынова.

Ведущий 2: Есть имена, которым никогда не суждено забвение. К ним относится имя Ыбрая Алтынсарина. Он стал казахским Данко, поведший за собой народ к свету знаний. Вся его жизнь и деятельность являются ярким примером беззаветного служения народу и отчизне. Великая память о нем сохранилась, как о педагоге, просветителе, а самое главное – патриоте своей страны.

Завещанием потомкам можно считать стихотворные строки И.Алтынсарина:

Строит дивные - дивные дворцы

Умный, знающий народ.

Сильный знанием своим,

Он уверено живёт.

О достоинстве коня

Не узнаешь без байги.

Пусть услышит мир большой

Наши смелые шаги.

Пусть пословица живёт

В каждой ясной голове

«Честь джигита, красота –

Уповаю лишь на вас,

Радость в сердце затаив,

Так примите в добрый час

Вручение благодарственных писем

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ыбырай Алтынсарин

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и деятельностью

Ы. Алтын сарина. Знакомя учащихся с деятельностью просветителей,

педагогов, ученых, воспитывать чувство уважения к учителям. Продол-

жить работу по развитию умений учащихся описывать исторических

Используемые наглядные пособия: видеофильм, фрагмент элек-

тронного учебника, иллюстративные материалы.

Повторение изученного материала проводится по вопросам и за-

даниям к параграфу.

1.Организационный момент.

2.Психологическая разминка.

Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

1.Легко ли вам было выполнять это упражнение? 2.Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий? 3.Ваши впечатления по проведенному упражнению?

Деление на 3 группы.

3.Проверка домашнего задания.

Поймай вопрос!

Учитель бросает мешочек с фасолью, когда задает вопрос. Это делает процесс опроса кинестетическим и позволяет вовлечь учеников, обычно не проявляющих желание отвечать добровольно.

2.Говорящая доска .

Ислам. Просвещение. Медресе.

4.Изучение нового материала.

Заполните таблицу ЗХУ две колоноки ( знаю,хочу знать, узнал)

Вопросы и задания для проведения бе-

1. Что вы знаете об Ы. Алтынсарине?

2. Каким человеком он был?

3. Какие произведения Ы. Алтынсарина вы знаете?

5. Кто может прочитать это стихотворение наизусть? О чем это сти-

Учитель предлагает учащимся вопросы по содержанию ви-

деоматериала, подытоживает работу учащихся, комментирует их ответы.

Я с самого детства проявлял сильную тягу к знанию и самообразованию. Много читал,проводил все свободное время в личной библиотеки В.В.Григорьева. Пытался научить казахскую молодежь кожевенным,мыловаренным,маслодельн ым специальностям. Вы молодое поколение казахского народа. Вы должны оправдать надежды ваших предков. Я вам советаю учится ,трудится. И от образовнного народа узнают все хорошое о нашей нации.

1 группа. Детство и юность Алтынсарина.

2 группа. И.Алтынсарин инспектор и основоположник женского образования.

3 группа. Произведения Алтынсарина.

5.Закрепление.

Ребята давайте составим вопросы по Таксономии Блума и выясним на каком уровне стоит ваш вопрос.

1. Почему Ы. Алтынсарин хотел открыть школы на казахской земле?

Ответ : потому,что хотел чтобы казахский народ научился грамоте

2. Почему Ы. Алтынсарина начали обвинять вероотступничистве? Ответ: деятельность Ы. Алтынсарина встретила противодействие со стороны консервативной части казахов.

4. Какую роль сыграл в истории Казахстана Ы. Алтынсарин?

Ответ: Он является великим просветителем казхского народа.

2. Заполните таблицу.

Какие новые даты,фразы,имена повстречали в новой теме?

Новые даты Новые фразы Новые имена

1841 г. –родился Ы.Алтынсарина.

1857 г.- Ы. Алтынсарин окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии с золотой медалью.

1864 г.- торжественное отткрытие школы с интернатом для казахских детей.

1879 г . Ы. Алтынсарин стал инспектором Тургайских школ.

Бии Балгожа-дед Ы. Алтынсарина.

В.В Григорьев - Ы. Алтынсарин занимался в его личной библиотеке.

Я. Коменский- Ы. Алтынсарин познакомился с их трудами.

Н.Г. Чернышевский,А.М Добролюбов, А. И.Герецен –был знаком с их произведениями.

И.А. Крылов,Л.Н Толстой- Ы. Алтынсарин перевел их произведения на казахский язык.

3. Закончите таблицу ЗХУ

7.домашнее задание: §34 (стр.96-98) . Прочитать статьи параграфа по теме, под-

готовиться по вопросам и заданиям.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 190 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.04.2017 2264
  • DOCX 17.8 кбайт
  • 41 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Тхомоков Андрей Юрьевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель урока: создать условия для усвоения явлений просветительской жизни ученого.

Развивающая - развивать умения выделять основное в большом информационном потоке

Образовательная - выявить основные направления развития науки

Воспитательная - воспитывать чувство ответственности за исторические памятники

Опрос домашнего задания

Изучение нового материала

Оборудование: карта Казахстана

Алтынсарин Ибрай родился 2 ноября 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда Торгайской области. Рано лишившись отца, воспитывался в семье старшего брата отца Балкожа бия. Умер 30 августа 1889 года.

Алтынсарин - видный представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования. В числе его практических заслуг - открытие первой народной школы (1864), выпуск хрестоматии на казахском языке и введение ислама как предмета обучения на родном языке. Его стремление учить детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности встретили сопротивление с двух сторон. Царская администрация была заинтересована в подготовке нижнего звена чиновников из местного населения, способных вести делопроизводстве на русском языке, быть писарями, переводчиками. Поэтому она противодействовала инициативе Алтынсарина по обучению детей казахов русскому языку, но поддержки идее широкого образования не оказывала никакой. С другой стороны, местное духовенство противодействовало новшествам Ибрая, стараясь внушить, что он якобы хочет крестить" казахских детей и подготовить их к "солдатской службе" в русской армии.

Алтынсарин действительно выступал против невежества, суеверия, замыкания в рамках устаревшего кочевого быта и тех служителей культа, которые ислам использовали в корыстных целях и даже в интересах имперской идеологии, согласно которой, "следуя Магомету, будьте слугами белого царя".

Алтынсарину как просветителю присущ культ знания и вера во всеспасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Современники, следившие за литературной деятельностью Ибрая Алтынсарина, уже при жизни смогли оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе заслуг помимо собственного литературного творчества - составление хрестоматии на родном языке, составление первых сборников народной поэзии.

Но Ибрай не только педагог-просветитель, он теоретик-этнограф, историк, экономист и плюс ко всему этому чиновник, вынужденный отстаивать свои начинания и улаживать дела вопреки противодействиям, интригам, клевете. Он совершает буквально титаническую работу по организации учебных заведений, подбору кадров, оснащению и снабжению школы; мелочах быта, финансовой отчетности и т. д.

Критикуя колониальную политику царизма, последняя прикрывалась лицемерно доводами о "пользе оседлости" и "цивилизаторской миссии" Русской империи, в то время как на самом деле речь шла об оттеснении казахов с их собственных земель не разумнее ли - говорит Ибрай, - прежде нежели решиться перевернуть искусственным образом народную жизнь степняков, изучить сначала этот народ и эту жизнь, узнать, есть ли в народе этом зачатки агрикультурного развития, насколько принял он воздействие непосредственных сношений своих с оседлым, господствующим народом.

Оперируя конкретными данными, Алтынсарин доказывал, что казахи сами проявляют стремление довольно настойчивое к "переменам векового быта" в смысле оседлости. К этому он присовокупляет весьма существенное замечание, связанное с будущностью земледелия и скотоводства в крае. В некоторых степных уездах выгоднее развивать скотоводство, а земледелию не предвидится никакой будущности. Над этим замечанием и сейчас можно призадуматься.

Существенным элементом мировоззрения Алтынсарина является трактовка им ислама, о чем можно судить по тому, что он составил учебник по исламу. Ибрай стоял на позициях просвещенного либерального ислама. Все творчество Алтынсарина пронизано идеей органического приживления инноваций к традициям и обычаям народа.

ТЦУ: Рассказать о великом просветители казахского народа Ыбрай Алтынсарине, его место в казахском обществе,его вклад в просвещении и литературы . Научить работать с текстом,выделить ключевую фразу текста и проиллюстрировать. Развивать умения учащихся критически мыслить. Развить уважение к просветителю и выявить нравственные качества учащихся.

Ожидаемые результаты: Сумеют работать с текстом и выделять самое главное,узнают побольше об Ыбрай Алтынсарине.

Ребята! У нас тема домашнего задания звучит так: Состояние народного образщования. Вы должны были подгатовить толстые и тонкие вопросы.

Ответ: потому что, с началом промышленного освоения Казахстана появилась потребность в образованных людях

Ответ : потому что, учителя имели учебные пособия и оборудование и были более эффекктивными методы обучения того времени.

4. В каком году мусульманские учебные заведения Казахстана подченены Министерству народного просвещения? ( тонкий вопрос)

Учитель : Итак ребята,мы познакомились с народным образованием Казахстана ХІХ века. Узнали о состоянии образования того времени. Скажите, кто внес большой вклад в развитии образования казахского народа в ХІХ веке?

Учитель: Новая тема сегодняшнего урока « Ыбрай Алтынсарин –выдающийся просветитель казахского народа. Цель нашего урока: узнать побольше об Ыбрай Алтынсарине,его педагогическую ,научную и литературную деятельность. Его взгляды на исторические процессы ХІХ века.

Я хочу ,чтобы вы получили качественные знания,которые пригодятся всю жизнь. Я вас очень люблю и написал дваа ценных пособии ,чтобы вы обучались без всяких трудности. Я вам обещаю ,что после меня окроются много учебных заведеня в будущим,котрые повысят уровен образования нашей нации.

Я с самого детства проявлял сильную тягу к знанию и самообразованию. Много читал,проводил все свободное время в личной библиотеки В.В.Григорьева. Пытался научить казахскую молодежь кожевенным,мыловаренным,маслодельн ым специальностям. Вы молодое поколение казахского народа. Вы должны оправдать надежды ваших предков. Я вам советаю учится ,трудится. И от образовнного народа узнают все хорошое о нашей нации.

Учитель : Ребята давайте составим вопросы по Таксономии Блума и выясним на каком уровне стоит ваш вопрос.

Ответ: деятельность Ы. Алтынсарина встретила противодействие со стороны консервативной части казахов.

Читайте также: