План урока характеристика царства растения

Обновлено: 28.04.2024

Методическая разработка урока по теме "Разнообразие живой природы" для учащихся 5 класса коррекционной школы. Цель урока: Изучение особенностей строения и развития различных групп (отделов) растений. Характерные признаки растений. Показать роль растений в природе и жизни человека. Какую роль в жизни растений играет фотосинтез ?

Оценить 1653 0

Цель урока: изучение особенностей строения и развития различных групп (отделов) растений. Показать роль растений в природе и жизни человека.

Оборудование: план-конспект урока, презентация.

1. Организационный момент.

Приветствие. Выявление отсутствующих.

2. Речевая зарядка, связанная с дежурным звуком и учебным материалом.

3. Актуализация знаний.

Что вы знаете о растениях? По каким признакам растения отличают от других организмов? Что такое клетка?

4. Изучение нового материала.

- по размерам - от одноклеточных микроскопических водорослей до огромных деревьев;

- по продолжительности жизни (можно встретить дубы, которым более тысячи лет, а есть растения, живущие всего несколько месяцев, недель и даже дней;

Характерные признаки растений.Растения имеют преимущественно зелёную окраску, но могут быть окрашены в красный, бурый, жёлтый и другие цвета. Окраска растений определяется наличием в их клетках особых красителей — пигментов. Урастений наиболее распространён зелёный пигмент — хлорофилл. Он играет чрезвычайно важную роль: улавливает солнечные лучи и обеспечивает усвоение их энергии. Это необходимое условие осуществленияфотосинтеза (от греч. фотос — свет и синтезис — соединение) — процесса образования органических соединений из неорганических за счёт энергии света.

Где встречаются растения.

Растения занимают всевозможные места обитания. Их можно встретить в открытом океане, сухих пустынях, горах и на побережье Антарктиды.

Ботаника — это наука, изучающая растения.

Все растения в зависимости от строения делят на две группы:

1. Низшие не имеют корней, ни стеблей, ни листьев. Низшие растения не имеют сложного тканевого строения.

- Тело примитивных низших растений может состоять из одной клетки.

- Тело многоклеточных низших растений называют слоевищем или талломом (от греч. таллос — молодая ветка, росток).

2. Высшие. У высших растений появляются ткани, тело разделено на органы — листостебельные побеги и корни (за исключением мхов), которые состоят из различных тканей.

(Имеют органы —корень, стебель, лист, цветок).

Ткань — это группа клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное происхождение, строение и выполняющих общие функции.

Орган (от греч. органон — орудие, инструмент) — это часть организма, образованная различными тканями, занимающая определённое положение и выполняющая определённые функции.

Значение растений в природе:

- поглощают углекислый газ;

- являются местом обитания для животных.

Значение растений в природе:

- пища; -сырьё; - для лекарства; - строительный материал; - бумага; украшают нашу жизнь

5. Закрепление изученного.

Приведите примеры растений различных групп.

Что такое фотосинтез? Какую роль в жизни растений играет данный процесс?

6. Подведение итогов урока

Чем отличаются растения, расскажите об основных признаках растений? На какие группы подразделяются растения? Каково значение растений в природе? Каково значение растений для человека?

Слоевище (таллом) – это тело многоклеточных низших растений.

Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение и выполняющих общие функции.

Орган – это часть организма, имеющая определённое строение, занимающая определённое положение и выполняющая определённые функции.

Фотосинтез – это процесс образования органических соединений из неорганических за счёт энергии света.

Лишайник – единый организм, в котором гриб снабжает водоросли водой с растворёнными в ней минеральными веществами, а водоросли в процессе фотосинтеза образуют органические вещества, необходимые грибу.

Ботаника – наука о растениях.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В процессе эволюции на нашей планете земля, сформировалось огромное количество разных живых организмов, но часть из этих организмов уникальны – это зелёное растение. Только они могут синтезировать органические вещества при помощи энергии солнечного света, при этом выделяется в атмосферу газ – кислород.

Где происходит этот процесс? Это особый пигмент – хлорофилл. Он зелёного цвета. В отличие от животных, растения, как правило, ведут малоподвижный образ жизни. Они прикрепляются к почве, чтобы оттуда поглощать воду и минеральные соли, которые также будут идти в процессе жизнедеятельности на процесс фотосинтеза. А ещё растения часть углеводов откладывают про запас. Он превращается в крахмал, благодаря этому растения растут в течение всей жизни.

Не все зелёные растения появились на земле одномоментно. В далёком прошлом жизнь была возможна только в водной среде, именно в этой водной среде появились первые зелёные растения. О них сегодня и пойдёт наш разговор.

Разнообразие растений. Царство Растения объединяет более 320 тыс. видов и представлено самыми разнообразными формами – от одноклеточных микроскопических водорослей до огромных деревьев, возвышающихся над землёй более чем на 100 м.

Растения занимают всевозможные места обитания. Их можно встретить в открытом океане, сухих пустынях, горах и на побережье Антарктиды. Различна продолжительность жизни растений. Существуют дубы, которым более 1000 лет, но есть растения, живущие всего несколько месяцев, недель и даже дней.

Все растения в зависимости от строения традиционно подразделяют на низшие и высшие.

Тело наиболее примитивных низших растений может состоять из одной клетки. Тело многоклеточных низших растений называют слоевищем или талломом (от греч. таллос – молодая ветка, росток). У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Низшие растения не имеют сложного тканевого строения.

Ткани появляются у высших растений. Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение и выполняющих общие функции.

У высших растений тело расчленено на органы – листостебельные побеги и корни (за исключением мхов), которые состоят из различных тканей.

Орган (греч. органон – орудие, инструмент) – это часть организма, имеющая определённое строение, занимающая определённое положение и выполняющая определённые функции.

Характерные признаки растений. Растения имеют преимущественно зелёную окраску, но могут быть окрашены в красный, бурый, жёлтый и другие цвета. Окраска растений определяется наличием в их клетках особых красителей – пигментов (от лат. пигментум– краска). У растений наиболее распространён зелёный пигмент – хлорофилл. Он играет чрезвычайно важную роль: улавливает солнечные лучи и обеспечивает усвоение их энергии. Это необходимое условие осуществления фотосинтеза (от греч. фотос – свет и синтезис – соединение) – процесса образования органических соединений из неорганических за счёт энергии света.

К царству Растения относят все фотосинтезирующие ядерные организмы. Растения разделяют на низшие и высшие.

Низшие растения. К низшим растениям относят водоросли, так как они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Это сборная группа самых древних растений на Земле.

Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Несмотря на сравнительно простое строение, различные группы водорослей имеют свои особенности и происходят от различных предков.

Зелёные водоросли. Одноклеточные зелёные водоросли содержат хлоропласты с хлорофиллом, который и придаёт им зелёную окраску. Эти водоросли живут в основном в воде – пресной или солёной, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью. Виды, живущие вне воды, в период засухи находятся в состоянии покоя.

У многоклеточных зелёных водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. Эти зелёные водоросли живут как в пресной, так и солёной воде.

Наиболее сложное строение среди водорослей имеют харовые водоросли, обитающие в пресных водоёмах. Эти многочисленные зелёные водоросли по внешнему виду напоминают хвощи. У харовых имеются образования, которые по форме и выполняемым функциям напоминают корни, стебли, листья, но по строению они не имеют ничего общего с этими органами высших растений.

Бурые водоросли – многоклеточные, в основном морские растения. Общий внешний признак этих водорослей – желтовато-бурая окраска слоевищ. Слоевища бурых водорослей бывают нитевидной, шаровидной, пластинчатой, кустообразной формы, а их размеры колеблются от микроскопических до гигантских.

Красные водоросли, или багрянки, в основном многоклеточные морские растения. В клетках красных водорослей, кроме хлорофилла, содержатся красные и синие пигменты. В зависимости от их сочетания окраска багрянок меняется от ярко-красной до голубовато-зелёной и даже жёлтой.

Красные водоросли весьма разнообразны и очень красивы. Они имеют причудливые формы: пластинчатые, цилиндрические, нитевидные и кораллоподобные, в разной мере разветвлённые и рассечённые. В морях багрянки встречаются повсеместно. Благодаря тому, что красные пигменты способны улавливать даже очень небольшое количество света, они могут расти на глубине 100–200 м. Многие багрянки служат пищей для морских животных, используются они и в пищу человека.

Лишайники. Лишайник – единый организм, в котором гриб снабжает водоросли водой с растворёнными в ней минеральными веществами, а водоросли в процессе фотосинтеза образуют органические вещества, необходимые грибу. Таким образом, между грибом и водорослями существует тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. Это явление называется симбиоз (от греч. симбиозис – совместная жизнь).

Лишайник впитывает влагу всей поверхностью тела, главным образом влагу дождей, росы и туманов. Это позволяет лишайникам поселяться везде, где есть свет. Без света невозможен фотосинтез в клетках водорослей и лишайник погибает.

Лишайники разнообразны по внешнему виду и окраске. Различают кустистые, листоватые и накипные лишайники. Слоевище кустистых лишайников действительно напоминает кустик. Пластинчатое слоевище листоватых лишайников несколько приподнято над поверхностью прикрепления и похоже на лист. Накипные лишайпики выглядят как тонкая пластинка, тесно прирастающая к поверхности прикрепления. Это самые неприхотливые и широко распространённые виды.

Несмотря па выносливость лишайников, они очень чувствительны к загрязнению окружающей среды. Поэтому отсутствие лишайников может быть показателем экологического неблагополучия.

Живут лишайники долго, сотни и даже тысячи лет, а растут очень медленно: всего несколько миллиметров в год.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: множественный выбор.

Текст вопроса: Выберите верные утверждения.

Корни и стебли у водорослей отсутствуют.
Хлорелла обитает только в воде.
Хлорелла – одноклеточная водоросль.
Водоросли в ходе фотосинтеза вырабатывают кислород.
Порфира передвигается в воде с помощью двух жгутиков.
Ламинария – это одноклеточная водоросль.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Корни и стебли у водорослей отсутствуют.

Хлорелла – одноклеточная водоросль.
Водоросли в ходе фотосинтеза вырабатывают кислород.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные: осознание ценностей растительного мира, как важнейшего компонента природы.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, синтезировать и обобщать знания, использовать имеющиеся знания для создания общей картины изучаемой темы, высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: называть растения Подцарства Высшие и Низшие растения, объяснять и выделять основные отличительные особенности растений от других царств живой природы.

Универсальные учебные действия.

Личностные: осознавать необходимость изучения растительного мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной целью, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о классификации растений, делать анализ и отбор информации, извлекать информацию из различных источников, обрабатывать ее до получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Образовательные:
- Познакомить учащихся с критериями классификации растений на высшие и низшие;
- Выделить отличительные особенности растений от представителей других царств живой природы;
Развивающие:
- Формирование умения работы с тестами;
- Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливания и формулирования выводов.

Воспитательные:
- Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: компьютер; проектор; интерактивная доска; муляжи овощей и фруктов, магнитная доска, магниты, сырой картофель, раздаточный материал.
Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Структура и ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин)

Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; Настрой на урок. Разделение класса на три рабочие группы.

Настраиваются эмоционально к уроку.

Актуализация знаний.

На нашей планете более 2 млн. видов живых организмов, принадлежащих к разным царствам природы.

Давайте вспомним их. Назовите

Какие из них мы уже изучили?

А теперь послушайте стихотворение.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос.

А сумрачный навес широколапых ёлок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах пленительная сила

Для всех, умеющих их тайны разгадать!

( Р.Рождественский)

Как вы думаете, почему для сегодняшнего урока я выбрала именно это стихотворение?

Какой будет тема урока? (слайд №3)

Отвечают на вопросы учителя. Называют царства живой природы и выделяют те, которые уже изучили. Слушают учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности


.

Цель урока : обобщение и систематизация знаний обучающихся об органах растений и их взаимосвязи ;

формирование представлений о целостности растительного организма .

Задачи урока:

Образовательные : обобщить и систематизировать знания о строении органов цветковых растений и их взаимосвязи , создать условия для осознанного применения знаний.

Коррекционно – развивающие : продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания;

коррекция памяти на основе упражнений в припоминании изученного;

развивать умения применять предложенный учителем способ получения и воспроизведения информации из учебника , дополнительного материала .

Воспитательные: воспитывать культуру общения, основанной на взаимопомощи и взаимной поддержке;

воспитывать бережное , гуманное отношение к природе.

Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте ребята , садитесь .

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и прикрепить его на дерево , помочь ему покрыться разноцветной листвой. (ребята укрепляют по одному листику ).

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке.

Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Синий — будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений , стараний и успехов .

Сегодня на уроке мы обобщим свои знания об органах цветковых растений и их взаимосвязи между собой .

Актуализация знаний . Мотивация .

Скажите ребята, что относится к растениям ? ( травы , кустарники , деревья ).

Что общего у всех этих растений? ( они имеют одинаковые органы ).

Теперь отгадайте загадку: Один в земле копается ,

Другой в свету купается,

И хотя они друзья –

Поменяться им нельзя.

О каких друзьях идет речь ?( об органах растений : корне и листе ).

Почему они друзья ? ( потому что они связаны друг с другом).

Какой орган помогает им дружить , поддерживать их взаимосвязь ?( стебель ).

Можно сказать , что эти органы взаимосвязаны друг с другом ? (да ).

Да , корень , стебель , листья , цветки и плоды образуют единый организм. Значит организм растения – единое целое.

Изучение нового материала.

А так ли это ? Мы сейчас попробуем выяснить . Чтобы в этом убедиться , что мы должны вспомнить об этих органах ? ( их строение и работу) .

Для этого наш класс превращается на несколько минут в научное учреждение , где работают 4 лаборатории , изучающие органы растения .

Произвольно разделились на группы .

1 .Организация деятельности по группам .

1 группа : обучающимся предлагается загадка .

Не рыли , не бурили ,

А воду добыли. ( корни )

2 группа : обучающимся предлагается загадка.

Вверх по стене крутой ,

По бетонке литой ,

Многоножка ползет ,

С собой листья везет . (стебель ).

3 группа : обучающимся предлагается загадка .

Из почек появляются ,

Весною распускаются ,

Летом шелестят ,

Осенью летят . ( листья ).

4 лаборатория изучает цветы и плоды: предлагается загадка .

Он в саду моем расцвел,

В удивленье всех привел-

Лепестки атласные,

Пестики овальные .

А внутри на ниточках –

Туфельки хрустальные. ( цветок).

Группы получают листы с заданиями и различные источники информации.

2. Осуществление деятельности.

1 . Используя дополнительный материал, изучите строение и функцию корня. Ответьте на вопрос : Что такое корень?

2. По таблице составьте рассказы по вопросам :

- строение корня;

- типы корневых систем;

- значение корня.

Типы корневых систем

2 .Всасывает воду и минеральные соли из почвы для всех органов.

3 .Запасает питательные вещества (корнеплод).

Участвует в размножении.

3. На гербариях найти растение со стержневой корневой системой и растение с мочковатой корневой системой .

Используя дополнительный материал , изучите строение стебля и его значение для растения . Ответьте на вопрос : Что такое стебель ?

Используя таблицу составьте рассказы по вопросам :

- строение древесного стебля;

-разнообразие стеблей;

- значение стебля.

Строение древесного стебля

Молодые зеленые стебли на свету образуют органические вещества

1.Используя дополнительный материал , изучите строение и значение листьев для организма растения . Ответьте на вопрос : Что такое лист ?

2. Используя таблицу , составьте рассказы по вопросам :

- строение листьев ;

- типы жилкования листьев ;

- значение листьев для растения.

1.Используя дополнительный материал , изучите строение цветка и его значение в жизни растения . Ответьте на вопрос то такое : Что такое цветок?

2. По таблице составьте рассказ о строении и значении цветка.

Чашечка из чашелистиков

Венчик из лепестков

Пестик и тычинки –главные части цветка

Цветок – орган размножения

Из пестика образуется плод с семенами

3. Защита результатов деятельности.

Защита 1 и 2 задания. Представители от каждой группы по очереди представляют результаты .

Проблемные вопросы задаются классу :

Почему растение погибнет , если у него поврежден корень ?

Почему растение погибнет , если у него поврежден стебель ?

Что произойдет с растением , если на нем погибнут зеленые листья ?

Что произойдет , если погибнет цветок ?

Мы заслушали отчеты по 1 и 2 заданиям .

А какой из органов важнее?

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.

– Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?

– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.

А кроме того я самый красивый из Вас…

А какой чудесный аромат исходит от меня…

– Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

Начавшийся спор между частями растения неразрешимый. Он бы продолжался до сегодняшнего дня , если бы вовремя не вмешался в разговор человек .

Как вы думаете , что сказал человек корням , стеблям , листьям и цветку?

4.Подведение итогов групповой работы .

Живет растение как единый целостный организм . Ведь все части растения связаны между собой . Корень переходит в стебель . К стеблю прикреплены листья . От стебля растут цветки .

Зарисуйте в тетрадь схему , подписать название органов , стрелками обозначить движение веществ по растению .


Рефлексия: Представим себя лучиками солнца. Разместите лучики на солнце согласно своему настроению.

Читайте также: