Должен ли быть психолог в школе по закону об образовании

Обновлено: 13.05.2024

Учителя старой закалки желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но так, как раньше, уже не будет. Учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи

За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.

Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.

Пассивное безразличие

Буква закона

Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.

Подборка наиболее важных документов по запросу Педагог-психолог в школе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Педагог-психолог в школе

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 28.10.2019 N 22-4802/2019
Приговор: По ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Определение: Приговор оставлен без изменения. Доводы государственного обвинителя в апелляционном представлении о том, что работа педагога-психолога в школе осуществлялась Свидетель N 4, выводов суда в приговоре не опровергают. Действительно, установлено и не оспаривается, что Свидетель N 4 в те же учебные годы работала на 0,5 ставки педагогом-психологом в школе. Однако это не подтверждает, что К. работа педагога-психолога не осуществлялась. То, что дети - учащиеся школы больше знают Свидетель N 4, и она постоянно находилась на рабочем месте, объясняется тем, что последняя в той же школе работает учителем начальных классов, тогда как К. выполняла работу в школе по субботам, в свой выходной день по основному месту работы, а также пятидневной учебной неделей. Кроме того, из показаний самой Свидетель N 4 следует, что по субботам у нее выходной, тогда как К. осуществляла работу в школе по субботам.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Педагог-психолог в школе

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Социальные сети и подростковый суицид: проблемы реализации ч. 1 ст. 38 Конституции РФ
(Макеев Н.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 12) Сформированные сведения до их реализации должны быть обязательно подтверждены с участием родителей таких детей. Немаловажным здесь является строгое соблюдение требований законодательства о персональных данных, поэтому к проведению этой работы следует привлекать наиболее опытных и подготовленных работников. Список детей, личность которых удается установить, должен быть направлен в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для формирования банка данных склонных к суицидальному поведению подростков. При этом необходимо учитывать, что не все несовершеннолетние, указанные в соответствующем списке, могут являться как активными участниками с различной степенью заинтересованности, так и случайными подписчиками рассматриваемых интернет-сообществ. В связи с чем направлению информации в КДНиЗП должна предшествовать работа школьных педагогов-психологов по выявлению лиц, подлежащих включению в банк данных несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению (сведения о детях в соответствующий информационный банк вносятся только при наличии соответствующей рекомендации педагога-психолога и после получения от родителей (законных представителей) несовершеннолетних письменного согласия на проведение профилактической работы с ребенком).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"
(постатейный)
(Афанасьева О.Р., Бадальянц Э.Ю., Болотин В.С., Грибанов Е.В., Шиян В.И., Щербаков А.Д., Беляев М.А., Вяземская А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017) См., напр.: Антинаркотическая профилактика в общеобразовательной школе: практические рекомендации для классных руководителей, социальных педагогов, психологов и администраций школ / Под ред. Н.Г. Петровой. Брянск, 2008; Хасан Б.И., Дюндик Н.Н., Федоренко Е.Ю., Кухаренко И.А., Привалихина Т.И. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций. Организационно-методическое пособие. Красноярский гос. ун-т. Красноярск, 2003; Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2009; Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М., 2004; Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттелла. СПб.: Речь, 2001; Руководство по профилактике наркозависимости в образовательной среде / Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. СПб., 2003; Организация профилактики наркозависимости в условиях сельского образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций / Г.В. Латышев и др. СПб., 2001 и мн. др.

Нормативные акты: Педагог-психолог в школе

"Обзор практики рассмотрения в 2019 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020) Как показало проведенное обобщение, все заявители считали этот вопрос очень важным. Часть из них поясняла, что стремятся найти или уже имеют в окружении (среди родственников или друзей) лиц, владеющих русским языком; некоторые осваивают самостоятельно необходимые для общения с ребенком слова; часть не исключала посещение ребенком русской школы в их стране; многие заявители поддерживают связи с лицами, уже усыновившими ребенка из России, а также планируют привлечение педагогов-психологов для помощи ребенку в овладении языком страны проживания. Во многих случаях контакт, который устанавливался между усыновителями и ребенком уже на стадии общения, позволял им понимать друг друга на бытовом уровне.

"Обзор практики рассмотрения в 2020 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.06.2021) Как показало обобщение судебной практики, часть заявителей имеют родственников или друзей, владеющих русским языком, некоторые самостоятельно осваивают необходимые для общения с ребенком слова и фразы, часть заявителей предполагают устроить ребенка в русскую школу в стране их проживания, многие из заявителей поддерживают связи с лицами, уже усыновившими ребенка из Российской Федерации, а также планируют привлечение педагогов-психологов для помощи ребенку в овладении языком страны проживания. В большинстве случаев контакт, который устанавливался между усыновителями и ребенком на стадии общения, уже позволял им понимать друг друга на бытовом уровне.

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству до 15 декабря обеспечить актуализацию концепции развития психологической службы в системе образования РФ, рассчитанной до 2025 года. Данные поручения были утверждены по итогам встречи с общественностью, которая состоялась 25 августа и была посвящена вопросам общего образования.

Концепция развития психологической службы в системе образования РФ

Еще до разработки концепции бывший министр просвещения Ольга Васильева неоднократно заявляла, что в школы необходимо возвращать психологов. Была разработана концепция развития психологической службы в системе образования РФ до 2025 года.

Цель данной концепции – определить стратегии развития психологической службы с учетом позитивного опыта работы и достижений современной психологической науки.

Этапы реализации концепции

Первый этап реализации уже завершается, сроки его с 2018 по 2021 годы. Видимо, именно с этим и связана необходимость актуализации концепции развития психологической службы. Возможно, необходимо откорректировать стратегию, проанализировать полученные результаты.

Второй этап рассчитан с 2021-2025 годы. Задача второго этапа – это апробация и внедрение результатов первого этапа. Именно по этой причине было необходимо внести коррекцию.

Педагогов-психологов в школах не хватает

Несмотря на то, что государство понимает необходимость открывать в школах ставки специалистов, так как остро не хватает педагогов-психологов, тьюторов, учителей-логопедов, дефектологов, все равно их на данный момент нет. А те, кто есть, работают с детьми из категории ОВЗ. Да и то, не со всеми.

Пример из практики. Принесла мама пятиклассницы заключение ПМПК, где указано, что девочка нуждается (кроме прочего) в занятиях с педагогом-психологом по коррекции познавательной сферы. Поговорили с педагогом-психологом, который работает в школе. Та довольно негативно восприняла новость о том, что нужно будет организовать занятия с пятиклассницей, мол, и так в началке столько детей со справками, а у детей из среднего звена и динамики не будет. Бесполезны будут занятия, мол.

И вот вам пример того, когда вроде и в школе есть педагог-психолог , и созданы все условия, и родители понимающие, готовые к тому, чтобы действовать в интересах ребенка, а сами педагоги-психологи не хотят работать.

В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.

Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.

Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.

Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Право выбирать школу, форму обучения и язык

Зачем. Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями. А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.

Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.

Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.

Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.

Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.

См. также:

Право не платить за то, что должно быть бесплатным

Зачем. С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия. Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.

Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.

Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.

Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.

Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор. Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.

Читайте также: