План урока философия нового времени

Обновлено: 08.07.2024

Национальный Университет Биоресурсов и Природопользования Украины

Методическая разработка лекционного занятия № 4

Разработал преподаватель - Лозовская Т. Н.

Рассмотрено и одобрено на заседании ЦК

Председатель ЦК-------------В. М. Прохненко

С. Прибрежное 2010 г.

Тема: Философия Нового времени

Содержание рабочей учебной программы :

Качественно новое направление философии в эпоху ранних буржуазных революций в Европе. Поиски продуктивного метода познания. Философское объяснение новой картины мира ( Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Локк, Беркли, Юм). Сенсуализм и рационализм как альтернативные принципы познавательного процесса.

Механистический характер философии XVIIIв. Новый философский идеал в философии Просвещения. Проблема свободы человека и пути ее социального освобождения.

Система философии Гегеля. Гегелевская диалектика. Этические и эстетические взгляды Гегеля.

Антропологический материализм Фейербаха. Философия Маркса и Энгельса. Материалистическая диалектика.

Количество часов : 2

Форма проведения : лекция

Цели: - ознакомить с основными направлениями западноевропейской философии

- формировать умение последовательно, логично, четко излагать теоретические знания, анализировать и давать научную оценку философским учениям

- воспитывать уважение к выдающимся мыслителям прошлого, идеи которых способствовали дальнейшему развитию науки.

Межпредметные связи :

Особенности развития культуры Нового времени

Уметь выделять характерные черты культуры Нового времени

Основные принципы мировоззрения, материализм, идеализм.

Скептицизм, догматизм, дуализм. Средневековая схоластика. Научные открытия эпохи Возрождения, достижения эпохи Возрождения

Уметь пользоваться научной терминологией, сравнивать, сопоставлять философские идеи разных исторических периодов.

Учебно-методическая литература:

1. Ерохина Н. М. Основы философских знаний. Учебно-методическое пособие, 2006.- С. 33-43.

3. Кальной И. И. Философия. Учебное пособие.- Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. - С.97-100, 105-115.

4. Радугин А. А. Философия : курс лекций.- М.: Центр, 1997. С.92-97, 111-128.

Дополнительная :

2. Петрушенко В. Л. Філософія:2002.- С.144-160.

3. Спиркин А. Г. Основы философии.-М.: Политиздат, 1988.- С.60-66.

Основные понятия : рационализм, эмпиризм, дуализм, сенсуализм, индукция, дедукция.

Личности этого периода : Бэкон, Гоббс, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Локк, Юм, Дидро, Руссо, Вольтер, Кант, Фихте, Фейербах, Гегель, Шеллинг.

1. Орг. момент

1.Проверка готовности аудитории и группы к проведению занятия.

2. Проверка отсутствующих студентов на занятии.

2. Проверка изученного по предыдущей теме методом фронтального опроса и методом тестирования.

- Назовите хронологические рамки периода Средних веков

- Как изменилась картина мира в средневековой философии по сравнению с античным этапом?

- На какие периоды делилась средневековая философия, назовите основных христианских мыслителей?

- В каких формах выражалось влияние античной философии?

- Назовите основные проблемы, решением которых занималась философия средневековья ( вопрос об истолковании бытия: существует ли мир вечно или он сотворен Богом; соотношение веры и знания, теологии и науки; спор номинализма и реализма).

3.Актуализация опорных знаний методом фронтального опроса.

- Какие важнейшие открытия в области естественных наук вы можете назвать?

- Как вы думаете, какие науки послужили импульсом для развития философии Нового времени?

Известные философы того времени нередко были великими природоисследователями и математиками

- Назовите философов эпохи Возрождения ( Джордано Бруно, Томазо Кампанелла, Галилео Галилей).

Философию связывают с мудростью.

Прослушайте наставление известного мудреца.

Увы, от мудрости нет в нашей жизни прока,

И только круглые глупцы – любимцы рока.

Общаясь с дураком, не оберешься срама.

Поэтому совет ты выслушай Хайяма:

Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,

Из рук же дурака не принимай бальзама.

Нет ничего могущественнее слова. Оно становится неотразимым, когда говорится умело, убедительно и вовремя.

В своей практике руководители, бизнесмены, политики, общаясь с подчиненными, коллегами, аудиторией, всякий раз, вступая в процесс общения и обмена мнениями, прибегают к многочисленным средствам, чтобы подчеркнуть правильность, весомость своего высказывания.

Какими же средствами и методами пользовались философы Нового времени? Каковы их мысли и афоризмы сегодня нам предстоит узнать.

Я Вам желаю внимательно слушать высказывания философов и смело использовать их в общении, для своего самосовершенствования, выбирать себе афоризм дня и Вы поймете, что для мудрого человека каждый день открывается новая жизнь.

Афоризмом нашего дня будет :

Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать, для того чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.

Дж. Бруно ( слайд)

( слайд), план ( слайд)

2.Практическая значимость изучаемого материала.

План.

1. Эмпиризм и рационализм в философии.

2. Концепция субстанции в философии.

3. Философия Просвещения.

4. Классическая немецкая философия.

В духовный мир человека 17-18вв. проникают идеи прогресса.

В Новое время развитие техники и естествознания требовало освобождения от оков религии. (слайд)

Центральной проблемой философии становится Познание, а его отношение к изучаемым материальным предметам – стержнем новых философских проблем. Философия начинает развиваться в диалоге с разными науками, формируются новые философские дисциплины, такие как антропология, история философии, методология, Гносеология. ( слайд)

Появляются новые философские концепции – Рационализм – главным источником знания считаются идеи, т. е. мысли и понятия.

Другая концепция – Философский эмпиризм. Его представители утверждали, что все знания возникают из опыта и наблюдений.

Их называют универсальными методами познания. (слайд)

1.

¶ Философом, который положил начало философии Нового времени был английский мыслитель Френсис Бэкон, философ-материалист, лорд-канцлер Англии, непримиримый враг схоластики, родоначальник опытной (экспериментальной науки), представитель эмпиризма. ( слайд)

В 18 лет приехал в Лондон без средств к существованию.

Для него главное – Индукция. ( на доске)

Считал, что познанию мира мешают предрассудки нашего ума, нашего сознания. Эти предрассудки, фикции ума, Бэкон называет идолами. Он выделял четыре типа заблуждений человеческого ума:

Идолы рода – врожденные, вытекают из естественного несовершенства человеческого разума ( человеческая сущность, желания, влечения)

Идолы театра Коренятся, по Бэкону, в современных философских школах, в навязываемых ими представлениях, суждениях, концепциях. Это слепая вера в авторитеты, ложные мнения.

По мнению Ф. Бэкона, идолы театра являются наиболее вредными, наиболее опасными.

Философия Бэкона оказала огромное влияние на современное естествознание и последующее развитие философии.

¶ Яркой фигурой в философии XVIIв. был Рене Декарт - французский философ и математик, основатель классического Рационализма. В отличие от Бэкона, обращался не к опыту, а к Разуму. Был экспериментатором и исследователем, крупнейшим ученым. Своей задачей ставил создание философии на основе математики.

Критиковал Сенсуализм.

Дуализм ( двойственность)

Сформулировал 4 правила метода - Правила истинного, достоверного познания:

- не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты ее не познал как истинную;

- разделить каждый из вопросов на необходимое количество частей, чтобы эти вопросы лучше разрешить;

- свои идеи располагать в последовательности, начиная с предметов легко познаваемых;

- в процессе логического хода мысли не совершать никаких пропусков в своих рассуждениях. ( напоминает правила выполнения Д\з)

Аксиомы- Дедукция, интуиция - предпосылки рационализма Декарта.

¶ Томас Гоббс – английский философ-материалист. Отверг дуализм Декарта.

Гоббс характеризовал свою философию как Рациональное познание. Основные принципы : Физика, Антропология, Учение о государстве.

( разумный эгоизм). Решающим средством для достижения целей человека видел власть.

- Назовите философов направления эмпиризма. ( Бэкон, Гоббс)

Рационализма ( Декарт, Спиноза, Лейбниц) – более подробно во 2 вопросе

2. Что такое субстанция? (слайд)

¶ Учение о Субстанции ( Всеобщей основы существующего, абсолютное начало) это понятие легло в основу философской системы Бенедикта Спинозы – голландский философ - рационалист, родоначальник новой философии. Проклят еврейской общиной, всю жизнь скитался.

Мысль шла от Бэкона к Декарту, от Декарта к Спинозе через промежуточные звенья.

Идеи Спинозы были открыты через 100лет после его смерти.

Субстанция вечна, бесконечна и неизменна.

Философия пропитана мистицизмом.

Его философская система – яркий пример концентрации философских вопросов вокруг проблемы человека, человеческих эмоций, человеческого счастья.

¶ Учения о субстанции как формы учения о бытии придерживался Готфрид Лейбниц – немецкий философ – рационалист. Наряду с Ньютоном, ему принадлежит заслуга разработки методов исчисления бесконечно малых величин, методов дифференциального и интегрального исчисления.

Суть его философских построений – теория монад как духовных субстанций Вселенной и теории познания. Всякая отдельная монада есть и душа и тело. Высшая монада – Бог. Монадология – гармония, вечное самодвижение.

Значительные изменения в научной и философской картине мире произошли в эпоху Просвещения и Немецкой классической философии.

3. (слайд)

Эпоха Просвещения 18в. явилась важным поворотным пунктом в духовном развитии человечества. Это логическое продолжение духовных ценностей, передовой мысли стран Европы 17вв.

¶Джон Локк – представитель английского Просвещения. Его идеи получили четкое, ясное изложение.

Вслед за Бэконом разрабатывал эмпирическую линию в философии. Центральный вопрос его философии – Как далеко простирается познавательная способность человека?

Выработал 4 истины:

- Что есть человек

- Что я должен знать как человек

- Что я должен делать как человек

- На что я должен надеяться

Подобно тому, как тело является в мир совершенно нагим, так и душа совершенна чиста.

« Наше сознание – чистый лист бумаги, точнее чистая доска

Основатель Сенсуализма (Sensus – чувство). Продолжатели - Джонатан Беркли и Дэвид Юм.

¶ Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций – французские материалисты.

Создали развернутое учение о природе, о материи и движении как предмете философии. Перед философией была поставлена задача исследовать, опираясь на данные всех областей научного знания, общие законы, по которым развивается мир.

¶ К выдающимся мыслителям философии Просвещения относятся:

Руссо – обращал свои вопросы на свободу и равенство, проявлял интерес к частной собственности, отстаивал идеал демократического государства.

Более подробно этот вопрос Вы рассмотрите самостоятельно.

4. (слайд)

Чрезвычайно важный этап в истории мировой философской мысли – немецкая классическая философия. Этот этап охватывает более чем столетие – от последней трети 18в до последней трети 19в.

Она связана с предшествующим этапом философского развития в Европе – философией Нового времени.

Взгляды Локка, Декарта, Лейбница, Руссо оказали влияние на представителей немецкой классической философии.

Великие имена философов-немцев этого периода : Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, Людвиг Фейербах.

Несмотря на оригинальность и своеобразие этих мыслителей, немецкую философию рассматривают как единое духовное образование.

¶ И. Кант – основатель немецкой философии.

Очень уникальный человек, с большой силой воли. Всю жизнь прожил в Кеннегсберге. В 15 лет составил план и следовал ему всю жизнь ( сверяли часы).

¶ романтики иенской школы – Фихте, Шеллинг, Гегель подвергали пересмотру кантовское понятие.

Этот вопрос Вы также разберете самостоятельно.

6. Закрепление новых знаний методом опроса ( групповая работа) после изложения материала.

Распределение по группам ( пересадка, распределение номеров) ( слайд)

Внимательно прочтите правило. (слайд)

На столах у Вас портреты философов, цитаты, тезисы из основных направлений литературы.

Выполните задания :

1. Соотнесите данные портреты философов с направлениями, согласно Вашей группе ( рационализмом, эмпиризмом, сенсуализмом, философией Просвещения, Немецкой классической философией).

2. К найденным философам выберите из приведенного списка их высказывания и цитаты.

3. Подберите к философам тезисы из основных направлений литературы.

4. Проанализируйте, сделайте вывод и сообщите.

Обратите внимание! В каждом из заданий зашифрованы буквы, если вы правильно, по порядку все выполните, Вы получите слово, соответствующее направлениям литературы.

Подсказка – жанры литературы.

Заполните его в квадраты.

Время – 10минут.

1-рационализм, Декарт, Спиноза, Лейбниц, классицизм – Трагедия

2-эмпиризм, Гоббс, Бэкон, реализм - Повесть

3-сенсуализм, Локк, Беркли, Юм, сентиментализм – Проза

4-Просвещение, Дидро, Вольтер, Руссо, натурализм – Роман

5-Немецкая, Фейербах, Фихте, Гегель, Кант, Шеллинг, романтизм –Лирика

7. Подведение итогов занятия.

1.Обобщение изложенного материала.

- С какими новыми философскими направлениями Вы сегодня познакомились?

2. Заключительная беседа.

- Как называется философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей? (Рационализм)

- Дуалистическая философия характерна для? ( Декарта)

- все знание человека основывается на опыте - основное утверждение?

- Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт – ( сенсуализм)

- Основным методом научного познания по мнению Бэкона должна стать –

- Философ, взявший за основу бытия так называемые монады – ( Лейбниц)

- Какая страна была центром европейского Просвещения ( Франция)

- Кто явился основоположником немецкой классической философии?

8. Выдача заданий для самостоятельной работы. Домашнее задание.

Д\З - Выучить основные направления, терминологию, знать представителей этих направлений.

- Подобрать цитаты, интересные факты из биографии философов этого периода.

Объяснение заданий для самостоятельной работы

1) Выписать особенности формирования философии Просвещения во Франции 18в. и ответить на вопросы:

- Кто из французских философов 18в. подробно развивал мысль о неуничтожимости материи? ( Дидро)

- Какими существенными свойствами должна обладать материя по мнению французских материалистов? ( Протяженность тела, его подвижность, делимость, твердость, тяжесть, силу инерции).

- В чем главная заслуга Вольтера? ( Борьба с церковью).

- К чему призывал Руссо? (к свободе).

- Какая теория явилась важным элементом взглядов Руссо и в чем раскрывается ее идея? (теория общественного договора, идея о естественном происхождении государства).

- На какие два периода делится все творчество Канта? ( докритический, критический)

- Каким вопросам уделял Кант в первый период? ( естествознания и философии природы).

- Объясните понятия, согласно учению Канта : феномены, наумены, трансцендентальный субъект, априорный и апостериорный.

- Какие три идеи по мнению Канта образует разум? 9 о душе, о мире, о Боге).

- Как рассматривал Кант понимание сущности нравственности ( регулятор поведения, добрая воля, моральный закон, долг, Максима, категорический императив)

Технологическая карта урока по основам философии по теме

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

Специальность: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Группа: ТОРАТ 15

Методическая разработка представлена виде технологической карты урока. Это удобная форма планирования, которая позволяет учебный материал систематизировать и алгоритмизировать.

Для разработки технологической карты использовала следующие источники:

Основные источники:

Основные источники:

2.Горелов А.А. Основы философии. / А.А. Горелов - М.: Академия, 2015, 256 с.

Дополнительные источники:

1.Нижников С.А. Философия. Курс лекций. / С.А.Нижников. - М.: Экзамен, 2009, 396 с.

5. Философия: конспект лекций /А.М.Руденко.- Ростов/Д: Феникс, 2016, с.252.

Интернет-источники:

– дидактические:охарактеризовать значение и особенности философии Нового времени; познакомить с основными направлениями и выдающимися мыслителями этого периода; закрепить философские понятия и термины;

– развивающие:продолжить формированиенавыков логического и образного мышления, умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы; умения чётко и грамотно излагать свои мысли; аргументировано защищать собственную точку зрения; развивать навыки самостоятельной работы;

–воспитательные: содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры; воспитанию гражданственности, патриотизма, ответственности, интереса к истории и духовной культуре человечества.

Вид учебного занятия: лекция с элементами беседы.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы обучения: объяснение, беседа, элементы проблемного обучения, самостоятельная работа, работа с раздаточным материалом, демонстрация.

Междисциплинарные связи: история, литература, русский язык и культура речи.

Средства обучения: учебники и учебные пособия; наглядные средства обучения (изобразительные и текстовые); мультимедийные средства (презентации).

Развивающая цель: развивать умения анализировать информацию и делать выводы.

Воспитательная цель: воспитывать уважительное отношение к достижениям философской мысли эпохи Нового времени.

Наглядные пособия: учебник, фотоматериал.

Вид: Практическое занятие № 6 (семинар)

В рамках материала лекции мы в двух словах обсудили характерные черты немецкой классической философии, перечислили представителей. Сегодня мы конкретизируем философские воззрения представителей, остановимся на некоторых аспектах их философии. Вы получили домашнее задание по следующему плану.

3. Работа по теме материала.

  1. Исторические условия возникновения и основные черты немецкой классической философии.
  2. Философские взгляды И.Канта
  3. Философская система Г.Гегеля
  4. Антропологический материализм Л.Фейербаха

Приступая к ответу на первого вопроса, студенты должны раскрыть особенности конкретно-исторической ситуации в Германии конца XVIII в., породившей столь необычный феномен – классическую немецкую философию. Отвечающие должны коснуться и ее теоретических источников, главными из которых были рационализм и эмпиризм философии Нового времени, проблема соотношения разумного и неразумного в философии Просвещения и рассудочность романтизма. Приходится считаться с тем обстоятельством, что синтез этого явления в мировой философии весьма сложен, а философская система каждого из классиков имеет свои особенности. Тем не менее, среди основных черт немецкой классической философии можно выделить культ разума, принцип историзма, особое внимание к проблеме различения подлинного и неподлинного бытия, идее развития, бытию человека в мире культуры.

Во втором вопросе основной упор студенты должны были сделать на выяснении отношения Канта к возможностям и способам познания окружающего мира, этики и понимания свободы индивида.

Отвечая на третий вопрос, упор делали на изучение системы Г. Гегеля (развитие Абсолютной Идеи) решении им проблемы человека, развитие диалектики, суть концепции прогресса исторического развития и гражданского общества.

Чтобы составить ответ на четвертый вопрос, следовало раскрыть воззрения Л. Фейербаха на человека.

Задание: в ходе семинара необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Объясните суть приведенных философских взглядов И.Канта.

  1. Мир имеет начало во времени и пространстве. Мир не имеет начало и в часе, и в пространстве.
  2. Любая сложная вещь состоит из простых частей. В мире нет ничего простого.
  3. Все в мире происходит по необходимости. Однако этого недостаточно для объяснения всех явлений. Но есть в мире действия, которые происходят без необходимости, свободно.
  4. В мире есть необходимая сущность как его причина. Нет никакой абсолютно необходимой сущности не в мире, не за пределами.

2. Докажите, что И.Кант был дуалистом .

( Вариант ответа: Отвергая Бога, как архитектора Вселенной Кант вместе с тем утверждает, что божественный дух создал необходимые условия для дальнейшего развития природы. В связи с эти он желал ограничить науку, чтобы сохранить религию.)

4.На какие члены делил Г.Гегель философские знания.

( Вариант ответа: Г.Гегель делил философские знания на три члена – логика, природа, дух).

5. Какова сущность диалектической логики Г.Гегеля?

( Вариант ответа: Логика Гегеля – это система, логическая конструкция и содержание ее развивается путем развития от абстрактного (бытие) до конкретного (идея). Это движение является движением самой объективности).

6. Не преувеличил ли Л.Фейербах роль форм общественного сознания в развитии общества ?

( Вариант ответа : Роль общественного сознания философом преувеличено. Он считает, что периоды человеческой истории отличаются друг от друга только изменениями в религии. Однако это не соответствует действительности. Христианство существует около 2 тыс. лет. А человечество прошло уже несколько периодов развития – рабовладельческий, феодальный, капиталистический, посткапиталистический. А религия не испытывала больших перемен.)

7. Какую роль материально-предметной деятельности людей, как критерия истины в процессе познания, отводит Л.Фейербаха?

Задание: Философские задачи

  1. Почему свою философию И.Кант называет трансцендентальной?

(Вариант ответа : Кант выделяет понятие трансцендентального познания, занимающегося не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priory. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией, для которой критика чистого разума должна набросать архитектонических, т.е. основанный на принципах, полный план с ручательством за полноту и надежность частей этого здания. Она представляет собой систему всех принципов чистого разума. К критике чистого разума относится все, из чего состоит трансцендентальная философия: она есть полная идея трансцендентальной философии, но еще не сама эта наука, потому что в анализ она углубляется лишь настолько, насколько это необходимо для полной оценки априорного синтетического знания.

Кант, устанавливает подразделения этой науки имея ввиду, чтобы в нее не входили понятия, заключающие в себе что-то эмпирическое, т.е. чтобы априорное знание было совершенно чистым. Поэтому хотя высшие основоположения моральности и основные понятия её суть априорные знания, те не менее они не входят в трансцендентальную философию, т.к. они не полагают, правда, в основу своих предписаний понятия удовольствия и неудовольствия, влечений и склонности и т.п., которые все имеют эмпирическое происхождение.

Таким образом, трансцендентальная философия как наука одного лишь чистого разума, т.к. все практическое, поскольку оно содержит мотивы, связано с чувствами, которые принадлежат к эмпирическим источникам познания.

Кантовские категории чистого разума сыграли большую роль в развитии не только философской мысли, но и в развитии интеллектуальной культуры вообще. Прежде всего, следует подчеркнуть, что учением об априорности чистого разума Кант положил плодотворное начало развитию категорий всей немецкой классической философии, вершина категориального аппарата которой достигнута в философии Гегеля. Сам Кант уже определил основную группу категорий философского мышления, указал на диалектическое противоречие/взаимозависимость этих категорий внутри каждой из их четырех групп. В работах Канта уже просматривается гегелевский подход к рассмотрению диалектики развития природы, мышления и общества: тезис (единичное, наличие, возможность. ) - антитеза (множественное, отсутствие, невозможность. ) - синтез (всеобщность, взаимодействие. ). Это - во-первых. А во-вторых, категории чистого рассудка положены в основу кантианской логики, сторонники которой плодотворно разрабатывают ее, кантианскую логику, и в наши дни.)

2 . В чем различие между теоретическим и практическим разумом? К какому из них И.Кант отдает первенство, и по какой причине ?

( Вариант ответа : Итак, исходный принцип философии Канта: Прежде чем начать познавать, необходимо исследовать инструмент познания, сознание человека и его возможности.

3.В чем новизна воззрений на человека Л.Фейербаха?

Предметом новой философии, считал Фейербах, должен стать человек, а сама философия — учением о человеке, или антропологией. Единство бытия и мышления для философа имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек. «Новая философия превращает человека, включая природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе физиологию, в универсальную науку.

Человек — часть природы, природное живое существо. Естествознание, в первую очередь физиология, доказывает неразрывность мышления и физиологических процессов, протекающих в мозге. Фейербах отмежевывается от взглядов вульгарных материалистов, утверждавших, будто мысль есть вещество особого рода, которое выделяется мозгом. Мысль — продукт мозга, но она нематериальна. Не желая, чтобы его отождествляли с вульгарными материалистами, Фейербах не решается называть свою философию материализмом. Разумеется, от этого материалистическая сущность его философии не исчезает.

Антропологическая философия Фейербаха исходит из природной сущности человека, который стремится к счастью, любит и страдает, нуждается в общении с себе подобными. Его свобода зависит от окружающей среды, которая либо способствует, либо препятствует проявлению его сущности. Как говорит Фейербах, птица свободна в воздухе, рыба — в воде, человек же — там, где ему ничто не препятствует реализовать естественное стремление к счастью. Фейербах говорит о человеке вообще, как о родовом существе. Такой взгляд грешит абстрактным, натуралистическим подходом к человеку, игнорирует его социальные характеристики. Как гуманист и демократ Фейербах понимал, что сословные перегородки и привилегии противоречат человеческой природе. Но как избавиться от этого зла, он не знал. Будучи далеким от политики, философ уповал главным образом на нравственность, этику.

4.За какую новую форму сознания ратует Л. Фейербах?

( Вариант ответа : Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания и именно оно создает новую форму сознания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.

Человеческие чувства качественно отличны от чувств животных. Ощущение у животных животное, у человека — человеческое, подчеркивал Фейербах. Выступая против спекулятивного, т.е. оторванного от эмпирической базы философствования, он отдает должное теоретическому мышлению, способному отобразить внутреннюю суть вещей, их закономерные связи. Истинность теоретических положений, по мнению философа, проверяется их сопоставлением с чувственными данными. Конечно, такой критерий истины нельзя признать надежным, он не является универсальным. В результате справедливой в целом критики философского идеализма Фейербах потерял то ценное, что было заключено в трудах его великих предшественников, и, прежде всего Гегеля, — диалектику, в том числе, диалектику познания.)

5. Изложите основные положения критики религии Л. Фейербаха?

( Вариант ответа : Значительное место в творчестве Фейербаха занимает критика религии. Происхождение религиозных чувств и верований он пытался объяснить с позиций антропологического материализма. Религиозные чувства порождаются не только страхом перед стихийными силами природы и обманом жрецов, как считали материалисты XVII—XVIII вв. По мнению Фейербаха, не только и не столько страх, а стремления, надежды, страдания, идеалы, свойственные природе человека, весь его эмоциональный мир в решающей степени способствуют порождению религиозных верований. Религия, таким образом, имеет реальное жизненное содержание, она не случайна, а необходима людям. Место рождения богов, считал Фейербах, в сердце человека, в его страданиях, упованиях, надеждах. В отличие от холодного рассудка сердце стремится любить и верить. В религии выражается весь человек, но превратным образом.

Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувства, но также и потому, что у него есть стремление быть Счастливым. Он верит в блаженное существо не только потому, что он имеет представление о блаженстве, но и потому, что сам хочет быть блаженным. Он верит в совершенное существо потому, что сам хочет быть совершенным. Он верит в бессмертное существо потому, что сам не желает умирать.

Фейербах выводил религиозное сознание из особенностей человеческой природы, но саму эту природу понимал не исторически, абстрактно. Отсюда и его трактовка религии носила неисторический, абстрактный характер. Натуралистический подход к человеческой сущности помешал ему увидеть социальное содержание религиозных представлений, их исторический характер.

Если религия рождается в сердце человека, то она так же неистребима, как неистребимы человеческие эмоции. Фейербах, однако, предполагал, что религиозно-фантастические представлений когда-нибудь исчезнут. Но когда? Тогда, отвечал философ, когда любовь человека к человеку станет религиозным Чувством и заменит собой традиционную религию. Человек добьется на земле того, что религия обещает на небе. Атеизм есть истинная религия, религия без Бога, религия человеческого братства и любви.

Религиозные верования и чувства основаны на отчуждение некоторых свойств человека. Ум, сила, справедливость и другие качества отрываются от своих конкретных носителей, обобщаются и многократно умножаются. Тогда они приписываются фантастическим существам — персонажам многочисленных религий. Если бы у птиц была религия, говорил Фейербах, то их 6оги представлялись бы могучими птицами. Человек же создает богов по своему образу и подобную, отчуждая от себя и приписывая им свои лучшие качества, но в фантастическом и гипертрофированном виде. Надо покончить с этим процессом отчуждения, вернуть человеку отнятые у него качества, свести религиозные верования к их земной, реальной основе.)

6. В чем проявляется диалектических характер Гегелевской философии?

( Вариант ответа : Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории и познания. До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т.е. формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного мышления, Гегель ставит перед логической наукой задачу исследовать наиболее общие закономерности развития познания.

Гегелевская постановка вопроса о диалектической логике носит идеалистический характер, поскольку Гегель отождествляет законы природы с законами логики, мышления. Нельзя согласиться с гегелевским пониманием объективности форм мышления, но оно содержит в себе глубокую догадку о том, что различные формы мышления по самой своей структуре аналогичны отношениям и процессам, имевшим место в объективной действительности.

Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что к ней следует отнести и то, что отличает явления друг от друга, и то, что одинаково, тождественно в них. Но в противоположность метафизике Гегель утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно друг от друга, а представляют собой противоположные, друг с другом связанные моменты сущности. Говоря о тождестве, мы имеем в виду различия, говоря о различии, предполагаем тождество.

Гегель противопоставляет метафизическому представлению об абстрактном, исключающим различия тождестве диалектическое представление о конкретном тождестве, содержащем в себе различия. Понятие абстрактного тождества предполагает существование неизменных, всегда одинаковых вещей. Понятие конкретного тождеств, напротив, указывает на то, что каждое явление изменяется, т.е. не остается с мим собой, всегда одинаковым, а переходит в другое, содержит в себе это другое как противоположность, отрицание, зародыш будущего.

1.Согласны ли вы с Фейербахом? Почему?

2. В чем заключается достоинство, а в чем ограниченность воззрений Фейербаха на религиозную веру?

2. Достоинство Фейербаха в воззрении на религиозную веру заключается в том, что он критикует абсолютизацию иррационального познания окружающего мира. На этом пути, пути фанатичной и слепой веры, человек и общество могут забрести в тупик и деградировать ими можно манипулировать в своих целях, используя веру в качестве манипулятора.

Недостаток в том, что при всей его критике религии, он абсолютизирует другую крайность: рациональность, экспериментальную форму познания окружающего мира. Используя такой подход, также можно зайти в тупик, постоянно разделяя мир на составные части.)

Сегодня на занятии мы систематизировали знания по классической немецкой философии. Философы Германии использую достижения Италии, Франции, Англии создали сформировали своеобразный взгляд на развитие общества, теорию познания, роль человека во Вселенной.

Урок 5 План 1. Основные черты философии Нового времени. 2. Основные проблемы философии XVII века. 3. Философия эпохи.

Похожие презентации

Презентация на тему: " Философия Нового времени." — Транскрипт:

1 Урок 5 Тема урока: Философия Нового времени

2 План 1. Основные черты философии Нового времени. 2. Основные проблемы философии XVII века. 3. Философия эпохи Просвещения. 4. Немецкая классическая философия.

3 Эпоха Нового времени Хронологические рамки Нового времени XVII – XIX вв. XVII век Зарождение капиталистических отношений

4 Основные черты философии Нового времени Эмпиризм – опора на опыт Рационализм – опора на разум Высокая роль науки – наука как способ улучшения жизни человека и общества Социальный оптимизм – вера в устройство общества на разумных началах

6 Основные идеи Ф.Бэкона Научное знание способно принести человечеству огромную пользу, значительно улучшив его жизнь Наука получает знания на основе опыта и экспериментов Индукция (метод обобщения от частного к общему) – главный способ получения новых знаний Помимо опыта в науке важен и разум

9 Основные идеи философии Р.Декарта В основании философии – разум, мышление Познание осуществляется не чувствами, а умом Метод Декарта – это дедукция, движение от общего к частному Материя и сознание – равноправные и взаимосвязан- ные начала Человек – единственное существо, состоящее из двух начал – материального и духовного

10 Механистическая научная картина мира Мир создан Богом и подчиняется законам механики Бог не вмешивается в закономерное течение событий Деизм

11 Проблема субстанции Субстанция – некое первоначало, то, что лежит в основе вещей Рене Декарт: две субстанции – материальная и духовная Бенедикт Спиноза: одна субстанция – Бог, сливающийся с природой Готфрид Лейбниц: множество субстанций (монад)

12 Философия эпохи Просвещения XVIII век Философия эпохи Просвещения Основа философии Просвещения Вера в безграничные возможности человеческого разума и в здравый смысл

14 Вольтер (Франсуа - Мари Аруэ) Один из крупнейших философов- просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, публицист, правозащитник, основоположник вольтерьянства (свободомыслия). Остроумно критиковал религиозные предрассудки с позиций разума. Выступал как ярый сторонник свободы слова и мнения.

15 Жан-Жак Руссо Французский философ, писатель, композитор. Поддерживал теорию общественного договора, объясняющего возникновение государственной власти.

17 Периоды творчества И.Канта Период Хронологичес кие рамки Основные проблемы Докритичес- кий период До 1770 г. Вопросы наук о природе Критичес- кий период После 1770 г. Философские вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

20 Религия Бог – понятие запредельное, поэтому его существование не может быть логически доказано Моральное поведение подразумевает вознаграждение. Поэтому справедливость требует того, чтобы бог существовал

22 Основополагающее понятие философии Гегеля Абсолютная идея Понятие абсолютной идеи схоже с понятием бога Абсолютная идея не обладает сознанием, личностью, обретает их только через человека Абсолютная идея творит из себя природу, а затем человечество Через деятельность человека идея познаёт себя

23 Субъективный дух -личность -сознание -душа Объективный дух - право -мораль - нравственность Абсолютный дух - философия -религия -искусство Развитие духовной культуры (по Гегелю)

24 Гегель – отец диалектики Георг Гегель сформулировал основные понятия и законы диалектики – учения о развитии и изменении

25 Марксизм Карл Маркс Фридрих Энгельс

Урок 5 Тема урока: Философия Нового времени


Урок 5 Тема урока: Философия Нового времени


План Основные черты философии Нового времени. Основные проблемы философии XVII века. Философия эпохи Просвещения. Немецкая классическая философия.


Эпоха Нового времени Хронологические рамки Нового времени XVII – XIX вв. XVII век Зарождение капиталистических отношений


Механистическая научная картина мира Мир создан Богом и подчиняется законам механики Бог не вмешивается в закономерное течение событий Деизм


Проблема субстанции Субстанция – некое первоначало, то, что лежит в основе вещей Рене Декарт: две субстанции – материальная и духовная Бенедикт Спиноза: одна субстанция – Бог, сливающийся с природой Готфрид Лейбниц: множество субстанций (монад)


Философия эпохи Просвещения XVIII век Философия эпохи Просвещения Основа философии Просвещения Вера в безграничные возможности человеческого разума и в здравый смысл


Вольтер (Франсуа - Мари Аруэ) 1694-1778 Один из крупнейших философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, публицист, правозащитник, основоположник вольтерьянства (свободомыслия). Остроумно критиковал религиозные предрассудки с позиций разума. Выступал как ярый сторонник свободы слова и мнения.


Жан-Жак Руссо 1712-1778 Французский философ, писатель, композитор. Поддерживал теорию общественного договора, объясняющего возникновение государственной власти.


Периоды творчества И.Канта


Религия Бог – понятие запредельное, поэтому его существование не может быть логически доказано Моральное поведение подразумевает вознаграждение. Поэтому справедливость требует того, чтобы бог существовал


Основополагающее понятие философии Гегеля Абсолютная идея Понятие абсолютной идеи схоже с понятием бога Абсолютная идея не обладает сознанием, личностью, обретает их только через человека Абсолютная идея творит из себя природу, а затем человечество Через деятельность человека идея познаёт себя


Субъективный дух личность сознание душа Объективный дух -право мораль нравственность Абсолютный дух -философия -религия -искусство Развитие духовной культуры (по Гегелю)


Гегель – отец диалектики Георг Гегель сформулировал основные понятия и законы диалектики – учения о развитии и изменении

Читайте также: