План урока ферзь против ладьи и слона

Обновлено: 03.07.2024

Ферзь - преданный защитник и помощник Короля, поэтому стоит всегда рядом с ним на поле своего цвета. В Англии и Испании у него другое название - Королева. (Демонстрирует две фигуры белого и черного цвета).

- Отыщите ферзя на шахматной доске, сравните с Королем, найдите отличия. В каждом войске по одному Ферзю.

САМЫЙ СИЛЬНЫЙ – ЭТО ФЕРЗЬ,

НА НЕГО ТЫ ЗРЯ НЕ ДЕЗЬ.

ОН БЬЕТ ПО МНОГИМ КЛЕТКАМ,

СТРЕМИТЕЛЬНО И МЕТКО.

Шахматный Ферзь – фигура ростом вышла чуть меньше короля. А еще у него на голове есть небольшая круглая шапочка (корона). На демонстрационной шахматной доске у ферзя Вы увидите красивую корону с пятью остроконечными

Ферзь выбирает свой собственный цвет —

белый на белом квадрате стоит,

чёрному чёрный удачу сулит.

Есть свой квадрат у любого ферзя,

путать ферзей с королями нельзя!

Ферзь может передвигаться, как две фигуры сразу: ладья и слон–по горизонталям и вертикалям и по диагоналям. Ферзь оценивается в 9 очков, т.к. он один соединяет в себе свойства сразу двух фигур: ладьи и слона. Поэтому сегодня Ферзь будет сражаться против других фигур.

Последовательность выбора хода:

1. Смотрим, нельзя ли побить фигуру противника.

2. Выясняем, нельзя ли сделать фигурой такой ход, после которого противник не сможет сделать своей фигурой ни одного хорошего хода (при любом ходе фигуру он потеряет, то есть мы ограничиваем подвижность неприятельской фигуры).

3. Определяем, не ставим ли мы свою фигуру под бой.

Закрепление. Выполняем задания №1 и №2

Ферзь против ладьи и слона.

Ferz_protiv_ladi_i_slona.jpg

3.Физминутка

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Семь – желаем знаний новых всем!

Восемь – быть внимательными просим.

-Подведем итоги нашего путешествия по шахматному королевству.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; высказываться в устной форме о значении шахмат в жизни человека; осуществлять поиск существенной информации
(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; оценивать результаты своей деятельности.

научить ориентироваться на шахматной доске, познакомить с начальной позицией, научить быстро и без ошибок расставлять фигуры перед шахматной партией, учить видеть местоположение шахматных фигур.

- дополнительные

шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в паре.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные и метапредметные УУД

I Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.)

- обеспечение мотивации и организация внимания учащихся.

Сегодняшнее занятие хочется начать со срок стихотворения Фёдора Глинки. Наука

Как в шахматы играть, так в свете должно жить:

И чтоб хождение твоё в нём было прочно,

Смотри, чтоб с умыслом – и даже не нарочно –

На клеточку чужую не ступить.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок

Начнём скорей урок.

- Улыбнулись друг другу, теперь я ловлю ваши улыбочки.

Мы сегодня вместе с вами

Держим путь в чудо-страну.

Что с собой нам взять? Желанье

И терпения чуть-чуть

Шахматы - игры названье,

В шахматы мы держим путь!

- Ну, что ж, в путь!

Пожелание успеха друг другу и учителю.

Положительное отношение к школе (Личностные УУД)

Актуализация знаний.

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по удивительной шахматной стране. Но вначале я хочу проверить, хорошо ли вы запомнили, где мы путешествовали и что нового узнали?

Ребята, а сколько полей в самых коротких диагоналей? (2)

-Сколько полей в больших диагоналях? (8)

-Сколько на доске больших диагоналей? (2)

-Сколько на доске самых коротких диагоналей? (4)

-Бывают ли черно-белые диагонали? (нет)

-Сколько полей в центре?

-Какую форму имеет центр?

-Сколько белых (черных) полей в центре?

-Какие шахматные фигуры вы знаете?

Высказывания детей.

Информация для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций (Познавательные УУД).

III. Выявления причин затруднения и

целеполагание к учебной деятельности

-возникноверие проблемной ситуации;

-организовать формулирование темы урока учащимися;

-организовать постановку цели урока учащимися.

Ребята, вот мы с вами уже знакомы терминами, используемыми в шахматах: поле, центр доски, горизонталь, вертикаль, диагональ. Познакомились с названием шахматных фигур.

А где же эти фигуры должны располагаться на шахматной доске. Может быть в любой позиции? Как вы думаете?

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того что еще не известно (Регулятивные УУД).

Самомостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (Познавтельные УУД)

Ребята, а как происходит вбрасывание в хоккее или подача в теннисе?

Все шахматные партии тоже начинаются с одной и той же позиции.

Все 16 белых фигур и 16 чёрных должны занять исходные места перед началом шахматного сражения.

Самое первое, с чего партия начинается - это расстановка фигур на доске. У каждой из них есть свое место.

Доску во время игры ставят так, чтобы ближнее правое угловое поле было белым. Для белых фигур это поле h1, а для черных - а8.

У каждого игрока есть по одному комплекту фигур черного или белого цвета. В комплект входят: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Белые фигуры занимают первый и второй горизонтальные ряды, чёрные — седьмой и восьмой. Основные фигуры располагаются на крайних горизонталях.

Расстановку шахматных фигур на доске запомнить нетрудно:
Прежде чем игру начать,
Много правил надо знать!
Знай, что справа от тебя
Клетка белой быть должна.
Приготовь всё для игры:
По краям поставь ладьи
Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два
Для ферзя и короля.
Пешки – смелые натуры,
Прикрывают все фигуры.
Заняли свои места,
Начинается игра!

Начальная позиция фигур на шахматной доске такова:


Ребята, существует правило: ферзь любит свой цвет, белый ферзь располагается на поле белого цвета (белому королю достается черное поле), черный ферзь – на черном поле (черный король – на белом). (Это правило дети легко усваивают.)

Расстановка фигур на доске называется позицией, или положением.

Правая сторона доски (считая от играющего белыми) называется королевским флангом (независимо от того, где в дальнейшем будут находиться белый или черный короли). Левая сторона доски (считая от играющего белыми) называется ферзевым флангом (независимо от того, где в дальнейшем очутятся белый или черный ферзи). Четыре поля в середине доски называется центром. Обычно в центре и на смежных полях, очерченных на доске пунктиром, завязывается борьба в начале партии.

Занятие по шахматам

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребенка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Республиканский семинар учителей

общеобразовательных учреждений по теме:

«Интеграция общего и дополнительного образования

План-конспект открытого урока

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Очкина Ольга Алексеевна

Нижнекамск, март 2011 года

Повторить и закрепить знания детей об изученных шахматных фигурах, движении фигур (конь, ладья, слон, ферзь). Закрепить знание хода пешки, взятие, превращение пешки, взятие на проходе.

Учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Развивать умение работать в парах.

Вырабатывать выдержку, настойчивость, уверенность в своих силах, спокойствие. Воспитывать любовь и уважение к игре, уважение друг к другу.

мультимедийная презентация (см.Приложение)

шахматная демонстрационная доска

шахматы у детей

- Сегодня мы снова отправляемся в путешествие по стране, догадайтесь какой:

Зовётся мудрою страной двухцветная страна,

Ведётся в ней упорный бой, двухцветная война.

Там обе армии смелы, борьбой увлечены.

В одной из них бойцы белы, в другой бойцы черны.

Но разве цвет всего важней?

Тот, кто решительней, умней -

Вот там закон, какой!

- Какая же страна нас ждет? (шахматная страна) Нас встречает Загадай.

hello_html_11c4dcc0.jpg

-Сегодня он будет нашим экскурсоводом по шахматной стране. А раз он загадай, то будет задавать разные вопросы. А вы не ленитесь, внимательно слушайте и правильно отвечайте.

II . Повторение пройденного.

- Сколько жителей живет в шахматной стране? (32)

- Неужели нам придется обойти все 32 дома? (нет, не 32, а только 6, т.к. различных фигур только 6)

1. Ладья.

- Отгадайте, какая фигура ходит по шахматной доске такими путями? (ладья)

hello_html_m5b604b58.jpg

hello_html_m10606135.jpg

- На каком поле может находиться черная ладья в начале игры?

А) a 1 В) h 8 Г) c 8 Д) d 5

hello_html_m44708544.jpg

-Какая фигура передвигается по шахматной доске следующими дорожками? (слон)

hello_html_1a9dda85.jpg

hello_html_2d855b24.jpg

- На каком поле может находиться белый слон в начале игры? ( f 1)

hello_html_m345c5cf1.jpg

3. Ферзь.

- Какая фигура является таким виртуозом, совершая такие разные ходы? (ферзь)

hello_html_m28a2acc4.jpg

hello_html_40b0b59c.jpg

- Сколько ферзей в начале игры? (2)

hello_html_58e9dc5f.jpg

- На каком поле может находится белый ферзь в начале игры? ( d 1)

hello_html_m5f1645f0.jpg

- Ход какой фигуры напоминает одну из букв? (коня)

hello_html_m496f1230.jpg

hello_html_699de882.jpg

- Конь стоит на поле а6. На какое поле он может перебраться? (с5)

hello_html_31e1375.jpg

hello_html_17dbb22b.jpg

hello_html_4e6dcaf8.jpg

И можешь ты узнать сейчас,

Листай листы, не мешкай!

Что приключилось как-то раз

С отважной белой (пешкой)

Когда друзья стеной стоят,

Попробуй Пешку съешь-ка!

Плечо к плечу сомкнул отряд,

И браво смотрит (пешка).

- Почему про пешку говорят, как про отряд? (их 8, выстроились в ряд)

- На какой горизонтали стоят пешки в начальном положении? (2 и 7)

hello_html_mffda172.jpg

- Чем отличается ход пешки от всех остальных фигур? (ходит только вперед)

- А чем еще очень интересным отличается пешка от остальных фигур? (взятие по диагонали, взятие на проходе).

hello_html_5abee0ff.jpg

hello_html_9245ce6.jpg

hello_html_48f9f037.jpg

hello_html_8c75b93.jpg

hello_html_345e1816.jpg

hello_html_5bf6389a.jpg

hello_html_733d4ada.jpg

III . Дидактические задания.

Атака неприятельской фигуры.

hello_html_568f6150.jpg

hello_html_m1f53b99a.jpg

hello_html_m1f53b99a.jpg

hello_html_m1f53b99a.jpg

hello_html_76304392.jpg

hello_html_2de44513.jpg

hello_html_m76419528.jpg

hello_html_1b98c4e9.jpg

hello_html_m805dd76.jpg

hello_html_m73e9561a.jpg

hello_html_m1d53753e.jpg

hello_html_5b110282.jpg

hello_html_m5070eb69.jpg

IV . Итог урока.

(использовать сигнальные карточки зеленого - да и красного - нет цвета)

- Проведем небольшой блиц-опрос, чтобы выяснить, насколько хорошо вы запомнили правила пешки.

1. Может ли пешка попасть на белое поле? На черное поле? (да)

2. Ходит ли пешка по горизонтали? (нет)

3. Ходит ли пешка по вертикали? (да)

4. Бьет ли пешка по горизонтали? Вертикали? (нет)

5. Бьет ли пешка по диагонали? (да)

6. Может ли пешка перепрыгнуть через одно поле? (да)

7. Может ли пешка перепрыгнуть через два поля? (нет)

8. Может ли пешка брать на проходе слона? (нет)

9. Может ли черная пешка бить на проходе белую пешку? (да)

10. Если пьешь на проходе неприятельскую пешку, то твоя пешка встанет на поле, которое занимала неприятельская пешка? (нет)

11. Превращается ли пешка в короля? (нет)

12. Превращается ли пешка в коня? Слона? Ладью? (да)

- Пройдя по клеткам так, как бьет пешка, начиная с коричневой клетки, прочитайте выражение, записанное на клетках.

hello_html_5206d8ca.jpg

hello_html_6d545935.jpg

- Молодцы! А в конце урока я хочу вам пожелать никогда не становиться пешкой в чьей-то игре, а стать в жизни самостоятельными людьми, как шахматная пешка стремится стать ферзем.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 217 человек из 54 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 735 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.10.2017 6035
  • DOCX 11 мбайт
  • 140 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Очкина Ольга Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: