План урока электронные таблицы 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Межпредметные связи: информатика и математика.

  • компьютеры с операционной системой MS Windows;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • табличный процессор Microsoft Excel;
  • презентация, подготовленная в PowerPoint;
  • раздаточный материал (для каждого ученика): рабочая тетрадь (Приложение 4), технологическая карта, лабораторная работа.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Проверка усвоения изученного материала

Вопросы:

– Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием?
– Какие таблицы называются вычислительными?
– В таблицах какого типа можно проводить вычисления?

– Мы уже говорили о том, что часто при работе с документами в офисе приходится сталкиваться с таблицами. Изучая Word, мы рассматривали вопрос работы с таблицами. Но назвать Word редактором, идеально приспособленным для работы с таблицами, нельзя. Он не позволяет производить расширенную сортировку, устанавливать связи между ячейками и многое другое, необходимое при работе с числовыми табличными данными). Для этой цели служит специальный редактор, предназначенный для работы с табличной информацией – программа электронная таблица Excel.

Посмотрите на свою парту. Каждый из вас получил вот такой листок. (Демон­стрируется индивидуальная тетрадь для заданий). Это на сегодняшний день ваша рабочая тетра­дь. Здесь мы будем делать записи в течение урока.

3. Изучение нового материала

Из истории: Первая электронная таблица Vizicalc (визуальный компьютер) была создана в 1979 г. Д. Бриклином и Р. Фреэнкстоном, которые на компьютере Apple II создали первую программу электронных таблиц и она получила название VisiCalc от Visible Calculator (наглядный калькулятор). Основная идея программы заключалась в том, чтобы в одни ячейки помещать числа, а в других задавать закон их математического преобразования.
Первыми кто стал применять ЭТ, были экономисты, которые с восторгом приняли это новшество.
Главное назначение ЭТ – выполнять различные расчёты. ЭТ позволяют автоматизировать труд некоторых специалистов: экономистов, бухгалтеров, работников отделов кадров, инженеров, продавцов, т.е. тех, кому приходится работать с таблицами и различными вычислительными расчётами.
Мы сегодня будем знакомиться с ЭТ Microsoft EXСEL.

Именно для работы с числовой информацией используют специальную программу, называемую электронной таблицей либо табличным процессором. В пакете прикладных программ Offiсe табличный процессор называется Microsoft Exсel. Разработаны различные версии данных программ, но основные приёмы работы остаются неизменными.

Электронная таблица – это программа для обработки и хранения числовых данных.

Самым распространенным среди пользователей является табличный процессор Microsoft Excel. Документ, созданный в электронной таблице, называется рабочей книгой. Каждая книга состоит из рабочих листов. Каждый лист состоит из 65 536 строк и 256 столбцов. Строки нумеруются целыми числами, а столбцы – буквами латинского алфавита. На пересечении столбца и строки располагается – ячейка.

  • С помощью главного меню (Пуск – Программы – Microsoft Office – Microsoft Office Exсel)
  • С помощью контекстного меню (Правый щелчок – Создать – Лист Microsoft Office Exсel

Структура окна Microsoft Excel

Выполните задание №3 в вашей индивидуальной тетради (Приложение 4)

Рабочая книга и рабочие листы

При запуске программы Excel открывается окно, содержащее новую рабочую книгу.
Рабочая книга – создаваемый и сохраняемый документ
Рабочая книга состоит из рабочих листов
Рабочий лист состоит из 256 столбцов (от А до IV) и 65 536 строк. Каждая ячейка имеет собственный адрес.
Ниже строки формул находится заголовок столбца (с обозначениями–номерами A, B, C, …), а в левой части экрана – заголовок строки (с номерами 1, 2, 3, …).

Основные элементы окна и основные понятия редактора Excel (строки, столбцы, ячейки)

Каждое пересечение строки и столбца образует ячейку, в которую можно вводить данные (текст, число или формулы). Каждая ячейка имеет имя, составленное из буквенного имени столбца и номера строки.
Адрес – имя ячейки

  • Диапазон представляет собой прямоугольную область смежных ячеек. Диапазон может состоять из двух и более ячеек, строк, столбцов.
  • Адрес диапазона состоит из координат противоположных углов (начальной (верхней левой) и конечной (нижней правой) точки диапазона), разделенных двоеточием. Например: A8:D12.

Табличный курсор – выделенный прямоугольник
Текущая (активная) ячейка – ячейка, в которую в данный момент помещён табличный курсор.
В каждый момент времени текущей может быть только одна ячейка.

Выполните задание №6 в вашей индивидуальной тетради (Приложение 4)

Электронная таблица в Excel состоит из листов, как книга. В каждом файле может размещаться от 1 до 255 рабочих листов. На экране виден только один лист . Строка с ярлычками листов позволяет вам переходить от одного рабочего листа к другому в пределах рабочей книги. Щелкая кнопкой мыши на ярлычках листов, можно перейти к другому листу

Алгоритм создания формул

Выполните задание №5 в вашей индивидуальной тетради (Приложение 4)

  • СУММ – вычисление суммы
  • СРЗНАЧ – вычисление среднего арифметического значения
  • МАКС, МИН – нахождение наибольшего и наименьшего значения

Показать решение задач в электронной таблице: Приложение 1
Заполнить ячейки B7 и C7, используя встроенную функцию СУММ Приложение 2
Вычислить сумму A3:C3, используя встроенную функцию СУММ и при помощи приёма автозаполнения заполнить ячейки D4:D7)
В ячейке D9 вычислить среднее значение диапазона D3:D7 (использовать встроенную функцию СРЗНАЧ)
В ячейке D11 найти наибольшее число диапазона A3:A7 (использовать функцию МАКС)
В ячейке D12 найти наименьшее число диапазона B3:B7 (использовать функцию МИН)
Приложение 1
Используя приём ввода формул произвести вычисления в ячейке D3 и заполнить диапазон D3:D6

4. Закрепление нового материала

– Что такое электронные таблицы?
– Из чего состоит электронная таблица?
– Что такое рабочая книга?
– Как именуются ячейки?
– Какая ячейка называется активной?
– Какие типы данных могут храниться в ячейках?
– Как ввести формулу?

5. Рефлексия

– Сегодня на уроке вы открыли новые возможности ЭТ, научились вводить текст, формулу и число в ячейку.
Я надеюсь, что начатая сегодня работа пригодится в вашей будущей профессии. Свои отметки за урок вы увидите в ваших индивидуальных тетрадях.

6. Домашнее задание:

П. 2.8
Рабочая тетрадь: № 42, 43 (с. 59)
Подготовить в тетради таблицу к заданию №4 практической работы №8

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширение представлений учащихся о табличных информационных моделях, закрепление навыков работы с электронными таблицами.

Задачи:

Образовательная: расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, закрепить навыки работы с электронными таблицами. Развивающая: развитие внимания. Воспитательная: воспитание интереса к предмету

РАБОТА С ЭЛЕКТРОННЫМИ ТАБЛИЦАМИ (УМК Босова Л.Л.)

Цель урока: расширение представлений учащихся о табличных информационных моделях, закрепление навыков работы с электронными таблицами.

Образовательная: расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, закрепить навыки работы с электронными таблицами. Развивающая: развитие внимания. Воспитательная: воспитание интереса к предмету

Организационный момент

Актуализация знаний

Для чего предназначена электронная таблица? (ЭТ предназначена для обработки преимущественно числовых данных, структурированных с помощью таблицы)

Что из себя представляет электронная таблица? (Она представлена в виде совокупности нумерованных строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов)

Как задается имя ячейки? (Обозначается именем столбца и номером строки, на пересечении которых она располагается)

Какую ячейку называют активной? ( Ячейку, в которую выполняется ввод данных)

Какие действия позволяют сделать ячейку активной? (Указать на нее курсором и нажать левую клавишу мыши)

Практическая работа

С помощью электронных таблиц можно не просто автоматизировать вычисления, но и проводить эксперименты: меняя значения исходных данных и анализируя результаты вычислений можно из множества вариантов выбрать наиболее подходящий. Этот тезис находит практическое подтверждение при выполнении задания 6 практической работы 8.


Цели урока:  расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, сформировать представление о вычислительных таблицах Задачи: Образовательные:  закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, табличных информационных моделях;  изучить способы заполнения, построение и выполнения вычислений в электронных таблицах;

Содержимое разработки

Урок информатики и ИКТ в 7 классе

Вычислительные таблицы

расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, сформировать представление о вычислительных таблицах

Образовательные:

закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, табличных информационных моделях;

изучить способы заполнения, построение и выполнения вычислений в электронных таблицах;

Развивающие:

развивать аналитико-синтезирующее мышление, формировать умение наблюдать, делать выводы, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели,

сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах

Воспитательные:

воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Тип урока: комбинированный: обобщение изученного материала по теме, изучение нового понятия, формирование практических умений ​и навыков работы с прикладными программами.

Формы работы на уроке: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная практическая работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование: компьютеры, проектор, раздаточный материал для практической работы, презентация.

Программное обеспечение: прикладное программное обеспечение MS Office Excel.

Основные понятия:

табличная информационная модель,

I. Организация внимания учащихся

- Здравствуйте дорогие ребята! А вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по одному из российских городов… Этот город называют Северной Пальмирой, культурной столицей России, город, построенный при Петре первом.. город, который во все времена привлекал к себе особое внимание. Знаком ли вам этот город?

Ответы детей: Санкт – Петербург… Совершенно верно… я приглашаю вас в СП.

II. Актуализация и проверка усвоения изученного материала

Фронтальный опрос.

Смешанная информационная модель, представляющая числовые данные графически.

Любая часть окружающей действительности.

К смешанным моделям относятся таблицы, схемы, диаграммы и?

Самая удобная информационная модель для представления большого числа данных с одинаковым набором свойств.

Индивидуальный опрос.

- Что такое таблица? Что вы знаете о таблицах?

(предполагаемый ответ: Для описания ряда объектов, обладающих одинаковым набором свойств, наиболее часто используют таблицы, которые состоят из столбцов и строк. Таблицы бывают простые и сложные.)

- Какие виды простых таблиц вы знаете?

(предполагаемый ответ: простые таблицы бывают двух типов: объекты-свойства и объекты – объекты - один )

- Какие виды сложных таблиц вам известны?

(предполагаемый ответ: сложные таблицы бывают двух типов: объекты-свойства-объекты и объекты – объекты - несколько )

Микроитог. Постановка цели урока.

Молодцы ребята! Вы достаточно быстро и очень активно справились с заданием. Вы многое знаете о таблицах и их свойствах, но это далеко не все… И мы сегодня продолжим изучать возможности информационного моделирования с помощью табличных информационных моделей.

III. Изучение нового материала

Вступительное слово.

А я Вам предлагаю сейчас обзорную экскурсию по Санкт – Петербургу.

Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпенье
Конь Великого Петра.

Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь.
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.

2. Теоретическая часть

Для того чтобы наши каникулы прошли с пользой и без потери времени, давайте обратимся к моделированию своих питерских каникул. Я предлагаю вам составить информационную модель проведения каникул в СП, определить расходы на поездку.

Как вы думаете, какой тип моделей нам поможет это сделать? (таблицы)

Мы выяснили, что таблицы - наиболее удобный способ представления информации. А чтобы в них можно было посчитать, какими эти таблицы должны быть? (они должны уметь считать, то есть быть вычислительными)

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

Ну с типом модели и теоретическим обоснованием модели мы определились, приступим к практической этапу нашего процесса моделирования.

Практическая работа.

Я предлагаю Вам посчитать с помощью электронных таблиц во сколько обойдется нам поездка в Северную столицу нашей Родины.

Работа выполняется самостоятельно с помощью учителя, согласно технологическим картам и приложениям.

Найдите общую стоимость всей поездки: введите в ячейку Е21 формулу =Е4+Е9+Е18.

Ввод формулы в электронных таблицах начинается знаком = и завершается клавишей Enter.

Формула может содержать знаки арифметических операций, ссылки на ячейки с числами или формулами, числа.

Адреса ячеек можно набирать с клавиатуры английскими буквами или ссылаться на них щелчком мыши.

3. Микро итог практической работы

- Какие результаты вы получили?

- Почему результаты у всех разные?

- Что повлияло на выбор условий?

IV. Итог урока

1. Обобщение знаний

- Что нового вы сегодня узнали об вычислительных таблицах?

- Какие таблицы можно назвать вычислительными? Найдите и прочитайте определение в опорном конспекте.

- Когда человек может использовать электронные вычислительные таблицы? (в ведении домашнего хозяйства, расчет семейного бюджета, составлении меню в ресторанах и кафе, считать вместо калькулятора примеры, вести учет коммунальных платежей и тд)

2. Рефлексия (продолжите фразы)

сегодня было интересно узнать…

мне было трудно выполнять…

V. Домашнее задание

§2.7 (стр. 75 - 78)

Ну и как в любой поездке на память о тех местах, где мы побывали, мы привозим сувениры. Чтобы о нашей поездке, пусть и виртуальной, у вас осталась память, я хочу вам подарить небольшие сувениры – календари.


-75%

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учитель информатики и математики

Коршунова Наталья Алексеевна

г. Владимир
2014

Цель: познакомить учащихся с назначением электронных таблиц, основными понятиями и простейшими приёмами работы в электронных таблицах.

Образовательные : сформировать у учащихся умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах;

Развивающие: развитие мыслительной деятельность через включением каждого учащегося в учебно-познавательный процесс.

Воспитательные: стимулирование познавательного интереса к данной теме.

Основные понятия: электронные таблицы, рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула.

Оборудование: доска, персональные компьютеры, компьютерная презентация, учебник, опорный конспект.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 229 с.

Учащиеся со звонком заходят в класс, готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

Сегодня наш урок будет выстроен по следующему плану:

Вспомним те знания, которые нам будут необходимы для изучения нового материала;

Изучим новую тему;

Закрепим эти знания и умения на практике, работая за компьютером.

Учащиеся внимательно слушают план урока, для того, чтобы знать чему они научатся на уроке.

Изучение нового материала.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема.

Главное назначение электронной таблицы - выполнять различные расчёты. Электронные таблицы позволяют автоматизировать труд некоторых специалистов: экономистов, бухгалтеров, работников отделов кадров, инженеров, продавцов, т.е. тех, кому приходится работать с таблицами и различными вычислительными расчётами (слайд 2).

Мы сегодня будем знакомиться с электронными таблицами Microsoft Exsel. Загрузка этой электронной таблицы осуществляется аналогично Microsoft Word (слайд 3).

1способ: Запуск редактора Excel с помощью главного меню (слайд 4).

2 способ: Запуск редактора Excel с помощью контекстного меню (слайд 5).

Рабочее окно Excel выглядит следующим образом (слайд 6).

На слайде показан общий вид окна редактора Excel (слайд 7).

В основном мы будем использовать панели инструментов Стандартная и Форматирование (слайд 8).

Создаваемый и сохраняемый в Excel документ называется рабочей книгой, которая в свою очередь состоит из рабочих листов (слайд 9). Запишите это в тетрадь.

Основная часть окна табличного процессора – рабочий лист, который состоит из 256 столбов и 65536 строк (слайд 10-11).

Посмотрите на доску и скажите мне, как именуются столбцы?

А как именуются строки?

Давайте посмотрим, что же у нас образуется на пересечении столбцов и строк? Кто мне может сказать?

Верно, на пересечении столбцов и строк образуются ячейки (слайд 12). Запишите в тетрадь. Каждая ячейка имеет имя. Имя состоит из буквенного имени столбца и номера строки. Так же имя ячейки иначе называют ее адресом. Посмотрите на доску (слайд 13). Запишите в тетрадь.

Приведите мне пример имени ячейки.

Расположенные подряд ячейки в строке, столбце или прямоугольнике образуют диапазон (слайд 14). Запишите в тетрадь.

При задании диапазона указывают его начальную и конечную ячейки, в прямоугольном же диапазоне – ячейки левого верхнего и правого нижнего углов. Так наибольший диапазон представляет собой вся таблица, наименьший – одна ячейка. Попробуйте привести пример.

Важным элементом электронной таблицы является табличный курсор – выделенный прямоугольник (слайд 15). Вы его можете увидеть сейчас на доске. Ячейка, которую в данный момент занимает курсор, называется активной ячейкой. Вводить и редактировать данные можно только в активной ячейке.

Как вы думаете, что мы можем помещать в ячейку? (слайд 16).

Текст нужен для оформления таблицы, в текстовой форме могут быть представлены характеристики рассматриваемых объектов. Приведите пример(слайд 17).

С помощью чисел задаются различные количественные характеристики рассматриваемых объектов. Приведите пример, связав его с предыдущим (слайд 18).

И последнее, что мы не упомянули – это формулы. Формулы являются своеобразными инструкциями, определяющими порядок вычислительных действий. Они могут содержать имена ячеек, числа, знаки операций и обращения к функциям (слайд 19). Какие арифметические операции мы можем использовать?

Как они будут обозначаться в электронных таблицах.

Покажите на доске.

Далее при решении задач мы будем использовать функции суммирования, вычисления среднего арифметического значения и т.д. (слайд 20).

Запомните, что при вычислении по формуле используется порядок операций, принятый в математике. И вы уже должны знать, что для его изменения можно применять круглые скобки.

Так важным моментом является то, что при изменении содержимого любой ячейки происходит автоматический перерасчет значений всех ячеек таблицы, в которых есть ссылки на данную.

Создание формул (слайд 21).

Учащиеся открывают тетради, записывают число, классная работа, тему занятия.

Учащиеся внимательно слушают то, что говорит им учитель, смотрят презентацию и делают необходимые пометки в тетрадь.

При возникновении вопросов задают их учителю.

Столбцы именуются латинскими буквами в алфавитном порядке.

Строки именуются сверху вниз, начиная с единицы.

При пересечении столбцов и строк образуется ячейка.

Делают необходимые записи в тетрадь.

Можно привести такой пример – А10, В122, С2 и так далее.

Несколько учащихся приводят свои примеры.

Учащиеся по очереди приводят свои примеры.

Так например – А1:А10; В2:С2; В2:Е10.

В ячейку мы можем помещать, например, текст, числа, какие-либо формулы.

Например, дом, его ширина, высота и т.д.

Один из учащихся выходит к доске и показывает, как арифметические операции будут обозначаться в электронных таблицах. При необходимости другие учащиеся поправляют учащегося у доски, дополняют.

Первичное закрепление изученного материала

Сейчас вам предстоит выполнить практическую работу.
За данную практическую работу вы получите оценки.
Открываем учебники. Работа №8, задание 1.

Если возникнут вопросы, поднимите руку, я подойду.

Приступаем к выполнению работы.

Заканчиваем работу. Садимся на свои места.

Учащиеся читают задание для самостоятельной работы.

Учащиеся приступают к ее выполнению. При возникновении проблем или вопросов учащиеся поднимают руку, и учитель помогает им решить их проблему.

Откройте дневники и запишите домашнее задание. Дома вам необходимо прочитать § 2.8.

Учащиеся открывают дневники и записывают домашнее задание.

Задают вопросы, если им что-либо не понятно.

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 229 с.

Читайте также: