План урока дзяржава хамурапі

Обновлено: 06.07.2024

- обучающие: познакомить учащихся с понятием закон, совершенствование навыков самостоятельной работы с историческими документами и понятиями.

-развивающие: развитие логического мышления, формирование умения извлекать необходимую информацию, обобщать материал, делать выводы.

-воспитательные: воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, формировать уважительное отношение к законодательству.

ВложениеРазмер
_vavilonskiy_tsar_hammurapi_i_ego_zakony.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок овладения новыми знаниями

- обучающие: познакомить учащихся с понятием закон, совершенствование навыков самостоятельной работы с историческими документами и понятиями.

-развивающие: развитие логического мышления, формирование умения извлекать необходимую информацию, обобщать материал, делать выводы.

-воспитательные: воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, формировать уважительное отношение к законодательству.

- предметные: на основе анализа законов Хаммурапи сделать выводы о социальной структуре общества, научить давать и объяснять собственную оценку представлениям о справедливости и равенстве в Вавилонском царстве;

регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.

познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.

коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию.

Форма урока: практическая работа с источником.

Формы работы учащихся: работа с источниками, ответы на вопросы из электронной презентации, работа с картой.

Материальное обеспечение урока: Учебник - А.А. Вигасин, Г.И. Годер. История древнего мира. 5 класс. М. Просвещение.2012, презентация, интерактивная доска, исторический документ

  1. 1.Организационный этап. (4 мин.)
  1. Краткая проверка знаний по прошлой теме

Здравствуйте ребята, меня зовут Варвара Викторовна. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок – в классе много гостей, и учитель у Вас тоже другой. Но думаю, что урок для вас из-за этого станет только интересней. Так что не волнуйтесь и работайте как обычно, а мы начинаем погружение в историю.

Давным-давно в Западной Азии существовало древнее государство, которое называлось Двуречье или Междуречье, а кто мне скажет, почему оно так называлось?

А между какими реками располагалось это государство?

Молодцы! Все верно.

1.2 постановка цели и задач урока.

Хорошо, ребята а если мы начали говорить про города междуречья и выяснили зачем нам нужны законы, как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Отвечают дети. (о законах Междуречья)

Правильно, сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, в каком государстве появились первые письменные законы, на кого они распространялись и кто их изобрел, а так же научимся анализировать исторический документ.

Представьте, государство Междуречье было очень большое и могущественное и разные города боролись в нем за власть, выясняя кому же быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти все Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте — в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н. э. давайте с вами запишем эту информацию в тетради:

Дети фиксируют под диктовку учителя информацию со слайда: главный город Междуречья – Вавилон, самый могущественный и знаменитый царь Вавилонского царства – Хаммурапи (1792-1750)

Ребята, у вас на столах лежат карточки для заполнения, давайте с вами проведем небольшое соревнование, какая команда справится с заданием правильно и быстрее других, получит дополнительный бал.

отметить на ленте времени когда правил царь Хаммурапи

посчитать сколько лет назад правил этот царь. (1792 + 2014 = 3806 лет)

посчитать сколько лет длилось его правление. (1792 – 1750 = 42 года)

Проверка раздача фишек команде которая справилась быстрее других.

Молодцы. Итак, царь Хаммурапи, чем же был этот царь так знаменит? Считается, что именно он издал первые письменные законы! В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах, что на территории Междуречья, необычную находку – черный базальтовый столб из твердого камня, со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. А в верхней его части было изображение. Оно перед вами. Это бог солнца Шамаш вручает царю Хаммурапи жезл, знак власти над людьми. Когда ученые расшифровали надписи на камне – оказалось что это самые настоящие законы, по которым жили люди в этом царстве.

Итак, давайте с вами еще раз скажем что же такое закон? А определение запишем в тетрадь.

Ответы детей. Запись определения. (Законы – правила, по которым живут люди в определенном государстве.)

Ребята на самом деле я открою вам секрет есть в каждой школе такой закон по которому учитель должен следить чтобы его детки не переутомлялись, поэтому, чтобы немножко отдохнуть я предлагаю вам немного повеселится и потанцевать вместе со мной)

Хорошо, размялись немного, садимся на места, продолжаем работать. У каждой группы есть карточки с законами. Вам нужно посовещавшись определить, на кого направлены эти законы. Справедливы они или нет, и для всех ли они справедливы? На прочтение минута и на обсуждение минута.

1 группа - Если человек переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.

Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.

Если человек выколол глаз человеку, равному ему, то должны ему выколоть глаз.

На кого направлены законы?

Справедливы ли законы, для всех ли справедливы? Почему?

Человечны ли эти законы?

Ответы детей – законы направлены на людей и являются справедливыми, то что сделали одному то делают и другому.

2 группа – (о несправедливости законов перед рабом и человеком– одних убивают, а другие платят.)

- Все имущество человека, после его смерти передается в наследство его семье. Все имущество раба после смерти передается его хозяину или в пользу казны государства.

- Если человек убил раба другого человека, то он должен заплатить хозяину стоимость раба или отдать своего раба взамен.

- Если раб покалечит или убьёт человека, он должен быть казнен. Если раб оскорбил человека, ему надлежит отрезать ухо, дабы он не терял своих способностей к труду.

Ответы детей – есть люди, а есть рабы. Раб – это не человек, он приравнивается к вещи. Продается и покупается. Хозяин может делать с рабом все что угодно.

Учитель – хорошо, правильно, давайте запишем итог – раб – это собственность человека, его можно продать, наказать и даже убить совершенно безнаказанно. Раб – не имеет никаких прав. Рабство передается по наследству.

3 группа - Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или отдаст за долги ростовщику свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме ростовщика три года, на четвертый год ростовщик должен отпустить их на свободу

- Если сын заемщика умрет в доме ростовщика от побоев или дурного обращения, то и сын ростовщика должен быть казнен.

- если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.

Ответы детей – если человек нанес вред имуществу он должен заплатить если нечем платить, продадут его имущество или его и его семью возьмут в рабство на три года да долги. Были более богатые люди и более бедные. Закон с одной стороны справедлив, но с другой нет.

Ребята в этом документе встречается еще одно новое для нас слово – это ростовщик. Исходя из прочитанного как вы думаете кто это? (записать определение)

Учитель – итак, верно, царь Хаммураппи считал, что за испорченное имущество следует заплатить, а если платить нечем, то человек нанесший вред должен служить, тому чье имущество было испорчено, но только три года, так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство. (записать)

  1. Завершающий этап урока. Выводы и рефлексия (2 мин.)

Ребята, давайте каждый попробует оценить свои знания, полученные на сегодняшнем уроке.

Вы поднимите фиолетовую карточку если вы все поняли и готовы работать дальше

Вы поднимите розовую карточку, если у вас остались еще вопросы по уроку

Вы поднимите голубую карточку, если чувствуете, что поняли очень мало и вам нужна дополнительная помощь.

Вы сегодня большие молодцы, надеюсь вам было интересно. По законам другого царства, более позднего чем Вавилон, если зрителям нравилось происходящее действие они поднимали палец большой руки в верх, а если не нравилось – вниз. И от их решения зависело, казнит царь выступающего перед ними или помилует. Давайте и мы с вами проведем такое голосование. Спасибо!

Домашнее задание для вас на доске, запишите его в дневник.

Оценки за урок сегодня получают…

Еще раз я вам хочу сказать спасибо за урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Открытый урок "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Цель: Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.Задачи:Образовательные:Сформировать представление о законотворческой деятельности .


Открытый урок по истории Древнего мира "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"


Урок истории 5 класс "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Урок раскрывает особенности личности царя Хаммурапи, его законы.

Методическая разработка урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Цели:Образовательные -закрепление и расширение полученных знаний, выявить причины возвышения Вавилона, познакомить учащихся с законами царя Хаммурапи, ввести понятия: закон, аренда, ростовщик.Развиваю.


конспект урока "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

урока с использованием стратегий ТРКМЧП по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" 5 класс.

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 22 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Цель урока: сформировать представление о законах Хаммурапи, ознакомить учащихся с устройством древневавилонского общества, социальными группами.


Конспект по истории на тему "Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" (5 класс)

Цели урока: - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья;- продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

(история, 5 класс).

УМК: УМК по всеобщей истории А. А. Вигасина.

Цель: дать представление о царе Хаммурапи, его законах, формировать умения работать с текстом учебника и историческими источниками.

Формируемые умения:

Познавательные умения:

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- через самостоятельную исследовательскую работу с законами Хаммурапи ответить на предложенные вопросы;

- высказывать аргументированное суждение о значении законов Хаммурапи.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

- выполнять самопроверку и взаимопроверку заданий и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

- адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- получить представление о законах Хаммурапи как об специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- объяснять причины создания законов;

- применять понятийный аппарат для раскрытия сущности законов Хаммурапи;

Оборудование: учебник истории А.А. Вигасина (5 класс), проектор, монитор, указательные карточки( +, -, 0), рабочие листы, листы самооценки.

I . Организационный момент

II. Постановка проблемы и определение темы урока

В 1901 г. французская археологическая экспедиция обнаружила в г.Сузах (ныне – Иран) на территории Междуречья, необычный предмет – черный базальтовый столб.

- Как вы думаете, чем уникален этот столб?

-Вы правильно предположили, что данный столб уникален благодаря надписям, которые сделаны на нем.

- Интересно ли вам узнать, кто автор данного текста, его содержание? Почему надписи были сделаны на это столбе? Это нам предстоит выяснить на нашем уроке.

1. Город Вавилон становится главным в Двуречье.

2. Хаммурапи и его законы.

III. Постановка цели урока (целеполагание)

-Ребята, что нам необходимо сделать, чтобы ответить на наши вопросы? (учащиеся выдвигают версии)

-Все верно, нам необходимо узнать, когда правил Царь Хаммурапи, чем он известен и познакомиться с его деятельностью. Для этого нам необходимо найти информацию благодаря учебнику и дополнительным источникам.

IV. Открытие нового знания

1. Город Вавилон становится главным в Двуречье .

-Ребята, как вы считаете, почему победил именно Вавилон? (дети озвучивают версии).

-Проверим ваши версии на подлинность. Обратимся к учебнику и найдем необходимую нам информацию.

-Все верно, выгодное географическое положение Вавилона предзнаменовало его победу.

2. Хаммурапи и его законы

-Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хаммурапи, правившем с 1792 по 1750 г. до н. э. Он проявил себя как мудрый правитель. Запишем информацию о нем в тетрадь.

1792-1750 г. До н.э. – правление вавилонского царя Хаммурапи (ученики записывают дату в тетрадь).

-Сейчас нам предстоит несколько исторических задач. Вы можете найти их условие на своих столах (Приложение №1)

1. Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?

Решение: 1792+2021=3813 г.

2. Сколько лет правил царь Хаммурапи?

Решение: 1792-1750=42 г.

3. Какой год был раньше: 1791 г. до н.э. или 1792 г. до н.э.

Решение: 1792 г. до н.э.

-Молодцы, вы успешно справились с выполнением этих трудных задач.

- Давайте оценим свою работу. Возьмите листы самооценки и отметьте, насколько хорошо вы поработали. Поднимите карточку со знаком, который вы выбрали.

-Вернемся к деятельности Хаммурапи. Самым ключевым событием в жизни вавилонского царя была создание законов. Сейчас вам предстоит ознакомиться с видеоматериалом, после просмотра которого вам необходимо ответить на несколько вопросов, которые помогут нам понять, чем отличались законы Хаммурапи (Приложение№2).

1. Чем прославился царь Хаммурапи?

2. Общее количество законов Хаммурапи

3. Чему, в большей степени, были посвящены законы Хаммурапи?

Как вы уже заметили, в Вавилоне действовал обычай талиона. Запишем определение в тетрадь.

Талион – обычай, равное возмездие (зуб за зуб).

- Давайте оценим свою работу. Возьмите листы самооценки и отметьте, насколько хорошо вы поработали. Поднимите карточку со знаком, который вы выбрали.

1. Вавилон победил войне между городами Двуречья (да)

2. Вавилон располагался в очень неудобном месте- на краю Двуречья (нет)

3. Вывозили из Вавилона зерно и овечью шерсть (да).

4. Самым знаменитым вавилонским царем был Хаммурапи(да).

5. Законы Хаммурапи были написаны на папирусе (нет).

-Царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей, а свои законы – самыми справедливыми. И чтобы узнать, так ли это, вы сейчас поработаете с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи. (Приложение №3).

Законы Хаммурапи

Ситуация №1 . Если человек купил из рук сына человека или раба человека либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без свидетелей или договора или же принял на хранение, то этот человек — вор, он должен быть убит.

2. К чему приравнивались рабы?

1. Почему рабам отрезали именно ухо, а не пальцы и язык?

1. Что становилось с женой человека после того, как она изъявила желание покинуть дом мужа?

Ситуация №4. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку…

1. Какое наказание наступало после того, как сын ударил своего отца?

Ситуация №5. Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.

Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.

Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб

Если лекарь сделал тяжелую операцию бронзовым ножом рабу и убил его, то он должен возместить раба за раба.

1. Какой закон действует в данном случае?

-Оцените свою работу в листе самоанализа. Сдайте ваши листы.

IV. Первичное закрепление.

-Сейчас мы с вами поиграем в игру крестики-нолики.

Вопросы для игры:

1. Город Урук победил в войне между городами Двуречья.

2. Законы Хаммурапи были изданы на черном камне.

3. Общее количество законов Хаммурапи 131.

5. Талион-обычай равного возмездия

6. Вавилон был богат зерном и овечьей шерстью

7. По законам Хаммурапи, если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить ногу

8. По законам Хаммурапи, если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.

урока с использованием стратегий ТРКМЧП по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" 5 класс.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_istorii_v_5_klasse.docx 27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 5 классе

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

  1. Организовать работу по исследованию древнейшего из дошедших до нас свода законов вавилонского царя Хаммурапи. Исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве шумерского общества.
  2. Подвести обучающихся к представлению о праве как о совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.
  3. Развивать внимательность на уроке, умение работать в группе, сотрудничать , договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.

Формируемые универсальные учебные действия:

I. Организационный момент. Мотивация.

Дежурный сообщает о готовности детей к уроку.

Дети распределены на три группы, в каждой из которых находятся дети с равномерно распределенным уровнем подготовки.

Настрой на успешную работу, включение в урок.

Закон хорошей учебы:

На уроке не вертитесь и старательно учитесь,
На вопросы отвечайте и пятерки получайте.

II. Актуализация знаний обучающихся:

У.: Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке?

Д.: Со страной Междуречье, по-гречески Месопотамия.

У.: Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье.

Группы получают задания:

1-я гр.: Показать эту страну на карте и охарактеризовать ее местоположение и природные условия.

2-я гр.: Составить рассказ (устно) о жизни древнего вавилонянина, используя опорные слова: реки, разлив, потоп, ил, поле, зерно, урожай, насыпи, глина, пальмы, финики, кирпичи, дом.

  • Что можно узнать из мифа о жизни людей Междуречья?
  • Что, по-вашему, является в мифе выдумкой, а что правдой?

Группы справляются со своими заданиями неплохо.

Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации.

Все ребята получают листки с заданием – тестом, где им необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:

Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …
В Древнем Междуречье было особое письмо – …
Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях.
Государство возникло более … лет до н.э.
В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

У.: Смогли ли вы полностью выполнить задание?

У.: Какое предложение осталось незаполненным?

Д.: В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

У.: Почему не смогли заполнить?

Д.: Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи и что он создал.

III. Постановка цели урока (целеполагание)

У.: И что нам делать?

Д.: Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.

У.: А как мы это узнаем?

Д.: Может быть, прочитаем в учебнике.

IV. Открытие нового знания (работа в группах)

У.: Начнем с того, что отметим на ленте времени даты правления царя Хаммурапи и узнаем сколько лет он правил в Вавилоне. Работаем в тетрадях, а Настя – у доски.

У.: Ребята, Настя правильно справилась с заданием? Верно отметила даты на ленте времени?

У.: Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи) :

  1. Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?

Д.: 1792-1750=42 г. – царь Хаммурапи правил в Вавилоне.

  1. Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним?

Д.: 1793 г. до н.э. – предшествует; 1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г.

У.: Молодцы! Вы верно справились с заданиями. А теперь давайте все подумаем и ответим на вопрос: Что такое закон? Существуют ли в современной жизни законы?

Д.: Законы – это правила поведения. Законы есть у всех стран.

У.: Выполняете ли вы какие-то правила поведения, нормы?

Д.: Да, например, правила поведения в школе, на улице и другие.

У.: А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?

Д.: Наверное, уже были.

У.: Вы правы, царь Хаммурапи составил первые в древности законы и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее, давайте посмотрим рис. на с.64 учебника. Что мы видим?

Д.: Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.

У.: Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей а свои законы – самыми справедливыми.

И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.

1-я гр. – документ 1:

Вопросы к документу 1:

  1. Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?
  2. какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?

2-я гр. – документ 2:

Вопросы к документу 2:

  1. Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.
  2. Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?
  3. Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?

3-я гр. – документ 3:

Вопросы к документу 3:

  1. Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?
  2. Какими путями можно было попасть в рабство?
  3. Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?

Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и отвечают на вопросы, ответы на которые они нашли в документах.

V. Первичное закрепление.

Ребята открывают тетради и самостоятельно выполняют задание, используя данные исторического документа на с. 64 учебника, а именно выписывают законы царя Хаммурапи в таблицу.

При этом дети должны решить какие из законов справедливые на их взгляд, а какие несправедливые:

После выполнения работы, дети вслух проговаривают полученные результаты в таблице. Взаимопроверка, обсуждение, не все законы ребята посчитали справедливыми, некоторые очень жесткими, даже жестокими, с их точки зрения.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

У.: А сейчас ребята выполните самостоятельно тестирование по изученному материалу.

  1. За кражу раба человека
    а) наказывали штрафом;
    б) заключали в тюрьму;
    в) убивали.
  2. За неуплату долга человек
    а) наказывался плетью;
    б) отдавал в рабство детей;
    в) подвергался смертной казни.
  3. За убийство чужого раба убийцу
    а) изгоняли из страны;
    б) заставляли отдать раба;
    в) убивали.
  4. За оскорбление вельможи или жреца обидчика
    а) заключали в тюрьму;
    б) наказывали плетью;
    в) казнили.

Дети выполняют работу на листках и затем проверяют в классе методом взаимопроверки.

VII. Информация о домашнем задании.

Дети записывают в дневники: п.14 с61-64, прочитать, пересказать, ответить на вопросы.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.: Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?

Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Организовать работу по исследованию древнейшего из дошедших до нас свода законов вавилонского царя Хаммурапи. Исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве шумерского общества.

Подвести обучающихся к представлению о праве как о совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.

Развивать внимательность на уроке, умение работать в группе, сотрудничать , договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.

Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)

Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

I. Организационный момент. Мотивация.

Дежурный сообщает о готовности детей к уроку.

Дети распределены на три группы, в каждой из которых находятся дети с равномерно распределенным уровнем подготовки.

Настрой на успешную работу, включение в урок.

Закон хорошей учебы:

На уроке не вертитесь и старательно учитесь,
На вопросы отвечайте и пятерки получайте.

II. Актуализация знаний обучающихся:

У.: Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке?

Д.: Со страной Междуречье, по-гречески Месопотамия.

У.:Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье.

Группы получают задания:

1-я гр.: Показать эту страну на карте и охарактеризовать ее местоположение и природные условия.

2-я гр.: Составить рассказ (устно) о жизни древнего вавилонянина, используя опорные слова: реки, разлив, потоп, ил, поле, зерно, урожай, насыпи, глина, пальмы, финики, кирпичи, дом.

Что можно узнать из мифа о жизни людей Междуречья?

Что, по-вашему, является в мифе выдумкой, а что правдой?

Группы справляются со своими заданиями неплохо.

Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации.

Все ребята получают листки с заданием – тестом, где им необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:

Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …
В Древнем Междуречье было особое письмо – …
Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях.
Государство возникло более … лет до н.э.
В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

У.: Смогли ли вы полностью выполнить задание?

У.: Какое предложение осталось незаполненным?

Д.: В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

У.: Почему не смогли заполнить?

Д.: Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи и что он создал.

III. Постановка цели урока (целеполагание)

У.: И что нам делать?

Д.: Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.

У.: А как мы это узнаем?

Д.: Может быть, прочитаем в учебнике.

IV. Открытие нового знания (работа в группах)

У.: Начнем с того, что отметим на ленте времени даты правления царя Хаммурапи и узнаем сколько лет он правил в Вавилоне. Работаем в тетрадях, а Настя – у доски.


У.: Ребята, Настя правильно справилась с заданием? Верно отметила даты на ленте времени?

У.: Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи) :

Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?

Сколько лет правил царь Хаммурапи?

Д.: 1792-1750=42 г. – царь Хаммурапи правил в Вавилоне.

Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним?

Д.: 1793 г. до н.э. – предшествует; 1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г.

У.: Молодцы! Вы верно справились с заданиями. А теперь давайте все подумаем и ответим на вопрос: Что такое закон? Существуют ли в современной жизни законы?

Д.: Законы – это правила поведения. Законы есть у всех стран.

У.: Выполняете ли вы какие-то правила поведения, нормы?

Д.: Да, например, правила поведения в школе, на улице и другие.

У.: А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?

Д.: Наверное, уже были.

У.: Вы правы, царь Хаммурапи составил первые в древности законы и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее, давайте посмотрим рис. на с.64 учебника. Что мы видим?

Д.: Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.

У.: Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей а свои законы – самыми справедливыми.

И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.

1-я гр. – документ 1:

Вопросы к документу 1:

Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?

какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?

2-я гр. – документ 2:

Вопросы к документу 2:

Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.

Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?

Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?

3-я гр. – документ 3:

Вопросы к документу 3:

Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?

Какими путями можно было попасть в рабство?

Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?

Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и отвечают на вопросы, ответы на которые они нашли в документах.

V. Первичное закрепление.

Ребята открывают тетради и самостоятельно выполняют задание, используя данные исторического документа на с. 64 учебника, а именно выписывают законы царя Хаммурапи в таблицу.

При этом дети должны решить какие из законов справедливые на их взгляд, а какие несправедливые:

Справедливые законы

Несправедливые законы

После выполнения работы, дети вслух проговаривают полученные результаты в таблице. Взаимопроверка, обсуждение, не все законы ребята посчитали справедливыми, некоторые очень жесткими, даже жестокими, с их точки зрения.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

У.: А сейчас ребята выполните самостоятельно тестирование по изученному материалу.

За кражу раба человека
а) наказывали штрафом;
б) заключали в тюрьму;
в) убивали.

За неуплату долга человек
а) наказывался плетью;
б) отдавал в рабство детей;
в) подвергался смертной казни.

За убийство чужого раба убийцу
а) изгоняли из страны;
б) заставляли отдать раба;
в) убивали.

За оскорбление вельможи или жреца обидчика
а) заключали в тюрьму;
б) наказывали плетью;
в) казнили.

Дети выполняют работу на листках и затем проверяют в классе методом взаимопроверки.

VII. Информация о домашнем задании.

Дети записывают в дневники: п.14 с61-64, прочитать, пересказать, ответить на вопросы.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.: Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?

Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.

Читайте также: