План урока дроби 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель: формировать понятие об обыкновенных дробях; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной формах работы.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- формировать умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;

- формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формировать умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Планируемые образовательные результаты :

Личностные : уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные - умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.

Основные понятия : доля, дробь, числитель, знаменатель.

Организация пространства : фронтальная, индивидуальная, парная.

Тип урока : урок открытия нового знания.

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Основные цели: формировать умение записывать результат деления в виде дроби; формировать способность к построению алгоритма записи результата деления в виде дроби в буквенном виде.

Организационный момент. Мотивационный этап.

Мама купила арбуз и разрезала его на 6 равных частей: бабушке, дедушке, папе, двум детям и себе.

Какая часть арбуза достанется каждому члену семьи?

Практическая часть. Устная работа.

Решите задачи

Сколько ушей у трёх мышей?

Сколько лап у двух медвежат?

У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2. остальные сгорели)

В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? ( отдать одно яблоко вместе с корзиной).

На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)

Сегодня мы с вами познакомимся с обыкновенными дробями.

Подготовка к работе на основном этапе

Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь. Так получаются ДРОБИ.

Помните, как было в детском мультфильме:

«Мы делили апельсин,

Много нас, а он один…

Приведите свой жизненный пример деления одного целого предмета на части.

Интересно, а в древности знали про дроби ?

афинской Академии Платон.

Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон Александрийский

Даже Пифагор, который трепетно относился к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой – числитель, знайте,

Под чертою – знаменатель.

Дробь такую, непременно,

Надо звать обыкновенной.

Назовите числитель и знаменатель каждой дроби

В Древнем Китаевместо черты использовали точку

Первым дробную черту ввёл итальянский математик Леонардо Пизанский (Фибоначчи)
в 1202 году

Физкультминутка

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает (Считаем пальчиком).

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

Усвоение новых знаний и способов действий

Запишите в виде обыкновенной дроби

Три двадцать пятых

Закрашенная часть каждой фигуры обозначена дробью .
Если дробь записана верно, то хлопайте;
если дробь записана неверно, то топайте.

Работа над задачей

1. Сколько часов с сутках?

2. Какая часть суток пройдет если часы будут показывать:

1) 7 часов утра; 2) 15 часов дня; 3) 20 часов вечера

2. Мама приготовила к обеду пирог и разделила его на 8 частей. За обедом каждый член семьи съел одно и то же количество кусочков. Сколько человек живет в семье? Какая часть пирога была съедена? Какая часть пирога осталась?

VIII . Рефлексия

Ответьте на вопрос задачи поставленной в начале урока. Какая часть арбуза досталась каждому члену семьи?

Выберите утверждение и поднимите смайлики

Домашнее задание

1) Купи мандарин или апельсин.

Раздели его на дольки, посчитай, сколько

всего долек? Угости своих родных и не забудь записать, какую часть фрукта получил каждый, и какая часть досталась тебе.

2) Купи большую шоколадку.

Раздели её на дольки, посчитай,

сколько всего долек?

Угости своих родных и не забудь записать, какую часть шоколадки получил каждый, и какая часть досталась тебе.

1.Н.А.Ким Поурочное планирование. Математика 5 кл., - Волгоград, Учитель, 2016.

Дробь в математике – число, состоящее из одной или нескольких равных частей (долей) единицы.

Правильные дроби – это дроби, в которых числитель меньше знаменателя

Неправильные дроби – это дроби, в которых числитель равен или больше знаменателя.

Обязательная литература:

  1. Никольский С. М. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. / ФГОС // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. — М.: Просвещение, 2017. — 272 с.

Дополнительная литература:

  1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2009. — 142 с.
  2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Чтобы ввести понятие дроби, выполним следующее задание.


Две части будут весить две третьих килограмма.

Если на отрезке АС укладывается ровно 3 раза отрезок длиной одна пятая сантиметра, то говорят, что длина отрезка равна три пятых сантиметра.

Такие записи называются обыкновенными дробями или просто дробями.

Дробь показывает какую-то часть от целого или единицы. Например, дробь семь восьмых показывает семь восьмых части от единицы.


Обозначенное таким образом число называют рациональным числом. При этом p называется числителем дроби (он всегда находится над чертой), а q – знаменателем дроби (он всегда находится под чертой).

Рассмотрим виды обыкновенных дробей. Обыкновенные дроби можно разделить на следующие виды – правильные, когда числитель меньше знаменателя, и неправильные, когда числитель равен или больше знаменателя.


Сколько часов содержится в четверти суток?


Так как в сутках 24 часа, то нам по условию надо найти четвёртую часть, т. е. разделить двадцать четыре часа на четыре части.

Решим задачу, используя понятие обыкновенной дроби.

В коробке находилось два вида конфет: 5 шоколадных и 6 карамелек. Какую часть всех конфет занимают карамель и шоколад?

Решение: для начала найдём общее количество конфет в коробке, для этого сложим все виды конфет.

5 + 6 = 11 – конфет в коробке.

Теперь можно найти, какую часть от общего количества конфет занимает карамель, а какую шоколадные конфеты. Для этого запишем результат в виде обыкновенной дроби, где в знаменателе укажем общее число конфет. Пять одиннадцатых – часть шоколадных конфет, а шесть одиннадцатых – часть карамели.


Тренировочные задания

№ 1. Сколько минут содержится в одной трети часа?

Решение: для решения этой задачи достаточно вспомнить, что 1 ч = 60 мин.

Найдём третью часть от 60 минут, для этого:

60 мин : 3 = 20 мин

№ 2. Длина отрезка АВ равна 10 см. Чему равен отрезок, длина которого составляет две пятых от длины отрезка АВ?

Основная дидактическая цель урока: учить заменять частное дробью и дробь — частным, использовать дробную черту в записи уравнений.

I. Организационный момент. Определение темы урока

На доске (слайде):


— Какая между ними связь?

— Какой знак можно поставить между ними?

— Кто догадался, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

1. Найдите значения выражений удобным способом.


2. Кусок провода длиной 3 м разрезали на 5 равных частей. Чему равна длина каждой части? (3/5 м.)

3. Ученики решили отремонтировать 36 парт. За неделю они отремонтировали 1/4 всего количества. Сколько парт им осталось отремонтировать? (27.)

4. Бригада рабочих проложила 200 м дороги. Оказалось, что это 5/7 всего участка дороги. Найдите протяженность всего участка. (280 м.)

5. В поселке построили 27 домов, 3 из них многоэтажные. Какую часть составляют многоэтажные дома? (3/27.)

III. Работа по теме урока

— Запишите частные в виде дроби.

— Какая из дробей обозначает половину целого?

— Придумайте и запишите 5 дробей, которые обозначают половину целого, и замените их частным.

(Проверка выполнения задания.)

28 : 7; 1 : 2; 2 : 1; 1 : 6; 6 : 4; 12 : 12; 100 : 8.

— Выпишите в столбик только те частные, которые обозначают дробные числа.

— Объясните свой выбор.

1 : 2 1 : 6 6 : 4 100 : 8

— Замените эти частные дробью.

— Что заметили? (Получились правильные и неправильные дроби.)

(На доске записаны уравнения в два столбика.)

— Рассмотрите уравнения правого и левого столбика. Что вы заметили? (В правом и левом столбике записаны одни и те же уравнения.)


— Соедините их попарно.

— Решите уравнения из правого столбика.


IV. Работа над задачами

1. С. 165, № 1070 (устно).

— Сколько частей из 10 пошло на брюки?

— Какая это часть целого?

— Сколько частей из 10 пошло на куртки?

— Какая это часть целого?

2. С. 166, № 1073 (работа в паре).

Пусть время движения на поверхности будет х.

Тогда время движения под водой будет 20х.

Разница во времени равна 20х — х.

А по условию она составляет 57 ч.

Значит, можем составить уравнение:

х = 3 (ч) — время движения на поверхности.

20 ∙ 3 = 60 (ч) — время движения под водой.

— Как иначе можно найти время движения под водой? (3 + 57 = 60.)

(Вторую задачу учащиеся решают самостоятельно.)

Пусть путь по поверхности составляет х км.

Тогда путь под водой будет 17х км.

Разница расстояний составляет (17х — х) км.

А по условию задачи она равна 320 км.

Значит, можем составить уравнение:

х = 20 (км) — путь по поверхности.

20 ∙ 17 = 340 (км) — путь под водой.

— Сколько разных вариантов выбора имеет первый ребенок? (4.)

— Сколько возможных вариантов выбора останется второму ребенку? (3.)

— Сколько существует разных вариантов выбора для первого и второго ребенка? (4 ∙ 3 = 12.)

— Сколько вариантов осталось для третьего и четвертого? (2 и 1.)

— Как записать решение этой задачи? (4 ∙ 3 ∙ 2 ∙ 1 = 4! = 24 варианта.)

V. Повторение изученного материала

С. 164, № 1058 (работа в паре).



— Оцените свою работу на уроке.

С. 167, № 1079, 1080.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: