Что закладывается в человеке еще в детстве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Личность формируется в детстве и подростничестве, что закономерно. С рождения до, по разным источникам, 16-21 года образуется каркас характера - с опорой на который личность затем и может, и даже "должна" видоизменяться, развиваться и совершенствоваться. Впрочем, может и деградировать.

Суть в том, что радикально изменить личность - даже свою собственную - редко представляется возможным. Случаи известны, но они подразумевали исключительно чрезвычайные обстоятельства, а перемены были далеко не только положительными (не говоря о том, что они неуправляемы в этом смысле).

Но, тем не менее - тезис о "неразвитии" личности, то есть что в каком-то возрасте она кристаллизуется раз и навсегда, и ничего поменять невозможно - ложен. Изменить в личности можно многое, пусть и не всё; особенно если понимать, что это во многом продукт приспособления к среде.

То есть волевые усилия важны, но только лишь ими, без изменения окружения, серьёзных перемен не достичь. Но этот вопрос решается изящно - направлением волевых усилий на создание новых обстоятельств в среде.


или как закладывается траектория судьбы

Когда мы рождаемся, у нас нет "я" – в первые годы жизни мы еще не знаем, какие мы, что любим, чего боимся, от чего нам хорошо, а от чего больно, не знаем о своих талантах и склонностях. У нас нет представлений ни об одном из аспектов жизни – мы еще не понимаем, куда попали, по каким законам функционирует мир, какими бывают отношения, что в принципе может, а что не должно происходить с нами в жизни.

Важнейшая задача первых лет жизни – найти ответы на эти вопросы и сформировать устойчивые представления о себе и жизни в целом. Эти представления становятся навигационной картой, которая направляет и поддерживает нас в процессе жизни, определяя наши взрослые переживания, выборы и судьбу.

Сложность состоит в том, что большая часть объектов и маршрутов была нанесена на эту карту не опытным картографом, вооруженным точными приборами, а ползающим по бабушкиному ковру малышом в подгузнике.

Нам нравится считать себя разумными, самостоятельными людьми, осознанно формирующими свое отношение к важным жизненным аспектам – любви, дружбе, семье, профессиональной реализации, здоровью, деньгам… Однако мало кто из нас осознает, что базис нашего отношения ко всем этим вопросам далек от взрослого и разумного, потому что закладывался в раннем детстве, в сознании малыша, который еще только учился ориентироваться и функционировать в мире.

В этой статье мы разберем основные механизмы формирования глубинных жизненных установок, которые впоследствии определяют для нас границы реальности и обуславливают траекторию судьбы.

Когда мы рождаемся, у нас нет "я" – в первые годы жизни мы еще не знаем, какие мы, что любим, чего боимся, от чего нам хорошо, а от чего больно, не знаем о своих талантах и склонностях. У нас нет представлений ни об одном из аспектов жизни – мы еще не понимаем, куда попали, по каким законам функционирует мир, какими бывают отношения, что в принципе может, а что не должно происходить с нами в жизни.

Важнейшая задача первых лет жизни – найти ответы на эти вопросы и сформировать устойчивые представления о себе и жизни в целом. Эти представления становятся навигационной картой, которая направляет и поддерживает нас в процессе жизни, определяя наши взрослые переживания, выборы и судьбу.

Сложность состоит в том, что большая часть объектов и маршрутов была нанесена на эту карту не опытным картографом, вооруженным точными приборами, а ползающим по бабушкиному ковру малышом в подгузнике.

Нам нравится считать себя разумными, самостоятельными людьми, осознанно формирующими свое отношение к важным жизненным аспектам – любви, дружбе, семье, профессиональной реализации, здоровью, деньгам… Однако мало кто из нас осознает, что базис нашего отношения ко всем этим вопросам далек от взрослого и разумного, потому что закладывался в раннем детстве, в сознании малыша, который еще только учился ориентироваться и функционировать в мире.

В этой статье мы разберем основные механизмы формирования глубинных жизненных установок, которые впоследствии определяют для нас границы реальности и обуславливают траекторию судьбы.

Первое, что важно понимать – это то, что мы рождаемся не в большой мир, а в маленький. Мы рождаемся и первые годы жизни проводим в своей семье, как в своего рода инкубаторе. Мир семьи становится для нас моделью реального большого мира, и большую часть опыта мы получаем именно в этом микромире. У нас есть миллионы вопросов, на которые предстоит найти ответы, чтобы стать тем, кем мы в итоге стали. А находим мы эти ответы внутри того семейного поля, в котором родились.

Мы смотрим, например, на маму и папу, видим их ссоры на фоне нехватки денег, слышим их взаимные претензии, впитываем висящее между ними эмоциональное напряжение – мамину молчаливую обиду и папину подавленную злость и вину, – и со временем усваиваем: отношения между мужчиной и женщиной – это вот так.

Или в большом мире что-то происходит, мы видим папу угнетенным, он тревожится и сутками пропадает на работе, звучат слова "сокращение", "надо больше работать", "лишь бы не уволили", и со временем мы усваиваем: работа – это вот так, – когда боишься и стараешься.

Или по контрасту мы видим как к нам в гости заходит весельчак дядя Вася, у которого "свой бизнес" – "ларек". Он балует нас подарками, приносит деликатесы к столу. Маме вместо подарков он приносит конверт, при виде которого мама всегда расцветает. Со временем мы понимаем, что это конверт с деньгами, делаем вывод, что деньги – это хорошо, когда есть деньги, мама радуется. И смутно начинаем подозревать, что деньги как-то связаны со "своим бизнесом". Решаем: вырасту, и у меня будет свой "ларек", буду приносить маме конверты, а она будет меня любить.

А потом все вдруг становится сложно. Мама почему-то грустит и часто плачет. Папа все чаще "уезжает в командировки". Мама все чаще говорит "ты моя надежда и опора", "зато ты у меня есть" и в эти моменты становится как-то по-особенному хорошо. И мы понимаем "я у мамы есть, в этом мой смысл". И на душе поселяется радость и гордость от такой своей важности. И мы решаем: я никогда маму не подведу, потому что "больше у нее никого нет".

Все эти примеры иллюстрируют первый механизм формирования наших глубинных жизненных убеждений . Мы впитываем их из своей семейной системы.

Здесь важно отметить, что далеко не всегда убеждения, которые мы впитываем из семейной среды, озвучиваются взрослыми. Скорее, они присутствуют в семейном поле, транслируются нам невербально и редко когда озвучиваются, или даже осознаются самими взрослыми.


  1. Чем сильнее эмоциональная связь между ребенком и кем-то из членов семьи, тем выше вероятность, что ребенок начнет перенимать эмоциональное состояние и жизненные установки этого члена семьи. Грубо говоря, если у нас хороший контакт с мамой, и холодная дистанция в отношениях с папой, то вероятность перенять мамины, а не папины установки по поводу большинства жизненных аспектов будет значительно выше. Детская логика звучит так: я тебя люблю, значит я должен быть такой же, как ты / я тебя люблю и хочу быть как ты.

Например, если в семье уже есть "любимец" и "первенец", то нам им не стать, как бы мы ни пытались. Или если роль "неприспособленного и эмоционально-нуждающегося ребенка" в семье уже занята, например, депрессивной и требующей внимания мамой, то для нас этот путь закрыт.

Такую востребованную и вакантную семейную роль мы находим и занимаем в семье бессознательно. Если конкурировать за позитивное внимание родителей бесполезно, как в первом примере, то мы вполне можем стать "проблемным ребенком", привлекая к себе т.н. негативное внимание – попадая в неприятности и создавая "проблемы" плохой успеваемостью или дворовыми приключениями. Этот сценарий будет еще более вероятным, если семейная система нуждается в таком "негативном спасителе", – например, если папа гуляет, но проблемы с младшим сыном хотя бы на некоторое время возвращают его в семью.


  1. Мы копируем паттерны значимых взрослых из нашего детства (преимущественно мамы и папы или тех, кто их замещал) – их убеждения, эмоциональные состояния, стратегии поведения.

В семейно-системной терапии такой паттерн наследования описан как воспроизведение симптома через поколение. Например, девочка растет в семье, где мама эмоционально и финансово зависима от отца, не работает, занимается детьми. Отец увлечен работой, свободен, независим, мама ревнует и страдает. Девочка решает – я никогда так не буду, я буду самостоятельной женщиной и сама буду себя обеспечивать. Она выбирает строить карьеру и не зависеть от мужчин в своей жизни, в результате она трудоголик на высокой позиции, свободна и самостоятельна, с интересной профессиональной жизнью, но ее дочка растет с няней и чувствует эмоциональную заброшенность, одиночество. Ее дочь решает – я никогда так не буду бросать своих детей – я буду всегда рядом с ними, главное – это семья. В итоге девочка повторяет сценарий бабушки. Так механизм наследования зачастую отыгрывается через поколение.


Второй механизм формирования глубинных жизненных установок связан с нашим личным детским опытом, когда мы оказывались в эмоционально травмирующих для нас ситуациях и в них принимали какие-то решения относительно себя, других людей, жизни в целом.

Здесь необходимо сделать небольшую оговорку. Обычно, когда мы слышим слово "травма", нам кажется, что в этом опыте должно быть заключено что-то ужасное – то, что травмировало бы нас сегодня, нас взрослых. Однако напомним, что при формировании глубинных жизненных установок речь идет о самом раннем возрасте нашей жизни и, следовательно, о сознании ребенка.

Иногда травмирующий опыт действительно является серьезным с точки зрения взрослого – это могла быть зависимость одного из членов семьи, физическое насилие по отношению к нам (слишком много кого из нашего поколения лупили ремнем) или насилие по отношению друг к другу (пьяный папа мог бить маму или наоборот), резкое и преждевременное прерывание эмоциональной близости с мамой, которое малышу необходимо как кислород (мама училась в ВУЗе и в 3 месяца вынуждена была отвезти малыша на несколько лет жить к бабушке с дедушкой) и тому подобные примеры.

Но часто то, что изнутри детского сознания проживалось нами как серьезная травма, с точки зрения взрослого оказывается пустяком. Очень простой пример. Когда сейчас вы простужаетесь, у вас заложен нос и повышена температура – вам плохо и дискомфортно. Но вы понимаете, что это ОРВИ или ГРИПП, и знаете, каковы симптомы, знаете, что можно сделать, чтобы вам стало легче, и, по большому счету, знаете, что через несколько дней это пройдет. Но когда заболевает семимесячный малыш, он не знает, что с ним происходит. Ему плохо физически и это страдание в бесконечном здесь-и-сейчас. Малыш не понимает времени, он не понимает ОРВИ и ГРИППа, он не понимает, что страдание когда-нибудь пройдет. Более того, у него нет никакого способа объяснить маме, что с ним. И когда мама делает с ним какие-то болезненные манипуляции (прочищает или закапывает нос, несет на осмотр к врачу), малыш не может понять, что эти действия осуществляются ему во благо, что в итоге ему станет лучше и дискомфорт уйдет. Так простая простуда может стать для нас травмирующим опытом, когда мы можем сформировать базовое переживание беспомощности и обиду на значимых других, которые не могут мне помочь, а делают только больнее. Что говорить о миллионах других ситуаций, в которые мы попадаем в раннем детстве.


Что это все нам дает? Если во взрослой жизни мы испытываем сложности в какой-то из важных сфер – в отношениях, в профессиональной реализации, в творчестве, с деньгами, со здоровьем, с внутренним эмоциональным состоянием и т.д., особенно если эти сложности носят повторяющийся характер, то в основе этих сложностей будут лежать наши глубинные неосознаваемые убеждения, корни которых находятся в детских решениях и переживаниях.

С одной стороны, конечно, необходимо решать эти сложности в настоящем – искать конкретные решения, осуществлять те или иные изменения. С другой стороны, если в этом процессе мы будем игнорировать бессознательные детские переживания и установки, которые на более глубоком уровне и породили эти сложности, то в лучшем случае нам удастся справляться только с симптомами проблемы, а в худшем – наши решения будут усугублять ситуацию, так как придумывать эти решения мы будем из тех же установок, что породили проблему.

Если мы хотим по-настоящему устойчивых позитивных изменений, то важно находить и изменять те глубинные убеждения, которые порождают проблему. Сложность заключается в том, что глубинные убеждения, которые оказывают на нашу жизнь наибольшее влияние, сформировались в первые месяцы и годы нашей жизни, а следовательно, мы их не помним и не осознаем.

При поиске глубинных убеждений нам не только важно знать, где искать, но также полезно учитывать их характерные признаки:

1. Глубинные убеждения сформулированы простым "детским" языком . Так как ключевые убеждения формируются в детстве, то и звучат они так, как их мог бы сформулировать ребенок. Например: "Доверять другим плохо", "Я не интересен", "Я должен стараться", "Нельзя ни к кому привязываться" и пр.

То есть если клиент на сессии начинает, например, говорить что-то умное и взрослое – то это его сознательные суждения, поверхностная рационализация, а не корневое убеждение. Чаще всего работа по выявлению корневых убеждений заключается в том, чтобы пройти сквозь слой рационализации и выйти на более простой и одновременно более глубокий уровень. Пример отрывка сессии, в которой клиент исследует свой трудоголизм:

– А ты знаешь, зачем ты так много работаешь?
– Потому что я хочу чего-то добиться в этой жизни, за красивые глаза меня точно никто не повысит. Тем более у нас все в отделе так много работают, и если я буду работать меньше, то как я буду выглядеть на их фоне.
– Чтобы чего-то добиться нужно много работать?
– Да, конечно.
– А ты знаешь, кто это тебе говорил или транслировал?
– Отец, он всю жизнь вкалывал и вытянул всю семью из бедности.
– А как ты себя чувствуешь, когда не работаешь? Когда ничем не занят?
– Такое бывает редко.
– Да, понимаю, а если попробуешь вспомнить такие моменты? Когда ты ничего не делаешь? Как ты себя в них чувствуешь?
– Это неприятное состояние. Я вроде ничего не делаю, но и отдохнуть не могу, не могу расслабиться.
– Какое переживание мешает расслабиться?
– Это похоже на тревогу. Я боюсь что что-то недоделал, что-то упускаю, начинаю себя ругать, что впустую трачу время. Это даже похоже на чувство вины. Я плохой, когда ничего не делаю.
– А когда работаешь, ты какой?
– Когда работаю, я молодец. Мне нравится чувство усталости, когда я физически устал, значит я много переделал, я молодец.
– Как бы ты мог сформулировать убеждение, которое за всем этим стоит?
– "Я хороший, когда много делаю", "я хороший, когда стараюсь".

2. Глубинные убеждения вызывают эмоциональную реакцию и резонанс в теле .

Наши ключевые убеждения – это не просто мысль, они формируются в эмоционально заряженных ситуациях и представляют собой слепок из эмоциональной реакции, телесных ощущений и решения, сформулированного в словах. Например, убеждение "надо вести себя тихо" может быть сцеплено с переживанием стыда и с съеживающейся телесной реакцией. Убеждение "приближаться к женщинам опасно, они ранят и отвергают" может быть сцеплено с переживанием страха, обиды, подавленной злости и с телесной реакцией оцепенения.

3. Глубинные убеждения затрагивают уровень идентичности и выживания в мире .

Ключевые убеждения, которые оказывают максимальное влияние на нашу жизнь, всегда касаются нас самих, наших представлений о самих себе, а также первичных стратегий выживания в мире. Например, "Я не к месту", "Надо сидеть тихо и не высовываться", "Я должен быть сильным".

Детство, кто бы что не говорил, время не простое. На хрупкую психику ребенка идет постоянное воздействие со стороны старших родственников, социума и других детей. Сначала малыш находится под опекой родителей, где перенимает первичные навыки, потом он идет в детский сад, а следом и в школу, в которой начинается жизнь в совсем другой среде.

В детстве человек получает наибольшее количество информации, ведь в это время для него все новое, он только-только вступил в эту жизнь. Существует теория, по которой характер человека закладывается еще в утробе матери.

По словам коуча Сергея Труфанова, личность человека — это не статичный образ, сформированный раз и навсегда. Процессы изменения определенных поведенческих установок, привычек, реакций происходят на протяжении всей жизни под влиянием окружающих триггеров.

Детство – прекрасная и неповторимая пора! Сколько в нём счастья, радости, беззаботности! Этот удивительный период жизни наполнен тёплым солнечным светом, разноцветными красками детских улыбок, любовью к миру, яркими запоминающимися впечатлениями и событиями. В эти годы для ребёнка большое значение имеют родительская любовь и забота, общение с близкими людьми, со сверстниками, с природой и домашними животными.

Именно в детстве закладывается основной жизненный стержень, который формирует у ребёнка нравственные и моральные качества, способствует развитию интеллекта, становлению характера, прививает доброту, отзывчивость, трудолюбие. Семена добра необходимо посеять в детстве, чтобы через много лет выросли красивые, сильные, крепкие деревья, приносящие сладкие плоды. Сад детства должен цвести и благоухать! Очень важно, кто находился рядом с ребёнком в этот отрезок времени, вёл его за руку, помогал расти и развиваться. Огромная роль в этом принадлежит родителям – матери и отцу, а также гувернёрам и воспитателям маленького человека.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Близкие люди – ангелы хранители подрастающего малыша, оберегающие его в жизни, старшие друзья, советчики и наставники. Воспитать личность: патриота своей Родины, уважающее старшее поколение и творящее добро – великое и благородное дело! Ребёнок должен уметь чувствовать, сопереживать другим, быть духовно богатым. Самое главное – воспитать у него человеколюбие и любовь ко всему живому на земле. Эти чувства дарит сама Вселенная, зажигая в сердце ребёнка искры добра и милосердия.

Животные у него наделены человеческими качествами; времена года, как живые существа; звёзды и планеты – тёплые лица, близкие по духу. Он пробует сочинять стихи, влюбляется в девочку Лилю, и эта любовь олицетворяется у него с образом сказочной зимы. Никита един с окружающим миром, и это очень важно для развития его личности. В большую жизнь он войдёт настоящим человеком.

Всестороннее гармоничное развитие особенно важно для дошкольника, для обогащения знаниями его кругозора и интеллектуального развития индивидуума. Ребёнок должен знать всё, чтобы, став взрослым, он умел передать эти мудрые знания другим людям. Необходимо развивать у него таланты. Возможно в будущем он станет великолепным мастером или знаменитостью. Всё приходит из детства, так как в нём имеются задатки к различным искусствам, и в процессе развития по жизни этих предрасположенностей формируются творческие способности. Детство – лучшее время нашей жизни! Всё хорошее приходит к нам из него! Каждый ребёнок должен уметь зажечь своё солнце доброты, и сиять вместе с ним яркими, тёплыми лучами, даря людям счастье.

Читайте также: