План урока дизайн в нашей жизни

Обновлено: 02.07.2024

Учитель. Ребята! Давайте поговорим о том, какое место в нашей жизни занимает декоративно-прикладное искусство. Возьмем словарь художественных терминов и прочтем определение ДПИ – (от лат. Decoro – украшаю) – создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью.

Назовите такие предметы.

(Ребята перечисляют: посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д. Эти предметы показываются на слайдах)

А теперь давайте подумаем, как может выглядеть наш кабинет.

Прежде всего, необходимо предусмотреть все для того, чтобы в нем можно было легко и удобно работать. Я предлагаю вам пофантазировать.

Устная работа с детьми.

Дети предлагают элементы дизайна кабинета изобразительного искусства.

Часть 2

Дизайн – это придумывание, разработка новой, удобной для человека и красивой предметной среды.

Разный бывает дизайн. Вы можете услышать такое: дизайн кухни, дизайн автомобиля, дизайн спальни, дизайн ванной, дизайн кабинета, дизайн офиса… Это значит, что кто-то хорошо подумал, прежде чем предложить использовать предмет или помещение, и нашел самые удобные и приятные для нас формы, цвета и расположение предметов.

Искусство дизайна требует знания законов красоты, и техники, и человеческого труда. Например, чтобы для мамы разработать дизайн кухни, то нужно измерить, какой длины у неё рука – и поставить предметы, столы, столики, повесить шкафчики, расположить их дверцы на таком расстоянии друг от друга, чтобы маме было легко достать до них, чтобы ей не приходилось каждые пять минут тянуться через всю кухню, вставать на цыпочки, а то и сказать, чтобы достать до дальнего шкафчика или глубокой полочки со специями.

Искусство дизайна – одно из самых молодых в мире. Оно возникло лишь в двадцатые годы двадцатого века. Именно в это время, стала так бурно развиваться промышленность, на человека хлынуло так много разнообразных вещей и приспособлений, что он стал буквально тонуть и захлёбываться в них. Поток новых и новых вещей, механизмов, приспособлении рос и рос, а человек оставался прежним – с его пятью пальцами, двумя ногами и руками, не выше и не ниже. Вот для того, чтобы изучить и учесть возможности отдельного человека и не дать вещам поглотить его, возник дизайн. Он защищает нас от вещей и учит строить отношения с ними. Вещи должны знать свое место и не угнетать человека, а помогать ему, радовать его.

А сейчас мы с вами сами попробуем стать дизайнерами.

Кто же такие дизайнеры?

Это очень умные и знающие люди, которые могут придумывать новые формы вещей и помещений.

Чтобы стать дизайнером, нужно хорошо рисовать, хорошо уметь считать, но главное – уметь очень внимательно наблюдать за тем, что и как делают люди. Ведь вы должны догадаться, что будет человеку удобно, а что начнет его стеснять. Дизайнер изучает разные профессии и привычки людей, из характер, стиль жизни. Потом, через сочиненные им формы вещей, он сможет повлиять на людей, чтобы улучшить их дома.

(После беседы идет закрепление при показе слайдов)

Часть 3

Постановка художественной задачи.

Учитель. Вспомните комнаты своего дома. Удобно ли маме на кухне? Что бы вы изменили в своей комнате? Как, по-вашему, должна выглядеть гостиная?

Часть 4

Выполнение задания

Учитель. А теперь нарисуйте свой проект удобной и красивой комнаты. Как бы вы организовали ее пространство? Что бы вы поставили, повесили? Какую бы мебель взяли? Можно использовать принесенные с собой журналы, иллюстрации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: « Развитие дизайна и его значение в жизни современного

Цель и задачи:

Развивать творческую фантазию и интерес к искусству;

3. Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование:

Иллюстрации к уроку.

Презентация к уроку.

Развёрнутый ход урока:

Организационный момент: вход в класс, приветствие, настрой на урок.

- Добрый день, я очень рада нашей встрече. Я надеюсь на наш совместный плодотворный труд и на сегодняшнем уроке.

Фронтальный опрос по вопросам.

(ответы обучающихся)

- Люди каких творческих профессий принимают участие в

оформлении современного журнала?

(ответы обучающихся)

- Какими умениями и навыками должен обладать современный

дизайнер ? (ответы обучающихся)

- Какими журналами вы чаще всего интересуетесь и почему ?

(ответы обучающихся)

- Какие приёмы усиливают впечатление от содержания журнала?

(ответы обучающихся)

- Как бы вы оформили обложку и странички любимого журнала и

почему? (ответы обучающихся)

3. Знакомство с новой темой урока.

Вопрос: Итак, что же такое ДИЗАЙН?

( дизайн - (англ. design — проект, замысел, чертеж, рисунок) — термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности)

Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей.

Дизайнеры это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.

Бурный технический прогресс в ХХ веке определил появление фабрик и заводов, которые пришли на смену кустарным мастерским. На новом производстве в изготовлении каждой вещи

стал принимать участие большой коллектив, выпуская одинаковые изделия для массового покупателя. Дизайнеры старались оживить художественную культуру и придать эстетическую ценность предметам быта.

Классицизм, модерн, арт-деко, минимализм, хай-тек, китч, этно — это далеко не полный перечень стилей, существующих в дизайне интерьера и архитектуре.

Англия стала родиной нового стиля в искусстве — модерна . Модерн возник в творчестве шотландского архитектора и дизайнера Чарлза Макинтоша (1868—1928). Он создал свой собственный стиль интерьера и мебели, строгий, изысканный, лаконичный, подчеркивающий утонченность и яркую индивидуальность владельца.

Линии в модерне изысканные, плавные и мягкие, напоминают растительный орнамент.

Этому стилю присуще максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала.

В конструкции и украшении предметов быта художники, работающие в стиле модерн , ориентировались на природные формы.

В России в стиле модерн работали известные художники М. Врубель, С. Малютин и др .

Достаточно посмотреть на особняки начала XX века , где все дизайнерские элементы, начиная с витиеватых решеток и заканчивая орнаментом на стенах, выполнены в одном стилевом решении. Создавая интерьер в стиле модерн , дизайнер импровизировал, подчиняя все одной тематике.

Дизайнеры второй половины ХХ века проектировали предметы домашнего обихода и мебель ярких, кричащих цветов и самых немыслимых форм.

Именно в это время появилась одноразовая посуда, являющаяся тоже продуктом дизайна.

Современные дизайнеры выполняют художественное проектирование продукции всех производств, начиная от самой серьезной техники и машин и заканчивая упаковкой для молока и йогуртов. Им принадлежат идеи, так называемой, комплексной эстетизации пространства, которая выражается в поиске

оптимального сочетания функций и формы серийно выпускаемых предметов: мебели, телевизоров, радиоприемников, телефонных аппаратов, светильников, предназначенных не только для создания комфорта в повседневной жизни человека, но и для ее украшения.

Сегодня развитие дизайна привело к тому , что искусство, технологии и промышленное производство образовали взаимовыгодное содружество, в результате которого в искусстве появилось множество новых возможностей самовыражения, а различные технологические процессы получили эстетический смысл.

Взаимосвязанными в ХХ веке оказались искусство и мода. Модельеры не раз использовали в своих моделях мотивы большого искусства. В то же время и мода подчас диктовала художникам

Например , известный испанский художник Сальвадор Дали (1904—1989) разработал для популярного в Италии Дома мод

проекты женских шляпок в виде туфли .

А демонстрации моделей одежды в крупных городах

превратились в настоящие театрализованные представления.

Дизайн одежды спас положение в музыкальных театрах Италии и Америки во второй половине ХХ в . В эти театры были приглашены мастера авангардного искусства . Декораторам

и художникам по костюмам представилась возможность реализовать свои самые смелые творческие замыслы при создании сценических костюмов для персонажей опер и балетов.

4.Просмотр презентации.

5.Составление конспекта и запись новых терминов в словарь.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание:

- выучить записи в конспекте;

- прочитать параграф в учебнике на стр. 152 -155;

- выполнить творческое задание:

а). Выполните проект какого-либо предмета быта — посуды или мебели (рисунок-эскиз предмета, чертеж и описание материала, особенностей формы, размера и т. д.);

- выписать в словарь определения следующих терминов: классицизм, модерн, арт - деко, минимализм, хай-тек, китч, этно .

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с искусством дизайна, историей возникновения и развития, направлениями в дизайнерском искусстве, сформировать представление о значении дизайна в жизни современного общества, воспитывать эстетический вкус.

Задачи урока:

-понимание дизайна как техники художественного проектирования и конструирования различных изделий;

Формирование УУД:

личностные – понимание смысла творческих поисков дизайнеров в разработке эстетических ценностей предметов быта;

познавательные – расширение круга впечатлений о функциях дизайна в современной культуре;

коммуникативные – умение отстаивать собственную точку зрения в процессе оценки дизайнерских решений, обоснование выбора собственных художественных предпочтений;

регулятивные – планирование результатов творческой деятельности при выполнении мини-проектов (с. 155),

информационные – умение находить в справочной литературе, Интернете значение новых понятий по учебной теме, подбирать зрительный ряд.

Форма урока: изучение нового материала.

Методы: метод проекта.

Оформление урока:

-таблички с названиями проектных бюро;

Урок искусства в 9 классе.

Тема: Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Цели на уроке:

познакомить с искусством дизайна, историей возникновения и развития, направлениями в дизайнерском искусстве, сформировать представление о значении дизайна в жизни современного общества, воспитывать эстетический вкус.

Задачи урока:

-понимание дизайна как техники художественного проектирования и конструирования различных изделий;

Формирование УУД:

личностные – понимание смысла творческих поисков дизайнеров в разработке эстетических ценностей предметов быта;

познавательные – расширение круга впечатлений о функциях дизайна в современной культуре;

коммуникативные – умение отстаивать собственную точку зрения в процессе оценки дизайнерских решений, обоснование выбора собственных художественных предпочтений;

регулятивные – планирование результатов творческой деятельности при выполнении мини-проектов (с. 155),

информационные – умение находить в справочной литературе, Интернете значение новых понятий по учебной теме, подбирать зрительный ряд.

Форма урока: изучение нового материала.

Методы: метод проекта.

Оформление урока:

-таблички с названиями проектных бюро;

-карандаши (простые, цветные);

Сценарий урока.

- приветствие, создание позитивного настроя на творческую работу.

2. Повторение пройденного материала.

а) архитектура современного города;

б) направления в современной архитектуре.

3. Введение в новую тему.

У: Каждый город имеет свое лицо и все большую роль в этом играют дизайнеры. Само слово дизайн появилось на рубеже 19 – 20-х веков.

Дизайн ( от англ. – проект, замысел, чертеж, рисунок) – термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности.

Дизайнеры – это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий, начиная от самой серьезной техники до упаковки продуктов. На каждом производстве дизайнеры стараются придать разным изделиям эстетическую ценность. Существуют разные стили в дизайне и в архитектуре: классицизм, модерн, минимализм, хай-тек, китч, этно – это далеко не полный перечень стилей, существующих в дизайне интерьера и архитектуре.

Стиль модерн в дизайне интерьера рубежа XXI - XX веков. Как известно, Стиль модерн в дизайне интерьера возник на рубеже веков, когда технический прогресс в конце XIX в. привнес в Западную Европу новые тенденции в искусстве и архитектуре, возникшие в противовес рационализму XIX в. Это отказ от смешения исторических стилей (эклектики) и поиск современных декоративных форм. Любой новый стиль появляется постепенно из предшествующих стилей, ведь перед человечеством всегда стоят новые задачи, появляются новые конструкции и строительные материалы, а это требует изменения устаревших форм. Популярный стиль модерн в дизайне интерьера имеет черты: трактовка поверхности, плоскости, фактуры, определенная ритмика движения форм, орнаментальный декор и собственная иконосфера. В вещах модерна — вазах, канделябрах, пепельницах, чернильницах, пресс-папье и календарях появляется фигурка женщины, которую можно увидеть в иллюстрациях О. Бердслея, в живописи Г. Климта, в скульптурах О. Родена. Льющаяся вода, и близкие ей образы – символ движения, живого, текучести жизни и изменчивости. С образом женщины связаны грезы, получившие метафизические или мистические черты. Стиль модерн в дизайне интерьера, в архитектуре и искусстве по логике символизм делал все невидимое видимым.

Дизайн Арт деко являлся основой почти всех домашних интерьеров в 20-30-х годах. Простота и геометричность стиля интерьера открыли эпоху массового производства мебели, сделав ее доступной.

Стиль Арт деко сознательно ориентирован на прошлое, стремится к роскоши, и воплощается в сочетании экзотического и примитивного искусств. Арт деко современно и необычно сочетает в интерьере восточные мотивы, элементы старины, совершенно разные материалы вместе с новыми шедеврами искусства первой половины ХХ века, особое предпочтение отдавая кубизму.

Минимализм в дизайне интерьера это моделирование пространства и освещения с использованием только необходимых предметов мебели, оборудования и т.д. а так же простых геометрических форм в отделке помещения. Наибольшее значение в минимализме в интерьере играет правильно спланированное пространство. Главным отличаем от других стилей – наличие мягкого, рассеянного освещения, ощущение простора, минимум внутренних перегородок, большое количество и площадь окон. Задача минимализма в интерьере – это максимально соединение жилого пространства с окружающим миром.

Основная идея минимализма в интерьере это функциональность. Многопрофильность мебели, оборудования, освещения позволяет избавиться от лишних предметов и освободить пространство для воздуха

Хай-тек (от англ. Hi-Tech - высокая технология) - это стиль, который появился в конце ХХ века в Великобритании, а потом стал очень популярным во многих странах. Его основателем можно назвать Норманна Фостера. Основными чертами этого стиля являются практичность, геометричность, максимально функциональное использование всего пространства и довольно сдержанный декор.

Хай-тек характеризуется большим количеством прямых линий, обилием стеклянных, металлических и пластиковых деталей. Часто используются различные перегородки, которые могут изменять планировку помещения. Этот стиль идеально подходит для просторных помещений, которые разделяются на различные функциональные зоны с помощью перегородок или дверей из небьющегося стекла. Прозрачные двери-купе довольно удобны и функциональны, потому что позволяют отлично экономить пространство. Хай-тек имеет практический смысл, но все-таки подобный дизайн помогает более рационально обустроить помещение, убирая лишние элементы. Данный стиль приносит в интерьер максимум света и пространства, при этом акцент делается на форме и фактуре архитектурных деталей и предметов интерьера, а не на цветовой гамме.

Китч (нем. кitsch), китч — стиль в дизайне и архитектуре, явление массовой культуры, синоним псевдоискусства, с акцентом на эпатаже и экстравагантности, крикливости и броскости в ущерб привычным эстетическим ценностям. Кричащая вульгарность, отказ от правил, стремление выделиться любой ценой — все это интерьерный китч.

Китч вырос из течений постмодернизма, игры в антидизайн, протестных течений в интерьерной моде. Стиль китч – самый спорный и неоднозначно воспринимаемый в дизайне интерьера.

Природа китча и его зарождение связаны с повторением и переосмыслением сложившихся классических образов. Но, как часто бывает, при повторении происходит перебор: другой материал, масштаб, среда и т.д. Самые дорогие материалы, подчеркнутая экологичность, смесь ретро и фантазий о нем. Среди кричащей цветовой гаммы от розового до ядовито-зеленого и фиолетового лидирует агрессивный красный цвет.

Основной идеей стиля была насмешка и отрицание истории и художественных традиций, вкуса и стилей. Принципом выбора становилась откровенная безвкусица, несочетаемость цветов и предметов интерьера.

Китч может породить богатство (псевдо-роскошь) или нищета. Но это всегда желание обратить на себя внимание, выделиться за счет интерьера.

Стиль китч присутствует и у известных дизайнеров интерьера, как ирония над массовой культурой и неумением отличить красивое от модного, тонкая насмешка над самим понятием стиля и провокация для коллег.

Этно стиль - это возвращение к индейским, индийским, бушменским, арабским, африканским и подобным традиционно национальным элементам в дизайне интерьера. Стиль этника ярко эклектичен. Циновки, скульптуры, ковры, шкуры, чучела животных, предметы культа, утратившие свою функциональность, становятся декоративными украшениями, деталями интерьера. Актуальны косички, стекляшки и бусинки, бахрома, блеск и металлические нити в тканях, ткани-хамелеоны, кожа, мех.

Цвета, узоры, мебель, ткани и украшения, увиденные в разных странах или промелькнувшие в книгах и журналах, рождают богатство дизайнерских идей. Этнический стиль - не воспроизведение конкретного образа, а интерпретация и адаптация притягательных или пробуждающих воспоминания элементов иной культуры. Один или два хорошо подобранных предмета - простые неглазурованные кувшины или табурет из африканской деревни могут положить начало привлекательному и оригинальному дизайн проекту. Используйте богатую палитру экзотических цветов - от горячих сальсовых оттенков Мексики до пряных тонов жженой умбры, коричного и терракотового цветов Северной Африки.

Зачастую понятие этнический стиль ассоциируется с экзотикой. Многие ошибочно считают, что сюда можно отнести лишь африканские статуэтки, японские ширмы или узбекские сюзане (крупные настенные вышитые панно), однако подобное мнение ошибочно.

Взаимосвязанными в 20 веке оказались искусство и мода. Модельеры не раз использовали в своих моделях мотивы большого искусства. В то же время и мода диктовала художникам некоторые идеи. Сальвадлр Дали разработал для итальянского Дома моды проекты женских шляпок в виде туфли. Декораторам и художникам по костюмам представилась возможность реализовать свои самые смелые творческие замыслы при создании сценических костюмов для персонажей опер и балетов.

Ландша́фтный диза́йн — искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования(инженерный аспект), с другой стороны, ботаники и растениеводства (биологический аспект) и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории(особенно из истории культуры) и философии [1] . Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий.

В отличие от садоводства и огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность (повышение урожайности садово-огородных культур), ландшафтный дизайн — более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей. Стилей в ландшафтном дизайне более 200, но активно используются 19. Сегодня мы рассмотрим классический стиль.

Этот стиль называется еще регулярным, потому что он в основном опирается на понятие симметрии, базируется на устойчивых, проверенных временем канонах классического искусства. Он является аналогом того, что мы имеем в виду, когда говорим о классическом стиле в интерьере квартиры. Главное в классическом стиле ландшафтного дизайна – четкие, геометрические формы: и клумб, и газонов, и линий дорожек. Лучше всего этот стиль будет смотреться на участках большого размера – от 15 соток. Классический стиль ландшафтного дизайна подойдет вам, если ваш участок имеет правильную геометрическую форму и не слишком затенен. За таким садом нужен тщательный уход.

4. Работа над проектами.

У: Сегодня и вы станете дизайнерами. В классе будут работать пять дизайнерских бюро, каждое выберет свой стиль в котором и будут созданы ваши проекты. Предлагаю создать дизайнерские проекты по оформлению школьной площадки, спортивного зала, спортивной площадки во дворе школы, рекреаций гимназии и ландшафтный проект пришкольных территорий. При этом важно помнить о главных принципах дизайна:

( Класс разбит на пять групп – дизайнерских бюро, каждая из которых представляет свой проект.)

Представление дизайнерских проектов.

У: Вы представили красивые, современные, функциональные проекты, которые непременно найдут свое воплощение в жизни. Может быть кто-то из вас выберет такую замечательную профессию – делать окружающий мир красивым.


Исторические аспекты развития художественного языка конст­руктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до инду­стриального градостроительства. Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зда­ний и организацией городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.

Здание — объект в пространстве, в градостроительстве. Пони­мание архитектуры как объемно-пространственного художествен­ного мышления. От плоскостного изображения к макетированию объемно-пространственных композиций.

Тема урока: "Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля "

Цели:

- Развитие пространственного мышления и образного воображения.

- Закрепление навыков анализа конструктивных особенностей строения форм предметов.

- Научить моделировать объемные композиций при помощи модулей.

Материалы: бумага, клей ПВА, ножницы.

Зрительный ряд: презентация, журналы, открытки с изображениями архи­тектурных построек разных эпох.

План урока

1. Организационная часть — 2 мин.

3. Практическая работа учащихся —20 мин.

5. Завершение урока — 3 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку)

II. Слово учителя

Ребята давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.

Разработка урока по ИЗО на тему Дизайн и архитектура в жизни человека по программе Б. М. Неменского

Архитектурные формы делятся на исторические и современные; по странам и народам (греческие, римские, китайские, индийские); по стилям (классические, романские, готические, византийские); в соответствии с частями зданий (проемы, стены, лестницы, ограждения и пр. ); по материалу (каменные, кирпичные, металлические) ; по отношению конструкциям (конструктивные и декоративные) и т. д.

Тема нашего урока: " Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля ".

Ребята архитектура говорит на языке объемных форм, объединенных в систему построения пространства в которой живет и работает человек. И это пространство в свою очередь влияет на человека. При этом важно, какие ощущения возникают у человека от архитектурных построек и его элементов.

На эстетическое восприятие архитектурного объекта влияет разнообразие горизонтально или вертикально расположенных объемов, монотонно или разнообразно скомпонованных. Достаточно нескольких геометрических форм чтобы создать многочисленные варианты решений архитектурного образа.

Конструкция – это устройство какого-либо предмета, составление целого из отдельных частей. Важное композиционное средство конструкции - это пропорции. Отношения по высоте, длине и ширине отдельных предметов.

Архитектура подчинена законам симметрии и асимметрии, ритма, вызывающее у человека определенное настроение, переживание, восприятие объекта.

Ребята вы некогда не задумывались, почему на некоторые здания мы обращаем внимание, а другие даже не замечаем?

Посмотрите, пожалуйста, на архитектурные постройки и выразите свое мнение и отношение к ним.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Конспекты уроков ИЗО, 8 класс

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека,по программе Б. М. Неменского

Автор: Закирова Венера Наилевна

Учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №1, город Бугульма РТ

II четверть. «Художественный язык конструктивных искусств.

Исторические аспекты развития художественного языка конст­руктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до инду­стриального градостроительства. Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зда­ний и организацией городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.

Здание — объект в пространстве, в градостроительстве. Пони­мание архитектуры как объемно-пространственного художествен­ного мышления. От плоскостного изображения к макетированию объемно-пространственных композиций.

Тема урока: "Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля "

- Развитие пространственного мышления и образного воображения.

- Закрепление навыков анализа конструктивных особенностей строения форм предметов.

- Научить моделировать объемные композиций при помощи модулей.

Материалы: бумага, клей ПВА, ножницы.

Зрительный ряд: презентация, журналы, открытки с изображениями архи­тектурных построек разных эпох.

1. Организационная часть — 2 мин.

3. Практическая работа учащихся —20 мин.

5. Завершение урока — 3 мин.

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку)

II. Слово учителя

Ребята давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.

Архитектурные формы делятся на исторические и современные; по странам и народам (греческие, римские, китайские, индийские); по стилям (классические, романские, готические, византийские); в соответствии с частями зданий (проемы, стены, лестницы, ограждения и пр.); по материалу (каменные, кирпичные, металлические) ; по отношению конструкциям (конструктивные и декоративные) и т.д.

Тема нашего урока: " Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля ".

Ребята архитектура говорит на языке объемных форм, объединенных в систему построения пространства в которой живет и работает человек. И это пространство в свою очередь влияет на человека. При этом важно, какие ощущения возникают у человека от архитектурных построек и его элементов.

На эстетическое восприятие архитектурного объекта влияет разнообразие горизонтально или вертикально расположенных объемов, монотонно или разнообразно скомпонованных. Достаточно нескольких геометрических форм чтобы создать многочисленные варианты решений архитектурного образа.

Конструкция – это устройство какого-либо предмета, составление целого из отдельных частей. Важное композиционное средство конструкции - это пропорции. Отношения по высоте, длине и ширине отдельных предметов.

Архитектура подчинена законам симметрии и асимметрии, ритма, вызывающее у человека определенное настроение, переживание, восприятие объекта.

Ребята вы некогда не задумывались, почему на некоторые здания мы обращаем внимание, а другие даже не замечаем?

Посмотрите, пожалуйста, на архитектурные постройки и выразите свое мнение и отношение к ним.



Танцующий дом, построенный по совместному проекту архитекторов Милуновича и Фрэнка Гери.





Форма внешних объемов здания может быть самой разнообразной, однако чаще всего она близка к форме таких простых геометрических тел, как параллелепипед, куб, призма, пирамида, полусфера, полуцилиндр, цилиндр и т.д.




Сочетание различных объемов.


Объемы и их сочетания влияют на образный характер постройки на функциональность и художественную красоту.

Создавая тот или иной объект, архитектор стремится так организовать его пространство, чтобы оно было функциональным и удобным для эксплуатации.


По виду композиции внешние объемы зданий могут быть простыми, состоящими из одного объема, и сложными — из двух и более объемов разной формы. Различают также комплексные композиции, которые состоят из нескольких зданий, составляющих единый архитектурный комплекс.


Центр международной торговли. Единый архитектурный комплекс зданий.

Ребята как вы думаете, что такое модуль в архитектуре?

Модуль (от лат. modulus — мера) в архитектуре, условная единица, принимаемая для координации размеров частей здания или комплекса. В архитектуре разных народов в зависимости от особенностей строительной техники и композиции зданий за модуль принимались разные величины. Модулем сооружения могут быть: одно из основных его измерений (диаметр купола или стороны помещения в средневековых сводчатых постройках Европы и Средней Азии), размер отдельного элемента сооружения (диаметр колонны, ширина триглифа в ордерной античной архитектуре) или размер строительного изделия (длина кирпича, бревна). В качестве модуля используются также и непосредственно меры длины (фут, сажень, метр и др.), образуя так называемый линейный модуль.



В массовом типовом строительстве многообразие форм достигается не за счет создания неповторимых конструкций, а за счет оригинальности сочетания одинаковых, точнее единообразных элементов - модулей.

III . Практическая работа

Задания: 1) соединение объемов, составляющих здание спосо­бом примыкания (пассивное соединение) и взаимного проникно­вения (агрессивное соединение);

2) создание макета дома, построенного из модульных объемов, одинаковых по величине или подобных друг другу по пропорциям.

Модули можно изготовить из бумаги или из любого другого материала.

IV. Подведение итогов.

Выбрать хорошую работу, похвалить автора. Объяснить ученикам, что верно и что ошибочно в остальных макетах.

V. Завершение урока и задание на дом.

1. Гуров Г. Е., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7—8 классы: учеб. для общеобразовате. учреждений.М.:Просвещение 2009.-175 с.

2. Гуров Г.Е., Питерских А. С. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7—8 классы

3. Е.Б. Громова. Модуль Сакрального пространства. В книге: Культура и пространство. Славянский мир. М., 2004, с. 27-35.

4. Б.М.Неменский, “Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе”. Москва, 1992 г.

5. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы” Программы, Москва, 2010 г.

6. Большой энциклопедический словарь, Москва, 1991 г. “Советская энциклопедия”.

7. Большая Советская Энциклопедия - энциклопедия БСЭ


-75%

Читайте также: