План урока чтение электрических схем

Обновлено: 01.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Предмет : Основы электротехники

Ознакомить обучающихся с правилами чтения электрических схем;

Формировать у обучающихся рациональные приемы и способы мышления, развитие познавательной активности, внимания, памяти, речи, культуры учебного труда;

Воспитывать у обучающихся уважения к труду, высокие нравственные качества.

Тип урока: формирование новых знаний

Методы: беседа, индивидуальная работа обучающихся, компьютерное тестирование, демонстрация макетов.

Оборудование и материалы: презентация , раздаточный материал, интерактивная доска, пульты для тестирования, компьютер, макеты трансформаторов

1. Прошин В.М. Электротехника учебник для СПО, 2013 год

Структура урока:

2. Формирование новых знаний – 25 мин.

3. Закрепление пройденного материала – 12 мин.

4. Заключительная часть – 4 мин.

1. Организационный момент.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку, психологический настрой.

3. Формирование новых знаний.

Чтобы читать электрические схемы, необходимо хорошо знать и помнить: наиболее распространенные условные обозначения обмоток, контактов, трансформаторов, двигателей, выпрямителей, ламп и т. п., условные обозначения, применяющиеся в той области с которой преимущественно приходится сталкиваться в силу профессии, схемы наиболее распространенных узлов электроустановок, например двигателей, выпрямителей, освещения лампами накаливания и газоразрядными и т. п, свойства последовательного и параллельного соединений контактов, обмоток, сопротивлений, индуктивностей и емкостей.

Расчленение схем на простые цепи

Любая электроустановка удовлетворяет определенным условиям действия. Поэтому при чтении схем, во-первых, нужно выявить эти условия, во-вторых - определить, отвечают ли полученные условия задачам, которые должны электроустановкой решаться, в-третьих, следует проверить, не получились ли попутно "лишние" условия, и оценить их последствия.

Для решения этих вопросов пользуются несколькими приемами.

Первый из них состоит в том, что схема электроустановки мысленно расчленяется на простые цепи, которые сначала рассматривают отдельно, а затем в сочетаниях.

Простая цепь включает источник тока (батарея, вторичная обмотка трансформатора, заряженный конденсатор и т. п.), приемник тока (двигатель, резистор, лампа, обмотка реле, разряженный конденсатор и т. п.), прямой провод (от источника тока к приемнику), обратный провод (от приемника тока к источнику) и один контакт аппарата (выключателя, реле и т. п.). Понятно, что в цепях, не допускающих размыкания, например в цепях трансформаторов тока, контактов нет.

При чтении схемы нужно сначала мысленно расчленить ее на простые цепи, чтобы проверить возможности каждого элемента, а затем рассмотреть их совместное действие.

Порядок чтения электрических схем и чертежей

Прежде всего, необходимо ознакомиться с наличными чертежами (или составить оглавление, если его нет) и систематизировать чертежи (если этого не сделано в проекте) по назначению.

Чертежи чередуют в таком порядке, чтобы чтение каждого последующего являлось естественным продолжением чтения предыдущего. Затем уясняют принятую систему обозначений и маркировки.

Если она не отражена па чертежах, то ее выясняют и записывают.

На выбранном чертеже читают все надписи, начиная со штампа, затем примечания, экспликации, пояснения, спецификации и т. д. При чтении экспликации обязательно находят на чертежах аппараты, в ней перечисленные. При чтении спецификации сопоставляют их с экспликациями.

Если на чертеже имеются ссылки на другие чертежи, то нужно найти эти чертежи и разобраться в содержании ссылок. Например, в одну схему входит контакт, принадлежащий аппарату, изображенному на другой схеме. Значит, нужно уяснить, что это за аппарат, для чего служит, в каких условиях работает и т. п.

При чтении чертежей, отражающих электропитание, электрическую защиту, управление, сигнализацию и т. п.:

1) определяют источники электропитания, род тока, величину напряжения и т. п. Если источников несколько или применено несколько напряжений, то уясняют, чем это вызвано,

2) расчленяют схему па простые цени и, рассматривая их сочетание, устанавливают условия действия. Рассматривать всегда начинают с того аппарата, который нас в данном случае интересует. Например, если не работает двигатель, то нужно найти па схеме его цепь и посмотреть, контакты каких аппаратов в нее входят. Затем находят цепи аппаратов, управляющих этими контактами, и т. д.,

3) строят диаграммы взаимодействия, выясняя с их помощью: последовательность работы во времени, согласованность времени действия аппаратов в пределах данного устройства, согласованность времени действия совместно действующих устройств (например, автоматики, защиты, телемеханики, управляемых приводов и т. п.), последствия перерыва электропитания. Для этого поочередно, предполагая отключенными выключатели и автоматы электропитания (предохранители перегоревшие), оценивают возможные последствия, возможность выхода устройства в рабочее положение из любого состояния, в котором оно могло оказаться, например после ревизии,

4) оценивают последствия вероятных неисправностей: незамыкание контактов поочередно по одному, нарушения изоляции относительно земли поочередно для каждого участка,

5) нарушения изоляции между проводами воздушных линий, выходящих за пределы помещений и т. п.,

5) проверяют схему па отсутствие ложных цепей,

6) оценивают надежность электропитания и режим работы оборудования,

7) проверяют выполнение мер, обеспечивающих безопасность при условии организации работ, обусловленных действующими правилами (ПУЭ, СНиП и т. п.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знание иностранных языков играет большую роль в современной жизни. Большинство технической документации составляется на английском языке как международном, общепринятом во многих странах. В качестве примера такой документации можно привести технические паспорта оборудования.

Вся промышленность использует как отечественное, так и импортное оборудование, поэтому большое значение имеет грамотный перевод текста паспорта по работе в частности ЭО.

Поэтому, при подготовке и проведении открытого урока, большое внимание было уделено практическому применению знаний английского языка, специальной терминологии и правильного перевода с английского языка и наоборот .

Целью представленной работы является обоснование необходимости знаний терминов и английского языка в области энергетики.

План открытого урока

Преподаватель: Беляев Евгений Геннадьевич

Уровень: базовый

Дата:.05.2019г.

Тема: Чтение принципиальных электрических схем

Цель: Закрепление знаний по условно- графическим обозначениям принципиальных электрических схем.

образовательные

Закрепить и обобщить знания условно- графических и буквенных обозначений элементов цепей на русском и английском языках;

Закрепить знания английского языка в производственных ситуациях

развивающие

совершенствовать умения по чтению принципиальных электрических схем;

воспитательные

формировать личностный смысл к изучению темы, интерес к заданиям;

воспитывать культуру умственного труда.

Планируемые результаты

Студенты должны знать условно- графические и буквенные обозначений элементов цепей на русском и английском языках

Учащиеся должны уметь читать и составлять принципиальные электрические схемы с использованием международных языков.

Вид занятия: комбинированное.

Методы обучения (репродуктивные, частично-поисковые): рассказ, объяснение, проблемная беседа, пример, упражнение, обобщение, самостоятельная работа.

Инновационные педагогические технологии, применяемые на занятии:

элементы технологии проблемного обучения;

Формы организации студентов: работа в группах

Средства обучения:

Учебно-наглядные: словари английского языка, раздаточный материал

ТСО: компьютер, проектор, мультимедийное сопровождение.

Методы контроля: устный фронтальный опрос, повторение, решение практических задач.

Основные показатели оценки

- знание условно- графических и буквенных обозначений элементов цепей на русском и английском языках ;

-знание английского языка при чтении технических паспортов ЭО;

2. Составляют описание работы элементов электрической цепи .

Межпредметные связи: английский язык.

Структура урока

Ι. Организационный момент

1.1 Приветствие, отметка отсутствующих.

II. Постановка цели и задач урока.

2.1 Мотивирование к учебной деятельности учащихся.

2.2. Определение темы и целей урока в ходе фронтального опроса и беседы

III. Актуализация опорных знаний

3.1 Повторение основных теоретических понятий темы на разных языках.

IV. Закрепление пройденного материала

4.1. Алгоритм чтения принципиальных электрических схем .

4.2. Технические термины в области электромонтажных работ, в том числе на английском языке

4.3. Практическое применение знаний английского языка.

V. Самостоятельная работа

5.1. Работа в группе при изучении технического паспорта ЭО

5.2. Индивидуальная работа по описанию работы ЭО в электрической цепи

VI. Заключительный (рефлексивно-оценочный) этап

6.1 Закрепление, выявление степени понимания материала

6.2. Обобщение, выводы.

Содержание урока

Организационный этап

Приветствие учащихся, создание положительного и эмоционального фона, настрой на работу.

Постановка цели и задач урока. Мотивирование к учебной деятельности учащихся.

Определение темы и целей урока в ходе фронтального опроса и беседы

III. Актуализация опорных знаний

Повторение основных теоретических понятий темы на разных языках.

IV. Закрепление пройденного материала

Вопросы для закрепления:

Виды и сравнение электрических схем

Состав электрической схемы

Технические термины на русском и английском языках

Последовательность подключения ЭО

Использование словарей и справочников электрика при чтении схем

V. Самостоятельная работа

Задание № 1

Перевести необходимый текст паспорта для чтения схемы

Задание № 2

Опишите работу ЭО в схеме c расшифровкой УГО

VI. Заключительный (рефлексивно-оценочный) этап

6.1 Закрепление, выявление степени понимания материала (фронтальное обсуждение).

1. Проверка задания №1

- чтение паспорта на английском языке

2. Проверка задания №2

- чтение описания работы ЭО в схеме c расшифровкой УГО

- перевод описания работы ЭО в схеме c расшифровкой УГО с английского языка

6.2. Обобщение, выводы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: дать понятие электрической цепи, принципиальной и монтажной электрических схем, учить умению читать принципиальную электрическую схему, отличать ее от монтажной.

Принципиальные и монтажные электрические схемы.

Цели: дать понятие электрической цепи, принципиальной и монтажной электрических схем, учить умению читать принципиальную электрическую схему, отличать ее от монтажной.

Оборудование: ПК и мультимедийный проектор.

Организационный момент ( приветствие, проверка готовности учащихся к уроку)

Повторение пройденного материала

Изложение программного материала

Иллюстрированный рассказ с элементами беседы

Понятие электрической цепи.

Устройства, в которых происходит преобразование электрической энергии в другие виды энергии, называются приемниками или потребителями, а в электротехнике нагрузкой.

Приведите примеры потребителей электрической энергии. (Ответы учащихся) правильно, различные электроосветительные, электронагревательные приборы являются потребителями.

Электростанции связаны с потребителями электроэнергии воздушными линиями передачи или кабельными. Воздушные линии (ВЛ) – это провода, подвешенные на гирляндах изоляторов к опорам.

Кабельная линия (КЛ) состоит из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными муфтами. Их прокладывают в местах, где затруднено строительство воздушных линий . их преимущество перед ВЛ – закрытая прокладка, обеспечивающая защиту от атмосферных воздействий (ветер, обледенение).

Источники энергии, потребитель и соединительные провода – все это вместе называется электрической цепью. Провода делают, главным образом, алюминиевые, медные, стальные.

Принципиальные и монтажные электрические схемы


Вот такое графическое изображение электрической цепи. На котором ее элементы изображаются в виде условных знаков, называется принципиальной электрической схемой.

Принципиальная схема показывает только соединение основных элементов цепи, без комплектующей арматуры (электророзетки, вилки и т.д).

Монтажная электрическая схема отображает точное расположение элементов относительно друг друга, комплектующую арматуру и места подключения проводов.

Практическая работа

Задание: 1) определите принципиальную и монтажную электрические схемы по рисункам.


2) начертите принципиальную электрическую схему электрической цепи, состоящей из двух электроламп, двух выключателей, источника питания.


На этом уроке мы будем говорить об электрических схемах. Узнаем, что они собой представляют. А также обсудим основное назначение электрических схем и их виды.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Принципиальные и монтажные электрические схемы"

Современное электрическое оборудование в своей работе использует многочисленные технологические процессы, протекающие по различным алгоритмам.


Электромонтёру, напомним, что это специалист, который занимается эксплуатацией, монтажом, наладкой и ремонтом электрооборудования, нужно иметь правильную информацию обо всех особенностях электрооборудования. Для этого создают специальные электрические схемы.


Электросхема представляет собой документ, в котором по определённым правилам обозначаются связи между составными частями устройств, которые работают за счёт протекания электроэнергии.

Проще говоря, электрическая схема – это чертёж или графическое изображение электрооборудования и цепей связи.


Самая простая электрическая цепь может содержать всего лишь три элемента: источник, нагрузку и соединительные провода.


Но в реальности электрические цепи намного сложнее. Они, помимо основных элементов, содержат различные выключатели, рубильники, пускатели, контакторы, предохранители, реле в автоматах, электроизмерительные приборы, розетки, вилки и другое.


Всё это и указывается в электрической схеме и даёт понимание электромонтёрам о том, как работает установка и из каких элементов она состоит.

Основное назначение электросхемы – помощь в подключении установок, а также в поиске неисправности в цепи.

Электрические схемы создаются для электриков всех специальностей. Но каждая отдельная схема имеет свои особенности оформления. Чаще всего электрические схемы делят на принципиальные и монтажные.


Оба типа этих схем очень взаимосвязаны. Они дополняют информацию друг у друга, выполняются по единым стандартам, понятным всем пользователям, но имеют отличия в своём назначении.

Итак, принципиальная электрическая схема представляет собой графическое изображение электрической цепи, на котором все её элементы изображают в виде условных знаков.


На экране вы видите таблицу с условными обозначениями элементов электрической цепи.


Принципиальные электрические схемы создают в первую очередь для того, чтобы показать принцип работы и взаимодействие составляющих элементов в порядке очерёдности их срабатывания.

На экране вы видите простейшую принципиальную электрическую схему цепи.


Обратите внимание, она состоит из источника электрической энергии в виде батареи гальванических элементов, нагрузки в виде лампы накаливания и выключателя.

Что касается монтажных электрических схем, то они представляют собой чертежи или эскизы частей электрооборудования, по которым выполняется сборка, монтаж электроустановки. В монтажных схемах учитываются расположение, компоновка составных частей и отображаются все электрические связи между ними.


На экране вы видите пример монтажной электрической схемы.


По этой схеме электромонтёр увидит, что все элементы электрической цепи крепятся на монтажной плате. Источником электроэнергии служит батарея от карманного фонарика. Монтажные провода, которые идут к батарее, припаиваются непосредственно к её электродам. А малогабаритная лампочка вворачивается в ламповый патрон, который закреплён на плате. В свою очередь монтажные провода крепятся к клеммам лампового патрона с помощью пайки, как и провода к выключателю. А контакты выключателя также закреплены на монтажной плате.

По указанным примерам схем можно сделать вывод, что основным отличием принципиальной и монтажной электрических схем является то, что принципиальная схема показывает соединение только основных элементов цепи, без комплектующей арматуры (например, электророзеток, вилок, ламповых патронов), а вот монтажная электрическая схема показывает точное (реальное) расположение элементов относительно друг друга, комплектующую арматуру и места подключения проводов.

Получается, что все монтажные схемы создаются на основе принципиальных и содержат всю необходимую информацию по производству монтажа электроустановки, включая выполнение электрических соединений. Без их использования создать качественно, надёжно и понятно для всех специалистов электрические подключения современного оборудования невозможно.

Для того чтобы правильно вычертить электрическую схему нужно обязательно соблюдать размеры и пропорции условных графических обозначений.


Линии связей между элементами схемы обязательно нужно проводить параллельно или взаимно перпендикулярно, соблюдая условие замкнутости цепи, наклонные линии не применять.

Итоги урока

На этом уроке мы говорили об электрических схемах. Узнали, что электросхема – это чертёж или графическое изображение электрооборудования и цепей связи. Основное назначение электрической схемы – помощь в подключении установок, а также в поиске неисправности в цепи. Электрические схемы чаще всего делят на принципиальные и монтажные. Принципиальные электрические схемы создают для того, чтобы показать принцип работы и взаимодействие составляющих элементов в порядке очерёдности их срабатывания. В монтажных схемах учитываются расположение, компоновка составных частей и отображаются все электрические связи между ними.

Читайте также: