Роль биологических и социальных факторов в формировании речевой деятельности человека кратко

Обновлено: 02.07.2024

- Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (ФГОС ДО).

Правильная речь – это:

- Правильное произношение звуков и слов;

- Правильное по смыслу употребление слов;

- Умение правильно изменять слова согласно грамматике.

- Оптимальное использование языка в условиях общения.

Факторы развития речи

Социальные : семейная среда (многодетная, неполная семья (мало внимания, пол ребенка – девочка более активна, особенности детско-родительских отношений, уровень образования родителей, общество сверстников, профилактика речевых нарушений.

Психологические: восприятие опыта и перестройка психических процессов: зрительные, слуховые, двигательные, потребность в речевой активности, деятельностный подход.

Физиологические: генетические факторы (речевые патологии взрослых, сформированность двигательного артикуляционного аппарата, развитость мозговых механизмов речи.

Принципы речевого развития

Развитие языкового чутья (освоение аналогий и закономерностей)

Взаимодействие с окружающими, обогащение речевого общения в интеграции различных видах деятельности (игровой, трудовой, бытовой, образовательной)

Обеспечение активной речевой практики

Взаимосвязь работы над различными сторонами речи, как целостность образования

Формирование элементарного осознания явлений языка (внутренняя система проявления речевого поведения)

Средства развития речи

Общение взрослых и детей

Культурная языковая среда, речь воспитателя

Обучение родной речи и языку в образовательной деятельности

Виды искусства (изобразительный, музыкальный, театральный)

Общение взрослых и детей

Цель: налаживание отношений и достижение общего результата, формирование языковой способности ребенка, развитие объяснительной речи, речи-доказательства, рассуждений.

Условия - Присутствие взрослого

Формы: Ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная

Культурная языковая среда, речь воспитателя

Цель: Формировать механизмы овладения родным языком, способствовать принятию правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, исправление ошибок

Требования к речи взрослого:

Соответствие возрасту детей

Лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность

Выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость, знание и соблюдение правил речевого этикета

Соответствие слова воспитателя его делам.

Содержание невербальной речи

(жесты, мимика, пантомимические движения)

Помогают усвоению значений слов (круглый, большой)

Уточняют значение слов (веселый, грустный, ласковый)

Способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала

Приближают к обстановке общения (образовательной, естественной)

Выполняют социальную роль

Обучение родной речи и языку в образовательной деятельности

Цель: овладение речевыми навыками и умениями

Художественная литература

Цель: развитие образности речи, красоты родного языка, понимания языковых средств

Требования к художественной литературе:

доступная по содержанию, написана образным языком, без сложных грамматических форм, содержит разнообразные и точные определения, сравнения, прямую речь, имеет воспитательную ценность, имеет четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий

Работа над текстом в разных видах речевой деятельности:

чтение, слушание, беседа, рассказывание, пересказывание, заучивание поэтических строк, отгадывание персонажей, загадок.

Различные виды искусства

Цель: стимулировать усвоение языка, вызвать желание делиться впечатлениями, формирование связной речи, фонематического слуха

Взаимодействие с семьями

Цель: развитие всех речевых компонентов: словаря, грамматики, звуковой культуры, связной речи

Сотрудничество по организации досуговой, игровой деятельности.

Партнерство в исправлении речевых ошибок у детей

Просветительская, пропагандистская поддержка

Обеспечение активной речевой среды в доверительной обстановке

Консультации, папки – передвижки

Буклеты, памятки, стенгазеты, фотоколлажи

Выво

Психическое развитие ребенка происходит на основе освоения культурно-исторического опыта, носителем которого является взрослый. Этот процесс имеет сложный характер, в нем немалую роль играет квалифицированно организованное общение ребенка со взрослым.

Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка, на основе подражания речи окружающих.

Посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения оказывает положительное влияние на процесс речевого развития, так как там ребенок, во-первых, имеет постоянные контакты со сверстниками и специально, под руководством педагога обучается навыками осознанного анализа речи. Он овладевает основными речевыми умениями в области развития словаря, грамматики, связной речи, учится производить звуковой анализ слова. Овладение звуковым анализом слова способствует овладению чтением и письмом.

Прикреплённые файлы:

Использование нетрадиционных приемов и материалов для развития мелкой моторики как стимул развития речи “ “Рука – это вышедший наружу мозг человека” Н. Кант Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский.

Консультация. Речевое развития детей 3–4 лет. Нормы и отклонения. Обзор игр для развития речи Развитие речи ребенка в 3-4 года. Нормы и отклонения. Важнейшую роль для социальной адаптации и полноценного развития играет развитие речи.

Основные задачи развития речи и методика развития речи детей младшего дошкольного возраста Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством,.

Программа развития эмоционально-волевой сферы дошкольника с нарушением развития речи средствами детской мультипликации Пояснительная записка В последнее время отмечается увеличение числа дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии;.

Эмоциональное проявление — плач: причины и факторы, формирующие эмоциональную стабильность Эмоциональное проявление - плач: причины и факторы, формирующие эмоциональную стабильность. Одним из частых эмоциональных проявлений у детей.

Часто родители задаются вопросом: "Что нужно сделать для того, чтобы речь малыша развивалась нормально?" . В данной статье кратко и понятно для широкого круга читателей изложены основные и главные условия (предпосылки) развития речи в норме.

ВложениеРазмер
sotsialnye_i_biologicheskie_predposylki_razvitiya_rechi.pptx 91.13 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Социальные и биологические предпосылки развития речи Что нужно для нормального развития речи?

Биологические предпосылки развития речи Речь осуществляется функциональной системой: Органами артикуляции (губы, язык, нижняя челюсть, мягкое и твёрдое небо); Дыхательным аппаратом (грудная клетка, лёгкие, диафрагма, мышцы брюшного пресса); Голосовым аппаратом (гортань, надставная труба); Центральным отделом речевого аппарата (Головной мозг).

Главное условие развития речи в норме – это целостность и сохранность ЦНС (Центральной Нервной Системы) Второе условие: ц елостность и сохранность периферического речевого аппарата (это база для речевого развития). Пример нарушения целостности периферического речевого аппарата – расщелины твёрдого и мягкого нёба.

Третье условие: Нормальный сохранный слух – без него речь не формируется. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребёнка. Ребёнок овладевает умениями подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. Слух человека имеет особое свойство - точно различать звуки человеческой речи (фонемы).

Четвёртое условие: Зрение также имеет существенное значение в развитии речи малыша. Зрячий ребёнок наблюдает за движениями губ и языка говорящего, п ытается повторить их, хорошо подражает утрированным артикуляторным движениям. Поэтому, когда вы пытаетесь научить малыша произнести новое слово, необходимо чтобы ребёнок смотрел на ваши губы!

Пятое условие: Определённый уровень зрелости нервной системы требуется для нормального развития детской речи (нервная система после рождения ребёнка продолжает развиваться). В 6 лет у дошкольника формируется центр письменной речи.

Шестое условие: Для развития речи необходим определённый уровень ВПФ (Высших Психических Функций). ВПФ человека – это память, мышление, восприятие, слуховое внимание.

Социальные предпосылки развития речи в норме Для формирования красивой и правильной речи необходима благоприятная речевая среда, в которой находится ребёнок: э то правильная речь окружающих взрослых, а особенно – матери, э то темп речи (не слишком быстрый и не слишком медленный), в ыразительность речи (использование интонации – восклицания, удивления и прочее), д оброжелательность взрослых, особенно близких, р ечь взрослых должна быть эмоционально окрашена и выразительна (чтение книг и стихотворений с выражением).

Вторая предпосылка: Наличие у ребёнка потребности в общении с окружающими (желание скопировать, повторить сказанное мамой, папой и другими людьми).

Третье условие: У ребёнка должны быть сформированы доступные для его возраста виды деятельности (конструктивная, изобразительная, игровая, предметная). Ведущая деятельность дошкольника (от рождения до 7 лет) – это ИГРА.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Развитие речи в норме и недоразвитие речи

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хо.


Для родителей самых маленьких: развитие речи в норме и патологии.

Консультация для родителей детей младшего возраста. О речевом развитии ребёнка, начиная с 2-х месячного возраста в норме и патологии .

Этапы развития речи в норме

Каждому родителю важно знать, как именно развивается речь ребенка. К пяти годам должен завершиться весь процесс формирования речевой деятельности.


Статья на тему: "Предпосылки развития речи ребёнка"

Крик и плач как впервые формы взаимодействия с окружающим миром в доречевой период.


Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.

МальчикиДевочкиОстрота слуха до 8 летВышеНижеЧувствительность к шумуМенее чувствительны, поэтому больше шумят самиБолее чувствительныКожная чувствительностьНижеВышеСозревание левого полуша.

Основу для изучения этиологии речевых расстройств составляют эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в процессе формирования психики. В этом аспекте развитие речевой деятельности ребенка определяется степенью зрелости его центральной нервной системы и в значительной степени зависит от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром.

Концепция развития психики, разработанная Л. С. Выготским, составляет методологическую основу изучения причин нарушений речевого развития в детском возрасте. Подчеркивая связь психического развития с воздействием окружающей среды, он ввел понятие социальной ситуации развития. Она представляет собой сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющихся специфичными для каждого возрастного этапа.

В основе созревания речевой функциональной системы лежит афферентация, т. е. поступление из внешнего мира через различные анализаторы, в первую очередь слуховой анализатор, разнообразных сигналов и прежде всего — речевых. Источником слуховой афферентации является взрослый, который общается с ребенком. В связи с этим роль речевого окружения и речевого общения очень велика, и их недостаточность может быть одной из основных причин, нарушающих формирование речи.

Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с дефектами речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний, например, дети с церебральным параличом), отстают в развитии речи.

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, магнитофон, телевизор), необходимо прежде всего прямое общение со взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение форм общения ребенка со взрослым. Так, замена эмоционального общения, характерного для первого года жизни, на предметно-действенное в возрасте 2—3 лет является мощным стимулом развития его речи. Если же этого изменения в характере общения взрослого с ребенком не происходит, то может произойти отставание в развитии речи.

Фактор – движущая сила развития, его характера или отдельных черт.

Факторы речевого развития (М.Р.Львов):

Потребность эмоционального контакта.

Физиологического развития органов речи.

Потребность и способность содержательного общения и коммуникации

Изучение языковой теории

Из них к биологическим относят: физиологическое развитие органов речи, наследственный фактор, болезни матери, родовые травмы, а все остальные по Львову М.Р. относят к социальным факторам.

37. Особенности речевого развития детей с проблемами в развитии (овз). (Показать на примере одной из групп детей с овз).

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности. Это онтогенетически молодые отделы мозга, которые наиболее интенсивно развиваются уже после рождения (премоторно-лобная, теменно-височная области коры головного мозга)

Часто родители чрезмерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, предупреждают все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд, При этом у ребенка не формируется потребность в речевом общении, которая является важной предпосылкой развития речи.

Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет сама двигательная патология, ограничивающая возможности передвижения и познания окружающего мира. Отмечается клиническая и патогенетическая общность между речевыми и двигательными нарушениями у детей с церебральным параличом. Длительное сохранение патологических тонических рефлексов оказывает отрицательное влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Выраженность тонических рефлексов, Повышает тонус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх. Подобные нарушения артикуляционной моторики задерживают формирование голосовой активности и нарушают звукопроизносительную сторону речи. В связи с недостаточностью кинестетического восприятия ребенок не только с трудом выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение органов артикуляции и конечностей. Отмечается определенная зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функции рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности.

Все перечисленные факторы определяют специфику нарушений доречевого и речевого развития детей с церебральным параличом.

Доречевой период ребенка с церебральным параличом отличается от того же периода у нормально развивающегося ребенка. Обычно доречевой период при ДЦП затягивается на 2—3 года. Имеется определенная патогенетическая общность нарушения доречевого развития с двигательными нарушениями в целом.

Индивидуальные сроки появления речи у детей с церебральным параличом значительно колеблются, что зависит от локализации и тяжести поражения мозга, состояния интеллекта, времени начала и адекватности коррекционно-логопедической работы. При ДЦП наиболее медленный темп речевого развития наблюдается в раннем возрасте (первые три года жизни) . На втором году жизни даже при самых тяжелых формах заболевания, развитие общей моторики обычно опережает развитие речи. Чаще всего дети начинают произносить первые слова примерно в 2— 3 года. Значительный скачок в развитии речи при проведении коррекционно-логопедических занятий наблюдается к концу третьего года жизни, На этом возрастном этапе темп речевого развития начинает опережать темп развития общей моторики ребенка. Как правило, фразовая речь формируется к 4—5 годам; в старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) идет ее интенсивное развитие.

При ДЦП отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической.

Почти у всех детей с церебральным параличом в раннем возрасте крайне медленно увеличивается активный словарь, длина предложения, речь долго остается неразборчивой. Пассивный словарь (понимание обращенной речи) обычно значительно больше активного. Задерживается развитие мелодико-интонационной стороны речи, а также восприятие и воспроизведение ритма. Речевая активность детей низкая, в речи преобладают отдельные слова, реже — простые короткие предложения. С трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим действием. Особенно сложно усваиваются слова, обозначающие действие. Часто они заменяются словами, обозначающими предметы. Нередко отмечается недифференцированное употребление слов.

У всех детей с церебральным параличом в результате нарушения функций артикуляционного аппарата недостаточно развита прежде всего фонетическая сторона речи, стойко нарушено произношение звуков. На начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, в дальнейшем часть из них произносится искаженно либо заменяется близкими по артикуляции, что приводит к общей невнятности речи. Для многих детей с церебральным параличом характерно атипичное (патологическое) усвоение фонем, не совпадающее с последовательностью их усвоения при нормальном онтогенезе. Уже на ранних этапах овладения фонетическим строем речи могут появляться дефектные артикуляционные уклады, которые закрепляются в дальнейшем по мере формирования патологического речевого стереотипа.

В дошкольном возрасте многие дети общаются с окружающими с помощью простых коротких предложений из двух—трех слов. Даже имея достаточный уровень речевого развития, дети не реализуют своих возможностей в общении (на заданные вопросы часто дают стереотипные однословные ответы) . У большинства детей, страдающих церебральным параличом, отмечаются своеобразные нарушения лексического строя речи, обусловленные спецификой заболевания. Количественное ограничение словаря и медленное его формирование при спонтанном развитии в значительной степени связаны с ограничением объема, несистематизированностью, неточностью, а иногда и ошибочностью знаний и представлений об окружающем. Дети обладают ограниченными лексическими возможностями, не располагают необходимыми языковыми средствами для характеристики различных предметов и явлений окружающего мира. Своеобразное формирование словарного запаса находит свое выражение в нарушении усвоения многих языковых категорий. Особенно ограничен запас слов, обозначающих действия, признаки и качества предметов. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкциями, а также слов, обозначающих пространственно-временные отношения, абстрактные понятия. С трудом усваивают лексическое значение слова (при многозначности слова вычленяют в нем только конкретное значение, не понимая его контекстного смысла; путают значения слов, совпадающих по звучанию) .

Дети испытывают трудности при построении предложений, согласовании слов в предложении, употреблении правильных падежных окончаний. Нередко отмечаются нарушения порядка слов, пропуски слов, незаконченность предложений, многочисленные повторы одного и того же слова (тут, вот и др. ) . Даже к началу обучения в школе большинство детей с церебральным параличом практически не умеют пользоваться грамматическими средствами оформления предложений. У них отчетливо выявляется недостаточная сформированность связной речи

Читайте также: