План урока цена победы в великой отечественной войне

Обновлено: 04.07.2024

Форма урока: Повторительно-обобщающий.

  1. Сформировать представление о всемирно-историческом значении Великой Отечественной войны, опираясь на изученное по теме, и используя дополнительный материал, подготовленный учащимися.
  2. Развивать умения учащихся заниматься поисковой деятельностью, использовать дополнительный материал, работать с таблицей, умение аналитически мыслить и делать выводы.
  3. Воспитывать патриотические чувства у учащихся на примерах героизма советских людей в годы войны.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Основная часть урока

На последних уроках мы детально изучали события Великой Отечественной войны. Прошло 60, 65 лет со времени этих событий, но каждое поколение молодых людей пытается дать свою оценку этих событий. Какую же цель сегодня мы поставим перед собой?

Учащиеся формулируют цель – каково место этого события в мировой истории, в чем проявилось военное искусство и героизм советских людей, какую роль сыграл наш народ в разгроме гитлеровской Германии, какова была цена Победы.

- Сколько лет длилась Вторая мировая война? – 6 лет

- Сколько стран было втянуто в войну? - 61 государство, что составляет 4/5 населения Земли

- Сколько человеческих жертв она принесла? – свыше 50 млн. жизней

- Какой мы можем сделать вывод? – Вторая мировая война по своим масштабам и ожесточенности не имеет себе равных. Она была самой кровопролитной и разрушительной. Наибольшие жертвы выпали на долю СССР, потерявшего более 27 млн. человек.

Большая часть населения планеты родилась и выросла в послевоенное время. Минувшая война стала историей, но люди помнят о ней и стремятся осмыслить уроки прошлого, они хотят знать, почему человечество оказалось ввергнутым в эту кровопролитную войну, каковы те силы, которые нанесли поражение агрессорам?

1. СССР, разгромив фашистские войска, ликвидировал опасность распространения фашизма;

2. СССР стал главной силой, разгромившей фашизм. Он сыграл решающую роль в разгроме гитлеровской Германии.

3. Крупнейшие сражения навсегда вошли в историю мирового военного искусства.

4. Советский народ проявил массовый героизм.

Итак, агрессоры стремились завоевать мировое господство, не останавливаясь перед уничтожением целых народов. Они стремились установить новый порядок с помощью концлагерей и тюрем, колонизации оккупированных стран. Голод, газовые камеры, виселицы и плеть стали атрибутами этого порядка.

Зверства фашистов были вскрыты и осуждены на Нюрнбергском процессе.

Колоссальные усилия и огромные жертвы понадобились для того, чтобы остановить, а затем и разгромить агрессора. Но судьба войны решалась на советско-германском фронте. (Ученик анализирует таблицу “Количество дивизий, принимавших участие на фронтах Второй мировой войны”)

Ученики делают вывод о том, что именно СССР вынес основную тяжесть в разгроме фашизма.

Дата сражений Место сражения Историческое значение сражения
22 .06– 20.07 1941г. Оборона Брестской крепости Вместо нескольких часов, по плану “Блицкриг”, фашисты задержались здесь около месяца.
10.07 1941г. -13.01.1944г. Оборона Ленинграда 900 дней длилась блокада города, но враг так и не смог взять его
30.09 1941г.-20.04 1942г. Битва под Москвой Первое крупное поражение гитлеровских войск. Крах плана “молниеносной войны”
17.07 1942г.- 02.02 1943г Сталинградская битва Начало коренного перелома в войне
05.07 – 23.08 1943г. Курская битва Завершение коренного перелома в войне. Инициатива в ходе ведения военных действий перешла к советским войскам
16.04 – 08.05 1945г. Берлинская операция Подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии

О событиях и значении Курской битвы написала реферат ученица класса, которая сейчас нам коротко раскроет цели и выводы по теме.

Подчеркнуть массовый героизм мы можем на примере жизни нашего земляка, дважды Героя СССР А.И.Родимцева. (Приложение №2)

Об Акбулаке военном расскажет нам следующий ученик. (Приложение №3)

Какой след в ваших семьях оставила война? – Несколько учеников зачитывают строки из сочинений.

Силами учеников была составлена рукописная книга с фамилиями тех, кто на фронте и в тылу завоевал Победу. Это достаточно большой список заставит задуматься вас о том, какой ценой завоевано счастье! Помните об этом!

3. Закрепление.

Работа с КИМами по теме “Великая Отечественная война”.(Приложение №4)

Дом. Задание: повторить изученные параграфы. Составить 10 тестов по изученной теме

Звучит стихотворение Дмитрия Попова : ( под музыку. )

Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.

Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…

Учитель : Каждый год 9 мая мы вспоминаем события той далёкой уже войны, в которой победили, но зачем мы это делаем, может быть уже отпустить эту страшную войну?

Ответы: Я думаю нам надо помнить о победе, время все дальше уносит от нас 9 мая 1945 года, есть много желающих фальсифицировать историю

Эта была такая тяжёлая война, так трудно далась победа нашим прадедам, я считаю, что надо помнить!

Учитель: Я прошу подумать и сформулировать тему нашего трудного, но необходимого урока! (называют варианты – Причины Победы , Как далась Победа? Цена Победы).

Ответы: Узнать правду о войне, её до сих пор скрывают. Понять, как мы победили такого грозного врага, как фашистская Германия. Нам сейчас говорят на западе, что гордиться не чем, я хочу понять, почему они так говорят.

Учитель: Хорошо, спасибо, надеюсь, что в конце урока мы с вами придём к какому то общему знаменателю и ответим на вопрос, а какова же цена Победы 45 года?

21 век! 72 года прошло со дня Победы над фашизмом! Можем ли мы определенно ответить на вопрос, а какова была цена этой Победы. Казалось люди в наше время, владея различными источниками и информации, уже все знают и понимают и могут ответить на этот сложный вопрос. Ребята, что вам уже известно по данному вопросу из нашего основного инструмента для обучения – учебника истории?

Ответы: Великая Отечественная война (1941-1945) Советского Союза против гитлеровской Германии и ее сателлитов явилась важнейшей частью Второй мировой войны (1939-1945 гг.) - крупнейшего вооруженного конфликта в истории человечества. СССР вступил во Вторую мировую войну 22 июня 1941 г., после вторжения Германии на его территорию.

Во Второй мировой войне участвовало 72 государства с 80% населения земного шара. Однако события на советско-германском фронте носили наиболее ожесточенный и кровопролитный характер. 70-80% германских потерь в ходе Второй мировой войны пришлись на Великую Отечественную войну. СССР внес решающий вклад в победу Антигитлеровской коалиции. Победа досталась огромной ценой. Из общего количества жертв Второй мировой войны ( свыше 55 млн. чел .) наибольшие потери понес Советский Союз - 27 млн. солдат и гражданского населения. Для сравнения: суммарные потери США и Великобритании составили менее 1 млн. чел.

За исключительное мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, более 11, 6 тыс. граждан были удостоены звания Героя Советского Союза . Среди них - представители разных национальностей. Самыми юными героями стали 14-летние партизаны Валентин Котик и Марат Казей (оба - посмертно). Кроме того, за ударный труд во время войны 204 человека были удостоены звания Героя социалистического труда.

Учитель : Все правильно! Молодцы! Спасибо! Но не все так просто, оказывается, давайте вернемся в наши дни!

«Наша Победа. С какого черта она ваша? Вы воевали? Вас гнали под танки загранотряды? Вы подносили патроны? Вы работали в тылу? Вы помогали в госпиталях? Какое отношение вы имеете к той войне, когда в большинстве своем вас тогда еще в проекте не было. Откуда такое упёртое желание присвоить себе прошлое? Из-за никчемности настоящего?

Как нам к этому относиться? Нам надо реагировать или не замечать? Это можно считать за оскорбление народа и его памяти.

Без слов. Цитата – 3 (ВК)

Предвкушая истеричные вопли "Победа!", "Надрали ж.. немцам!", "Деды воевали!". При чем тут вы?! При чем тут мы. Это не наша война, не мы ее вели. Это война наших ПРАДЕДОВ. Большинства из них нет в живых.
Это война прадедов СССР, Британии, Франции, Украины, Польши, США, Чехии, Финляндии, Испании, Италии, Германии, России, Японии, Китая, Алжира и множества других стран. Это ТРАГЕДИЯ 20го века. Не повод для пафосных пустых возгласов, облепливания любыми символами, не повод напиться.. И уж точно не повод разжигать новую войну в центре Европы.
День Скорби и День Примирения. Отличная идея. Отличный подход.
Я помню своего прадеда в день 9 мая. Молчаливым, немногословным и сильным. Без злости. Без ликования.
Для прошедших войну, для сильных мужчин это тяжелая дата. Дата, когда вспоминают друзей, которые остались где-то там, в грязи, в снегу на пути катка войны. Дата вспомнить женщин, потерявших мужей, сыновей, отцов. Дата вспомнить разрушенные дома, улицы, города. Дата уйти в себя от осознания того, что ты был убийцей. Что 5 лет кряду почти все вокруг тебя были убийцами. Убивали, что бы другие могли жить. Брали на себя грех ради веры в будущее.
Если бы вам пришлось стрелять в людей, убивать их, вы бы сильно радовались? Вам бы хотелось ликовать, что вы и ваши друзья убили пару-сотню человек? Надеюсь, что нет. Думайте, друзья мои, думайте и старайтесь понимать. Понять. Будьте скромнее, внимательнее, добрее.
Война - это не романтика подвигов, не запах пороха и не награды с ленточками. Это страх, гниль, смерть и опустошение. Лицо войны не меняется.
И Победа - это не ленточки, не бухло и не салют. Это время, когда можно бросить винтовку и начать разбирать завалы камней, которые еще недавно были уютными жилищами. Время, когда нужно убирать улицы, расчищать их от обломков цивилизации, от тел людей, животных. Время, когда нужно строить новую жизнь. У Победы нет символов. На войне нет победивших. Есть проигравшие. Раздавленные. Перемолотые. Смятые. Убитые. Покалеченные физически и морально. Чтите погибших, чтите выстоявших, чтите живущих.

Каждый год споры о цене победы разгораются с новой силой, либералы говорят, что руководство совершало ошибки, не заботилось о русском солдате, разгильдяйство в политике привело к немыслимым жертвам. Патриоты, напротив, показывают блестящие операции Красной Армии и заботливого вождя, без которого была бы невозможно Победа!

Идет обсуждение с точки зрений:

Конечно, 16 млн. прямых людских потерь — это огромные жертвы. Но они, по нашему глубокому убеждению, отнюдь не принижают, а, наоборот, возвеличивают подвиг народов многонациональной страны (СССР) в Великой Отечественной войне.

Мы говорим о героической победе народа! Все нации мира воспитывают потомков на героических примерах предков. Победами гордятся и берегут от грязных посягательств. Путь в победе везде трудный путь, к великим победам труден неимоверно! Наша победа в Великой отечественной войне самая великая из всех великих Побед человечества! Скрывать её цену, значит обесценивать и сам масштаб Победы! Но праздник ( мая должен быть праздником сегодня и всегда.

— Общая убыль населения СССР в 1941–1945 годах — ​более 52 миллионов 812 тысяч человек, — ​заявил Земцов, сославшись на рассекреченные данные Госплана СССР. — ​Из них безвозвратные потери в результате действия факторов войны — ​более 19 миллионов военнослужащих и около 23 миллионов гражданского населения. Общая естественная смертность военнослужащих и гражданского населения за этот период могла составить более 10 миллионов 833 тысяч человек (в том числе 5 миллионов 760 тысяч — ​умерших детей в возрасте до четырех лет). Безвозвратные потери населения СССР в результате действия факторов войны составили почти 42 миллиона человек.

Победу власть как хотела, так и использовала, всегда в своих целях. Сегодня вокруг войны и Победы новая политическая игра и может так случиться, что будущие поколения не узнают какой сложной, трагической и мученической была Победа!

Миллионы погибших, миллионы пленных, котлы окружения, хаос на фронтах, отступления до Волги. На 3 года женщины, дети, территории были отданы врагу. Разве можно себе представить что-то хуже этого? А как власть относилась к пленным. Всем известен приказ № 270, который поставил их вне закона, власть отказалась от них, сделала предателями! А какой ценой мы остановили немцев под Сталинградом? Ещё один бесчеловечный приказ № 227 и загранотряды в тылу наших войск, расстреливающие за попытку к отступлению!

Да победили в 45, но до этого был 41, 42, 43, 44! Победил народ, а не руководство, не Сталин, все народы воевали и сложили головы. И в этом великая заслуга и этим мы должны гордиться, а не занижать цифры в угоду политики!

(1700 городов , 70 000 сел и деревень, 31 135 фабрик и заводов, 8 тыс. км железных дорог , 99 876 совхозов и колхозов , 44 000 библиотек и театров , 84 000 школ и лечебниц, 25 000 000 людей осталось без крова, 42 млн. людских потерь , слёзы матерей и жен, потерянное детство, не родившиеся дети Ивана Белошапкина и др. погибших, разрушенная психика вернувшихся с войны, жертвенность, все для фронта, все для победы, искалеченные судьбы…)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Бурцева О.А. стр. 1402.12.2015

Урок истории в 11 классе

Автор: Бурцева Ольга Андреевна,

учитель истории и обществознания.

Пояснительная записка

Место проведения – кабинет истории.

Количество часов – 1 ч.

Урок с использованием методики критического мышления.

Ведущими формами, методами и приемами урока являются групповая работа, поисковый метод, исследование текста документа, составление кластеров и синквейна, использование ИКТ.

Основные этапы урока:

Стадия вызова: пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. Озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности.

Стадия осмысления: учащиеся сталкиваются с новой информацией; пытаются решить ту или иную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа.

Стадия размышления (рефлексии): происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.

План – конспект урока

1.Образовательные: повторение, систематизация и обобщение материала изученного по Великой Отечественной войне.

развитие навыков самостоятельной работы с документами, со справочной и дополнительной литературой, формирование умения анализировать, делать выводы, сравнивать.

воспитывать чувства патриотизма, гордости за свой народ на примере героизма и мужества советских людей во время Великой отечественной войны.

На доске:

Тема урока: Великая Отечественная война – цена победы.

Этапы урока

Поставленные задачи

Действия педагога

Действия учеников

I . Организационный

Подготовка к работе.

Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну.

Слушают вступительное слово учителя на фоне музыки.

II . Самоопределение.

Стадия вызова.

Определить тему урока, цели и задачи.

Как вы считаете, чему должен быть посвящен последний урок темы о Великой Отечественной войне?

Как можно его назвать с точки зрения оценки?

Сегодня мы попытаемся определить, какой ценой досталась нашему народу победа в войне (открыть тему урока).

Работать будем в группах.

В каждой группе есть спикер, аналитик и рефлексаторы.

На каждом этапе урока будем делать вывод, и заполнять кластер (схему).

итоги Великой Отечественной войны;

какой ценой досталась победа советскому народу.

Проверка готовности работы в группах.

Записывают тему урока.

III . Стадия осмысления.

Работа с историческими терминами.

Работа историка, прежде всего, связана с историческими понятиями и терминами. Он должен знать определение термина и грамотно писать.

Выполняют задания в группах.

I группа записывает ответ на доске, II группа комментирует ответ, III группа пишет ответ на листе бумаге фломастером и крепит к доске.

Работа с дополнительной и справочной литературой.

Как же сложились для советского народа эти тяжелые дни первых лет войны?

Группы выполняют задания, аналитики его комментируют, рефлексаторы выполняют письменно.

На доске заполняется кластер: Потери в первые дни войны: 100 дивизий, 20 тыс. орудий, 6 тыс. танков, 3,5 тыс. самолетов

Использование ИКТ (просмотр видеосюжета).

Назовите причины неудач советской армии в первые годы войны?

Высказывают причины: просчеты советского командования, бездарность Сталина как главнокомандующего советской армии.

Работа с документами.

Было ли нападение Германии на СССР внезапным?

Можно ли назвать Сталина талантливым полководцем? Какова была цена просчетов Сталина?

Группы выполняют задания, аналитики его комментируют, рефлексаторы выполняют письменно.

На доске заполняется кластер: Просчеты сов. командования: сентябрь 1941 г.- враг в 80-100 км. от Москвы.

IV . Социализация.

Работа с таблицей и документами.

Фашизм – это идеология, при помощи которой один человек хочет поработить другого. Вторая мировая война показала всю дикость фашизма, человеконенавистничество, зверство.

Ученики подтверждают факты переработанной информацией из документов и таблицы.

На доске заполняется кластер: В немецких лагерях погибло 11 млн. советских людей

V . Стадия осмысления.

Использование ИКТ (просмотр видеосюжета).

Наступил 1945 – последний и решающий год. Подавив упорное сопротивление германской армии, советские войска подошли к Берлину. Какой ценой достигнута победа в Берлинской операции?

Работа с документами.

Победа в ВОВ имела горький плод применительно к судьбе Сталина и советских людей.

Какие последствия для развития тоталитарного режима имела победа СССР в войне? Как победа отразилась на развитии культа личности Сталина?

Группы выполняют задания, аналитики его комментируют, рефлексаторы выполняют письменно.

На доске заполняется кластер: Укрепление тоталитарного режима. Развитие культа личности Сталина

VI . Обобщение.

По приблизительным оценкам война унесла 27 млн. человеческих жизней, в том числе 10 млн. воинов. Остальные погибли при артобстрелах, воздушных бомбардировках, в период блокады и массового террора. Но народ выстоял. Советские вооруженные силы закончили войну самыми мощными в мире.

На доске заполняется кластер: 11 358 человек удостоены звания Героя Советского Союза; 7 млн. воинов награждены орденами и медалями.

Урок с использованием методики критического мышления.

Ведущими формами, методами и приемами урока являются групповая работа, поисковый метод, исследование текста документа, составление кластеров и синквейна, использование ИКТ.

Основные этапы урока :

1. Стадия вызова: пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. Озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности.

2. Стадия осмысления: учащиеся сталкиваются с новой информацией; пытаются решить ту или иную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа.

3. Стадия размышления (рефлексии) : происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.

План – конспект урока

1. Образовательные: повторение, систематизация и обобщение материала изученного по Великой Отечественной войне.

развитие навыков самостоятельной работы с документами, со справочной и дополнительной литературой, формирование умения анализировать, делать выводы, сравнивать.

воспитывать чувства патриотизма, гордости за свой народ на примере героизма и мужества советских людей во время Великой отечественной войны.

Тема урока : Великая Отечественная война – цена победы.

Кластер :

Этапы урока Поставленные задачи Действия педагога Действия учеников

I. Организационный Подготовка к работе. Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. Слушают вступительное слово учителя на фоне музыки.

Стадия вызова. Определить тему урока, цели и задачи. Как вы считаете, чему должен быть посвящен последний урок темы о Великой Отечественной войне?

Как можно его назвать с точки зрения оценки?

Сегодня мы попытаемся определить, какой ценой досталась нашему народу победа в войне (открыть тему урока).

Работать будем в группах.

В каждой группе есть спикер, аналитик и рефлексаторы.

На каждом этапе урока будем делать вывод, и заполнять кластер (схему). Ответы учащихся:

• итоги Великой Отечественной войны;

• какой ценой досталась победа советскому народу.

Проверка готовности работы в группах.

Записывают тему урока.

III. Стадия осмысления. Работа с историческими терминами. Работа историка, прежде всего, связана с историческими понятиями и терминами. Он должен знать определение термина и грамотно писать.

Задание №1. Выполняют задания в группах.

I группа записывает ответ на доске, II группа комментирует ответ, III группа пишет ответ на листе бумаге фломастером и крепит к доске.

Как же сложились для советского народа эти тяжелые дни первых лет войны?

Группы выполняют задания, аналитики его комментируют, рефлексаторы выполняют письменно.

На доске заполняется кластер : Потери в первые дни войны : 100 дивизий, 20 тыс. орудий, 6 тыс. танков, 3,5 тыс. самолетов

Назовите причины неудач советской армии в первые годы войны?

Высказывают причины: просчеты советского командования, бездарность Сталина как главнокомандующего советской армии.

Работа с документами. Было ли нападение Германии на СССР внезапным?

Можно ли назвать Сталина талантливым полководцем? Какова была цена просчетов Сталина?

Группы выполняют задания, аналитики его комментируют, рефлексаторы выполняют письменно.

На доске заполняется кластер : Просчеты сов. командования: сентябрь 1941 г. - враг в 80-100 км. от Москвы.

IV. Социализация. Работа с таблицей и документами. Фашизм – это идеология, при помощи которой один человек хочет поработить другого. Вторая мировая война показала всю дикость фашизма, человеконенавистничество, зверство.

На доске заполняется кластер : В немецких лагерях погибло 11 млн. советских людей

V. Стадия осмысления. Использование ИКТ (просмотр видеосюжета).

Работа с документами. Победа в ВОВ имела горький плод применительно к судьбе Сталина и советских людей.

Какие последствия для развития тоталитарного режима имела победа СССР в войне? Как победа отразилась на развитии культа личности Сталина?

Группы выполняют задания, аналитики его комментируют, рефлексаторы выполняют письменно.

На доске заполняется кластер : Укрепление тоталитарного режима. Развитие культа личности Сталина

VI. Обобщение. По приблизительным оценкам война унесла 27 млн. человеческих жизней, в том числе 10 млн. воинов. Остальные погибли при артобстрелах, воздушных бомбардировках, в период блокады и массового террора. Но народ выстоял. Советские вооруженные силы закончили войну самыми мощными в мире.

На доске заполняется кластер : 11 358 человек удостоены звания Героя Советского Союза; 7 млн. воинов награждены орденами и медалями.

27 млн. человеческих жизней, в том числе 10 млн. воинов.

VI. Рефлексия. Составление синквейна.

Эмоциональное завершение урока. Учитель крепит на доске варианты синквейна (приложение).

С какими трудностями вы столкнулись при изучении данной темы?

Я увидела у вас стремление к исследовательской деятельности.

Учитель благодарит детей за работу. Учащиеся зачитывают свои варианты.

Задание №1 (I группа).

Соотнесите термин и его значение:

1. Стремительное продвижение войск после длительных оборонительных боев.

2. Район развертывания войск.

3. Стратегический план молниеносной войны против СССР.

4. Возмещение побежденным государством ущерба госуларству-победителю.

5. Возвращение на родину военнопленных, беженцев, эмигрантов

6. Преодоление естественной преграды.

7. Переброс людских и материальных ресурсов в тыл страны.

8. Система передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия.

Задание №1 (II группа).

Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины, географические названия. Запишите правильно каждое слово.

4. Агр (с,сс)ия

Задание №1 (III группа).

Запишите их на листе бумаги.

Задание №2 (I группа).

В первые дни Великой Отечественной войны обстановка была чрезвычайно сложной. Правительство, как теперь известно, не владело ситуацией, из-за отсутствия связи и информации управление войсками было нарушено.

16 августа 1941 г. Ставкой Верховного Главнокомандования был издан приказ №270. В нем говорилось:

«Многочисленные факты свидетельствуют о стойкости наших солдат…. Но мы не можем скрывать и того, что в последнее время имели место несколько позорных фактов сдачи в плен врагу.

Приказываю: обязать всех вышестоящих командиров расстреливать на месте всех дезертиров.

Как вы думаете, почему в первые месяцы войны правительство принимает этот приказ? Каково ваше личное отношение к нему?

Задание №2 (II группа).

Писатель Носов Е. в одном из очерков писал: «Не потому ли на нас и напали в сорок первом, что враг понимал: лучшего момента, более ослабленной изнутри России, чем тогда, может уже и не быть….

Дайте оценку этим высказываниям. Соответствует ли мироощущение писателя реальным историческим событиям?

Задание №2 (III группа)

Прокомментируйте данные факты? Каковы были потери СССР в первые дни войны?

Задание №3 (I группа)

Незадолго до нападения Германии на СССР под предлогом поиска могил немецких солдат, погибших в годы первой мировой войны, на советской территории действовали 60 немецких разведгрупп. С октября 1940 по 1941 г. границу СССР нарушили 185 самолетов Германии. О том, что готовится и вот-вот начнется война с СССР, сообщали и немецкие солдаты-перебежчики.

Было ли нападение Германии на СССР внезапным?

Задание №3 (II группа)

Другой крупный просчет Сталина связан с принятием плана обороны и мобилизационного развертывания вооруженных сил. По личному указанию Сталина осенью 1939 г. вскоре после заключения Договора о дружбе и границе с Германией, Генштаб приступил к разработке плана под руководством В. М. Шапошникова. Основным разработчиком был полковник А. М. Василевский (будущий маршал). Его основная идея – обеспечение готовности вести борьбу на два фронта : В Европе – против Германии, на Дальнем Востоке – против Японии.

В августе 1940 г. план обороны был пересмотрен. Теперь его подготовкой руководил К. А. Мерецков. Согласно плану, главные усилия нашей армии целесообразно сосредоточить на Западном фронте, имея в виду возможную концентрацию сил противника в районе Бреста.

5 октября, слушая доклад об этом плане, Сталин не согласился с тем, где немцы могут нанести удар. По его мнению, это должны быть Украина, Донбасс…

План был отослан на доработку. 14 октября его вновь слушал Сталин. Все его пожелания были учтены. Главное направление основного удара фашистов стали ждать на юго-западе.

Как показали дальнейшие события, это было ошибочное решение.

Можно ли назвать Сталина талантливым полководцем? Какова была цена просчетов Сталина?

Задание №3 (III группа)

Как вы думаете, какую роль сыграло это заявление? Оказало ли оно влияние на судьбы первых дней войны?

Задание №4 (I группа)

По данным СС, к апрелю 1942 г. насчитывалось 15 основных и 100 филиалов концентрационных лагерей. В апреле 1942 г. – 20 основных и 1000 филиалов. Всего через лагеря смерти прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 млн. человек. Состав узников увеличивался за счет схваченных участников Сопротивления в оккупированных странах, военнопленных, государственных и политических деятелей, а так же мирных жителей.

Фашистские лагеря смерти созданные на территории Западной Европы.

Название лагеря Страна Фактически прошло людей Погибло

Маутхаузен Австрия 335 тыс. 110 тыс.

Майданек Польша 1,5 млн. 1,5 млн.

Освенцим Польша 4 млн. 4 млн.

Штутгоф Польша 120 тыс. 85 тыс.

Треблинка Польша 1 млн. 800 тыс.

Дахау Германия 250 тыс. 70 тыс.

Равенсбрюк Германия 130 тыс. 93 тыс.

Бухенвальд Германия 240 тыс. 56 тыс.

Заксенхаузен Германия 200 тыс. 100 тыс.

Прокомментируйте данные факты?

О какой цене победы здесь идет речь?

Задание №4 (II группа)

Прокомментируйте данные факты?

О какой цене победы здесь идет речь?

Задание №4 (III группа)

Из документов Нюрнбергского процесса, рассказ свидетеля из Освенцима.

Прокомментируйте данные факты?

О какой цене победы здесь идет речь?

Задание №5 (I группа)

Какие последствия для развития тоталитарного режима имела победа СССР в войне? Как победа отразилась на развитии культа личности Сталина?

Задание №5 (II группа)

«Читая справку о масштабах разрушения и первый вариант доклада Чрезвычайной Госкомиссии о злодеяниях немецких захватчиков, Сталин подолгу задерживался на некоторых цифрах: разрушено 1 710 городов и поселков городского типа, сожжено более 70 тыс. сел и деревень, взорваны, приведены в негодность 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км. Железнодорожных путей, опустошено около 100 тыс. колхозов и совхозов. 25 млн. человек в стране не имеют крова, ютятся в землянках, сараях.

Какие последствия для развития тоталитарного режима имела победа СССР в войне? Как победа отразилась на развитии культа личности Сталина?

Задание №5 (III группа)

Какие последствия для развития тоталитарного режима имела победа СССР в войне? Как победа отразилась на развитии культа личности Сталина?

Методическая разработка урока на тему:

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Бывают события, которые по прошествии времени стираются из памяти людей, но есть те, значение которых с каждым десятилетием приобретает особую значимость. К таким событиям относится Победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Данная методическая разработка посвящена именно этой важной теме.

Читайте также: