С кем и почему можно сравнить раскольникова в романе преступление и наказание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Это молодые люди. Родиону Раскольникову примерно 23 года, а Соне — около 18. Они очень привлекательны несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства. Родион — высокий кареглазый брюнет, а Соня — низенькая, хрупкая, голубоглазая блондинка.

Девушка не имеет какой-либо профессии или образования, а вот молодой человек, напротив, очень образован. Он знает немецкий язык и некоторое время учился на юриста, но был вынужден учебу из-за бедности. Нищета — это именно то, что сближает героев. Они носят лохмотья и живут в маленьких комнатках. Родион Раскольников перебивается временными заработками, а Соня за неимением другой возможности заработка стала проституткой. Ей очень тяжело давалась ее работа, ведь она была очень верующей. Соня считала себя грешницей, в то время как и Родион был невысокого мнения о себе. Ему казалось, что он низкий человек.

Жизненные обстоятельства у персонажей очень похожи, но воспринимают они их по-разному. Юная Соня оказалась намного мудрее Родиона Раскольникова. Девушка была очень доброй, милосердной. Она жертвовала своим телом и душой для того, чтобы обеспечить свою семью. Для нее было нормально переступить через себя, чтобы помочь ближнему. Но у молодого человека была совсем другая теория. Он считал, что можно переступить через других людей, вплоть до убийства, чтобы достичь своих целей.

Они очень отличаются и по своему характеру, но их сближает то, что Родион и Соня не любили большие скопления людей, боялись новых знакомств. Девушка была очень смиренной и послушной, поэтому ее мог обидеть почти любой прохожий. Родион никого не слушал и никому не подчинялся.

Соня — робкая, терпеливая, тихая — не просто так повстречалась Родиону, гордому, нетерпеливому человеку. Именно в этой девушке персонаж увидел свои ошибки и нашел свой путь исправления. Именно между этими персонажами зародилось понимание и поддержка, ведь они оказались в похожих жизненных обстоятельствах.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников — это два персонажа, которые связаны общей судьбой, несмотря на противоположное восприятие мира.

Другие сочинения: ← Сочинение Правда Раскольникова и правда Сони Мармеладовой↑ ДругиеЛонгрен, его судьба и характер →

Сочинение

Главные герои романа Достоевского, две противоположности, но познакомившись, сближаются. Раскольников помогает Соне деньгами, опровергает обвинения в воровстве, тем самым спасая ее от тюрьмы. Соня же, в свою очередь, занимается духовностью и нравственностью Родиона. Именно ей он признается в совершенном преступлении, хотя отрекся от всех людей и семьи. Они находят спасение друг в друге. Только Соня смогла пробудить в цинике Раскольникове такие чувства как сострадание, милосердие, любовь к ближнему.

Читатель видит, как меняется отношение Родиона к Соне — от холодности и презрения до любви и осознания. Наверное, Родион доверился и проникся к Соне и потому, что она так же имела грехи, перешла религиозные нормы и заповеди, и, узнав об убийстве, плакала и сочувствовала и жалела Родиона, ни словом, ни взглядом не упрекнув его. В итоге, девушка отправляется вслед за любимым на каторгу, и никогда не отвернется от него.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников — примеры нравственной распущенности человека, падения человека, но в силу сложившихся жизненных ситуаций, сумевшие понять и признать свои ошибки и ступить на путь исправления — долгий, тяжелый путь.


Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Раскольников

Соня тоже живет за чертой бедности. Но для нее основная ценность – это не она сама, а близкие для нее люди. Чтобы хоть как-то прокормить семью, Соня получает желтую карточку и вынуждена торговать своим телом. Нравственная ее жизнь при этом остается прежней и даже еще больше углубляется в заботу о родных, честность и порядочность. Вера в Бога спасает душу Сонечки от многих бед и черных мыслей. Несмотря на свою кротость и смиренность, Соня – человек с четкими убеждениями и большой силой духа. Именно она убеждает Родиона сознаться в содеянном. Но она не бросает Раскольникова, а идет за ним по этапу. Также как и он когда-то отдал ее семье последние гроши – она отдает ему себя, все что имеет в своей душе. Благодаря Соне, ее рассуждениям и непоколебимой вере в Бога, Раскольников обретает шанс на спасение.

Внешность и характер героини

Автор наделяет Сонечку Мармеладову милыми чертами лица.

Внешне девушка была воплощением ангела:

  • у нее были чистые голубые глаза, придававшие ее лицу добродушный вид;
  • Сонечка обладала светлыми локонами, которые чаще всего прикрывала головным убором;
  • особенно часто девушка надевала смешную соломенную шляпу;
  • черты ее лица были несколько неправильными, нос и подбородок имели заостренные очертания.


Героиня была худенькой, ее отличал невысокий рост. За счет этого девушка выглядела моложе своих лет. В обыденной жизни Софья Семеновна Мармеладова одевалась скромно, стараясь не привлекать к себе внимания. Перед выходом на панель ей приходилось облачаться в яркое растрепанное платье с нелепым хвостом. На улице ее внешний облик должен быть пошлым, чтобы можно было привлечь побольше клиентов.

Описанию характера героини Достоевский специально не уделял много внимания, по его задумке образ девушки должен был быть легким, незаметным. Впрочем, по некоторым цитатам можно было понять, что это милосердная, терпеливая, кроткая, набожная особа.

В начале встречи героев кажется, что образы их не сопоставимы. Но уже к концу разговора в каморке Раскольникова, становится видно, что между идеями нищего студента и богатого дельца наблюдается некая схожесть. Главная черта, которая объединяет героев – стремление возвыситься над другими. Это видит и сам Раскольников, несмотря на то, что Лужин ненавистен ему. Родион Романович, опираясь на свою теорию, считает, что ему можно вершить преступления, так как он решил, что он избранный. Лужин откровенных преступлений не совершает, но сама суть его личности – прогнившая и чрезмерно эгоистичная. Преступления Лужина – моральные, в то время как преступление Раскольникова – физическое.

Сочинения

Произведение Достоевского Преступление и наказание стало классикой русской литературы. Это психологический роман, где в главной роли выступает бывший студент Раскольников, однако в работе автора раскрываются и другие образы. Так в романе Преступление и наказание мы встречаем Лужина, что представлял собой человека, глубоко противного самому автору. Но такой тип людей существовал. К тому же данный персонаж позволил глубже изучить и познать самого Раскольника, чьим моральным двойником и являлся Лужин. На первый взгляд, это совершенно разные образы, но у них было очень важное сходство. У обоих была своя теория и каждый из них ей следовал. Так теория Лужина заключалась в разумном эгоизме, и согласно ей люди должны учитывать свои лишь интересы. Согласно теории Раскольникова, великим людям позволялось все, поэтому он и захотел узнать, кем он является — тварью дрожащей или право имеет.

Изучив роман мы понимаем, что образ Лужина является худшим проявлением человека, а чтобы поближе познакомиться с Раскольниковым и Лужиным сделаем сравнительную характеристику, отмечая их сходства и различия.

Характеристика Раскольникова



Раскольников — герой романа, который бросил учебу из-за своей бедности и невозможности платить. Он привык делить людей на ничтожных и наполеонов, и захотел узнать, кто он, поэтому и пошел на преступление. Однако в своей теории, согласно которой великим людям позволено все, он ошибается. Считая, что он вправе карать и миловать, в дальнейшем приходит к осознанию того, что расчет его неверный. Раскольников понимает, что его разделение людей на определенные категории ошибочно. Понимает и то, что он обычный человек и раскаивается в содеянном. В этом большая заслуга Сони. Правда, к ней поначалу Раскольников холоден, но любовь девушки сумела разбудить в герое человечность. Он потянулся к девушке, полюбил ее, и принял ее отношение к жизни.

Характеристика Лужина



Второй персонаж Преступления и наказания, чью характеристику рассмотрим в нашем сочинении, был Лужин. Лужин юрист и советник, на чьем лице вечно читалась брюзгливость. Он никогда не поддавался эмоциям, был преуспевающим, рациональным и практичным человеком. Лужин подлый, аморальный, ничем не брезгует, лишь бы достичь своих целей. Лужин любит сплетни, для него неизвестно понятие благородства, а его стремлением в жизни была карьера и обогащение. При этом на жизнь он смотрит через призму своей теории, считая, что только эгоисты смогут в дальнейшем помогать другим.

Раскольников и Лужин имеют и общие черты. Оба умные, но при этом тщеславные, высокомерные и подлые. Причем Раскольников подлецом называет себя сам, а вот о том, что Лужин подлец из подлецов говорит Катерина Ивановна.

Рассматриваемые нами Раскольников и Лужин испытывают неприязнь друг к другу, не понимая, что они очень похожи, и их можно назвать даже моральными двойниками. Скорее всего неприязнь между Раскольниковым и Лужиным появилась оттого, что каждый из них в противоположном персонаже увидел свои самые худшие черты, что их сильно раздражало.

Различия


Наибольший интерес у читателя должны вызывать Лужин, Свидригайлов, Порфирий Петрович и Соня Мармеладова, так как именно они оказывают основное влияние на Родиона Раскольникова и двигают сюжет всего романа. А сопоставительное сравнение Лужина и Раскольникова заслуживает отдельного внимания.

Сопоставление со Свидригайловым

Еще один персонаж, с которым Достоевский сопоставляет Раскольникова – Свидригайлов. Схожи эти герои ощущением своей уникальности, а также непринятием жизни такой, какая она есть. Разные у них только способы отчуждения: Раскольников пытается убежать от действительности, разрабатывая свою страшную теорию, Свидригайлов же ударяется в разгул и разврат.

Таким образом, Достоевский на примере сопоставления образов Раскольникова с образами Лужина и Свидригайлова показывает многоплановость и разнообразность образа главного героя. Несмотря на схожие черты с откровенными негодяями, Родион все же находит путь для искупления.

О бедных женах

Адвокат берет в жены бесприданницу, бедную, однако образованную и умную Дуню Раскольникову, следуя принципам, изложенным в своей теории о бедных женах. Странно выглядит эта пара: жених невесту не любит, лишь желает облагодетельствовать по расчету; невеста, которая не задумывается, любит ли она Петра Петровича. Дуня жертвует собой, чтобы, выйдя замуж за обеспеченного Лужина, помочь брату и матери.

Потому, посватавшись к Дуне, Лужин в точности следовал своей теории о бедных женах. Он рассчитывал, что бедная девушка будет его благодарить всегда, будет преклоняться перед ним, считать его своим благодетелем, спасителем. По сути адвокат желал заполучить себе фактически бесплатную, бесправную служанку, любовницу в одном лице. По его расчетам Дуня служила бы ему за еду и скромную одежду, при этом еще и благодаря за оказанное благодеяние, не смея сказать ни слова против.

Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень запуганной, чрезвычайно много испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному…,

Достоевский в одной только этой фразе отобразил самую низкую суть лужинской теории.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Герой романа Родион Раскольников – бывший студент, мещанин, живет в крайней бедности. Достоевский в письме редактору, повествующем о будущем романе, упоминает об идеях, носящихся в воздухе. Одну из них подхватил и воплотил в жизнь Раскольников.

С Раскольниковым его объединяет стремление к вседозволенности, которую он понимает гораздо мельче, на уровне межличностных отношений. Раскольников же мечтал чуть ли не все человечество осчастливить.

Приехав в Петербург, Лужин остановливается у Лебезятникова, которого когда-то опекал. До него дошли слухи, что его бывший опекаемый стал прогрессивным человеком, мыслящим высокими категориями. Он надеется подучиться у него немного общению с молодыми идейными людьми, каковым считал и будущего родственника Раскольникова.

Что касается идей, то у Лужина есть своя теория, имеющая сходство с теорией Раскольникова. Исходя из нее, Петр Петрович прежде всего заботится о себе. Разъясняет он свои убеждения на примере кафтана. Если поделиться с ближним и разделить кафтан пополам, то оба они останутся наполовину голыми. А если в обществе будет больше устроенных людей, которые никому не помогают, а пекутся только о себе, то общество от этого только выиграет и окрепнет. Приобретая для себя, он делает хорошо для всех. Лужин идет дальше Лебезятникова, тут уже появляется забота об обществе.

Крайний эгоизм и забота о людях сближают его теорию с идеей Раскольникова. На самом деле и Раскольников, и Лужин думали исключительно только о себе, прикрываясь заботой о других. Более всего Лужин ценил деньги. Разрыв с Дуней раздражает его тем, что он потерял возможность получить в жены вечно обязанного ему человека. Отсутствие угрызений совести, тщеславие, бездушие, эгоизм являются основными чертами Лужина.

Аркадий Иванович Свидригайлов – третий двойник, самый яркий из трех, самый загадочный. О нем мы также узнаем из письма Пульхерии Александровны. Свидригайлов является главной причиной сватовства Лужина. Он влюбился в Дуню, которая работала у них в доме. Девушка отвергла его ухаживания. Жена Свидригайлова, Марфа Игнатьевна, разобралась в деле и сосватала девушку за своего родственника Лужина. Свидригайлова обвиняют в ряде преступлений. В частности, высказывается мысль, что он повинен в смерти своей жены. Ни одно из его преступлений не доказано.

Аркадий Иванович – умный, сильный человек. Он встречается с Раскольниковым и говорит ему, что они очень похожи, чем вызывает возмущение молодого человека. Раскольникову претит мысль сходства с этим негодяем. Только ведь Раскольников убил двух женщин, топором зарубил, значит, сходство все-таки есть, нравится это ему или нет.

Они оба не верят в бога, оба горды и своевольны. С главным героем Свидригайлова объединяют муки совести, стремление помочь людям. Аркадий Иванович, в отличие от Раскольникова, делает добрые дела. Он поместил в пансионат детей Катерины Ивановны. Он дает денег Соне, чтобы она смогла поехать за Раскольниковым на каторгу. Свидригайлов помогает материально Дуне, которая отказала Лужину и осталась без средств. Этот герой не смог найти пути к спасению души и кончает жизнь самоубийством.

Рассматривая образ главного героя в системе его двойников, Достоевский вскрывает антигуманистическую суть теории Раскольникова, обличает ее бесчеловечность. Герой, будучи уверен в правильности своей теории, не приемлет образа жизни своих двойников. Он осуждает их, обнажая пороки. Эти герои вызывают у нас негативные чувства, а убийца Раскольников симпатию. Это связано с тем, что они не хотят меняться в лучшую сторону, главный герой же находится на пути к очищению. Он понимает, в конце концов, что он не старуху убил, а себя.

Людей должна объединить любовь к богу, по мнению Достоевского. В этом убеждает читателя образ Сони Мармеладовой, которая смогла спасти душу героя. Автор явно симпатизирует своему герою, так как позволяет воскреснуть его грешной душе.

11. Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова.

Такой прием, как создание систем двойников, используется автором для раскрытия образа Раскольникова, всестороннего анализа и развенчания его теории.

В этой статье представлена сравнительная характеристика Раскольникова и Сони в романе "Преступление и наказание": сравнение героев.

Сравнительная характеристика Раскольникова и Сони в романе "Преступление и наказание": сравнение героев

Раскольников и Соня являются грешниками, каждый по-своему: Раскольников идет на страшное убийство, а Соня губит себя, занимаясь "непристойной работой". У героев есть много различий, но есть и некоторые общие черты. Так например, они оба бедны, но добры и великодушны.

У Сони есть отец и мачеха. Мать Сони умерла несколько лет назад. Также у Сони есть сводные брат и две сестры (дети мачехи от первого брака).

По происхождению Раскольников, судя по всему, является мещанином. Хорошо образован, учился на юриста, но бросил университет, судя по всему, на 3-ем курсе.

По происхождению Соня, судя по всему, является мещанкой. Она малообразованна: отец учил ее чтению, письму и другим наукам. Иногда она читает романы и другие книги.

Соня - бедная девушка, дочь мелкого чиновника:
". бедная, но честная
девица. "

". просто-запросто о
голодной смерти дело идет. "

Раскольников - красивый молодой человек, брюнет с красивым черными глазами:
". тонок и строен. "
". замечательно хорош
собою. "

". темно-рус. "
". сверкнул на него загоревшимися гневом черными своими глазами. "
". прекрасными темными глазами. "

Соня - хорошенькая блондинка с замечательными голубыми глазами:
". довольно хорошенькая блондинка. "
". голубые глаза ее были такие ясные. "
". с замечательными голубыми глазами. "

Раскольников умеет говорить громко и решительно (когда не болен):
". громко … отвечал
Раскольников. "

". проговорил он
решительно. "

Соня говорит кротким голосом, иногда шепетом:
". голосок у ней такой
кроткий. "

". проговорила вдруг в
ответ Сонечка, каким-то сильным и скорым шепотом. "

Раскольников одет очень бедно. Его одежда похожа на лохмотья:
". какой у него костюм,
как он ужасно одет!"

"Он был до того худо
одет. "

". его лохмотья. "

Соня носит бедную одежду (как уличную, так и домашнюю):
"Она была тоже в
лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному. "

Комната Раскольникова похожа на гроб, каюту, шкаф:
"Экая морская каюта. "
". дурная квартира. "
". точно гроб. "

Раскольников - добрый, великодушный человек:
"Великодушен и добр."
"Последние деньги на
похороны вдове отдал!"

Раскольников - гордый, надменный, высокомерный молодой человек:
". надменен и горд. "
". оба высокомерные и оба великодушные…" (мать о Раскольникове и Дуне)
". слишком уж на нем был скверен костюм, и, несмотря на всё принижение, всё еще не по костюму была осанка. "

Соня - негордая, смиренная, стыдливая девушка:
"Вдруг он узнал ее, приниженную, убитую, расфранченную и стыдящуюся, смиренно ожидающую своей очереди проститься с умирающим отцом."
". со мной она как-то усиленно, как-то боязливо целомудренна и стыдлива!"

Раскольников умеет постоять за себя и требует к себе уважения:
". а я студент и кричать на себя не позволю."

Соня - безответная девушка. Ее можно обидеть почти безнаказанно:
". обидеть ее всякий мог почти безнаказанно. "

Раскольников - нетерпеливый человек:
". человеку, удрученному, но гордому, властному и нетерпеливому, в особенности нетерпеливому!"

Соня - терпеливая девушка:
". о ее кротости, терпении, самоотвержении. "
"Она, конечно, с терпением и почти безропотно могла все перенести. "

Раскольников не любит находиться в толпе:
". Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время. "

Соня боится новых лиц и знакомств:
". очень боялась новых лиц и новых знакомств, боялась и прежде, еще с детства, а теперь тем более. "

Раскольников совершает страшное преступление - убийство старухи-процентщицы и ее сестры:
"Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки. А старушонку эту черт убил, а не я. "

Соня совершает преступление против себя, занявшись "ремеслом", которое ненавидит всей душой:
". а пуще всего, тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы это не ужас! Еще бы не ужас, что ты живешь в этой грязи, которую так ненавидишь. "
"Ты тоже переступила. смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою (это всё равно!)."

Раскольников много выстрадал в жизни:
"Да разве ты тоже не мучаешься? - вскричала Соня."
"Ох, как вы мучаетесь! - с страданием произнесла она, вглядываясь в него."
"Она понимала только, что он ужасно, бесконечно несчастен."

Соня перенесла много страданий в жизни:
"Не за бесчестие и грех я сказал это про тебя, а за великое страдание твое." (Раскольников - Соне)

Раскольников считает себя подлецом и недостойным любви человеком:
"..я знал, что я подлец. "
"Я низкий человек, Дуня."
"Но зачем же они сами меня так любят, если я не стою того!"
"И можешь ты любить такого подлеца?" (Раскольников о себе - Соне)

Соня считает себя великой грешницей, бесчестной и даже жестокой (например, по отношению к мачехе):
"Да ведь я. бесчестная. я великая, великая грешница!"
"- Это вы-то жестокая?
- Да я, я!"

Это была сравнительная характеристика Раскольникова и Сони в романе "Преступление и наказание": сравнение героев в цитатах из произведения.

Раскольникова двойники

Двойники раскольникова в романе преступление и наказание

Главный герой убивает старуху, но впоследствии его сильно мучает совесть, в конце романа у него случается затуманивание рассудка. И это неминуемое наказание за содеянное зло. Но Родион влюбляется в Соню Мармеладову, и эти чувства спасают его от сумасшествия.

Он приходит в полицию с повинной, отбывает свой срок на каторге, но он по-прежнему остаётся верен своей теории. В конце Родион сознается, что он слабый человек и неспособен на жестокие поступки.

Тема правонарушения

Двойники раскольникова лужин

Смысл произведения заключается в убийстве старухи, поэтому криминальная тема разбирается в произведении очень глубоко. Кроме Родиона Раскольникова, злоумышленниками кажутся Петр Петрович Лужин, юрист, богатый человек, который ухаживает за Дуней, сестрой Родиона. А также антиподом Родиона является Свидригайлов — успешный шулер, авантюрист, обольститель. Именно поэтому герои называются двойниками Раскольникова. Каждый персонаж имеет свою теорию, которой придерживается в жизни. Например, у Лужина на первом месте стоит экономическая цель, а Свидригайлов живет по кодексу аморальности, фальши и обмана.

Самая отрицательная фигура в произведении — это Свидригайлов. Родион сразу понимает, что он плохой человек. Раскольников пишет письмо своей матери, в котором описывает существование дворянина. Его жизненный путь — это пример разложения личности.

Двойники раскольникова свидригайлов

При личной встрече Родион лишь убеждается в своей правоте. Свидригайлов не отталкивает Раскольникова, а напрямую говорит, что они с ним одного поля ягода. Героя тянет к Свидригайлову, он пытается его оправдать и понять, постоянно ищет с ним встречи. Когда произошла первая встреча Раскольникова со Свидригайловым, то у него сформировалось определенное мнение относительно этого персонажа:

  1. Он развратен.
  2. Обманчив.
  3. Очень злой.

Биография Свидригайлова

В романе описывается жизненный путь героя. Главной чертой характера персонажа является его порок. Он проживает в Петербурге, много свободного времени проводит за карточным столом в обществе сомнительных личностей. В итоге он оказывается в тюрьме, из которой его спасает Марфа Петровна, в будущем его супруга. Она платит налог за Свидригайлова, и его выпускают из тюрьмы.

Свидригайлов и дуняша

Марфа Петровна спасает мужа от суда за убийство и изнасилование юной девушки. Она прячет нужный документ от Свидригайлова, если он захочет взбунтоваться. У героя с Марфой Петровной был заключён контракт, согласно которому он мог развлекаться с дворовыми девушками. В его жизни произошел единственный случай, когда он влюбился по-настоящему, объектом его вожделения оказалась Дунечка. У Свидригайлова нет никаких нравственных принципов — это его жизненное кредо. Ему не довелось испытать благородных чувств, у него нет высоких целей, его жизненная энергия направлена на удовлетворение прихотей и небольших страстей.

Свидригайлов приезжает в Петербург, чтобы добиться взаимности от Дуни. Для свершения своей цели этот человек готов на всё, в том числе на запугивание и подкуп. Взамен на свое желание он предлагает Дуне 10 000 рублей, а потом пытается её шантажировать тем, что ему всё известно о Родионе Раскольникове.

Свидригайлов в романе преступление и наказание

У Свидригайлова отсутствует понятие о грехопаденье и благе, это делает его чудовищным персонажем, который не может жить хорошо и не верит в добро. Загробная жизнь для него представляется следующей: это не хороший, светлый и вольготный мир, а маленькая комната, которая по размерам схожа с сельской баней, которая закоптела, а по углам сидят пауки.

Родиона Раскольникова больше всего удивляет в этом человеке бессовестный подход к жизни. Но вместе с этим он отмечает, что у него со Свидригайловым много общего, они оба придерживаются принципов дозволенности.

В романе фигура Свидригайлова является трагичной личностью. Его смерть не произошла бы, если бы он сумел сохранить себя целым. В его судьбе происходят противоестественные, добрые поступки, которые никак не вяжутся с его натурой и смогли разрушить его личность:

Дуня стреляет в свидригайлова

  1. Свидригайлов отпускает Дуню, оставляет свое состояние детям Мармеладова.
  2. Он хочет проявить положительные качества, когда ухаживает за маленькой девочкой.

Такие поступки стали началом конца.

Плохой сон, который привиделся Свидригайлову, приводит его в ужас, потому что перед ним открывается бездна аморальности, в которой он находился. Его самоубийство можно отнести к закономерному итогу, к которому приходит каждая личность, которая до определенного момента не признавала в своей жизни справедливости и добра.

Петр Петрович Лужин

В романе присутствует герой, в характеристике и образе которого не присутствует раскаяние. Это Лужин, человек, который берёт в расчет только свое мнение. В жизни он надворный советник, для него семья не является важным звеном. Он благонадежный человек, который имеет свое состояние. Основные черты его характера:

Герои двойники в романе преступление и наказание

  1. Корыстность.
  2. Тщеславие.
  3. Высокомерие.

Цель для Петра Петровича — это взять бедную девушку, у которой будет красивая внешность и обязательно прекрасное образование. Девушка не будет привыкшая к достатку, у неё не будет требовательности к Лужину, и она ему будет всегда благодарна. Образованность претендентки и ее красота помогут Петру проникнуть в высшее общество и сделать карьеру. Супружество для Лужина — это сопоставление выгоды, но не любви.

В письме Родиону мама пытается оправдать взгляды Лужина, она не называет его подлецом и замечает, что между ним и Раскольниковым много общего на жизненном поле. Но такое двойничество человека Раскольникову сразу заметно, он понимает и пытается раскрыть неискренность Лужина. Он проводит сравнительный анализ человека и понимает, что Пётр Петрович не тот, за кого себя выдает.

Роль двойников в романе преступление и наказание

У Лужина система ценностей заключается в коммерции. Такой человек не имеет друзей, редко зовёт кого-то в гости, он скупой. Его отношение к Дуне плохое, он снимает для невесты и ее матери комнату в помещении, у которого плохая репутация.

Лужин боится растратить последние деньги и пытается всеми силами скопить капитал. У него привлекательная внешность, красивое лицо, к которому нет повода придраться, но в душе он антипатичный и уродливый. Наиболее яркая характеристика его образа — это приятный внешний вид и убогий внутренний мир.

При встрече с Родионом Лужин восклицает, что он не должен оказывать помощь другим людям, должен любить одного себя. Для Лужина ничего не стоит подставить другого человека, он не может отдавать тепло и любовь своей невесте. Сходство его с Раскольниковым в том, что у него есть своя теория, что база общества состоит только из избранных.

Кто является двойником раскольникова

Именно лучшие из лучших смогут управлять миром. В понятии Петра Петровича это деловые люди, дельцы и предприниматели. Если сравнить Лужина и Свидригайлова, то первый герой больше схож с Родионом, потому что для него финансовая правда — это приглашение к убийству. И он ее материализует таким же образом, как Раскольников — собственную теорию.

Отрицательная сущность героя вскрывается в эпизоде, где он обвиняет Соню в воровстве. Он ей подкидывает деньги, чтобы она была плохой в глазах окружающих. Заодно он хочет опозорить Раскольникова. В этом случае Лужин смог бы разрушить свой план на свадьбу. Он может предавать без оснований, с легкостью обвиняет человека и не считает свои поступки развратными. Это наглый и безнравственный человек.

Второстепенные персонажи

В романе фигурируют герои, которые похожи с Раскольниковым. Они являются духовными близнецами Родиона. Но в произведении присутствуют и персонажи, которые не выставляются на первый план. Их также можно сравнить с Родионом, но в меньшей мере. Такими героями являются Лебезятников, Порфирий Петрович, Дуня и Сонечка Мармеладова.

Лебезятников и Порфирий Петрович

У Лебезятникова красноречивая фамилия. Он бездумно подвержен новым веяниям в части идеологии и философии.

Порфирий в романе преступление и наказание

Гротеск — это главный художественный приём, который используется автором для формирования персонажа Лебезятникова. Его можно назвать двойником Раскольникова, потому что Родион также увлечен новейшими идеями. В первую очередь это концепция сверхчеловека. Во вторую — это нигилизм.

Но Лебезятникова нельзя назвать сильным человеком, он безобидный. Герой просто копирует поведение и речь авторитетов, но при этом ничего не понимает. Доброта и глупость делают Лебезятникова неопасным, чего нельзя сказать о Родионе, у которого талант, ум и хорошее образование. Андрея Семёновича можно назвать образом, с помощью которого формируется пародия на увлеченного новейшими идеями Родиона.

Порфирий Петрович — это следователь, у которого есть особенности Раскольникова. Это грамотный человек, который понимает Родиона. Следователь является родственником Дмитрия Разумихина, друга Родиона. Порфирию Петровичу 35 лет, но он ощущает себя стариком. Когда следователь берётся раскрыть убийство Алены Ивановны и Елизаветы, то он понимает, что дело нелегкое.

Дуня и Сонечка Мармеладова

Дуня — это сестра главного героя. У неё второстепенная роль в произведении, ей 22 года, она на несколько лет младше брата. Как и Разумихин, Дуня борется с жизненными преградами с помощью труда и усердия.

Соня двойник или антипод раскольникова

Раскольников и Дуня внешне похожи, она обладает твердостью характера, воспитанностью и добротой.

Порфирий Петрович и Софья Семёновна уверяют Раскольникова, чтобы он признался в убийстве. Неизвестно, Соня двойник или антипод Раскольникова, потому что она является его подругой по жизни и духовным наставником. Внешне герои совершенно непохожи, к тому же Софья глубоко верит в бога, а Раскольников является атеистом.

Схожесть Родиона и Сони в том, что девушка тоже переступает нравственную черту: она проживает в нищете и её мачеха заставляет ее выйти на панель, чтобы получить деньги за торговлю телом.

Наивность, благородство, доверчивость — эти качества присущи Софье как двойнику Раскольникова. Соня считается выражением аспектов, которые находятся внутри Родиона и проснутся, когда герой признает, что религия — это спасение от всех бед.

В произведении подробно рассказано, почему Лужина и Свидригайлова называют двойниками Раскольникова. Они доказали, что его теория несостоятельная. Принципа вседозволенности не существует, и его нельзя применить ни к одному человеку. По крайней мере, он не приведёт к хорошим последствиям.

Читайте также: