Справедливы ли законы хаммурапи 5 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цель: познакомиться с содержанием законов царя Вавилонского царства Хаммурапи, определить роль законов для жизни государства.

Задачи:

План:

1. Борьба городов Двуречья за главенство в регионе.
2. Царь Хаммурапи.
3. Законы Хаммурапи и их значение для жизни государства.

Ход урока

I. Актуализация, проверка домашнего задания

1. На доске написаны слова: Вставьте пропущенные буквы и объясните, как слова связаны с Двуречьем?

.амаш, Ев.рат, С.н, Между.ечье, ш.меры, И.тар, кл.нопись, У.ук

Почвы в Южном Двуречье не очень плодородны. Также как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой стране. Однако, разливы рек походили не так бурно, насыпи по берегам не строили, каналы для орошения полей и садов не рыли, жители их орошали вручную. Государства возникли здесь намного позже, чем в Египте.

Города обычно стояли на берегу рек. Самыми крупными из них были Ур и Урук. В Двуречье было много гор и лесов, поэтому было много строительного материала. Дерево было дорого – деревянные двери имелись лишь в богатых домах. Кирпичи обжигали в печах и строили из них оборонительные сооружения.

3. К доске приглашается ученик с устным ответом по домашнему параграфу, но его ответ будет содержать и имеющееся в параграфе данные, и новый материал, еще не известный детям (в этом – опережающая часть задания).
Задание остальным учащимся: внимательно слушая ответ одноклассника, выделить, что нового, чего не было в домашнем параграфе, вы узнали.

Учитель: Так что же нового, ребята, вы узнали?

Учащиеся: (примерный ответ – о существовании Вавилонского царства и его сильного царя Хаммурапи)

Учитель: Действительно, сегодня нас будет интересовать именно Вавилонское царство и его правитель – царь Хаммурапи.

Кто-то из правителей входит в историю благодаря своим завоеваниям, достижениям в культуре, из-за того, что изменил жизнь целого народа. А царь Хаммурапи вошел в историю благодаря созданию законов.

Учитель и учащиеся вместе формулируют тему урока: Как вы думаете, каково же тема нашего урока сегодня?

Учащиеся выдвигают версии, догадываются, учитель корректирует их предположения, учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Цель учитель называет сам: познакомиться с содержанием законов царя Хаммурапи, определить роль законов для жизни государства.

II. Изучение нового материла

1. Борьба городов Двуречья за главенство в регионе.

Учитель: Итак, давайте сейчас запишем в тетрадь те выводы, которые вы сделали, слушая ответ … (ученика с устным ответом и опережающим заданием)

В борьбе городов Двуречья во II тыс. до н.э. за главенство в регионе победил Вавилон, который занимал выгодное географическое положение.

Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.) – царь Вавилонского царства.

Учитель: Как мы выяснили, Хаммурапи вошел в историю тем, что издал первый, древнейший свод законов.

Учащиеся: делают предположения.

Учитель: Прошу вас запомнить ваши ответы, в конце урока мы их сравним с выводами, которые вы сделаете, подробно изучив законы Хаммурапи.

Посмотрите на это изображение: законы были записаны на каменном столбе, который изображал, как бог Солнца Шамаш вручает власть Хаммурапи, следовательно, законы также даны богом, поэтому предполагалось, что они изначально были справедливы. Но так ли это было на самом деле?

2. Законы Хаммурапи, их значение для жизни государства.

На слайде даны две статьи из законов Хаммурапи. Учащиеся вслух зачитывают их.

Учитель: Какое противоречие здесь налицо? Какой возникает вопрос?

Постановка проблемного вопроса (формулируют учащиеся, отвечая на вопрос учителя): Если законы вручены богом и их цель – справедливость на земле, почему ими предусмотрены несправедливые наказания?

Учитель: Справедливы ли законы царя Хаммурапи? Предположите, почему возникло такое противоречие?

Выдвижение гипотез: (возможные ответы – законы защищали только богатых, законы слишком жестоки, …)

Лабораторная работа

Учитель: Мы проверим ваши предположения, обратившись к статья закона. Работа будет проходить по группам (3 ряда – 3 группы). Каждая группа будет исследовать свой вопрос:

  • 1 группа – Социальное неравенство
  • 2 группа – Система правосудия
  • 3 группа – Институт долгового рабства

Рабочий лист. 1 группа (Социальное неравенство)

Положения

Законы Хаммурапи

1. Существовало ли неравенство в обществе? Какие группы вы можете назвать?
2. Положение рабов.

2 группа (Система правосудия)

Законы Хаммурапи

Какова была система правосудия, система наказаний?
А) Примеры справедливого наказания
Б) Примеры несправедливого или слишком жестокого наказания.

3 группа (Институт долгового рабства)

Законы Хаммурапи

1. Как должник, не имевший средств расплатиться с долгом, мог его вернуть?
2. Как законы защищали должников?

Выдержки из законов Хаммурапи

1 группа. Статьи:

7. Если человек (полноправный житель) купит у человека без свидетелей и договора серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо чтобы то не было, этот человек – вор, его должно убить.

199. Если человек повредит глаз раба или сломает кость раба, то он должен отвесить половину его покупной цены.

205. Если раб ударит по щеке кого-либо из свободных людей, то должно отрезать ему ухо.

199. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.

201. Если человек выбил зуб мушкенуму (свободный, но неполноправный житель), то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

211. Если человек выколол глаз человеку, то должно выколоть ему глаз.

15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, то его должно убить.

2 группа. Статьи:

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен.

Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.

Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.

Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.

Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки.

Если человек клятвенно обвинил человека в убийстве, но не доказал этого, то он должен быть убит.

Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.

Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить ½ мины серебра.

3 группа. Статьи:

117. Если человеку надо заплатить долг, и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь, то три года они должны обслуживать дом их покупателя, на четвертый год им должна быть предоставлена свобода.

96. Если человек взял у торговца зерно или серебро в долг и не имеет зерна или серебра, чтобы вернуть, а имеет только другое имущество, то все, что он имеет, он может отдать ему, торговец же не может отказываться, он должен принять.

48. Если человек имеет долг, а половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан возвращать зерно своему зерно, он может проценты за этот год не платить.

Этапы лабораторной работы с историческим документом и рабочим листом:

1. Прочитать статьи закона.

2. Найти в статьях ответ на вопрос, данный в рабочем листе.

3. Сделать вывод по каждому вопросу (т.е. по каждой группе), который весь класс записывает в тетрадь.

1. В вавилонском обществе существовало социальное неравенство и рабство. Законы больше защищали интересы свободных и полноправных людей.

3. Должник был обязан отдать долг, даже продав себя или свою семью на время в рабство. Тем не менее закон защищал и должника.

Учитель: Что теперь вы можете сказать о законах – справедливы они или нет? Или одновременно и да, и нет?

Учащиеся: одновременно и справедливы, и несправедливы.

Учитель: Тогда подумайте, почему такое существовало? Зачем нужны были такие законы?

Учащиеся: такие законы существовали для того, чтобы был порядок, и никто не пытался совершить преступление, зная, что его ждет жестокое наказание.

Учитель: Верно, следовательно, когда есть законы, государство становится…

Учащиеся: … более сильным, организованным.

Учитель: Молодцы, а теперь давайте запишем наш вывод в тетрадь. Итак, Закон – это правила поведения, которые регулируют отношения между людьми в государстве, за нарушение которых наступает ответственность (наказание). Несмотря на то, что законы иногда бывают несправедливы к низшим слоям общества, они укрепляют государство.

III. Рефлексия, итоги урока

Учитель: Итак, ребята, с какими новыми понятиями мы сегодня познакомились? Для чего нужны законы в государстве?

Учитель подводит итоги урока, дает оценку работе учеников, оглашает отметки, дает домашнее задание и объясняет, как его выполнить.

Домашнее задание: Параграф 14, вопрос 4 стр.70 (устно), рабочая тетрадь стр.44 задание 53.

Царь Хаммурапи составил первые в древности законы, и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее. Кодекс Хаммурапи содержал 282 статьи, в которых были и уголовные законы, и административные, и гражданские. Все было просто и в то же время кроваво. Зато действенно. За грабеж казнили. Если грабитель перед этим проламывал стену в доме, то именно перед проломом его и зарывали, хорошо еще, что не заживо. За кражу детей убивали. Грабителей храмов и дворцов убивали. Перекупщиков убивали. Приютившего белого раба убивали. За прелюбодеяние топили обоих: изменщицу и то, с кем она изменила. Если жена убивала из-за другого мужчины супруга, ее сажали на кол. Если пришедший тушить пожар, что-то крал, его кидали в этот же огонь. Если сын поднимал руку на отца, ему отрезали обе верхние конечности. Если дом, который построил строитель, рухнул и убил домовладельца, строителя казнили. За неудачную операцию врачу отрубали кисти рук. Некоторые из административных статей кажутся очень удачными в свете существующего сегодня разгула коррупции и халатности чиновников, врачей и различных компаний. Большинство законов из свода, принятого Хаммурапи понятны и выглядят достаточно справедливо в наше время (за исключением пожалуй смертной казни почти по любому поводу).

Свод законов царя Хаммурапи является одним из древнейших источников правовой культуры. Законы эти были созданы предположительно в XVIII в. до н. э. в Вавилоне, и многие десятилетия регулировали правовую жизнь шумерского общества.
Обнаружены они были в далеком 1901 году французскими археологами, и по сей день находятся в Лувре. Сохранились законы почти полностью благодаря тому, что были высечены на большом базальтовом столбе.

Условно законы Хаммурапи можно разделить на три категории:
1.Уголовные
2.Административные
3.Гражданские

Для удобства анализа ученые выделили в своде 282 статьи. С точки зрения современного правоведения законы эти несовершенны, т. к. не имеют общих принципов и системы изложения, а также не отражают всей полноты возможных правонарушений. Но, несомненно, кодекс Хаммурапи явился огромным достижением в сфере правового регулирования жизни и укрепления государственности.
Рассуждать на тему справедливости законов Хаммурапи достаточно проблематично. По меркам современного европейца были они очень жесткими и во многом несправедливыми. Но с точки зрения жителей древнего Вавилона соблюдение их было абсолютно естественным.

Хаммурапи законодательно закрепил разделение общества на три основные группы:
1.Авилум – полноправные граждане.
2.Мушкенум – свободные люди, ограниченные в правах.
3.Вардум – рабы, являвшиеся движимым имуществом своих хозяев.

Сословия эти были не равны перед законом. Так за причинение телесного вреда авилуму преступник обычно приговаривался к смертной казни, а за подобное же правонарушение в отношении мушкенума мог отделаться штрафом. Убийство раба и вовсе считалось лишь порчей имущества, соответственно необходимо было просто возместить его стоимость хозяину.

Но в первую очередь, законы Хаммурапи защищали интересы самого царя, ибо он признавался главным распорядителем всей земли в государстве, а порча царского имущества всегда влекла за собой смерть правонарушителя.

Вообще же, смертная казнь в различных вариантах согласно кодексу Хаммурапи была основным видом наказания. Судопроизводство определялось принципом талиона (око за око). Такие законы достаточно кровавы, но зато действенны:
•За укрывательство беглого раба – смерть
•За мародерство – смерть
•Прелюбодеяние карается смертью
•За лжесвидетельство в суде – смерть
•Ограбление влечет наказание – смерть и т. п.

Можно сказать, что они справедливы и несправедливы одновременно. Одно ясно наверняка: законы Хаммурапи дали мощный толчок для развития мировой судебной системы.


Урок рассказывает о самом могущественном государстве Двуречья – Вавилоне. Дается характеристика времени правления царя Хаммурапи. Анализируются древнейшие в истории человечества законы, принятые Хаммурапи.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Вопросы занятия

· Вавилон – самое могущественное государство Двуречья

· Правление царя Хаммурапи

Вавилон – самое могущественное государство Двуречья.

Вы уже знаете, что в Двуречье было множество городов. К XIX веку до нашей эры самыми крупными из них были Киш, Эшну́нна, Вавило́н, Ла́рса, Уру́к. Долгое время города воевали между собой. Они никак не могли решить кому быть главным.


Победителем из этой борьбы вышел Вавилон. Город находился в очень выгодном месте Двуречья. Там, где близко сходились реки Тигр и Евфрат. Это помогало вавилонской торговле. Ведь по вавилонским землям проходили самые важные в Передней Азии сухопутные и речные торговые пути. Торговля приумножала богатства Вавилона.

В основном сюда привозили дерево, металлы (медь, серебро, свинец), рабов. Вывозили: зерно, шерсть, масло, финики.


В Вавилоне жило более ста тысяч человек. Для того времени это было очень много – равносильно огромному современному городу. Например, такому как Москва.

Правление царя Хаммурапи.

Самым знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммура́пи. Он правил с 1792 по 1750 год до нашей эры. Царь создал сильную и многочисленную армию. После чего начал войну с соседями. Через 20 лет Вавилон покорил почти все Двуречье.


Власть Хаммурапи была неограниченной. Он распоряжался всеми землями государства. Мог забрать имущество у любого подданного или казнить его. Но Хаммурапи был мудрым правителем. Он многое сделал для развития страны. По его приказу были отремонтированы оросительные каналы, построены хорошие дороги.

В управлении государством царю стали помогать чиновники (они следили за сбором налогов, набором в армию, общественными работами). Хаммурапи облегчил жизнь простых людей (упорядочил повинности, отменил старые долги).

Законы Хаммурапи.

Но самое главное, для того, чтобы обеспечить порядок в стране, издал справедливые законы. Закон – это правило обязательное для всех жителей страны. По правилам живут все государства мира. Все люди должны соблюдать законы.

Законы Хаммурапи были приняты около 3750 лет назад. Только известно о них стало не так уж и давно. Немногим больше 100 лет назад, французские археологи проводили раскопки на месте древнего города Сузы. Там они нашли большой столб из твердого черного камня.


Посмотрим на него поближе. В верхней части камня вырезаны две фигуры. Одна изображает царя Хаммурапи. Вторая – бога солнца Шамаша, восседающего на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо – символ власти над людьми. Вся остальная поверхность столба покрыта клинописью. Это и есть знаменитые законы Хаммурапи.

Столб с законами находился на главной площади Вавилона. Текст мог прочитать любой грамотный житель Двуречья. Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства. Теперь все споры между людьми стали разбираться по одинаковым для всех правилам, а не так, как считали разные судьи (жрецы, старейшины, наместники).

Жители Вавилонии знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание. Ведь на черном камне было написано, что Хаммурапи получил власть от богов. А воля богов неколебима и гнев их очень суров.

Но иногда царские судьи не могли сами решить то или иное дело. Не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Тогда им приходилось обращаться к богам напрямую. Происходило это так. Обвиняемого вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же у него получалось выплыть, то считалось, что обвиняемый чист перед богами и невиновен.

В Вавилонском царстве преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве.


Например, если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо. Заметьте, не язык и не руку, а именно ухо. Это делалось для того, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господина. Кроме того, такой раб уже не мог убежать: все знали – это невольник, при этом непокорный.

В Древнем Вавилоне рабы были в первую очередь ценной рабочей силой. Случалось, что по чьей-либо вине чужой раб погибал. За это виновный платил цену раба его хозяину или отдавал своего невольника.

Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство. Но когда семья бедняка голодала, им снова приходилось брать в долг у богача. Хаммурапи не видел в этом несправедливости. Ведь боги установили, что есть свободные и рабы, богатые и бедные.

А теперь давайте повторим все то, что мы сегодня узнали.

· После долгих войн Вавилон стал самым могущественным государством Двуречья.

· Хаммурапи был справедливым и мудрым правителем. Он правил с 1792 по 1750 год до нашей эры.

· Законы царя были справедливыми для того времени. Они защищали имущество богатых людей, а также свободных жителей Вавилонии от обращения в рабство.

Законы Хаммурапи

Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

История законов

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Стела Хаммурапи

Стела Хаммурапи в Лувре.

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Общая характеристика

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

  • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
  • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
  • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
  • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
  • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

Законы Хаммурапи

Основные законы

Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Читайте также: