План урока бюджет государства и семьи

Обновлено: 04.07.2024

Разработал учитель истории и обществознания Хавхун О.Н.

Тема урока: Бюджет государства и семьи. 8 класс.

Тип урока: комбинированный

Образовательная: - познакомить учащихся с новыми понятиями

- рассмотреть уровни бюджета

- разъяснить возможные варианты предотвращения дефицита бюджета

- уметь анализировать семейный бюджет

- сформировать умения работать в группах и индивидуально

- уметь анализировать текущую информацию СМИ о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами.

- адаптация личности в условиях экономического пространства

Оборудование урока: мультимедиа (презентация), наглядные пособия (плакаты), карточки с понятиями.

Понятия: Бюджет, профицит бюджета, дефицит бюджета, сбалансированный бюджет.

Вступительное слово учителя. -Здравствуйте ребята! Готовы к уроку?

Повторение пройденного материала

В каких формах осуществляется вмешательство государства в экономику?

Что такое налогообложение? Каким образом с этим явлением сталкивается ваша семья?

Перечислите основные виды налогообложения и дайте их характеристику.

Изучение новой темы.

Сегодня мы рассмотрим с вами серьезную, но интересную

Бюджет- финансовый план, который обобщает доходы и расходы за определенный период времени. Такой план может находиться в распоряжении государства, фирмы, семьи и отдельного человека.

В первом случае речь идет о государственном бюджете, во втором - о финансовом плане фирмы, в третьем - о семейном бюджете, в четвертом - об индивидуальном.

Составление бюджета обычно включает три основные фазы:

- постановка финансовых целей

Государственный бюджет- это финансовый план расходов и доходов за определенный период времени (за год).

Итак, нужно запомнить, что государственный бюджет

Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)

Итак, три ученика подготовили мини-проекты по уровням бюджета. Ваша задача послушать и определить особенности этих уровней бюджета.

Выступление учащихся с мини-проектами

1 учащийся - Федеральный бюджет

2 учащийся - Региональный бюджет

3 учащийся - Местный бюджет

Федеральный бюджет утверждается парламентом

Региональный бюджет - Законодательным собранием

Местный бюджет - Районным советом депутатов.

Семейный бюджет тоже является финансовым планом и состоит из доходов и расходов. Давайте поговорим с вами о том как выглядит модель бюджета вашей семьи. Какие доходы и расходы имеет ваша семья?

Посмотрите на слайд: возможны три случая:

Доходы Расходы- положительное сальдо, профицит бюджета

Доходы = Расходы - сбалансированный бюджет

Доходы Расходы - отрицательное сальдо, дефицит бюджета.

Ребята, как вы думаете, какой случай наиболее благоприятный для государства и семьи?

А какой наихудший вариант?

Ваша семья, ваши родители планируют свой бюджет. Однако денег не всегда хватает и может возникнуть такая ситуация, когда появляется дефицит бюджета. Давайте с вами подумаем как можно выбраться из ситуации дефицита бюджета, какие способы решения можно найти?

Предлагается метод Кластера. На доске плакат.

Способы решения проблем дефицита госбюджета:

Учащиеся должны предложить свои варианты. Один ученик выходит к доске и записывает варианты на заранее оформленном плакате.

Одалживание денег у населения других стран

Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег для покрытия расходов

А как можно решить этот вопрос на уровне государства? Как преодолеть дефицит бюджета?

Государство в данном случае поступает также, находит пути решения.

Работа по группам:

И чтобы закрепить пройденный материал вам нужно выполнить тесты. Они будут оцениваться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: I. Выяснить, что такое бюджет государства, каковы основные его элементы и принципы формирования; что такое дефицит и профицит государственного бюджета; каковы способы преодоления бюджетного дефицита.

Показать, что бюджетная политика-один из способов государственного регулирования экономики.

II. Усвоить основные термины и понятия урока: бюджет, дефицит, профицит, эмиссия, положительное и отрицательное сальдо, сбалансированный бюджет, государственный долг.

Задачи урока :

освоение учащимися знаний о бюджете, его сущности и отличительных особенностях;

формирование умения составления семейного бюджета;

воспитание экономической культуры учащихся; воспитывать чувство меры в удовлетворении своих потребностей

Развитие умений и навыков: давать самостоятельно определение терминов, сравнивать бюджет семьи и государства, формулировать выводы на основе сравнения или по итогам беседы.

1.организационный момент

2.Актуализация опорных знаний

Проверим насколько хорошо вы усвоили изученный материал

1. Правило поведения с этическим содержанием, обладающее значимостью для общества, социального слоя, отдельного человека, называется

1) правовой нормой
2) обычаем
3) моральной нормой
4) религиозной нормой

2. К социальным нормам не относится

1) запрещение переходить у лицу на красный сигнал све­тофора
2) запрещение разбирать электроприбор, если он подклю­чён к электричеству
3) обязанность здороваться, когда человек входит в по­мещение
4) обязанность заботиться о престарелых родителях

3. Традиционно установившиеся правила общественного по­ведения называются

1) обычаем
2) правом
3) порядком
4) моралью

4. Мера, принимаемая против стороны, нарушившей правила поведения, называется

1) фикцией
2) презумпцией
3) деликтом
4) санкцией

5. Субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам называется

1) совестью
2) самоконтролем
3) санкцией
4) самооценкой

6. Элементом механизма самоконтроля не является

1) коммуникация
2) общественное мнение
3) санкция
4) индивидуальное сознание

7. Поведение, не согласующееся с общественными нормами, называется

1) девиантным
2) демонстративным
3) дезинтеграционным
4) деструктивным

8. Виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом под угрозой наказания, называется

1) проступком
2) преступлением
3) девиацией
4) деликвенцией

9. По общему правилу уголовная ответственность наступает с

1) тринадцати лет
2) шестнадцати лет
3) семнадцати лет
4) восемнадцати лет

10. К понятию принудительных мер воспитательного воздействия для несовершеннолетнего, совершившего преступле­ние, не относится(ятся)

1) обязательные работы
2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа
3) возложение обязанности загладить причинённый вред
4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего

3. Установите соответствие между деянием и видом правонарушения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

А) нанесение лёгких те­лесных повреждений
Б) опоздание на работу
В) безбилетный проезд в общественном транспорте
Г) отказ от выплаты процентов по ипотеке

1) гражданско-правовой проступок
2) административное правонарушение
3) уголовное преступление
4) дисциплинарный проступок

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) норма
Б) общество
В) труд
Г) отклонение
Д) деяние
Е) отношение
Ж) ответственность

3) Используя текст, приведенную выше информацию и свой жизненный опыт, напишите не менее трёх причин откло­няющегося поведения у детей и подростков.

2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx

Тема урока : Бюджет государства и семьи.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием бюджета и способами его составления, разъяснить возможные варианты предотвращения дефицита государственного бюджета, влияния его на социальные программы государства, сформировать элементарные умения составления семейного бюджета, развивать навыки практической работы по усвоению нового материала; навыки коллективного сотрудничества; умение работы с материалом учебника.

Задачи урока :

освоение учащимися знаний о бюджете, его сущности и отличительных особенностях;

формирование умения составления семейного бюджета;

воспитание экономической культуры учащихся; воспитывать чувство меры в удовлетворении своих потребностей

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация , раздаточный материал для практической работы в группах.

Основные понятия: бюджет, сбалансированный, дефицитный и профицитный бюджет, госдолг.

1).Что такое бюджет

2).Бюджет государства и его особенности. Как преодолеть дефицит госбюджета?

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Сегодня мы с вами продолжим разговор о роли государства в экономике, но прежде, давайте вспомним материал прошлого урока.

Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания

К акие сферы общества существуют? Мы с вами изучаем экономическую сферу.

В каких формах осуществляется вмешательство государства в экономику?

Что такое налогообложение? Каким образом с этим явлением сталкивается ваша семья?

Перечислите основные виды налогообложения и дайте их характеристику.

Как вы считаете, ослабление налогов повышает интерес людей к труду или нет? Ответ аргументируйте.

Замечательно справились с вопросами. Но для вас есть еще одно задание. Слушайте внимательно, если я вдруг буду допускать ошибки – вы их себе помечайте, а мы потом разберем, итак:

Основная роль государства в экономике заключается в поддержании стабильного экономического роста страны. Поэтому государство должно пресекать любые виды предпринимательской деятельности, во избежание обогащения частных лиц за счет страны. (сохранение рыночной экономики)

Однако предприниматели платят большие налоги в государственную казну. Следовательно, в целях экономии государству необходимо подумать о другой, более значительной части населения: пенсионерах, учителях, врачах, служащих, студентах, детях, безработных. Содержать школы, дороги, медицинские учреждения, полицию государству очень накладно, поэтому оно должно передать эти предприятия в ведение частного бизнеса. (станет недоступным широким слоям населения)

И совсем невыгодная часть расходов – защита окружающей среды. Ежегодно огромные суммы денег тратятся на вывоз мусора, очистку водоемов и т.д. А доходов от улучшения здоровья населения в казну не поступает. Эту статью расходов государство должно вычеркнуть из планирования бюджета на все будущие года.

Есть ли в тексте ошибки? Если да, то обоснуйте ответ.

Изучение нового материала.

Давайте с вами подумаем, почему люди очень часто жалуются на нехватку денег? (предположения учащихся)

Составте из предложенных слов термин: Бюджет - период, план, доходы, обобщает, и, расходы, за, определенный, который, финансовый, времени. (Бюджет – это финансовый план, который обобщает доходы и расходы за определенный период времени).

Молодцы! Такой план может находиться в распоряжении государства, фирмы, семьи и отдельного человека.

В первом случае речь идет о государственном бюджете, во втором – о финансовом плане фирмы, в третьем – о семейном бюджете, в четвертом – об индивидуальном.

Составление бюджета обычно включает три основные фазы:

- постановка финансовых целей - здесь вы должны составить список необходимых покупок, желаемых покупок, не забывая об обязательных платежах за коммунальные услуги, по кредитам, и т.д. В этот же список необходимо включить более крупные покупки, которые вы собираетесь сделать в будущем, ведь вам необходимо будет откладывать какую-то часть сбережений ежемесячно, чтобы накопить нужную сумму, а это уже статья расходов.

- оценка доходов – суммируем все доходы

- планирование расходов – рассматриваем возможность приобретения всех желаемых покупок, исходя из имеющихся у нас доходов.

Существует несколько видов бюджета, давайте с ними познакомимся.

Государственный бюджет - это финансовый план расходов и доходов за определенный период времени (за год).

Итак, нужно запомнить, что государственный бюджет

1) имеет юридическую силу;

правительство организует его исполнение.

Что мы отнесем к статьям доходов и расходов государства? ( доходы – налоги, таможенные пошлины, доходы от продажи государственного имущества, займы; расходы - содержание органов государственного управления, финансирование социальных программ, оплата труда работников бюджетной сферы, вооруженные силы, выплаты по займам)

Таким образом, формируется бюджетная система РФ. В бюджетную систему РФ входят бюджеты следующих уровней;

Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Итак, три ученика подготовили мини-проекты по уровням бюджета. Ваша задача послушать и определить особенности этих уровней бюджета.

Выступление учащихся с мини-проектами

1 учащийся - Федеральный бюджет

2 учащийся - Региональный бюджет

3 учащийся - Местный бюджет

Существует 3 типа бюджета:

Сбалансированный – когда расходы равны доходам.

Профицит бюджета – превышение суммы доходов над суммой расходов.

Дефицит бюджета – превышение суммы расходов над суммой доходов.

Чтобы покрыть дефицит, государство или сокращает расходы, или берет деньги в долг у иностранных кредиторов, внешний долг, у своего населения, внутренний долг. Одним из источников одалживания является выпуск облигаций – ценных бумаг, гарантирующих возврат долга и выплату определенной суммы денег владельцу облигации. Рассмотрим схему:

hello_html_5dfc77cd.jpg

Семейный бюджет тоже является финансовым планом и состоит из доходов и расходов. Давайте поговорим с вами о том, как выглядит модель бюджета вашей семьи. Какие доходы и расходы имеет ваша семья? Составление ребятами семейного бюджета.

Как мы уже выяснили, возможны три случая:

- профицит бюджета

- сбалансированный бюджет

- дефицит бюджета.

Ребята, как вы думаете, какой случай наиболее благоприятный для государства и семьи?

А какой наихудший вариант?

Ваша семья, ваши родители планируют свой бюджет. Однако денег не всегда хватает и может возникнуть такая ситуация, когда появляется дефицит бюджета. Давайте с вами подумаем, как можно выбраться из ситуации дефицита бюджета, какие способы решения можно найти?

Предлагается метод Кластера.

Способы решения проблем дефицита семейного бюджета:

Учащиеся должны предложить свои варианты. Один ученик выходит к доске и записывает варианты.

Одалживание денег у знакомых

Привлечь дополнительные источники и т.д

Работа по группам:

Закрепление материала:

Что такое государственный бюджет?

Может ли бюджет страны быть дефицитным?

Что такое семейный бюджет? Перечислите, что может входить в семейный бюджет?

Перечислите основные составляющие государственного бюджета. (статьи доходов, статьи расходов, дефицит бюджета, профицит бюджета)

Сегодня на уроке:

- я не совсем разобрался в вопросе .. .

- еще я хотел бы узнать ….

Выставление оценок и подведение итогов.

Домашнее задание

Для этого мы с вами:

2. Познакомимся с основными статьями доходов и расходов семьи.

3. Будем развивать умение видеть проблему и намечать пути ее решения.

На данном этапе жизни знание принципов формирования бюджета поможет вам в систематизации свои личных доходов и расходов, а в будущем как для составления финансового плана компании, так и для планирования семейного бюджета.

Ход урока

1. Организационная часть.

Отметить в журнале присутствующих и отсутствующих

2. Актуализация знаний

Но прежде чем мы приступим к изучению новой темы, я бы хотела вам напомнить, какую роль играет государство в экономике нашей страны… Но слушайте внимательно, если я вдруг буду допускать ошибки – вы их себе помечайте, а мы потом разберем, итак:

Основная роль государства в экономике заключается в поддержании стабильного экономического роста страны. Поэтому государство должно пресекать любые виды предпринимательской деятельности, во избежание обогащения частных лиц за счет страны. (сохранение рыночной экономики)

Однако предприниматели платят большие налоги в государственную казну. Следовательно, в целях экономии государству необходимо подумать о другой, более значительной части населения: пенсионерах, учителях, врачах, служащих, студентах, детях, безработных. Содержать школы, дороги, медицинские учреждения, полицию государству очень накладно, поэтому оно должно передать эти предприятия в ведение частного бизнеса. (станет недоступным широким слоям населения)

И совсем невыгодная часть расходов – защита окружающей среды. Ежегодно огромные суммы денег тратятся на вывоз мусора, очистку водоемов и т.д. А доходов от улучшения здоровья населения в казну не поступает. Эту статью расходов государство должно вычеркнуть из планирования бюджета на все будущие года.

Есть ли в тексте ошибки? Если да, то обоснуйте ответ.

3. Изучение новой темы урока.

Бюджет – это финансовый план, который обобщает все доходы и расходы за определенный период времени.

Такой план может находиться в распоряжении государства, фирмы, семьи или отдельного человека. В первом случает речь идет о государственном бюджете, во втором – о финансовом плане фирмы, в третьем о семейном бюджете и в последнем – об индивидуальном.

Составление бюджета обычно делится на три основных этапа:

- постановку финансовых целей;

Итак, постановка финансовых целей: здесь вы должны составить список необходимых покупок, желаемых покупок, не забывая об обязательных платежах за коммунальные услуги, по кредитам, и т.д. В этот же список необходимо включить более крупные покупки, которые вы собираетесь сделать в будущем, ведь вам необходимо будет откладывать какую-то часть сбережений ежемесячно, чтобы накопить нужную сумму, а это уже статья расходов.

Государственный бюджет - смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год.

Бюджет составляется с указанием источников поступления государственных доходов и направлений государственных расходов.

Чем отличается семейный бюджет от государственного?

1. Имеет юридическую силу

2. Утверждается федеральным собранием

3. Его выполнение организуется правительством РФ

Существует 3 типа бюджета:

Сбалансированный – когда расходы равны доходам.

Профицит бюджета – превышение суммы доходов над суммой расходов.

Дефицит бюджета – превышение суммы расходов над суммой доходов.

Чтобы покрыть дефицит, государство или сокращает расходы, или берет деньги в долг у иностранных кредиторов, внешний долг, у своего населения, внутренний долг. Одним из источников одалживания является выпуск облигаций – ценных бумаг, гарантирующих возврат долга и выплату определенной суммы денег владельцу облигации.

Социальные программы – финансируемые из государственного бюджета мероприятия по поддержке престарелых, малоимущих, безработных, инвалидов и других групп населения, материальный уровень благосостояния которых находится у черты или за чертой абсолютной бедности, т.е. на уровне или ниже уровня прожиточного минимума.

4. Задание. Составьте индивидуальный бюджет на месяц.

5. Закрепление материала:

Что такое государственный бюджет?

Может ли бюджет страны быть дефицитным?

Что такое семейный бюджет? Перечислите, что может входить в семейный бюджет?

Перечислите основные составляющие государственного бюджета. (статьи доходов, статьи расходов, дефицит бюджета, профицит бюджета)

Читайте также: