План урока бинарного в профобразовании

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 1758 0

БИНАРНЫЙ УРОК

в системе современного образования

При конструировании современного урока все чаще используются различные формы и методы организации обучения. Потому современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и учащихся.

Одним из направлений в достижении этой задачи может являться проведение бинарных уроков.

Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два или несколько педагогов- предметников. Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

Бинарный урок позволяет выявить связь различных предметов, делает обучение целостным и системным. Проведение бинарных уроков требует от педагогов особенной тщательной подготовки. Таки уроки могут быть успешными только при условии слаженной творческой работы обоих учителей.

Что может дать бинарный урок? Естественно качество закрепления изученного материала, лучшую усвояемость учебных элементов, повышение интереса к предметам и многое другое, что зависит от непосредственно поставленных целей конкретного занятия. Таким образом, бинарная технология урока позволяет перенести теорию в практику, а формирование умений и навыков поднять на уровень осмысленной, учебной деятельности. При этом достигается единый подход к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в процессе их учебной деятельности.

Под влиянием интереса, активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Бинарный урок воспитывает у учащихся умение пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах, в нестандартных ситуациях.

Бинарная модель обучения - важное средство реализации внутрипредметных и межпредметных связей, она так же является интегрированным средством обучения, помогающим разрешать многие задачи, а также организовать коррекционное сопровождение учащихся.

Бинарные уроки, без сомнения, оживляют образовательный процесс, развивают познавательный интерес школьников, способствуют развитию личности ребенка, дают возможность повысить мотивацию обучения.

Какова же последовательность подготовки проведения бинарных уроков? Прежде всего, это анализ фактического материала, который может служить темой бинарного урока.

Затем необходимо рассмотреть, в какой степени этот материал поможет нам повысить мотивацию деятельности студентов.

Следующим шаг - поиск наиболее рациональной формы, обеспечивающей создание и реализацию потребности в общении.

Важным этапом подготовки бинарного урока является совместное, тщательное планирование. Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования. Выдвигается проблема исследования, группа делится на творческие группы по интересам, которые занимаются поиском информации, фактов и аргументов, необходимых для проведения исследования и оформлением результатов.

Обычно бинарные уроки проводятся на этапе творческого применения изученного материала, на таких уроках решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы на основе межкультурного взаимодействия. Результаты исследования представляются в виде диаграмм, таблиц, газет, видеофильмов, имеющих практическую ценность, которые, в дальнейшем, можно использовать в качестве дидактического материала.

Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать ребятам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.
Бинарные уроки требуют большой подготовки, как педагога, так и учеников, поэтому их невозможно проводить часто. Но такой урок, проведённый не ради внешнего эффекта, а для систематизации знаний, формирования убеждения в связности предметов и целостности мира, является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся, развитии его мышления.

Как одна из форм проекта, бинарные уроки:

служат средством повышения мотивации изучения предмета, например, так как создают условия для практического применения знаний;

развивают у учащихся навыки самообразования, так как большую часть подготовки к уроку они осуществляют самостоятельно и во внеурочное время;

развивают аналитические способности и изобретательность;

обладают огромным воспитательным потенциалом;

на бинарных уроках происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, то есть знания формируются на IV уровне.

Что дает бинарное обучение?

1.Повышение качества профессиональных знаний и формирование профессиональных умений, навыков.

Это объясняется тем, что процесс усвоения и формирования не имеют временного разрыва. Практические действия непосредственно вплетаются в мыслительную познавательную деятельность и облегчают запоминание полученной информации. Кроме того, усвоение новых знаний как бы переходит несколько ступеней, каждая из которых является качественно новой и более высокой в отношении пройденных. Мыслительный процесс (запоминание) сменяется созерцанием наглядных средств, затем переход к предметам деятельности и практическим действиям. Знания становятся прочными, хорошо осознанными.

При проверке знаний учащиеся во время урока свободно объясняют пройденный материал, испытывают меньше затруднений, если они возникают, то обращаются к практическим действиям и преодолевают трудности. Любая трудность осмысливается с двух позиций: с точки зрения того, что они знают и с точки зрения, что они умеют. Именно это и повышает самостоятельность.
3. Снижение числа случаев механического заучивания материалы.
Ясно, что при механическом заучивании, не разобравшись в сущности материала – самостоятельность в познавательном смысле низка. При бинарном уроке – необходимость заучивания отпадает, теоретическое положение переносится в область практического действия, поэтому учебная информация становится доступной, понятной для учащихся.

Формы проведения бинарных уроков:

у рок-диспут,

урок-диалог,

урок-пресс-конференция,

урок-игра,

урок-форум,

урок-исследование и т.д.

В отличие от обычных уроков, которые классифицируются, как известно, по признаку основной дидактической цели на пять типов (урок изучения нового; урок закрепления; комбинированный урок; повторительно-обобщающий урок; контрольный урок - урок проверки знаний, умений и навыков), бинарный урок может быть либо уроком изучения новых знаний, либо уроком систематизации обобщения знаний, либо комбинированным.

Общая структура таких уроков включает:

основную часть - раскрытие содержания учебного материала;

заключение - подведения итогов, оценка работы учащихся, определение домашнего задания.

Основная часть урока более вариативна сравнительно с вступлением и заключением. Это обусловливается многими факторами, а именно:

объекты изучения бывают абстрактными и конкретными; характеристика одних требует преимущественно монолога изложения учителя, других - организации беседы с учащимися;

ход рассуждения может быть дедуктивным или индуктивным, не последнюю роль играет индивидуальность учителя.

Эффективность бинарных уроков

Во-первых – соединяются педагогические усилия двух педагогов, что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого.

Во-вторых – объединение усилий двух педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности (особенно когда большая наполняемость группы). При бинарном обучении кооперированного характера педагоги располагают временем, необходимым для изучения результатов своей деятельности в прошедшем шаге, т.к. смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога другим, смена познавательных учебных шагов благоприятствует тому, чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий.

В-третьих – усиление индивидуальности обучения. Регулярная смена учебных шагов позволяет выявить тех учащихся, которые нуждаются в особом внимании.

В-четвертых – облегчается изучение базисных (сложных) тем. Эти уроки имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.

При бинарном обучении обеспечивается комплексное сочетание разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации, мотивационно-побудительные, коммуникативные, контроля, анализа, совершенствования.

Требования к бинарным урокам:

Психологическая совместимость преподавателей, работающих на всех ступенях обучения.

Четкое определение темы, заданий, требующих реализации межпредметных связей, восполнения пробелов учебных программ. Наличие сценария занятия, предусматривающего роль каждого учителя. Четкая постановка задач перед каждой группой учащихся.

Наличие единого методического пространства, тематического планирования.

Высокий профессионализм учителя (учителей) и работа учащихся на высоком уровне мыслительной деятельности.

Наличие опытно-экспериментальной работы, требующей обобщения, осмысления знаний, способствующих формированию убеждений и мировоззрения знаний, способствующих формированию убеждений и мировоззрения; развитию практических умений и навыков.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство общего и профессионального образования

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

БИНАРНОГО УРОКА

и ПМ 01«Обслуживание электрооборудования электрических станций,

140407 Электрические станции, сети и системы

СОСТАВИТЕЛИ

Методическим советом ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский

Председатель: зам. директора по УР, к. п. н.

_________________ И.А. Созыкина

Методическая разработка бинарного урока по дисциплине, входящей в цикл ОПД и ПМ 01 специальности 140407 позволяет продемонстрировать возможности применения нетрадиционного вида урока для обучения студентов 2 курса. Форма бинарного урока позволяет показать связь между дисциплиной ОП и МДК ПМ01, возможность интегрирования знаний из разных областей, служит средством повышения мотивации к изучению предметов, так как создает условия для практического применения знаний.

Использование технологии опорного конспекта является эффективным средством в процессе обучения, позволяют решить помимо дидактических задач и психологические аспекты и способствуют формированию у обучающихся профессиональных компетенций.

Методическая разработка может быть интересна как начинающим преподавателям, так и преподавателям со стажем.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРИЛОЖЕНИЕ А (контрольно – измерительное)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (информационное)

методические рекомендации по выполнению практического задания

ПРИЛОЖЕНИЕ В (контрольно – измерительное)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (контрольно – измерительное)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д (информационное)

ПРИЛОЖЕНИЕ Е (информационное)

1 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ

Упрощать сложное – во всех отраслях

знания самый существенный результат.

Бинарный урок

Любая современная педагогическая технология - это синтез достижений педагогической науки и практики , сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного педагогического опыта.
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, так как предполагает использование сплава из различных педагогических технологий.

Цели (для педагогов):

- развитие сотрудничества педагогов;

- формирование у студентов убеждения в связности дисциплин, в целостности мира.

Бинарные уроки – одна из форм реализации связей между дисциплинами и профессиональными модулями. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два или несколько педагогов.

Порядок подготовки бинарных уроков:

1-й этап. Проводится анализ учебного материала двух и более дисциплин или профессиональных модулей, с целью определения общей темы, которая будет основой такого урока.

2-й этап. Совместное тщательное планирование педагогами хода урока, в котором четко будет определена роль каждого из них. Необходимо знать, что такой урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных дисциплин и профессиональных модулей. Хорошо, если будут разработаны задания, которые дадут студентам возможность, используя изученный материал на дисциплинах и профессиональных модулях, творчески применить знания и умения, решить доступные им проблемы на основе взаимодействия, увидеть результаты своего труда и в итоге получить от занятия радость и удовлетворение.

3-й этап. Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов деятельности студентов.

Бинарный урок помогает в решении следующих задач:

развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического коллектива;

расширяется кругозор у студентов и педагогов;

интегрирует знания из разных областей;

способствует формированию у студентов убеждения в связности предметов, в целостности мира;

служит средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создает условия для практического применения знаний;

развивает у студентов навыки самообразования, потому что подготовку к уроку студенты частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;

развивает аналитические способности и изобретательность;

обладает огромным воспитательным потенциалом;

позволяет учащимся принимать решения в творческих ситуациях. Целесообразно проведение бинарных уроков в профессиональном образовании, т. к.:

профессиональные знания будущих специалистов формируются в комплексе, тогда как разрозненное изучение дисциплин не дает представления о целостном явлении, дробя его на не связанные фрагменты;

форма проведения бинарного урока увлекательна и необычна. Использование различных видов деятельности на уроке дает возможность студентов поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающем эффекте обучения;

бинарные уроки повышают потенциал студентов, ведут к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Они формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

такие уроки дают возможность педагогам самореализоваться в творческом процессе, способствуют формированию профессиональных компетенций студентов.

Опорно-логические конспекты, как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся на уроках электротехники

Технология опорных конспектов не нова, но на сегодняшний день весьма актуальна и получила новое рождение. За последние годы количество часов на изучение дисциплины сокращается, программа осталась прежней, и преподаватель испытывает катастрофическую нехватку времени на уроках. Опорные конспекты позволяют большой объем информации представить сжато и лаконично.

Для решения основной задачи обучения – формирование профессиональных компетенций обучающихся – необходимо следовать следующим принципам:

развивать личность на основе доброжелательности, личность, способную определять задачи профессионального и личностного развития;

эффективно использовать средства наглядности и информационно-коммуникационные технологии.

Известно, что при объяснении нового материала в виде лекции у студентов работает лишь звуковой канал восприятия. Устная информация проще, но такое усвоение нового материала не эффективно. Пропускная способность зрительного канала в 100 раз больше, кроме того зрительная информация дает простор и свободу мыслительной деятельности обучающегося, развивает логическое мышление, включает студента в активную познавательную и творческую работу, помогает более легко и усвоить и запомнить материал, повышает интерес к дисциплине.

Многолетняя практика преподавания говорит, что для наших обучающихся которые не умеют говорить нужен материал близкий к языку учебника, только более систематизированный, очищенный от лишней информации. Такой конспект – это хорошая подсказка для студента, которая дает уверенность и спокойствие, бросив взгляд на которую студент вспоминает все, о чем надо рассказать.

Известно, что опора на наглядность облегчает понимание нового материала и закрепление его в памяти. Опорные конспекты позволяют усвоить больший объем информации, помогают установить связи между отдельным звеньями новой информации, заставляют прослеживать логическую цепочку физических процессов.

При составлении опорных конспектов необходимо учитывать психологические и дидактические приемы и правила, позволяющие эффективно использовать опорные конспекты для усвоения и запоминания информации. Эффективность схемы тем выше, чем больше идей можно развернуть на основе представленных символов. Кроме того, необходимо учитывать возраст обучающихся, степень их владения материалом.

Известно, что материал четко оформленный в виде системы, запоминается прочнее и допускается более широкий перенос на новые ситуации, чем собранные не системно отдельные факты.

Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются:

Лаконичность. Ограничивает содержание в опорном конспекте печатных знаков (не более 400). Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.

Структурность. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4 - 5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.

Унификация. Введение определенных знаков-символов для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.

Автономность. С одной стороны обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки, с другой - все блоки между собой связаны логически.

Привычные ассоциации и стереотипы. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы (например, всем известный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации).

Непохожесть . Разнообразие опорных конспектов и блоков по форме, структуре, графическому исполнению.

Простота. Избегание вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи, буквенные обозначения сводятся до минимума.

Опорный конспект является эффективным средством в процессе обучения и решают сразу несколько дидактических задач:

Позволяет проверять подготовленность студентов при изучении каждой поурочной темы, и дает возможность выявить микро пробелы в знаниях;

В результате закрепления нового материала по опорному конспекту, обращая внимание на самое главное, возрастает запоминание, так как при этом включаются еще и зрительные рецепторы;

Опорный конспект дает возможность в любое время вытянуть из долговременного хранилища, все что туда было заложено ранее. Он подскажет последовательность рассказа, отдельные части материала и связь между ними.

В результате длительной учебной практики работа с книгой при составлении опорных конспектов становится навыком.

Помимо решения дидактических задач опорные конспекты помогают решить и психологические аспекты применения опорных конспектов. Поскольку материал разбивается на блоки, он легче воспринимается и запоминается. Кроме того, опорный конспект позволяет выполнить логические операции и помогает сохранить основные знания долговременной памятью. Работа с опорным конспектом, способ подачи информации, нестандартно и ярко оформленные опоры вызывают положительные эмоции, а следовательно, и более прочное запоминание.

Существует технология разработки опорного конспекта, которая определяет определенную последовательность работы с изучаемым материалом. При составлении опорного конспекта необходимо соблюдать требования, предъявляемые к ним:

Опорный конспект должен соответствовать смысловой структуре изучаемого материала: количество логических блоков должно быть равно количеству числовых частей.

Логические блоки должны зрительно хорошо определяться;

Не следует включать в опорный конспект слишком много опор. Это затруднит работу с конспектом;

Опорные конспекты не должны быть похожи друг на друга. Для этого можно менять шрифт, расположение смысловых блоков, цвета и т.п.;

Для выделения особо важных понятий, определений используется красный цвет. Здесь надо быть осторожным, что бы цвет не потерял своей значимости;

При возможности в опорном конспекте следует показывать взаимосвязи и взаимозависимости.

Объяснение нового материала с помощью опорного конспекта целесообразно проводить в несколько этапов. Существует несколько алгоритмов работы с опорным конспектом. Я в своей практике использую опорные конспекты, в которых часть вопросов оставлены открытыми. Это дает возможность заполнить опорный конспект в виде самостоятельной работы студента с книгой на занятии или в качестве домашнего задания. Заполненные пробелы обязательно проверяются и уточняются.

Опорные конспекты могут предлагаться преподавателем в готовом виде, а могут по заданию преподавателя при наличии примерных ориентиров составляться студентами. Важно, чтобы опорные конспекты не исключали развитие речи студента.

В заключении можно сказать, что эффективность опорных конспектов в том, что они дают возможность работать с каждым студентом, учитывая их возможности и раскрывая способности. Кроме того, они развивают привычку у студентов готовиться к каждому занятию и это не становится обузой из-за оригинальности и отсутствия трудностей. Данная технология интересна и преподавателю, и студенту, так как обычный урок, часто еще и скучный, становится интересным и насыщенным.

Методическая разработка_Бинарный урок

Любая современная педагогическая технология - это синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного педагогического опыта. В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, так как они предполагают использование различных педагогических технологий. [ 6]

Таким образом, методическая цель данной разработки - показать методику проведения бинарного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин.

Тема урока: Металлы. Сплавы. Их характеристика, свойства и применение.

Вид урока: бинарный урок – деловая игра

Тип урока: повторения и обобщения полученных знаний

Междисциплинарные связи: химия, английский язык, профессиональная дисциплина

Для достижения поставленной цели предусматривается решение ряда задач:

Обучения: - стимулировать познавательный интерес обучающихся к изучению дисциплин общеобразовательного и профессионального цикла; - формировать коммуникативные компетенции. [ 5]

Развития: - способствовать развитию у обучающихся навыков самообразования; - создать дополнительную мотивацию деятельности для развития потребности в приобретении знаний;

- способствовать развитию умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач. [ 7]

- воспитывать интерес к общеобразовательным предметам через связь с профессией; - воспитывать культуру взаимоотношений, умение работать в коллективе. [ 8]

Методы и приемы обучения:

- Метод словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: беседа, дискуссия)

- Метод наглядной передачи и зрительного восприятия (приемы: работа с образцами и демонстрация)

- Метод контроля (приемы: самостоятельная работа, коллективная работа)

- Метод стимулирования и мотивации (приемы: сочетание трёх учебных дисциплин на одном уроке, индивидуальная практическая деятельность, создание ситуации взаимопомощи);

- Игровые методы (деловая игра) [ 6 ]

Технические средства: ПК, проектор

Дидактический материал: см. Приложения

Структура занятия

«Игра – путь людей

Игра направлена на формирование общих и профессиональных компетенций студентов. [ 6]

План проведения деловой игры

I. Вступление (на русском и английском языках) – 3 мин.

II. Основная часть деловой игры:

- представление жюри, наблюдателей, помощников (на русском и английском языках) – 3 мин.;

- работа над заданиями (3 задания, по 5 мин. работы над заданиями и 10 мин. – защита заданий, ответы на вопросы) – 25 мин.

III. Заключение – 7 мин.

IV. Подведение итогов (на русском и английском языках) – 4 мин.

Описание хода деловой игры

I. Вступление (регламент 3 мин.)

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

(Разбивка на команды, представление участвующих команд, команды садятся за свои игровые столы)

II. Основная часть деловой игры (регламент 25 мин.)

(Представление экспертов)

Ведущий: Итак, правила нашей игры.

В игре принимают участие 3 команды (5 человек в команде). Для каждой команды приготовлены по три задания, каждое задание нужно защитить и презентовать на русском и английском языках (английские слова-подсказки будут присутствовать в заданиях).

Первое задание будет одинаковым для всех команд, второе и третье задания будут индивидуальными для каждой команды, но одинаковыми по степени сложности.

Каждое задание оценивается определенным количеством баллов. В конце игры каждая команда наберет определенное количество баллов. Познакомьтесь, пожалуйста, с системой оценивания: [ 9]

Каждой команде пожелаем успеха, а болельщикам – положительных эмоций.

Задания для команд:

1 задание (3 балла):

Каждой команде выдается таблица, которую нужно заполнить, используя знания предметов: химия, профдисциплина, английский язык

Ковальчук Сергей Васильевич

Обозначенные в концепции модернизации российского образования и отраженные в ФГОСе цели и задачи связаны не только с совершенствованием компетенции современного специалиста, но и с улучшением взаимосвязей образовательного учреждения с рынком труда, обновлением содержания и методологии соответствующей образовательной среды.

Решению этих задач в профессиональном образовании способствуют технологии интерактивного, интегрированного, проектного, проблемного, модульного обучения. Составной частью современных педагогических технологий является форма организации обучения. Как вид учебного занятия, бинарный урок предполагает совмещение теории и практики или двух предметов. Это нетрадиционный вид урока.Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать студентам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Как одна из форм проекта, бинарные уроки служат средством повышения мотивации изучения предмета, так как создают условия для практического применения знаний; развивают аналитические способности и изобретательность; обладают огромным воспитательным потенциалом.

Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Чаще всего такие уроки ведут два преподавателя. Важную роль в подготовке и проведении бинарного урока играет психологическая и методическая совместимость педагогов.

Какова же последовательность подготовки проведения бинарныхуроков? Прежде всего, это анализ фактического материала, который может служить темой бинарного урока. Затем необходимо рассмотреть, в какой степени этот материал поможет повысить мотивацию деятельности студентов. Следующим шаг - поиск наиболее рациональной формы проведения урока. Это может быть урок-театр, урок-пресс-конференция, урок-концерт, урок-путешествие, урок-исследование, урок-заседание редколлегии и т.д. Но бинарный урок можно провести и в традиционной форме, когда изучение нового материала предваряется постановкой проблемного вопроса, фронтальным опросом изученного материала, лекцией преподавателей, сопровождаемой мультимедийной презентацией, закреплением материала в условиях учебной лаборатории или учебного полигона, проверки знаний студентов в режиме on-linе.

Важным этапом подготовки бинарного урока является совместное, тщательное планирование. Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования.

Опыт проведения бинарных уроков показывает, что подготовка и проведение бинарны х уроков способствует совершенствованию профессиональных компетенций преподавателей и формированию адекватной оценки студентов значимости изучаемых дисциплин для будущей профессиональной деятельности.

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Дисциплины: Конструкция подвижного состава

Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения

Разделы: Автосцепное устройство вагонов

Тема учебного занятия: Конструкция автосцепных устройств и требования, предъявляемые к содержанию автосцепок в эксплуатации

Продолжительность учебного занятия: 90 мин

Тип учебного занятия: Комбинированный

Вид учебного занятия: Бинарный

Преподаватели:Ковальчук Сергей Васильевич, Гладкова Агата Викторовна

Ведущие методы: Практико-ориентированный, проблемный

Формы организации деятельности студентов: Индивидуальная, коллективная, фронтальная

Методическая цель: Показать методику проведения бинарного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин

Обучающая цель: Закрепление знаний студентов о конструкции автосцепных устройств и требованиях, предъявляемых к содержанию автосцепок в эксплуатации

Развивающая цель: Формирование у студентов умений применять теоретические знания на практике

Воспитательная цель: Развитие умения работать в команде (ОК 6) и брать на себя ответственность за работу команды и результат выполнения задания (ОК 7)

Межпредметные связи: Конструкция подвижного состава, Технология ремонта подвижного состава , Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения

Средства обучения: Мультимедийное оборудование, сеть Internet, рейка для измерения высоты оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов (УГР), шаблон 873

Критерии уровня формируемых знаний, умений, навыков

Назначение, конструкцию автосцепных устройств и требования ПТЭ к оборудованию подвижного состава автосцепками. Ответственность за правильное сцепление автосцепок в поезде

Применять на практике нормы по содержанию высоты оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов и разницы по высоте между продольными осями автосцепок

Структура учебного занятия

Наименование этапа

Деятельность

преподавателя

Деятельность

1 Организационный момент

-Проверяет внешний вид студентов; готовность кабинета к учебному занятию;

-Проводит перекличку; объявляет тему и цели занятия, ставит проблему

-Слушают тему и цели занятия, проблемный вопрос

Правила соревнования, жеребьевка

Объявляет этапы учебного занятия. Проводит жеребьевку

2 Первый этап - Повторение изученного материала

Активизирует мыслительную деятельность студентов посредством поставленных вопросов. Выдает жетон за правильный и полный ответ

Отвечают на поставленные вопросы устно с места

3 Второй этап - Изучение нового материала

Назначение и месторасположение автосцепного оборудования

Объясняет назначение и месторасположение автосцепного оборудования с использованием натуральных образцов (макет)

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, отмечают в конспекте назначение и месторасположение автосцепного оборудования

Требования ПТЭ к оборудованию подвижного состава автосцепками

Знакомит с основными требованиями ПТЭ к оборудованию подвижного состава автосцепками

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, отмечают в конспекте основные требования ПТЭ к оборудованию подвижного состава автосцепками

Приводит типы автосцепок с использованием наглядных примеров схем перемещения сцепленных автосцепок

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, отмечают в конспекте типы автосцепок

Нормы содержания высоты оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов и разницы по высоте между продольными осями автосцепок

Приводит нормы содержания высоты оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов и разницы по высоте между продольными осями автосцепок с применением наглядных примеров

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, отмечают в конспекте нормы содержания оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов и разницы по высоте между продольными осями автосцепок

Конструкция автосцепного оборудования

Объясняет конструкцию автосцепного оборудования (частей)–ударно-центрирующего прибора, расцепного устройства, упряжного устройства и автосцепки с деталями механизма с использованием натуральных образцов (макетов) и наглядных примеров

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, отмечают в конспекте основные части автосцепного оборудования

Ответственность за техническое состояние автосцепных устройств и правильность сцепления вагонов в составе поезда

Знакомит с требованиями ПТЭ об ответственности за техническое состояние автосцепных устройств и правильность сцепления вагонов в составе поезда на наглядных примерах

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, отмечают в конспекте требования ПТЭ об ответственности за техническое состояние автосцепных устройств и правильность сцепления вагонов в составе поезда

4 Третий этап – Применение теоретических знаний на практике

Инструктаж по технике безопасности

Проводит инструктаж по технике безопасности

Расписываются в журнале по технике безопасности (ТБ), получают спец. одежду. Для выполнения задания выходят на учебный полигон

Выполнение работ на учебном полигоне подвижного состава

Озвучивает поставленную задачу для каждой группы студентов. Контролирует технологию замера норм содержания автосцепок. Задает дополнительные вопросы

В условиях, приближенных к реальным, каждая группа представляет технологию замера норм содержания автосцепок.

5 Четвертый этап – Закрепление нового материала

Фронтальный опрос (on-line тестирование)

Организует тестирование студентов в on-linе режиме

Отвечают на поставленные вопросы on-line теста

6 Пятый этап – Подведение итогов

Подведение итогов занятия

Активизирует внимание студентов на решении проблемного вопроса. Подводит итоги учебного занятия

Читайте также: