План урока анализ художественного произведения

Обновлено: 15.05.2024

Цели : обобщить знания учащихся о тексте; совершенствовать умение выполнять лингвистический анализ текста.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний.

Методы : исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Примерный план комплексного анализа текста.

1. Определите тему текста. Отметьте средства, позволяющие это сделать:

а) начало текста;

б) ключевые слова, ключевые предложения и др.

2. Определите тип текста (описание, повествование, рассуждение):

а) указать синтаксические особенности текста:

• преобладающие типы предложений;

• способ связи предложений (цепной или параллельный);

б) отметить средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической цельности):

• порядок слов (чередование Д и Н и др.);

• ударение (расставить);

3. Определить стиль текста:

а) отметить влияние РС (где? с кем? с какой целью?) на стиль текста;

б) разговорный или книжный (научный, деловой, публицистический, художественный);

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений

Используемая Технология эвристического обучения с элементами

технология: диалогового взаимодействия

1) Обобщить и актуализировать знания о художественном тексте и его особенностях.

2) Создать условия для диалога учащихся.

3) Создать условия для анализа текста, поиска и формулировки проблемы и авторской позиции текста

4) Создать условия для поиска средств художественной выразительности в тексте

5) Научить на основе найденных средств художественной выразительности создавать текстуальный комментарий к сформулированной проблеме текста

6) Организовать работу учащихся в парах.

7) Организовать рефлексивную деятельность обучающихся.

1) Учащиеся находят и формулируют проблему и авторскую позицию текст.

2) Учащиеся знают средства художественной выразительности.

3) Учащиеся находят средства художественной выразительности в тесте.

4) Учащиеся выполняют задание В8.

5) Учащиеся на основе задания В8 создают текстуальный комментарий к сформулированной проблеме текста.

6) Учащиеся принимают решение, озвучивают и аргументируют его.

7) Учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности.

Текст, тема текста, проблема текста, авторская позиция, средства художественной выразительности, текстуальный комментарий.

Репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский

  1. Организационный этап. Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация.
  2. Вводно-мотивационный этап (Стадия вызова)
  1. Актуализация предыдущей темы.

Учитель: Сегодня мы с вами закрепим навыки анализа текста, навыки, на которых построены блоки В и С единого государственного экзамена. Сложность нашего сегодняшнего урока заключается в том, что текст, который мы будем анализировать, относится не к публицистическому, а к художественному стилю. Напомните мне, какие особенности художественного стиля отличают его от других функциональных стилей русского языка?

Учащиеся: Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств языка.

В художественном стиле используются средства всех других стилей: от научного до разговорного. Но все эти средства подчиняются эстетической функции.

Художественный стиль предназначен для создания художественных, поэтических образов, основная его функция – эмоционально-эстетическое воздействие.

Учитель: Для анализа текста художественного стиля нам, прежде всего, придется вспомнить средства художественной выразительности, о которых мы говорили на предыдущих уроках. Прочитайте определения. Какое из них неверно?

В каком случае дано неправильное определение тропа?

Метафора — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку

Олицетворение — это изобразительный прием, основанный на переносе признаков неживого предмета или понятия на живое существо.

Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

Учащиеся: Неправильно дано определение олицетворения, потому что олицетворение – это приписывание свойств одушевленных предметов неодушевленным, а не наоборот .

А) метафора
Б) сравнение
В) эпитет
Г) метонимия

А) градация
Б) инверсия
В) оксюморон
Г) антитеза

  1. Постановка проблемы для введения в тему урока:

Учитель: Откройте, пожалуйста, рабочие тетради на стр. 62. Вашему вниманию предлагался текст Фазиля Абдуловича Искандера. Проведем анализ этого текста, опираясь на задания А28 – А30 и задание В8.

Учитель: Вы внимательно прочитали текст. Разделимся на пары и выполним задание В8. Чтобы найти в тексте средства художественной выразительности и закончить предложенную рецензию, посмотрим на список терминов и определимся, что же мы ищем

Каждая пара объясняет один из терминов, приведенных в списке к заданию В8 рабочей тетради на печатной основе. Остальные внимательно слушают их определение и поправляют ошибки или вносят дополнения, если это требуется.

Восклицательное предложение – это предложение с восклицательной интонацией ( Эй, Федорушки, Варварушки! Отпирайте сундуки! Выходите к нам, сударушки, выносите пятаки! (Н. Некрасов )

Эпитет – это яркое, образное определение (золотая осень, плачущее небо)

Олицетворение – это приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.

Фразеологизм – это устойчивое выражение с переносным значением (бить баклуши – лениться)

Контекстные антонимы - слова, которые противопоставляются по значению только в данном контексте и обусловлены особенностями языка и стиля автора. Например: Я царь, я раб, я червь, я Бог (Г. Державин)

Сравнительный оборот - Сравнительный оборот – это обстоятельство сравнения с союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, ЧЕМ и др.

(Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка ИЛИ А он разлегся на камнях, словно на перине )

Учитель: Итак, читаем рецензию в задании В8.

Учащиеся выполняют задания и читают получившуюся рецензию

Учитель: Помимо задания В8 ваше знание средств художественной выразительности проверяет также задание А30, которое направлено на поиск лексических средств выразительности в тексте. Напомните мне, какие изобразительные средства мы называем лексическими?

Учащиеся: Синонимы, антонимы, в том числе контекстные, фразеологизмы, лексические повторы, жаргонизмы, диалектизмы, термины.

Учитель: выполним задание А30 – поищем фразеологизм в предложенных предложениях.

Учащиеся: ВЗЯЛ СЕБЯ В РУКИ в предложении 28. Правильный ответ – 3.

Учитель: Мы знаем, что на едином государственном экзамене мы должны проанализировать предложенный текст не только с точки зрения его морфологических, синтаксических и лексических особенностей (что мы делаем, выполняя задания блока В), но и с точки зрения его содержания, создав свой собственный текст на основе прочитанного в блоке С.

Кто мне напомнит, с чего начинается наша работа при написании сочинения-рассуждения? Какая именно структурная часть нашего сочинения является самой главной?

Учащиеся: Для написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту необходимо, в первую очередь, сформулировать проблему текста.

Учитель: итак, давайте сформулируем проблему этого текста.

Учащиеся формулируют проблему текста. В процессе работы на доске появляется проблема:

Учитель: Теперь обратите внимание на вопрос А28. Что он нам дает?

Учащиеся: Фактически, если мы правильно на него ответим, мы получим авторитетное мнение по поставленной нами проблеме

Учащиеся читают содержание вопроса А28, на доске появляется задание А28:

Какое высказывание может служить иллюстрацией к основной проблеме текста?

  1. Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет (Конфуций)
  2. Всегда, прежде чем может быть возведено что-то новое, должен быть поколеблен авторитет уже существующего (С. Цвейг)
  3. Унция авторитета стоит фунта работы (Л. Питер)
  4. Никакое совместное действие невозможно без навязывания некоторому числу людей чужой воли, то есть без авторитета (Ф. Бэкон)

Учитель: Для какой части сочинения-рассуждения нам может пригодиться это высказывания.

Учащиеся: Для формулировки одного из аргументов

Учитель: Какую вторую важную структурную часть сочинения-рассуждения мы формулируем после проблемы?

Учащиеся: Мы должны сформулировать авторскую позицию по поднятой в тексте проблеме.

Учитель: Мы помним, если проблема у нас – вопрос, то авторская позиция – это ответ на этот вопрос. Итак, как вы думаете, опираясь на текст Искандера, стоит ли родительский авторитет Георгия Андреевича этих жертв? Вспомним, ради какой цели Георгий Андреевич из последних сил сражается с сыном в бадминтон?

Учащиеся: Ради того, чтобы его сын читал книги

Учитель: Как вы считаете, стоит ради такой цели приносить какие-нибудь жертвы?

Учащиеся: Безусловно, цель Георгия Андреевича важна как для будущего сына, так и для самого Георгия Андреевича

Учитель: Добивается ли Георгий Андреевич своей цели?

Учитель: А что он при этом испытывает? Как автор описывает его переживания после победы (предложение 65)?

Учитель: Таким образом, как мы ответим на наш вопрос: Стоит ли родительский авторитет таких жертв? Как сформулируем авторскую позицию?

Учащиеся формулируют авторскую позицию. В результате формулировки на доске появляется слайд:

Фазиль Искандер (Автор) считает, что родительский авторитет стоит любых жертв со стороны родителей.

Учитель: У нас есть проблема, есть авторская позиция. Чего не хватает?

Учитель: Что будем комментировать? Действия Георгия Андреевича? Авторский стиль Ф. Искандера? Текст в целом?

Учащиеся: Мы будем писать комментарий к проблеме текста.

Учитель: Какие два вида комментариев мы знаем?

Учащиеся: Текстуальный и концепционный

Учитель: Какой комментарий мы с вами напишем, учитывая, что мы решили вопрос В8 и в нашем распоряжении уже есть некоторые средства художественной выразительности, использованные автором в тексте?

Учащиеся: Нам удобнее писать текстуальный комментарий к проблеме родительского авторитета.

Учитель: Какие ошибки чаще всего допускаются в комментарии?

Учащиеся: в комментарии не должно быть пересказа текста или любой его части, в комментарии не должно быть номеров предложений, как в рецензии задания В8, в комментарии не должно быть переписанной рецензии части В8.

Учащиеся, продолжая работу в парах, опираясь на задание В8, создают текстуальный комментарий и зачитывают его. Остальные пары вносят свои поправки, предлагают свои варианты.

Учитель: Таким образом, у нас получилась первая часть сочинения-рассуждения, состоящая из 3 элементов: проблемы, комментария и авторской позиции. Прочитаем ее еще раз

Учащийся читает получившийся текст:

Таким образом Фазиль Искандер (Автор) показывает, что родительский авторитет стоит любых жертв со стороны родителей.

Учитель: После авторской позиции следует…

Учащиеся: Согласие или несогласие с позицией автора.

Учитель: А затем нам необходимо…

Учащиеся: Аргументировать свою точку зрения

Учитель: Если мы будем формулировать аргумент со ссылкой на авторитет, подумайте, чье авторитетное мнение, прозвучавшее на сегодняшнем уроке, мы могли бы использовать? Учащиеся: Мы могли бы использовать цитаты Л. Питера и Ф. Бэкона

  1. Этап самооценки. Учащиеся заполняют карточку самоанализа

Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке мы закрепили свои навыки анализа художественного текста и создания собственного текста на основе прочитанного. Возьмите карточки самоанализа и оцените свою работу на уроке.

Басня - небольшое произведение в стихах или прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. С помощью образов животных, неодушевленных предметов в басне осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Основная мысль в басне - мораль. Она обычно находится в начале или в конце басни.

Сказка - вид устного народного творчества в прозе или в стихах о вымышленных событиях. По содержанию сказки бываю волшебные, бытовые, сатирические, о животных.

Рассказ - небольшое художественное произведение, в котором изображается характер героя, одно или несколько событий из его жизни.

Статья - небольшое по объему сочинение, в котором излагаются научные сведения, факты, события.

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихотворной форме.

Песня - стихотворение, предназначенное для пения.

  • СРАВНЕНИЕ - средство выразительности, когда одни предметы и явления сопоставляются с другими.
  • ЭПИТЕТ - художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления.
  • МЕТАФОРА - основное средство выразительности, когда одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним, при этом создается яркая, поэтическая картина.
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид метафоры, в которой явления природы уподобляются живым существам, часто людям.
  • АЛЛЕГОРИЯ - вид метафоры, где все изображения жизни: сюжет, действующие лица, язык - имеет не прямое , а иносказательное значение (используется в сказках, баснях, где действуют обычно животные).
  • АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихах одних и тех же согласных звуков, напоминающих изображаемое явление.
  • ЮМОР - добродушный смех.
  • ИРОНИЯ - тонкая, скрытая насмешка, когда слова употребляются в обратном, противоположном смысле.
  • ГИПЕРБОЛА - чрезмерное увеличение свойств изображенного предмета или явления.
  • КОНТРАСТ - противопоставление.
  • ЖАНР - устойчивая разновидность художественного произведения.
  • ТЕМА ТЕКСТА - ответ на вопрос о чем пишет автор.
  • ИДЕЯ ТЕКСТА - главная мысль произведения.
  • СТИЛЬ - художественный, научно-публицистический , деловой.
  • ВИДЫ ТЕКСТА - повествование, описание, рассуждение.
  • КОМПОЗИЦИЯ - построение текста
  • ЗАВЯЗКА - событие, с которого начинается действие в художественном произведении.
  • КУЛЬМИНАЦИЯ - высшее напряжение действия в художественном произведении.
  • РАЗВЯЗКА - исход событий в литературном произведении, решение конфликта.
  • РИФМА - созвучие концов стихотворных строк.
  • ФОЛЬКЛОР - устное народное творчество (былины, народные песни, сказки, частушки, пословицы, поговорки, загадки)
  1. Автор и его проблемы, темы.
  2. Жанр произведения.
  3. Тема данного произведения.
  4. Идейная направленность.
  5. Главные герои, их роль в идейном содержании, поступки и их мотивы.
  6. Второстепенные персонажи, их связь между собой и главным персонажем.
  7. Сюжет, его элементы, их роль в раскрытии идеи.
  8. Композиция, ее компоненты, роль в раскрытии идеи.
  9. Язык писателя.
  10. Эстетическая и нравственная ценность произведения с точки зрения воспитания читателем.
  1. Определи жанровую разновидность произведения.
  2. Установи тему произведения.
  3. Определи вид текста: описание, повествование, рассуждение.
  4. Восстанови сюжет: развязку, кульминацию, рассуждение.
  5. Раскрой композиционные особенности текста.
  6. Составь описание художественных образов: портрет, поступки, речь, отношение.
  7. Проведи анализ авторского стиля (гипербола, контраст, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)
  8. Сформулируй выводы (раскрой идею произведения).

ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась). Мне очень запомнился(ась). Мне показался интересным. Я восхищаюсь. Мне очень не понравился(ась). )

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

ПЛАН РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

3. Обрати внимание на то, как написана басня - прозой или стихами. Найди рифмы.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что - поучительным?

9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока содержит комплексную работу с текстом: анализ основной мысли и темы текста,орфограмм.



Урок русского языка в 9 классе

Эпиграфы к уроку : Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.

( Махатма Ганди(2.10.1869 - 30.01.1948) - один из руководителей и идеолог национально-освободительного движения Индии.)

Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам.

ГЕРЦЕН Александр Иванович (псевд. - Искандер) (25.III(6.IV).1812 - 9(21).I.1870) - русский революционный деятель, философ, писатель и публицист

Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить.

Жолио-Кюри (Joliot-Curie) Фредерик (19.3.1900, Париж, — 14.8.1958, там же), французский физик, прогрессивный общественный деятель, один из основателей и лидеров всемирного Движения сторонников мира

Цели: - формирование коммуникативной компетенции;

- закрепление умений определять тему и основную мысль произведения,

- выявлять художественные средства, использованные автором для реализации замысла произведения;

- формирование умений находить грамматические средства, использованные автором с целью раскрытия идеи произведения,

- вспомнить признаки текста, типы текста, стиль речи

-воспитание внимательного отношения к слову,

бережного отношения к окружающей природе,

- обеспечить языковое развитие учащихся,

-развитие связной речи

Оборудование: Распечатки текста для учащихся, таблицы для работы, компьютер, проектор

1. Организация начала занятия, постановка целей занятия.

Ребята, сегодняшний урок посвящен анализу текста.

Какие цели (задачи) стоят перед нами?

2. Чтение теста учителем (первой части):

(1)Лес и город.(2) Город и лес. (З) Разные пор…ждения одной Вселенной.(4) Такие разные и (ни)как не совмеща…щиеся пока.

(5)Город т…нулся к лесу, прост…рал, протягивал в чащи уверенные щупальца-дороги, тянул паутины проводов, дышал гарью тяжелого дыхания. (6)А лес неподвижно вз…рал на его осторожное, но настойчивое пр…ближение.(7) Лес не умел н… бояться, н… роптать: он мог лишь жить и ждать своего часа.(8) Лес ра..сеивал дым, разлагал едкий газ, возвращал городу воздух чистыми ночными ветрами. (9) Лес по каплям к…пил чистую влагу и слал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой.

-Докажите, что это текст. Текст (от лат. textus — ткань; связь, соединение) — это предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.

1). - Определите тему текста. О чем он? (об отношениях города и леса).

Назовите героев произведения (город и лес)

2). Что отражает заголовок: тему или основную мысль? (тему)

3). Как связаны предложения в тексте. Докажите. (Цепная связь)

4). Определите тип текста. Докажите. (повествование, раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий и т. п. Этот тип отличает динамичность, последовательность сообщаемого. В повествовании много глаголов. (В тексте-повествовании говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. Можно поставить вопросы: что происходит сначала? потом? и в конце? Одновременно эти события увидеть нельзя)

5).Стиль текста? Докажите. ( Публицистический) (Воздействие путем словесного худ. изображения жизни, передача отношения к окружающему, создание худ. образов…Образность, выразительность, эмоциональность, оценочный характер речи, широкое использование худ.-изобразительных средств.)(Это статья из газеты, информация об актуальном вопросе современной жизни, написанная с целью воздействия на людей, формирования общественного мнения)

6).Работа над орфограммами : выписать слова с пропусками.

4.Заполняем таблицу:

Выпишите глаголы, обозначающие действия города(1 вариант) и леса(2вариант)

Перед чтением художественного произведения советуем просмотреть все пункты, по которым необходимо его анализировать. Так ты сможешь по ходу отыскивать ответы на необходимые пункты: описания героев, их реплики, цитаты и тому подобное. Тебе будет проще ориентироваться на уроке, если оформишь данные в таблицу-подсказку. Для удобства также пометь в тетради страницы с важными мыслями или сделай стикеры-закладки в самой книге. Также заглядывай в статьи с критикой по произведению. В них ты найдёшь много подсказок по всем пунктам анализа художественного произведения. Бери критику за основу, а затем найди подтверждения фактов в тексте. Но не стоит полностью полагаться на чужое мнение. Если ты добавишь собственные рассуждения, хорошая отметка тебе обеспечена.


История создания произведения

Начиная анализировать роман, изучи факты из биографии автора, связанные с созданием произведения. Отследи связь с исторической эпохой и обязательно узнай о значении книги в творчестве автора. Эти сведения помогут тебе понять задумку писателя, а также проблематику и идею романа. Без такой информации сложно построить доказательную базу.


Жанр произведения

Найди таблицу с признаками разных литературных жанров и по ней определи, к какому из них относится наше произведение. Признаки, которые помогут это сделать: объём, количество сюжетных линий и проблематика, продолжительность действия, языковые средства и многое другое.


Название произведения и его смысл

В названии произведения чаще всего скрывается и его смысл. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.


Тема, идея и проблематика произведения

Тема — это то, о чём говорится в произведении, идея — суть, которую хотел донести автор до читателя. А проблематика — совокупность проблем произведения, которые волнуют писателя. Разберём на примере.


Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения

Сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном произведении, своего рода его схема. Включает экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, иногда — пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения). Поэтому, когда читаешь текст, отметь себе эту схему.


Система образов произведения

В этом пункте важно ответить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными героями. Обсудить особенность их имён, поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на самохарактеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения. Здесь главное подтверждать свои мысли цитатами из текста.


Примерно по такому принципу стоит проанализировать каждого персонажа.

Композиция произведения

Композиция — это построение произведения, деление текста на части. Но не бездумное дробление, а в соответствии с задумкой автора. В этом пункте необходимо обратить внимание на прологи, эпилоги, посвящения и их смысл. Отметить, есть ли вставные эпизоды и лирические отступления, эпиграф. Здесь полагайся на свою внимательность.


Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайся подмечать подобные характеристики.


Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения

Для ответа на этот пункт загляни в литературный словарь в конце учебника. Там наверняка есть определения многих художественных средств и приёмов: эпитеты, сравнения, метафоры и другие. Не ленись заглянуть и вспомнить самые распространённые из них, чтобы найти потом в тексте.


Особенности языка произведения

Если в предыдущем пункте анализируются художественные приёмы, то в этом — языковые средства (лексические единицы, синтаксические конструкции, виды речи и так далее).


Работай активно на уроках, и соберёшь достаточно материала для сочинения. Успехов!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Читайте также: