План урока алгоритм и его свойства

Обновлено: 02.07.2024

Форма проведения: урок-лекция.

Методы обучения: эвристическая беседа, метод стимулирования и мотивации учения, индуктивный метод, наглядный метод обучения, фронтальный опрос и др.

  1. Оргмомент
  2. Актуализация знаний.
  3. Мотивация и целеполагание.
  4. Новый материал и первичное закрепление:
    • историческая справка;
    • выведение определения и свойств алгоритма;
    • первичное закрепление;
    • способы записи алгоритмов.
  5. Закрепление.
  6. Обобщение и систематизация знаний.
  7. Домашнее задание.
  • Приветствие.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Раздаточный материал (инструкции и рецепты).

2. Актуализация знаний

Перед вами три документа: инструкция по эксплуатации; порядок сборки кухонного шкафа; рецепт приготовления манной каши.
Что общего у этих документов? (Это всё последовательности действий, порядок действий и т.д.)
Для всех этих последовательностей есть общее название – алгоритм.

3. Мотивация и целеполагание

  • узнать что такое алгоритм, выявить его свойства;
  • научиться составлять простейшие алгоритмы, уметь находить их в повседневной жизни;
  • продолжить развивать логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность. (Слайд 2.)

4. Новый материал и первичное закрепление

Выведение определения и свойств алгоритма

Что такое, на ваш взгляд, алгоритм? (Последовательность действий.)

  1. Налить в чайник воды.
  2. Поставить чайник на газовую плиту.
  3. Открыть кран газовой горелки.
  4. Ждать пока чайник закипит.
  5. Зажечь спичку.
  6. Выключить газ. (Слайд 4.)
  1. Подойди к реке Волга.
  2. Войди в воду.
  3. Иди по дну, пока не выйдешь на другой берег. (Слайд 5.)
  1. Возьми желтую кастрюлю без ручки.
  2. Налей два литра воды.
  3. Вскипяти воду.
  4. И т.д. (Слайд 6.)

Проверьте, выполнимость предыдущих условий в данном алгоритме. (Порядок действий правильный, алгоритм выполнимый.)
У кого дома есть желтая кастрюля без ручки?
Без неё нельзя выполнить данный алгоритм.
Какой вывод можно сделать?
(Алгоритм должен быть рассчитан на большое число людей или компьютеров.)
Как назвать одним словом тех, кто исполняет алгоритм? (Исполнитель.)
Итак, алгоритм должен быть рассчитан на большое число исполнителей.

  • Преобразовать дроби, записав со знаменателем 12 ( и ).
  • Сложить 3 и 8.
  • Знаменатель равен 12.
  • Получим .

Скажите, будет ли, полученная последовательность алгоритмом?
Что мы сделали не так? (Составили алгоритм только для одного случая, для конкретной дроби.)
Вывод?
(Алгоритм должен быть предназначен для решения группы примеров или задач.)
Свойство МАССОВОСТИ. (Слайд 8.)

  • Назови число 1.
  • Назови следующее число.
  • Повторяй 2 действие, пока не назовешь число миллиард. (Слайд 7.)

Возможно ли выполнить данный алгоритм? (Да, только долго.)
Проверьте выполнимость предыдущих свойств алгоритма?
Сколько времени необходимо для того, чтобы сосчитать до миллиарда? (Часа 2, два дня, недолго, за вечер.)
Вычислим время, необходимое для выполнения данного алгоритма. (Один ученик у доски)
Пусть, мы называем 2 числа в секунду. В часе 3600 секунд
3600 х 2 = 7200 – до этого числа можно досчитать за час;

1000000000:63072000 > 15 лет.
До конца не досчитать, результата не получить.
Вывод? (Алгоритм должен привести к конечному результату.)
Свойство КОНЕЧНОСТИ или РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ. (Слайд 8.)

Первичное закрепление

Давайте ещё раз вспомним все выводы, которые мы получили. (Проговаривают выводы.)

Записи в тетради
Алгоритм – это организованная последовательность действий, предназначенная для решения целого класса задач и приводящая к конечному результату. (Слайд 9.)
Свойства
1.Точность.
2.Понятность.
3.Массовость.
4.Результативность. (Слайд 10.)

Следующее понятие: программа. Попробуйте дать определение самостоятельно. (Попросить детей самостоятельно сформулировать определение, обобщить и записать.)
Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя. (Слайд 10.)

Способы записи алгоритмов

алг
нач
команда № 1
команда № 2

команда № n
кон


5. Закрепление

Задача:

Алгоритм на УАЯ

Блок-схема алгоритма:


  • Перечислите основные свойства алгоритма, поясните каждое свойство (спросить 4 учащихся).
  • Приведите примеры алгоритмов, с которыми вы встречались на биологии, математике, физике.
  • Дайте определения понятиям программа, исполнитель, СКИ. (Слайд 16.)

7. Домашнее задание

Знать определения понятий: алгоритм, программа, исполнитель, СКИ; основные свойства алгоритма и способы записи. (Приложение 2.)

Учебная: Ввести определение алгоритма, рассмотреть его свойства. Изучить способы записи алгоритма, виды алгоритмов.

Воспитательная: Воспитать стремление к аккуратности, ответственности при работе с техникой.

Развивающая: Развить у учащихся алгоритмическое и логическое мышление.

  1. Что такое алгоритм; какова роль алгоритма в системах управления;
  2. В чем состоят основные свойства алгоритма;
  3. Способы записи алгоритмов: блок – схемы, учебный алгоритмические конструкции
  4. Виды алгоритмов.
  5. Этапы создания программы.
  1. Пользоваться языком блок – схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  2. Выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  3. Составлять несложные линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы:

1). ПК – ЭВМ – 12 шт.

2). Раздаточный материал

Вид занятия: комбинированное – 1ч.

  1. Организационный момент – 2 ′
  2. Изложение новой темы – 20 ′
  3. Закрепление темы – 10 ′
  4. Практическая работа – 10 ′
  5. Отчет по работе – 2 ′
  6. Д/з – 1 ′

Последовательность изложения темы:

  1. Введение.
  2. Свойства алгоритма.
  3. Способы записи алгоритма.
  4. Виды алгоритмов.
  5. Этапы создания программы.
  6. Практическое задание №1.

1. Организационный момент – 2 ′

(Приветствие, проверка посещаемости, объявление целей и задач урока)

2. Изложение новой темы – 20 ′

Алгоритм - это четкое описание последовательности действий, которые необходимо выполнить для решения поставленной задачи.

Программа - это алгоритм, записанный на языке программирования.

Языком программирования называется специальный язык, понятный для компьютера.

Программирование - это процесс создания, отладки и тестирования программ.

Создание любой программы начинается с разработки алгоритма. Именно четкое описание последовательности действий позволяет мысленно представить будущую программу. Построив алгоритм, программист мыслит четко, последовательно, однозначно - так, как и будет впоследствии мыслить компьютер. Вот почему данный учебник начинается с алгоритма.

Для алгоритма характерны следующие свойства:

Дискретность - алгоритм должен быть представлен как последовательное выполнение простых шагов.

Шагом называется каждое действие алгоритма.

Определенность - каждое действие алгоритма должно быть четким и однозначным.

Результативность - алгоритм должен приводить к решению задачи за определенное число шагов.

Массовость - алгоритм составляется в общем виде, т.е. он должен быть применим к ряду задач, различающихся исходными данными.

Исполнитель алгоритма – это тот объект или субъект, для управления которым составлен алгоритм.

Среда исполнителя : обстановка, в которой функционирует исполнитель.

Назвать исполнителей следующих видов работы: обучение детей в школе, охрана здания, знакомство с достопримечательностями города, местности, перевозка грузов, пассажиров. Попробуйте сформулировать СКИ для каждого из этих исполнителей.

Формальный - запись алгоритма словесно, на естественном языке.

Графический - изображение алгоритма в виде блок-схемы.

Рассчитать площадь равностороннего треугольника. Записать алгоритм решения задачи на формальном, графическом, алгоритмическом языке.

Линейный - шаги алгоритма следуют один за другим не повторяясь, действия происходят только в одной заранее намеченной последовательности.

Блоки алгоритма 1, 2, 3 выполняются именно в такой последовательности, после чего алгоритм достигает цели и заканчивается.

Алгоритм с ветвлением - в зависимости от выполнения или невыполнения условия, исполняется либо одна, либо другая ветвь алгоритма.

В данном алгоритме проверяется условие, и если оно выполняется, то есть на вопрос можно ответить "Да", исполняется блок алгоритма 1 (одно ли несколько действий), а если не выполняется - ответ на вопрос отрицательный, то исполняется блок 2.

Примечание: одного из блоков: 1 или 2 может не быть вовсе. Тогда в одном из случаев будут выполняться какие-либо действия, а в другом - ничего не будет выполняться.

Циклический - блоки алгоритма выполняются до тех пор, пока не будет выполнено определенное условие.

Блок алгоритма 1 будет выполняться один или несколько раз до тех пор, пока не выполнится условие.

Алгоритм выполняется так: выполняется блок 1, проверяется условие, если оно не выполняется, то блок 1 выполняется снова и условие проверяется заново. При выполнении условия алгоритм заканчивается.

Примечание : в общей схеме алгоритма "Да" и "Нет" можно поменять местами, тогда алгоритм будет выполняться, пока условие выполняется. Как только условие не выполнится - алгоритм завершится.

Постановка задачи - составление точного и понятного словесного описания того, как должна работать будущая программа, что должен делать пользователь в процессе ее работы.

Разработка интерфейса (интерфейс - способ общения) - создание экранной формы (окна программы).

Программирование - создание программного кода на языке программирования.

Отладка программы - устранение ошибок.

Тестирование программы - проверка правильности ее работы.

6. Практическое задание

Составьте и опишите словесно следующие алгоритмы (определите их тип самостоятельно):

Опишите составленные алгоритмы с помощью блок-схемы.

Составьте алгоритм, содержащий элементы всех трех типов. Тему придумайте самостоятельно. Опишите алгоритм словесно и с помощью блок-схемы.

7. Задание на дом

Поработать с конспектом, составить алгоритм вычисления квадратного корня

Примечание : при изучении нового материала учащиеся делают в тетрадь необходимые записи под руководством учителя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА.

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.Задачи:1. Образовательные:обеспечить усво.


Методическая разработка урока "Алгоритм. Свойства алгоритма"

Изучение новой темы –это самый сложный вид урока. С целью изучения качественного обучения информатике, использую следующие методы : монологический, диалогический, работа с книгой, инструктивно – практ.


Методическая разработка урока :" АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА"

Методическая разработка урока ": АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА".


Дистанционный урок "Алгоритмы. Свойства алгоритмов, графическое описание и виды алгоритмов"

Предоставленный материал позволит обучающемуся познакомиться с краткой историей появления слова алгоритм, сфомировать понятие алгоритма, его основных свойств, освоить правила описания алгоритмов с пом.

Презентация к уроку "Алгоритм и его свойства"

Алгоритм и его формальное исполнениеСвойства алгоритма и его исполнителиДискретность. Во многих отраслях человеческой деятельности для достижения требуемого результата используются алгоритмы, содержащ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

  • знать определение управления, алгоритма, свойства алгоритмов;
  • стимулировать интерес учащихся к данной теме и учебному процессу в целом,
  • уметь составлять алгоритмы на естественном языке.

Развивающие:

  • развитие коммуникативно-технических умений,
  • развитие умения оценивать результаты выполненных действий,
  • развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности,
  • развитие умения пользоваться предложенными инструментами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки.

I. Организационный момент (2 мин)

II. Актуализация знаний (33 мин)

Повторяем термины с предыдущего урока:

Кто был основателем кибернетики? (американский математик Норберт Винер)

Что такое управление? (Управление есть целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты – управляемыми.

Определите, кто играет роль управляющего и кто (или что) играет роль объекта управления в следующих системах: школа, класс, самолет, стая волков, стадо коров.

Ребята, скажите пожалуйста, как вы понимаете слово алгоритм? Где нам приходится сталкиваться с этим понятием?

Объяснение нового материала.

План с подробным описанием действий, необходимых для получения ожидаемого результата, получил название алгоритма.

Область математики, известная как теория алгоритмов, посвящена исследованию свойств, способов записи, видов и сферы применения различных алгоритмов, созданию новых алгоритмов. Научное определение понятия алгоритма дал А. Черч в 1930 году. Позже и другие математики вносили свои уточнения в это определение. В школьном курсе информатики будем пользоваться следующим определением: алгоритм - описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Выполнение заданий

Оцениваемое умение: определение информации (нахождение в тексте информации, заданной в явном и неявном виде)

Время на выполнение: 7-10 минут

Содержание файла Алгоритмы.doc x

Алгоритм и его свойства

Понятие алгоритма - фундаментальное понятие. Слово "алгоритм" происходит от имени выдающегося математика средневекового Востока Мухаммеда аль-Хорезми. Им были предложены приёмы выполнения арифметических вычислений с многозначными числами. Позже в Европе эти приёмы назвали алгоритмами от "algoritрmi" - латинского написания имени аль-Хорезми. В наше время понятие алгоритма понимается шире, не ограничиваясь только арифметическими вычислениями.

Термин "алгоритм" стал достаточно распространённым не только в информатике, но и в быту. Под алгоритмом понимают описание какой-либо последовательности действий для достижения заданной цели. В этом смысле, например, алгоритмами можно назвать инструкцию по использованию кухонного комбайна, кулинарный рецепт, правила перехода улицы и пр.

Для использования понятия алгоритма в информатике требуется более точное определение, чем данное выше. Алгоритмом называется организованная последовательность действий допустимая для некоторых исполнителей. Исполнителем может быть человек, группа людей, робот, станок, компьютер, язык программирования и т.д. Одно из принципиальных обстоятельств состоит в том, что исполнитель не вникает в смысл того, что он делает, но получает необходимый результат. В таком случае говорят, что исполнитель действует формально, т.е. отвлекается от содержания поставленной задачи и только строго выполняет некоторые правила, инструкции.

Это - важная особенность алгоритмов. Наличие алгоритма формализует процесс решения задачи, исключает рассуждение исполнителя. Использование алгоритма даёт возможность решать задачу формально, механически исполняя команды алгоритма в указанной последовательности. Целесообразность предусматриваемых алгоритмом действий обеспечивается точным анализом со стороны того, кто составляет этот алгоритм.

Алгоритм представляет собой последовательность команд (ещё говорят - инструкций, директив), определяющих действия исполнителя (субъекта или управляемого объекта). Всякий алгоритм составляется в расчёте на конкретного исполнителя с учётом его возможностей. Для того, чтобы алгоритм был выполним, нельзя включать в него команды, которые исполнитель не в состоянии выполнить. Нельзя повару поручать работу токаря, какая бы подробная инструкция ему не давалась. У каждого исполнителя имеется свой перечень команд, которые он может исполнить. Такой перечень называется системой команд исполнителя (СКИ).

Процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов, быть дискретным. Любая команда выполняется только после выполнения предыдущей команды. Необходимо, чтобы каждая команда алгоритма точно определяла однозначное действие исполнителя, а также алгоритм, составленный для конкретного исполнителя, должен включать только те команды, которые входят в его СКИ, т.е. понятны исполнителю. Алгоритм не должен быть рассчитан на принятие каких-либо самостоятельных решений исполнителем, не предусмотренных составителем алгоритма. Исполнение алгоритма сводится к конечному числу действий, которые приводят к конкретному результату. Свойство массовости для алгоритмов не является обязательным: с помощью одного и того же алгоритма можно решать однотипные задачи и делать это неоднократно. Алгоритм должен быть составлен так, чтобы исполнитель мог его выполнить не задумываясь, автоматически, формально. Значим также строгий порядок действий: важно то, как организован алгоритм. Эти общие характеристики называют свойствами алгоритма.

Место 9 класс, 2 урок по теме

* Формирования у учащихся правильного понимания алгоритмов, их свойств;

* Формирование практических навыков составления алгоритмов.

- Воспитательная – развитие познавательного интереса.

- Учебная – познакомиться с понятием алгоритм, его свойствами, научиться составлять алгоритмы.

- Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Тип урока: изучение нового материала.

Демонстрационный материал к уроку:

§ Портрет Мухаммеда Бен Муссы аль-Хорезми.

§ Карточки для работы в группах.

Формы применяемые на уроке:

Требования к знаниям и умениям учащихся:
Перед уроком:
Учащиеся должны знать:

* понятие обратной связи, управление обратной связью.

Учащиеся должны уметь:

* логически составлять простейшие алгоритмы.

После урока:
Учащиеся должны знать:

* понятие алгоритм и его свойства;

Учащиеся должны уметь:

* составлять простейшие алгоритмы, находить в них ошибки.

1. Организационный момент – 1 минута.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи - 3 минута.

3. Изложение нового материала - 18 минут.

5. Закрепление понятия алгоритма и его свойств - 12 минут.

6. Домашнее задание - 2 минуты.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценки - 3 минуты.

Примечание (Вид доски)

Задачи: привлечь внимание учащихся и проверить их готовность к уроку.

Ожидаемый результат: Взаимодействие учитель-ученик, ученик - ученик способствует более быстрому включению всех учащихся в урок.

1. Приветствие учителем учащихся:

Здравствуйте, ребята, садитесь!

2. Учитель предлагает ученикам поприветствовать друг друга:

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошей работы.

3. Учитель желает хорошей работы ученикам:

Посмотрите на меня, я вам тоже желаю хорошей работы

Учащиеся включаются в урок, взаимодействуют с одноклассниками, с учителем

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Задачи: познакомить учащихся с темой урока.

Ожидаемый результат: Исходя из поставленных вопросов, учащиеся сами формулируют учебную задачу: Я хочу узнать, что такое алгоритмы, какими свойствами они обладают, научится составлять алгоритмы.

Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

Что я знаю по данной теме?

Чего я не знаю - возникает проблема.

Чему я хочу научиться? (Слайд 2)

Возникающие вопросы фиксируются на доске.

Из них выбираются те вопросы, решение которых необходимо найти на данном уроке.

Вопросы должны быть на доске до конца урока, чтобы можно было подвести итог.

Учащиеся сами ставят вопросы, на которые необходимо найти ответы.

- Что такое алгоритм?

- Для чего нужны алгоритмы?

-Какими свойствами обладают алгоритмы?

- Как задать алгоритм? и т.д.

Изложение нового материала.

Задачи: учащиеся знакомятся с понятием алгоритм, свойствами алгоритма.

Понятие алгоритма

Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.д. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, вы хорошо знаете, как заварить чай. Но допустим, нам надо научить этому младшего брата или сестру. Значит, нам придется четко указать действия и порядок их выполнения.

Что это будут за действия и какой их порядок? (слайд 3)

Давайте проверим, (слайд 3)

Другими словами мы составили алгоритм. Теперь давайте попробуем дать определение алгоритма. Как вы думаете, что называется алгоритмом?

Алгоритм – это описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов . (Слайд 4).

Приведите свои примеры алгоритмов?

А теперь давайте немного поговорим об истории происхождения слова алгоритм.

Название "алгоритм" произошло от латинской формы имени среднеазиатского математика аль-Хорезми (Слайд 5). Его полное имя было Абу Абдуллах Мухаммед Бен Мусса аль-Хорезми. Известно, что он родился до 800 г., а умер после 847 г., жил и работал в Багдаде – крупном научном центре и влиятельной столице Древнего Востока. Аль-Хорезми использовал индийскую позиционную систему счисления с нулем и сформулировал правила 4 арифметических действий над многозначными числами. Первоначально под алгоритмами понимали только эти правила. Сейчас алгоритм — одно из основных понятий информатики и математики.

Свойства алгоритма

Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм. Рассмотрим следующие примеры, (слайд 6)

Алгоритм открывания двери:

  1. Достать ключ из кармана.
  2. Вставить ключ в замочную скважину.
  3. Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.
  4. Вынуть ключ.

Алгоритм нахождения большего из 2 чисел А и В:

1. Из числа А вычесть число В.

2. Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.

3. Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше.

4. Если получился ноль, то сообщить, что числа равны.

Внимательно проанализируйте эти примеры. Что в них общего?

Итак, давайте обобщим, (слайд 7).

Дискретность (разделенный, прерывистый). Это свойство указывает, что любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке. Попробуем переставить в первом примере 2 и 3 действия. Мы, конечно, сможем выполнить и этот алгоритм, но дверь вряд ли откроется.

Конечность. Это свойство определяет, что каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения. В приведенных примерах каждое описанное действие реально и может быть выполнено. Поэтому и алгоритм имеет предел, то есть конечен.

Массовость. Алгоритм можно применять для целого класса задач. Например, 2 алгоритм можно применять для любых чисел А и В.

Результативность. Это свойство требует, чтобы в алгоритме не было ошибок.

Таким образом, для любого алгоритма характерны следующие свойства: дискретность, детерминированность конечность, массовость, результативность.


Образовательная: дать учащимся общее представление об алгоритме и его свойствах.

- рассмотреть свойства алгоритма;

Развивающая: развитие умения выделять главное; развитие самоконтроля; развитие познавательных интересов.

Воспитательная: воспитание самостоятельности и аккуратности в работе, ответственности при работе в коллективе.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы обучения: словесно - наглядный

Требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

– решать практические задачи с использованием изученных понятий;

Оборудование: компьютерный класс, компьютеры с WINDOWS 7, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Включает в себя приветствие учителем класса, подготовку помещения к уроку, проверку отсутствующих.

2. Изучение нового материала.

Для этого открывайте тетради, записывайте число и тему урока.

Запись на доске и в тетрадях.

Алгоритм и его свойства

Ученики: Знакомились. На математике – при решении задач и уравнений.

Учитель: А как алгоритм связан с их решением?

Ученики: Чтобы решить задачу, уравнение нужно выполнить определённый ряд действий и эти действия должны быть последовательны.

Учитель: Верно. Какой отсюда можно вывод сделать?

Ученики: Что алгоритм – это последовательный порядок действий.

Учитель: Правильно. Давайте запишем точное определение алгоритма в тетрадях.

Запись на доске и в тетрадях. Алгоритм – это описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов. (слайд 2)

Учитель: В кулинарной книге собраны рецепты приготовления различных блюд. Как вы думаете, можно ли назвать рецепт алгоритмом?

Учитель: Вы знаете, оказывается, нас окружает множество бытовых приборов, которые облегчают быт человека, выполняют работу более качественно и быстрее. И люди уже не представляют жизни без них. Любой бытовой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией. Нужно ли покупателю знать устройство телевизора, чтобы настроить каналы? И можно ли в таком случае назвать инструкцию алгоритмом?

Учитель: Еще А. С. Пушкин в своих произведениях обращал внимание на важность инструкции. Вот одна из цитат:

Она меж делом и досугом

Открыла тайну, как супругом

И все тогда пошло на стать.

Учитель: Т. е. при выполнении алгоритма не требуется его понимание, а правильный результат может быть получен путем механического следования содержанию алгоритма, это называют формальным выполнением. Поэтому его выполнение можно доверить компьютеру. Сейчас алгоритм — одно из основных понятий информатики и математики. Множество алгоритмов мы выполняем на уроках информатики:

выключение компьютера и т. д.

Давайте теперь ответим на вопрос, кто может выполнять алгоритм?

Ученики: Человек, автомат, компьютер, машина.

Учитель: Правильно. Поэтому того, кто выполняет алгоритм, называют исполнителем. Давайте запишем определение.

Запись на доске и в тетрадях. Исполнитель – объект, который выполняет алгоритм. (слайд 3)

Учитель: Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм. Прежде чем перейти к свойствам, рассмотрим следующие примеры алгоритмов :

Алгоритм открывания двери:

1. Достать ключ из кармана.

2. Вставить ключ в замочную скважину.

3. Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.

Алгоритм нахождения большего из 2 чисел А и В:

1. Из числа А вычесть число В.

2. Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.

3. Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше.

4. Если получился ноль, то сообщить, что числа равны. (слайд 4)

Учитель: Как вы думаете, какими свойствами должен обладать алгоритм?

Ученики: Должны быть отдельные шаги.

Учитель: Правильно. И это свойство называется дискретность (т. е разделенный, прерывистый). Это свойство указывает, что любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке. Попробуем переставить в первом примере 2 и 3 действия. Мы, конечно, сможем выполнить и этот алгоритм, но дверь вряд ли откроется. Кроме того, исполнитель переходит к выполнению следующей команды, только выполнив предыдущую. Как вы думаете, каким еще должен быть алгоритм?

Ученики: Понятным исполнителю.

Учитель: Верно. Следующее свойство - понятность. Алгоритм должен быть понятен исполнителю и исполнитель должен быть в состоянии выполнить его команды. А какое свойство определяет, что каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения. Ученики: Конечность.

Учитель: В приведенных примерах каждое описанное действие реально и может быть выполнено. Поэтому и алгоритм имеет предел, то есть конец. А вы знаете, алгоритм можно применять для целого класса задач. Например, 2 алгоритм можно применять для любых чисел А и В. Это свойство называется массовость. Какое свойство еще присуще алгоритму, к чему оно всегда должно приводить?

Ученики: К результату.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Конспект урока

для учащихся 9 класса средних общеобразовательных учреждений

Образовательная: дать учащимся общее представление об алгоритме и его свойствах.

- рассмотреть свойства алгоритма;

Развивающая: развитие умения выделять главное; развитие самоконтроля; развитие познавательных интересов.

Воспитательная: воспитание самостоятельности и аккуратности в работе, ответственности при работе в коллективе.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы обучения: словесно-наглядный

Требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

– решать практические задачи с использованием изученных понятий;

Оборудование: компьютерный класс, компьютеры с WINDOWS 7, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Список использованных источников:

Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

Интернет-источники:

1. Организационный момент (2 мин)

2. Актуализация опорных знаний (3 мин)

3. Изучение нового материала (12 мин)

4. Закрепление изученного материала (25 мин)

5. Подведение итогов урока (2 мин)

6. Домашнее задание (1 мин)

1. Организационный момент.

Включает в себя приветствие учителем класса, подготовку помещения к уроку, проверку отсутствующих.

2. Изучение нового материала.

Для этого открывайте тетради, записывайте число и тему урока.

Запись на доске и в тетрадях.

Классная работа

Алгоритм и его свойства

Ученики: Знакомились. На математике – при решении задач и уравнений.

Учитель: А как алгоритм связан с их решением?

Ученики: Чтобы решить задачу, уравнение нужно выполнить определённый ряд действий и эти действия должны быть последовательны.

Учитель: Верно. Какой отсюда можно вывод сделать?

Ученики: Что алгоритм – это последовательный порядок действий.

Учитель: Правильно. Давайте запишем точное определение алгоритма в тетрадях.

Запись на доске и в тетрадях. Алгоритм – это описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов. (слайд 2)

Учитель: В кулинарной книге собраны рецепты приготовления различных блюд. Как вы думаете, можно ли назвать рецепт алгоритмом?

Ученики: Можно.

Учитель: Вы знаете, оказывается, нас окружает множество бытовых приборов, которые облегчают быт человека, выполняют работу более качественно и быстрее. И люди уже не представляют жизни без них. Любой бытовой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией. Нужно ли покупателю знать устройство телевизора, чтобы настроить каналы? И можно ли в таком случае назвать инструкцию алгоритмом?

Ученики: Да.

Учитель: Еще А.С. Пушкин в своих произведениях обращал внимание на важность инструкции. Вот одна из цитат:

Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять,
И все тогда пошло на стать.

Учитель: Т.е. при выполнении алгоритма не требуется его понимание, а правильный результат может быть получен путем механического следования содержанию алгоритма, это называют формальным выполнением. Поэтому его выполнение можно доверить компьютеру. Сейчас алгоритм — одно из основных понятий информатики и математики. Множество алгоритмов мы выполняем на уроках информатики:

выключение компьютера и т.д.

Давайте теперь ответим на вопрос, кто может выполнять алгоритм?

Ученики: Человек, автомат, компьютер, машина.

Учитель: Правильно. Поэтому того, кто выполняет алгоритм, называют исполнителем. Давайте запишем определение.

Запись на доске и в тетрадях. Исполнитель – объект, который выполняет алгоритм. (слайд 3)

Учитель: Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм. Прежде чем перейти к свойствам, рассмотрим следующие примеры алгоритмов :

Алгоритм открывания двери:

1.Достать ключ из кармана.

2.Вставить ключ в замочную скважину.

3.Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.

Алгоритм нахождения большего из 2 чисел А и В:

1.Из числа А вычесть число В.

2.Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.

3.Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше.

4.Если получился ноль, то сообщить, что числа равны. (слайд 4)

Учитель: Как вы думаете, какими свойствами должен обладать алгоритм?

Ученики: Должны быть отдельные шаги.

Учитель: Правильно. И это свойство называется дискретность (т. е разделенный, прерывистый). Это свойство указывает, что любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке. Попробуем переставить в первом примере 2 и 3 действия. Мы, конечно, сможем выполнить и этот алгоритм, но дверь вряд ли откроется. Кроме того, исполнитель переходит к выполнению следующей команды, только выполнив предыдущую. Как вы думаете, каким еще должен быть алгоритм?

Ученики: Понятным исполнителю.

Учитель: Верно. Следующее свойство - понятность. Алгоритм должен быть понятен исполнителю и исполнитель должен быть в состоянии выполнить его команды. А какое свойство определяет, что каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения. Ученики: Конечность.

Учитель: В приведенных примерах каждое описанное действие реально и может быть выполнено. Поэтому и алгоритм имеет предел, то есть конец. А вы знаете, алгоритм можно применять для целого класса задач. Например, 2 алгоритм можно применять для любых чисел А и В. Это свойство называется массовость. Какое свойство еще присуще алгоритму, к чему оно всегда должно приводить?

Ученики: К результату.

Читайте также: