Проблема счастья в поэме кому на руси жить хорошо кратко

Обновлено: 05.07.2024

Искателями счастливого человека на Руси становятся семеро мужиков, живущих в разных местах, но объединившиеся ради одной цели. В их деревнях после принятия закона об отмене крепостного права народ не видит счастья, и они отправляются в путешествие по стране, чтобы узнать, кому хорошо стало жить на Руси.

С самого начала они выяснили формулу счастливой жизни. Если человек живет в покое, достатке и чести, то он вполне может быть доволен. Они составили список тех, кто может считаться счастливым, и чтобы это выяснить, всех надо было опросить. Но пообщавшись лишь с двумя из своего списка, они разочаровались в своем первоначальном плане.

Пообщавшись с попом и помещиком, они услышали две почти одинаковые истории. Они оба вспоминали то время, когда богатство само шло к ним в руки. При крепостном праве помещикам не приходилось работать лично. Они ходили в церковь, где попы получали от них прибыль. Теперь же у помещиков отобрали все, заставляя всю работу выполнять самостоятельно, а посетителями церкви стали бедные крестьяне, с которых взять было нечего. И счастливые времена для них прошли.

Подумав над этими историями, мужики пришли к выводу, что их первоначальное понимание счастья оказалось не верным, и искать его надо как-то иначе. Попав на обычную деревенскую ярмарку, они начинают искать счастливых людей среди крестьян. Им попадаются многие люди, предлагающие свои рецепты счастья, но все это не кажется убедительным.

Посмотреть на понятие счастья с иной стороны мужикам предлагает обычная женщина, Матрена Тимофеевна. Она рассказывает им историю всей своей жизни, полной бед и лишений. После она называет свободу истинным счастьем, которое было у нее лишь в детстве и закончилось после свадьбы.

Теперь равноправным понятием счастью становится свобода, которая есть у всех крестьян. Но жить самостоятельно и распоряжаться своим временем им еще нужно научиться.

Введение


Составляющие счастья

Литературоведы пытаются объяснить читателю, кого в итоге хотел представить истинно счастливым автор. Их мнения расходятся. Это подтверждает гениальность поэта. Он сумел заставить людей размышлять, искать, думать. Текст не оставляет равнодушных. В поэме нет точного ответа. Читатель имеет право остаться при своем мнении. Он как один из странников ищет ответ, уходя уже далеко за рамки поэмы.

Интересно мнение отдельных исследований.

У каждого сословия свои цели:

  • Мужики – хороший урожай;
  • Священники – богатый и большой приход;
  • Солдат – сохранение здоровья;
  • Женщины – добрая родня и здоровые дети;
  • Помещики – большое количество слуг.

Не смогут быть счастливы одновременно мужик и барин. Отмена рабства привела к потере устоев обоих сословий. Правдоискатели прошли множество дорог, провели опрос населения. От рассказов о счастье некоторых хочется реветь в полный голос. Счастливыми становятся люди от водки. Вот почему столько пьющих на Руси. Залить горе хотят и мужик, и поп, и барин.

Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила? Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…

Сочинение 3

После реформации системы в тысяча восемьсот шестьдесят первом году стал вопрос того, как изменилась жизнь простого народа, и прибавилось ли счастья в его жизнь. Проработав над данной работой в течении четырнадцати лет, автор так и не дописал ее по причине смерти. Главной проблемой произведения можно считать поиск счастья для крестьян. Решением проблемы автор считал непрекращающуюся борьбу простого человека, который сможет повести за собой других, устроить революцию, как в собственном мышлении, так и в умах других людей.

После того, как крепостное право было отменено, последователей идеи автора нашлось большое количество, все они задавались тем же вопросом по поиску смысла и счастливой жизни для простого народа. Говорящие названия деревень, из которых выходят персонажи произведения – крестьяне, повествуют об отношении автора к происходящему. Например, главные герои представляли деревни Неелова, Горелова и многие другие. Каждый из них уверен, что счастья для простого человека не существует.

А для простого народа поиск счастья граничит с возможностью просуществовать и не умереть, счастьем они называют минимальные возможности, которых хватает для жизни, о богатстве они даже не размышляют. Так, для солдата является безграничным счастьем тот факт, что он остался в живых, перенеся несколько десятков сражений с врагом. Для старухи это небольшой урожай, который у нее растет на грядках, и который, безусловно, сможет прокормить ее какое-то время.

Есть среди них и такие герои, как Гирин Ермил, которые думают о ближнем и стараются о нем заботиться. Он ни разу в жизни не обманул простого мужика. За это его чтут и любят. Персонаж считает, что счастьем можно назвать тот момент, когда ты делаешь добро для других, не ожидая ничего взамен. Этим примером автор хотел показать, что проблема может быть решена за счет смены сознания у людей в сторону осознания того, что добро является высшим благом, и мочь его совершать ради других – уже большое счастье.

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

Вывод

Тест по произведению

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Семь временнообязанных ушли искать правду о счастливом человеке. Поэт провел крестьян за собой по родной земле и показал, что счастливый человек тот, для которого

Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего.

Свободу Некрасов считает первоочередной необходимостью.

В 1861 году власти дали крестьянам волю, но никто от этого счастливее не стал. Вообще, по-настоящему счастливого человека нет.

Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень: Заплатова, Дыряева, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова — Неурожайка тож.

Но в поэме есть крестьяне, которые не утратили способность к самопожертвованию, душевное благородство. К ним можно отнести Матрену Тимофеевну, Савелия, Якима Нагого, Ермилу Перина, Агапа Петрова и, конечно, правдоискателей. У них своя личная цель, поставленная в жизни, которая направляет их на поиски правды. Правдоискатели представляют счастье народное в вольготности и веселости их жизни:

Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось, вольготно, весело На всей святой Руси.

В понимании Матрены Тимофеевны Корчагиной счастье немыслимо, если нет семьи и детей. Для нее счастье — терпенье, труд. Эта позиция близка и некоторым другим крестьянам.

У каждого крестьянина Душа, что туча черная. Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова Кровавым лить дождем, А все вином кончается.

Даже крестьянское терпение для Савелия — олицетворение их силы:

Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Спина… леса дремучие Прошли по ней — сломалися. А грудь? Илья-пророк По ней гремит-катается На колеснице огненной… Всё терпит богатырь!

Но он не спешит делать преждевременные выводу касательно будущей судьбы крестьян:

Не знаю, не придумаю, Что будет? Богу ведомо.

Одна просторная Дорога — торная, Страстей раба, По ней громадная, К соблазну жадная Идет толпа Другая — тесная Дорога, честная, По ней идут Лишь души сильные, Любвеобильные, На бой, на труд.

Отражение революционно-демократических идей связано в поэме с образом автора и народного заступника — Гриши Добросклонова. Основной мотив его песен — любовь к родине и народу. Он готовит себя к подвигам во имя народа, страны и их свободы. Гриша думал, что добиться отмены крепостного права можно только путем революции. Такого же мнения придерживался и сам Н.А. Некрасов.

Рать поднимается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая.

Искателями счастливого человека на Руси становятся семеро мужиков, живущих в разных местах, но объединившиеся ради одной цели. В их деревнях после принятия закона об отмене крепостного права народ не видит счастья, и они отправляются в путешествие по стране, чтобы узнать, кому хорошо стало жить на Руси.

С самого начала они выяснили формулу счастливой жизни. Если человек живет в покое, достатке и чести, то он вполне может быть доволен. Они составили список тех, кто может считаться счастливым, и чтобы это выяснить, всех надо было опросить. Но пообщавшись лишь с двумя из своего списка, они разочаровались в своем первоначальном плане.

Пообщавшись с попом и помещиком, они услышали две почти одинаковые истории. Они оба вспоминали то время, когда богатство само шло к ним в руки. При крепостном праве помещикам не приходилось работать лично. Они ходили в церковь, где попы получали от них прибыль. Теперь же у помещиков отобрали все, заставляя всю работу выполнять самостоятельно, а посетителями церкви стали бедные крестьяне, с которых взять было нечего. И счастливые времена для них прошли.

Подумав над этими историями, мужики пришли к выводу, что их первоначальное понимание счастья оказалось не верным, и искать его надо как-то иначе. Попав на обычную деревенскую ярмарку, они начинают искать счастливых людей среди крестьян. Им попадаются многие люди, предлагающие свои рецепты счастья, но все это не кажется убедительным.

Посмотреть на понятие счастья с иной стороны мужикам предлагает обычная женщина, Матрена Тимофеевна. Она рассказывает им историю всей своей жизни, полной бед и лишений. После она называет свободу истинным счастьем, которое было у нее лишь в детстве и закончилось после свадьбы.

Теперь равноправным понятием счастью становится свобода, которая есть у всех крестьян. Но жить самостоятельно и распоряжаться своим временем им еще нужно научиться.

2 вариант

Кто же такой счастливый человек? Чтобы ответить на эти вопросы, можно прочитать поэму Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". В данной поэме автор уделяет особое внимание проблеме и счастливого человека. Этим вопросом странники задаются с самого начала произведения.

Странникам хочется отыскать счастливого человека из простых людей. На сельской ярморке они предлагают еды и водки тем, кто считает себя счастливым. к сожалению, таких людей они найти не смогли. Ни один человек не подходит под критерии, которые придумали мужики. По их мнению, в каждой ситуации могло быть и хуже. Для попа счастье — это покой и достаток. Помещик был согласен с попом. Солдат рассказывает историю о том, что он был бит перебит, но все таки выжил. Для него это счастья. Странники выслушали много историй, даже слышали, что счастья — это хороший урожай репы. Охотник рассказывает странникам историю, как его друзей загрызли медведи, а ему все лишь повредили скулу. Для каждого человека счастье - это что-то свое, для кого-то счастье - это мелочность или всякая удача. Все это является подтверждением плохой жизни народа.

Я считаю, что надо начинать с вопроса что такое счастье? Немногие над этим задумываются. Я считаю, что счастье — это внутреннее состояние человека, в тот момент, когда он испытывает радость за себя или своих близких. Теперь можно ответить на вопрос: Кто же все таки счастлив в поэме Некрасова? Я считаю, что по-настоящему счастливы Матрена Тимофеевна и Григорий Добросклонов.

Рассмотрим образ Матрены Тимофеевны. Это женщина лет 38, но сама она считает себя старой женщиной. Волосы с сединой, красивые и длинные ресницы, большие глаза - это все про Матрену.

У нее есть пятеро детей, она готова на все ради них, как любая мать. Так, когда ее сын отдал овцу волку, она взяла его вину на себя, лишь бы спасти сына от наказания. В семье мужа ее любил и жалел только богатырь Савелий. Но свое счастье Матрена Тимофеевна нашла в детях и работе. Матрёна учит своих детей быть честными, не воровать. Она верующая женщина: “чем больше я молилася – тем легче становилося. ”. Именно вера помогла Матрёне пережить самые тяжёлые моменты в жизни.

Перейдем на образ Гришы Добролюбова и убедимся, что он также счастлив. Он является одним из главных образов поэмы Некрасова, но появляется только в конце в произведения. Гриша — юноша лет 15, он обладает особым талантом, умеет вести за собой людей. Парень много читает, учится в духовной семинарии и собирается поступать в Москву. Живет он очень бедно, но он не унывает.

Он пытается сделать жизнь крестьян ярче и счастливее, сочиняя веселые песни. Он считает, что если вокруг будут счастливые люди, тогда он сам будет жить в счастье. Жизнь готовит для Гриши чахотку и Сибирь. Но он не сдается. Это дает ему силы и уверенности в себе, этим он мотивируется. Он всегда верит в лучшее

Сочинение 3

После реформации системы в тысяча восемьсот шестьдесят первом году стал вопрос того, как изменилась жизнь простого народа, и прибавилось ли счастья в его жизнь. Проработав над данной работой в течении четырнадцати лет, автор так и не дописал ее по причине смерти. Главной проблемой произведения можно считать поиск счастья для крестьян. Решением проблемы автор считал непрекращающуюся борьбу простого человека, который сможет повести за собой других, устроить революцию, как в собственном мышлении, так и в умах других людей.

После того, как крепостное право было отменено, последователей идеи автора нашлось большое количество, все они задавались тем же вопросом по поиску смысла и счастливой жизни для простого народа. Говорящие названия деревень, из которых выходят персонажи произведения – крестьяне, повествуют об отношении автора к происходящему. Например, главные герои представляли деревни Неелова, Горелова и многие другие. Каждый из них уверен, что счастья для простого человека не существует.

А для простого народа поиск счастья граничит с возможностью просуществовать и не умереть, счастьем они называют минимальные возможности, которых хватает для жизни, о богатстве они даже не размышляют. Так, для солдата является безграничным счастьем тот факт, что он остался в живых, перенеся несколько десятков сражений с врагом. Для старухи это небольшой урожай, который у нее растет на грядках, и который, безусловно, сможет прокормить ее какое-то время.

Есть среди них и такие герои, как Гирин Ермил, которые думают о ближнем и стараются о нем заботиться. Он ни разу в жизни не обманул простого мужика. За это его чтут и любят. Персонаж считает, что счастьем можно назвать тот момент, когда ты делаешь добро для других, не ожидая ничего взамен. Этим примером автор хотел показать, что проблема может быть решена за счет смены сознания у людей в сторону осознания того, что добро является высшим благом, и мочь его совершать ради других – уже большое счастье.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

В своей поэме Пушкин предлагает читателям образ цыганского табора, который представляет собой антитезу европейской цивилизации. Если цыгане – вольные, даже немного дикие, то европейцы более сдержанные.

В данной пьесе Островский поднял большую часть проблем того времени. Главным конфликтом пьесы является столкновение тёмного и светлого. Тёмным царством являются Кабановы, Кулигин, Дикой.

Произведение является сказочной пьесой, изложенной в стихотворной форме, и предназначено для детской читательской аудитории.

Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила?

Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

Вывод

Мы видим, что герои поэмы понимают счастье по-. разному. С точки зрения попа, это “покой, богатство, честь”. По мнению помещика, счастье — это праздная, сытая, веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами. В поисках богатства, власти “громадная, к соблазну жадная идет толпа”, пишет Некрасов. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов затрагивает также проблему женского счастья. Она раскрывается при помощи образа Матрены Тимофеевны. Это типичная крестьянка среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, исполненная чувства собственного достоинства. На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрены Тимофеевны — собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины. Нелегкая судьба Матрены Тимофеевны дает ей право сказать странникам от имени всех русских женщин: Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны У Бога самого! Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме также при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Он — сын дьячка, жившего “беднее захудалого последнего крестьянина”, и “батрачки безответной”. Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья. ..лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье — в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Некрасов пишет, что ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Но он не отступает перед предстоящими испытаниями. Гриша Добросклонов видит, что многомиллионный народ уже пробуждается: Ратпъ подымается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая! И это наполняет его душу радостью. Он верит в счастливое будущее своего родного края и именно в этом — счастье самого Григория. На вопрос поэмы сам Некрасов отвечает, что хорошо живется на Руси борцам за народное счастье: Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного — Пел он воплощение счастия народного.

Читайте также: