План санитарно гигиенических мероприятий в доу

Обновлено: 07.07.2024

Статья посвящена изучению влияния оздоровительно-гигиенических мероприятий на организм детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Воспитание и развитие детей в дошкольных учреждениях имеет ряд особенностей: подготовка детей к поступлению в детский сад, организация физического воспитания в условиях детского сада, соблюдение гигиенических принципов режима дня, гигиенические требования к закаливанию детей. Период адаптации к дошкольному образовательному учреждению требует от ребенка большого нервно-эмоционального напряжения. По мере развития ребенка совершенствуются физиологические механизмы его организма, направленные на обеспечение приспособляемости к постоянно изменяющимся условиям его жизни. Поэтому рекомендуется регулировать эту приспособляемость такими известными и эффективными мероприятиями, как организация и проведение профилактических прививок для предупреждения инфекционных заболеваний, процедуры закаливания для повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий, создание благоприятного режима дня с рациональным распределением времени на сон, прием пищи, игровую деятельность, пребывание на свежем воздухе детей. Показано, что только научно обоснованная и методически грамотная организация оздоровительных мероприятий и физического воспитания дошкольников, индивидуальный подход к каждому ребенку будут способствовать сохранению и повышению здоровья детей дошкольного возраста.


1. Голубев В.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2017. 270 с.

2. Ищенко А.И., Вейних П.А., Щучинов Л.В. Детерминанты системы воспитания и обучения, определяющие здоровье дошкольников в современных условиях // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013. № 4(14). С. 65-72.

4. Корчина М.И. Закаливание дошкольников в условиях детского сада. Челябинск: Качалин А.В., 2011. 87 с.

5. Мартынюк Н.С., Мартынюк В.С. Условия повышения степени закаленности организма детей старшего дошкольного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. № 3. С. 56-58.

6. Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования. Конструирование и реализация в ДОУ. СПб.: Детство-Пресс, 2011. 286 с.

Повышение уровня здоровья детей дошкольного возраста – государственная задача, решение которой зависит от правильной организации оздоровительно-гигиенических мероприятий и педагогического процесса в целом. Из года в год расширяется сеть дошкольных образовательных учреждений и увеличивается число воспитывающихся в них детей. Перед дошкольными учреждениями поставлена задача – обеспечить всестороннее воспитание детей с гармоничным развитием их физических и духовных сил. Дошкольный возраст является важным этапом в формировании физического и психического здоровья ребенка [1].

Многочисленные исследования основных показателей состояния здоровья и развития ребенка-дошкольника свидетельствуют о различных отклонениях в состоянии здоровья у большей части детей, поступающих в дошкольное учреждение, С каждым годом увеличивается количество детей, подверженных частым простудным заболеваниям [2; 3].

В настоящее время весьма значимым и востребованным моментом является поиск новых средств и методов повышения эффективности оздоровительно-гигиенической работы в дошкольных образовательных учреждениях, создания оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка. Существенную роль в формировании здоровья детей играют гигиенические факторы закаливания, питания, двигательного режима в дошкольной организации. Однако наблюдается некоторое ограничение возможности для организации закаливания организма детей дошкольного возраста [4; 5].

Воспитание и развитие детей в дошкольных учреждениях неразрывно связано со строгим выполнением гигиенического режима. В дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы условия для всестороннего развития детей по физическому, социально-поведенческому, художественно-эстетическому, познавательному, речевому направлениям, предусмотренные нормативно-правовым документом – основной образовательной программой дошкольного образования. Для детей разных возрастных групп, находящихся в детском учреждении около 10–12 часов, очень важен грамотно установленный распорядок дня, включающий дневной сон, питание, игры, закаливающие мероприятия, с целью предупреждения и предохранения детей от заболеваний [6].

Цель исследования – изучение проводимых оздоровительно-гигиенических мероприятий в дошкольных учреждениях г. Саранска; изучение состояния здоровья детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение; научное обоснование комплекса оздоровительно-гигиенических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья дошкольников.

Материалы и методы исследования

Изучение санитарно-гигиенического состояния ДОУ проводилось путем непосредственного посещения и ознакомления с режимом работы, санитарно-гигиеническим состоянием здания детского сада и прилегающей территории, экологической обстановкой вокруг них и сравнения с существующими нормативами.

Изучение и оценка планов физического воспитания в ДОУ осуществлялись с учетом материально-технической базы ДОУ (наличие спортивного зала, инвентаря, бассейна, спортивных площадок, бактерицидных ламп) и специалиста – инструктора по физическому воспитанию.

С учетом материалов проверок исследуемых ДОУ, предоставленных вышеназванными организациями, и личных наблюдений были даны рекомендации по улучшению санитарно-гигиенического состояния детских садов.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ показателей заболеваемости детей в детском саду № 32 показывает, что в 2017 г. наибольший подъем заболеваемости дают болезни органов дыхания: грипп, ОРЗ (173,1 случ. на 100 детей), бронхит (7,0 случ. на 100 детей); инфекционные заболевания: ангина (5,5 случ. на 100 детей), ветряная оспа (10,4 случ. на 100 детей); прочие заболевания (24,9 случ. на 100 детей). Результаты 2018 г. выглядят следующим образом: грипп, ОРЗ (238,0 случ. на 100 детей), бронхит (6,6 случ. на 100 детей); инфекционные заболевания: ангина (4,9 случ. на 100 детей), ветряная оспа (0,88 случ. на 100 детей); прочие заболевания (35,8 случ. на 100 детей). Всего: 2017 г. – 220,9 случ. на 100 детей; 2018 г. – 283,6 случ. на 100 детей.

Анализ показателей заболеваемости детей в детском саду № 66 показывает, что в 2017 г. наибольший подъем заболеваемости дают болезни органов дыхания: грипп, ОРЗ (119,1 случ. на 100 детей), бронхит (4,42 случ. на 100 детей), пневмония (1,5 случ. на 100 детей); инфекционные заболевания: ангина (2,3 случ. на 100 детей), ветряная оспа (0,8 случ. на 100 детей); прочие заболевания (27,1 случ. на 100 детей). Результаты 2018 г. выглядят следующим образом: грипп, ОРЗ (94,4 случ. на 100 детей), бронхит (3,2 случ. на 100 детей), пневмония (0,3 случ. на 100 детей); инфекционные заболевания: ангина (4,7 случ. на 100 детей), ветряная оспа (26,6 случ. на 100 детей); прочие заболевания (18,7 случ. на 100 детей). Всего: 2017 г. – 155,4 случ. на 100 детей; 2018 г. – 148,0 случ. на 100 детей.

Анализ показателей заболеваемости детей в детском саду № 82 показывает, что в 2017 г. наибольший подъем заболеваемости также дают болезни органов дыхания: грипп, ОРЗ (152,5 случ. на 100 детей), бронхит (6,5 случ. на 100 детей), пневмония (2,4 случ. на 100 детей); инфекционные заболевания: ангина (4,1 случ. на 100 детей), ветряная оспа (13,3 случ. на 100 детей); прочие заболевания (25,0 случ. на 100 детей). Результаты 2018 г. выглядят следующим образом: грипп, ОРЗ (145,5 случ. на 100 детей), бронхит (6,6 случ. на 100 детей); инфекционные заболевания: ангина (3,0 случ. на 100 детей), ветряная оспа (4,0 случ. на 100 детей); прочие заболевания (20,6 случ. на 100 детей). Всего: 2017 г. – 203,8 случ. на 100 детей; 2018 г. – 179,7 случ. на 100 детей.

Анализ показателей заболеваемости детей в детском саду № 99 показывает, что в 2017 г. наибольший подъем заболеваемости также дают болезни органов дыхания: грипп, ОРЗ (127,0 случ. на 100 детей), бронхит (9,3 случ. на 100 детей), пневмония (2,2 случ. на 100 детей); инфекционные заболевания: ангина (0,9 случ. на 100 детей), прочие заболевания (7,9 случ. на 100 детей). Результаты 2018 г. выглядят следующим образом: грипп, ОРЗ (181,7 случ. на 100 детей), бронхит (9,9 случ. на 100 детей), пневмония (0,9 случ. на 100 детей); инфекционные заболевания: ангина (4,0 случ. на 100 детей), ветряная оспа (3,5 случ. на 100 детей); прочие заболевания (14,8 случ. на 100 детей). Всего: 2017 г. – 147,3 случ. на 100 детей; 2018 г. – 187,3 случ. на 100 детей.

Анализ показателей заболеваемости детей в детском саду № 22 показывает, что в 2017 г. наибольший подъем заболеваемости также дают болезни органов дыхания: грипп, ОРЗ (125,7 случ. на 100 детей), бронхит (3,3 случ. на 100 детей), пневмония (1,6 случ. на 100 детей); инфекционные заболевания: ангина (4,9 случ. на 100 детей), ветряная оспа (1,6 случ. на 100 детей), прочие заболевания (21,3 случ. на 100 детей). Результаты 2018 г. выглядят следующим образом: грипп, ОРЗ (151,0 случ. на 100 детей), пневмония (1,22 случ. на 100 детей); инфекционные заболевания: ангина (4,3 случ. на 100 детей), ветряная оспа (25,1 случ. на 100 детей); прочие заболевания (22,0 случ. на 100 детей). Всего: 2017 г. – 158,4 случ. на 100 детей; 2018 г. – 203,7 случ. на 100 детей.

Учитывая остающийся высоким уровень заболеваемости детей, большую часть своей работы коллективы ДОУ направляют на проведение оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья детей. Успешное проведение оздоровительных мероприятий неразрывно связано с наличием спортивного зала, спортивных площадок, плавательного бассейна в детских садах № 22 и № 32, бактерицидных ламп в детских садах № 22, 32, 66, 99, фотария в детском саду № 22 и возможностей для организации групп по занятию с часто болеющими детьми.

Исследование показало, что не во всех детских садах материально-техническое обеспечение позволяет осуществить планы оздоровительно-гигиенических мероприятий и физического воспитания детей в полном объеме. Так, в детских садах № 32, 66, 82, 99 отсутствует фотарий; в детском саду № 82 нет и бактерицидных ламп. Все это, несомненно, отзывается ростом заболеваемости, так как теряется возможность своевременного проведения запланированных оздоровительных мероприятий. Проведенное исследование на примере детского сада № 22, где имеется бассейн, фотарий, бактерицидные лампы, подтверждает, что только комплексное проведение закаливания детей с применением всех доступных для ДОУ средств и методов позволяет добиться значительного снижения заболеваемости в короткие сроки.

Анализируя результаты, полученные в ходе исследования детских садов, имеющих в своем распоряжении такой мощный фактор закаливания, как бассейн, приходим к выводу, что он не всегда используется с пользой, а в ряде случаев неправильное проведение закаливания детей в бассейне дает значительный подъем заболеваний и даже может явиться основной причиной развития болезни. Так, например, в детском саду № 22 в 2017 г. значительно возросло количество дней, пропущенных детьми по болезни в основном за счет простудных заболеваний, что было связано с открытием бассейна и стремлением педагогов, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию за короткий срок обучить всех детей детского сада плаванию. Следует отметить, что при этом не был учтен уровень физического развития и физической подготовленности каждого ребенка. Резкое и длительное охлаждение детей в бассейне отозвалось ростом простудных заболеваний (203,7 случ. на 100 детей в 2017 г. против 158,4 случ. на 100 детей в 2018 г.), и, таким образом, сильнейший фактор закаливания был обращен во вред неокрепшему детскому организму.

Важным звеном в проведении оздоровления детей является рациональное использование имеющихся природно-климатических и искусственно созданных факторов. Однако не во всех исследуемых детских садах правильно и с пользой дела используются имеющиеся в распоряжении факторы и средства оздоровления и закаливания. Рекомендуется в детских садах организовывать и проводить цикл лекций методического характера по закаливанию и оздоровлению детей.

Достижение благоприятного результата в процессе повышения и укрепления здоровья дошкольников возможно при обеспечении взаимосвязи оздоровительных мероприятий, в частности закаливания, с целенаправленным развитием ребенка в здоровьесберегающей среде учреждений дошкольного образования.

Перспективный план работы летней оздоровительной компании в ДОУ. Лето — это солнца луч, тёплый дождик из-под туч, Лето — яркие цветы необычной красоты, Лето — тёплая река, стайкой в небе облака. Лето.

Перспективный план работы на летний оздоровительный период в средней группе ДОУ Перспективный план работы на летний оздоровительный период. Модуль Период Темы Содержание работы Итоговые мероприятия Июнь – «Незнайка в.

Перспективный план работы на экологической тропе ДОУ Перспективное планирование работы на экологической тропе Осень Месяц Станция Игровая деятельность Наблюдение Труд в природе Продуктивная.

План работы по преемственности между ДОУ и школы Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным.

План работы по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ во второй младшей группе План работы по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ во второй младшей группе на 2016-2017 учебный год[/b] Составила воспитатель: Арнгольд.

План работы с детьми и родителями по экологическому воспитанию в ДОУ. План работы с детьми № п/п Мероприятия Цель проведения Дата проведения ответственные 1. Чтение экологических сказок (о воде, о деревьях.

План работы с неблагополучными семьями в ДОУ (первая младшая группа) Цель: Профилактика нарушений прав ребенка в семье, создание условий для объединения усилий семьи и ДОУ по охране прав детства. Содержание.

План работы социального педагога ДОУ План работы МБДОУ Детский сад №3 с неблагополучными семьями. № п/п Мероприятие Сроки Ответственные Организационно-управленческая деятельность.

1.Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2.Снижение заболеваемости детей.

3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

4. Обеспечение физического и психического благополучия.

Отметка о выполнении

1.

Обеспечение удовлетворительных санитарно-гигиенических условий

Соблюдение воздушно-теплового режима:

· Контроль исправности ограждений на отопительных приборах

· Сквозное проветривание – допустимое снижение температуры

· Дневной сон при открытых фрамугах (избегая сквозняка, теплый период времени)

· Контроль температурного режима:

Приемная , игровая - 20 С

Туалетная - - 20 С

Музыкальный и физкультурный залы – 19 С

· Обеспечение адекватности одежды детей температурному режиму помещений и улицы

План профилактической и оздоровительной работы дошкольной образовательной организации на учебный год

Профилактическая работа

– показателей заболеваемости за квартал, полугодие, год;

– диспансерного наблюдения за воспитанниками;

– летней оздоровительной работы;

Один раз в квартал

Углубленный медицинский осмотр, проведение антропометрических измерений, анализ физического развития детей

Осмотр детей во время утреннего приема в дошкольную образовательную организацию (далее – ДОО), опрос родителей

Воспитатели, медицинская сестра

Стоматологический осмотр и санация полости рта детей, состоящих на "Д" учете, в группе риска

Наблюдение за детьми, имеющими хронические заболевания

По плану диспансеризации поликлиники

Проведение занятий с детьми по профилактике травматизма

Один раз в квартал

Осмотр врачами-специалистами детей декретированных возрастов

Осмотр детей врачом-педиатром

Один раз в месяц

Комплексный осмотр врачами-специалистами детей подготовительной группы

Обследование детей и персонала на гельминты

Лечение контактных детей с целью профилактики энтеробиоза

Противоэпидемическая работа

Проведение прививок детям (по отдельному плану)

Постановка реакции Манту детям; направление детей с гиперпробой к фтизиатру

Прохождение работниками медицинских профосмотров

Флюорографическое обследование работников

Учет инфекционных больных, карантинов

Строгое соблюдение принципа изоляции при карантинах

Учет расхода бакпрепаратов

Проведение мероприятий по недопущению заноса инфекций в ДОО

Осмотр детей на педикулез

Один раз в 10 дней

Воспитатели, медицинская сестра

Проведение инструктажа с вновь принятыми на работу сотрудниками

При приеме на работу

Проведение противоэпидемических мероприятий при вспышках ОРВИ, гриппа и других инфекционных заболеваний

Соблюдение адаптационного периода при приеме детей раннего возраста в ДОО

Общее кварцевание помещений в период роста заболеваемости

Февраль, март, октябрь, ноябрь

Витаминизация третьего блюда (витамин "С")

Использование в питании народных средств (употребление чеснока, лука и др.)

Закладывание в носовые ходы оксолиновой мази

В холодный период года

Ароматизация групповых помещений (чесночные ингаляции)

В период вспышки ОРВИ, гриппа

Санитарно-гигиеническая работа

Наблюдение за санитарным состоянием помещений ДОО

Наблюдение за личной гигиеной детей, состоянием их белья, одежды, обуви

Наблюдение за личной гигиеной сотрудников, осмотр работников пищеблока на предмет выявления гнойничковых заболеваний

Контроль соблюдения санитарных правил работниками ДОО

старший воспитатель, заместитель заведующего по АХР

Техническое обучение обслуживающего персонала ДОО санитарному минимуму

Один раз в месяц

Проведение текущей уборки помещений ДОО (по отдельному графику)

Проведение генеральной уборки помещений ДОО (по отдельному графику)

Наличие аптечек в группах, пищеблоке, прачечной, их пополнение медикаментами, перевязочным материалом

Обеспечение работников моющими средствами, уборочным инвентарем, средствами индивидуальной защиты, спецодеждой

Заместитель заведующего по АХР

Маркировка уборочного инвентаря, посуды, детской мебели

Соблюдение температурного режима

заместитель заведующего по АХР

Оздоровительная работа

Обеспечение воздушного режима в помещениях ДОО

заместитель заведующего по АХР

Обеспечение естественного и искусственного освещения в групповых помещениях

Педагоги, заместитель заведующего по АХР

Проведение с детьми утренней и дыхательной гимнастики

Осуществление режима двигательной активности детей в течение дня

Осуществление закаливающих процедур (ходьба босиком, контрастное обливание ног, упражнения на укрепление осанки, исправление плоскостопия и др.)

Полоскание рта противовоспалительными травами, чистка зубов после приема пищи

Проведение сезонного кварцевания

Привитие гигиенических навыков детям, воспитание здорового образа жизни

Проведение физкультурных занятий и развлечений (по отдельному плану)

Инструктор по физкультуре, педагоги

Хронометраж физкультурных занятий с определением физиологической кривой и тренирующего эффекта

Читайте также: