План самообразования учителя дефектолога в школе

Обновлено: 04.07.2024

Современное общество, в свете предъявления все более высоких требований к системе образования, уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества обучения с информатизацией образовательного процесса.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни.

Как известно, на сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере коррекционно- развивающего обучения. С помощью компьютерных технологий в своей педагогической деятельности осуществляю следующие виды работы: быстрый поиск в Интернете и распечатка стимульного материала для взаимодействия с детьми, бланков различных упражнений и практических заданий; создание собственных презентаций, хранящихся на компьютере и на цифровом носителе; составление отчетов, фиксацию и хранение результатов работы; совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернет (чтение и анализ электронных книг, рассылок, сайтов по коррекционной тематике, дистанционное обучение, участие в различных конкурсах, проводимых в Интернете, общение с коллегами-дефектологами на форумах и сетевых сообществах). Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно развивать способности ребенка.

Цель: внедрение современных информационно-коммуникативных технологий в работу учителя-дефектолога, с целью повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

• Изучить и внедрить инновационные технологии в коррекционный процесс.

• Повысить эффективность коррекционного обучения, применяя современные методы обучения и технические средства через технологии личностно-ориентированного образования.

• Разнообразить формы и средства проведения коррекционной работы.

Ожидаемые результаты: педагог овладевший способностью

свободно и активно мыслить:

• модернизировать учебно-воспитательный процесс.

АВТОР СОДЕРЖАНИЕ СРОК РЕЗУЛЬТАТ

Прохождение курсов повышения квалификации

Диагностика С. Д. Забрамная, О. В. Боровик От диагностики к развитию: Пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. В. Секачев, 2016. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста сентябрь Диагностические карты

3. Микляева Н. В. Интерактивная педагогика в детском саду. сентябрь Построение коррекционно-развивающего процесса.

использование ИКТ Обзор информации в интернете.

сентябрь Построение коррекционно-развивающего процесса.

Использование ИКТ Обзор информации в интернете

Обзор информации в интернете Горвиц Ю. М. Развивающие игровые программы для дошкольников. М. Горвиц

Использование ИКТ Интернет- ресурсы

Обзор информации в интернете Интернет- ресурсы Подбор информации по изучаемым темам В течение года Использование материала в работе на занятиях

Обзор информации в интернете

Обзор информации в интернете Интернет- ресурсы

Участие в вебинарах

Участие в конкурсах в интернете

Помещение своих разработок на сайте

Обзор информации в интернете Интернет-ресурсы

Февраль Выступление на педсовете

Март Выступление на РМО

Изучение опыта педагогов ДОУ Апрель

Рефлексия Провести самоанализ удовлетворенности выполненной работы.

Составить перспективный план по самообразованию на следующий учебный год. май Письменная рефлексия (плюсы и минусы)

Обзор информации в интернете

Изучение литературы Интернет- ресурсы

Перспективный план по самообразованию на 2022 -2023 уч. год июнь Планирование работы по самообразованию

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)

3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;

4. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.) ; Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.

1. Азамова М. Н. «Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста [текст] / М. Н. Азамова //Молодой ученый. – 2012.-№11, с. 385-387.

Цель : Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях образовательного учреждения.

1.Выявлять неблагоприятные варианты развития и определять учебных трудностей ребенка.

2.Составлять индивидуальные комплексные программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМП(к).

3.Выявлять детей с ЗПР, УО, ТУО, ОВЗ, нуждающихся в специальном взаимодействии специалистов.

4.Выявлять детей, не подлежащих обучению в системе КРО.

5.Динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия.

6.Отслеживать соответствие выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

7.Проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков учебную деятельность учащихся.

8.Консультировать педагогов и родителей.

9.Активизировать участие детей с ОВЗ в различных мероприятиях, различных форм и уровней организации

10.Совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогике и психологии.

11.Работать в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.

Источники самообразования : Методическая литература, Интернет-ресурсы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, районные методические объединения, мастер-классы.

  1. Индивидуальная – через индивидуальный план,
  2. Групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей-логопедов, педагогов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.
    повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ, педагогов, родителей;
  • реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки детям с ОВЗ (ОВЗ, ТУО, УО, ЗПР, и пр.).
  • разработка буклетов, памяток направленных на формирование познавательных процессов учащихся.
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта;
  • продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
  • активизация участия детей в конкурсах, повышение уровня учебной мотивации.

Проведение дефектологического обследования учащихся с ОВЗ (динамическое, повторное), учащихся, первичное (вновь прибывшие, неуспевающие 2 классники).

Ежегодно: Сентябрь-май, в течении года, по запросу

Проведение обследования адаптации учащихся с ОВЗ 1, 5-х классов. Применение ранее не использованных диагностических материалов.

Ежегодно, по запросу.

Изучение и анализ, динамическое обследование учащихся, прошедших ПМП(к), ТПМПК

По запросу ,плану

Изучение нормативно-правовой базы в сфере образования, образования детей с ОВЗ

Проведение коррекционно-развивающих занятий, вовлечение учащихся с ОВЗ в мероприятия различного уровня и формы организации

Консультирование родителей, педагогов по проблемам развития учащихся с ОВЗ

В течении года, по запросу

Знакомство с нормативной базой и информирование родителей детей с ОВЗ, помощь в их обеспечении и защите, в вопросах обучения и защите.

Профилактика нарушений развития у детей с ОВЗ

Проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов и расширение их знаний
(выступления на МО, индивидуальные консультации, участие в вебинарах).

По запросу, регулярно

IV. Организационно-методическая деятельность

Участие в работе районного МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов, школьных МО. Выступление с докладом по теме самообразования.

По плану МО, по запросу МО

Выступление на родительских собраниях по проблемам и особенностям в развитии

Регулярно, по запросу

Участие в конференциях, семинарах, работа в творческих группах по внедрению ФГОС ОВЗ в НОО.

Регулярно, по запросу

Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога в средствах СМИ, на сайте школы

Разработка памяток направленных на развитие и формирование познавательных процессов, положительной мотивации к обучению

Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся.

Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения.

Организовать работу с детьми c ОВЗ в конкурсах творческих работ, дистанционных викторинах и олимпиадах, принимать участие в конференциях.

Изучать опыт работы лучших педагогов округа и России через Интернет.

Создать собственную базу лучших сценариев уроков, занятий, интересных приемов, технологий.

Подготовка печатных статей (интернет) по теме самообразования.

До сентября 2016 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения

В перспективном плане прослеживаются все направления деятелньости учителя-дефектолога: организационная, диагностическая, коррекционная, методическая, просветительская работа, а также такой вид деятель.


годовой план работы учителя-дефектолога

годовой план работы учителя-дефектолога (сурдопедагога).


В данной теме по самообразованию я описываю, направления в работе по формированию математических представлений, которые используются мной на уроках. И описываю задачи, решаемые мной, в ходе уроков.


Перспективный план работы учителя - дефектолога

Перспективный план работы учителя - дефектолога в Доме ребенка.


Индивидуальные планы сопровождения учителя-дефектолога для обучающихся начальной школы с трудностями усвоения программы.

Примерные планы для специалиста ПМПк, сопровождающего ребенка, испытывающего трудности при обучении.


Тетрадь по самообразованию учителя -дефектолога.

тема: Развитие слухового восприятияи формирование связной речи у детей с нарушением слуха первого года обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностическая цель: создание условий, инициирующих учебную деятельность, ведущую к достижению всеми обучающимися базовых и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ; повышение качества знаний обучающихся до 55% к 2023 году, что будет выше среднего показателя по школе за прошедший учебный год на 5%; подготовить 5 победителей или призеров городских конкурсов через создание образовательной среды, в основе которой лежит системно-деятельностный подход.

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальная тема самообразования:

Когда начата: 2018 год

Когда предполагается закончить: 2023 год

Цель: систематизировать современные коррекционные технологии при обучении детей с ОВЗ.

повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых коррекционных технологий;

внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся с ОВЗ.

разработка учебных, методических и дидактических материалов.

Перечень вопросов по самообразованию:

изучение психолого-педагогической литературы;

разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

индивидуальная коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ;

анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;

планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС С ОВЗ;

формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,

формулировать собственное мнение, осуществлять поиск необходимой информации;

повышение качества преподаваемых предметов;

участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного МО учителей -дефектологов;

умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсовете, участие в конкурсах; мастер-классы в рамках опорного образовательного центра.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

Этапы работы над темой

Содержание работы

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Изучение ФГОС начального общего образования.
Курсы повышения квалификации учителей.

Прогностический

Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов

Практический

Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы.

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.
Выступление на педсовете
Выступления на заседаниях МО

Проведение открытых уроков.
Участие в олимпиадах, конкурсах.

Подведение итогов
Оформление результатов работы

Участие в работе МО учителей -дефектологов и в проведении семинаров.
Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.
Консультативная помощь учителям и учащимся.

Источники самообразования

Курсы повышения квалификации

Семинары и конференции

Видео, аудио информация на различных носителях

Мероприятия по обмену опытом

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План индивидуальной самообразовательной работы

на 2015 -2020 годы

Свидетельство о повышении квалификации. Регистрационный номер УПК-20- 0005629\ от 24октября 2014 года

Индивидуальная тема:

Период работы над темой: с 2014 по 2019г.

Цель самообразования: повышение педагогической компетентности.

Задачи самообразования:

-изучить литературу о методах активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках письма и развития речи;

-посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

- улучшить технику чтения через использование коррекционно-развивающих игр;

- организовать работу с учащимися на уровне психолого-педагогических, дидактических и методических требований.

Предполагаемый результат:

-Овладение методами и приёмами активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках письма и развития речи.

-Повышение качества обучения через повышение качества урока.

-Участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного МО учителей начальных классов;

-Умение оказать практическую помощь коллегам.

Источники самообразования

-Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);

-Медио - информация на различных носителях;

- Уроки и мероприятия по обмену опытом, конференции, курсы повышения квалификации.

Этапы проработки материала.

2.Постановка целей и задач.

4.Изучение методической, педагогической, психологической литературы.

5.Посещение уроков учителей по данной теме.

1. Изучение опыта работы педагогов по данной теме.

2. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

3.Курсы повышения квалификации учителей.

4.Участие в семинарах, на конференциях.

1.Участие в семинарах, на конференциях.

2. Посещение семинаров, уроков учителей по данной теме.

3. Выступления с собственным опытом.

4. Проведение открытых уроков.

6. Апробация методов и приёмов активизации познавательной деятельности на практике.

7. Совершенствование творческой лаборатории и работа в кабинете.

1. Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов по теме самообразования.

2.Консультативная помощь учителям и учащимся.

3. Выводы по окончании работы.

Коррекционная работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе развития умственно отсталого ребенка. Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.

Общее нарушение интеллектуальной деятельности, нередко осложненное недоразвитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью.

Известно, есть дети, обладающие огромной энергией, не всегда стремящиеся к знаниям, не имеющие того трудолюбия, усидчивости, внимания, которые так необходимы педагогу для организации учебно-воспитательного процесса. Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно, и тогда выступает важный источник познавательного интереса - организация и включение в урок коррекционно-развивающих заданий, упражнений, игр. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Присутствие в коррекционно-развивающих упражнениях элемента занимательности, игры, догадки, сообразительности, использование интересного наглядного материала - вот те основные приёмы активизации познавательной деятельности, реализация которых позволяет решить в практике обучения и задачу формирования прочных знаний, умений и навыков и задачу развития познавательных способностей учащихся.

Элементы занимательности и новизны, игры, встречи с
любимыми героями, несложные, но интересные наглядные пособия
вызывают у детей чувство удивления, радости, интерес к работе.
Ученики чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и вместе с учителем добиваются положительных результатов в ходе урока.

Создание благоприятной психологической атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

Многие игры и упражнения можно строить на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Дети при этом чувствуют себя свободно, а поэтому уверенно, с интересом приступают к выполнению упражнения.

Из всего вышесказанного следует, что коррекционно- развивающие упражнения, задания, игры позволяют не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Коррекционно-развивающие задания могут быть использованы, как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Они должны в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Изучение методической, педагогической, психологической литературы.

Книга для учителя

Воспитание игрой. Москва: Просвещение, 2001

Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. Москва, 2011

Богуславская З. М.

Книга для учителя

Значение дидактических игр в развитии младших школьников. Москва: Академия, 1989

Книга для учителя

Дидактические игры в начальной школе. Москва: Просвещение, 2010

Книга для учителя

Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. Москва, 2011

Богуславская З. М.

Русский язык: дидактический материал.
1-2 классы. - М.: Просвещение, 2000.

Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений

О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко, Г. Ф. Кумарина

Мой первый экзамен по русскому языку. - М.: Аквариум, 2000.

Узорова, О. В., Нефедова, Е. А

Книга для учителя

Книга для учителя

Книга для учителя

Книга для учителя

Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений

Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: М.:Академия,1998

Книга для учителя

Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - Москва, 2003.

И. Н. Садовникова.

Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. - Москва, 2003.

Посещение уроков учителей начальных классов, обмен опытом.

Распространение педагогического опыта за период (3-5 лет)

Открытый урок в рамках проведения недели математики, школа – интернат

Открытый урок в рамках проведения республиканского семинара

Открытый урок, в рамках проведения недели русского языка

Открытый урок в рамках проведения недели математики, школа – интернат

Интегрированный урок развития речи и русского языка в рамках проведения недели русского языка

«Что такое хорошо? Что такое плохо?(2 класс)

Выступления с собственным опытом

Выступление на методическом объединении классных руководителей

Выступление на педагогическом совете школы

Выступление на республиканском семинаре

Выступление на методическое объединение учителей предметников, школа – интернат

Педагогический совет школы

Методическое объединение начальных классов

Методическое объединение классных руководителей

Педагогический совет школы

«Система работы на уроке

Методическое объединение начальных классов

Практическая работа

Непрерывное совершенствование своей профессиональной компетентности в организации образовательного процесса, способствующего формированию толерантного поведения, стало нормой моей профессиональной деятельности.

Процесс обучения, в котором в качестве основных применяются коррекционно-развивающие и игровые формы, влияющие на исправление свойственных учащимся школ 8 вида недостатков и способствующие их интеллектуальному и физическому развитию, становлению личности, называют коррекционно - направленным.

Осуществление коррекции недостатков психофизического развития учащихся путём использования системы коррекционно-развивающих и игровых форм, составляют основу моей работы по обучению и воспитанию детей имеющих недостатки в развитии. Не существует отдельной программы коррекционно-развивающей работы, она проводится на том учебном материале, который является содержанием того или иного учебного предмета.

Педагогические приёмы коррекционной работы, отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития детей с ограниченными возможностями здоровья и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определённым объёмом знаний, конкретных умений и навыков. В результате коррекционно-развивающей и игровой работы у учащихся формируются обобщённые учебные и трудовые умения, формируются навыки толерантного поведения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных заданий.

Используя коррекционно-развивающие и игровые формы, я применяю такие приёмы работы, как дидактическая игра, психогимнастика, релаксация, гимнастика для пальцев рук, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой, физкультминутки, логопедические минутки, артикуляционная гимнастика и другие приёмы. В младших классах школы 8 вида одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, развивает все средства языка. В практике моей работы дидактическая игра заняла достаточно прочное место. У меня сформировались определённые представления по методике её проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности умственно отсталых детей.

3.Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя.

5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

Эффективность дидактической игры, во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в её результатах. Не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому я в процессе игровой деятельности, помогаю детям. Стараюсь, чтобы эта помощь, по возможности, была скрытой от других учеников, чтобы у всех создавалось впечатление равноценности участия. Для того, чтобы при неоднократном использовании игры, интерес к ней не снижался, я усложняю игру, модифицирую за счёт замены оборудования. Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения, поэтому она не может быть только развлекательным элементом урока. Дидактическую игру я использую на различных этапах урока.

Очень важным приёмом работы по коррекционно-развивающему обучению, являются упражнения на релаксацию. Упражнения на мышечное расслабление необходимо знать и применять на практике с целью уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребёнка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами, я учу детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его расслабляя определённые группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3 – 5 минут. Приведу пример ряд таких упражнений:

Физкультминутка является одним из приёмов коррекционно-развивающего обучения. Она должна быть тесно связана с темой урока, и являться как бы переходным мостиком к следующей части урока. Основные задачи физкультминутки:

· снять усталость и напряжение;

· внести эмоциональный разряд;

· совершенствовать общую моторику;

· выбрать чёткие координированные действия по взаимосвязи с речью, способствующие толерантности.

Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значение.

Задачи пальчиковой гимнастики:

*стимуляция развития речи у детей раннего школьного возраста;

*подготовка руки к письму;

В практике своей работы я применяю следующие упражнения:

- придумаем сказку ручками

- солнышко - вот помощники мои

- зайчики - в прятки мы играть хотим

- домик - вышел пальчик погулять

Также детям очень нравится настольный театр. На уроке я использую элементы театрализации. После прочтения сказки предлагаю её разыграть с помощью настольного театра. Учитель берёт слова автора, а дети выступают в роли героев сказки, меняются ролями.

У учащихся возник интерес к изучению русского языка, изменилось письмо, уменьшилось количество ошибок, лучше стал пересказ и техника чтения. Выполнение домашнего задания стало нормой.

Подведение итогов урока сопровождается обязательным комментированием и оценкой работы каждого ученика. Если результат работы на уроке не устраивает учителя и учеников, всегда настраиваю учащихся на успех на следующем уроке.

Применение игровых приемов работы привёл к положительным результатам :

План самообразования учителя-дефектолога

1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся с ОВЗ как основное условие их успешной социализации.

2. Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема учителя 2019 – 2023:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях специального обучения.

Проблема воспитателя 2019 – 2023:

Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся в условиях специального образования.

Цель работы педагога над проблемами:

- внедрение инновационных педагогических технологий в работу с детьми с ОВЗ;

- реализация гражданско – патриотического воспитания в системе специального образования.

Задачи самообразовательной деятельности учителя:

- повышение качества проведения учебно – воспитательных мероприятий на основе внедрения инновационных педагогических технологий;

- разработка методических, учебных, дидактических материалов;

- диссеминация опыта работы на школьном, республиканском уровне.

Перечень вопросов по самообразованию:

- изучение нормативно правовых документов, психолого-педагогической литературы;

- разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

- изучение методологических вопросов дефектологии;

- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности восп;

- изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта;

- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.

Предполагаемые результаты самообразовательной деятельности:

- разработка рабочих программ образовательной деятельности в соответствии с ГОС ДО;

- участие в республиканских семинарах, школьных семинарах, педсоветах, в работе МО учителей начальных классов;

- участие и обмен опытом работы в педагогических интернет – сообществах;

- участие в республиканских, всероссийских, школьных профессиональных конкурсах;

- представление работ обучающихся на республиканских, всероссийских, школьных конкурсах, предметных олимпиадах;

- повышение самообразовательного уровня через обучение на дистанционных курсах.

Форма отчёта по проделанной работе:

создание портфолио самообразовательной деятельности педагога

План самообразовательной деятельности:

Содержание работы

Практическая деятельность

Теоретический

Август2019- август 2020

Изучение нормативно - правовых документов

Изучить документ, добавить эл. вариант документа в портфолио.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении ДНР (приказ МОН ДНР №23 от 29.01.2015)

Август 2019-сентябрь 2019

Изучить документ, добавить эл. вариант документа в портфолио

Приказ МОН ДНР от 15.08.2019 г. № 1138 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности в образовательных организациях по образовательным программам дошкольного образования в 2019-2020 учебном году "

Изучить документ, добавить эл. вариант документа в портфолио

Август 2019-сентябрь 2019

Изучить документ, добавить эл. вариант документа в портфолио

Август 2019-сентябрь 2019

Изучить документ, добавить эл. вариант документа в портфолио

Август 2019-сентябрь 2019

Изучить документ, добавить эл. вариант документа в портфолио

Август 2019-сентябрь 2019

Изучить документ, добавить эл. вариант документа в портфолио

Август 2019-сентябрь 2019

Изучить документ, добавить эл. вариант документа в портфолио

Август 2019-сентябрь 2019

Изучить документ, добавить эл. вариант документа в портфолио

Государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью.

Изучить документ, добавить эл. вариант документа в портфолио

Методические рекомендации по осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году .

Изучить документ, добавить эл. вариант документа в портфолио

ПИСЬМО МОН ДНР от 13.08.2019 г. № 23551/18.1-30 "О календаре образовательных событий на 2019-2020 учебный год"

Изучить документ, добавить эл. вариант документа в портфолио

Изучение психолого-педагогической литературы

Изучить материалы учебника, добавить эл. вариант пособия в портфолио, использовать в работе

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение и воспитание дошкольников: Методические рекомендации.- М.: Просвещение, 2011.

Изучить материалы учебника, добавить эл. вариант пособия в портфолио, использовать в работе

Изучить материалы учебника, добавить эл. вариант пособия в портфолио, использовать в работе

Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах : пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

Изучить материалы учебника, добавить эл. вариант пособия в портфолио, использовать в работе

Забрамная С.Д., Боровик О.В. От Диагноститки к развитию. Пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Изд. 2-ое, перераб.и доп. М.: Институт общегуманитар. исследований, 2004.

Изучить материалы пособия, добавить эл. вариант пособия в портфолио, использовать в работе

Работа над проблемами педагога

Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005 .

Изучить материалы пособия, добавить эл. вариант пособия в портфолио, использовать в работе

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.

Изучить материалы пособия, добавить эл. вариант пособия в портфолио, использовать в работе

Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002. № 4.

Изучить материалы пособия, добавить эл. вариант пособия в портфолио, использовать в работе

Хвалевко Н.Г., Семенкова Т.Н. Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения / Коллективная монография – Кемерово, издательство КРИПК и ПРО, 2006г.

Изучить материалы пособия, добавить эл. вариант пособия в портфолио, использовать в работе

Методологические вопросы дефектологии

Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: учеб.пособие для учителей; под ред. Власовой Т.А., Петрвой В.Г.- М.,1980г.

Изучить материалы пособия, добавить эл. вариант пособия в портфолио, использовать в работе

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика /под ред. Б.П.Пузанова.- М., 2000

Изучить материалы пособия, добавить эл. вариант пособия в портфолио, использовать в работе

Практический

Изучить Государственный образовательный стандарт дошкольного образования Донецкой Народной Республики (приказ МОН ДНР № 287 от 04.04.2018).

Изучить материалы стандарта, добавить эл. вариант стандарта в портфолио, использовать в работе

Разработка рабочих программ образовательной деятельности в соответствии с ГОС ДО для дошкольной(старшей) группы.

Составить рабочие программы, использовать в работе

Участие в республиканских, всероссийских, школьных профессиональных конкурсах.

Сентябрь 2019 – май 2020

Пополнение профессионального портфолио

Представление работ обучающихся на республиканских, всероссийских, школьных конкурсах, предметных олимпиадах.

Сентябрь 2019 – май 2020

Пополнение портфолио достижений воспитанников

Посещение занятий, уроков, внеклассных мероприятий коллег и участие в обмене опытом.

Сентябрь 2019 – май 2020

Повышение самообразовательного уровня через обучение на дистанционных курсах.

Читайте также: