Что такое метр в музыке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Метр (греч. metron – мера, размер) – это равномерно пульсирующие удары (доли), которые в процессе пульсации различаются на тяжелые и легкие. Тяжелая доля образует метрический акцент. Метр, при котором тяжелые доли появляются равномерно, периодично, называется строгим или регулярным. Такой метр обладает мощным организующим началом, поэтому характерен для танцев, маршей, массовых песен. Регулярная метрика составляет основу европейской музыки XVII – XIX веков. Появление метрических акцентов через разные промежутки времени образует свободную метрику. Она отличается непредсказуемостью и остротой. Встречается в некоторых жанрах русской народной песни (плачи, былины, протяжные песни), а также составляет основу музыки XX века.

На разных стадиях музыкальной истории человечества роль организующего начала могло выполнять дыхание человека, набор определенных танцевальных движений - па, чередование долгих и коротких слогов в словах, повторение ритмических формул и т.д. Лишь в XVII веке, когда музыка освобождается от связи со словом и танцем и становится самостоятельным искусством, возникает чисто музыкальный метр в виде равномерных ударов, различных по силе (тяжести). Такой вид метра получил название акцентного метра.

Тяжелые доли в нотном тексте отмечаются тактовой чертой. Музыкальное время от одной тактовой черты до другой называется тактом. Мелодия может начинаться со слабой доли, образуя затакт. Затакт подчеркивает последующую сильную долю.

Для определения масштабов такта существует понятие размера: верхняя цифра указывает количество долей, нижняя – величину доли.

Размеры, в которых имеется только один метрический акцент, называются простыми – это все двухдольные (2/1,2/2, 2/4, 2/8, 2/16) и трехдольные (3/1,3/2, 3/4, 3/8, 3/16). Двухдольный метр связан с движением шага, с четким, размеренным движением. Трехдольный размер связан с большей плавностью, закругленностью движений.

Размеры, образованные объединением одинаковых простых тактов в один сложный такт, называются сложными однородными (4/2, 4/4, 6/2, 6/4, 6/8, 9/4, 9/8, 9/16, 12/8, 12/16 и т.д.). Размеры, образованные объединением разных простых тактов в один сложный такт, называются сложными неоднородными или смешанными (5/2, 5/4, 5/8, 7/4, 7/8 и т.д.). Сложные размеры создают предпосылки для широкого дыхания мелодии, в быстром темпе способствуют текучести и непрерывности движения.

Размер, меняющийся в пределах данного построения, называется переменным. Композиторы используют переменный размер либо для обострения ритмической динамики при помощи нерегулярных акцентов, либо для создания эффекта свободного мелодического развертывания. Например, в теме из первой части Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича:



Одновременное сочетание в разных пластах музыкальной ткани разных размеров называется полиметрией. Глинка опера «Иван Сусанин IV действие:

В музыке всегда есть определенная пульсация, чередование равных по времени ритмических единиц или долей . Но для того, чтобы музыка не была монотонной и приобрела некий смысл, нужно какую-то долю сделать тяжелее, сильнее, то есть выделить или акцентировать ее. Так и появились сильные доли, которые чередуясь со слабыми образуют то, что называется метр. Это не только упрощает понимание музыки для слушателя, но и необходимо для музыканта. Отчасти потому так важен дирижер, который помогает исполнителям играть вместе за счет показа сильных и слабых долей.

Но как показать в нотах, где находится сильная доля? С помощью тактовой черты.

Она ставится перед каждой сильной или первой долей. Расстояние от одной тактовой черты до другой называется такт .

А как определить сколько сильных и слабых долей в такте? Размер.

Он обозначается дробью. Дробная черта не ставится, так как ей служит средняя или третья линейка нотоносца. Верхняя цифра – это количество долей, а вот нижняя это их качество, а именно длительности.

Все исполнители считают. Начинающие всегда, и я тоже советую так делать вслух или про себя. Профессионалы делают это только при первой читке произведения с листа или в ритмически сложных местах. Размер говорит исполнителю, как нужно считать.

То, что вы проговариваете или считаете это то что вы будете играть, а рукой вы стучите доли.

Отлично, поехали дальше. Размеры бывают разные: простые, сложные, смешанные. Простые имеют две или три доли в такте, не больше.

Сложные состоят из одинаковых простых, например, 2/4+2/4 =4/4; 3/8+3/8+3/8= 9/8. Смешанные состоят из разных простых, например, 5/4=2/4+3/4 или ¾+2/4.

Как считать в таких размерах?

Иногда это видно по группировке. А иногда вы выбираете сами отталкиваясь, от мелодии. Но это немного другая тема.

О, чуть не забыла!

Относительно сильные доли.

Они есть только в сложных и смешанных размерах. Такие размеры состоят из простых и начало каждого простого кроме самого первого это относительно сильная доля. Например, в размере 4/4 который состоит из размеров 2/4 и 2/4 начало второго простого размера – это третья доля, она и есть относительно сильная. Надеюсь я вас не запутала.

Произведение не всегда начинается с сильной доли, может и с относительно сильной, например, с 3-й в размере 4/4 или со слабой, со второй или 4-й. Этот неполный такт называется затакт. Считать его нужно по названию доли, например, четыре раз.

А теперь развлечемся немного?

Переменные размеры. Это когда размер меняется на протяжении всего произведения или его части, ведь обычно он ставится один раз в начале и поддерживается до конца.

Иногда если такой размер меняется равномерно, то есть каждый такт, пишут две дроби рядом.

То, что вы видите на картинке значит, что один такт будет 6/8, а следующий 5/8 и так все произведение.

Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Звуки различаются между собой не только своей высотой, но еще и длительностью, то есть временной протяженностью. Редко встречаются мелодии, составляют которые звуки строго одинаковые по протяженности. Гораздо чаще мы сталкиваемся с сочетанием различных нот: долгих и коротких. Вот это сочетание как раз и называют ритмом.

Что такое ритм в музыке?

Определение понятия РИТМ – очень простое. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Такое объяснение этого термина можно встретить во многих учебниках по теории музыки.

Обратите внимание, что образуют ритм мелодии не только длительности звуков, но еще и паузы – моменты тишины, так как они тоже занимают время.

Почему ритм является основой музыки?

Вам нужно запомнить, что музыка – это искусство временное, а ритм, то есть длинные и короткие ноты, паузы – это как бы события, которые происходят в этом времени.

Как отмеряется музыкальное время?

Но время в музыке – не такое, как в физике. Его не отмерить точными, эталонными секундами. Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердца человека, и единицы музыкального времени даже называются таким словом – ПУЛЬС.

Что такое пульс? Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми, могут быть и медленными, главное – чтобы они были равномерными. Послушайте, например, равномерный пульс на ноте ЛЯ.

В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс. Конечно, в музыкальных произведениях удары пульса вслух не отбиваются, чтобы не портить музыку, но музыканты их всегда чувствуют и слышат внутри себя. Чувство равномерной пульсации – это главное чувство, которое должен выработать у себя музыкант, если он хочет научиться играть ритмично.

Сильные и слабые удары пульса

Удары пульса всегда равномерны, но не однородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это явление можно сравнить с ударением в словах: есть слоги ударные и есть безударные. И если ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, то получается поэзия. В стихосложении есть даже свои ритмические фигуры – стопы ямба и хорея, дактиля, амфибрахия и анапеста и т.д. Но это тема отдельной статьи, а мы вернемся снова к ритму музыкальному.

Итак, в пульсации чередуются сильные и слабые удары пульса. Их чередование всегда имеет какой-то порядок, закономерность. Например, может быть так: один удар сильный, а за ним – два слабых. Или бывает по-другому: сильный удар, затем слабый, снова сильный, за ним вновь слабый и т.д.

Кстати, расстояние, то есть время от одной сильной доли до следующей сильной доли в музыке называется ТАКТОМ. В нотной записи такты отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. Таким образом, получается, что каждый такт содержит в себе одну сильную долю и одну или несколько слабых.

такты и тактовые черты

Что такое музыкальный метр?

ДВУХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит две доли, то есть два удара пульса: сначала сильный, затем слабый. Счет будет как в марше: РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА и т.д. Послушайте пример с таким метром.

ТРЕХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит три удара пульса, один из них – первый – сильный, а два других – слабые (второй и третий). Счет метра напоминает о вальсе: РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ и т.д. Послушайте для сравнения пример и такого метра.

Сложные метры получаются, когда склеиваются, соединяются два или несколько простых метров. Причем соединяться могут как одни и те же (однородные), так и разные метры. То есть можно соединить два двухдольных, но можно и смешать двухдольный метр с трехдольным.

Числовое выражение метра

Числовым выражением метра является МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР. Понятие размера относится к музыкальным тактам – именно их он измеряет. Музыкальный размер с помощью двух чисел рассказывает нам о том, какой в такте должен быть метр (сколько должно быть долей всего), и о том, какой из длительностей бьётся пульс (четвертной, восьмушкой или половинной).

Музыкальный размер обычно пишется в начале нотного стана после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации, если они, конечно, в пьесе есть. Запись его представляет собой два числа, которые помещаются одно над другим по типу математической дроби.

музыкальный размер в начале нотного стана

Подробнее о музыкальном размере мы еще поговорим в следующих выпусках. Давайте повторим важнейшие определения сегодняшнего урока.

определение понятий ритм, пульс, метр и размер

Если у вас по ходу чтения материала возникли какие-то вопросы, пожалуйста, задайте их в комментариях. Нам очень важно, чтобы вы понимали все, что мы хотели до вас донести.

Что такое музыкальный метр?

Метр в музыке (определение, термин) — это мера, задающая воображаемую координатную временную сетку, которая состоит из непрерывного чередования, равных по длительности, сильных и слабых долей. Такие доли называются метрическими.

Единица и выражение музыкального метра.

Музыкальный метр выражается — размером (цифровое выражение), отражается в тактах и единицей измерения — являются доли. О долях мы сейчас и поговорим.

P.S. Очень часто можно встретить употребление выражения музыкального метра в кроссвордах и сканвордах.

Что такое доля и какие бывают доли в музыке?

Музыкальная доля — единица измерения музыкального метра. Доли бывают:

  • Сильные.
  • Относительно сильные.
  • Слабые.

Сильная доля в музыке считается акцентируемой, а слабая не акцентируемой.

Однако, запомните: сильная доля и акцент — это не одно и то же. Акцент может применяться к любой доле. Выбор доли, которую нужно проакцентировать, ложится на плечи композитора. Воображение подсказывает ему, как должна выглядеть будущая композиция. Основываясь на этом автор и расставляет акценты.

Музыкальный метр - Линейка из сильных и слабых долей

Метрический акцент — это выделение определенных нот и долей. Метрические акценты могут быть как реальными (выделение за счет звука большей громкости), так и воображаемыми (выделение паузой).

Чтобы наглядно понять, что такое метр, возьмем линейку с миллиметровыми насечками, где расстояние между маленькими черточками будет означать ноты.

Средние черточки будут началом слабой доли, а большие — началом сильной доли.

По линиям нашей образной линейки можно задавать ритмические рисунки из нот различной длительности. Рисунки могут быть абсолютно разными, но они должны обязательно вписываться в черточки нашей линейки.


Музыкальный размер - Простые и сложные размеры в музыке

Что такое музыкальный размер?

Метр и размер в музыке тесно переплетаются между собой, в большинстве случаев если речь идет о метре, то его можно заменить размером. Но стоит запомнить важное отличие — размер задает относительную длительность каждой доли, чего не делает метр. Кроме того, размер в музыке связан с тактом, поэтому можно дать следующее определение:

Дробная черта между цифрами показывающими размер на нотном стане не ставится. На картинке ниже показан размер — 4/4 (четыре четверти).

Какие бывают музыкальные метры и размеры? Виды размеров и примеры.

Музыкальные тактовые размеры подразделяются на:

Простые размеры (метры) в музыке.

Простые метры бывают двухдольные и трехдольные.

Сложные размеры (метры) в музыке.

Сложный (комбинированный, составной, смешанный) метр — музыкальный метр, получаемый при слиянии двух и более простых метров. Поэтому сложные метры могут включать в себя несколько сильных долей. Общее количество которых, равняется количеству сильных долей простых метров, входящих в состав сложного метра.

Какими бывают сложные размеры?

Все что будет больше трехдольного метра, считается сложным размером, например:

Каких-то строгих рамок по сложным размерам не существует. Все упирается в фантазию музыканта и соответственно ее реализацию. Однако стоит помнить, что чем сложнее метр, тем сложнее написать и сыграть такую музыку композитору, и тем сложнее ее воспринять и прочувствовать простому слушателю.

Что такое несимметричные размеры (смешанные) размеры?

Что такое переменный размер?

Ещё одна разновидность размера — это переменный размер. Он образуется в случае, когда на протяжении одной композиции размер меняется из одного в другой (происходить это может неоднократно). Встречается данный вид размера в основном в народной музыке и связан по большей части с свободой исполнения песен не зажатых никакими музыкальными рамками.

Что такое неравнодольный метр (размер)?

Понятие неравнодольный метр появилось в 20 веке и означает такой музыкальный метр в котором длительность долей входящих в метр разная. Чаще всего неравнодольный метр можно встретить в народном песенном творчестве. Как пример — болгарские народные песни. Неравнодольный метр очень редко встречается в современной музыке, поэтому не стоит заострять на нем внимание, просто запомните что бывает и такая разновидность музыкального метра =)

Как определить музыкальный размер?

На заметку! Очень хорошо умеют чувствовать музыку (и размер соответственно) танцоры.

Читайте также: