Функция контроля в управленческой деятельности старшего воспитателя доу

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Одной из функций старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через систему мероприятий, а затем необходимо снова проанализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности дошкольного учреждения.

Контроль - специфический вид управленческой деятельности, направленной на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса., т.е можно сказать, что это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам основной образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов образования.

Организация и проведение контроля - важнейшая функция методической службы ДОУ.

Функции контроля:

-Контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжением руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов.

-Устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им.

- Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса.

-Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей.

Предназначение контроля состоит в проверке того, насколько все затраченные усилия способствуют исполнению поставленной задачи.
По мнению И.П. Третьякова и В.А. Якуниной, контроль призван обеспечить обратную связь, и является важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления в целом.

Вместе с тем, многие авторы отмечают, что без глубокого анализа результатов контроля, действенность его заметно снижается.


« ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ

1.​ Определить и сформулировать тему контроля.

2​. Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.

3.​ Определить объект и субъект контроля.

4.​ Определить приказом проверяющего или группу проверяющих.

5.​ Составить программу контроля и ознакомить с ней проверяемых.

6.​ Проконтролировать проверяемого по составленной программе.

7.​ Зарегистрировать все результаты контроля.

8.​ Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.

9.​ При необходимости провести повторный контроль.

Объект контроля.

Образовательный процесс, документация педагога, родительские собрания, методические объединения, индивидуальные занятия.

Объекты внутрисадовского управления и контроля.

1. Образовательный процесс

выполнение образовательной программы

степень личностно – ориентированного взаимодействия

продуктивность деятельности педагога

организация индивидуальной работы

степень участия родителей в образовательном процессе

здоровье и физическая подготовка

степень активности и самостоятельности детей

развитие коммуникативных качеств

2. Методическая работа.

диагностическая основа (все мероприятия должны быть обусловлены конкретными основами, что хорошо получается, чем поделюсь, в чём испытываю затруднения)

планирование – нужно посмотреть формы, как распределяется участие педагогов

работа над передовым педагогическим опытом

повышение квалификации (самообразование и др.)

методический уровень каждого педагога.

3. Психологическое состояние коллектива.

степень психологического комфорта педагога;

степень психологического комфорта детей

психологическая подготовленность коллектива к введению инновации

4. Условия реализации образовательного процесса.

обеспеченность учебно-методической литературой;

обеспеченность дидактическими пособиями;

Субъект контроля

Воспитатель, руководитель кружка, специалисты в ДОУ, возрастная группа.

Содержание и формы организации детской деятельности диктуют методы контроля. Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.

Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:

наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать)

анализ (выявление причин, определение тенденций развития)

беседа (деловой разговор на какую-либо тему, обмен мнениями)

изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо)

анкетирование (способ исследования путём опроса)

КОНТРОЛЬ В ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по реализации контроля, локальные акты и документы (инструкции, правила, циклограмма приказов и др.), обязательные для исполнения всеми сотрудниками, повышающие ответственность персонала за выполнение поставленных перед ДОУ задач и конкретизирующие границы этой ответственности.

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:

следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;

контроль необходимо планировать;

в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;

контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;

необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;

контроль и его итоги должны быть гласными;

контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.

Все эти требования можно отнести и к контролю организации воспитательно-образовательного процесса, добавив к ним лишь то, что цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.

Основные функциональные задачи внутреннего контроля:

1.​ Сбор и обработка информации о:

эффективности реализации Программы развития и целевых программ;

эффективности реализации образовательных программ;

состоянии предметно-развивающей среды;

профессиональном уровне педагогов.

2.​ Установление обратной связи в реализации всех управленческих решений.

3.​ Обеспечение замкнутости управленческого цикла.

Принципы внутреннего контроля:

3. Теоретическая обоснованность.

4​. Методическая подготовленность.

В классификации видов контроля в науке единства не существует, мы же придерживаемся следующей квалификации:

Формы контроля (по охвату объектов контроля):

Формы контроля (по исполнителю):

Административный (плановый и внеплановый) контроль

Формы контроля (по используемым методам).

Анализ продуктов детской деятельности.

Беседа с педагогами, родителями воспитанников, детьми.

Графический метод анализа результатов диагностики.

Метод статистической обработки данных.

Формы контроля (по последовательности и периодичности):

Рассмотрим некоторые из них

1. Наблюдение педагогического процесса.

При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ.

В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу. После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого - показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие НОД требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.

2. Проверка документации

Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки .

3. Беседы с детьми

Это один из методов выявления уровня развития детей группы, и каждого ребенка в отдельности. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец).

Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав только номер карточки и вопроса .

4. Анализ детских работ

Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал.

Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени. Соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы. Отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.

Взаимоконтроль (взаимопосещение) осуществляется воспитателем параллельной либо любой другой группы по решению администрации и способствует самоанализу и самооценке воспитателя при сравнении своей работы с работой другого. Сравнительный контроль помогает распространению эффективного опыта и улучшению образовательного процесса.

Анализ календарного плана

Выявлению причин отдельных недостатков в выполнении Программы способствует проверка плана.

Она проводится только по конкретной теме за период не менее двух недель. Фиксируются результаты в блок-схемах, которые специально разрабатываются в зависимости от цели проверки. Отбирая вопросы для анализа плана следует прежде всего продумать, какая цель проверки: использование разных форм работы с детьми по данному направлению или решение задач по реализации определенного раздела Программы.

Мониторинг развития детей

Ни одна тематическая проверка не может пройти без наблюдения педагогического процесса . Это основной метод любого контроля, так как он позволяет не только выявить уровень развития детей, но и определить степень владения педагогом методической работы по данному вопросу.

Одним из методов выявления уровня развития всех детей группы и каждого ребенка в отдельности, является беседа с детьми. Он особенно эффективен для тех детей, которые слабо проявляют себя на занятиях.

При подготовке к беседе подбираются вопросы в соответствии с тематикой и возрастом детей, необходимый иллюстративный материал, выбирается наиболее приемлемая обстановка. Беседу проводит старший воспитатель или педагог из группы контроля в присутствии воспитателя группы. Результат фиксируется в блок-схеме, которая составляется заранее.

При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля:

1​. Определение цели и объекта контроля.

2. Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего наблюдения.

3. Сбор информации.

5. Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.

6. Проверка исполнения рекомендаций.

Таким образом, мы видим, что функция контроля является важной составляющей управления качеством образования, и эффективность ее во многом зависит от педагогического анализа результатов контроля, а также необходимых условий его проведения.

Из вышеизложенных положений и условий можно сформулировать рекомендации, которые помогут руководителю сделать контроль позитивным, тем самым уменьшить возможные негативные реакции подчиненных на процедуру контроля. При его организации необходимо обращать внимание на следующее:

педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им организован воспитательно-образовательный процесс;

педагог должен знать, что именно, когда и по каким критериям будет контролироваться;

контролировать следует открыто;

осуществлять контроль по результатам деятеля, а не за действиями педагога;

осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного тона общения;

при доведении рекомендаций, указаний, особое внимание уделять изложению причины возникновения недочетов в работе и путей их преодоления.

При организации контроля также следует помнить о том, что:

контроль не должен ограничиваться инцидентами;

тотальный контроль порождает небрежность;

скрытый контроль вызывает только досаду;

необходимо контролировать всех, а не только ”любимого” сотрудника;

контроль – не проформа (кто не контролирует, тот не интересуется успехами и достижениями своих подчиненных);

не контролировать из-за недоверия;

не держать своих выводов при себе.

Проведенный руководителем на высоком профессиональном

уровне контроль и педагогический анализ будет способствовать дальнейшему профессиональному развитию педагога, созидательной направленности в его работе.

Таким образом, контроль является важной и заключительной функцией управления и служит средством осуществления обратных связей. Он входит составным элементом в каждую функцию управления, что позволяет оперативно совершенствовать деятельность ДОУ. Являясь одним их главных источников получения информации о качестве работы сотрудников ДОУ, контроль выступает базой для принятия управленческих решений; позволяет установить, всё ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с целями и задачами ДОУ, а также определить пути и методы устранения выявленных недостатков и распространению положительного опыта.

Одной из функций старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через систему мероприятий, а затем необходимо снова проанализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности дошкольного учреждения. Тематическая проверка - одна из форм контроля.

Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка.

Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно - образовательной работы с детьми по данной проблеме.

Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.

Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды, целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т. д., что поможет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.

Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т. д.

Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой — выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию.

Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы:

• развитие творческих способностей детей в процессе рисования на занятиях и в повседневной жизни;

• внедрение новых педагогических технологий в обучении рисованию старших дошкольников и т. д.

Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составить план ее проведения, который включает:

изучение, что позволит выявить степень овладения ими программой

• определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании, воспитании у них определенных качеств, в их развитии,

• состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;

• анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной.

Исходя из цели, отбирается содержание, т. е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т. д. (или счет в пределах 20, отсчитывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).

Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня. Для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования и т. д.

Содержание и формы организации детской деятельности диктуют методы контроля :

1. Наблюдение педагогического процесса.

При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ.

При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитетельно - образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу.

В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу, однако беседы с детьми, просмотр их работ в ходе занятия будут способствовать получению более полной картины организации и результативности просмотренного.

После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого - показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие уровня развития детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ

2. Итоговые занятия

Цель их проведения - оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для записи наблюдения итогового занятия также прилагается.

3. Проверка календарных планов

Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки.

4. Беседы с детьми

Это один из методов выявления уровня знаний детей группы, и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец).

Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав только номер карточки и вопроса.

5. Анализ детских работ

Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени. Соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы. Отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т. д.

Таковы основные методы контроля, применяемые при проведении тематических проверок и как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.

С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, - например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме, анализ взаимодействия в работе воспитателя

и специалистов ДОУ. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты и т. п. К участию в проверке привлекается медицинский персонал, а также родительская общественность, для которых также необходимо подготовить соответствующий пакет материалов и провести инструктаж.

Результаты тематического контроля удобно фиксировать в блок-схемах, предлагаемых в приложениях. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующий или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам, зафиксированным в блок-схемах или в общем блоке.

В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета.

• если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;

• при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;

• недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях, возможно, компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;

• при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т. д. ;

• если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.

Стенгазета ко Дню воспитателя

Стенгазета ко Дню воспитателя Стенгазеты оказывают положительное влияние на развитие ребенка и его эстетическое воспитание. Будь то праздничная, развивающая, либо информационная.

Стенгазета ко Дню Воспитателя

Стенгазета ко Дню Воспитателя 27 сентября в России отмечается главный праздник представителей гуманнейшей профессии – воспитателей детских садов и других учреждений дошкольного.

Тема 4. Функция контроля в управленческой деятельности
старшего воспитателя (2 часа)
Аннотация. Функция контроля занимает значительное место в профессиональной деятельности старшего воспитателя. В лекции определены сущность, значение, этапы, условия, принципы организации контроля в детском саду; рассматриваются разные подходы к классификации контроля; основные формы и методы его организации; виды и алгоритм педагогического анализа.
Ключевые слова: контроль как функция управления; этапы, условия, принципы организации контроля; предварительный, текущий, итоговый контроль; сплошной, фронтальный контроль; локальный, выборочный, тематический контроль; административный, коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль; дни диагностики, регулирования и коррекции; образовательный мониторинг; психолого-педагогическая диагностика; методы контроля в детском саду; педагогический анализ; параметрический, тематический, итоговый педагогический анализ; алгоритм педагогического анализа.
Методические рекомендации по изучению темы. После внимательного изучения лекционного материала и рекомендуемой литературы выполните предложенные контрольные задания.
4.
1. Сущность и значение функции контроля. Этапы, условия и
принципы его организации
В отечественной теории управления функция контроля долгие годы рассматривалась как ведущая. Но в связи с процессами демократизации и гуманизации управления в обществе, в системе образования, в том числе и дошкольного, отношение к данной функции изменилось. Некоторые современные руководители и старшие воспитатели детских садов выказывают негативное отношение к контролю, другие призывают отказаться от внешнего контроля и оставить лишь самоконтроль. Но, видимо ещё не пришло время полностью отказаться от функции контроля в управлении ДОО.
Контроль – это управленческая функция, направленная на
констатацию степени достижения цели, сравнение полученных
результатов с ожидаемыми, определёнными в планах ДОО. При этом


35 выявление причин, их обусловивших, является предметом другой управленческой функции – педагогического анализа. В теории управления определены основные задачи функции контроля:
- определение критериев оценки контролируемых объектов;
- выявление реальной ситуации в работе и её сопоставление с желаемой, запланированной;
- анализ причин, обусловивших полученные результаты деятельности;
- разработка и осуществление корректирующих процедур для дальнейшей деятельности дошкольной образовательной организации.
По своему назначению контроль многофункционален:
1). Снижается неопределенность и обеспечивается успешная адаптация ДОО к окружению в результате отслеживания изменений во внешней среде, определения степени востребованности услуг ДОО;
2). Обеспечивается обратная связь в управлении, выявляется степень реализации целей деятельности в результате изучения состояния дел в
ДОО;
3).
Предупреждаются сбои, кризисы в работе, возможные отклонения от поставленных задач путем создания системы постоянно действующего наблюдения за состоянием ДОО и окружением;
4). Контроль обладает воспитательным потенциалом: способствует воспитанию культуры педагогического труда, совершенствованию педагогического мастерства;
5). Контроль оказывает стимулирующее действие на сотрудников и позволяет осуществлять их вознаграждение по результатам контроля.
Процесс контроля осуществляется по следующим этапам:
1. Определение стандартов (эталонов) деятельности, которая будет контролироваться. Стандарт устанавливает критерии оценки работы, количественные и качественные показатели, временные рамки.
2.
Выявление и измерение реального положения дел и сопоставление
достигнутых
результатов
с
установленными
стандартами.
Используются такие методы, как наблюдение, беседа, тестирование, анализ документации и так далее. При этом обязательно предусматривается снятие моментов напряженности, нервозности.
Следует предупреждать сотрудников о цели, форме, времени контроля; помнить, что контроль направлен не на личность, а на профессиональную


36 деятельность. И главная задача контроля – оказание помощи педагогам, а не выявление недостатков с целью наказания.
3.
Анализ и оценка собранной информации, определение факторов,
обусловивших
достигнутые
результаты
(положительные
и
отрицательные).
4. Разработка и осуществление действий на основе полученных
результатов. Если фактические результаты не совпадают с запланированными, надо либо пересмотреть стандарты деятельности, либо устранить причины невыполнения намеченных планов.
Современные подходы к организации контроля в ДОО состоят в том, что контроль по факту или постконтроль сегодня должен быть потеснён профилактическим, опережающим контролем, когда происходит
перестановка акцента контроля с прошлого на будущее.
Условия такого контроля:
1). Условие генерализации предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности , подвергающихся контролю в первую очередь.
2). Условие интеграции предполагает объединение усилий педагогического, родительского коллектива, общественных организаций в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОО (старшего воспитателя) на координацию этого контроля.
3). Условие гуманизации требует установления в процессе контроля отношений взаимопонимания, взаимопомощи и поддержки между субъектами контроля. Успешной реализации данного положения способствуют:
- предоставление педагогу права свободного выбора технологий педагогической работы с детьми;
- стимулирование творческой активности педагогов;
- создание условий для постоянного саморазвития педагогов, предоставления им возможностей для экспериментальной, исследовательской деятельности;
- стремление в ходе контроля выявить динамику профессионального и личностного развития педагога, совместно наметить программу его самообразования.


37 4). Условие индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие творческой индивидуальности каждого педагога.
5). Условие дифференциации предполагает взаимозависимость форм, методов, периодичности контроля от результатов работы всего коллектива
ДОО и отдельных его групп, отдельных педагогов, отличающихся уровнем профессиональной компетентности. Реализация данного положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля – самоконтролю.
Старшему воспитателю также важно учитывать и негативные
стороны контроля:
- когда педагог находится под наблюдением, он, как правило, теряет уверенность в себе;
- контроль является признаком разницы в статусе: тот, кого контролируют, является подчинённым;
- контроль особенно неприятен, когда наблюдаемый не знает точно, что именно подвергается контролю;
- контроль узаконен: никто не может от него отказаться;
- контроль зачастую воспринимается как придирки, хотя руководитель далёк от этой мысли;
- контроль может восприниматься как выражение недоверия, и тогда он препятствует хорошим отношениям между руководителем и подчинённым.
Чтобы сгладить возможные негативные проявления контроля в ДОО, рекомендуется при его организации следующее:
- сотрудник должен видеть, что направлен не на личность, анна то, как организован педагогический процесс;
- педагог должен знать, что именно контролируется;
- контролировать следует открыто;
- осуществлять контроль следует за результатами, а не за действиями;
- при организации контроля следует ограничиваться только существенными моментами;
- при формулировке выводов и рекомендаций особое внимание следует уделять изложению причины их возникновения;
- постоянно следует иметь в виду целевую установку контроля, не позволять ему превратиться в самостоятельную функцию.


38
Любой контроль в ДОО имеет свой алгоритм деятельности:
1.
Обоснование контроля;
2.
Формулировка цели контроля;
3.
Разработка схемы предстоящего наблюдения;
4.
Сбор и обработка информации предстоящего наблюдения;
5.
Формулировка выводов и рекомендаций.
При организации контроля в ДОО опираются на несколько наиболее важных принципов:
А) Опора на конечный результат деятельности педагога
(результативность);
Б) Доброжелательность и сотрудничество;
В) Гласность;
Г) Научность;
Д) Плановость;
Е) Системность;
Ж) Объективность.
4.2. Виды контроля в детском саду
Виды контроля, применяемые в детских садах, классифицируют по разным основаниям:
1. По времени (этапам) осуществления контроля:
-
предварительный (предупредительный) контроль предшествует началу работы. Проводится с целью определения готовности организации
(от дельных педагогов) к выполнению задач и оказания при необходимости помощи, чтобы обеспечит эту готовность;
-
текущий (оперативный) контроль осуществляется в ходе работы с целью определения соответствия текущей деятельности педагогов определенным критериям. Результаты, полученные в ходе оперативного контроля, требуют моментального принятия решений, чтобы устранить те или иные выявленные нарушения и внести необходимые коррективы;
-
итоговый контроль проводится после завершения работы за определенный период (полугодие, учебный год) или в конце реализации какой-то программы (отдельного этапа), мероприятия. Он направлен на выявление того, были ли запланированы полученные результаты и на определение причин полученных результатов. Итоговый контроль


39 является основанием для составления будущих планов и рекомендаций, оценки работы педагогов.
2. По субъектам, осуществляющим контроль:
-
административный (осуществляется руководителями ДОО);
-
коллективный (осуществляется группой сотрудников детского сада и других организаций);
-
взаимоконтроль (осуществляется сотрудниками для того, чтобы согласовать, скоординировать свою деятельность);
-
самоконтроль (осуществляется непосредственно сотрудником).
3. По степени охвата:
-
сплошной (фронтальный, общий), когда проверяется весь объем выполненной работы, по всем направлениям;
-
локальный (выборочный, тематический, по направлениям
деятельности ДОО), когда проверяется какая-то часть, направление деятельности, раздел образовательной программы. Тематика контроля планируется в годовом плане. При составлении плана тематического контроля часто используется универсальная форма, состоящая из 5 блоков:
1). Выявление уровня развития детей;
2).
Оценка профессиональных умений педагога, его профессионального роста;
3). Осуществление планирования по теме;
4). Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педпроцесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий;
5) Организация взаимодействия с родителями.
4.3. Формы и методы контроля в ДОО
Одной из основных форм организации контроля в ДОО может быть
проведение дней диагностики, регулирования и коррекции (ДРК). Это микроисследование, в котором принимает участие весь коллектив. При этом от старшего воспитателя требуется умение подготовить коллектив, убедить в важности такого исследования собственной деятельности, правильно обозначить цель, задачи, объект, предмет, методы исследования. Тематика ДРК может быть разной, но организация всегда включает:
- инструктаж тех, кто проводит и с кем будет проводиться ДРК;


40
- составление общей программы дня (возможно, что каждый или некоторые участники составляют свою программу);
- определение сроков проведения ДРК и обработки полученных материалов;
- подготовка схем, диаграмм, таблиц, отбор диагностических методик;
- предварительный анализ материалов и документации по теме ДРК;
- обсуждение результатов ДРК на различных уровнях внутрисадовского управления: на педсоветах, методических совещаниях и т.д.
Важное место в организации контроля в ДОО занимает
педагогический мониторинг, который дает качественную и оперативную информацию, необходимую для принятия управленческих решений. По определению профессора Белкина А.С., образовательный мониторинг – это процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием педпроцесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения. Автор выделяет следующие виды педагогического мониторинга:
- дидактический;
- воспитательный,
- социально-психологический;
- управленческий
Некоторые исследователи относят к формам педагогического мониторинга изучение документации, календарных планов воспитателей; посещение группы; проверку наличия и состояния оборудования педагогического процесса.
Среди основных методов осуществления контроля в ДОО выделяют:
1. Наблюдение за ходом педагогического процесса, организацией педагогами ДОО различных видов деятельности детей, взаимодействия с детьми и родителями и т.д. Практиками и в теории разработаны разнообразные формы записи таких наблюдений;
2. Беседы с воспитателями, детьми, родителями;
3. Анкетирование (родителей, педагогов);
4. Графический метод анализа уровня развития детей, уровня профессиональной деятельности педагогов. Могут применяться разные формы, удобные старшему воспитателю и руководителю ДОО. Например:


42
Педагогический анализ имеет свою специфику:
- объективная необходимость этого вида управленческой деятельности для достижения общей цели управления;
- сквозной характер педагогического анализа – без него невозможно принять объективного решения;
- этот вид деятельности может осуществляться только профессионалом. Сложность педагогического анализа в том, что его объектом является педагог, труд которого – творчество. Поэтому в организации педагогического анализа необходимы корректность, тактичность, хорошее знание детской психологии, педагогики, методики дошкольного образования.
Различают следующие виды педагогического анализа:
1. Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, на выявление причин, его нарушающих. Предметом параметрического анализа является изучение активности детей, трудовой дисциплины, гигиенического состояния групп, соблюдения режима дня, НОД и та далее за день, неделю.
2. Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению педагогического процесса. Так, если предметом параметрического анализа может выступать отдельное занятие, игра, организованная педагогом, то предметом тематического анализа является система занятий, игр и так
далее.
3. Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении полугодия, учебного года, реализации программы развития
ДОО и пр. и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения.
В технологии педагогического анализа в ДОО удобно использовать различного рода схемы, вопросники, памятки, помогающие в сборе, фиксации наблюдений и анализе информации. В них представлен общий алгоритм педагогического анализа в ДОО:
- выделение всех составных частей наблюдаемой деятельности;


43
- объективная оценка каждой части;
- выявление (или указание на их отсутствие) причинно-следственных связей между частями;
- определение сильных и слабых моментов каждой части;
- формулировка конкретных рекомендаций воспитателю.
4.5.
Контрольные вопросы и задания к лекции 4
1.
Разъясните сущность принципов организации контроля в детском саду.
2.
Разъясните сущность дидактического, воспитательного, социально- психологического, управленческого мониторинга в ДОО.
3.
Определите возможности применения различных видов контроля в управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ.
4.
На конкретных примерах докажите взаимосвязь функций контроля, педагогического анализа и планирования в управлении ДОУ.
4.6.
Основная литература:
1.
Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96с.
2.
Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении / Н.В. Елжова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д:
Феникс, 2010.
3.
Организация контроля в дошкольных образовательных учреждениях
/ Под ред. В.С. Басюка, Е.А. Мухарской. – М.: Национальный книжный центр, 2010.
4.7.
Дополнительная литература:
1.
Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. – М., 2005.
2.
Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. –
М., 2003.
3.
Голицина Н.С. Система методической работы в ДОУ. – М., 2010.
4.
Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. – М., 2003.
5.
Мониторинг в детском саду: Методическое пособие / Под ред. Н.В.
Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.


44 6.
Пенькова Л.А., Калинкина В.М., Казакова В.Н., Сереброва Д.В.
Менеджмент в практике дошкольного учреждения. Методическое пособие. – М., 2007.
7.
Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие. – М., 2000.
8.
Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – М., 2008.
9.
Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в
ДОУ. – М., 2004.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Управленческая деятельность старшего воспитателя дошкольной организации строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольной организацией – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, обучении детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Актуальность

Управленческая деятельность старшего воспитателя дошкольной организации строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольной организацией – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, обучении детей дошкольного возраста.

Процесс управления носит циклический характер, причем это относится к любому уровню управления: касается ли это управления образовательной организацией в целом, или только его педагогическим коллективом, или управления воспитательно – образовательным процессом в группе дошкольников.

Цикл управления состоит из основных управленческих функций: определение цели; прогнозирование и планирование; организация; контроль, анализ. Последняя – заключительная стадия и в то же время исходный пункт нового цикла.


Исходя из целеполагания Годового плана работы на 2016-2017 учебный год мною были определены следующие цель и задачи управленческой деятельности старшего воспитателя:

Цель: Создание образовательной среды для развития профессиональной компетентности педагогов в повышении эффективности организации образовательного процесса в ДОО, обеспечивающей реализацию государственной политики в сфере образования и право каждого ребёнка на получение качественного образования.

Разработать и реализовать систему повышения педагогической компетентности педагогов через различные формы методической работы, обеспечивающую:

сохранение и укрепление здоровья детей;

физическую и психологическую безопасность;

создание комфортных условий жизнедеятельности для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств детей;

формирование у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности и мотивационной готовности к обучению в школе;

совершенствование развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО для развития социальных и интеллектуальных качеств личности дошкольника в различных видах деятельности;

формирование у педагогов ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развитие компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка).

Планируемый результат:

В ДОО создана и реализована эффективная система образовательной деятельности, где каждый педагог является профессиональной, компетентной и творческой личностью, которая способствовала:

уменьшению случаев заболеваемости детей и повышению индекса здоровья;

отсутствию случаев тяжелой адаптации к условиям детского сада и случаев детского травматизма;

созданию в группах и в детском саду комфортных условий жизнедеятельности, которые обеспечили развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей;

повышению у старших дошкольников уровня предпосылок учебной деятельности и мотивационной готовности к обучению в школе;

совершенствованию развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО, обеспечивающую развитие социальных и интеллектуальных качеств личности дошкольника в различных видах деятельности;

развитию компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка); родители являются активными участниками образовательных отношений.

Сроки реализации программы: с 01.09.2016г. по 31.08.2017г.

Годового плана:

Планово-прогностическая

Организационно-исполнительская

Контрольно-диагностическая

Информационно-аналитическая

Мотивационно-целевая

Планируемый результат

1. Сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение физической и психологической безопасности.

Корректировка программы дополнительного образования по спортивной акробатике

Составление Годового плана работы

Составление плана работы на летний оздоровительный период 2017 года.

Консультации:

Заключение договоров и осуществление взаимодействия с Физкультурно-спортивным центром, ДОУ № 62 (бассейн)

Реализация программы дополнительного образования по спортивной акробатике

Личные странички педагогов

Страничка старшего воспитателя Ольховой Л.Е.

Olhova-L-E
ОЛЬХОВА ЛАРИСА ЕВГЕНЬЕВНА

«Почетный работник

Образование - высшее, Барнаульский педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы средней школы, 1984 год

Квалификационная категория – высшая, 2014 год

Педагогический стаж работы – 34 года

ЗАСЛУГИ И НАГРАДЫ (личное участие)

Старший воспитатель является организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении, поэтому в повседневном общении его также называют методистом.

Как в имени человека изначально заложено некое значение, так и в названии профессии. Именно в слове МЕТОДИСТ , в каждой букве – направление, содержание, суть нашей работы.

М иссионер – должен убедить другого поверить в то, во что верит сам, уметь увлечь, повести за собой.

Е диномышленник. Основное желание старшего воспитателя - сделать так, чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был нацелен на работу.

Т ворец – постоянно находится в творческом поиске.

О рганизатор – создание рациональной структуры ДОУ, которая направлена на обеспечение качества образовательного процесса.

Д ипломат. Нельзя эффективно руководить людьми, если ты не умеешь находить подход к человеку, если не способен на компромисс. Мы должны стараться управлять своими чувствами, переживаниями и поведением, уметь уважать окружающих. Как дипломаты, мы не имеем права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность. Мы должны быть мудрыми, гибкими и высокопрофессиональными.

И зобретатель – новатор, источник идей, информации.

С тратег. Старший воспитатель должен владеть искусством планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.

Т актик – в нашей работе необходима разработка приемов, способов достижения поставленной цели.

Старший воспитатель – это стратег и тактик воспитательно-образовательного процесса.

СХЕМА деятельности старшего воспитателя по управлению педагогическим процессом

ПЕРЕЧЕНЬ профессиональных функций и умений старшего воспитателя МБДОУ

СХЕМА Система методической работы МБДОУ № 45 (Деятельность старшего воспитателя. Формы методической работы)

СХЕМА Система методической работы МБДОУ № 45 (Функции старшего воспитателя. Методы активизации педагогов при проведении методических мероприятий)

Основные направления деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса:

Планирование

Старший воспитатель осуществляет планирование работы педагогического коллектива на год; аттестации и прохождения курсовой подготовки педагогических работников и др.

Одним из условий полноценного планирования является мониторинг деятельности дошкольного учреждения и включает в себя определение:

- выполнения годового плана работы коллектива; программы дошкольного образования;

- уровня усвоения детьми образовательной программы дошкольного образования по всем образовательным областям, направлениям;

- уровня готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;

- участия педагогов в методических мероприятиях;

- создания условий комфортного пребывания детей;

Организация воспитательно-образовательного процесса включает в себя:

- распределение видов деятельности согласно возрастным особенностям детей;

- организацию работы педагогов;

- обеспечение выполнения образовательной программы;

- постоянный анализ состояния воспитательно-образовательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Работа с педагогами

Работа с коллективом разнообразна и включает в себя следующие направления:

- консультации разных форм: индивидуальные, групповые;

- педагогические советы, семинары, практикумы и другие формы организационно-методических мероприятий;

- открытые просмотры, взаимопосещения;

- обмен опытом (наставничество, педагогическая практика);

- участие педагогов в работе методических объединений;

- повышение квалификации педагогов.

Собственные методические разработки (последние):

и многие другие.

Осуществление контроля

Старший воспитатель осуществляет контроль за работой педагогов:

- систематически проверяет планы воспитательно-образовательной работы;

- посещает занятия в группах, контролирует проведение всех режимных моментов;

- следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.

Каждый контроль имеет логическое завершение в виде анализа, обсуждений, рекомендаций, индивидуальных консультаций, поощрений; выявления и внедрения педагогического опыта работы.

Работа с родителями и социумом - важное направление в деятельности старшего воспитателя, которое заключается в следующем:

- информирование родителей на родительских собраниях о содержании работы с детьми по разделам программы;

- подготовка стендов, папок-передвижек, посвященных семейному воспитанию и пр.;

- анкетирование с целью определения удовлетворенности родителей качеством дошкольного образования в МБДОУ и др.

- налаживание контактов с социокультурными учреждениями

Создание и организация развивающей предметно-пространственной среды:

- организация пространства методического кабинета;

- приобретение пособий, методической литературы, игрушек;

оформление стендов, выставок.

Творческой атмосфере в дошкольном учреждении

способствует активная, поставленная на научную основу деятельность старшего воспитателя. Именно он должен показывать пример в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в работе с детьми и педагогами.

Старший воспитатель должен хорошо узнать каждого педагога и выбрать те формы и методы работы, которые, в конечном итоге, будут содействовать созданию коллектива единомышленников, главная цель которого – забота о благополучии и развитии самых маленьких членов общества-детей.

Главный принцип в моей работе:

Людей неинтересных в мире нет

Их судьба –как история планет

У каждой все особое, свое.

И нет планет, похожих на нее.

Читайте также: