План самообразования по теме развитие логического мышления на уроках математики по фгос ноо

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 268 0

Материал подготовила учитель начальных классов

Коваленко Алла Витальевна

Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Радикальные изменения, происходящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в кадрах, способных принимать нестандартные решения, умеющие логически мыслить. Поэтому школа должна подготовить человека думающего, чувствующего, интеллектуально развитого. А интеллект определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждение по определённым правилам необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов.

Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов. Математика даёт реальные предпосылки для развития логического мышления.

Чему нужно научить ребёнка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы.

Моя цель:создать условия для развития мыслительных операций, путём использования нестандартных заданий. Такие задания включаю в занятия в определённой системе. Учить подмечать закономерности, сходство и различие начинаю с простых упражнений, постепенно усложняя их. С этой целью подбираю серию упражнений с постепенным повышением уровня трудности.

Также на уроках математики, для развития логического мышления, я использую различные задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.

Рассмотрим способы и приемы, способствующие развитию логического мышления младших школьников.

Так же развитию мышления способствуют игры на составление из геометрических фигур различных предметов. Детей увлекает результат – составить задуманное.

На основе анализа, сравнения и обобщения рядов фигур надо найти недостающую фигуру. Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать ряды фигур по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого. Учитель постоянно просит школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своих суждений.

В процессе решения подобных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение.

Таким образом, формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.

Работая над развитием логического мышления на уроках математики, заметила, что при выполнении самостоятельных работ даже слабые ученики стали рассуждать, выделять вопрос.

В ходе регулярных занятий у детей формируются не только познавательные способности, но и качества личности как выдержка, настойчивость, трудолюбие, честность.

Нужно помнить, что последовательность и систематичность в работе с детьми – залог успешного решения поставленных задач.

Считаю, что выбранные мной формы и методы развития логического мышления учащихся младших классов на уроках математики способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также активнее использовать эти знания в повседневной жизни.

В ходе регулярных занятий у детей формируются не только познавательные способности, но и качества личности как выдержка, настойчивость, трудолюбие, честность.

Использование нестандартных заданий способствует развитию мыслительных операций, таких как: обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, абстрагирование.

Используя на уроках такие виды заданий, я заметила, что учащиеся с интересом выполняют предложенные задания, лучше усваивают учебный материал, таким образом, процесс обучения математике не сводится только к вычислительным действиям, а становится основой развития личности ребёнка.

Используемые задания позволяют активизировать творческие способности учащихся при решении математических задач.

Рекомендуемые задания позволяют научить детей решать логические задачи, строить дедуктивные умозаключения, разрешать проблемные ситуации и добиваться оригинальности решений.

Нужно помнить, что последовательность и систематичность в работе с детьми – залог успешного решения поставленных задач.

Список использованной литературы.

Лавриненко Т. А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Саратов: Лицей, 2000

Сиденко, Е. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе, 2010 № 3

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План самообразования по теме

«Развитие логического мышления

Составила учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Кузьмина Татьяна Николаевна

Образование: высшее, ОГПУ, педагогика, 2013, специальность учитель начальных классов,

Педагогический стаж: 10 лет

Квалификационная категория: первая

Тема самообразования: Развитие логического мышления на уроках математики по ФГОС.

Актуальность: Логическое мышление – это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действии или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности. Хорошо развитое логическое мышление позволяет ученикам применять приобретенные знания в новых условиях, решать нетиповые задачи, находить рациональные способы их решения, творчески подходить к учебной деятельности, активно, с интересом участвовать в собственном учебном процессе

Цель: способствовать формированию логического мышления школьников для успешного обучения в школе.

повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения упражнений по развитию логического мышления;

внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью повышения мотивации учащихся.

использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, знаний, умений, навыков;

воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

разработка дидактических материалов, способствующих развитию логического мышления.

Перечень вопросов по самообразованию:

изучение психолого-педагогической литературы;

проанализировать возможности разных УМК для формирования логического мышления на уроках математики

анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;

планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

разработка дидактических материалов по развитию логического мышления на уроках математики;

формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,

формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;

участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и городского МО учителей начальных классов;

умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсовете, участие в конкурсах, публикация на сайте Инфоурок

Форма самообразования: индивидуальная

Источники самообразования:

Курсы повышения квалификации

Семинары и конференции

Мероприятия по обмену опытом

Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)

Умение логически мыслить – это значит уметь анализировать и делать правильные выводы. Без этого навыка ребёнку не обойтись не только на уроках, но и в повседневной жизни. Формирование логического мышления начинается в возрасте 2-3 лет и продолжается на протяжении всей жизни. В основе логического мышления лежит, образное мышление. Формирование логики процесс очень сложный, но необходимый для нормального физического, социального, психического развития ребёнка. Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем?

Система школьного образования в данное время подчинена глобальной задаче - интеллектуальному развитию личности. Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности и интереса в процессе познания.

Таким образом, актуальность обусловлена современными тенденциями образования, так как развитие логического мышления способствует повышению культуры мышления, что ведет к взаимопониманию, точному выражению мыслей, умению находить ошибки в рассуждениях.

Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: решать творческие задачи, находиться в поиске, анализировать и интерпретировать информацию. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. (Приложение № 1).

В основу работы была положена следующая гипотеза: уровень логического мышления влияет на успеваемость учащихся.

Развитие логического мышления младших школьников будет успешно осуществляться, если:

- использовать систему определенных задач (орфографических, математических);

- младший школьник будет являться не только объектом, но и субъектом развития логического мышления;

- в классе будут созданы благоприятные педагогические условия для развития логического мышления.

Исходя из поставленной цели, определила задачи:

- обеспечить мотивацию учащихся к освоению логических операций;

- использовать деятельностный и личностно ориентированный подход к развитию логического мышления школьников;

- обеспечить вариативность содержания учебных занятий;

- ввести в структуру урока этапы, позволяющие акцентировать внимание и сосредотачивать усилия на развитии логического мышления учащихся;

- использовать на уроках специально подобранные учебные задания с учётом возрастных особенностей мышления детей;

- активно использовать при выполнении логических заданий наглядно-действенных и игровых методов обучения.

В ходе работы над темой столкнулась с рядом противоречий:

- между стремлением младшего школьника к творчеству, самовыражению и традиционной организацией учебного процесса;

- между традиционными методами и приёмами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;

- между имеющимися у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития;

- между объективной потребностью формирования умений и навыков логического мышления и невозможностью ввести дополнительные занятия по логике в учебный план в связи с загруженностью школьников.

Моя педагогическая идея – это создание в начальной школе педагогических условий для успешного развития логического мышления через включение младших школьников в творческую деятельность, приносящую радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

Ориентация на процесс обучения, а не только на результат.

В своей работе использую такие технологии обучения, как:

  • технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;
  • игровые технологии;
  • технология уровневой дифференциации.
  • развитие логического мышления, мыслительных процессов;
  • умения выявлять существенные признаки предметов.

Берётся квадратная таблица, разделённая на 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхний ряд таблицы заполнен изображениями треугольников, нижний — изображениями кругов (фигуры расположены по убывающей величине). В левой и правой колонках сверху вниз расположены треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Все фигуры в левой колонке — самые крупные, в правой — самые мелкие. 16 внутренних клеток таблицы не заполнены.

Задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы мысленно разместить в пустых клетках 6 фигур, нарисованных под таблицей, в соответствии с их формой и величиной (выбранная для каждой фигуры клетка отмечается карандашом). Для правильного решения задачи ребенок должен учесть принцип построения таблицы (сочетание классификации фигур по форме и сериации по величине) и найти для каждой фигуры нужный ряд и колонку.

За каждую правильно отмеченную клеточку начислялось одно очко. Таким образом, сумма очков за решение задачи составляла от 0 до 6. Максимальное количество очков за вы­полнение всего задания — 6.

По качеству выполнения диагностируемых действий было выявлено три группы детей.

Первая группа. Дети учитывают форму объектов, но не учитывают величину.

Вторая группа. Дети учитывают форму объектов и только частично учитывают величину. В силу этого допускают отдельные ошибки при размещении объектов по величине.

Третья группа. Дети, которые корректно учитывают и форму, и величину размещаемых фигур. Допускаются лишь отдельные незначительные ошибки в определении места фигуры по величине.

После проведения диагностики в 1 классе были получены следующие результаты. (Приложение № 2)

Для (20%) детей характерен высокий уровень (третья группа) развития логического мышления, (38%) детей имеют средний уровень (вторая группа) развития интеллекта, а у (42 %) учеников логическое мышление развито слабо (первая группа).

Анализ диагностических работ учащихся показал, что требуется систематическая работа по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики.

На каждом уроке математики выявляла степень сформированности гибкости, оперативности мыслительных действий, умений наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать и др.

Для успешной и результативной работы с учащимися начальных классов использую следующие приемы формирования логического мышления с применением ИКТ:

1. Приём сравнения предметов. В ходе обучения приему дети должны овладеть следующими умениями:

а) выделение признаков;

б) установление общих признаков;

в) выделение основания для сравнения;

г) сопоставление по данному основанию.

Сравнение может идти

  • по качественным характеристикам (цвет, форма)
  • по количественным характеристикам: больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже и т.д.

Этот приём можно использовать на любом этапе урока. (Приложение № 3)

2. Приём анализа и синтеза

Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Используется в основном при решении задач. (Приложение № 4)

3. Приём обобщения.

Умения необходимые для овладения этого приёма:

  • Относить конкретный объект к заданному взрослым классу и, наоборот, конкретизировать общее понятие через единичные (действие отнесения),
  • Группировать объекта на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения) группировку в уме.

Учащиеся мысленно объединяют предметы и явления в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. (Приложение № 5)

4. Приём классификации.

Это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основа обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения. (Приложение № 6)

5. Закономерность.

Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать признаки одного ряда и сопоставлять эти признаки с обобщенными признаками объектов второго ряда. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи. Важно обратить внимание на развитие у ребенка умения обосновывать свое решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать и проверять собственные предположения (гипотезы). (Приложение № 7)

Таким образом, формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся начальной школы в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.

Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Задача учителя - полнее реализовать эти возможности при обучении детей математике.

Данные приёмы развития логического мышления младших школьников на уроках математики оказывают положительное влияние на развитие операций логического мышления, а, следовательно, и на развитие логического мышления в целом при систематическом их использовании в течение даже нескольких месяцев целенаправленной работы.

Список литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема самообразования: Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников.

Актуальность: Логическое мышление – это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действии или операций мышления, связанных причинно-следствеными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности. Хорошо развитое логическое мышление позволяет ученикам применять приобретенные знания в новых условиях, решать нетиповые задачи, находить рациональные способы их решения, творчески подходить к учебной деятельности, активно, с интересом участвовать в собственном учебном процессе

Цель: способствовать формированию логического мышления школьников для успешного обучения в школе.

повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения упражнений по развитию логического мышления;

внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью повышения мотивации учащихся.

использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;

воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

разработка дидактических материалов, способствующих развитию логического мышления.

Перечень вопросов по самообразованию:

изучение психолого-педагогической литературы;

проанализировать возможности разных УМК для формирования логического мышления на уроках математики

анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;

планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

разработка дидактических материалов по развитию логического мышления на уроках математики;

формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,

формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;

участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;

умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсовете, участие в конкурсах, публикация на сайте.

Форма самообразования: индивидуальная

Исходя из индивидуальной темы самообразования мной намечены основные направления по самообразованию.

Профессиональное направление:

Прошла курсы повышения квалификации для учителей начальных классов. Ежегодно изучаю программы и учебники, на постоянной основе повышаю уровень работы. Используя различные гаджеты и устройства связи, знакомлюсь с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет.

Методическое направление:

Продолжаю изучать литературу (методическую, научно-популярную, публицистическую, художественную), изучаю опыт работы учителей школ, через интернет. Посещаю уроки своих коллег.

В своей работе на уроках математики использую задания, способствующие развитию логического мышления младших школьников

Читайте также: