План самоанализа урока по истории

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Прудникова Марина Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: филиал МБОУ Сещинской СОШ Алешинская ООШ
Населённый пункт: с. Алешня Дубровского района Брянской области
Наименование материала: Образец самоанализа урока истории средних веков на тему "Государства доколумбовой Америки"
Тема: Самоанализ урока истории по ФГОС
Раздел: среднее образование

Самоанализ открытого урока истории в 6а классе

Вашему вниманию был представлен урок истории в 6 а классе. В классе 15

учеников. Дети по уровню развития разные, поэтому при подготовке к уроку

старалась подходить дифференцированно к выбору заданий. Данный урок

перед повторительно-обобщающим уроком, поэтому хотелось сделать его

запоминающимся, сделать праздником.

Содержание урока соответствует

возрастным особенностям учащихся. По типу – это урок открытия новых

знаний в форме экспедиции в прошлое. Почему именно такая технология,

учащимися в меньшей степени и медленнее, чем знания, полученные на

традиционном уроке. В развивающих играх реализуется один из основных

принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом

творческой деятельности – самостоятельно по способностям, когда ребёнок

может подняться до потолка своих возможностей.

Создать условия для формирования представлений о государствах и

доколумбовой Америки, особенностях их развития и основных

достижениях культуры; познакомить с понятиями майя, ацтеки, инки

Перед собой я ставила следующие задачи:

-познакомить с образом жизни народов Центральной и Южной Америки в

- показать уникальность и своеобразие культуры майя, ацтеков и инков.

- развитие картографических навыков,

- воспитание умения слушать и слышать,

-воспитание толерантности, уважения к культурным ценностям других

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: соотносят единичные исторические факты и общие явления, показывают на

карте древние государства Америки, умеют на основе иллюстраций учебника составлять

Центральной и Южной Америки.

Метапредметные:

Познавательные: устанавливают

простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,

определяют главную и

второстепенную информацию, используют современные источники информации.

Регулятивные: выделяют

соответствии с поставленной задачей, принимают учебную задачу для самостоятельного

Коммуникативные: используют монологическую форму речи, вступают в коллективное

учебное сотрудничество, задают вопросы, необходимые для организации собственной

деятельности и сотрудничества в группе, допускают возможность существования у людей

пошаговый контроль своей деятельности по результату.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности,

проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,

понимают причины успеха в учебной деятельности

самоконтроль готовности к уроку, старалась создать условия для мотивации.

Для активизации мышления обучающихся использовала фронтальный опрос

по изученному курсу. Этот этап, хотя и был непродолжительным, но позволил

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ урока истории в 5 классе по теме "Государство на берегах Нила". Урок анализируется с позиций требований ФГОС основного общего образования. Документ может быть использован как образец в текущей работе учителя (при взаимопосещении уроков), а также представитеялми администрации, при разборе учебного занятия. Данный самоанализ был подготовлен для прохождения аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории.

САМОАНАЛИЗ УРОКА ИСТОРИИ

Учитель истории и обществознания

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Безрукавая Валентина Анатольевна

Дата проведения урока: 02.10.2017 г.

Место урока в календарно-тематическом планировании:

Общая характеристика класса:

При планировании урока учитывались психолого-возрастные особенности 5-Б класса, уровень сформированности компетенций, реальные учебные возможности, возрастные и индивидуальные особенности учащихся данного класса.

Ученики данного класса имеют средний уровень познавательных способностей, но при этом обладают высокой учебной мотивацией. На уроках дети проявляют интерес к учебной деятельности. Большинство учащихся систематически готовятся к уроку, используют дополнительную литературу, возможности сети Интернет. Уровень сформированности коммуникативной и информационной компетенций достаточный для их возраста. Культура поведения и общения учащихся соответствует нормам.

Учебно-методическое и техническое оснащение урока:

Цели и задачи урока:

Цель урока определена с учетом содержания учебного материала, места данного урока в курсе истории Древнего мира.

Основная цель урока:

- формирование у школьников представлений об особенностях географического положения, природы, климата Древнего Египта, процесса образования единого государства в Древнем Египте.

Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих задач:

- развитие личностных компетенций школьников (самоопределение, способность к сознательному выбору, самооценка, определение границы собственного знания и незнания);

- совершенствование умений работать с различными источниками информации (историческая карта, учебная статья, иллюстрация, компьютерная презентация и др.);

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Планируемые результаты

Личностные: понимание культурного многообразия мира, уважение к истории и культуре других народов; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать уже имеющиеся).

Регулятивные: уметь ставить цель собственной учебной деятельности, принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) выполнять необходимые действия, операции; действовать по плану;

Познавательные: - понимать и перерабатывать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; аргументировать собственную точку зрения, корректно оппонировать, приходить к общему решению.

- рассказывать об особенностях природы и климата Древнего Египта.

- раскрывать значение понятий: папирус, дельта, оазис, страна, государство, фараон;

- называть дату основания единого государства в Древнем Египте;

- показывать на карте следующие объекты: страну Египет, реку Нил, ее дельту, 1-й порог, Средиземное море, Красное море, территорию единого египетского государства, города Фивы, Мемфис.

Структура занятия

Структура урока выстроена с учетом требований системно-деятельностного подхода. Урок включает в себя следующие этапы:

1.Самоопределение деятельности (мотивация).

2.Постановка учебной задачи (определение темы, постановка цели, задач, планирование деятельности).

3. Освоение нового материала.

4. Первичное закрепление (выполнение заданий и ответы на вопросы к параграфу).

5. Самостоятельная работа (решение исторической задачи).

6. Рефлексия и оценивание планируемых достижений.

Анализ деятельности по реализации целей и задач урока

На этапе самоопределения деятельности для создания эмоционального настроя к предстоящей работе я использовала стихотворение - приветствие с пожеланиями друг другу добра и успешной работы.

Используемые формы организации учебной деятельности – эвристическая беседа, парная работа по составлению и корректировке плана совместной работы), обсуждение и выбор варианта схемы – логической цепочки были направлены на развитие у детей регулятивных УУД (умение ставить цель, составлять план реализации поставленной цели), коммуникативных УУД (умение работать в паре, приходить к общему мнению, принимать и уважать мнение другого) и учебно-познавательных УУД (умение работать с методическим аппаратом учебника, свёртывать информацию, представлять ее схематичной модельной форме).

Проверка осуществлялась в форме устного ответа на вопросы плана. Отвечая на вопрос об особенностях географического положения страны, дети пришли к выводу, что без карты представить себе местонахождение изучаемой страны невозможно. Для определения положения Египта были использованы настенная карта, карта, размещенная на форзаце учебника, и карта учебного атласа.

Размышляя над вопросом, - с какой целью авторы-составители учебника выделили некоторые слова курсивом и жирным шрифтом, школьники предположили, что данные термины являются особо значимыми (ключевыми) и их значение следует знать. В форме взаимопроверки ученики проверили друг у друга правильность понимания значения терминов, использованных в учебной статье.

Изучению вопроса возникновения и образования единого государства в Древнем Египте предшествовала корректировка последовательности работы на уровне ключевых слов: 1) территория; 2) процесс создания; 3) дата образования. В результате самостоятельного изучения содержания пункта 3 школьники кратко записали ответы в свои тетради. Ответы детей были озвучены и сопоставлены с вариантом, предложенным на слайде презентации.

Использованные на этапе освоения нового материала формы организации учебной деятельности: выбор способа изучения учебного материала, самостоятельная работа с текстом учебной статьи, просмотр видеофрагмента, парный (взаимный) опрос, проверка по образцу были направлены на развитие помимо уже названных, следующих УУД: самоопределение и ответственный выбор, самооценка (личностные УУД); работа по намеченному плану (регулятивные УУД); сопоставление, дополнение, самопроверка, свёртывание информации (учебно-познавательные УУД); умение руководить и подчиняться (выступать в роли проверяющего и отвечающего) (коммуникативные УУД).

Велась работа по обеспечению предметных результатов: формировалось умение показывать на карте страну Египет, реку Нил, ее дельту, 1-й порог, Средиземное море, Красное море, территорию единого египетского государства, города Фивы, Мемфис; школьники учились рассказывать об особенностях природы и климата Древнего Египта, раскрывать значение понятий, называть дату основания единого государства в Древнем Египте.

Данный вид работы был направлен на развитие коммуникативных УУД (монологическая связная речь); регулятивных УУД (в некоторых группах дети распределили между собой по одному предложению, облегчив тем самым работу по запоминанию и воспроизведению информации).

Работы были сданы, ответы проверены посредством сравнения с текстом слайда презентации. По совместно определенным критериям дети предположили, какую оценку они за данную работу получили. Далее я предложила ученикам определить, хотели бы они оставить эту оценку для выставления ее в журнал или отказываются нее. Свое пожелание по этому поводу они должны будут высказать на следующем уроке.

Использованные на этапе закрепления формы организации учебной деятельности, на мой взгляд, эффективны тем, что, помимо повторения изученного материала (предметные УУД), способствуют развитию таких личностных УУД, как самоопределение, самостоятельность, ответственность за свой выбор, самооценка.


Домашнее задание было обсуждено с детьми. Обратившись к плану, учащиеся определили, что к следующему уроку они должны уметь: показывать на карте на следующем уроке Египет, реку Нил, ее дельту, 1-й порог, Средиземное море, Красное море, территорию единого египетского государства, города Фивы, Мемфис; рассказывать о природе и климате, объяснять, как и когда возникла государство в Древнем Египте. Для этого нужно повторить §6, ответить на вопросы к параграфу на странице 37. Желающим предложено подумать над вопросами повышенной сложности, обозначенными значком или составить синквейн (алгоритм его написания уже известен детям).

Общие выводы:

При проектировании и проведении данного урока я ориентировалась на следующие принципы обучения:

- принцип систематичности и последовательности. Данный урок – важное звено раздела, главы и всего курса, как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

- принцип доступности. Урок построен с учётом возраста пятиклассников, особенностей развития учащихся данного класса, уровня их подготовленности.

- принцип наглядности. На уроке использовала изобразительно-звуковую (работа с учебной презентацией, просмотр видеофрагмента), настенную карту, иллюстрации учебника.

- принцип связи обучения с практикой. На уроке дети осознали (пока на уровне общего представления) влияние природных особенностей на развитие цивилизации. Активизация познавательной деятельности обучающихся на данном уроке достигалась путём обращения к личному опыту детей, использованию понятного и личностно значимого для них материала. Стимулировалась внутренняя мотивация. Основными механизмами запуска внутренней мотивации выступали проблемные вопросы, компетентностно-ориентированные продуктивные задания, разнообразные формы организация учебной деятельности.

Принцип психологического комфорта предполагает, что учеба должна давать детям радость, протекать на фоне положительных эмоций. Реализации данного принципа способствовали доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, ориентированность на активность и сознательность учащихся. Я старалась использовать различные формы поощрения учащихся, поддерживала общий настрой на успех. Рациональный отбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.

Принцип здоровьесбережения. В целях реализации данного принципа я использовала различные формы обучения (диалоговые, монологические). Чередование индивидуальной, парной, групповой, фронтальной форм организации учебной деятельности помогали избежать монотонности, усталости обучающихся на уроке, стимулировали познавательный интерес. Я напомнила детям, что они учатся на хореографическом отделении и мне хотелось бы, чтобы все окружающие всегда восхищались их красивой осанкой. Темп урока соответствовал возможностям учащихся класса.

Дифференциация обучения осуществлялась через предъявление вопросов различного уровня сложности, предоставление детям права выбора выполнять задания самостоятельно или в паре, определение каждым учеником в зависимости от его возможностей объема и форм выполнения домашнего задания.

Системно-деятельностный метод является основным на уроке. Н а всех этапах учебного занятия я старалась создать условия для того, чтобы школьники были активными субъектами своей учебной деятельности: определяли цель, осуществляли планирование, добывали информацию, осуществляли контроль, оценку (самооценку) результата.

Я старалась построить урок так, чтобы он был продуктивным, интересным. Взаимодействие с учениками строила с позиций сотрудничества, уважения на протяжении всего урока демонстрировала заинтересованное отношение к успехам детей.

Время, отведенное на все этапы урока, на мой взгляд, распределено рационально. Необоснованных потерь времени не было. Методически оправданно использовались наглядность и мультмедийные средства обучения. В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования реализация воспитательного потенциала урока (работа по формированию личностных компетенций) осуществлялась мною на основе использования учебных ситуаций и была встроена в каждый этап учебного занятия.

Ученики активно включались в работу, между нами чувствовалось взаимопонимание. Учебное содержание урока им было понятно, личностно значимо для каждого. Задания вызывали у них интерес.

Таким образом, заявленные цели урока были достигнуты. В целом урок прошёл динамично и, по мнению детей, интересно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Самоанализ урока

Дата проведения : 12.09.2017 г.

Тип урока: урок получения нового знания.

Технология урока: проблемно-диалогическая технология.

1. Внешние связи урока.

Межпредметные связи: обществознание – политическая сфера.

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

Урок проводится в 6 классе, где большинство учащихся имеют средние способности, но есть такие, у которых отсутствует познавательный интерес к учёбе, в результате у некоторых учеников – пробелы в фактических знаниях и умениях.

На уроке ставились и реализовывались следующие цели:

Образовательная цель: помочь учащимся осознать причины установления феодальной раздробленности в Европе; на основе ранее изученного материала совершенствовать знания учащихся о жизни и быте феодалов.

Развивающая цель: продолжить работу над развитием познавательного интереса к истории: любознательности, умений образно воссоздавать обстановку и исторические явления, анализировать документы, формулировать выводы.

Воспитательная цель: развивать настойчивость в решении проблемных задач, умение участвовать в дискуссии, желание выступать перед одноклассниками.

3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

I. Общая организация урока

1. Последовательность и распределение этапов урока по времени.

Проведенный урок – урок изучения новых знаний. В соответствии с типом и целями урока была определена его структура, состоящая из следующих этапов:

Вводная (организационная) часть

Введение в новый материал

Постановка проблемного вопроса

Изучение нового материала

Закрепление изученного материала

Подведение итогов урока

Организация домашнего задания

Структура урока соответствует его целям и типу, соблюдается логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Распределение времени по этапам – рациональное.

2. Организация познавательной деятельности на уроке (сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы).

Для организации познавательной деятельности использованы следующие формы работы: фронтальная (беседа, постановка проблемных вопросов, совместное формулирование принятых решений); групповая (работа с учебником, составление таблицы); индивидуальная (составление схемы, самопроверка на этапе подведения итогов урока).

3 . Соблюдение охранительного режима.

Кабинет готов к занятию. Помещение проветрено, освещено. Во время проверки д/з, а также во время работы в группах дети вставали, делали динамическую паузу.

Подведение итога урока.

Намеченный план выполнен. Цели урока достигнуты. Дети делали правильные выводы в течение урока.

Из отрицательных моментов – недостаточно развитое умение анализировать, обобщать и делать выводы.

II. Содержание урока

Научная, воспитательная и развивающая направленность урока.

Исходя из целей урока, научная направленность урока осуществлялась посредством оказания помощи учащимся осознать причины установления феодальной раздробленности в Европе и совершенствовать знания учащихся о жизни и быте феодалов.

Воспитательная направленность урока проявлялась в развитии настойчивости и упорства при решении проблемных задач, желания доказывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией.

Развивающая направленность урока – в развитии в учащихся стойкого интереса к изучению истории, умении анализировать документы, комментировать источники, формулировать выводы.

Правильность подбора учебного материала на уроке.

Учебный материал на уроке подобран правильно. Основное содержание урока полностью соответствовало содержанию программы и учебника, так как учебные задачи взяты по учебнику Агибаловой Е. В., Донского Г. М. История Средних веков: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений . Соблюдались принципы доступности, научности.

Связь теории с практикой.

С целью преодоления недостатков личностных качеств учащихся, содержание урока сопрягалось с жизненным и субъективным опытом людей, каждый этап урока сопровождался отработкой практических навыков работы учащихся с материалом.

Организация повторения на уроке и его содержание. Связь повторенного с новым материалом.

На этапе повторения домашнего задания были сделаны выводы о предпосылках и причинах феодальной раздробленности в средневековой Европе, что позволило учащимся эффективно использовать данные знания, изучая новый материал.

Уровень знаний, умений, навыков учащихся.

Учащиеся класса умеют работать с картой, определяют причины и последствия феодальной раздробленности, ориентируются в системе феодальных взаимоотношений, умеют делать выводы с полученных знаний.

III. Методическая сторона урока и его оборудование

Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей.

Методы и приёмы обучения были адекватны задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей. Использовались словесные методы (беседа, самостоятельная работа учащихся с учебником), практические методы (проблемный и частично-поисковый).

Чередование методов обучения.

Методы обучения чередовались в зависимости от уровня сложности материала и уровня его понимания учащимися: в начале урока, на этапе введения в новый материал, был использован проблемный метод, далее чередовались эвристическая беседа, частично-поисковый метод, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование урока и его использование.

Методы опроса. Правильность ответа учащихся.

Были организованы: фронтальная устная проверка понимания по вопросам учителя; индивидуальная работа учащихся с пройденным материалом с последующим выявлением неточностей и пробелов в знаниях учащихся.

4.Функциональный анализ урока.

Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата урока. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.

Учащиеся работали достаточно активно, заинтересованно. Смена заданий поддерживала работоспособность учащихся на разных этапах урока. Учащиеся показали умение слушать друг друга, слушать учителя и отвечать на его вопросы.

Нормы педагогической этики соблюдены.

Оценка конечного результата урока.

Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Все ученики научились определять причины и последствия феодальной раздробленности, ориентируются в системе феодальных взаимоотношений, умеют делать выводы с полученных знаний.

Предложения и методические рекомендации по совершенствованию урока. Целесообразно использование наглядных методов обучения, а также элементов игрового метода (при изучении, например, феодальных взаимоотношений).

Конспект и самоанализ урока по теме

Способствовать формированию представлений о правлении князя Владимира, о принятии христианства и его значении.

Образовательные ресурсы

. Правление князя Владимира

2. Причины принятия христианства

3. Крещение Руси

4. Значение принятия христианства.

Личностнозначимая проблема

Какие перемены в жизни древнерусского государства произошли после принятия христианства?

м етоды и формы
обучения

Методы: наглядный, поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства; выяснить систему управления Древнерусским государством

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих

Садятся на свои места, настраиваются на работу

Прежде чем мы с вами дальше отправимся листать страницы нашей истории, давайте вспомним некоторые понятия, которые изучили на прошлых уроках.

Скажите, пожалуйста, что такое религия?

Какие верования существовали у славян?

Дайте определение понятию язычество.

Отличались ли славяне от германских племен?

Какую религию исповедовали германцы?

Как называется такое явление?

Мы сказали, что славяне исповедовали язычество, скажите, предпринимались ли попытки принять новую религию?

Каким образом религия влияет на государства?

Религия – вера в сверхъестественные силы и существа

Язычество – вера во множество богов

Славянские племена от германских не отличались

Германцы исповедовали христианство, но частично сохранились языческие обряды

Да. Княгине Ольга приняла христианство в 957 г. и пыталась склонить к этому сына Святослава, но попытка не увенчалась успехом. Святослав остался язычником

Религия способствует укреплению государства и объединению народа

Мотивация учебной деятельности

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока.

Исходя из вышесказанного материала, скажите, о чем мы с вами поговорим на сегодняшнем уроке.

Давайте постараемся сформулировать тему урока

Молодцы! (Слайд 1)

Давайте теперь постараемся сформулировать план, позволяющий раскрыть содержание данной темы

Молодцы! Давайте запишем план к себе в тетрадь (Слайд 2)

1. Правление князя Владимира

2. Причины принятия христианства

3. Крещение Руси

4. Значение принятия христианства.

О князе Владимире и крещении Руси

Правление князя Владимира. Крещение Руси

Записывают тему урока

1. Правление Владимира

2. Причины принятия новой религии

3. процесс и значение крещения Руси

Запись в тетради

1. Правление князя Владимира

2. Причины принятия христианства

3. Крещение Руси

4. Значение принятия христианства.

Изучение нового материала

Работа с документом в учебнике на стр. 55

Физкультминутка

Скажите, в каком году погибает Святослав Игоревич?

У Святослава было трое сыновей: Ярополк, Олег и Владимир. После его смерти между сыновьями начались усобицы за власть.

Скажите, что такое усобицы?

Давайте запишем это определение в тетрадь

В результате борьбы власть одерживает Владимир.

Таким образом, мы переходим к рассмотрению первого пункта нашего плана: Правление князя Владимира (980-1015) (Слайд 3).

Владимир был сыном Святослава и ключницы Малушки. Воспитанием мальчика занимался дядя по материнской линии – Добрыня.

Свое княжение Владимир начинает с наведения порядка в государстве.

Прочитайте первый пункт учебника на стр. 49 и скажите, куда совершал завоевательные походы Владимир.

Покажите данные походы на карте

Молодцы! Для охраны своих территорий от печенегов, Владимир строил оборонительные рубежи, состоящие из цепочки крепостей, что приводит к снижению набегов.

Важным событием в княжение Владимира стало принятие христианство.

Как известно, среди киевских дружинников христианство встречалось с середины X в.

Скажите сколько богов в христианстве?

Как называется главный христианский праздник?

Первоначально Владимир провел языческую реформу в 980 году, объединив в единый пантеон Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса и Мокошь (Слайд 5).

Однако добиться единства так и не удалось. Тогда Владимир принимает решение принять новую религию.

Скажите, какие аргументы, по мнению летописца, оказали решающее влияние на выбор веры Владимиром (Слайд 6)?

Что вы знаете про ислам?

Что такое иудейство?

Выделяют несколько причин принятия христианства

1. Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство;

2. Женитьба на сестре византийского императора Анне и укрепление власти;

3. Прочные культурные связи с Византией;

4. Бабушка Владимира, княгиня Ольга, была христианской;

5. Православие было более терпимым к местным традициям.

988 г. произошло крещение Руси (Слайд 8).

Давайте посмотрим видеофрагмент крещения.

Скажите, как воспринял народ новую религию, согласно видеофрагменту?

Как вы думаете, все люди восприняли новую религию положительно?

Чтобы сгладить, противоречия, Владимир оставляет несколько языческих праздников.

Скажите, сохранились эти праздники в современное время, какие это праздники?

В видеофрагменте, было сказано, что христианство способствовало развитию культуры. Давай на основе имеющихся у вас знаний постараемся выделить значение крещения Руси.

После принятия христианства, что изменяется в государстве?

Молодцы! Давайте запишем значение принятия христианства (Слайд 9)

1. Политические – укрепление государства и авторитета князя;

2. Международные – увеличение торговых оборотов с христианскими государствами и укрепление международного авторитета;

3. Нравственные – замена многочисленных богов, единым богом;

4. Духовные – приход письменности, образования, зодчества, искусства, изменение быта.

Запись в тетрадь

Усобица - внутренняя вражда между лидерами или группами за власть

Запись в тетрадь

Правление князя Владимира (980-1015)

Работы с учебником на стр. 49.

Владимир подчинил Киев и Половецкое княжество, разгромил радимичей. Совершил поход в Волжскую Булгарию. Первые столкновения с Польшей и присоединение Червеня и Перемышля.

В христианстве один бог – Иисус Христос

Запись в тетради

980 г. – первая религиозная реформа. Объединение богов в единый пантеон.

Читают документ на стр. 55

В исламе запрет на употребление свинины и питье. Иудеи, не имевшие постоянной церкви считались отвергнутыми Богом. Христианство понравилась красотой церквей и обрядов.

Ислам самая молодая религия. Главная книга мусульман – Коран. Запрещается есть свинину и употреблять спиртные напитки. Разрешается многоженство.

Религия евреев. Во главе бог – Яхва.

Запись в тетради

1. Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство;

2. Женитьба на сестре византийского императора Анне и укрепление власти;

3. Прочные культурные связи с Византией;

4. Бабушка Владимира, княгиня Ольга, была христианской;

5. Православие было более терпимым к местным традициям.

988 г. – крещение Руси

Положительно, радостно. Считая, что если князь крестился, значит, религия хорошая.

Нет, многие считали ее враждебной и продолжали верить в своего бога.

Сохранились. Масленица, день Ивана Купалы.

Строительство церквей, появление религиозных книг, развитие образования.

Запись в тетрадь

Значение принятия христианства

1. Политические – укрепление государства и авторитета князя;

2. Международные – увеличение торговых оборотов с христианскими государствами и укрепление международного авторитета;

3. Нравственные – замена многочисленных богов, единым богом;

4. Духовные – приход письменности, образования, зодчества, искусства, изменение быта.

Первичное закрепление знаний

А сейчас для закрепления изученного материала, немного поиграем. На правильный ответ вы хлопайте (Слайд 10).

1. Владимир был единственным сынов Святослава;

2. Правление Владимира 980-1015 гг.

3. Первая религиозная реформа состоялась в 980 г.

5. Основной верой славян до 988 года был ислам.

6. Крещение Руси произошло в 988 г.

7. Принятие христианства способствовало укреплению власти князей и авторитету Руси.

8. Начинает подъем культуры, искусства.

Молодцы! Давайте себе теперь похлопаем.

Сейчас вам необходимо будет закончить предложения

Мне было особенно интересно изучать …..

Мне понравилось /не понравилось на уроке …..

Учитель : Ляпустина Анна Викторовна

Дата проведения урока : 31.01.2018

Предмет : История

Тема : Правление князя Владимира и крещение Руси

Тип урока : открытие новых знаний

Цель урока: Способствовать формированию представлений о правлении князя Владимира, о принятии христианства и его значении.

Задачи урока:

Образовательная:

· сформировать у учащихся представление одеятельности князя Владимира,

· охарактеризовать языческую реформу князя Владимира и значение принятия христианства.

Развивающая:

· продолжить работу по формированию умения работать с историческими источниками.

Воспитательная:

способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны.

Формируемые УУД:

Формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Овладеть целостным представлением об историческом пути наших предков на основании исследования свидетельств древних летописцев; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; устанавливать причины активной внешней политики первых русских князей.

Метапредметные:

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в парах; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование: Учебник, мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

Место данного урока в теме: 9 урок, до этого изучалась тема:Становление Древнерусского государства. Данная тема рассчитана на час.

Форма урока : урок-исследование

Методы и приемы : проблемное обучение, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, с картой и с раздаточным материалом, , комментированное чтение, заполнение таблицы .

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны - формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологи и системно-деятельностный подход.. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. На уроке была использована технология интегрированного обучения.

1. Характеристика класса . ( 4 обучающихся)

Межличностные отношения в классе носят обоюдный характер, вид-приятельские отношения.

На проведенном уроке учебники и тетради были у всех учащихся. Уровень обученности класса-средний.

Характеристика триединой цели урока (ТЦУ).

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологическихоснов процесса усвоения новых знаний . Развивающий и воспитывающий аспекты ТЦУ поставлены, исходя из характеристики класса с учётом индивидуальных особенностей мышления учащихся.

Характеристика замысла урока (план).

Изучение новой темы базируется на умениях обучающихся работать с картой и учебником, выполнять задания разной сложности

Усвоение нового материала запланировано через практическую (проектную) работу, так как класс способен логически мыслить, анализировать.

Закрепление спланировано через фронтальную, индивидуальную и групповую работу Всё это будет способствовать реализации всех аспектов триединой цели урока

Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока.

На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.

Урок состоял из этапов:

I. Актуализация знаний: На данном этапе учащимся предлагалось ответить на вопросы учителя по пройденной теме.

II. Мотивационный этап: На данном этапе учащиеся отвечали на наводящие вопросы учителя. Формулировали тему урока, цели и задачи.

III. Изучение нового материала: На данном этапе учащиеся работают с текстом учебника, отвечают на поставленные вопросы, заполняют таблицу, работают с картой и документами. Также просмотр видеоролика о крещение Руси

IV. Первичное закрепление и осмысление полученных знаний: данный этап предполагает проверку знаний с помощью игры в хлопки. На правильное высказывание учителя ученики хлопают в ладоши.

Итоги урока и рефлексия: Подведение итогов урока, с помощью наводящих вопросов.

Ученики с помощью незаконченных предложений:

Мне было особенно интересно изучать …..

Мне понравилось /не понравилось на уроке …..

Оценивают свою работу на уроке, а также эмоциональное состояние.

Структурный аспект самоанализа.

Все задания были направлены на достижение конечного результата: Способствовать формированию представлений о правлении князя Владимира, о принятии христианства и его значении.

Базовая модель этой технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенное его познания и включает следующие стадии: фаза вызова (вызов), фаза реализации мысли (осмысление), фаза рефлексии (размышление)

Главными задачами второй фазы является активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация и отслеживание собственного понимания, то есть осмысление нового материала. На стадии осмысления идёт активная самостоятельная работа учащихся. Здесь применяю такие приемы: заполнение таблицы .Третья фаза (рефлексия ) - размышление, направлена на суммирование и систематизацию новой информации

Функциональный аспект самоанализа.

Структура урока была подчинена триединой цели урока (ТЦУ) и содействовала достижению конечного результата урока (КРУ). Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим.

Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все УВМ: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить, рефлексировать свою деятельность

Задачи воспитания коллектива осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательного отношения учителя и учеников

Аспект оценки КРУ (конечный результат урока)

Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками. (личностно-ориентированное обучение)

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками.

Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся.

Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу на уроке, цели достигнуты.

Читайте также: