Какие реформы предлагал ян гус кратко

Обновлено: 05.07.2024

ГУС Ян
(Hus, Jan)
(ок. 1371-1415), чешский религиозный реформатор. Родился в местечке Гусинец (Чехия) в крестьянской семье. В 1393 окончил Пражский университет, где в 1396 получил степень магистра свободных искусств, в 1401-1402 был деканом факультета свободных искусств, а в 1402-1403 и 1409-1410 - ректором университета. В 1402 он был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке. Еще в студенческие годы Гус попал под влияние известных деятелей реформаторского движения (в частности, Яна Милича и Матвея из Янова), которое зародилось в Чехии к концу правления (1346-1378) императора Карла IV и стало весьма заметным к 1400. Гус примкнул к этому движению и сделался пламенным его приверженцем. Его роль в спорах и полемике относительно церковной реформы оказалась столь значительной, что уже в скором времени Гус стал признанным вождем сторонников реформ. Настоятельная необходимость их проведения признавалась всеми, однако мнения о ее глубине и средствах осуществления расходились. Поначалу между проповедниками реформ и церковными властями не было разногласий, и часто они работали сообща. В ряде случаев архиепископ Пражский приглашал Гуса выступать с проповедями перед собранием клириков и вносить предложения о том, как исцелить язвы, поразившие общество и церковь. Но когда вдобавок к своим собственным идеям Гус начал проповедовать учение Джона Уиклифа, высшее церковное начальство от него отвернулось. Папская курия, выведенная из себя обличениями Гуса, выпустила против него в 1410 буллу, тогда же архиепископ Пражский распорядился о сожжении книг Уиклифа и наложил церковный запрет на деятельность Гуса и его сторонников. Еще ранее повсюду, кроме церквей, были запрещены проповеди (эта мера явно была направлена против Вифлеемской часовни). В 1411 тот же архиепископ торжественно провозгласил церковный запрет против Гуса и пригрозил всем местностям, которые его укроют, интердиктом (отказом в праве совершать богослужения). В 1412 в Прагу были направлены папские эмиссары для сбора денег (посредством продажи индульгенций), которые предназначались для объявленного папой Иоанном XXIII крестового похода против короля Неаполя Владислава. Проповеди Гуса и его сторонников против индульгенций и последовавшие за ними народные выступления явились последней каплей. Новое послание еще более ужесточило церковный запрет и угрожало приостановкой богослужений в Праге. Тогда Гус обосновался в замках своих последователей вблизи Праги. В октябре 1414 он, положившись на слово императора Сигизмунда, который гарантировал его безопасность и дал в сопровождающие чешских дворян, выехал на собор в Констанце, надеясь, что ему удастся оправдать свое учение и деятельность. Но вскоре после прибытия в Констанц Гус был взят под стражу. Состоялись три заседания, на которых Гус пытался утверждать, что многие предъявленные ему обвинения не соответствуют действительности и он ничего подобного не утверждал (так, он не разделял учения Уиклифа о т.н. "реманенции", т.е. сохранении сущности хлеба и вина при евхаристии в неизменном виде), другие подверглись искажению (так, утверждалось, что Гус говорил о неспособности клириков, обретающихся в смертных грехах, совершать таинства, но при этом опускалось важное добавление: "надлежащим образом"). Практика же причащения мирян и хлебом, и вином, а не одним только хлебом, еще не была окончательно, на уровне официального учения церкви, отвергнута и осуждена. Выдвинутое в трактате О церкви учение о Христе как о главе церкви и о том, что церковь представляет собой "совокупность избранных", также могли быть объявлены еретическими лишь при очень необъективном рассмотрении. Гусу предложили отречься от своего учения, и это спасло бы ему жизнь, однако он возразил, что не может отрекаться от того, чего не утверждал. Тогда его, как неисправимого еретика, приговорили к сожжению заживо на костре, что и было исполнено здесь же, в Констанце, 6 июля 1415. Известие о его казни и о предательстве императора вызвали в Чехии взрыв возмущения и новый подъем национальных чувств. 452 представителя высшей знати, собравшиеся в Праге в начале сентября 1415, подписали протест, который был направлен собору. То был пролог гуситских войн и начало продолжавшейся столетиями борьбы Чехии за религиозную и политическую свободу.

КАЗНЬ ЯНА ГУСА


КАЗНЬ ЯНА ГУСА


Литературная деятельность Гуса протекала параллельно его борьбе за свои воззрения. Обращаясь к академическим кругам и мирянам, он использовал как латынь, так и чешский язык. Наиболее примечательным вкладом Гуса в дело защиты реформ явилась книга О церкви (De Ecclesia, 1413). Труды Гуса на чешском языке - замечательное литературное дополнение к его проповедям в Вифлеемской часовне. Их число значительно выросло в течение его добровольного изгнания, они были предназначены как последователям Гуса в Праге, так и новым его сторонникам по всей стране. Циклу работ на чешском языке, в которых Гус стремился осветить сложные проблемы или объяснить основоположения христианского учения, предшествуют краткие трактаты по вопросам, представляющим общий интерес. Его труд Объяснения веры, декалога и молитвы Господней содержит описание тонких теологических проблем на доступном пониманию народа уровне. Важное место следует отвести собранию чешских проповедей Postilla, а также блестящему описанию христианских принципов Дочь, или Истинное знание о подлинном молении, которое посвящено набожным женщинам, членам конгрегации Яна Гуса.
ЛИТЕРАТУРА
Иванов Ю.Ф. Ян Гус в советской послевоенной историографии. - Советское славяноведение, 1983, № 5

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "ГУС Ян" в других словарях:

гусёк — гусёк … Словарь употребления буквы Ё

гусёк — гус/ёк/ … Морфемно-орфографический словарь

Гус Ян — (Hus) (1371 1415), национальный герой чешского народа, идеолог чешской Реформации. В 1402 03, 1409 10 ректор Пражского (Карлова) университета. Вдохновитель народного движения в Чехии против немецкого засилья и католической церкви (порицал… … Энциклопедический словарь

ГУС — (Hus), Ян (1371 – 6 июля 1415) – чешский мыслитель и реформатор, идеолог бюргерского крыла антифеод. революц. движения в Чехии 1 й пол. 15 в. (см. Гусизм). В 1393 Г. окончил Пражский ун т и приступил к преподават. деятельности. В 1401–02 – декан… … Философская энциклопедия

ГУС — гемолитико уремический синдром ГУС Главное управление связи МО РФ РФ, связь Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ГУС Главная университетская секция … Словарь сокращений и аббревиатур

Гус — Гус, устар. Гут (Guth, Hus, Guus) голландское имя, фамилия (у славян означает гусь). Содержание 1 Персоналии 1.1 Фамилия 1.2 Имя … Википедия

Гус — (goes) Хуго ван дер (ок. 1435 40, Гент? – 1482, монастырь Родендале близ Брюсселя), нидерландский живописец. Работал главным образом в Генте, где вступил в гильдию Св. Луки. С 1475 г., приняв монашеский сан, жил в монастыре Родендале, продолжая… … Художественная энциклопедия

Гусёк — Гусёк: Гусёк один из архитектурных обломов; очертание сечения составлено из двух дуг окружностей, образующих подобие рукописной строчной буквы г. Гусёк металлоконструкция (решётчатая или трубчатая), устанавливаемая на стрелу… … Википедия

Гус Ян — (1371 1415 гг.) национальный герой чешского народа, идеолог чешской Реформации. В 1402 03 гг. и 1409 10 гг. был ректором Пражского (Карлова) университета. С 1402 г. проповедовал в Вифлеемской часовне, ставшей центром распространения идей… … Исторический словарь

Гус Ян — Гус (Hus) Ян (1371, Гусинец, ≈ 6.7.1415, Констанца), национальный герой чешского народа, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Родился в бедной крестьянской семье. В 1393 окончил Карлов университет в Праге, в 1396 магистр, в 1401≈02 … Большая советская энциклопедия

ГУСЁК — ГУСЁК, гуська, муж. (разг.). 1. уменьш. к гусь. 2. Игра, при которой фигуры передвигаются по клеткам особым образом разграфленного картона в зависимости от счета очков на выкинутых костях и установленных правил передвижения (спец.). 3. Выступ в… … Толковый словарь Ушакова


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

Подумайте

Проверьте себя

1. Чехия располагалась почти в центре Европы, в ней пересекались важнейшие торговые пути. При Карле IV, которого избрали императором Священной Римской империи, страна вышла на первое место по добыче серебра, из которого чеканили монеты, в городах развивались более 200 ремесел. 2. Чешские крестьяне и горожане изнемогали от поборов церкви и угнетения со стороны немецких бюргеров, так как и те и другие забирали у них землю, собирали налоги и подати, при этом чехи практически не участвовали в политической деятельности своего государства. 3. Ян Гус обвинял церковь в жадности, торговле церковными должностями и индульгенциями, высоких податях. Он призывал отнять у церкви все её богатства, отобрать земли у монастырей и епископов, отменить плату за обряды и проводить их на родном языке. 4. К умеренным принадлежали зажиточные бюргеры и большинство дворян, к таборитам – крестьяне, основная масса горожан, бедные рыцари. 5. Армия гуситов состояло из народного войска. У таборитов была рыцарская кавалерия, но основную часть составляла пехота, которая была, как раз таки обучена для борьбы с рыцарями, из которых состояло войско крестоносцев. Так же табориты впервые использовали небольшие полевые пушки. Так же табориты поддерживали высокий боевой дух и дисциплиной. 6. Потому что их войско было больше, и они знали стратегии и планы таборитов.

Подумайте

1) Сходство этих идей в том, что церковь обвинялась в жадности, присваивании земель, и продаже индульгенций. 2) Потому что большинство людей были верующими, а практически вся власть, земли и богатства находились у церкви, церковь, притесняя людей, таким образом, сама двигала людей на восстания, и проявлялись эти восстания в форме ересей. 3) Ян Гус, скорее всего, рассчитывал на большой резонанс после своей смерти, который поднимет восстание. 4) Табориты добивались реформы не только церкви, но и всего общества в целом, призывали уничтожить частную собственность, все повинности и налоги. 5) Целеустремленность и верность своему делу. Он был действительно выдающимся деятелем, так как его стараниями произошли крупные изменения в стране. 6) Табориты сражались не напрасно, благодаря их борьбе в Чехии утвердилась сословная монархия. 7) В то время, когда в Чехии велись Гуситские войны, в Англии и во Франции шла война, которую назвали Столетней.

ГУС, ЯН (Hus, Jan) (ок. 1371–1415), чешский религиозный реформатор.

Родился в местечке Гусинец (Чехия) в крестьянской семье. В 1393 окончил Пражский университет, где в 1396 получил степень магистра свободных искусств, в 1401–1402 был деканом факультета свободных искусств, а в 1402–1403 и 1409–1410 – ректором университета. В 1402 он был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке.

Литературная деятельность Гуса протекала параллельно его борьбе за свои воззрения. Обращаясь к академическим кругам и мирянам, он использовал как латынь, так и чешский язык. Наиболее примечательным вкладом Гуса в дело защиты реформ явилась книга О церкви (De Ecclesia, 1413). Труды Гуса на чешском языке – замечательное литературное дополнение к его проповедям в Вифлеемской часовне. Их число значительно выросло в течение его добровольного изгнания, они были предназначены как последователям Гуса в Праге, так и новым его сторонникам по всей стране. Циклу работ на чешском языке, в которых Гус стремился осветить сложные проблемы или объяснить основоположения христианского учения, предшествуют краткие трактаты по вопросам, представляющим общий интерес. Его труд Объяснения веры, декалога и молитвы Господней содержит описание тонких теологических проблем на доступном пониманию народа уровне. Важное место следует отвести собранию чешских проповедей Postilla, а также блестящему описанию христианских принципов Дочь, или Истинное знание о подлинном молении, которое посвящено набожным женщинам, членам конгрегации Яна Гуса. См. также РЕФОРМАЦИЯ.

Ян Гус, это самый важный религиозный реформатор 15-го века, чья работа была переходной между средневековым периодом и периодом Реформации. Он был вовлечен в ожесточенные споры о Западном расколе, его обвинили в ереси на соборе в Констанце и сожгли на костре. Но его идеи живы по сей день. Как и в средневековье, многие священники купаются в роскоши, а простые люди продолжают нести им подаяния. Мы вновь переживаем этот период и иногда кажется, чтобы мы очнулись нам нужен свой Ян Гус, который расскажет массе о зажратости церкви.

Ранняя жизнь и педагогическая карьера

Ян Гус родился в семье бедняков в Гусинце на юге Чехии, откуда и взял свое имя. Около 1390 года он поступил в Пражский университет, а через два года после его окончания в 1394 году он получил степень магистра и начал преподавать в университете. Он стал деканом философского факультета в 1401 году.

В это время Пражский университет переживал период борьбы с иностранным, главным образом немецким, влиянием, а также интенсивным соперничеством между, с одной стороны, немецкими мастерами, которые поддерживали номинализм и считались врагами церковной реформы, а с другой, националистические чешские мастера, которые были склонны к реалистической философии и являлись восторженными читателями философских сочинений Джона Уиклифа, критика номинализма. Гус изучал работы Уиклифа, а затем и его богословские труды, которые были привезены в Прагу в 1401 году. Ян находился под влиянием основополагающих принципов Уиклифа, хотя он никогда не поддерживал его крайностей и был особенно впечатлен предложениями Уиклифа о реформе римско-католического духовенства.

Клерикальное имение владело примерно половиной всей земли в Богемии, а богатство высшего духовенства вызывали ревность и негодование среди бедных священников. Богемское крестьянство тоже были недовольны духовенством и оное воспринималось как будто это жестокий землевладелец. Таким образом, существовало потенциальное основание для поддержки любого движения за церковную реформу в то время, когда авторитет самого папства был дискредитирован западным расколом. Попытки реформирования были предприняты чешским королем Карлом IV, и работы Уиклифа были избранным оружием национального реформаторского движения, основанного Яном Миличем из Кромержижа

Лидер чешского реформаторского движения

В 1391 году ученики Милича основали Вифлеемскую капеллу в Праге, где публичные проповеди проповедовались на чешском (а не на латыни) в духе учения Яна. С 1402 года Гус отвечал за часовню, которая стала центром растущего национального движения за реформы в Богемии. Он все больше погружался в публичные проповеди и в конце концов стал популярным лидером движения. Несмотря на свои обязанности в Вифлеемской часовне, Гус продолжал преподавать на факультете искусств университета и стал кандидатом на степень доктора богословия.

В 1403 году немецкий университетский университет составил список из 45 статей, предположительно выбранных из произведений Уиклифа, и назвал их еретическими. Поскольку у немецких мастеров было три голоса, а у чешских - только один, немцы легко переиграли чехов, и 45 статей отныне были расценены как попирание православия. Основным обвинением против учения Уиклифа был его принцип постоянства - то есть, что хлеб и вино в Евхаристии сохраняют свою материальную сущность. Уиклиф также объявил, что Писание является единственным источником христианской доктрины. Гус не разделял всех радикальных взглядов Уиклифа, таких как взгляды на оставшуюся жизнь, но некоторые члены реформаторской партии сделали это, в том числе учитель Гуса, Станислав из Знойма, и его сокурсник Штепан Палеч.

Ян Гус и западный раскол

С 1378 года римская католическая церковь была разделена западным расколом, во время которого папская юрисдикция была разделена между двумя папами. Как лидер реформ, Гус без колебаний поссорился с архиепископом Збинеком, когда последний выступил против Пизанского собора (1409 г.), который был призван для того чтобы свергнуть противников и реформировать церковь. Совет получил поддержку чешских мастеров в Пражском университете, тогда как немецкие мастера были против. Немецкие мастера, имевшие большинство голосов в университетских делах, поддержали архиепископа, который настолько разозлил короля Вацлава, что в январе 1409 года он нарушил законы университета, предоставив чешским мастерам по три голоса каждому и немцам только один; Результатом стала массовая эмиграция немцев из Праги.

Осенью 1409 года Гус был избран ректором ныне доминирующего в Чехии университета. Окончательный разрыв между архиепископом Збинеком и Гусом произошел, когда Пизанский собор сверг и папу Григория XII, власть которого была признана в Богемии, и Бенедикта XIII, и на их месте избран Александр V. Однако свергнутые папы сохранили юрисдикцию над частями Западной Европы. Таким образом, вместо двух стало три папы. Архиепископ и высшее духовенство в Богемии оставались верными Григорию, тогда как Гус и партия реформ признали нового папу. После принудительных мер царя, направленных на то, чтобы признать Александра V законным папой, архиепископ, получив большую взятку, заставил Александра запретить проповедовать в частных часовнях, в том числе в Вифлеемской часовне. Гус отказался подчиняться приказу папы, после чего Збинек отлучил его от церкви. Несмотря на его осуждение, Ян продолжал проповедовать в Вифлеемской часовне и преподавать в Пражском университете. В конечном счете король заставил Збинека пообещать Яну Гусу свою поддержку перед римской курией, но затем он внезапно умер в 1411 году.

Последнее испытание философа

Западный раскол не ослабевал, и венгерский король Сигизмунд, будучи вновь избранным (1411 г.) королем Германии, увидел возможность обрести престиж как восстановитель церковного единства. Он заставил Иоанна XXIII созвать собор в Констанце, чтобы найти окончательное решение раскола и положить конец всем ересям. Поэтому Сигизмунд послал эмиссара, чтобы пригласить Гуса присутствовать на совете, чтобы объяснить его взгляды - приглашение, которое Гус, естественно, не хотел принимать. Но когда Джон угрожал королю Вацлаву за несоблюдение запрета, и после того, как Сигизмунд заверил Яна Гуса в безопасном поведении для поездки в Констанцию ​​и обратно (независимо от того, какое решение может быть), реформатор наконец согласился пойти.

Он уехал в Констанц, в ноябре 1414 года. Вскоре после прибытия в Констанц он с молчаливого согласия Сигизмунда был арестован и помещен в заключение, из которого он никогда не выходил. Враги Гуса преуспели в том, что он предстал перед Советом Констанции как еретик. Все, что мог бы получить за него серьезное вмешательство богемской знати, - это три открытых слушания, на которых ему было позволено защищаться, и ему удалось опровергнуть некоторые из выдвинутых против него обвинений. Совет призвал Гуса отречься от своих убеждений, чтобы спасти свою жизнь, но для большинства его членов совета он был опасным еретиком, которого ждала одна судьба- смерть. Когда он отказался отречься, он был торжественно приговорен 6 июля 1415 года и сожжен на костре.

Верования и сочинения

Было много споров о том, в какой степени Гус был обязан Уиклифу за его богословские убеждения. В Констанции он отказался подчиниться требованию совета полностью отказаться от Уиклифа и, несомненно, поддержал доктрину предопределения и отстаивал верховенство библейской власти над католической церковью. Однако взгляды Гуса могут быть истолкованы как кульминация чешского национального движения за реформы. Его последователи и последующие богемские религиозные реформаторы приняли имя гуситов.

Во время изгнания в 1412–14 годах Ян Гус заменил своей популярной проповедью в Праге серию сочинений на чешском языке. С тех пор они стали классикой чешской литературы и одинаково важны в истории чешского языка, потому что Гус разработал новую и более простую орфографию. Самым важным из этих произведений является его популярный трактат Vyklad viery, desatera a patere. Писания Гуса на чешском и латинском языках включают другие религиозные трактаты, научные трактаты и лекции, сборники его проповедей и личные письма.

Спасибо за просмотр. Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а также читайте и другие мои статьи:

Читайте также: