План родительского всеобуча в доу

Обновлено: 07.07.2024

Районный отдел образования администрации Тоцкого района

на 2015-2016 учебный год.

Цели и задачи родительского всеобуча.

Знакомство родителей с основами педагогических, психологических, правовых знаний.

Обеспечение единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи.

Обобщение и распространение положительного опыта воспитания.

Предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок.

Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.

Формирование родительского общественного мнения.

Воспитание родителей, родительского коллектива.

Формы родительского всеобуча.

Педагогическое просвещение (родительский всеобуч) проводится самостоятельно или является основной частью родительских собраний.

— Реализация плана родительского всеобуча через форум, гостевую книгу сайта ДОУ

— Наглядный материал и стенды для родителей в здании детского сада.

Родительские всеобучи проводятся ежемесячно.

— лекторий для родителей проводится в детском саду;

— материал помещается на сайте ДОУ.

— Материал помещается в родительских уголках и стендах.

Основные вопросы, рассматриваемые на всеобучах: актуальные педагогические, психологические, правовые проблемы.

2.Цель программы:
Содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей, выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
3.Задачи программы:
3.1 Знакомство родителей с основами педагогических, психологических, правовых знаний.
3.2. Обеспечение единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи.
3.3. Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
3.4. Предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок.
3.5. Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
3.6 Вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей.
4.Формы занятий психолого-педагогического всеобуча
4.1 Консультация, беседа;
4.2 Круглый стол, дискуссия, семинар-практикум;
4.3День открытых дверей, досуг;
4.4Тренинг, мастер-класс, ролевая игра;
5.Заключительные положения
5.1.Тематика родительского всеобуча может меняться в связи с изменением:
- направления работы ДОУ;
- уровня образования родителей.
5.2. Изменения и дополнения к родительскому всеобучу разрабатываются совместно с:
администрацией;
педагогами ДОУ;
родителями воспитанников.
и утверждаются на педагогических советах.

Ноябрь.

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Просветительская работа родителей способствует повышению осознанности своих обязательств по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.

Совместная деятельность семьи и детского сада позволяет обеспечить эффективность психического и социального развития воспитанников, нормализовать условия их развития, сформировать необходимые навыки взаимодействия взрослых и детей, обеспечить социальную адаптацию школьников.

Программа родительского всеобуча БМАДОУ № 41 направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательной организации в интересах развития личности ребенка.

Цель программы: Содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей, а также взаимодействию семьи и ДОО с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.

  • Знакомство родителей с основами педагогических, психологических, правовых знаний в сфере образования и воспитания детей.
  • Обучение эффективным способам общения с ребенком и тактикам поведения в проблемных ситуациях его развития;
  • Обеспечение единства воспитательных воздействий ДОО и семьи.
  • Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
  • Предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок.
  • Привлечение родителей к активному участию в образовательной деятельности и развитии ребенка.

Формы родительского всеобуча*:

1. Консультационный центр : индивидуальные и групповые консультации, беседы, в том числе в дистанционном формате;

2. Клуб заботливых родителей: круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы, ролевые игры;

3. "День открытых дверей": открытые занятия педагогов-специалистов;

Также просвещение родителей осуществляется через:

- наглядный материал и стенды для родителей в здании и группах детского сада,

- на странице группы социальной сети "В Контакте"

*Примечание: на время действия карантинных мер по предупреждению распространения короноавирусной инфекции используются индивидуальные и дистанционные формы взаимодействия с родителями.

- оптимизация детско-родительских отношений и совершенствование навыков воспитания.

- повышение педагогической компетентности родителей;

-оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

- создание условий для эффективного взаимодействия педагогического коллектива ДОО с родителями и общественностью.

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.

Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка. Позвоночник взрослого человека имеет небольшие изгибы: в шейном и поясничном отделе - вперед, в грудном и крестцовом - назад. Они образуются постепенно по мере роста организма, особенно после того как ребёнок научится стоять и ходить. Эти изгибы имеют положительное значение для организма, так как смягчают резкие вертикальные нагрузки на позвоночник (при прыжках, падении и др.); они называются физиологическими изгибами.

Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется. Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. Не приходится убеждать кого-либо в большой роли физического воспитания как фактора, формирующего осанку ребенка. Естественно, что задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание не единственный фактор, влияющий на осанку. Последняя зависит и от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы.

Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Поэтому важно строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).

Важно постоянное наблюдение в процессе всей жизни за положением тела каждого ребенка. Только общими усилиями воспитательного учреждения, семьи, при активном участии и контроле медицинского персонала можно добиться формирования правильной осанки у детей.

Тем не менее, многие ученые отмечают: на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе и детей.

Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у дошкольников: искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость; асимметричное положение плеч и др.

Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту ребенка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели на боку); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр; ношение какого-либо груза в одной и той же руке). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствуют также частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.

Работу по формированию правильной осанки и коррекции ее нарушений должны вести не только врачи. Ведь дефекты осанки, кифозы, лордозы, сколиозы и плоскостопие могут развиваться еще в грудном возрасте, когда в костной системе ребенка имеется большое количество неокостеневшей хрящевой ткани. Они возникают в результате того, что слишком рано детей начинают сажать, ставить на ножки или учить ходить. Недостаточно развитые мышцы испытывают большую статическую нагрузку, а это приводит к деформации опорно-двигательного аппарата.

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.

В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений, по словам М. Алиева (с. 18, являются гимнастические упражнения с различными предметами. Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Малышам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.

Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастикой и во время физкультминуток можно использовать следующие упражнения (М. Алиев) : прогибание спины с обручем или с мячом в руках; наклоны в стороны с обручем за спиной; приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках; наклоны назад с разведением рук в стороны; наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх лежа на спине; ползание на четвереньках; ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др.

Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки, и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок мог фиксировать правильное положение тела.

При исправлении дефектов осанки используются определенные упражнения.

Для профилактики и коррекции сутулости (кифоза) : прогибание спины назад с отведением рук вверх назад; ходьба на носках с прогибанием спины; прогибание спины, сидя на стуле (скамейке) с потягиванием; вытягивание сцепленных рук назад; прогибание спины в положении лежа с упором на локти; прогибание спины стоя на четвереньках и коленях; наклоны назад с отведением рук в стороны.

Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы.

Плоскостопие достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.

При плоскостопии, в результате снижения высоты свода стопы и некоторого отклонения ее кнаружи теряется способность стопы противостоять нагрузкам, то есть нарушается ее рессорная функция.

Если ребенок стоит, то область внутреннего свода касается поверхности опоры и на него падает общий вес тела. Расположенные на уровне свода мышцы, сосуды,

нервы растягиваются, вследствие чего возникают неприятные ощущения в стопах и мышцах голени: чувство усталости, онемения и даже боли.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т. д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

При движении ударяя стоп о поверхность земли передаются вверх почти без изменений и, достигая головного мозга, приводят к его микротравмам. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются. Общий результат всего этого - нарушение сна.

Наиболее распространено продольное плоскостопие, которое составляет более 55% всех деформаций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже и у детей является следствием относительной слабости и недостаточности мышечно – связочного аппарата стопы и голени.

По происхождению различают врождённое и приобретённое плоскостопие. В свою очередь, приобретённое плоскостопие бывает рахитическим, паралитическим, травматическим и статическим.

В последнее время в детском саду увеличилось количество детей, имеющих нарушения опорно – двигательного аппарата.

В нашем учреждении существует специализированная группа для лечения и профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата. Совместно с врачом физдиспансера и медсестрой ДОУ мы обследовали детей средних, старшей, подготовительной групп. Всего с нарушением осанки и плоскостопием было выявлено 48 человека (нарушение осанки и плоскостопие – 10 человек, нарушение осанки – 23 человек, плоскостопие – 19 человек).

На начало учебного года дети прошли обследование у специалистов, получили заключительный диагноз и были зачислены в специализированную группу.

Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача. С каждым годом медицинские работники ДОУ выявляют всё больше детей с плоскостопием и нарушением развития опорно – двигательного аппарата.

Осанку ребёнка необходимо формировать с самого раннего возраста, как в семье, таки в детских дошкольных учреждениях. Предупреждение развития, а также устранение неправильной осанки и плоскостопия должны находиться в центре внимания родителей, педагогов, инструкторов по физической культуре и медицинских работников ДОУ.

Задачи оздоровительно – профилактических мероприятий:

1. Поддержание оптимального двигательного режима;

2. Укрепление мышечного корсета в целом;

3. Профилактика хронических заболеваний и травматизма.

Основным средством профилактики плоскостопия является ЛФК.

В ДОУ используются практически все существующие формы ЛФК: утренняя гигиеническая гимнастика, занятия лечебной гимнастикой, самостоятельные занятия (под контролем воспитателей, прогулки, оздоровительный бег, игровые занятия.

Для полноценного физического развития детей в нашем учреждении имеется физкультурный зал, оснащённый различным оборудованием и инвентарём. Он включает в себя тренажёры для развития разных групп мышц, лечебные и массажные мячи различных диаметров, балансир, предназначенный для развития чувства равновесия, координаций, движений, гибкости и подвижности суставов.

В каждой группе ДОУ оборудована физкультурно – оздоровительная зона, оснащённая необходимым инвентарём для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же чёткий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду, поэтому проводятся родительские собрания на тему профилактик и нарушения осанки и плоскостопия:

– стараться приучать детей спать на жёсткой ровной постели, с невысокой подушкой. – не - не водить детей за одну и ту же руку. – обеспечить детям рациональное, полноценное питание. – наличие мебели и предметов обихода должны соответствовать росту и возрасту ребёнка. – постоянный контроль над осанкой за столом. – полезны занятия плаванием, ходьба на лыжах (с 4 – х лет, езда на велосипеде, ходьба и бег без обуви по тренажёрам, песку, гравию.

- применение общеразвивающих упражнений, укрепляющих, в частности, и нижние конечности; - ежедневное использованием утренней гимнастики, тёплых ванн (35 – 36) (ноги опущены до колена, массажа; - ношение обуви на каблуке не более 1 – 2 см. При такой высоте каблука уравновешивается нагрузка на передний и задний отделы стопы. Если высота каблука возрастает, происходит смещение нагрузки на передний отдел стопы, икроножные мышцы находятся в состоянии постоянного напряжения, изменяется угол наклона таза, деформируется осанка; - ношение обуви на 1 см. больше самого длинного пальца (чаще первого, но может быть, второго, третьего); - обязательным выполнением требования: не донашивать обувь старших детей, так как в этом случае портится индивидуальная форма стопы; - ношение обуви, которая не должна быть узкой или слишком просторной, а её подошва – толстой, поскольку снижается естественная гибкость стопы;.

При начинающемся плоскостопии, кроме подбора обуви, необходимо уменьшить нагрузка на свод стопы при стоянии и ходьбе, вкладывать в обувь супинаторы. В конце дня рекомендуются теплые ванны с последующим массажем свода стопы и супинирующих мышц.

Массаж – необходимая часть комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать тонус мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая кровообращение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы. Приносит облегчение в случае боли в стопах и восстанавливает нормальные условия. Для развития и роста нижних конечностей.

Задачи лечебной физкультуры при плоскостопии у детей.

1. Общее укрепление организма ослабленного ребёнка;

2. Поддержание психомоторного развития на возрастном уровне;

3. Профилактика нарушения осанки.

1. Исправление имеющейся деформации стопы (увеличение свода, устранение пронации пятки и т. д.)

2. Укрепление мышц, формирующих свод стопы;

3. Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.

Средства, используемые для поставленных задач:

Лечебная физическая культура во всём своём многообразии.

Физические упражнения при плоскостопии, как общеразвивающие, так и специальные, проводятся в разгрузочном исходном положении (устраняющем статическую нагрузку) – лёжа, сидя, особенно в начале курса ЛФК. По мере укрепления мышечно – связочного аппарата голени и стопы в основной части курса вводятся упражнения, в исходном положении стоя, в ходьбе.

Все специальные упражнения выполняются в сочетания с упражнениями, направленными на воспитание правильной осанки, и общеразвивающими упражнениями - в соответствии с возрастными особенностями занимающихся.

При плоскостопии и для его предупреждения вводятся упражнения, направленные на укрепление мышц стопы и голени: ходьба на носках и босиком по неровной поверхности (песку, мелкой гальке, на носках и пятках, на наружных краях стоп, по гимнастической палке и растянутому на полу канату; захватывание мяча ногами; собирание мелких предметов пальцами ног и переноска их на небольшое расстояние; катание обруча, мяча пальцами ног.

При боковом искривлении позвоночника (сколиозе) : пружинящие наклоны вправо и влево; поднимание левой руки вверх с отведением правой назад и наоборот; прогибание спины с отведением левой руки вверх в положении лежа на животе, затем то же с отведением правой руки; прогибание спины из положения стоя на четвереньках с подниманием левой руки вверх, затем то же для правой руки. Упражнения, выполняемые лежа на спине, животе разгружают позвоночник, способствуют увеличению подвижности пораженного сегмента, укрепляют мышечный корсет

Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – задача каждой семьи.

Начинать нужно с профилактики заболеваний грудного возраста детей.

Педагогический коллектив детского сада понимает важность и нужность всех оздоровительных мероприятий, которые проводятся у нас с детьми. Поэтому основной задачей нашего учреждения является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребёнка. Наш детский сад имеет определённые условия и хорошую материальную базу, что позволяет нам в полной мере заниматься оздоровлением дошкольников.

Профилактике плоскостопия нужно уделять отдельное внимание, т. к. стопа – это фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребёнка.

В коррекции различных видов плоскостопия преобладают функциональные методы лечения, среди которых ЛФК занимает ведущее место.

Очень важно эмоциональное состояние в семье.

Нужно воспитывать у родителей ответственность за своих детей и продолжать работу с родителями о соблюдении ортопедического режима в домашних условиях.

Рациональное питание, свежий воздух, солнце, водные процедуры, движения, физкультура, спорт – залог здоровья наших детей.

Помните! Легче предупредить заболевание, чем его лечить.

Консультация по ОБЖ для родителей в ДОУ Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную.

Читайте также: