План рассказа о диких животных в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие,речевое развитие, физическое развитие.

Программные задачи:

Материалы и оборудование: опорные карты с символами, схемы, маски диких животных, картинки с изображением диких (заяц, белка, ёж, волк, медведь, лиса), схемы – жилища животных, видеописьмо от инопланетян (ИКТ).

Ход образовательной деятельности

- Дети входят в группу (здороваются).

- Ребята, я приготовила для вас стихотворение, хотите послушать? (Да.)

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

- Скажите, о ком это стихотворение? (Это стихотворение о диких животных.)

- Давайте проверим, хорошо ли вы знаете этих животных? (Да.)

- Я буду называть цепочку из 4 слов, а вы будете называть лишнее слово и объяснять свой выбор. (Воспитатель бросает мяч, отвечает тот ребенок, куму бросили мяч.)

- волк, белка, лиса, кошка (домашнее животное);

- ёж, комар , олень, белка (насекомое);

- лиса, медведь, заяц, дятел (птица);

- заяц, корова, собака, лошадь (дикое животное);

- бельчонок, лисёнок, медведица, зайчонок (взрослое животное).

- Молодцы, все правильно ответили!

(Слышится какой-то звук.)

- Ой, ребята, кажется нам пришло письмо. Пойдемте, посмотрим?

- Это электронное письмо, давайте его посмотрим? (Просмотр видео на компьютере.)

- Ребята, поможем инопланетянам, выполним их просьбу? Давайте придумаем рассказы про диких животных, которые водятся в наших лесах. Ваши рассказы я запишу на видео, а видео отправим инопланетянам.

- Посмотрим по этой картинки и расскажите:

  1. Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело)?
  2. Где живёт (берлога, нора, логово, дупло)?
  3. Чем питается (на кого охотится)?
  4. Части тела?
  5. Чем покрыто тело?
  6. Какое это животное?

- Теперь начинайте рассказывать о животном.

- Саша, кто это? (ребёнок берет схему) – приложение №1.

Рассказ по цепочке:

«Это заяц, у зайца на голове длинные уши, поэтому у него хороший слух.

- Продолжи, Даня. У зайца быстрые ноги, передние лапы короткие, а задние длинные. У него короткий хвост.

- Дальше Лена. Тело покрыто теплой, пушистой шерстью. Заяц меняет цвет шерсти, зимой он белый, а летом серый. Питается он растениями. (Молодец).

- Настя, повтори, пожалуйста, рассказ о зайце от начала до конца. (Очень хорошо.)

(Воспитатель закрывает опорную карту иллюстрацией. Вот так выглядит заяц.)

- Маша, к какому животному относятся эти изображения, расскажи? - приложение №2.

- Ребята, вы все молодцы, у вас получились очень интересные рассказы.

- Может немножко отдохнем? (да)

- Вставайте и вместе (физминутки):

У нас славная осанка

Мы свели лопатки

Мы походим на носках

А потом на пятках

Пойдем мягко. Как лисята

И как мишка косолапый

И как серый волк – волчище

И как заинька трусишка

Вот свернулся волк в клубок,

Потому что он продрог

Лучик ежика коснулся

Ежик сладко потянулся.

- Ребята, а давайте представим, что вы лесные звери, наденьте шапочки и каждый расскажет о себе. Проводится игра: какой? Какая? (ребенок называет по три слова определения).

Я медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой.

Я лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая.

Я волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый.

Я заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий.

Я ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.

Я белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.

Я лось – рогатый, большой, длинноногий, травоядный.

Я рысь – хитрая, хищная, ловкая, сильная, прыгучая, быстрая.

- Молодцы, все хорошо рассказали, наигрались, пора и по домам.

- Давайте поможем лесным друзьям найти свое жилище.

- По моей команде отыщите нужное жилище.

- 1, 2, 3, беги! (дети подбегают к нужной схеме) – приложение №3.

Итог: - Ребята, вы сегодня составили интересные рассказы, а о ком они были? (Мы составляли рассказы о диких животных.)

- Почему они называются дикими? (Потому что эти животные живут в лесу.)

- Скажите, а что вам понравилось делать больше всего? (Спросить 3-4 ребенка.)

- развивать память, внимание, словесно- логическое мышление.

- закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

-закреплять употребление существительных в родительном падеже;

- воспитывать доброжелательные отношения к разным животным.

Материал к занятию: план - схема, картинки с изображением диких животных, их жилищ, игрушки – перчатки (заяц, белка, ёж, волк, медведь, лиса, ёлка, письмо в конверте (звуковое письмо на кассете, картинка с изображением инопланетян.

Ход занятия.

Дети входят в группу. Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.

- волк, белка, лиса, кошка;

- слон, лось, заяц, барсук;

- ёж, комар, олень, белка;

- лиса, медведь, заяц, дятел;

- заяц, корова, собака, лошадь.

- бельчонок, лисёнок, медведица, зайчонок;

- сорока, белка, синица, воробей.

Отвечает тот ребёнок, кому воспитатель кидает шарик или мячик.

После игры раздаётся стук в дверь. Пришло письмо от инопланетян. Воспитатель читает письмо и показывает портрет инопланетянина детям:

Ребята, поможем инопланетянам, выполним их просьбу? Давайте придумаем рассказы про диких животных, которые водятся в наших лесах. Ваши рассказы я запишу на плёнку, а плёнку отправим инопланетянам.

А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).

План рассказа

1. Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело?

2. Где живёт (берлога, нора, логово, дупло?

3. Чем питается (на кого охотится?

4. Как зовут детёныша?

1. Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и вызывает слабых детей ответить на вопросы.

Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.

Затем воспитатель предлагает детям выбрать картинку и составить по ней рассказ о диком звере, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 3 - 4 человека)

(дети ходят по кругу и изображают как передвигаются звери: лиса, заяц, волк, медведь, олень)

Ребята, а давайте представим, что вы теперь не дети, а лесные звери и каждый расскажет про себя.

Я медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой;

Я лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая;

Я волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый;

Я заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий;

Я ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.

Я белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.

Я лось – рогатый, большой, длинноногий, травоядный.

Я рысь – хитрая, хищная, ловкая, сильная, прыгучая, быстрая.

Наигрались звери, про себя рассказали, пора и по домам. Давайте мы поможем нашим лесным друзьям найти свои дома.

Итог: Что понравилось?

Давайте нарисуем в подарок инопланетянам диких животных, чтобы они не только послушали ваши рассказы, но и увидели какие дикие звери обитают на планете Земля.

• учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.

Развивающие:

• продолжить упражнять в образовании существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами; притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа;

• закрепить умение образовывать имена существительные с числительными;

• развивать слуховое и зрительное восприятие.

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к природе;

• формировать навыки самостоятельности, доброжелательности и сотрудничества.

Оборудование:

Картинки с изображением диких животных, их жилищ и частей тела, мяч, жетоны трёх цветов на каждого ребёнка.

Словарная работа :

Имена существительные : белка, медведь, лиса, ежик, заяц, волк, лось; лосёнок, волчонок, ежонок, бельчонок, лисёнок, зайчонок, медвежонок.

Имена прилагательные: ловкий, неуклюжий, злой, голодный, серый, большой, лохматый, хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая, трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой, запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая.

Притяжательные прилагательные: лисья, волчье, беличье, заячий и т.д

Предварительная работа:

- запоминают новую информацию на слух (чтение художественной литературы);

Ход занятия

Организационный момент:

В: -Ребята, проходите в круг, давайте поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой) .

В: -Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда и к кому вы узнаете, отгадав загадки:

Этот зверь живет в бору,

У стволов грызет кору.

Летом в шубке серенькой,

А зимою — в беленькой. (Заяц)

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Уши серые торчком. (Волк)

С ветки на ветку могу я летать.

Рыженький хвост никому не поймать.

Некогда летом в лесу мне играть –

Надо грибы для зимы собирать. (Белка)

В деревне кур крадет. (Лиса)

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Всю зиму между елками

Проспал мешок с иголками.

«Ф-ф-ф — хватит спать,

- А вот и самая последняя загадка

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко. (Лось)

В: -Ребята, про кого были эти загадки? Правильно, про диких животных.

-А почему их так называют? (они живут самостоятельно и обходятся без помощи человека, сами добывают себе пищу, воспитывают детенышей, строят жилища ).

-Где живут дикие животные? (В лесу).

-Как вы уже догадались, мы отправляемся в лес в гости к диким животным.

-Ну что в путь? А пока мы идём, будем выполнять разные задания, вы готовы? Проходите, садитесь на пенёчки (дети садятся на стульчики).

-Итак, первое задание:

В: -Ребята, посмотрите пожалуйста на картинки, звери ушли далеко от своих домиков и не могут найти дорогу обратно. Помоги им найти дома (дети рисуют дорожку от животного к домику), и отвечают на вопрос полным предложением.

Где живет белка? (Белка живёт в дупле) . Значит это чье дупло? (Это беличье дупло) , все дети хором повторяют…беличье.

Где живет волк? (Волк живёт в логове) . Это чье логово ? (Это волчье логово) .

Где живет лиса? (Лиса живёт в норе) . Это чья нора? (Это лисья нора) .

Где живет медведь? (Медведь живёт в берлоге) . Это чья берлога (Это медвежья берлога) .

Где живёт заяц? (Заяц живёт под кустом). Это чей домик? (Это заячий домик).

В: - Молодцы, справились и с этим заданием.

В: -Ребята, а сейчас животные хотят, чтобы мы их назвали ласково.

В: - Ну а сейчас пора немного отдохнуть, вставайте и выходите на полянку.

(Дети выполняют движения согласно тексту).

В:- Захотели наши животные пить и отправились на водопой. Вокруг себя покружись и в зверят превратись (дети идут по кругу).

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой (Идут по кругу друг за другом) .

За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая) .

За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках) .

За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются на присядках) .

За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку) .

За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками) .

За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней) .

Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами) .

В: -Ну что, отдохнули? Тогда продолжаем играть.

В: -Ребята, а знаете ли вы детенышей животных? Сейчас я проверю. Я буду кидать мяч и называть маму, а вы кидать мне мяч обратно и называть их детенышей.

У мамы лисы-лисёнок, а если их много-лисят

У мамы белки-бельчонок, а если их много-бельчат

У мамы волчицы-волчонок, а если их много-волчат

У мамы ежихи-ежонок, а если их много-ежат

У мамы лосихи-лосёнок, а если их много-лосят

У мамы медведицы-медвежонок, а если их много-медвежат

У мамы зайчихи-зайчонок, а если их много-зайчат.

В: - А сейчас давайте посчитаем наших животных:

В: - Один медведь, два медведя, три медведя, четыре медведя, пять медведей; Один волк, белка, лиса, лось, заяц.

Молодцы. А мы продолжаем наше путешествие, проходите на места.

В: -Ребята, а сейчас мы попробуем описать животных.

Волк (какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый.

Лиса (какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Заяц (какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…

Белка (какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

Для этого вы должны взять каждый по жетону и разделиться на группы из трёх человек так, чтобы получился светофор.

- Первый светофор идёт к этой карточке, и т.д (пока все дети не займут место у карточек).

- На карточках изображены части тела животных, жёлтый и зелёный цвета будут называть части тела, а красный их проверять и в конце игры сказать, правильно ли дети справились с заданием.

Чьи уши? – заячьи уши

Чей хвост? – заячий хвост

Чьи лапы? – заячьи лапы

Чья голова? – заячья голова

- А теперь давайте проверим, как вы справились. Молодцы.

Итог занятия:

В: - Ребята, вам понравилось путешествие? ( Да )

- А давайте вспомним, кого мы встретили в лесу? ( Белку, медведя, волка, лису, зайца, лося, ёжика ).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Конспект по речевому развитию

ООД Развитие речи

Цель: Создание условий игровых и проблемных ситуаций, направленных на обучение детей составлению описательного рассказа о диком животном.

Развивающие: закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи; закреплять употребление существительных в родительном падеже;

навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками; общую , мелкую моторику; активизировать воображение детей; побуждать к активной речи, память, внимание, развивать любознательность, фантазию, память, внимание, словесно- логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими; чуткое и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Активизация словаря:

Материалы: план - схема, картинки с изображением диких животных, их жилищ, игрушки – перчатки (заяц, белка, ёж, волк, медведь, лиса), ёлка, письмо в конверте, картинка с изображением инопланетян.

Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, чтение художественных произведений о животных, заучивание загадок.

1.Вводная часть

Организационный момент.

Эмоциональный настрой

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.

- волк, белка, лиса, кошка ;

- слон , лось, заяц, барсук;

- ёж, комар , олень, белка;

- лиса, медведь, заяц, дятел ;

- заяц, корова, собака, лошадь.

- бельчонок, лисёнок, медведица, зайчонок;

- сорока, белка , синица, воробей.

Отвечает тот ребёнок, кому воспитатель кидает шарик или мячик.

Мотивация детей на предстоящую деятельность. Формирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

После игры раздаётся стук в дверь. Пришло письмо от инопланетян. Воспитатель читает письмо и показывает портрет инопланетянина детям:

Ребята, поможем инопланетянам, выполним их просьбу? Давайте придумаем рассказы про диких животных, которые водятся в наших лесах. Ваши рассказы я запишу на плёнку, а плёнку отправим инопланетянам.

2 Основная часть

Уточнение плана рассказа детей, осуществляемого в тесном контакте с взрослым

А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).

План рассказа

Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело)?

Где живёт (берлога, нора, логово, дупло)?

Чем питается (на кого охотится)?

Как зовут детёныша?

1. Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и вызывает слабых детей ответить на вопросы. Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца. Затем воспитатель предлагает детям выбрать картинку и составить по ней рассказ о диком звере, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 3 - 4 человека)

( дети ходят по кругу и изображают как передвигаются звери: лиса, заяц, волк, медведь, олень)

Закрепление ранее полученных знаний

Ребята, а давайте представим, что вы теперь не дети, а лесные звери и каждый расскажет про себя. ( Каждый ребёнок называет по три слова определения)

Я медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой;

Я лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая;

Я волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый;

Я заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий;

Я ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.

Я белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.

Я лось – рогатый, большой, длинноногий, травоядный.

Я рысь – хитрая, хищная, ловкая, сильная, прыгучая, быстрая.

Наигрались звери, про себя рассказали, пора и по домам. Давайте мы поможем нашим лесным друзьям найти свои дома.

Что было особенно интересно?

Что помогло составить такие хорошие рассказы?

Выход на самостоятельную деятельность

Давайте нарисуем в подарок инопланетянам диких животных, чтобы они не только послушали ваши рассказы, но и увидели какие дикие звери обитают на планете Земля.

Читайте также: