Результаты психолого педагогического исследования уровня готовности к школьному обучению

Обновлено: 05.07.2024

Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни, начало нового, очень важного периода его развития. От степени школьной зрелости и уровня психологической подготовленности к школе во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса, формирование его отношения к школе и личностное развитие в целом. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности :

В последние годы теоретические положения о психологической готовности к обучению в школе всё более операционализируются в виде создаваемых психодиагностических методик. Необходимо учитывать, что готовность к школе – это некоторое состояние психического развития личности, которое является многокомпонентным образованием.

Объект исследования : дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования : психологическая готовность к школьному обучению.

Цель исследования : изучить особенности психологической диагностики готовности детей к школьному обучению.

Задачи исследования :

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

3. Охарактеризовать основные аспекты школьной зрелости;

4. Определить критерии психологической готовности к обучению и адаптации к школе;

5. Апробировать диагностику исследования психологической готовности к школьному обучению;

6. Сформулировать рекомендации родителям по развитию психологической готовности к школе.

Новизна исследования заключается в подборе комплекса методик для диагностики психологической готовности детей к школе.

Степень и уровень разработанности проблемы.

Методы исследования : теоретические и эмпирические методы исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в осуществлении обобщения научных данных о психологической готовности детей к школьному обучению.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в настоящем исследовании результаты выступают основой для практических рекомендаций по руководству развития психологической готовности ребенка к школе, могут использоваться при составлении программ по коррекции различных аспектов школьной зрелости старших дошкольников, служить основой для организации работы по психолого-педагогическому просвещению педагогов и родителей, обеспечению преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Отличительной чертой подхода многих отечественных психологов к проблеме готовности детей к школе является выделением мотивационной и социальной сфер личности в качестве ведущих, особо значимых.

Психофизиологический аспект зрелости характеризуется состоянием основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Интеллектуальный аспект зрелости определяется уровнем развития когнитивных функций, определенной широтой представлений, речевым развитием и познавательной активностью. Личностный аспект школьной зрелости включает наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности, совокупность определенных характеристик волевой, эмоциональной сфер и сферы самосознания ребенка, необходимых для успешного освоения учебной деятельности.

Проблема готовности детей 6-7 лет к обучению и адаптации к школе

От уровня готовности детей к школьному обучению во многом зависят особенности протекания периода адаптации к школе. В отличие от физиологической адаптации, происходящей автоматически, психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления. Школьная зрелость во многом обусловливает вхождение ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения.

Затруднения, возникающие вследствие недостаточной сформированности готовности к школьному обучению, могут приводить к школьной дезадаптации. Проявления школьной дезадаптации неуспех в учебной деятельности и неспособность к адекватному поведению могут закрепляться и способствовать возникновению школьных неврозов.

Таким образом, готовность к школьному обучению в виде достаточной сформированности различных аспектов школьной зрелости можно рассматривать как один из факторов успешной адаптации детей к школе. Целенаправленные психолого-педагогические мероприятия по формированию готовности к школьному обучению можно рассматривать как одно из направлений по профилактике школьной дезадаптации.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Организация и проведение диагностического обследования по сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью.

Данное исследование проходило на базе ДОУ "Журавушка". В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста, среди которых 6 мальчиков и 6 девочек. Критериями отбора детей являлись : 1) возраст от 6 лет 1 месяца до 6 лет 9 месяцев; 2) отсутствие отклонений в развитии; 3) половой признак (6 мальчиков,6 девочек).

Цель: выявление умения внимательно слушать и точно самостоятельно выполнять указания взрослого.

Оборудование: тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками для каждого ребенка.

Экспериментатор напоминает дошкольникам, где право, где лево, показывает образец рисования узора.

Рисуем следующий узор. Поднимите карандаши, теперь поставьте карандаши на следующую точку. Психолог диктует узор. Аналогично рисуются и другие узоры.

Обработка результатов. Анализируя результаты выполнения задания, требуется порознь оценивать: а) действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Оценивается умение ребенка внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители; б) степень самостоятельности учащегося в учебной работе. В обоих случаях можно ориентироваться на следующие уровни выполнения:

Высокий уровень. Оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым, в одном из них встречаются отдельные ошибки.

Средний уровень. Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки; или один узор сделан безошибочно, а второй не соответствует диктуемому.

Уровень ниже среднего. Один узор частично соответствует диктуемому, другой не соответствует.

Низкий уровень. Ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.

Оборудование: лист нелинованной бумаги формата А4, одна сторона которого чистая (для выполнения задания № 1, а другая разделена по горизонтали на две равные части (для выполнения заданий № № 2 и 3); в верхней половине слева помещен образец письменных букв, в нижней части – образец точек.

Процедура проведения: Сначала ребенку предлагают специальный бланк теста: лист нелинованной бумаги величиной примерно с развернутый тетрадный лист, одна сторона которого чистая (для выполнения задания № 1, а другая разделена по горизонтали на две равные части (для выполнения заданий № № 2 и 3); в верхней половине слева помещен образец письменных букв, а справа оставлено место для его воспроизведения ребенком. Аналогично в нижней половине слева помещен образец точек для воспроизведения, а справа – свободное место. Выполнение теста начинается с рисования человека.

Задание № 1. Инструкция: здесь нарисуй какого-нибудь человека. Так, как ты это сумеешь. (5 образцов для оценки выполнения теста приведены в приложении № 1 на рис. 1).

Задание №2. Инструкция: Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не учился писать, но попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и здесь, рядом (справа) на этом пустом месте, напиши тоже так.

Задание №3. Инструкция: Посмотри – здесь точечки. Нарисуй здесь рядом такие же.

Обработка результатов. Оценка выполнения теста (отметки от 1 до 5) Общий результат теста – это сумма баллов по отдельным заданиям.

1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Приведение мужской одежды. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа.

2 балла. Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три не хватающие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла. Рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Мы допускаем неприведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.

4 балла. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.

1 балл. Совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в три слова. Нельзя, чтобы над буквой отсутствовала точка. Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.

2 балла. Еще разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.

3 балла. Очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать четыре буквы образца.

5 баллов. Черкание.

1 балл. Почти совершенное подражание образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть больше, чем наполовину. Рисунок должен быть параллельным с образцом.

2 балла. Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами или столбцами.

3 балла. Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати или меньше семи. Допускается любой поворот – даже на 180°.

4 балла. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы.

5 баллов. Черкание.

Общий результат теста – это сумма баллов по отдельным заданиям: от 3 до 6 баллов – уровень выше среднего, от 7 до 11 – средний уровень, от 12 до 15 – ниже нормы.

Затем детям предлагают ответить на ряд вопросов, касающихся развития социальных качеств, общей осведомленности, развития мыслительных операций (Приложение 2).

Обработка результатов. Результат теста – это сумма баллов (+ и -, достигнутых по отдельным вопросам. Классификация результатов: 1. + 24 и лучше; 2. + 14 до + 23; 3. + 0 до 13; 4. -1 до -10; 5. -11 и хуже.

3) Методика исследования внутренней позиции школьника и выявления характера ориентации на школьно-учебную деятельность Т. А. Нежновой предполагает проведение беседы.

Ход исследования. Ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения.

А – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла; Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл; В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов.

Результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

4-0 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

Анализ результатов диагностического обследования

№ п/п ФИ ребенка Уровень произвольности

1. Егор А. средний

2. Витя Б. высокий

3. Илья Б. средний

4. Кирилл З. высокий

5. Даша Е. средний

6. Саша З. ниже среднего

7. Света К. высокий

8. Лиля К. средний

9. Алена К. средний

10. Наташа К. высокий

11. Сергей Д. средний

12. Оля К. высокий

Результаты диагностики по тесту Керна-Йирасека

Испытуемый 1 этап 2 этап

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Количество баллов Классификац. группа

1. Егор А. 2 3 1 8 3

2. Витя Б. 1 1 1 26 1

3. Илья Б. 1 2 1 18 2

4. КириллЗ. 1 1 1 24 1

5. Саша З. 2 3 2 10 3

6. Даша Е. 2 2 1 12 3

7. Света К. 1 1 1 25 1

8. Лиля К. 1 2 1 15 2

9. Алена К. 1 3 2 17 2

10. НаташаК. 1 1 1 25 1

11. СергейД. 1 1 1 26 1

12. Оля К. 1 1 1 24 1

По результатам проведения опросника выяснилось, что все дети входят по классификации в положительные группы и считаются готовыми к школьному обучению, но при наличии некоторых индивидуальных различий в показателях.

Результаты исследования сформированности внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность представлены в таблице

Результаты диагностики по методике Т. А. Нежновой

№ п/п ФИ ребенка Кол-во баллов Сформированность внутренней позиции школьника

1. Егор А. 6 Начальная стадия

2. Витя Б. 10 Сформирована

3. Илья Б. 7 Начальная стадия

4. Кирилл З. 6 Начальная стадия

5. Саша З. 4 Не сформирована

6. Даша Е. 3 Не сформирована

7. Света К. 8 Начальная стадия

8. Лиля К. 3 Не сформирована

9. Алена К. 4 Не сформирована

10. Наташа К. 8 Начальная стадия

11. Сергей Д. 10 Сформирована

12. Оля К. 10 Сформирована

Сформированность внутренней позиции школьника

Внутренняя позиция школьника достаточно сформирована только у троих детей – Вити Б., Сергея Д., Оли К. У них отмечается школьно-учебная ориентация и положительное отношение к школе.

У пятерых испытуемых (Егора А., Ильи Б., Кирилла З., Светы К., Наташи К.) отмечается преимущественный интерес к внешней атрибутике школьной жизни и начальная стадия формирования внутренней позиции школьника.

Четыре ребенка не проявляют интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована) – Саша З., Даша Е., Лиля К., Алена К.

Обобщенные результаты по трем методикам представлены на рисунке (Рисунок 5).

Обобщенные результаты исследования готовности к школе

Таким образом, по результатам диагностики по трем методикам можно сделать вывод, что 4 дошкольника (33,3%) имеют высокий уровень готовности к школьному обучению. Это дети с достаточно высоким уровнем произвольности выполнения заданий, самостоятельно могут выполнять задание, умеют действовать по образцу, достаточно хорошо развиты социальные качества, внутренняя позиция школьника практически сформирована.

Для полноценной подготовки дошкольников к обучению в школе необходимо привлекать родителей. Некоторые рекомендации родителям по развитию готовности к школе рассмотрены в следующем пункте работы.

Рекомендации родителям по развитию готовности к школе

Отношение ребенка к школе формируется задолго до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играют следующие факторы, которые определяют пути формирования готовности ребенка к школьному обучению :

-формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка необходимо выработать познавательную активность, умение слушать и слышать педагога, воспринимать учебную задачу, намечать способы ее выполнения, добиваться результата;

- формирование таких нравственно-волевых качеств, как настойчивость, ответственность, самостоятельность и старательность. Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладевать знаниями и умениями, прилагать для этого достаточные усилия.

Для формирования готовности к школе необходимым является следующее:

А) формирование у детей представлению об учебе как значимой деятельности;

Б) Уважение к личности ребенка, учет его индивидуальных особенностей, формирование дружеских отношений в коллективе;

В) Опора на уже имеющийся у детей опыт поведения;

Г) Постепенное повышение требований к детям;

Д) Разъяснение ошибок в форме, не допускающей прямого порицания.

Особое значение имеют доброжелательный характер общения с детьми, тон адресованных им замечаний, умение вводить то или иное правило ненавязчиво, но внушительно, проявляя при этом уважение к личности ребенка, чуткость и понимание его состояния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Данная работа была посвящена проблеме готовности детей к обучению в школе. Исследование было проведено на теоретическом и эмпирическом уровне.

Теоретический анализ связи готовности к школе и адаптации к школьному обучению позволило рассматривать готовность к школьному обучению в виде достаточной сформированности различных аспектов школьной зрелости как один из факторов успешной адаптации детей к школе. Целенаправленные психолого-педагогические мероприятия по формированию готовности к школьному обучению можно рассматривать как одно из направлений по профилактике школьной дезадаптации.

В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста. Критериями отбора детей являлись : возраст от 6 лет 1 месяца до 6 лет 9 месяцев; отсутствие отклонений в развитии. Был проведен количественный и качественный анализ индивидуальных показателей выполнения всех тестовых заданий. Анализируя и интерпретируя результаты диагностики, можно говорить о том, что большую часть детей, принявших участие в исследовании, можно считать готовыми к школьному обучению с точки зрения развития произвольности и интеллектуальной сферы. Однако сделан вывод о недостаточном уровне личностной готовности (внутренней позиции школьника, на основе чего сформулированы рекомендации родителям.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Но данная проблема требует продолжения исследования в рамках других исследований, в частности в плане анализа различных диагностических программ и методов психокоррекционной и развивающей работы.

Формирование готовности детей старшего дошкольного возраста в ДОО к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема «От того, как будет чувствовать себя ребнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит.

Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе Консультация для родителей. КРИТЕРИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Время летит очень быстро! Еще совсем недавно вы.

Особенности лего-конструирования у детей с ДЦП (старший дошкольный возраст) Процесс взаимодействия с миром ребёнок осуществляет через деятельность. Основной вид деятельности в дошкольном детстве – игра, а также продуктивные.

Психолого-педагогические условия для формирования социальной и психологической готовности детей к школе Современное дошкольное образование развивается принципиально в новых условиях. Введение в действие федерального государственного образовательного.

Развитие связной речи как основной фактор готовности детей к обучению в школе С О О Б Щ Е Н И Е Тема: " Развитие связной речи, как основной фактор готовность детей к обучению в школе" (из опыта работы) Подготовила:.

В период с 15.05.2017 г. по 31.05.2017 г. проведена психологическая диагностика готовности выпускников дошкольных учреждений к школьному обучению.

Цель диагностической программы : изучение сформированности предпосылок учебной деятельности.

1.Изучение уровня познавательного развития:

- Кратковременная зрительная и речевая память;

- Понятийное интуитивное и логическое мышление;

- Способность сосредоточенно работать;

Контингент: дошкольники 6-7 лет, поступающие в первый класс.

Диагност: педагог – психолог: Лавровская А.В.

В период с 15.05.17 г. по 31.05.16 г. психолого – педагогическая диагностика готовности к школьному обучению была проведена с 3 воспитанниками, поступающими в первый класс в 2017-2018 учебном году.

Результаты проведенных диагностических мероприятий свидетельствуют о следующем:

Произвольное внимание и работоспособность (Тест Тулуз-Пьерона).


25% детей способны принять темп учебной работы и сохранять удовлетворительную работоспособность в течение учебной деятельности на уроке.

75% имеют низкую скорость переработки информации и низкую внимательность.

Характер проявления низкой работоспособности следующий:

- Высокий темп деятельности при низком качестве работы;

- Медлительность в деятельности с высокой точностью и качеством работы;

-Общая медлительность интеллектуального характера, т.е. слабое интеллектуальное развитие замедляет осознание, анализ и процесс оперирования изучаемым материалом.

- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;

- Высокий уровень личностной тревожности;

- Недостаточное развитие понятийного мышления;

- Психо-физиологические особенности детей.

Зрительно – моторная координация (Тест Бендер).


75% дошкольников имеют слабый уровень развития зрительно-моторной координации. Им трудно дается оперативная координация зрительного образа и движения руки. Как следствие: трудности в пространственном расположении материала на рабочем листе, сложности при обучении письму, нелепые ошибки на письме.

25% дошкольников имеют значительные нарушения зрительно-моторной координации. Рисунки грубо не соответствуют образцам. Обязательно требуется консультация невропатолога.

- Недостаточное развитие моторных навыков;

- Органические и функциональные нарушения мозга.

Речевая память (тест 10 слов).


75% дошкольников продемонстрировали развитие речевой памяти на среднем уровне;

25% имеют патологию.

Таким образом, 75% детей успешно воспринимают информацию, заданную в речевом формате.

25% имеют слабую речевую память. Эти дети смогут воспринимать речевую информацию только при ее 3-5 кратном дублировании.

- слабое речевое развитие;

- абсолютное доминирование кинестетической или визуальной репрезентативной системы;

- высокий уровень личной тревожности;

- сочетание общей инфантильности ребенка с высокой беспечностью.

Возможно сочетание нескольких причин.

Зрительная память (тест 16 картинок).


75% имеют средний уровень развития произвольного зрительного запоминания;

25% продемонстрировали низкий уровень.

Таким образом, можно говорить о наличии структурной зрительной памяти у 75% дошкольников.

- недостаточное развитие внимания, что снижает качество работы в целом;

Базой для усвоения школьных знаний является понятийное интуитивное и логическое мышление. Данное исследование показывает следующий уровень развития:

Понятийное интуитивное мышление:


Высокий уровень – 0%;

Выше среднего – 0%.

Средний уровень – 75%, свидетельствующий о наличии необходимых зачатков для развития полноценного понятийного мышления.

Слабый уровень – 0%. 25% имеют патологию. Они не только не способны самостоятельно разобраться в каких – либо научных построениях школьной программы, но и не видят смысла в том, что им придётся делать на уроках.

Понятийное логическое мышление:


Средний, выше среднего, высокий уровни развития – 758%. Они способны понимать смысл, суть закономерностей, с которыми он имеет дело, и правильно применять их на практике.

Слабый уровень – 0%. Патология - 25%. Таким образом, 25% дошкольников не могут работать по правилу. Они могут его вызубрить, но не умеют применять и делают ошибки. Правило может быть использовано только на материале, на котором оно было объяснено, либо используется там, где оно не работает.

Адаптационные резервы изучались на основе следующих параметров :


75% имеют средний уровень тревожности. Неопределенные ситуации воспринимаются детьми в положительном ключе и не содержат эмоционально дестабилизирующего фактора.

25% - слабый уровень тревожности. Это, как правило, дети отличающиеся неадекватностью и инертностью поведения.


100% детей демонстрируют стабильность благоприятного эмоционального состояния. Эти

дошкольники веселы и оптимистичны. Характерно преобладание положительных эмоций.

Энергетический баланс организма.


25% первоклассников показали оптимальную работоспособностью. Предстоящая нагрузка будет соответствовать их психофизиологическим возможностям. Образ жизни позволяет полностью восстанавливать затраченную энергию.

50% имеют компенсируемое состояние усталости. Они восстанавливают оптимальную работоспособность за счет периодического снижения активности.

25% имеют дисбаланс психофизиологической энергии, свидетельствующий о неадекватности предстоящей нагрузки.

- состояние здоровья, наличие хронических заболевания;

- переутомление, связанное с нерациональным ритмом жизнедеятельности и нагрузкой.

Эмоциональное отношение к процессу школьного обучения и общения.


При поступлении в школу дети ассоциируют школьную среду со следующими цветами:

Желтый цвет - 24% чувствуют себя комфортно в дошкольном детстве и того же ожидают от школы.

Красный цвет - 24% в среднем в детском саду предпочитают активную позицию, инициативу в деятельности. Такая же установка сохранилась в отношении школы.

Зеленый цвет - 23% детей в школе надеются утвердиться как личности, достойные похвалы и уважения. Уверены, что их способности будут оценены по достоинству.

Черный цвет - 6% детей чувствуют себя в детском саду дискомфортно. Проявляют скрытый, либо явный протест.

Серый цвет - 11% безразлично относятся ко всему, что связано с детским садом.

Можно утверждать, что 17% детей, выбравших черный и серый цвета, уже имеют запущенный механизм дезадаптации, который может проявиться в школьной среде.

Ожидания в отношении общения с педагогами демонстрируют следующие диаграммы:

Красный и желтый цвет

53% дошкольников готовы занять активную, жизнерадостную позицию и ожидают состояния комфорта при общении с педагогом. В силу возрастных психологических особенностей авторитет взрослых на данный момент является доминирующим. Поэтому аналогичная установка в отношении сверстников присутствуют в меньшей степени.

33% - пребывают в состоянии комфорта и активной позиции в среде сверстников.

Здоровые самоутверждающие амбиции и стремления испытывают:

35% - рядом с учителем;

12% - в среде сверстников.

Черный цвет – 0% имеют значительные сложности, протест в общении с ближайшим социальным окружением.

0% ожидают состояние переутомления и тревоги от общения со сверстниками.

0% - в отношениях с учителями.

6% детей от педагога ожидают особого тепла, внимания, заботы. Эти дети предпочли занять рядом с учителем позицию ребенка – дошкольника и сохраняют инфантильную позицию в общении со сверстниками.

Рассматривая эмоциональные установки детей в отношении семьи, выделяются следующие тенденции:

Красный и желтый цвет - 23% детей чувствуют себя комфортно: активны, жизнерадостны, оптимистичны.

Фиолетовый цвет - 6% заняли инфантильную позицию: капризы, слезы, потребность в опеке, перекладывание ответственности на окружающих.

Черный цвет - 12% ощущают дискомфорт в среде семьи, выражают протест, либо пребывают в состоянии конфликта.

Коричневый цвет - 0% испытывают утомление и тревогу от общения с родителями.

Серый цвет - 6% отмечают недостаток внимания со стороны родителей.

Таким образом, 18% дошкольников, выбравших серый, коричневый и черный цвета, в той или иной степени испытывают дискомфорт в среде семьи.

- характер воспитания в семье;

- отрицательный опытом взаимодействия в дошкольном детстве;

- эмоционально-личностная сфера, психофизиологическими особенности детей.

Анализируя результаты диагностики готовности к школьному обучению, следует акцентировать внимание на следующих положительных моментах:

- 82% детей способны принять темп учебной работы и сохранять удовлетворительную работоспособность в процессе учебной деятельности на уроке;

- 56% диагностируемых демонстрируют достаточное развитие зрительно – моторной координации;

- 94% имеют достаточный объем речевой памяти;

- 56% - зрительной памяти;

- 58% обладают навыками самостоятельной интеллектуальной деятельности;

- 80% справляются с логическими заданиями, умеют работать по алгоритму;

Характеризуя эмоциональное состояние и установки, необходимо отметить следующее:

- 27% имеют регулируемое состояние тревожности, испытывают эмоционального напряжения в ближайшем социальном окружении;

- 73% имеют хорошее настроение, удовлетворены текущим положением дел;

- 82% демонстрируют оптимальную работоспособностью. Эти дети отличаются бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам;

- 47% имеют позитивные эмоциональные установки в отношении школы и связанной с ней социальной средой.

- 36% дошкольников имеют низкую скорость переработки информации и внимательность;

- 17% - слабый уровень развития зрительно-моторной координации;

- 6% - слабую речевую память;

- 38% - слабую зрительную память;

- 34% - недостаточно развитое понятийное - интуитивное мышление;

- 12% - недостаточно развитое логическое мышление.

Эмоциональное состояние и характер взаимодействия с ближайшим социальным окружением будут осложнять прохождение адаптационного периода у ряда обучающихся в силу следующих особенностей:

- 27% детей обнаруживают неадекватную реакцию на тревожные стимулы;

- 27% детей на момент исследования имеют пониженное настроение;

- 18% имеют недостаточные психофизиологические резервы для адаптации к учебной нагрузке и среде общения;

- 16% - чувствуют психологический барьер в общении с взрослыми;

- 22% - в общении со сверстниками.

Полученные результаты необходимо учитывать при организации учебной деятельности в период адаптации. А именно:

Произвольное внимание и работоспособность:

- Наращивание темпа деятельности должно проходить поэтапно по мере автоматизации и свертывания отрабатываемых навыков.

-Дифференциация причин нарушения внимания, через анализ особенностей психофизиологического развития детей;

- Своевременная смена видов деятельности, использование релаксационных пауз и упражнений на мобилизацию позволит поддерживать оптимальную работоспособность обучающихся в течение учебного дня.

- Постепенное приучение детей к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы, сличению ее с образцом.

- Обучение визуальному анализу, используя поэлементное письмо в специально расчерченном поле (как при перерисовывании картин с помощью мелкой клетчатой сетчатки).

- Обведение образцов букв или слов через кальку.

- Развитие произвольной речи, обогащение словарного запаса. Активизация речи расширяет возможности всех связанных с ней психических процессов;

- Обучение визуалов и кинестетиков проговариванию всего, что они видят и делают;

- Оптимизация процесса адаптации высокотревожных детей к школе. В этом случае нервная зажатость, оказывающая депрессирующее влияние на память пройдет;

- Рациональное использование зрительных стимулов в ходе учебной деятельности.

Понятийное интуитивное и логическое мышление:

- Обучение навыкам работы с текстом, графическому выражению закономерностей.

Повышение адаптационных резервов требует работы в следующих направлениях:

- Снижение психофизиологического напряжения;

- Исключение авторитарного стиля общения с детьми;

- Учет особенностей нейродинамики тревожных детей.

- Постановка вопроса о состоянии здоровья детей, т.к. переутомление может быть связано с хроническими заболеваниями.

- Установка единства требований семьи и школы для нормализации темпа деятельности, режима труда и отдыха, снижения нагрузок.

Взаимодействие с ближайшим социальным окружением:

- Создание условий для личностного самовыражения в новом социальном окружении;

- Формирование классного коллектива;

- Установка единства требований семьи и школы.

Для организации работы по вышеуказанным направлениям необходимо:

1. Провести совещание при заместителе заведующего по ВМР Арефьевой Т.А. с целью ознакомления воспитателей с результатами диагностики готовности дошкольников к школьному обучению.

2. Провести консультации с педагогами подготовительных групп с 20.05.16 г. по 31.05.16 г. по следующим темам:

3. Рекомендовать воспитателям в своей работе методическую копилку педагога-психолога для оптимальной организации учебно-воспитательной работы.

4. Провести групповые консультации для родителей по результатам проведенного диагностического исследования.

Справка подготовлена педагогом-психологом ___________________ Волосниковой С.Ю.

Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике психологической готовности к школьному обучению. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Главная функция диагностики - выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение и должны быть направлены усилия педагогов в первом классе. Предметом внимания педагогов и родителей является

работоспособность будущего первоклассника,

умение взаимодействовать и подчиняться правилам,

успешность усвоения программных знаний и

необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций,

что позволяет говорить о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе.

Наибольшее значение имеют

когнитивная готовность – сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность;

мотивационная готовность – сформированность внутренней позиции школьника;

волевая готовность – сформированность произвольности психологических процессов, способности к саморегуляции, самоконтролю.

В связи с этим готовность ребенка к школьному обучению определяется обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом методик, направленных на выявление:

1) уровня психического и волевого развития;

2) наличия необходимых навыков и умений;

3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.

По плану работы ШМППК в мае 2013 года была проведена диагностика дошкольников, с целью выявления уровня психологической готовности детей к обучению в школе. В обследовании принимали участие 12 детей.

Для определения уровня школьной зрелости были использованы следующие методики для психолого-педагогического исследования особенностей познавательной деятельности ребенка:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА.

Осведомленность. Кругозор

Тест для будущих первоклассников

АЛМ: (из методических рекомендаций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

Произвольное внимание

Моторика руки

Срисовывание группы точек (тест Керна-Йирасека) ,

Срисовывание фразы (тест Керна-Йирасека),

Произвольная память

Методика. Диагностика уровня развития произвольного внимания и произвольной памяти,

Оперативная зрительная: 10 картинок (из методических рекомендаций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

Эмоционально-волевая сфера

Эмоциональное отношение к деятельности,

волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности,

настойчивость, склонность к завершению деятельности,

работоспособность, темп деятельности.

Школьная мотивация

Учитывались такие показатели как:

осведомленность, умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний;

состояние зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций;

умение удерживать в процессе деятельности количество условий при восприятии задания на слух;

сформированность произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;

уровень умственного и речевого развития, словарного запаса;

сформированности причинно - следственных, пространственно-временных, логических связей, уровень развития монологической речи (умение построить связный последовательный рассказ);

сформированности способности делать умозаключения по аналогииумение, классифицировать предметы, находить логическое основание для обобщения;

объем и скорость слухоречевого и зрительного запоминания;

уровень волевой регуляции, мотивационной сферы личности ребенка.

ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

2013 – 2014 УЧЕБНОМ ГОДУ

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ

Умственное и речевое развитие

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

МОТИВАЦИОН НАЯ

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

УРОВЕНЬ / БАЛЛ

достаточный/

недостаточный

БАЛЛ / УРОВЕНЬ

достаточный

38 / условно

достаточный

44 / условно

недостаточный

28 / не готов

достаточный

47 / условно

недостаточный

34 / не готов

недостаточный

35 / не готов

недостаточный

35 / не готов

достаточный

47 / условно

недостаточный

27 / не готов

недостаточный

40 / условно

недостаточный

38 / условно

достаточный

47 / условно

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ / ( % )

Готов / высокий

5-42% достаточный ур

Условно / средний

Не готов / низкий

7-58% недостаточн ур

не готов-5-42%%

1. Результаты ШППК обследования детей следующие:

0%(0) – детей готовы к школьному обучению;

58 %(7) – условно готовы;

42%(5) – не готовы

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №1


2. Изучение уровня интеллектуальной готовности свидетельствует:

72 % детей имеют достаточный уровень развития состояния зрительного восприятия, тонких движений руки и зрительно-моторных координаций, осведомленности, умения ориентироваться в окружающем мире, запаса знаний;

из них 50% детей показали высокий уровень сформированности произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;

у 67% детей выявлен низкий уровень слухоречевого запоминания, умения удержать в процессе деятельности несколько инструкций при восприятии задания на слух;

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №2


ДИАГРАММА №3


3. Исследование умственного и речевого развития выявило следующие результаты сформированности логических операций:

83% детей имеют достаточный уровень развития словесно-логического и наглядно-действенного мышления: осуществлять сравнения, классифицировать предметы, находить логическое обоснование для обобщения;

у 17% - низкий уровень вербально-логического мышления, не сформирована способность определять причинно-следственные и пространственно-временные отношения, строить связный последовательный рассказ, выделять существенные признаки предметов, проводить аналогию понятий, выполнять умозаключения

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №4


4.Результаты изучения уровня волевой готовности показали:

42% детей имеют достаточный уровень развития умения управлять своим поведением, умственной деятельностью, способности напряженно трудиться, выполнять школьный режим жизни;

у 58% детей волевая готовность к школе находится на низком уровне: слабо развито умение слушать, удерживать в памяти словесную инструкцию, строить свои действия согласно этой инструкции, самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, целенаправленность деятельности, поведенческая регуляция

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №5


5. Тестовая беседа по определению уровня развития школьной мотивации выявила следующие результаты:

у 92% детей на достаточном уровне сформирована внутренняя позиция, психосоциальная зрелость, личностная готовность: принятие новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей;

из них высокий уровень формирования положительного отношения к школе, чувство необходимости в учении выявился у 17% детей;

8% - имеют низкий уровень формирования произвольности деятельности, волевых усилий, учебной мотивации; преобладает игровая мотивация

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №6


Диагностическая работа позволила

Определить уровень школьной зрелости каждого дошкольника, определить его сильные и слабые стороны в развитии психических функций;

Выявить причины неготовности организма ребенка к систематическим школьным нагрузкам, новому режиму, которые объясняются низким уровнем развития отдельных функций или групп функций:

органические причины —

различные недостатки в психофизиологическом развитии; снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций (вербально-логического мышления: причинно-следственные связи, аналогия; слухового восприятия, общей осведомленности, произвольного внимания и произвольной памяти);

не сформированности волевых качеств, произвольности деятельности, словарного запаса, речи

причины воспитательного характера, связанные с

неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в дошкольном возрасте,

соц. пед. запущенностью в неблагополучных семьях.

Цель психолого-педагогического сопровождения будущих первоклассников –

- интеллектуальной зрелости - аналитическое мышление, концентрация внимания; возможность вербально-логического запоминания;

- эмоционально-волевой зрелости - осознанного восприятия к выполнению инструкции произвольность психологических процессов: умение ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия;


В данной статье рассматривается психологическая готовность детей дошкольного возраста. Опытным путем доказана необходимость психологической помощи при поступлении ребенка в школу для того, чтобы устранить возможные отклонения.

Ключевые слова: готовность, психологическая готовность к обучению, ребенок, дошкольник, школа

При переходе детей из дошкольного образовательного в среднее общеобразовательное учреждение немаловажна его психологическая готовность. Без всякого сомнения, значимо, чтобы дошкольник направился в среднее учебное заведение физически подготовленным, однако это далеко не единственное требование для благополучный в учебном процессе ребенка. Эта тематика считается злободневной, в связи с тем, что в наше время ступень начального образования предъявляет к будущим ученикам достаточно высокие запросы к подготовке. И отнюдь не все учащиеся приходя в школу уже обладают простыми формами учебной деятельности, ЗУНами, которые, как полагает школа, обязаны быть привиты в ДОУ. В таком случае вся концепция преподавания и воспитания ребенка в ДОУ обязана быть нацелена на подготовку предстоящего ученика к школьному обучению.

Готовность к школе — это определенный набор, содержащий в себе не только знания и умения. Из этого следует, то что имеется конкретный набор, входящих в него компонентов и без них не будет полноценной готовности детей к учебе в школе. Допустим будут разные соотношения, но без участия всех компонентов не выйдет желаемое. Готовность подразделяется на физическую и психологическую, как уже говорилось выше. Под физической готовностью предполагается состояние здоровья учащегося, наличие либо отсутствие у него приобретенных заболеваний. В содержание психологической готовности входит система требований, предъявляемые учащемуся в ходе обучения, он должен обладать способностью выполнять их [1, стр. 23].

Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова и т. д. относят к психологической готовности следующие элементы:

  1. Личностная готовность, умение ученика войти во взаимоотношения с одноклассниками учителями, и другими взрослыми образовательного учреждения. Принятие ребенка социальной позиции, т. е. положение себя как школьника.
  2. Интеллектуальная готовность, при переходе ребенка с одной ступени образовательной системы на другую болею сложную, в данном случае начальное звено, ребенок должен быть умственно развит. Он как ученик обязан уметь обобщать, сравнивать и многое другое.
  3. Социально-психологическая готовность, становление у детей моральных навыков и навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, т. е. коммуникативных навыков.
  4. Эмоционально-волевая готовность, умение ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое поведение. Он должен уметь ставить перед собой цель, принимать какие-либо решения, намечать план действия достижения цели, прилагать усилия для достижения этой цели [2, стр. 115].

Проблема психологической готовности рассматривается в отечественной и зарубежной психологии. Но мнения на эту проблемы различаются, к примеру зарубежные ученые (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел и т. д.) рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости. Что же касается отечественных психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. Божович и т. д.) то они делали упор на теоретическое исследование проблемы.

Таким образом, психологическая готовность развивается в течении дошкольного детства и считается комплексным структурным образованием, содержащим в себе личностную, интеллектуальную, социально-психологическую, эмоционально-волевую готовность [3, стр. 15].

Обработка результатов этой методики продемонстрировала, что среди детей подготовительной группы не имеется низкого уровня, о чем и говорит изображение 1.


Умение понимать на примере, четко скопировать то, что предложено, уровень формирования произвольного внимания, зрелость пространственного восприятия в необходимой степени сформированы у 47 % детей. У остальных 53 % наблюдается средний уровень, т. е. им необходимо коррекция и развитие данных умений.


По результатам методики было выявлено, что 50 % респондентов справляется с этим заданием на хорошем уровне, и приблизительно третья часть претерпевает затруднения при его выполнении.

Полученные итоги говорят о том, что приблизительно половины группы исследуемых детей не обладают психологической готовностью к школьному обучению и могут испытывать проблемы при переходе в среднее учебное заведение.

Таким образом, диагностирование развитости условий учебной деятельности дошкольников обнаружило потребность в коррекции и развитии. Для этого необходимо осуществлять занятия, которые посодействовали бы решению следующих задач:

  1. сформировать умение самоконтроля в обучающей деятельности;
  2. совершенствовать креативные способности и воображение, создавать представления о находящемся вокруг мире, формируя заинтересованность к познавательной деятельности;
  3. совершенствовать умственные способности.

Психологическая готовность — это целостное образование. Если у детей отстает в формировании как минимум один элемент готовности, то рано или поздно это влечет недоразвитие или искажение в формировании других.

Подводя итог исследованию, можно сказать, то что несформированность одного элемента школьной готовности приводит детей к психологическим трудностям и проблемам в приспособления к школе. Это делает важным психологическую поддержку на этапе подготовки детей к школе, для того чтобы ликвидировать допустимые отклонения.

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. — СПб: Питер, 2008. — 400 с.
  2. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. — М.: Знание, 1987, 87 с.
  3. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебн. пособ. для студентов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: ТЦ Сфера, 2004, 464 с.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическая готовность, ребенок, школа, итог выполнения методики, методика, подготовительная группа, учебная деятельность, учебное заведение, школьное обучение, эмоционально-волевая готовность.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ИНН 9109010042 КПП 9109019001

ОГРН 1159102026686 ОКПО 00831149

297570, Россия, Республика Крым, Симферопольский район, с. Чистенькое, Севастопольское шоссе, дом 12

Аналитическая справка

по итогам психологического мониторинга готовности к школьному обучению

воспитанников подготовительной группы

Дата проведения обследования : октябрь 2018г, май 2019г.

Цель : определение уровня готовности детей к школьному обучению

Основные задачи проверки :

изучение состояния готовности детей к обучению в школе.

Изучение предпосылок психологической готовности детей к обучению в школе проводилось программе Н.Семаго и М.Семаго по следующим направлениям:

Так же с детьми проводилась беседа по определению мотивационной составляющей школьной готовности выпускников подготовительной группы.

Данный диагностический инструментарий позволяет определить степень готовности ребенка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей; уровень развития тонкой и крупкой моторики; уровень осведомленности в основных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления).

Таблица учета психологической готовности детей подготовительной группы к обучению к школе 2018 – 2019 уч. г
(входящее исследование)

Всего обследовано 22 выпускника подготовительной группы.

Общее количество обследованных

Высокий уровень готовности

Средний уровень готовности

Низкий уровень готовности

По результатам входящего исследования уровня школьной готовности большинство детей подготовительных групп 27% имеют средний уровень развития психических процессов, 54% детей – высокий уровень. Следует отметить, что результаты диагностики и успешности дальнейшего обучения во многом могут зависеть от врождённых качеств детей (темперамента), поэтому средний уровень не является отрицательным результатом диагностики. 9% детей условно не готовы к обучению в школе.

Качественный анализ диагностики позволил сделать следующие выводы:

1. Анализ результатов психолого-педагогического обследования выпускников показал положительные результаты по всем познавательным процессам: мышление, восприятие, внимание, воображение, память.

Достаточно хорошие результаты показали дети в развитии познавательной деятельности, т.е. дети имеют достаточный запас знаний об окружающем мире, обобщают, классифицируют основные понятия, умеют работать по образцу. Некоторые трудности дети испытывают в работе по словесной инструкции педагога, а также в развитии слуховой памяти, в составлении рассказа по картинкам, ответы на вопросы логического содержания

2. В аспекте социально-психологической готовности у детей можно отметить хороший уровень мотивационной готовности: 50% детей показали высокий уровень мотивации, 47% - средний уровень, 3% - низкий уровень мотивации.

Вместе с тем, в ходе исследования установлено:

-часть детей испытывали затруднения в ориентации на плоскости;

-наблюдаются затруднения в мыслительных процессах;

-недостаточно развита связная речь.

Хочется отдельно отметить, что большое количество детей со средним и высоким уровнем – это дети со стабильным развитием, с благоприятным прогнозом обучения в школе и дальнейшим развитием. Дети с высоким уровнем – это дети с несколько опережающим развитием, имеющие развитые способности и, естественно, с дальнейшим благоприятным прогнозом. Дети с ниже средним уровнем развития – это, в основном, дети с нарушениями речи, поведенческими нарушениями, которым в дальнейшем будет нужна индивидуальная психолого-педагогическая помощь в школе.

Повторная диагностика готовности к школе проводилась в апреле 2019 года. По результатам диагностики на конец года были получены следующие данные:

Читайте также: