План работы внеурочной деятельности в школе

Обновлено: 05.07.2024

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что основная образовательная программа реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы .

Образовательная организация способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей каждого ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Цель внеурочной деятельности : создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи:

  • формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
  • включение в личностно значимые творческие виды деятельности и в общественно значимые дела;
  • формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
  • помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, интеллектуальной и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности;
  • создание пространства для межличностного общения.

Ориентирами в организации внеурочной деятельности в нашей школе являются:

  • запросы родителей, законных представителей;
  • приоритетные направления деятельности школы;
  • интересы и склонности учащихся и педагогов;
  • возможности образовательного учреждения.

Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы.

Организуется внеурочная деятельность по 5-ти основным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Организация внеурочной деятельности в 2021/2022 учебном году

Наряду с общими требованиями к организации внеурочной деятельности, обозначенными в нормативных документах федерального и регионального уровней, школа выработала свой перечень требований:

Нормативно-правовым обеспечением реализации внеурочной деятельности в 2021 – 2022 учебном году являются:

1.Положение об организации внеурочной деятельности в МБОУ "СОШ №1"

3. План внеурочной деятельности начального общего образования на 2021- 2022 учебный год

4. План внеурочной деятельности основного общего образования на 2021- 2022 учебный год

5. План внеурочной деятельности среднего общего образования на 2021- 2022 учебный год

6. Расписание занятий внеурочной деятельности на 2021- 2022 учебный год

7. Приказ об организации внеурочной деятельности и об утверждении расписания внеурочных занятий

8. Рабочие программы внеурочной деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 55

Директор МБОУ СОШ №55

приказ № 87/1- 0 от 1.09.2017г.

План внеурочной деятельности

МБОУ-СОШ № 55

уровень основного общего образования

Екатеринбург

Пояснительная записка

План внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 55 разработан на основе следующих нормативных документов:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МОиН РФ № 1897 от 17.12.2010г.);

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Москва, Просвещение, 2011г.;

Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.] – Москва, Федеральный институт развития образования;

Основная образовательная программа ООО МБОУ-СОШ № 55.

План внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения является основным нормативно-правовым документом, регламентирующим организацию и содержание внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности для 5-7 классов ориентирован на годичный нормативный срок освоения образовательных программ внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность обучающихся 5-7 классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, отличная от урочной системы обучения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся 5-7 классов в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования общеобразовательного учреждения МБОУ-СОШ № 55.

Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся образовательного учреждения путем предоставления выбора занятий, направленных на развитие детей, сформировано с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Исходя из имеющихся условий кадрового, материально-технического обеспечения внеурочная деятельность в МБОУ-СОШ № 55 представлена следующими направлениями: общеинтеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное. Используются формы: экскурсии, мастерские, кружки, секции, клубы, объединения, советы, общества, круглые столы, конференции, олимпиады, соревнования, праздники, конкурсы, фестивали, общественно-полезные практики. На внеурочную деятельность в неделю отводится до 5 часов по параллелям.

Модель организации внеурочной деятельности

Оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические работники учреждения (классные руководители 5-7-х классов, учителя-предметники, и др.).

Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в МБОУ-СОШ № 55 , содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие принципы:

Основные принципы плана:

- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;

- соответствие обеспеченности учебно-методическими комплексами;

- учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей;

- учет кадрового потенциала образовательного учреждения;

- построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

- соблюдение преемственности и перспективности обучения.

Программа организации внеурочной деятельности в 2017-2018 учебном году, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития образовательного учреждения, состоит из рабочих программ, в рамках которых обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника по направлениям:

Спортивно-оздоровительное направление

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основные задачи:

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Духовно-нравственное направление

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи.

Основные задачи:

укрепление нравственности — основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

формирование основ российской гражданской идентичности;

пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

формирование патриотизма и гражданской солидарности;

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности должна обеспечить:

осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;

понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

Данное направление реализуется через классные и общешкольные мероприятия, систему классных часов, традиционные коллективные мероприятия.

Социальное направление

Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основные задачи :

формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование основы культуры межэтнического общения;

формирование отношения к семье как к основе российского общества;

воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

Общеинтеллектуальное направление

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основные задачи :

формирование навыков научно-интеллектуального труда;

развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования.

Общекультурное направление

Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

Основные задачи:

формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

становление активной жизненной позиции;

воспитание уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательного отношения к сверстникам и малышам;

формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

План предусматривает распределение обучающихся по возрасту, в зависимости от направления развития личности и реализуемых программ внеурочной деятельности.

План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.

Занятия групп проводятся на базе школы в спортивном зале, актовом зале, в кабинетах. Кроме того, предусмотрены внеаудиторные занятия - это экскурсии, выездные музейные уроки.

Таким образом, план внеурочной деятельности на 2017–2018 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся.

Организация внеурочной деятельности

Форма проведения – групповая.

Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы:

В плане предусмотрены нерегулярные внеурочные занятия по направлениям:

1. Общеинтеллектуальное:

Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.

Участие в олимпиадах

Разработка проектов к урокам.

2. Спортивно-оздоровительное:

Проведение бесед по охране здоровья.

Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.

Участие в школьных, районных и городских спортивных соревнованиях.

3. Социальное:

Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.

Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.

Участие в творческих конкурсах, в акциях.

Участие и подготовка к мероприятиям.

4. Общекультурное:

Подготовка и участие в конкурсах.

Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия

5. Духовно-нравственное:

Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;

Проведение тематических классных часов, встреч, бесед;

Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.

Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы выполняется ряд условий:

конкретное планирование деятельности;

кадровое обеспечение программы;

методическое обеспечение программы;

Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

педагоги школы, реализующие программу;

Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который:

- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся

Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости обучающихся во внеурочное время

Материально-техническое обеспечение

Для реализации модели внеурочной деятельности в школе имеются необходимые условия, предусмотренные ФГОС ООО.

Для организации внеурочной деятельности образовательное учреждение располагает оборудованным спортивным залом, актовым залом, библиотекой с местами школьника для выхода в Интернет, спортивной площадкой, кабинетами по предметам.

Школа располагает одним кабинетом, оборудованным компьютерной техникой, большинство предметных кабинетов подключены к локальной сети Интернет и оснащены интерактивным оборудованием.

Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далееФГОС) основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, образовательные программы реализуются образовательными организациями через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

При составлении плана внеурочной деятельности общеобразовательное учреждение руководствовалось следующими нормативными документами :

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО));

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015;

Согласно ФГОС ООО в Базисном учебном плане отводится 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС основного общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ основного общегообразования.

Особенности организации внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы основного общегообразования

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в основной школе.

Цели внеурочной деятельности на ступени основного общего образования:

Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Воспитание и социализация духовно-нравственной личности.

Задачи внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего образования:

выявить интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

ориентировать учащихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программам;

компенсировать отсутствие, дополнить и расширить в основном образовании те или иные учебные курсы, которые нужны учащимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств;

создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;

способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения.

Согласно требованиям Стандарта и сопутствующих документов к организации внеурочной деятельности в 5-9-х классах предъявляются следующие требования, которые взяты за основу её организации в средней школе № 21:

Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения;

Большинство программ внеурочной деятельности, разработанные для реализации в 5 - 9 классах, рассчитаны на 34 учебные недели, в соответствии с режимом деятельности ОУ.

Внеурочная деятельность в средней школе № 21 (в дальнейшем – школа) осуществляется на основе модели плана с преобладанием воспитательных мероприятий в 5-8 классах и модели плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности в 9х классах, когда наибольшее внимание уделяется проектной деятельности по учебным предметам.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей (5-8 классы) и развитие учебно – познавательной деятельности (9-е классы).

Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом части Учебного плана), в каждом классе до 10 часов на класс и ученика;

Курсы внеурочной деятельности не могут быть обязательной нагрузкой: ученик облает правом выбора тех курсов, которые соответствуют его индивидуальным образовательным потребностям.

Цели и задачи внеурочной деятельности определяют её основные функции в основной школе:

образовательная— обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

воспитательная— обогащение и расширение культурно-нравственного уровня учащихся;

креативная— создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересовличности;

компенсационная— освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общегообразования,

рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизиологических силребёнка;

профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональнуюориентацию;

интеграционная— создание единого образовательного пространствашколы;

функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей в формах, отличных от урочной системы обучения. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательной деятельности, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательная организация.

По месту проведения:

непосредственно в образовательнойорганизации;

совместно с организациями и учреждениями дополнительного образования детей, спортивными объектами, учреждениями культуры;

План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.

Содержание направлений внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность на базе средней школы №21 реализуется через системы внеаудиторной занятости и работу классных руководителей по следующим направлениям развития личности:

Ориентирами в планировании внеурочной деятельности в 5-9 классах школы являются следующие:

запросы родителей, законных представителей учащихся;

приоритетные воспитательные направления деятельности школы;

Духовно-нравственное.

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Работа по этому направлению позволяет организовать личностно и общественно значимые жизненные ситуации нравственного выбора и его рефлексию, возможность гражданского самоопределения в процессе участия в практической деятельности.

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности;

формирование основ морали – осознанной учащимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьников позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

принятие учащимися базовых общенациональных ценностей;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Общеинтеллектуальное:

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основными задачами являются:

формирование навыков научно-интеллектуального труда;

развитие культуры речи, воображения;

овладение навыками универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего образования.

Спортивно-оздоровительное:

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Целесообразность названного направления заключается в успешном освоении учащимися нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных и коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основной задачей является: формирование способности учащегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме.

Общекультурное:

Целесообразность данного направления заключается в воспитании и развитии обшей культуры учащихся, знакомстве с духовными ценностями отечественной культуры.

Основными задачами являются:

формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

становление активной жизненной позиции;

воспитание основ правовой, эстетической и экологической культуры.

2.2 Планируемые результаты внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы.

Формы внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, познавательные игры и беседы, поисковые и научные исследо-вания, конференции, диспуты, общественно полезные практики, олимпиады, соревнования, проектную деятельность, секции, кружки, студии; конкурсы рисунков, рассказов и сочинений, и др

Личностные результаты

рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:

освоение национальных ценностей, традиций, культуры;

ориентацию в системе моральных норм и ценностей;

основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать :

гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам на силы и готовность противостоять им;

уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Коммуникативные результаты

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников

строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные результаты:

основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

основам ознакомительного, творческого, усваивающего чтения;

Модель организации внеурочной деятельности описывает инструменты достижения этих результатов.

Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни:

о приобретении школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека;

о принятых в обществе нормах поведения и общения;

об основах здорового образа жизни;

об истории своей семьи и Отечества;

о русских народных играх;

о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

о правилах проведения исследования.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом:

развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия:

школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности;

опыт публичного выступления;

опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

формирование у детей социокультурной идентичности: российской, этнической, культурной, гендерной и др.

План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность

Координирующую роль выполняет классный руководитель в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

2.3 Материально-техническоеобеспечение

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивными залами со спортивным инвентарем, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой; имеется столовая, в которой будет организовано питание, имеется медицинскийкабинет.

Школа располагает кабинетами, оборудованным компьютерной техникой, подключенным к локальной сети Интернет. В кабинетах информатики имеются компьютеры, мультимедиа, интерактивные доски, комплекты оборудования дляробототехники. Кабинеты начальных классов, предметные кабинеты основной школы оснащены интерактивными досками и прочим необходимым оборудованием.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что основная образовательная программа реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы .

Образовательная организация способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей каждого ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Цель внеурочной деятельности : создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи:

  • формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
  • включение в личностно значимые творческие виды деятельности и в общественно значимые дела;
  • формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
  • помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, интеллектуальной и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности;
  • создание пространства для межличностного общения.

Ориентирами в организации внеурочной деятельности в нашей школе являются:

  • запросы родителей, законных представителей;
  • приоритетные направления деятельности школы;
  • интересы и склонности учащихся и педагогов;
  • возможности образовательного учреждения.

Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы.

Организуется внеурочная деятельность по 5-ти основным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Организация внеурочной деятельности в 2021/2022 учебном году

Наряду с общими требованиями к организации внеурочной деятельности, обозначенными в нормативных документах федерального и регионального уровней, школа выработала свой перечень требований:

Нормативно-правовым обеспечением реализации внеурочной деятельности в 2021 – 2022 учебном году являются:

1.Положение об организации внеурочной деятельности в МБОУ "СОШ №1"

3. План внеурочной деятельности начального общего образования на 2021- 2022 учебный год

4. План внеурочной деятельности основного общего образования на 2021- 2022 учебный год

5. План внеурочной деятельности среднего общего образования на 2021- 2022 учебный год

6. Расписание занятий внеурочной деятельности на 2021- 2022 учебный год

7. Приказ об организации внеурочной деятельности и об утверждении расписания внеурочных занятий

8. Рабочие программы внеурочной деятельности.

Читайте также: