Какая научная школа ввела в психологию понятие бессознательного психоанализ

Обновлено: 08.07.2024

О психоанализе Зигмунда Фрейда, наверное, слышал каждый. Но мало кто понимает, что это действительно такое.

Что такое психоанализ

Психоанализ основан McLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. на вере в существование бессознательных мыслей, чувств, желаний и воспоминаний. В качестве терапии его часто используют для лечения депрессии, фобий, панических атак, обсессивно‑компульсивных и посттравматических стрессовых расстройств. Психоанализ тесно связан Brenner G. H. What Is Psychoanalysis? Psychology Today. с психодинамической терапией.

Общей психоаналитической теории лечения не существует Safran J.D. Psychoanalysis Today. Psychology Today. .

Ещё психоанализ можно Brenner G. H. What Is Psychoanalysis? Psychology Today. считать формой самопознания, источником новых духовных переживаний. Если человек годами делится самым сокровенным с тем, кто помогает ему интерпретировать эту информацию, то может взглянуть на себя с совершенно другой стороны.

Ну и наконец, психоанализ нередко рассматривают Кудряшов И. С. Психоанализ и его предпосылки. Journal of Siberian Medical Sciences. как научно‑философскую концепцию. Сам Фрейд считал, что психоанализ не является ни психологией, ни философией. Он называл свою теорию метапсихологической То есть абстрагированной, обобщающей, описывающей саму психологию. — Прим. автора. и верил, что однажды она станет наукой. Но этому не суждено было сбыться.

Как появился психоанализ

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд родился в 1856 году в Австрии и большую часть своей жизни провёл Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. в Вене. Он поступил в медицинский институт и получил образование невролога в 1881 году. Вскоре открыл частную практику и стал лечить людей с психологическими расстройствами.

Фрейд заинтересовался бессознательным и в 1890‑х годах вместе с Брейером начал изучать состояние невротических пациентов под гипнозом. Коллеги пришли к выводу, что состояние пациентов улучшалось, когда они с помощью гипноза узнавали о реальных источниках своих проблем.

Фрейд также увидел закономерность: чаще всего наиболее болезненные переживания его пациентов были связаны с сексом. Он предположил, что эти тревожные ощущения — следствие подавленной сексуальной энергии (либидо), проявляемой в различных симптомах. А те, согласно Фрейду, представляют собой механизмы психологической защиты.

С помощью техники свободных ассоциаций Фрейд стал изучать значения снов, оговорок, забывчивости. Он считал Psychoanalysis. Psychology Today. , что травмы и конфликты детства порождают сексуальные желания и агрессию у человека во взрослом возрасте.

Фрейд настаивал, что уменьшения симптомов недостаточно, проблема не будет решена, пока не устранить её причину.

Во время сеансов психоаналитической терапии пациент ложился McLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. на специальную кушетку, а сам Фрейд сидел позади, делая записи. Это помогало обоим освободиться от социальных ограничений. Для достижения положительного результата порой приходилось Ackerman C.E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. проводить от двух до пяти сеансов в неделю в течение нескольких лет. Иногда пациенты, по словам Фрейд З. Знаменитые случаи из практики. М. 2007. самого Фрейда, переживали воспоминания и ассоциации так ярко, словно на самом деле возвращались в прошлое. Хотя по сути психоаналитическая терапия — это просто откровенный разговор.

Кушетка Фрейда. Изображение: Robert Huffstutter / Wikimedia Commons

Как психоанализ повлиял на развитие психологии

В течение XX века психологи заимствовали многие идеи и наблюдения Фрейда. Особенно это касается Мартыненко Т. С., Дейнекина А. С. Влияние психоанализа на современную психотерапию. Северо‑Кавказский психологический вестник. концепции уровней сознания, защитных механизмов и стадий психологического развития.

В дальнейшем разработки Фрейда использовались Psychoanalysis. Encyclopaedia Britannica. , например, для создания теории детского психоанализа. Первопроходцами в этой области стали Мелани Кляйн и Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда.

В несколько иной форме дело Фрейда продолжил Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. его ученик Карл Юнг, создатель аналитической психологии. Он разошёлся с учителем в вопросах природы либидо (энергии, лежащей в основе человеческих устремлений и действий) и бессознательного, а также причин человеческого поведения.

Фрейд рассматривал либидо только как источник сексуальной энергии, в то время как Юнг утверждал, что оно гораздо шире и включает мотивы от секса до творчества.

Также Юнг не разделял представление Фрейда о том, что поведение человека продиктовано лишь опытом прошлого. Он считал, что будущие устремления тоже играют весомую роль.

Какие положения лежат в основе психоанализа

Сознание и бессознательное

  1. Сознание — наши текущие мысли, чувства и устремления.
  2. Подсознание (или предсознание) — всё, что мы помним или в состоянии вспомнить.
  3. Бессознательное — хранилище того, что управляет нашим поведением, в том числе примитивные и инстинктивные желания.

В рамках фрейдистской концепции конфликты между этими составляющими личности приводят Psychoanalysis. Encyclopaedia Britannica. к возникновению тревоги. Чтобы защититься от неё, у человека есть специальные механизмы, усвоенные из семьи или культуры.

Защитные механизмы

Фрейд считал Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. , что составляющие разума находятся в постоянном конфликте, потому что каждая имеет свою цель. Когда конфликт выходит за некоторые пределы, эго человека запускает защитные механизмы, среди которых есть следующие:

Когда эти механизмы мешают нормальной жизни человека в обществе, они, согласно психоанализу, становятся патологическими.

Интерпретация

Для получения данных о скрытых переживаниях и их интерпретации аналитик может использовать различные инструменты McLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. :

После получения данных клиент и аналитик совместно высказывают Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. гипотезы о символах и скрытых за ними конфликтах и переживаниях. Обычно задача терапевта состоит в том, чтобы указать пациенту на защитные механизмы в его разуме и причины, из‑за которых они появились.

Психосексуальное развитие

Фрейд предположил Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. , что развитие ребёнка связано с изменением источников удовольствия. На основании этого он выделил пять стадий психосексуального развития.

  1. Оральная: ребёнок ищет удовольствие ртом (например, от сосания).
  2. Анальная: ребёнок получает удовольствие от ануса (например, терпя нужду или опорожняясь).
  3. Фаллическая: ребёнок получает удовлетворение от пениса или клитора (например, во время мастурбации).
  4. Латентная (скрытая): сексуальная мотивация ребёнка в получении удовольствия слабо выражена или вовсе отсутствует.
  5. Генитальная: развитие подходит к логическому завершению; юноши и девушки получают удовольствие от пениса или влагалища (например, от секса).

Комплексы

Детские проблемы, которые, по мнению Фрейда, становились причинами сложностей во взрослой жизни, австрийский психолог структурировал в концепции комплексов. Самым известным Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. среди описанных Фрейдом стал эдипов комплекс, когда сын бессознательно желает занять место отца. Аналог эдипова комплекса у девочек — комплекс Электры.

Какие направления психоанализа существуют сегодня

Между теориями Фрейда и современным психоанализом есть существенные различия Safran J. D. Psychoanalysis Today. Psychology Today. . Например, сегодня в психологии не делается Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. такой сильный акцент на сексе и связанном с ним поведении. Но при этом всё ещё большое внимание уделяется опыту раннего детства.

Во второй половине XX века к концепции психоанализа призвал Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. вернуться французский психоаналитик Жак Лакан, предложив её новое прочтение. Он по‑другому взглянул на бессознательное и, в отличие от основателя психоанализа, больше внимания уделил языку.

Лакан пришёл к выводу, что именно реальное, а не бессознательное нужно признать главным уровнем человеческого разума. Тревожность же, по мнению Лакана, возникает из‑за того, что человек не может контролировать окружающую его действительность.

В качестве другого примера неофрейдистской концепции можно Brenner G. H. What Is Psychoanalysis? Psychology Today. привести межличностный психоанализ. Он связан с именами таких исследователей, как Гарри Стэк Салливан и Эрих Фромм. Они отводят особое место в становлении личности окружению ребёнка: родителям и другим людям, особенно сверстникам.

Ещё одно современное направление фрейдистской теории — это нейропсихоанализ Psychoanalysis. Psychology Today. . Он стремится объединить психоаналитическую концепцию с достижениями нейробиологов в изучении человеческого мозга. Таким образом исследователи пытаются найти основы эмоций, фантазий и бессознательного.

Почему психоанализ критикуют

Изначально разработки Фрейда приняли Кудряшов И. С. Психоанализ и его предпосылки. Journal of Siberian Medical Sciences. в штыки, и его концепцию сопровождала скандальная слава. В частности против неё выступили Грюнбаум А. Сто лет психоанализа: итоги и перспективы. Независимый психиатрический журнал. Карл Ясперс, Артур Кронфельд, Карл Поппер и Курт Шнайдер.

Хотя сегодня у концепции психоанализа немало сторонников, она подвергается серьёзной критике. Оппоненты психоанализа сомневаются в его эффективности, а некоторые исследователи и вовсе объявляют Tallis R. C. Burying Freud. The Lancet. фрейдистскую концепцию псевдонаукой.

Также есть Svartberg, M., Stiles, T. C. Comparative effects of short‑term psychodynamic psychotherapy: a meta‑analysis. Journal of consulting and clinical psychology. сомнения в эффективности психоаналитической терапии. В 1994 году группа немецких учёных провела Hoffmann‑Richter U. Psychotherapie im Wandel — Von der Konfession zur Profession. Eine Auseinandersetzung mit einem bemerkenswerten Buch von Klaus Grawe, Ruth Donati und Friederike Bernauer . Psychiatrische Praxis. исследование 897 работ по психоанализу. Учёные пришли к выводу, что долговременное посещение психоаналитика неэффективно для пациента и что психоаналитическая терапия увеличивает риск ухудшения его состояния. Только некоторые слабовыраженные расстройства, согласно статье, частично отступают после сеансов психоанализа. При этом поведенческая терапия оказалась в два раза эффективнее.

Отмечается Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. также, что гипотезы и положения психоанализа трудно проверить опытным путём, так как этот подход слишком мало внимания уделяет сознательному в человеческом поведении.

Также психоаналитическую теорию критикуют за её корни, уходящие в сексистские взгляды Фрейда, неприменимость в культурах, отличных от западной, и чрезмерную страсть сводить всё к патологиям.

Существуют и субъективные факторы McLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. , из‑за которых сложно определить, эффективна психоаналитическая терапия или нет.

Однако существует Safran J. D. Psychoanalysis Today. Psychology Today. и противоположная точка зрения. Например, канадо‑американский психолог Джереми Сафран считает, что некоторые методы психоанализа в связке с современными исследованиями доказали свою эффективность. А Американская психологическая ассоциация включает Psychoanalysis. APA. психоанализ в число признанных ею практик и направлений подготовки специалистов.

Какие есть альтернативы психоанализу

Психоаналитики в отличие от психологов не ориентируются Кудряшов И. С. Психоанализ и его предпосылки. Journal of Siberian Medical Sciences. на модель естественных наук в оценке человеческого поведения. В психоанализе человек — это не объект, а субъект изучения, то есть он изучает сам себя. Поэтому, как считают сторонники психоаналитической теории, для исследования каждого отдельного случая неприменимы уже накопленные знания.

Фактически альтернативой психоанализу стала Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. психотерапия. Она опирается на доказательные методы и меньше конкретизирует каждый отдельный случай. И если психотерапевт может использовать несколько видов лечения, то психоаналитик обычно придерживается только психоанализа.

Методы альтернативной психоанализу терапии (когнитивная, когнитивно‑поведенческая, проблемная) сосредотачиваются McLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. на снижении негативных эффектов. Психоанализ же стремится Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. помочь человеку полностью преодолеть деструктивное влияние бессознательного, обнаружив первоисточник проблемы.

Психоанализ оказал огромное влияние на психологию и психиатрию, но нужно понимать, что он был продуктом своего времени. Концепции Фрейда крайне недоставало доказательств эффективности — их пришлось искать ученикам австрийского психолога. И хотя фрейдизм активно критикуют, именно он послужил фундаментом для доказательной психологии, которая так популярна сейчас.

Магистр, но не джедай — историк по образованию. Пишу об истории, психологии и других областях знаний, а также о социальных явлениях. Изучаю статьи и исследования учёных, перевожу с научного на человеческий. Калёным железом выжигаю популярные заблуждения и псевдонауку.

История бессознательного и Зигмунд Фрейд

Феномен бессознательного давно известен науке. Как можно охарактеризовать проявление души, есть ли вероятность, что это часть психики? В разное время ученные по-разному относились к понятию Бессознательного, признавая или опровергая его существования, саркастически высмеивая работы самонадеянных смельчаков. По сей день не все тайны души и тела человеческого разгаданы, не все дилеммы разрешены. История изучения бессознательного начинается с конца 19-го столетия.

Фрейд и общество

Первая половина XX века по праву золотой век психологии. Многие замечательные открытия и фундаментальные теории были созданы именно в эту эпоху. Научное сообщество кипело и бурлило, рождая новые идеи и опровергая старые аксиомы. В связи с этим Фрейда можно назвать человеком истинно своей эпохи.

С детства привыкший быть в оппозиции к обществу (в основном из-за еврейского происхождения) Зигмунд был по ту сторону признанного психологического сообщества. Постоянная критика и нелестные отзывы скептиков оставили отпечаток на жизни ученного и частной практике (потеря репутации и части клиентов). Один плюс был в таком положении — можно было быть абсолютно не зависимым в суждениях, это отличало Фрейда от оппонентов.

В научной среде сложилось весьма неоднозначное и противоречивое отношение как к личности самого ученного, так и к его работам.

Критика научного сообщества

Многие именитые ученные XX века выказывали свое сомнение в отношении идей Фрейда.
Выделим основные из них:

Причина такому, скорее всего не только эпатажные идеи психолога, повергшие в шок научное сообщество, но и глубокий анализ труда "первооткрывателя". Тем более, что настолько откровенно о таких интимных сторонах жизни человека раньше никто не смел заговорить.

Секс и есть самоцель всего сущего!
З. Фрейд

Бессознательное

Пришло время, наконец таки рассмотреть столь остро воспринятую в свое время теорию Ф. о бессознательном.

Бессознательное в психоанализе

Начнем с рассмотрения азов психоанализа, неразрывно связанного с концепцией бессознательного.

Что же говорится о бессознательном в психоанализе?

Существует три предмета психологии: Сознание, Поведение и Неосознаваемые процессы.

Сознание становилось предметом исследования нескольких наук — философии, психологии и даже антропологии, само понятие вошло в употребление с XVII века, как следствие бурного развития естественных наук. Поведение, как предмет психологии, рассматривает

" data-placement="top" data-content=" наука, признающая предметом научного исследования психики только поведение и различные его формы" title=""> бихевиоризм . Третья составляющая — неосознаваемые процессы — довольно общий термин. Рассмотрим его в контексте данного направления психологии.

Bessoznatelnoe1

Сразу следует отличать понятия неосознаваемое или бессознательно по следующим принципам:

Термин неосознаваемое охватывает большее количество процессов, которые делятся на два вида:

Первый вид вопросов отвечает на вопрос

" data-placement="top" data-content=" т. е. "Как осуществляется тот или иной двигательный процесс или навык" title="">"Как?" .

Говоря о таком процессе как навык, можно предположить – достаточно сформированный и развитый, он начинает производиться без вмешательства сознания. Такое явление мы относим к неосознаваемым механизмам (НМ). Следовательно, данный вид неосозноваемого никак не относится к категории Бессознательного.

Так, в практике гипноза испытуемому задают установку — "По истечении определенного срока времени вы должны совершить определенный поступок". Постгипнотическая амнезия, конечно же, не даст человеку сознательно вспомнить сказанное гипнологом, но данную установку (действие) он осуществит в реальной жизни.

Пациенту резонно задается вопрос "Ради чего вы это сделали?" — Честный человек ответит: "Я не знаю", иной придумает оправдание. Причем это объяснение никак не раскроет истинный мотив совершенного. В конкретном случае придуманное оправдание — пример Бессознательного. А самое главное — пациент сам начинает верить в придуманную им же небылицу. Так Б. проявляется в реальной жизни. Данный случай следует запомнить.

В итоге портрет типичного клинического больного Фрейда выглядит так:

  • Причина расстройств этого пациента — всегда бессознательное. Пациент ясно

Но дает ли собственное сознание человеку понять себя? — Нет.

" data-placement="top" data-content=" три основные формы проявления" title="">Три кита Бессознательного

Рассмотрим структуру этого загадочного и непознанного явления.

Неврозы

Что такое невроз? Как невроз связан с бессознательным? Как он проявляется? Что говорят об этом врачи?

Бессознательное (в случае невроза) — это след задержанного аффекта. Произошедшее тревожное, зачастую неприятное событие пациент пытается вытеснить из сознания. Но это невозможно, тогда событие порождает симптом.

При практике терапии, например, гипноза, гипнотизируемый вновь вспоминает об этом событии. В гипнотическом сне пациент вторично аффективно реагирует. Как следствие устранения причины симптома - наяву исчезает сам симптом или невроз. Мало-помалу пациент идет на поправку.

Введем ещё одно контекстуальное определение Б. — аффективный комплекс.

Комплекс (по Фрейду) — сцепление различных звеньев определенной ситуации, сопряженной с аффектом. При травмирующем событии аффект "сцепляется" со значимой составляющей произошедшего. Т. е. комплекс — переплетение деталей. Это могут быть

" data-placement="top" data-content=" время суток, цвет предмета и т. п. " title="">знаковые моменты, события . Соответственно комплекс — явление, при котором человек недостаточно понимает произошедшую ситуацию. Именно комплекс есть та отправная точка в лечении невроза — говорит нам Фрейд.

Также рассмотрим комплекс под другим углом. Комплекс — всегда соединение Явного и Скрытого. Явное— сам симптом, Скрытое — причина симптома.

Bessoznatelnoe2.jpg

В сознании проявляется лишь симптом, в бессознательном — скрыта причина. Следую логике этих понятий цель психоанализ (по факту) — проследить путь сознательного проявления причины к её бессознательному содержанию.

Сновидения

К анализу сновидений Фрейд пришел не сразу. Проследим ход научной мысли ученого.

В ранних опытах Фрейд обычно обращался к гипнозу, но позднее категорически отказался от него в пользу анализа сновидений. И вот почему — Ф. говорит, что проблему (комплекс) человек создает себе сам, но без постороннего вмешательства не может её разрешить. Делает вывод — пациенту самому следует разрешить эту проблему наяву, . а не под гипнозом .

Теперь у Ф. появляется потребность в новом методе. И тут Ф. приходит к обоснованию использования снов.

Так, сон можно назвать своеобразным ребусом. Чтобы разгадать, разделяем его на некоторые фрагменты, и относительно каждого пациент озвучивает всё, что приходит ему на ум. Вот

" data-placement="top" data-content=" только с внешней стороны" title=""> примерное содержание сеанса психоанализа .

Ошибки обыденной жизни

Примеры — оговорки, описки, забывание намерений, необъяснимая потеря вещей. Все эти проявления Б. — материал для анализа причин симптомов.

Причины. Типично это нерешенные проблемы или вытесненные желания.

Редко оговорки никак иначе, как "проговорками" не назовешь. Это оговорки в чистом виде: хотел сказать "открыть", сказал — "закрыть". В большинстве своем оговорки — это нарушенная речь. Одна составляющая оговорки — то, что хотел произнести сознательно, а другая — то, что сказалось бессознательно. Пример: сказалось — "Сдабе сечу?", хотелось сказать — "Сдачу себе?".

А вот пример из собственной жизни Фрейда: на его письменном столе валялся изысканный и недешевый карандаш. Искать потерянные вещи (по Ф.) нужно следующим образом " Кто подарил карандаш? Что недавно случалось с дарителем?

Теперь у вас есть четкое представление о проблеме бессознательного в психоанализе. Пришло время капнуть глубже.

Бессознательное 1914

Работа являлась маленьким, но прорывным шагом к раскрытию тайны мозговой деятельности человека. Рассматривались две части психики — Сознательное и Бессознательное.

Такое разделение функционально обосновано. Фрейд говорит о целесообразности такого деления не в смысле анатомии человека , а в конкретном понимании этих терминов самим Фрейдом.

Что же подразумевает Ф. под понятиями "сознательное" и "бессознательное"? Эти термины характеризуют принадлежность протекающих процессов в какой-либо функциональной части психики . Во избежание двусмысленности автор вносит следующие обозначения:

  • BW — сознательное;
  • UBW — бессознательное.

Есть и некоторые сложности:

Существуют такие сознательные представления, оставшись в скрытой форме, более относятся к BW. Именно о последней составляющей психики повествует текст.

В системе бессознательного нет критического отношения к представлениям, скорее наоборот. Мистическое воспринимается сродни реальному; подчас противоречащие друг другу представления мирно соседствуют; не существует здесь и понятия времени. В клиническом опыте Ф. было множество примеров проявления бессознательного в сновидениях или неврозах. Именно это принципиально отличает систему Ubw от Bw.

Содержание Ubw можно сравнить с психическими аборигенами. Если у человека имеются унаследованные психические образования, нечто аналогичное инстинкту животных, то это составляет ядро бессознательного. К ядру позже присоединяется все устраненное в период детского развития из сознания как недопустимое. Ubw не может напрямую сообщать сигналы к активности мускулам.

Bw, наоборот, оказывает прямое влияние на моторную деятельность тела человека, имеет связь с органами чувств, формирует представление о реальности. Опыт работы с шизофрениками показывает, что разрушение защитного барьера между сознательным (Bw) и бессознательным (Ubw) может приводить к искаженному восприятию реальности больным.

У других авторов

У идейного продолжателя Фрейда, Карла Густава Юнга, в большинстве работ красной нитью проходит мысль о бессознательном. Ученый вместе с анализом подхода к изучению бессознательного Фрейда развивал собственное учение о бессознательном.

Первые его работы были насквозь проникнуты мистикой, это пристрастие сопровождало Карла на протяжении всей научной деятельности. Вместе с тем как угасала его симпатия к Фрейду, появлялось все больше отсылок к символам и оккультным знакам. Это главная особенность его работ, помимо тематики бессознательного в разных контекстах.

Книга под названием "Либидо, его метаморфозы и символы" покажется более чем увлекательной поклонникам психоанализа. Именно в ней становится очевидно расхождение во мнениях Юнга с именитым учителем [7].

Если вас интересует качественная оценка разницы подходов двух ученных — произведение "Критика психоанализа" 1961 прольет свет на многие вероятно возникающие у вас вопросы. Ключевые моменты работы:

  1. Юнг опровергает силу подавления, как единственную причину расстройств психики.
  2. Вводит в трактовку образов бессознательного теологическую символику.
  3. Для него либидо уже не абсолютный синоним сексуальности.

Книга "Очерки по психологии бессознательного" — вобравшая в себя только некоторые публикации Юнга на тему бессознательного [8]. Отличительная черта — в данной книге анализ свойств психики излагается уже в ключе, авторского направления Карла Юнга, аналитической психологии. Уже представлены отсылки к теории "коллективного бессознательного", первооткрывателем которой также стал ученый. В работе Юнг излагает собственные взгляды на некоторые проблемы бессознательного, некоторые из них:

  • воля к власти, как один из ведущих источников психической энергии личности
  • Взаимодействие личного и коллективного бессознательного
  • Концепция "Анима и Анимус"

Еще одна опубликованная на русском языке книга, заложившая фундаментальные положения аналитической психологии — "Подход к бессознательному" развивает учение Юнга о коллективном бессознательном [9]. Рассматривается теория об

" data-placement="top" data-content=" архетипы — наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения " title="">архетипах бессознательного как источника всеобщей символики, проявляющееся как во снах (индивидуальный уровень), так и в мифах целых народов (коллективный уровень).

Живой пример практического использования теории психоанализа в ключе структурализма книга "Лакан в Японии" известного фрейдиста, Жака Лакана [10]. Он рассказывает о возможности применения психоанализа к культуре, чуждой, а иногда и прямо противоположной, западной. Лакан описывает структурирование бессознательного на основе особых свойств японского языка в сравнении с его западными аналогами.

За последний век неофрейдистами также было написано немало стоячих работ.

Современный взгляд

Современная когнитивная наука продвинулась далеко вперед. Главным предметом ее исследования является сознание, но без исследования бессознательного изучение сознания не представляется возможным. Следует отметить, что данная проблематика имеет междисциплинарное значение, и изучается в ракурсе нейрофизиологии, исследований искусственного интеллекта, лингвистики, антропологии, психологии. Исследование бессознательного дало возможность описать механизм и происхождение таких процессов, как:

  • Восприятие
  • Память
  • Творчество

Русские ученные изучающие проблематику бессознательного: Н.Т. Абрамова, Н.С. Автономова, Д.И. Дубровский, В.А. Лекторский. Творчество в контексте бессознательного изучали И.А. Бесковая, И.А. Герасимова. В зарубежных исследованиях проблематика бессознательного представлена философскими работами Д. Деннета, Д. Фодора, Д. Серля. И мы без сомнения обязаны многим в современной науке и искусстве этому открытию. Открытию, послужившему заделом, для нового понимания мышления и существования человека.

Литература:

Автор: Карина Орос
Кубанский государственный университет

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Провозглашая поведение в качестве основного явления, наглядного и доступного для изучения, бихевиористы, по сути дела, отрицали творческую сущность человека, оставляя за рамками изучения его богатый и противоречивый внутренний мир. На противоречивость внутреннего мира обратил внимание автор другого теоретического направления – фрейдизма австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд (1858 –1939) Фрейдизм - общее обозначение различных школ и учений, возникших на базе психологического учения З. Фрейда, объясняющего через бессознательное детерминацию и специфику психических явлений. В своей теории он предпринял попытку объяснения явлений сознания, прежде всего через такие факторы, как "Я" (эго), "ОНО" (ид), "СВЕРХ-Я" (супер-эго). При этом две последние структуры локализованы в "подсознании" человека. Научное рассмотрение душевных процессов предполагало их изучение как форм проявления определенных (обычно скрытых от сознания) целенаправленных влечений, тенденций и т.п. Для выявления этих бессознательных факторов Фрейд предложил специальные исследовательские процедуры: гипноз, метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и др. Богатая медицинская практика позволила З.Фрейду сделать вывод о том, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы. Будучи вытеснены из сознания, эти психические образования вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятия, памяти, эмоциональной сферы и др.). На этом основании З.Фрейд высказал предположение, что решающую роль в организации поведения играют бессознательные проявления психической жизни, прежде всего сексуальные. В работах "Исследования истерии" (1895) и "Толкование сновидений" (1900) он выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств. Бессознательное —

1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета;

2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое



а) подавления сексуального и агрессивного инстинктов и

б) сохранения тем самым энергетического баланса между внешними (социальными) и внутренними (бессознательными) силами.

Защитные механизмы личности:

- вытеснение - перевод неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, чувств из сознания в сферу бессознательного; - идентификация - бессознательное уподобление себя другой личности; неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственные слабость и чувство неполноценности; - проекция – приписывание внешнему объекту импульсов и чувств, неприемлемых для личности, которые проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира; - замещение - процесс и результат замены вытесненного влечения или представления какой-либо тенденцией или символом. Выделяются: замещение потребности; замещение объекта; замещение деятельности; - сублимация - преобразование направленности энергии сексуального влечения, агрессивного характера на цель более отдаленную или социально более ценную и приемлемую; - бегство (от реальности) - стремление избежать неприемлемой информации, переживаний, решений путем погружения в болезнь, регрессии в поведении к более ранним стадиям возрастного развития как средству и способу защиты от конфликта и реальности; - рационализация - бессознательное стремление к рациональному обоснованию и объяснению своих идей и поведения, даже когда они иррациональны.

Представление о психофизиологических механизмах неосознаваемого автоматизированного поведения разработано Н.А. Бернштейном в концепции уровней построения движения. Особое направление в психологии представляет система взглядов грузинского психолога Д.Н. Узнадзе, его учеников и сотрудников. Это направление известно под именем теории установки. Сам факт установки (предуготовленности субъекта к восприятию или определенной направленности действия) отмечался психологами еще до Д.Н.Узнадзе. Однако в теории Д.Н.Узнадзе установка представляет собой не частное явление, возникающее в процессе восприятия или деятельности, а общепсихологическое. Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль. Установка в теории Узнадзе превращается в центральное объяснительное психологическое понятие. Исходный пункт психологии, согласно Д.Н.Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Фундаментальную роль при изучении жизнедеятельности личности играют, по Д.Н.Узнадзе, потребности. Для удовлетворения потребности необходима соответствующая ситуация. В окружающей среде должно быть средство, позволяющее удовлетворять имеющуюся потребность. При наличии потребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка – готовность к совершению определенного действия . Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном (бессознательным регулятором) между действием внешней среды и психической деятельностью человека. По мнению Д.Н.Узнадзе, в субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние – установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке. Таким образом, согласно взглядам Д.Н.Узнадзе и его учеников, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.

Психоанализ (нем. Psychoanalyse) — комплекс психологических теорий и методов психотерапии, выдвинутых Зигмундом Фрейдом в начале XX века. Этот метод получил широкое распространение в Европе (с начала XX века), США (с середины XX века) и Латинской Америке (со второй половины XX века). Впоследствии идеи З.Фрейда были развиты такими психологами как А.Адлер и К.Юнг.

Психоанализ был предложен Фрейдом, как научная теория о психике человека. В настоящее время научный статус психоанализа является предметом споров[1][2]: одни исследователи утверждают, что он научен, другие ставят научную состоятельность под сомнение[1], некоторые даже причисляют его к

псевдонауке[3][4]. При этом в XX веке психоанализ получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция.

· Набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом.

· Метод и методики лечения психических расстройств на основе анализа свободных ассоциаций, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник толкования и проработки. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.

· Психоаналитическая техника работы и лечения психических расстройств изложена в Пяти основных клинических случаях Фрейда.

Провозглашая поведение в качестве основного явления, наглядного и доступного для изучения, бихевиористы, по сути дела, отрицали творческую сущность человека, оставляя за рамками изучения его богатый и противоречивый внутренний мир. На противоречивость внутреннего мира обратил внимание автор другого теоретического направления – фрейдизма австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд (1858 –1939) Фрейдизм - общее обозначение различных школ и учений, возникших на базе психологического учения З. Фрейда, объясняющего через бессознательное детерминацию и специфику психических явлений. В своей теории он предпринял попытку объяснения явлений сознания, прежде всего через такие факторы, как "Я" (эго), "ОНО" (ид), "СВЕРХ-Я" (супер-эго). При этом две последние структуры локализованы в "подсознании" человека. Научное рассмотрение душевных процессов предполагало их изучение как форм проявления определенных (обычно скрытых от сознания) целенаправленных влечений, тенденций и т.п. Для выявления этих бессознательных факторов Фрейд предложил специальные исследовательские процедуры: гипноз, метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и др. Богатая медицинская практика позволила З.Фрейду сделать вывод о том, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы. Будучи вытеснены из сознания, эти психические образования вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятия, памяти, эмоциональной сферы и др.). На этом основании З.Фрейд высказал предположение, что решающую роль в организации поведения играют бессознательные проявления психической жизни, прежде всего сексуальные. В работах "Исследования истерии" (1895) и "Толкование сновидений" (1900) он выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств. Бессознательное —

1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета;

2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое

а) подавления сексуального и агрессивного инстинктов и

б) сохранения тем самым энергетического баланса между внешними (социальными) и внутренними (бессознательными) силами.

Защитные механизмы личности:

- вытеснение - перевод неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, чувств из сознания в сферу бессознательного; - идентификация - бессознательное уподобление себя другой личности; неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственные слабость и чувство неполноценности; - проекция – приписывание внешнему объекту импульсов и чувств, неприемлемых для личности, которые проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира; - замещение - процесс и результат замены вытесненного влечения или представления какой-либо тенденцией или символом. Выделяются: замещение потребности; замещение объекта; замещение деятельности; - сублимация - преобразование направленности энергии сексуального влечения, агрессивного характера на цель более отдаленную или социально более ценную и приемлемую; - бегство (от реальности) - стремление избежать неприемлемой информации, переживаний, решений путем погружения в болезнь, регрессии в поведении к более ранним стадиям возрастного развития как средству и способу защиты от конфликта и реальности; - рационализация - бессознательное стремление к рациональному обоснованию и объяснению своих идей и поведения, даже когда они иррациональны.

Представление о психофизиологических механизмах неосознаваемого автоматизированного поведения разработано Н.А. Бернштейном в концепции уровней построения движения. Особое направление в психологии представляет система взглядов грузинского психолога Д.Н. Узнадзе, его учеников и сотрудников. Это направление известно под именем теории установки. Сам факт установки (предуготовленности субъекта к восприятию или определенной направленности действия) отмечался психологами еще до Д.Н.Узнадзе. Однако в теории Д.Н.Узнадзе установка представляет собой не частное явление, возникающее в процессе восприятия или деятельности, а общепсихологическое. Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль. Установка в теории Узнадзе превращается в центральное объяснительное психологическое понятие. Исходный пункт психологии, согласно Д.Н.Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Фундаментальную роль при изучении жизнедеятельности личности играют, по Д.Н.Узнадзе, потребности. Для удовлетворения потребности необходима соответствующая ситуация. В окружающей среде должно быть средство, позволяющее удовлетворять имеющуюся потребность. При наличии потребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка – готовность к совершению определенного действия . Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном (бессознательным регулятором) между действием внешней среды и психической деятельностью человека. По мнению Д.Н.Узнадзе, в субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние – установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке. Таким образом, согласно взглядам Д.Н.Узнадзе и его учеников, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.

Психоанализ (нем. Psychoanalyse) — комплекс психологических теорий и методов психотерапии, выдвинутых Зигмундом Фрейдом в начале XX века. Этот метод получил широкое распространение в Европе (с начала XX века), США (с середины XX века) и Латинской Америке (со второй половины XX века). Впоследствии идеи З.Фрейда были развиты такими психологами как А.Адлер и К.Юнг.

Психоанализ был предложен Фрейдом, как научная теория о психике человека. В настоящее время научный статус психоанализа является предметом споров[1][2]: одни исследователи утверждают, что он научен, другие ставят научную состоятельность под сомнение[1], некоторые даже причисляют его к

псевдонауке[3][4]. При этом в XX веке психоанализ получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция.

· Набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом.

· Метод и методики лечения психических расстройств на основе анализа свободных ассоциаций, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник толкования и проработки. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.

· Психоаналитическая техника работы и лечения психических расстройств изложена в Пяти основных клинических случаях Фрейда.

Содержание

Несколько основных классов проявлений бессознательного

  1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами
  2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности
  3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.
  4. Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.

История

Бессознательное в работах Фрейда

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений [прояснить] . Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Бессознательное в работах Юнга

По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Также бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые, и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. Принципиально иначе бессознательное понимается в психоанализе.

Бессознательное в работах Лакана

Бессознательное в исследованиях советской школы

В советской психологии проблема бессознательного разрабатывается особенно в связи с теорией установки Д. Н. Узнадзе. Психофизиологические аспекты бессознательного, изучавшиеся И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, исследуются в связи с анализом сна и гипнотических состояний, корковых и подкорковых образований, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т. д. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного.

Психоанализ – это психологическая теория, разработанная на рубеже XIX и XX веков (первые исследования Фрейда на эту тему датированы 1880 годом). Ее до сих пор используют для лечения психических расстройств, но чаще встречаются модификации оригинальной концепции. Разберем кратко и понятно, что такое психоанализ Фрейда, каковы основы этой теории и как ее использовать. А также узнаем, как к ней относятся другие психологи. Забегая вперед, скажу, что отношение противоречивое.

Что такое психоанализ: суть теории

психоанализ в психологии

Таким образом, психоанализ простыми словами – это научная теория и метод лечения психических расстройств. В настоящее время его рассматривают в трех областях:

  • как психологическую и философскую теорию личности;
  • как совокупность принципов и методик изучения бессознательного личности;
  • как направление в психотерапии, которое помогает избавиться от внутриличностных конфликтов, неврозов, комплексов, психозов, депрессии, фобий и других проблем.

Психоанализ в психологии рассматривается как теория и как практика. Разберем, в чем суть теории психоанализа З. Фрейда.

Что изучает психоанализ? Бессознательные мотивы и желания личности. Если говорить о психоанализе как о теории, то ее суть можно отразить в нескольких тезисах (особенностях):

  • конфликт сознательного и бессознательного приводит к развитию неврозов, страхов, депрессии и других психологических проблем;
  • мысли и поведение обусловлены бессознательными желаниями;
  • осознание истинных мотивов, потребностей, желаний затруднено из-за включения защитных механизмов психики;
  • психологические проблемы можно решить, если вывести их на уровень сознания (это можно сделать при помощи методов психоанализа).

Базовая идея психоанализа Фрейда состоит в том, что в психической природе человека не может быть непоследовательности и перерывов. То есть все, что человек имеет в настоящем, – результат прошлого. Если сейчас что-то не устраивает, то причину нужно искать в прошлом. А теперь будем разбирать все подробнее и по порядку.

Кто является основоположником психоанализа

Зигмунд Фрейд

Автором теории, основоположником метода психоанализа является австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд. Он же был основателем школы психоанализа. Иногда теоретическую основу психоанализа (философию Фрейда) называют фрейдизмом. Теория Фрейда оказала значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века.

Интересно! Ближайшими последователями Фрейда были К. Юнг, К. Хорни, А. Адлер, Э. Фромм и др. Некоторые из современных психологов тоже опираются на учение Фрейда.

Основы психоанализа

Бессознательное, сексуальный инстинкт, сублимация, оговорка по Фрейду – возможно, вы слышали эти понятия. Все они относятся к психоанализу. А знаете ли вы их определения и суть? Сейчас во всем разберемся, рассмотрим основы психоанализа личности, разберем ключевые понятия.

Сознание и бессознательное

В теории психоанализа Фрейд выделил 2 структуры психики. Каждая из них имеет три слоя, но между собой эти структуры несколько отличаются. Сначала разберем слои первой структуры:

  1. Бессознательное. Здесь хранятся все тайные желания, вытесненные воспоминания, животные инстинкты, аморальные влечения.
  2. Предсознание, или подсознание. На этом уровне расположилось то, что человек знает и помнит в настоящее время или при желании может вспомнить.
  3. Сознание. Это мысли, чувства, эмоции, планы человека в настоящем.

Это первичная структура психики по Фрейду. Позже психоаналитик открыл метод свободных ассоциаций и разработал новую структуру (концепцию) строения психики. В ней он выделил три элемента: Оно, Я и Сверх-я.

Согласно теории психоанализа, наша психика имеет три уровня:

Часто Оно и Сверх-Я вступают в конфликт, а Я пытается примирить их. По сути, большую часть своей жизни каждый человек проводит в таком вот поиске баланса между животными инстинктами и высшими моральными ценностями, запретами, нормами. Не всем и не всегда удается выдержать баланс, иногда нас мотает то в одну сторону (поддаемся желаниям, эмоциям), то в другую (слишком рационализируем жизнь, блокируем свои чувства и подавляем желания). И то, и другое опасно. Если падение в одну из сторон происходит слишком часто, у человека развиваются комплексы, неврозы и другие психологические проблемы.

Важно! Подавленные желания приводят к развитию комплексов. Избавиться от фрустрации (переживание из-за невозможности удовлетворения потребности) помогает сублимация.

Защитные механизмы

вытеснение

Кроме сублимации, психоаналитик выделил еще 7 защитных механизмов (позже другие психологи расширили эту классификацию):

    . Если человек не понимает, как ему удовлетворить свои желания социально приемлемым путем, но и забыть об этом не может, то он вытесняет их на уровень бессознательного. И как бы забывает (действительно не помнит). Однако это не означает, что импульсы исчезли. Они продолжают влиять на мысли и поведение человека. На сдерживание желаний тратится много энергии, поэтому в скором времени человек заболевает. . Человек убеждает себя, что ему показалось, что это произошло случайно, что он ослышался и т.д. В общем, он всеми силами внушает себе, что чего-то неприятного не было или что это случилось не с ним. . Человек убеждает себя, что не мог поступить иначе. Да, он совершил постыдный поступок, но так было нужно. В большинстве случаев объяснение и правда выглядит логично, но к истинным мотивам это не имеет никакого отношения. . Человек обвиняет других в том, что не принимает в себе. Например, изменщик обвиняет в измене своего партнера, предатель подозревает своего друга и т.д. . Когда человек не может выместить свою злость на одном объекте, он вымещает агрессию на другом. Например, ребенок, которого бьют родители, избивает детей помладше и издевается над животными. Мужчина, который не может ударить начальника, срывается дома на детях и жене. К слову, замещение касается не только агрессии. Любая эмоция и чувство может принимать в этом участие. Например, молодому человеку нравится одна девушка, но он не может быть с ней, поэтому встречается с более доступной, представляя ту пассию (а иногда и пытаясь сделать из второй девушки первую).
  1. Инверсия. Это попытка вызвать у себя прямо противоположные чувства к объекту. Например, чтобы пережить болезненное расставание, девушка начинает концентрироваться на реальных и выдуманных недостатках мужчины. Цель – сделать объект противным, не таким притягательным. Тогда и желание, влечение к нему исчезнет. . Это возвращение на предыдущую ступень развития, то есть включение детских моделей поведения. Возможно, вы подумали, что речь идет об истериках, криках, плаче, обидах, демонстративном уходе и т.д. Да, но не только. Алкоголизм, игромания, наркомания, заедание проблем, курение – это тоже форма регрессии. Взрослые люди не уходят от реальности – они решают проблемы.

Защитный механизм психики – это набор бессознательных реакций, защищающих человека от негативных эмоций и переживаний. Защитные механизмы помогают поддерживать психическое равновесие. Однако нельзя все время полагаться только на эти силы. Частое обращение к защитным механизмам приводит к деформации личности, препятствует социализации. А также защитные механизмы иногда дают сбой, что тоже не идет на пользу личности.

Психосексуальное развитие

Согласно Фрейду, каждый человек проходит 5 стадий психосексуального развития, каждая из которых имеет свою ведущую потребность:

Например, застревание на анальной стадии развития приводит к формированию анального характера. Такому человеку присуща скупость, жадность, упрямство, педантичность, склонность к агрессии и саморазрушению, импульсивность, конфликтность.

Комплексы

комплекс неполноценности

Часто говорят о комплексе неполноценности – это совокупность переживаний человека из-за субъективного восприятия собственной неуспешности. Проще говоря, человек считает себя хуже других, менее достойным. Он видит счастье и успех окружающих, хочет ощутить то же, но не может и не знает, как этого добиться.

На самом деле психоанализ человека рассматривает куда больше комплексов. Вот лишь некоторые из популярных:

Методы психоанализа

Как мы уже выяснили, психоанализ – это не только теория, но еще и практика. С его помощью можно диагностировать и корректировать психическое состояние. Психоанализ включает в себя множество приемов для работы с бессознательным, но все их можно разделить на три группы.

С помощью этих методов можно заглянуть в бессознательное человека, определить подавленные желания, эмоции и воспоминания, понять мотивы поступков и скорректировать поведение.

Важно! Не путайте психоанализ с психотерапией. Психоаналитик в большей степени отвечает за то, чтобы человек свободно выговорился и сам нашел истоки проблем, а также их решение. Психоаналитик направляет, но не дает прямых указаний и советов.

Концепция

Мы уже многое сказали о теории Фрейда, но все это как-то обобщенно, вперемешку (новое и старое). В чем же состоит концепция оригинальной теории психоанализа Фрейда? Обозначим основные положения (черты) психоанализа:

В теории психоанализа предметом изучения являются бессознательные мотивы, ведущие к психическим расстройствам.

А теперь перейдем к разбору видов психоанализа.

Какие направления (виды) психоанализа существуют сегодня

В современных теориях психоанализа акцент с сексуальности смещен. Психологи рассматривают не только эту потребность, как причину всех бед, но и другие неудовлетворенные потребности.

Например, люди с обостренной и неудовлетворенной потребностью во власти зачастую становятся тиранами дома или на работе. Люди, которым не хватает теплого социального контакта, окружают себя животными. Люди, которые не могут или бояться иметь детей, но хотят этого, тоже направляют свою энергию в сторону животных, например, котов. Женщины, которые не могут состояться как профессионалы, находят себя в воспитании детей.

Лакан

Классический психоанализ Фрейда – один из известных психологии видов этого учения. Существуют и другие школы (направления) психоанализа. Кратко осветим их:

  1. Эго-психология. Если Фрейд уделял больше внимания Оно, то здесь все внимание приковано к Эго (Я), то есть сознательной части личности.
  2. Теория объектных отношений. В основе этой теории лежит положение о том, что психика – это система внутренних объектов, которые являются отражением людей и ситуаций из внешнего мира. Специфика отношений с людьми в настоящем и сценарий жизни обусловлены детским опытом субъекта. То есть во взрослой жизни человек воспроизводит то, к чему привык в детстве.
  3. Школа М. Кляйн. Психоаналитик уделяла больше внимания детскому психоанализу, в частности разбору Эдипова комплекса. В качестве основных движущих сил психики рассматривала любовь и агрессию. Первое – исцеляет, второе – расщепляет психику.
  4. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Психоаналитик рассматривал человека строго как субъекта и предлагал решать психологические проблемы через речь. Базой личности считал тандем трех элементов: воображаемое (представление человека о себе на основе познания других людей), символическое (поиск отличий у себя и других), реальное (ситуация, место, где индивид впервые познакомился с другим). Психоаналитик изображал это символом из трех связанных колец. Если хотя бы одно кольцо разомкнуть, то психическое равновесие индивида нарушится.
  5. Интерперсональный психоанализ (Г. С. Салливан, Клара Томпсон). Внимание сконцентрировано не на анализе личности, а на анализе межличностных отношений. Именно этот элемент психоаналитики считали самым важным и значимым в психическом развитии субъекта.

Существуют и другие современные направления психоанализа, но эти пользуются наибольшим спросом.

Как психоанализ повлиял на развитие психологии

Теория психоанализа Фрейда способствовала развитию психологии. Психоанализ произвел настоящую революцию в мире психотерапии и психиатрии. Эта теория нашла свое отражение в трудах других психологов (представителей психоанализа): А. Фрейд, Д. Винникотта, Х. Гартмана, М. Малера, Э. Глоувера, Э. Эриксона, М. Кляйн и других. Прямыми последователями Фрейда являются Карл Юнг, Альфред Адлер, Отто Ранк, Х. Хартман, Э. Крис, Анна Фрейд (дочь известного психоаналитика).

Интересно! Учение Фрейда повлияло даже на кинематограф. Его трудами вдохновлялись Альфред Хичкок, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Паоло Пазолини.

Критика

критика психоанализа

Теория Фрейда сразу же привлекла внимание общественности. Но нельзя сказать, что оно было исключительно позитивным – нашлось немало критиков. И до сих пор учение Фрейда подвергается критическому анализу. Вот, за что его критикуют:

Некоторые психологи до сих пор считают психоанализ Зигмунда Фрейда лженаукой. Они сомневаются в ее обоснованности, достоверности и эффективности.

Альтернативы

когнитивно-поведенческая психотерапия

К альтернативам психоанализа относится когнитивно-поведенческая психотерапия, арт-терапия, аналитическая психотерапия Юнга, бихевиоризм, гештальт-терапия, логотерапия, позитивная психотерапия, психодрама, телесно-ориентированная психотерапия, эриксоновский гипноз. Все это, как и психоанализ, методы психотерапии. Они не могут полноценно заменить друг друга, потому что это совершенно разные направления, но цель у них одна – помочь человеку осознать внутреннюю проблему и избавиться от нее.

Заключение

Какое бы отношение не сформировалась к психоанализу З. Фрейда, нельзя отрицать факт: это официально признанный метод психотерапии. Его не просто так включают в практику и программу обучения студентов. Большинство исследователей признает его эффективность и безопасность. Для сравнения: столь популярный в наши дни метод расстановок по Хеллингеру не признан официальным сообществом психологов, а в некоторых странах, например, Германии даже запрещен. Значит, как минимум, относительно этого метода психоанализ куда эффективнее и безопаснее.

Читайте также: