План работы с семьей находящейся в трудной жизненной ситуации в доу

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План работы с неблагополучными семьями

Соблюдение прав и интересов детей.

Выявление семей находящихся в трудной жизненной ситуации и детей , нуждающихся в защите .

Обеспечить социальную и правовую защиту детей , находящихся в трудных жизненных ситуациях .

Информировать родителей по вопросам воспитания и обучения детей

Защита прав и законных интересов детей.

Ожидаемый результат:

Повышение педагогической грамотности родителей.

Мероприятия

Формам проведения

2 Посещение на дому: Атаманов Слава, Зюздинцева Злата, Пустобаева Карина.

3 Родительское собрание о правах ребенка.

1 Посещение на дому: Рязанцева Марина, Бикбулатов Матвей, Кузнецов Артем.

3 Участие детей и родителей в мероприятиях детского сада и дома .

1Посещение на дому: Грошева Степана, Истомина Тимофея, Батраковой Ангелины .

2 Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей.

3Посещение семей: Кудрявцевой Даши, Некрасова Коли, Ляминой Ани.

3 Посещение на дому: Кузнецова Андрея, Южанинова Артема, Алексеевой Василисы.

3Посещение семьи: Мелехина Миши, Репняковой Ани, Тетерлева Алексея.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2950 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 695 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.04.2018 4882
  • DOCX 13.4 кбайт
  • 65 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Курочкина Марина Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

№ п/п мероприятие дата проведения

1 Выявление детей из неблагополучных семей, составление индивидуальных карт.

Годовой план работы музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год Годовой план работы музыкального руководителя на 2019-2020 учебный годЗадачи МАДОУ на 2019 - 2020 уч. год. : 1. Поддержка детской инициативы.

Перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе на 2018–2019 учебный год Перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе на 2018–2019 учебный год Цели и задачи: 1. Взаимодействия.

Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе на 2019–2020 учебный год ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ во второй младшей группе на 2019 – 2020 учебный год. Цель: вовлечение максимального числа родителей.

Перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе на 2018–2019 учебный год Цель: Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей,.

План по самообразованию музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год План по самообразованию музыкального руководителя на 2019-2020 уч. г. Тема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации.

План работы по самообразованию на 2018–2019 учебный год в старшей группе Тема: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники Цель: Выявить эффективность использования.

Планирование работы с родителями средней группы на 2019–2020 учебный год Цель:Установление взаимного сотрудничества воспитателей детского сада с родителями воспитанников в вопросах оздоровления, безопасности,.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация Программы обеспечиает равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса.

Задачи: Формитровать социокультурную среду, соответствующую социальному статусу семьи.Защищать детей от всех форм физического и психического насилия. Создавать условия социальной ситуации развития детей. Повышать уровень профессиональной компетенции педагогических работников при организации работы с семьями находящимися в ТЖС. Расширять социальное партнерство. Взаимодействовать с родителями

Информационная справка об учреждении ………………………………………….…. 5

Общие сведения об учреждении и контингенте семей воспитанников ………….….. 5

Межведомственное взаимодействие с учреждениями системы профилактики …..…6

Концептуальные основания Программы ……………………..………………………. 8

Приоритетные направления реализации Программы ………………………………… 8

Проектирование деятельности по реализации Программы . 8

Паспорт Программы

Администрация ОУ, педагогический коллектив ОУ, родители, общественность

Правовая основа Программы

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990;

Конвенция ООН о правах ребёнка, 1989;

Федеральный закон от 24.06.1999 г № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

Этапы обсуждения и принятия Программы

1 этап – формирование структуры Программы, май, 2014 г.;

2 этап – определение проектов Программы, июнь-август, 2014 г.;

3 этап – обсуждение и утверждение Программы, сентябрь,2014 г

4 этап – экспертиза Программы, май, 2014 г.

Кем принята Программа

С кем согласована Программа

Управление образования администраци Муниципального образования Приуральский район

Цели и задачи Программы

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса.

Формировать социокультурную среду, соответствующуюсоциальному статусу семьи;

Защищать детей от всех форм физического и психического насилия;

Создавать условия социальной ситуации развития детей;

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников при организации работы с семьями, находящими в трудной жизненной ситуации;

Расширить социальное партнёрство ОУ с учреждениями села;

Взаимодействовать с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, в том числе посредством проектной деятельности

Проектирование деятельности по реализации Программы

выявление и определение проблемного поля семей;

сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

накопление опыта работы педагогических работников с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;

Ожидаемые результаты реализации Программы

создание банка данных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

разработка плана мероприятий для каждой категории семей с учётом социального статуса;

Профилактика семейного неблагополучия;

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ОУ;

Создание взаимовыгодного социального партнёрства ОУ с учреждениями села.

Этапы реализации Программы

I этап 2014-2015учебный год

Пробный: апробация Программы в режиме инновации

II этап 2016-2019 годы.

Деятельностный: внедрение проектов в текущую практику;

IIIэтап 2019 год

Итоговый: подведение итогов и соотнесение результатов деятельности ОУ с целью и задачами по реализации запланированных проектов Программы.

Срок действия Программы

Информационная справка об учреждении.

Анализ деятельности ОУ

Концептуальные основания Программы

Приоритетные направления реализации Программы.

Основные проекты по реализации Программы.

Ресурсное обеспечение реализации Программы

Развивающая предметно-пространственная среда;

Социокультурная среда ОУ

Порядок управления реализацией Программы

Управление и корректировка Программы осуществляется по мере необходимости, согласовывается коллегиальным органом ОУ, утверждается локальными актами.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы.

Мониторинг реализации Программы осуществляется по завершению работы каждого этапа.

Информационная справка об учреждении

Общие сведения об учреждении и контингенте семей воспитанников

Благополучные 121 (66 %)

Семьи в трудной жизненной ситуации 70 (34 %)

Семьи в социально-опасном положении 8 (9)

Беженцы, вынужденные переселенцы

Благополучные семьи – это семьи, исполняющие функции, удовлетворяющие потребности всех членов семьи и общества (материальные, психологические, юридические).

Многодетные семьи – это семьи, имеющие трех и более детей.

Опекунские и приёмные семьи имеют опекаемых детей. В такие семьи устраиваются дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

В ОУ присутствует категория детей находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – ТЖС). Данная категория детей воспитывается в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Семья, находящая в ТЖС – семья, находящая в определённом социальном неблагополучии (ситуация, связанная с экономическими, юридическими педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушений прав ребёнка).

Семьи, находящиеся в социально-опасном положении (далее – СОП) – категория семей, стоящих на различных видах учёта:

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав МО Приуральский район;

Отдел профилактики безнадзорности детей и подростков.

Неблагополучные многодетные семьи – это семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия, т.к. дети в них зачастую являются средством для получения различного рода пособий. Кроме того, в большинстве случаев в таких семьях само появление детей на свет является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного опьянения;

Неполные семьи – означает воспитание ребенка одним из родителей. В ОУ присутствуют виды как материнской, так и отцовской неполной семьи;

Безработные семьи – семьи в рассматриваемый период не имели работы или другого доходного занятия, самостоятельно или при чьем-либо посредничестве занимались поиском работы и были готовы приступить к ней;

Малоимущие семьи – это категория семей, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО. К данной категории относятся семьи: семьи, с одиноким, воспитывающим родителем (неполные), неблагополучные многодетные семьи, просто неблагополучные семьи, семьи безработных родителей. В этом учебном году группу малообеспеченных пополнили категории семья беженцев и вынужденных переселенцев.

Семьи беженцев, вынужденных переселенцев – семьи, которые не имеют российского гражданства и находятся на территории РФ из-за реальных опасений для жизни и здоровья в своём государстве.

Межведомственное взаимодействие с учреждениями системы профилактики

Большое внимание в работе ОУ уделяется межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики, таких как:

Отдел по охране и защите прав детства Управления образования Администрации МО Приуральский район. Информирование о несовершеннолетних и их законных представителях,о фактах психологического или физического насилия.

ОМВД ЯНАО по Приуральскому району. Патронат семей, с целью контроляи профилактики неблагополучных семей

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Координация работы с семьями СОП.

Сотрудничество с учреждениями помогает найти болееоптимальные и эффективные пути решения выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации в семьях воспитанников ОУ.

Анализ деятельности ОУ по направлению

Работа в ОУ по социально-педагогическому сопровождению в течение 2012-2014 гг. велась по направлениям:

Профилактическое. Формы работы: патронаж, ходатайство, индивидуальные беседы, рейды, привлечение родителей к образовательной и культурно-досуговой деятельности ОУ.

Патронаж предусматривает посещение семьи дома с диагностической, контролирующей целью, который позволяет изучить проблемные ситуации и оказывать срочную помощь. В течение года осуществляется периодический патронаж семей.

Индивидуальные беседы проводятся с целью профилактики пропусков без уважительной причины детьми ОУ, о необходимости своевременного внесения оплаты за посещения детьми ОУ.

Рейды – Проведено 40 рейдов на квартиры, с целью выяснения причин отсутствия воспитанников в ОУ.

работапо повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, конкурсах совместного творчества родителей и детей.

Аналитическое. В конце учебного года проводится анализ эффективности профилактических мероприятий. Ведётся учёт положительной динамики (графики). В случае необходимости планируется дальнейшее сопровождение семей.

Данная система нуждается в дополнениях и изменениях:

Привлечение педагога-психолога для оказания своевременной психологической помощи семьям и воспитанникам, оказавшимся в ТЖС;

Распространение положительного опыта семейного воспитания по возрождению семейных ценностей и традиций;

Использование нетрадиционных форм работы с семьями, находящимися в ТЖС.

Концептуальные основания Программы

В основу программы заложены следующие принципы:

1. Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.

2. Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ в работе с семьей.

3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.

4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.

5. Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей

5. Приоритетные направления реализации Программы

1. Регулярное, систематическое сопровождение семей находящихся в сложной жизненной ситуации

2. Привлечение к реализации программы педагогических работников имеющих достаточный опыт работы с семьями, находящимися в ТЖС.

3. Сопровождение семей находящихся в ТЖС, через межведомственное взаимодействие с учреждениями профилактики

Проектирование деятельности по реализации Программы

В благополучных многодетных семьях, родители любят своих детей и сознательно хотят их иметь по различным причинам, в том числе из-за религиозных убеждений. Опекунские семьи занимаются воспитанием не родных детей и стараются прививать им семейные ценности. Мероприятия для многодетных и опекунских семей направлены на распространение положительного опыт семейного воспитания и предупреждение жестокого обращения с детьми.

Контроль посещения детьми ОУ

Помощь в получении различных пособий и льгот, компенсаций

Предполагаемый результат: распространение положительного опыта семейного воспитания; предупреждение жесткого обращения с детьми.

Порядок постановки семьи на индивидуальное социально-педагогическое сопровождение регламентируется локальными актами ОУ.

Основными источниками информации о семье являются:

 воспитатель возрастной группы

 социальные паспорта группы

 непосредственные контакты с семьей (посещение на дому, приглашение на беседу в ОУ);

 наблюдение за ребенком в ОУ (особенности его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, социальный статус в группе сверстников, особенности игровой деятельности, поведения).

(с кем проводится)

Социальная ситуация развития ребенка

Выявление семей группы риска, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении.
Проводится анализ социальных паспортов групп ОУ

Родители воспитанников ОУ

Социальный паспорт группы

Получение информации о ребенке: состояние здоровья, психосоциальное развитие, личностные особенности, проблемы поведения.

Проводится в отношении воспитанников, находящихся в ТЖС

Факторы социального неблагополучия

Изучение условий проживания ребенка в семье с целью выявления степени неблагополучия, оценки возможности проживания ребенка в семье. Проводится в случаях, когда есть информация о явном неблагополучии (социальной опасности) проживания ребенка в семье

Жилищные условия, среда проживания ребенка

Наблюдение, осмотр (в ситуации, когда есть основания предполагать, что ребенок проживает в неблагоприятных для его развития, состояния здоровья и т. д. условиях)

Акт обследования жизненного пространства ребенка

Составление социально-психологического портрета семьи, выявление "проблемных сфер" для определения возможных форм социально-педагогической помощи семье

Беседа с ребенком, родителями, анализ данных посещения семьи

Предполагаемый результат: создание банка данных семей, находящихся в ТЖС.

Мероприятия проекта по реализации программы составлены с учётом их статусасемейи специфических проблем и направлены на профилактику.

Неблагополучные многодетные семьи

Социальные проблемы: острый недостаток материальных ресурсов; нерешенность жилищных проблем; психологическая несовместимость членов семей. Мероприятия для таких семей направлены на снижение психологического напряжения в отношениях между членами семьи и улучшения условий социальной ситуации развития детей в ОУ, путём активного вовлечения членов семей к социокультурному пространству ОУ.

Проблемы, возникающие в неполных семьях: неполноценное воспитание ребенка, частые острые и хронические заболевания у детей, наличие вредных привычек (курение, алкоголизм), неустроенность социально-бытового и жилищного характера, отсутствие или несоблюдение гигиенических норм жизни у родителей, частые случаи самолечения детей. В неполных семьях, где воспитателем остается отец, помимо вышеперечисленных проблем можно добавить отсутствие ласки со стороны матери.

В семьях безработных возникают следующие проблемы: возрастает количество разводов, отмечаются случаи жестокого обращения с детьми, присутствуют нервные расстройства и высокий уровень заболеваемости детей.

Основные проблемы малообеспеченных семей: материальные (трудности с обеспечением потребностей в жилье, еде, одежде, медицинской помощи); ухудшение психологической атмосферы (психологическое напряжение в отношениях между членами семьи) и психического здоровья детей. Такие проблемы в семьях порождают отсутствие инициативы, пассивность.

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Проблемы: психологический дискомфорт, материальный трудности, затруднение при трудоустройстве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация Программы обеспечиает равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса.

Задачи: Формитровать социокультурную среду, соответствующую социальному статусу семьи.Защищать детей от всех форм физического и психического насилия. Создавать условия социальной ситуации развития детей. Повышать уровень профессиональной компетенции педагогических работников при организации работы с семьями находящимися в ТЖС. Расширять социальное партнерство. Взаимодействовать с родителями

Информационная справка об учреждении ………………………………………….…. 5

Общие сведения об учреждении и контингенте семей воспитанников ………….….. 5

Межведомственное взаимодействие с учреждениями системы профилактики …..…6

Концептуальные основания Программы ……………………..………………………. 8

Приоритетные направления реализации Программы ………………………………… 8

Проектирование деятельности по реализации Программы . 8

Паспорт Программы

Администрация ОУ, педагогический коллектив ОУ, родители, общественность

Правовая основа Программы

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990;

Конвенция ООН о правах ребёнка, 1989;

Федеральный закон от 24.06.1999 г № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

Этапы обсуждения и принятия Программы

1 этап – формирование структуры Программы, май, 2014 г.;

2 этап – определение проектов Программы, июнь-август, 2014 г.;

3 этап – обсуждение и утверждение Программы, сентябрь,2014 г

4 этап – экспертиза Программы, май, 2014 г.

Кем принята Программа

С кем согласована Программа

Управление образования администраци Муниципального образования Приуральский район

Цели и задачи Программы

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса.

Формировать социокультурную среду, соответствующуюсоциальному статусу семьи;

Защищать детей от всех форм физического и психического насилия;

Создавать условия социальной ситуации развития детей;

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников при организации работы с семьями, находящими в трудной жизненной ситуации;

Расширить социальное партнёрство ОУ с учреждениями села;

Взаимодействовать с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, в том числе посредством проектной деятельности

Проектирование деятельности по реализации Программы

выявление и определение проблемного поля семей;

сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

накопление опыта работы педагогических работников с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;

Ожидаемые результаты реализации Программы

создание банка данных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

разработка плана мероприятий для каждой категории семей с учётом социального статуса;

Профилактика семейного неблагополучия;

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ОУ;

Создание взаимовыгодного социального партнёрства ОУ с учреждениями села.

Этапы реализации Программы

I этап 2014-2015учебный год

Пробный: апробация Программы в режиме инновации

II этап 2016-2019 годы.

Деятельностный: внедрение проектов в текущую практику;

IIIэтап 2019 год

Итоговый: подведение итогов и соотнесение результатов деятельности ОУ с целью и задачами по реализации запланированных проектов Программы.

Срок действия Программы

Информационная справка об учреждении.

Анализ деятельности ОУ

Концептуальные основания Программы

Приоритетные направления реализации Программы.

Основные проекты по реализации Программы.

Ресурсное обеспечение реализации Программы

Развивающая предметно-пространственная среда;

Социокультурная среда ОУ

Порядок управления реализацией Программы

Управление и корректировка Программы осуществляется по мере необходимости, согласовывается коллегиальным органом ОУ, утверждается локальными актами.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы.

Мониторинг реализации Программы осуществляется по завершению работы каждого этапа.

Информационная справка об учреждении

Общие сведения об учреждении и контингенте семей воспитанников

Благополучные 121 (66 %)

Семьи в трудной жизненной ситуации 70 (34 %)

Семьи в социально-опасном положении 8 (9)

Беженцы, вынужденные переселенцы

Благополучные семьи – это семьи, исполняющие функции, удовлетворяющие потребности всех членов семьи и общества (материальные, психологические, юридические).

Многодетные семьи – это семьи, имеющие трех и более детей.

Опекунские и приёмные семьи имеют опекаемых детей. В такие семьи устраиваются дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

В ОУ присутствует категория детей находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – ТЖС). Данная категория детей воспитывается в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Семья, находящая в ТЖС – семья, находящая в определённом социальном неблагополучии (ситуация, связанная с экономическими, юридическими педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушений прав ребёнка).

Семьи, находящиеся в социально-опасном положении (далее – СОП) – категория семей, стоящих на различных видах учёта:

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав МО Приуральский район;

Отдел профилактики безнадзорности детей и подростков.

Неблагополучные многодетные семьи – это семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия, т.к. дети в них зачастую являются средством для получения различного рода пособий. Кроме того, в большинстве случаев в таких семьях само появление детей на свет является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного опьянения;

Неполные семьи – означает воспитание ребенка одним из родителей. В ОУ присутствуют виды как материнской, так и отцовской неполной семьи;

Безработные семьи – семьи в рассматриваемый период не имели работы или другого доходного занятия, самостоятельно или при чьем-либо посредничестве занимались поиском работы и были готовы приступить к ней;

Малоимущие семьи – это категория семей, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО. К данной категории относятся семьи: семьи, с одиноким, воспитывающим родителем (неполные), неблагополучные многодетные семьи, просто неблагополучные семьи, семьи безработных родителей. В этом учебном году группу малообеспеченных пополнили категории семья беженцев и вынужденных переселенцев.

Семьи беженцев, вынужденных переселенцев – семьи, которые не имеют российского гражданства и находятся на территории РФ из-за реальных опасений для жизни и здоровья в своём государстве.

Межведомственное взаимодействие с учреждениями системы профилактики

Большое внимание в работе ОУ уделяется межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики, таких как:

Отдел по охране и защите прав детства Управления образования Администрации МО Приуральский район. Информирование о несовершеннолетних и их законных представителях,о фактах психологического или физического насилия.

ОМВД ЯНАО по Приуральскому району. Патронат семей, с целью контроляи профилактики неблагополучных семей

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Координация работы с семьями СОП.

Сотрудничество с учреждениями помогает найти болееоптимальные и эффективные пути решения выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации в семьях воспитанников ОУ.

Анализ деятельности ОУ по направлению

Работа в ОУ по социально-педагогическому сопровождению в течение 2012-2014 гг. велась по направлениям:

Профилактическое. Формы работы: патронаж, ходатайство, индивидуальные беседы, рейды, привлечение родителей к образовательной и культурно-досуговой деятельности ОУ.

Патронаж предусматривает посещение семьи дома с диагностической, контролирующей целью, который позволяет изучить проблемные ситуации и оказывать срочную помощь. В течение года осуществляется периодический патронаж семей.

Индивидуальные беседы проводятся с целью профилактики пропусков без уважительной причины детьми ОУ, о необходимости своевременного внесения оплаты за посещения детьми ОУ.

Рейды – Проведено 40 рейдов на квартиры, с целью выяснения причин отсутствия воспитанников в ОУ.

работапо повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, конкурсах совместного творчества родителей и детей.

Аналитическое. В конце учебного года проводится анализ эффективности профилактических мероприятий. Ведётся учёт положительной динамики (графики). В случае необходимости планируется дальнейшее сопровождение семей.

Данная система нуждается в дополнениях и изменениях:

Привлечение педагога-психолога для оказания своевременной психологической помощи семьям и воспитанникам, оказавшимся в ТЖС;

Распространение положительного опыта семейного воспитания по возрождению семейных ценностей и традиций;

Использование нетрадиционных форм работы с семьями, находящимися в ТЖС.

Концептуальные основания Программы

В основу программы заложены следующие принципы:

1. Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.

2. Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ в работе с семьей.

3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.

4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.

5. Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей

5. Приоритетные направления реализации Программы

1. Регулярное, систематическое сопровождение семей находящихся в сложной жизненной ситуации

2. Привлечение к реализации программы педагогических работников имеющих достаточный опыт работы с семьями, находящимися в ТЖС.

3. Сопровождение семей находящихся в ТЖС, через межведомственное взаимодействие с учреждениями профилактики

Проектирование деятельности по реализации Программы

В благополучных многодетных семьях, родители любят своих детей и сознательно хотят их иметь по различным причинам, в том числе из-за религиозных убеждений. Опекунские семьи занимаются воспитанием не родных детей и стараются прививать им семейные ценности. Мероприятия для многодетных и опекунских семей направлены на распространение положительного опыт семейного воспитания и предупреждение жестокого обращения с детьми.

Контроль посещения детьми ОУ

Помощь в получении различных пособий и льгот, компенсаций

Предполагаемый результат: распространение положительного опыта семейного воспитания; предупреждение жесткого обращения с детьми.

Порядок постановки семьи на индивидуальное социально-педагогическое сопровождение регламентируется локальными актами ОУ.

Основными источниками информации о семье являются:

 воспитатель возрастной группы

 социальные паспорта группы

 непосредственные контакты с семьей (посещение на дому, приглашение на беседу в ОУ);

 наблюдение за ребенком в ОУ (особенности его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, социальный статус в группе сверстников, особенности игровой деятельности, поведения).

(с кем проводится)

Социальная ситуация развития ребенка

Выявление семей группы риска, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении.
Проводится анализ социальных паспортов групп ОУ

Родители воспитанников ОУ

Социальный паспорт группы

Получение информации о ребенке: состояние здоровья, психосоциальное развитие, личностные особенности, проблемы поведения.

Проводится в отношении воспитанников, находящихся в ТЖС

Факторы социального неблагополучия

Изучение условий проживания ребенка в семье с целью выявления степени неблагополучия, оценки возможности проживания ребенка в семье. Проводится в случаях, когда есть информация о явном неблагополучии (социальной опасности) проживания ребенка в семье

Жилищные условия, среда проживания ребенка

Наблюдение, осмотр (в ситуации, когда есть основания предполагать, что ребенок проживает в неблагоприятных для его развития, состояния здоровья и т. д. условиях)

Акт обследования жизненного пространства ребенка

Составление социально-психологического портрета семьи, выявление "проблемных сфер" для определения возможных форм социально-педагогической помощи семье

Беседа с ребенком, родителями, анализ данных посещения семьи

Предполагаемый результат: создание банка данных семей, находящихся в ТЖС.

Мероприятия проекта по реализации программы составлены с учётом их статусасемейи специфических проблем и направлены на профилактику.

Неблагополучные многодетные семьи

Социальные проблемы: острый недостаток материальных ресурсов; нерешенность жилищных проблем; психологическая несовместимость членов семей. Мероприятия для таких семей направлены на снижение психологического напряжения в отношениях между членами семьи и улучшения условий социальной ситуации развития детей в ОУ, путём активного вовлечения членов семей к социокультурному пространству ОУ.

Проблемы, возникающие в неполных семьях: неполноценное воспитание ребенка, частые острые и хронические заболевания у детей, наличие вредных привычек (курение, алкоголизм), неустроенность социально-бытового и жилищного характера, отсутствие или несоблюдение гигиенических норм жизни у родителей, частые случаи самолечения детей. В неполных семьях, где воспитателем остается отец, помимо вышеперечисленных проблем можно добавить отсутствие ласки со стороны матери.

В семьях безработных возникают следующие проблемы: возрастает количество разводов, отмечаются случаи жестокого обращения с детьми, присутствуют нервные расстройства и высокий уровень заболеваемости детей.

Основные проблемы малообеспеченных семей: материальные (трудности с обеспечением потребностей в жилье, еде, одежде, медицинской помощи); ухудшение психологической атмосферы (психологическое напряжение в отношениях между членами семьи) и психического здоровья детей. Такие проблемы в семьях порождают отсутствие инициативы, пассивность.

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Проблемы: психологический дискомфорт, материальный трудности, затруднение при трудоустройстве.

Читайте также: