Перспективный план в доу по техническому творчеству

Обновлено: 06.07.2024

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Каждый ребенок - потенциальный изобретатель. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в нас генетически. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Ломая очередную игрушку, малыш пытается понять, как она устроена, почему крутятся колесики и мигают лампочки. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) наиболее актуальной задачей является достижение нормативно заданного уровня качества образования, в связи с чем, современная образовательная практика характеризуется переходом большинства дошкольных образовательных учреждений в режим развития, режим инновационной деятельности. Введение ФГОС дошкольного образования требует от педагогов внедрения новых технологий и методик сопровождения детей дошкольного возраста в образовательном процессе.

Техническое творчество – вид деятельности воспитанников, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной новизны. В процессе технического творчества новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к познавательной деятельности, развитию интереса к профессиям, приобретению практических умений и развитию творческих способностей.

При изучении различных определений технического творчества наиболее удачным, на мой взгляд, является следующее: техническое творчество - это такая техническая деятельность, результатом которой является продукт, обладающий пользой и объективной или субъективной новизной.

Техническое творчество развивает интерес не только к технике, но и явлениям природы, и способствует формированию мотивов к получению новых знаний и выбору профессии, развитию творческих способностей.

Основой организации технического творчества является создание проблемной ситуации, формулировка задач конструкторского характера. Основными компонентами технического творчества являются:

- пространственное воображение и представление;

- умение применять знания в конкретной проблемной ситуации.

Возможно ли техническое творчество в дошкольном учреждении?

Многие авторы приравнивают техническое творчество и изобретательство. Изобретательство неотделимо от процесса творчества. Применительно к деятельности взрослых людей (или детей школьного возраста) выделяют относительно самостоятельные виды творчества: техническое и художественное.

У дошкольников эти виды творчества еще не выступают в таком обособленном виде, образуя комплексную художественно-техническую деятельность. На первое место ставятся конструктивные или художественные задачи, но сама деятельность еще не расчленена. (Википедия).

Так может ли дошкольник придумать изобретение?

С большой вероятностью можно утверждать, что нет. Однако творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте, что доказали отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.).

Они определяют детское творчество как:

  • создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком),
  • придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.,
  • применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации.
  • проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

Ребенок дошкольного возраста в процессе технического творчества ориентируется на сведения об окружающем мире, на элементарные математические представления, на навыки конструктивно-модельной деятельности.

Общеразвивающая направленность технического творчества детей дошкольного возраста является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей, поэтому содержание образования по развитию конструктивно-модельной деятельности может быть раскрыто на основе интеграции с содержанием других образовательных областей:

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования наибольшую актуальность приобретает принцип интеграции образовательных областей, который:

  • способствует формированию у дошкольников целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
  • у детей формируется познавательный интерес, отражаются знания из различных областей, переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс.
  • интегрированный процесс объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;
  • обеспечивается более тесный контакт всех специалистов и сотрудничество с родителями, что способствует образованию детско-взрослого сообщества в ДОУ.

Принцип интеграции, таким образом способствует развитию личности и обеспечивает гармоничное вхождение ребенка в социум. На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития- знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом.

Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, дети получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов, координации движений. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата. В конструировании существует возможность для развития творческой стороны интеллекта — эти игры моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению.

Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.

В процессе данной деятельности дошкольники обучаются:

- планировать предстоящую работу,

- анализировать собственные действия,

- составлять из отдельных частей целое,

- сравнивать и обобщать.

Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной работе, предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, договориться, помочь друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника.

Для развития технического мышления у дошкольников, самое главное - создать у дошкольников установку на творческий поиск.

В развитии технического творчества дошкольника основную роль играет овладение детьми способами конструирования. (Конструирование (от лат. const-ruo — строю, создаю) - процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчётов. Конструирование в процессе обучения — это средство углубления и расширения приобретенных теоретических знаний и развития творческих возможностей, изобретательских интересов и склонностей детей).

На сегодняшний день существует масса различных видов конструкторов:

Кубики (деревянные, тканевые, пластмассовые). Являются самым первым материалом для конструирования. Уже годовалые малыши с удовольствием разрушают башню из кубиков, и это вполне можно считать первыми играми с конструктором.

Строительные наборы (геометрические фигуры разного размера) без соединения. Эти наборы могут быть из разных материалов — дерева, пластмассы. Деревянные детали могут быть окрашенными или нет. Крупный напольный конструктор можно использовать для постройки домов, как в рост ребёнка, так и в кукольный рост. Возраст детей, которым будет интересен такой тип конструкторов, колеблется в широких пределах. Малыши строят арки и гаражи, а шестилетки воодушевленно сооружают сложные архитектурные строения из конструктора, в состав которого входит множество объемных фигурок.

Конструкторы с болтовым соединением (металлические, пластмассовые). Они бывают из различного материала. И для различного возраста. Например, все мы помним металлические конструкторы нашего детства — с плоскими деталями с отверстиями, с винтиками и шайбочками. Сегодня же это — яркие, привлекательные, пластиковые элементы, крупнее своих серых предшественников из металла. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям — и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.

Электронные (различные запчасти на основе электросхем). Такой конструктор в игровой форме познакомит ребенка с основами электротехники и электроники. Детали собираются в электрические схемы без пайки, с помощью удобных разъемов и крепятся к пластиковому основанию. К каждому конструктору прилагается красочная брошюра с подробными описаниями электрических и электронных схем. Конструкторы с суставным соединением. Этот вид конструктора получил свое название благодаря особому соединению, имитирующему суставы. Результативная игра с подобным набором требует хорошего пространственного мышления и развитой мелкой моторики, поэтому обычно предназначается для детей старше шести лет. Модели для сборки (различные модели машинок, самолётов). Такие конструкторы интересны не только детям, поэтому у вас есть шанс организовать хороший совместный досуг.

Решетчатый конструктор, детали которого напоминают решеточки. Этот развивающий детский конструктор отличается своей универсальностью и простотой сборки. Конструктор помогает развитию пространственного мышления, навыков классификации и сортировки предметов по цветам и форме.

Вывод: Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Важной особенностью детского технического творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребёнком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Техническое творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка

Цель: развитие технического творчества, инженерного мышления у детей дошкольного возраста.

1. Построение предметно-игровой среды, способствующей формированию и проявлению творческих инициатив и поисков детей, формированию технической и информационно-технологической компетентности;

2. Организация различного рода мероприятий с целью обучения детей проектировать техническое и программное решение поставленных задач;

3. Создание условий для исследовательской и проектной деятельности

4. Оказание консультативной (информационной, методической, обучающей) помощи родителям (законным представителям) по сопровождению креативного ребенка.

№/п Сроки Тема Форма отчетности

1 Сентябрь Изучение методической литературы. Изучение опыта работы по введению LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс с дошкольниками. Знакомство с программами по конструированию со старшими дошкольниками, статьям и учебно-методической литературой по данной теме.

6 Февраль Карточки дидактических игр, технологические карты. Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление дидактических игр.

Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности Фестиваль педагогических идей по распространению опыта работы педагогов ДОУ города «Развитие познавательной активности дошкольников через.

Конструирование и робототехника — первый шаг ребенка в мир технического творчества Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение придается дошкольному воспитанию.

Конструирование на технологическом подходе как способ развития технического творчества дошкольников Конструирование на технологическом подходе как способ развития технического творчества дошкольников Ткаченко О. Е., воспитатель, МБУ детский.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективный план работы на год по конструированию и робототехнике для педагогов дошкольного учреждения.

Перспективный план работы творческой группы по Lego конструированию на 2019-2020 уч.г.

-Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов в структурном подразделении по конструированию

-Разработать и апробировать дополнительную образовательную программу технической направленности

-Создать LEGO центр;

-Повысить образовательный уровень педагогов;

-Повысить интерес родителей к LEGO- конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

-Разработать механизм внедрения LEGO- конструирования и робототехники, как дополнительной услуги.

Раздел 2 План работы по реализации

Направления №2:развитие познавательных и творческих возможностей дошкольников, детской изобретательности средствами конструирования и моделирования.

Мероприятия, действия

Ответственный

Категория участников

Предполагаемый результат

Продукт деятельности

Повышение профессиональной компетентности педагогов

Анализ методической литературы, наглядно – дидактических пособий, ресурсов сети интернет по LEGO-конструированию и робототехнике

Создание банка методических, наглядно – дидактических пособий, подбор литературы.

Анализ состояния конструктивной, развивающей предметно-пространственной среды в учреждении.

методического обеспечения по конструктивной деятельности и техническому творчеству дошкольников.

Аналитическая справка, составление плана обновления и обогащение предметно-пространственной среды

«Программы и пособия (классические и современные)

Повышение педагогической компетенции педагогов в вопросах разработки и реализации КОП ТН

Повышение профессиональной компетентности педагогов через консультации, семинары, самообразование

Информирование педагогов о возможности участия в конкурсах тех.направленности

Разработка технологических карт по LEGO- конструированию для всех возрастных групп.

Получение педагогами практического навыка разработки технологических карт

Технологические карты по LEGO- конструированию для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста (старшей и подготовительной к школе групп).

Организация работы по обогащению предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО

Руководитель творческой группы

Совершенствование профессионализма педагогов при организации предметно-развивающей среды

Внедрение муниципальной модели дошкольного образования в практику структурного подразделения

Повышение педагогической компетенции педагогов в вопросах разработки и реализации КОП ТН

Повышение профессионализма педагогов через освоение новых форм работы с детьми

Раздел 1. Организация деятельности в рамках комплексно-тематического плана

LEGO-уголка, оснащенного образовательнымиробототехническими и другими LEGOконструкторами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие с родителями: Памятка по оздоровлению детей.

Цель: заботиться о здоровье своих детей.

Образовательная деятельность в режимные моменты

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (все помещения группы)

Утро: игры, дежурство, индивид.работа, поручения, утр. гимнастика, КГН, завтрак, игры.

Цель: напомнить детям правила обращения с опасными предметами.

Цель: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом.

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять-

Всех могу пересчитать!

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я.

Вот и вся моя семья!

3 Утренняя гимнастика.

Цель: поднятие эмоционального настроения, развитие двигательной активности детей. Ф

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умение наводить порядок. С

Строительство башни из строительного материала. Х

Цель: развивать конструкторские способности, умение играть всем вместе.

1.Познавательное развитие (предметный и социальный мир) 9.00 – 9.25 Предметы, требующие осторожного обращения. Их хранение.

Цель: предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья. Рассказать, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться.

2. Художественно – эстетическое развитие (рисование). 9.35-10.00 Цветные зонтики.

Задачи: учить создавать узоры на полукруге; развивать чувство цвета, формы ритма, композиции, творческое воображение; побуждать самостоятельно выбирать узоры для украшения.

3. Художественно – эстетическое развитие (музыка) 15.40 – 16.05 По плану музыкального руководителя.

Прогулка: игры, наблюдения, труд, индивид. Работа, физкультурно-оздоровительная работа

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

Вечер: оздоровит.и закалив. процедуры, КГН, полдник, игры, самостоят. деятельность детей, досуги, кружки, индив. работа

Читайте также: