Что такое благо кратко

Обновлено: 05.07.2024

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

в этике и философии, то, что заключает в себе определ. положит. смысл. В антич. этике Б. трактовалось различно: как наслаждение (киренская школа, эпикуреизм) или воздержание от страстей (киники), как добродетель в смысле господства высшей, разумной природы над низшей (Аристотель, стоицизм) и т. д. Аристотель различает блага трёх родов: телесные (здоровье, сила и т. п.), внешние (богатство, честь, слава и т. п.) и душевные (острота ума, нравств. добродетель и т. п.).

У Платона и в аятич. платонизме Б. отождествляется с высшей ступенью в иерархии бытия (единое — в неоплатонизме). В ср.-век. схоластике, перерабатывавшей идеи антич. философии на основе принципов христ. теизма, в качестве высшего Б. (лат. summum bonum) выступает бог, являющийся источником всех Б. и конечной целью человеч. устремлений.

Новоевроп. философия подчёркивает роль субъекта в определении чего-либо как Б. (Гоббс, Спиноза: Б. есть то, к чему стремится человек, то, что ему нужно). Другим характерным явлением новоевроп. этики является утилитаристское истолкование Б., сведение его к полезности (см. Утилитаризм).

В дальнейшем понятие Б. постепенно утрачивает своё значение и с сер. 19 в. вытесняется понятием ценность. В более узком, собственно этич. смысле слова понятие Б. синонимично понятию добра (см. Добро и зло).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

то, что имеет ценность. Благо является предпосылкой нравственных ценностей. Так, напр., честность (моральная ценность личности) предполагает, что существуют блага (а не только вещи), которые нужно уважать как владение других; любовь к ближнему предполагает такую ценность блага, как подарок и т. п. другому, правдивость – ценность истинного высказывания. Для того, кто верен, верность является нравственной ценностью, для того, кому верны, верность является ценностью блага.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

БЛАГО (греч. αγαυόν, лат. bonum) —состояние и условие совершенства, осуществленного бытия; ведущее понятие средиземноморско-европейской (иудео-христианской) культуры, одно из традиционно принятых в ней имен божественного начала. Если в синонимичном понятии добра доминирует мотив абсолютного нравственного долга и волевого выбора, то понятие блага более онтологично. Благость Творца — черта монотеистического мироощущения; в архаике и политеизме она не разумеется сама собой. В недрах европейской культуры то и дело дает о себе знать угроза недоброго начальника бытия (манихейство и др. ереси, оригинальные системы мысли Леонардо да Винчи и Ницше, гипотеза бога-обманщика у Декарта и др.). Подобно тому как с первых строк Библии (“и увидел Бог, что это хорошо”) доминанта блага утверждает себя в борьбе с подозрительным недоверием к творцу, проявляющимся в остаточной форме, напр. в эпизоде с Вавилонской башней, где Бог проявляет нечто вроде зависти, древнегреческая философия постоянно занята опровержением мифа с его образами богов-тиранов; Платон требует “принять закон”, предписывающий верить, что “Бог причина не всего, а только блага” (“Государство” II 380с; VI—VII; “Тимей” 29а).

Элеаты (ср. Diog. L., II 106) наметили внутреннее тождество блага-божества-ума. В круге этих представлений двигалась, высвечивая разные его аспекты, средневековая мысль о благе. Греческий идеализм вложил в концепцию блага мистический опыт погружения в просветленную суть вещей как в среду, наиболее родную и близкую человеческому существу; бескорыстное, “бесполезное” интеллектуальное созерцание оказывалось наиболее прочным, дорогим и сущностно обогащающим благом. У Платона благо отводит всему свое место и все собою ведет как свет, озаряющий истину бытия, в своем источнике неуловимый и потому требующий от человека неотступного предельного усилия, чтобы “подтянуться” к “идее блага” (“Государство” 508bc, 517bc, 534bc). Аристотель подчеркнул в благе телеологический аспект оптимального статуса, в котором все стремится к осуществлению. В неоплатонизме благо, сохраняя свой практически-этический смысл, становится главным именем трансцендентного источника бытия (Плотин. “Эннеады” VI 9, 3). Христианское богословие ассимилирует платоническую философию блага, которое становится высшим атрибутом божества. Боэций синтезирует платоновско-аристотелевскую идею как “единства”, т. е. завершенной цельности в смысле цели, к которой тянется все. Фома Аквинский возвращается к старому тождеству блага и бытия в тезисе о том, что Бог, не имея нужды ни в чем, мог не сотворить мир, но создал мировое бытие из чистого желания (“Сумма против язычников”. I 74; II 31). При всем том Бог в своей непостижимой сути неизмеримо выше блага (он “сверхблаго” уже у Плотина). Этот апофатический подход будет унаследован новоевропеской философией и сделает невозможным возврат блага на место верховного начала. В поздней схоластике Ф. Суареса есть “соответствие сущего самому себе” (“Метафизика разыскания” Χ 1, 12; 3, 10). Обосновывая новоевропейский субъект в его опоре на самоудостоверяющее представление сущего, Декарт варьирует классическую тему: поскольку Бог благ, он не позволит нашей мысли стать жертвой постоянного обмана. В тезисах Спинозы о высшем благе богопознания (“Этика” IV 28), в оптимальности нашего мира и в предустановленной гармонии у Лейбница, в кантовской дефиниции (“предмет желающей способности разумных конечных существ”— “Критика практического разума” 12,2), в концепции блага как предиката сущего у Шеллинга видны аспекты классического учения о благе. Но в целом начиная с 17 в. возвышение активистского принципа (божественной) воли в ранг ведущего, морализм Реформации и Контрреформации выводят благо из числа бытийных начал и релятивируют его. Из трех равновесных и взаимообратимых понятий — блага, единого, бытия—удерживается только последнее. Поскольку бытие стало определяться (свободной) волей непосредственно (Шопенгауэр, Ницше) или в образе субъективности (Фихте, Гегель, Гуссерль), благо стало трактоваться как результат полагания и с 19 в. его место заняла ценность.

В арабо-мусульманской философии можно выделить две основные линии понимания блага и зла: конвенциальную и субстанциальную. Первая связана прежде всего с каламом, вторая в основном с арабоязычным перипатетизмом, частично с исмаилизмом и ишракизмом. В суфизме противопоставленность этих двух линий снимается в соответствии с суфирским принципом “растерянного” рассуждения.

Исламское вероучение придерживается тезиса “все благо (хайр) и зло (шарр) в судьбе людей — от Бога”: в соответствии с принципом строгого монотеизма Бог считается единственным источником блага и зла. При этом в авторитетных источниках ислама (Коране и сунне) упоминания блага существенно преобладают над упоминанием зла. Благо дольней и загробной жизни не противопоставляется в исламском вероучении, а скорее гармонизируется и связывается исключительно с принятием или отвержением религиозного Закона. Под благом подразумевается не метафизическая сущность, а правильное поведение людей и все, что ему служит. Кроме того, с категорией блага в исламской культуре связывается понятие 'адаб (благопристойность), которое трактуется, в частности, как наличие благих черт в характере и поведении.

В каламе понятие блага абсолютизируется. Многие мутазилиты называли благом даже проклятие Богом неверующих и уготованные им загробные муки, поскольку это удерживает их.от ослушания. В более умеренной трактовке такие действия квалифицировались не как благо, а как “наиболее подходящее” (ал-аслах). Практически все мутазилиты считали, что сотворяемые Богом зло, а также дурные вещи (саййи'ат, напр., наказание) называются так иносказательно, а не в прямом смысле. Согласно ал-'Аллафу, “польза” (манфа'а) явилась основанием божественного творения. В основании этого тезиса лежит уверенность в том, что действие, не приносящее пользы и не устраняющее вред (дарар), является напрасным ('абс), а значит бессмысленным. Это положение разделялось в целом классической арабской мыслью и дало основание утилитаристско-эгоистической трактовке целей человеческого действия. Все мутазилиты считали, что все в мире сотворено только ради пользы людей либо в назидание им, и большинство отрицали возможность творения чегото, что не было бы воспринимаемо людьми. Сотворенный Богом мир—наилучший из возможных, а то, что люди считают “злом”, является на самом деле наиболее “подходящим” (садах) для них. Обсуждая вопрос о том, является ли предписываемый или поощряемый Законом “благой поступок” (хасана) таковым сам по себе или в силу божественного предписания, мутазилиты высказали оба этих мнения, а некоторые делили поступки на эти две категории.

В арабоязычном перипатетизме субстанциальная трактовка блага развита под прямым влиянием неоплатонизма. Первоначало, или Первая Причина, понимается как абсолютное, чистое благо (хайр мутлак махд), наделяющее благом все прочее, которое только в соотношении с ней является благом, сама не получая его ни от кого. Соответственно благо (хайр, хайриййа) может быть самостным (затийй) либо приобретенным (мустафад). Поскольку благо отождествляется с существованием или во всяком случае прямо связано с ним. Первая Причина, наделяя существованием нижестоящее, наделяет его и благом. Собственная природа всего, кроме обладающей абсолютным существованием Первой Причины, является природой “возможности” (имкан), а не необходимости. Эта природа расценивается как источник зла. Зло, т. о., понимается как отсутствие блага, и наделение существованием отрешает от природы зла. Мироздание представляет собой абсолютно упорядоченную иерархию уровней деградации блага, в которой более высокое ('алийй) и благородное (шарйф) превосходит более низкое (асфал) и презренное..(хасйс). Человек может достичь знания абсолютного блага, тем самым достигнув своего полного совершенства (Ибн Ста). Соответственно “счастье” (са'ада) понимается как абсолютное благо, а все, что служит его обретению, также считается благом, хотя не самостным, а в силу своей “полезности” (наф') для достижения блага. Собственно этическая трактовка блага и зла связана с понятием воли: “намеренно совершаемое благо” (хайр ирадийй) считается “хорошим” (джамйл), а “намеренно совершаемое зло” (шарр ирадийй) — “дурным” (кабйх) поступком (ал-Фарабй).

В исмаилизме как благо не описывается ни Бог, вовсе лишенный атрибутов, ни Первый Разум, в число атрибутов которого благо не входит. Вместе с тем уподобление началам мироздания и единство с ними и здесь полагаются единственным счастьем человека, но путь к нему понимается не как чисто созерцательный, а как гармония непременно двух начал, практического и теоретического.

Согласно ас-Сухарварди, благо присутствует в мире, причем его значительно больше, чем зла. Бог является щедрым источником блага, зло возникает как результат несовершенства низших ступеней бытия. Эта неоплатоническая идея выражена в характерных для ишракистской метафизики света и тьмы терминах появления и возрастания “темного аспекта”.

В философских текстах суфизма представлено два существенно различных понимания добра и зла: как самостоятельных понятий, принципиально отличаемых друг от друга (понятие абсолютного блага, утверждающее, чтопо истине все—благо, поскольку все по истине—Бог, тогда как понятие зла конвенционально, равно как и соответствующее понятие относительного блага), и как понятий, которые невозможно разделить так, чтобы каждое из них не перешло в свою противоположность, оставаясь при этом собою же и предполагая возвращение к себе. Первое принимает во внимание нормы повседневной морали, второе ориентировано на принципиальные положения суфийского учения о ежемгновенно обновляющемся воплощении вечного бытия как мира, которое означает, что дурной поступок совершается человеком также и по воле Бога, а значит, является благим.

Понятие блага следует отличать от понятия ценности, с этой целью наряду с аксиологией представляется уместным внести термин “агатология” (от греч. uyœ&ov— “благо” и λόγος—“учение”). В качестве ценности нечто прежде всего переживается сердцем, а в качестве блага признается разумом; ценность означает прежде всего нечто неотъемлемо личное, тогда как благо—нечто общепризнанное, что индивид стремится присвоить; ценность поэтому, при любых попытках разделите ее с кем-то, остается принципиально “субъективной”, тогда как благо, при любой степени его индивидуализируемой интериорйзации,— относительно “объективным”. Между ценностями и благами может быть согласие, но может быть (и чаще всего бывает) конфликт: что-то может быть признано разумом в качестве блага, но не стать драгоценностью для сердца (которому, как известно, “не прикажешь”) и, наоборот, быть таковым для сердца и не устоять перед судом “практического разума” (тревожа совесть). Ценность и благо по-разному реализуются и в целеполагании, которое во втором случае носит императивный характер.

Если понятие блага возникает почти с первых шагов философского дискурса и, начиная с античности, становится по существу теоретическим основанием этики (что следовало уже из “Никомаховой этики” Аристотеля, где учения о благе и добродетелях мыслились приблизительно как учения о целях и средствах), а также сотериологии (учение о спасении как реализации высшего блага в посмертном существовании), то новоевропейское учение о ценности— аксиология — возникает только в середине 19 в.

Современные концепции блага связаны с изысканиями Дж. Э. Мура (изучавшего, в частности, “философскую грамматику” прилагательного “благой” и существительного “благо”) и феноменологической школой М. Шелера (введшего термин Güterethik— “этика благ”), Н. Гартмана и Г. Райнера. В дискуссиях 20 в. (преимущественно в англоязычной философской традиции) были поставлены следующие проблемы: 1) что означает понятие “благо” (а также прилагательное “благой”)—объективное свойство определенных объектов или только субъективную их оценку? 2) всем ли объектам можно атрибутировать предикаты “благой” и “неблагой” и каким образом осуществляется их познание в этом модусе их бытия? 3) что означает понятие высшего блага (summum bonum), каковы его критерии и соотношение с “обычными благами”? 4) как соотносятся друг с другом различные разновидности “благости” (гедонические, утилитарные, духовные и т. д.) и каково место среди них этического блага—является ли оно производным от других или автономным? 5) актуально ли и в настоящее время построение иерархии благ (которое было актуальным для античности и средневековья)?

Лит.: Koss W. D. The Right and the Good. Oxf., 1930; EvingA. C. The Definition of Good. N.Y„ 1947; Nishida К A Study of Good. Tokyo, 1960; Ferber R. Platos Idee des Guten, St. Augustin. 1984.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

1. Добро, счастье. Стремление к общему благу. Желаю вам всяких благ.

2. чаще мн. То, что служит к удовлетворению потребностей, материальные утехи жизни (книж.). Поеду на юг: там все земные блага.

• Всех благ (разг. фам.) - до свиданья (приветствие при прощании). Ни за какие блага (в мире) - ни за что, ни в каком случае.

2.

бл а го 2 , союз (разг.). Тем более, что; благодаря тому, что. Кончайте работу, благо вечер близко. Бери, благо дают.

Современный экономический словарь. 1999

все, что способно удовлетворять o повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

Этимологический Словарь Русского Языка

Общеславянское – bolgo (благо).

Производные: благотворный, благотворительный, благополучие, благодетельствовать, благодетель, благодать, благородный, облагородить.

Педагогический терминологический словарь

общее этическое понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности чего-либо; ценностный стандарт, в соотнесении с которым определяется значимость чего-либо. Понятие Б. является одним из исходных в этической теории и было введено в научный оборот античными философами, которые понимали его как цель деятельности человека (Платон, Аристотель). Уже в античности блага разделялись на внешние и внутренние, а последние - на телесные и душевные. Б. характеризует человеческую деятельность в целом, нравственное содержание оно приобретает как высшее Б., т.е. как конечная, совершенная цель человеческой деятельности. Высшее Б. в античной этике отождествлялось со счастьем, компонентами которого наряду с совершенным нравственным строем души являются также богатство, удача, здоровье и др. не всегда подконтрольные человеку факторы. В последующем понятия Б. и высшего Б. стали всё чаще отождествляться с добром (иногда слова "Б." и "добро" в обыденном языке употребляют как синонимы).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 28)

Словарь антонимов русского языка

Гаспаров. Записи и выписки

♦ Во благоприсноувеселении и во всяких присноденственных благоключимствах с благопрозябшими от тебя чады твоими благодетельми моими во многочисленные веки здравствуй. (Письмо 1695 г. из Азовского похода: РСт 74, 1894, 247).

♦ А местный священник даже всенародно однажды выразился, что душа ее всегда с благопоспешением стремится к благоутешению ближнего, а десница никогда не оскудевает благоготовностью к благоукрашению храмов Божьих Но Марья Петровна и сама знает, что она хорошая женщина (Щедрин, 6, 357).

Словарь экономических терминов

все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

бл’аго — высшее добро, истинное счастье, святость. Может исходить только от Бога ( Мат.19:17 ).

Православный энциклопедический словарь

добро, доброе дело.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG good)

превосходное качество, в частности при рассмотрении моральных свойств. Бог есть высшее благо; он не только "творит благо", но и "является благом" и, т. обр., представляет собой образец для всех степеней "доброты".

БЛАГО — позитивный объект интереса или желания. Во втор. пол. 19 в. понятие Б. непосредственно связывается с понятием ценности (Г. Риккерт и др.). В более узком, этическом смысле понятие Б. совпадает с понятием добра. Вопрос о соотношении Б. и ценности… … Философская энциклопедия

Благо — Благо, добро (греч. agaJon, лат. bonum, фр. bien, нем. Gut, англ.good. ) понятие, издавна занимающее философов мыслителей, играющееважнейшую роль в области общественной, экономическо социальной, и потомувходящее и в сферу государственной политики … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

благо — 1. БЛАГО, а; мн. блага и (разг.) блага, род. благ; дат. благам и благам. ср. 1. только ед. Высок. Благополучие, счастье, добро. Стремление к общему благу. Употребить власть во б. кому л. Счесть за благо (признать правильным, разумным). 2. только… … Энциклопедический словарь

БЛАГО — в философии то, что заключает в себе определенный положительный смысл. Высшее благо (термин введен Аристотелем, лат. summum bonum) то, в зависимости от чего в философских учениях определялась соотносительная ценность всех других благ: блаженство … Большой Энциклопедический словарь

благо — См … Словарь синонимов

БЛАГО — 1. БЛАГО1, блага, ср. 1. Добро, счастье. Стремление к общему благу. Желаю вам всяких благ. 2. чаще мн. То, что служит к удовлетворению потребностей, материальные утехи жизни (книжн.). Поеду на юг: там все земные блага. ❖ Всех благ (разг. фам.) до … Толковый словарь Ушакова

БЛАГО — 1. БЛАГО1, блага, ср. 1. Добро, счастье. Стремление к общему благу. Желаю вам всяких благ. 2. чаще мн. То, что служит к удовлетворению потребностей, материальные утехи жизни (книжн.). Поеду на юг: там все земные блага. ❖ Всех благ (разг. фам.) до … Толковый словарь Ушакова

Благо — БЛАГО, то, что заключает в себе определенный положительный смысл. Высшее благо (термин введен Аристотелем, латинское summum bonum) то, в зависимости от чего в философских учениях определялась соотносительная ценность всех других благ: блаженство… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Благо — см. Благость, благо, добро … Библейская энциклопедия Брокгауза

В интересах моральной философии адекватно и точно определить значение блага. Это важно, потому что его значение закладывает основу для этической теории. Раздел этики, интересующийся значением блага, называется теорией ценностей.

Благо

В самом общем контексте понятие добра обозначает то поведение, которое должно быть или более предпочтительно, когда ставится перед выбором между набором возможных действий.

Помимо этого, существует общепринятое разделение на две так называемые категории восприятия, что такое благо. Первая относится к тому, что полезно для живых существ:

  • продлевает их жизнь;
  • развивает их жизнедеятельность;
  • делает их визуально и внутренне счастливыми, довольными и удовлетворенными.

Соответственно, противоположность благу означает те вещи, которые убивают, ослабляют, причиняют боль или иным образом влияют или препятствуют росту и процветанию.

Вторая категория блага больше касается действий людей. Например, люди, которые помогают другой жизни (людям, флоре, фауне) приносить пользу, позволяя благополучным вещам происходить с ними и делая полезные вещи.

Будучи утилитарным, это позволяет разделить любое действие на полезную и вредную части. В качестве такого ранжирования действий может быть сделано и моральное суждение. Конечно, это исчисление часто может быть почти невозможным, так как необходимо провести большую количественную оценку и знать последствия действий, а также намерений.

Аристотель классифицировал реальные блага, которые хороши для всех, в отличие от желаний, которые могут быть хорошими, нейтральными или злыми. Ключом к аристотелевскому определению блага является различие между реальными благами и кажущимися благами, которые в просторечии известны как потребности и желания.

Философы эпохи Просвещения отказались от этого различия и пришли к ошибочному выводу, что благо – это просто то, чего желает человек, а поскольку желания у всех разные, нет способа определить объективное благо.

Восприятие блага сильно варьируется с течением времени и может рассматриваться как то, что принимается большинством в группе. Это концепция, которая меняется на основе новых идей и информации. Например, раньше было нормально сжигать ведьм, когда люди не знали истинной причины болезней, однако теперь такое благо считается злом.

Благо

Другой пример: если прочесть исторические документы или библейские рассказы, можно увидеть, как давным-давно война и убийства были высоко прославлены. Однако теперь любое такое действие (тем более преднамеренное) рассматривается как зло, а война и убийства не так необходимы, как это было раньше, и нет недостатка в чести умереть от болезни или старости.

Как следствие, в настоящее время благо можно определить в качестве любого действия, которое свободно выбирается без намерения причинить вред другим людям. Также полезно попытаться понять логику и рассуждения каждого отдельного человека, а не как группу или стереотип.

Принципы проявления блага

Благо обычно считается противоположностью злу. Концепция представляет интерес для изучения морали, этики, религии и философии. Конкретное значение, этиология термина и связанных с ним переводов между древними и современными языками, существенно различались по своему изменяемому значению в зависимости от обстоятельств места, истории, религиозного контекста или философского контекста. Если нет объективной истины или морали, то нет правильного или неправильного, хорошего или плохого.

Помимо вышеупомянутого, также существуют понятия на внутреннее и внешнее благо. Разница между внутренним и внешним благом заключается в том, что одно ценно само по себе, в то время как другое является чем-то ценным, что приносит благо.

У каждого из людей есть свое личное мнение о том, что такое благо, основанное на собственных знаниях и жизненном опыте. То, что человек находит морально и/или физически желательным и подходящим для своего образа жизни, он, вероятно, будет воспринимать в качества блага. Кроме того, если что-то соответствует его субъективным и/или объективным стандартам и/или нормам, то он также, вероятно, воспримет это как благо.

Субъективное благо относительно. Человек может найти все, что делает его счастливым, чтобы быть хорошим для себя и только для себя.

Поскольку оценка, что такое благо, является настолько личной, каждый человек найдет множество других людей, которые могут и не увидеть признаки блага в этом. После этого они, вероятно, будут пытаться убедить человека в этой лично нежелательной реальности.

Благо

Объективное благо – это благо, которое максимизирует благополучие всех сторон, вовлеченных в рассматриваемую ситуацию. Или, если благо перевешивает оппозицию, у которой могла быть точка зрения, не подходящая для ее электората, тогда это тоже объективное благо.

Восприятие понятия блага очень зависит от моральных ценностей культуры или общества. Для людей самым важным соображением должна быть моральная сторона блага, но мораль должна применяться к людям во всем мире. Абсолютная мораль клишированных религий и культов больше неприемлема, потому что она способствует конфликту, а не единству людей.

Внешнее благо — нечто, ценность чего заключается в его полезности для достижения или приобретения чего-то другого. Примером внешнего блага являются деньги. Польза денег заключается в их меновой стоимости. Деньги не имеют внутренней ценности, но их можно обменять на еду, кров, одежду, удовольствия и т.д. Если бы деньги нельзя было обменять, то это не было бы тем, что ценится как благо. Работа тоже воспринимается как благо, по крайней мере, потому что она приносит те же самые деньги.

Таким образом, благо – это во всех случаях положительный спектр различных континуумов мотиваций и результатов, которые оцениваются в соответствии с определенным и согласованным набором стандартов.

Читайте также: