Какие социальные проблемы наиболее остро стояли после войны кратко

Обновлено: 05.07.2024

Целью работы является рассмотрение и определение системы социальной защиты различных категорий населения в послевоенный период.
Задачи исследования:
выделить ряд социальных проблем, которые сформировались к концу ВОВ;
выявить основные направления социальной политики;
рассмотреть социальную работу с конкретными категориями населения.

Содержание

Введение 3
Глава 1 . Уровень советской жизни народа в послевоенный период 5
1.1. Социальные проблемы в послевоенный период 5
1.2. Направление советской социальной политики в послевоенное время. 10
Глава 2. Меры советского руководства по повышению уровня жизни населения. 11
2.1. Способы преодоления социальных проблем 11
2.2. Меры советского руководства по улучшению жизненного уровня народа. 19
2.3. Социальная помощь и защита в послевоенный период. 24
Заключение 31
Список литературы: 33

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая Работа.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра социологии и социальной работы

Котлярова Дарья Ивановна

Студентка 2 курса группы 2307

Цинченко Галина Михайловна

Кандидат социологических наук,

Содержание

Глава 1 . Уровень советской жизни народа в послевоенный период 5

1.1. Социальные проблемы в послевоенный период 5

1.2. Направление советской социальной политики в послевоенное время. 10

Глава 2. Меры советского руководства по повышению уровня жизни населения. 11

2.1. Способы преодоления социальных проблем 11

2.2. Меры советского руководства по улучшению жизненного уровня народа. 19

2.3. Социальная помощь и защита в послевоенный период. 24

Список литературы: 33

Введение

Отечественная война 1941-1945 годов стала для русского народа и народов Советского Союза с одной стороны трагической, с другой, конечно же, героической вехой в ряду событий ХХ века.

По завершении победоносной войны начался трудный для страны переход к мирному строительству. В тяжелых послевоенных условиях советское руководство должно было принять необходимые меры не только по восстановлению экономики, народного хозяйства, но и улучшению жизненного уровня советского народа.

Объектом моего исследования является система социальной защиты населения в послевоенное время.

Предмет же - влияние системы социальной защиты на категории людей со слабой социальной защищенностью.

Целью работы является рассмотрение и определение системы социальной защиты различных категорий населения в послевоенный период.

  1. выделить ряд социальных проблем, которые сформировались к концу ВОВ;
  2. выявить основные направления социальной политики;
  3. рассмотреть социальную работу с конкретными категориями населения.

В данной работе я опиралась на законодательные акты – необходимый вид источников по изучению данной темы, поскольку являются непосредственными носителями информации, также я опиралась на труды советских и российских ученых: В.И.Ануфриева, Г.А.Докучаева, Е.Ю.Зубковой и других.

А теперь обратимся непосредственно к самой теме.

Глава 1 . Уровень советской жизни народа в послевоенный период

Социальные проблемы в послевоенный период

Послевоенное время, особенно первая пара тройка лет после войны, представляют собой один из важнейших этапов в нашей истории. Политическая и экономическая системы в послевоенный период сохранились без изменений, в то время как само общество претерпевало колоссальные изменения. К примеру, результате победы СССР обрел величие мировой державы, в определенных отношениях занявшей главенствующее положение на планете, а вместе с тем страна встала перед рядом проблем, связанных с ее внутренней жизнью.

Можно выделить ряд социальных проблем, которые сформировались к концу Великой Отечественной войны:

Материальные потери страны. Так, полностью или частично были разрушены 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сёл и деревень, около 6 млн. зданий; крова лишились 25 млн. человек. Уничтожены, отобраны или угнаны в Германию свыше 6 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота. Материальный ущерб, нанесённый СССР в годы войны составил 2 трлн. 169 млрд. рублей (в ценах 1941 г.), т.е. страна потеряла треть своего национального богатства. Таким образом, мы видим, что разруха народного хозяйства СССР была столь катастрофической, что последствия её могли быть преодолены через многие годы. 1

Разрушения на транспорте усугубляли трудности восстановительного периода (из строя было выведено 26, частично повреждено 8 железнодорожных магистралей, разрушено 65 тысяч км железнодорожной колеи, пришли в негодность тысячи станций, мостов, паровозов, вагонов; потоплено или приведено в негодность большое количество судов Северного, Балтийского, Черноморского и каспийского флотов, судов речного флота; разрушено было 91 тыс. км шоссейных дорог, мостов, линий связи), исчерпанием запасов сырья, упадком сельского хозяйства, изменениями в сознании и настроениях людей. 2

Проблема человеческих потерь в результате войны - одна из самых тяжелых проблем. Ее изучением всерьез занялись только спустя полвека после начала войны. Несовершенство статистической базы, неполнота данных о рождении и смертности населения, величине военных потерь, разность методик, которыми пользовались ученые, стали причиной дискуссий и больших расхождений в подсчетах. Однако большинство специалистов все же склонились к цифре 26,5 – 27 млн. человек, учитывающей потери как в армии, так и среди гражданского населения. 3 В конце войны среди демобилизованных из армии по состоянию здоровья было много инвалидов, среди них около 450 тысяч человек с ампутированной рукой или ногой и около 350 тысяч с диагнозом остеомиелита (воспаление костного мозга), более 13 тысячи незрячих. Число инвалидов Отечественной войны составило в 1946 году 2 575 694 чел. Невозможно посчитать количество людей, умерших от ран и увечий уже после войны.

К концу 1945 годам в стране появилось огромное количество сирот. Причиной детского сиротства и беспризорности являлась не только война и ее последствия, так как если бы она была единственной, то с окончанием войны их число пошло бы на убыль. Этого же не случилось. Наоборот, после войны число детей в детских учреждениях продолжало расти, и достигло в 1947-1948 годах своего максимума, в то время как в детских приемниках – распределителях было зафиксировано рекордное число задержанных – почти полмиллиона детей. По оценке отдела по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью МВД СССР, в 1948 году численность детей, потерявших родителей и подлежащих учету в Центральном адресно-справочном детском столе составила два с половиной миллиона. Сюда не входили дети, сданные матерями – одиночками или многодетными родителями в детские учреждения, сироты, сохранившие связь с родственниками, и ряд других категорий. Вероятно, общая численность детей, лишившихся родительского попечения, приближалась к трем миллионам. 5

Другая причина сиротства - голод, охвативший в 1946 году ряд регионов страны, от которого убегали целыми семьями. Отчего родители нередко были вынуждены бросать своих детей, тем самым давая им шанс на спасение. Это приводило к переполнению детских учреждений и к тому, что они не могли принимать детей от живых родителей, даже если у тех не было возможности их прокормить.

Иная причина сиротства - уход детей из семей и детских учреждений, т.к. тысячи семей оказались не в состоянии прокормить детей и обеспечить им нормальные условия существования. Особенно трудно было многодетным и неполным семьям. Работа зачастую не оставляла родителям сил и времени для надлежащего присмотра за детьми. Не хватало средств, чтобы одеть и обуть их.

Третья причина сиротства - внебрачная рождаемость после войны. Матери-одиночки сдавали младенцев в дома ребенка, оказавшись не в состоянии их содержать.

Другая проблема, сформировавшаяся к концу войны - жилищная проблема.

Люди были лишены своего крова, дома. Особенно остро проблема жилья стояла в областях, пострадавших от военных действий. В этих районах многие семьи вынуждены были жить в землянках или неприспособленных для жилья помещениях. 6

Неизбежным следствием войны была психологическая усталость людей.

Крайне остро стояла проблема адаптации к мирной жизни перед теми, кто ушел на войну со школьной скамьи. Все что они умели – это воевать, вот почему им нужно было учиться заново жить: для этого нужно было разгрузиться от сложных физических, психологических травм. Уставшие от разрушений, они тянулись к миру, который на тот момент был высшей ценностью.

Из вышесказанного можно говорить о том, что окончание войны вызвало не только необъятную радость, но и поставило перед обществом необходимость решения огромного количества проблем. Нужно также сказать о том, что многие социальные проблемы того времени возникли впервые.

Направление советской социальной политики в послевоенное время.

В социальной политике советское руководство поставило перед собой главную задачу - решить сформировавшиеся проблемы как можно быстрее. Для этого 18 марта 1946 года Верховный Совет СССР утвердил принятый правительством пятилетний план восстановления народного хозяйства СССР, возвращения страны к мирной жизни, в соответствии с которым проводились все основные мероприятия в 1946-1950 годах. 8

Среди его конкретных задач были следующие.

Таким образом, выделились наиболее важные направления в социальной политике, требующие скорейшего развития. Это организация помощи:

  1. детям-сиротам;
  2. семьям фронтовиков;
  3. самим фронтовикам
  4. матерям;
  5. инвалидам;
  6. молодым специалистам и т.д.

Глава 2. Меры советского руководства по повышению уровня жизни населения.

2.1. Способы преодоления социальных проблем

Давайте постараемся проследить какими способами преодолевались проблемы общества в послевоенный период.

Одной из важнейших задач послевоенной пятилетки являлась задача восстановления городов, поселков, учреждений, иными словами государств нужно было преодолеть разруху. С этой целью в городах СССР согласно плану намечалось восстановить и построить почти 45 млн. квадратных метров жилой площади, кроме того, предусматривалось восстановление 1 270 тысяч жилых домов для колхозников и строительство большого количества общественных и культурных учреждений. В Москве намечалось построить тысячи новых зданий, из них несколько высотных, в том числе многоэтажного здания МГУ на Ленинских горах. Огромные ресурсы государство вкладывало в восстановление городов. По специально разработанным генеральным планам заново отстраивались Ленинград, Киев, Минск, Сталинград, Севастополь. В ноябре 1945 г. Совнарком СССР принял специальное решение о восстановлении 15 крупных и старейших русских городов: Новгорода, Смоленска, Курска, Орла, Калинина, Великих Лук, Краснодара, Ростова-на-Дону, Вязьмы, Новороссийска и других. 11 Города нуждались в реконструкции пострадавших исторических памятников и сооружений. Постепенно увеличивались темпы восстановления крупнейших промышленных центров: Ленинграда, Сталинграда, Киева, городов Донбасса. Для этого правительством выделялись кадры рабочих, значительные финансовые средства, строительные материалы.

Адаптация советского общества к мирным условиям была достаточно болезненной.

За годы войны только в границах РСФСР было уничтожено почти 500 городов и рабочих поселков. Более 11 млн. человек остались без крова. Ситуацию обострила массовая демобилизация военнослужащих. Только со второй половины 1945 г. из рядов Советской армии было демобилизовано более 5 млн. 300 тыс. человек. Из-за скверных жилищных условий, скученности жильцов и недоедания широко распространяются инфекционные болезни (в конце 40-х гг. туберкулез стоял на первом месте среди причин смерти). К концу войны многие семьи потеряли кормильцев и испытывали острую нужду. По всей стране насчитывались миллионы инвалидов и огромное количество беспризорных детей. Крайне низкий уровень заработной платы в городах и на селе привели к тому, что на январь 1946 г. более трети демобилизованных солдат и офицеров Советской армии не приступило к труду. В совокупности названные факторы вызвали ухудшение криминальной ситуации в стране.

Довольно сложной и дорогостоящей была проблема реэвакуации населения. Обычным явлением стали массовые протесты рабочих и служащих эвакуированных заводов, требовавших возвращения в свои регионы. Фактически в мирное время люди оказались прикрепленными к промышленным объектам. Протест населения против сложившейся ситуации выражался преимущественно в форме прогулов, опозданий на работу, низкой трудовой дисциплине, уклонении от колхозных работ.

Наиболее тяжелым для страны оказался первый послевоенный 1946 год. Засуха охватила большинство зерновых областей страны – Украину, Молдавию, Поволжье, Центрально-Черноземную зону и Нечерноземье. Было собрано около 40 млн. т зерна (для сравнения: в урожайном 1940 г. – 95,6 млн. т). По дипломатическим соображениям 10% от заготовленного зерна было экспортировано в страны Восточной Европы и Францию. Власти, стремясь не допустить сокращения государственного резерва хлеба, санкционировали надбавку к плану хлебосдачи для колхозов, а также повышают налоги на личные крестьянские хозяйства. Крестьяне кормились почти исключительно за счет своих личных подворий. По сути, государство отбирало у колхозов хлеб, предназначенный для распределения среди крестьян и продукты питания, выращенные крестьянами для содержания семей. Расчет с колхозниками по зерну оказался ниже, чем за предыдущие два военных года. В 1946 г. в среднем по стране на один трудодень было распределено 0,52 кг хлеба, а 7,7% колхозов (в основном в Белоруссии и Нечерноземье) вообще не расплатились с колхозниками продовольствием. Выданного хлеба могло хватить лишь на 2-3 месяца.




В послевоенные годы государство сохранило политику социального третирования крестьянства.

Во-первых, несмотря на свой выдающийся вклад в победу над фашизмом социальный статус колхозного крестьянства не изменился. Крестьяне не имели паспортов (в 1949 г. правительство отклонило предложение МВД о распространении паспортной системы на сельское население), им не полагались отпуска, пенсии и листки нетрудоспособности.

Во-вторых, государство использовало любые возможности для перераспределения финансовых средств из аграрного сектора в промышленность, от крестьянства – государству.

С каждого хозяйства обязательные поставки государству ежегодно составляли 40 кг мяса, от 50 до 100 штук яиц, около 300 л. молока. При этом мясо закупалось в 79 раз дешевле розничной цены, а молоко - в 11 раз. В хозяйствах колхозников налогом облагались скот, посевы и фруктовые деревья, существовала земельная рента. Нормы доходности скота и посевов устанавливались произвольно. Крестьянские дворы должны были платить налог с несуществующих коров. В некоторых случаях несколько семей держало на паях одну корову, но налог платила каждая семья в отдельности. Дополнительно почти каждая крестьянская семья на селе платила якобы добровольное самообложение. После войны были повышены налоги с доходов от торговли на рынке.

Продолжается массовый отток крестьян в города (8 млн. человек в 1946-1953 гг., из них 3,3 млн. трудоспособных, в основном молодежь в возрасте 20-29 лет). Легальную возможность изменения места жительства предоставляла система организованного набора рабочей силы для промышленности, транспорта и строительства, которая была восстановлена в 1947 г. (за первые 5 послевоенных лет ею воспользовалось 4 млн. чел, преимущественно колхозники). Численность сельского населения сократилась с 112,5 млн. чел. до 107, 8 млн. чел. В целом миграция сельского населения в город – процесс объективный и естественный. Однако в СССР сокращение численности сельского населения по многим параметрам была спровоцировано государственной политикой. Чтобы предотвратить неконтролируемую миграцию крестьян правительство в 1951 г. запретило руководителям предприятий и строек принимать на постоянную и сезонную работу колхозников без справки, выданной правлением колхоза.

Миграционная крестьянская волна привела к тому, что численность городского населения выросла за 1946-1953 гг. с 58 до 80 млн. чел. Однако, лишь в начале 50-х гг. в директивах к 5-му пятилетнему плану было намечено значительное увеличение жилищного строительства.

После войны заработная плата заводских рабочих снизилась в связи с сокращением трудовой недели и прекращением сверхурочных работ. В городах 43% рабочих и служащих имели месячный заработок, из которого половина и более всей суммы тратилась на оплату питания по самому необходимому для человека уровню. Кроме того, власти регулярно практиковали задержку заработной платы. Значительную часть зарплаты отнимали налоги (налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, рыболовный сбор, налог со строений, сбор с владельцев транспортных средств, с владельцев скота) и государственные займы. Политика государственных займов денежных средств у населения приняла фактически принудительный характер. Так, из заработка в 200 рублей изымалось 67 рублей (на некоторых заводах отчисления по Госзайму составляли 35% от месячной зарплаты). Тем не менее, денежный заработок позволяла горожанам сводить концы с концами, т.к. снабжение городов продовольствием было значительно лучше, чем на селе.

Контингент спецпоселенцев регулярно увеличивался за счет направления в ссылку заключенных, отбывших наказание. Коллективизация на западных окраинах СССР в 1949-1950 гг. и подавление антисоветского подполья и повстанческого движения в Прибалтике и в Молдавии, в западных районах Украины и Белоруссии вызвали депортации в Сибирь части местного населения и перевод 380 - 400 тысяч человек на спецпоселение.

Нарастает сопротивление заключенных. Увеличивается число побегов, отказа от работ, саботажа на производстве. Происходят беспорядки заключённых в Печоре 1948, Салехарде 1950, Кингире 1952, Экибастузе 1952, Вятлаге 1953 (руководили бывшие офицеры Советской армии).

В 1950 г. по инициативе МВД советское правительство приняло постановление о введении оплаты труда заключенных во всех исправительно-трудовых лагерях и колониях, чтобы стимулировать труд заключенных. Производственная ситуация заставляет руководство ГУЛАГа и лагерей все чаще прибегать к расконвоированию заключенных. В силу экономической целесообразности наметилась тенденция превращения значительного числа заключенных в частично вольнонаемных работников.

Адаптация советского общества к мирным условиям была достаточно болезненной.

За годы войны только в границах РСФСР было уничтожено почти 500 городов и рабочих поселков. Более 11 млн. человек остались без крова. Ситуацию обострила массовая демобилизация военнослужащих. Только со второй половины 1945 г. из рядов Советской армии было демобилизовано более 5 млн. 300 тыс. человек. Из-за скверных жилищных условий, скученности жильцов и недоедания широко распространяются инфекционные болезни (в конце 40-х гг. туберкулез стоял на первом месте среди причин смерти). К концу войны многие семьи потеряли кормильцев и испытывали острую нужду. По всей стране насчитывались миллионы инвалидов и огромное количество беспризорных детей. Крайне низкий уровень заработной платы в городах и на селе привели к тому, что на январь 1946 г. более трети демобилизованных солдат и офицеров Советской армии не приступило к труду. В совокупности названные факторы вызвали ухудшение криминальной ситуации в стране.

Довольно сложной и дорогостоящей была проблема реэвакуации населения. Обычным явлением стали массовые протесты рабочих и служащих эвакуированных заводов, требовавших возвращения в свои регионы. Фактически в мирное время люди оказались прикрепленными к промышленным объектам. Протест населения против сложившейся ситуации выражался преимущественно в форме прогулов, опозданий на работу, низкой трудовой дисциплине, уклонении от колхозных работ.

Наиболее тяжелым для страны оказался первый послевоенный 1946 год. Засуха охватила большинство зерновых областей страны – Украину, Молдавию, Поволжье, Центрально-Черноземную зону и Нечерноземье. Было собрано около 40 млн. т зерна (для сравнения: в урожайном 1940 г. – 95,6 млн. т). По дипломатическим соображениям 10% от заготовленного зерна было экспортировано в страны Восточной Европы и Францию. Власти, стремясь не допустить сокращения государственного резерва хлеба, санкционировали надбавку к плану хлебосдачи для колхозов, а также повышают налоги на личные крестьянские хозяйства. Крестьяне кормились почти исключительно за счет своих личных подворий. По сути, государство отбирало у колхозов хлеб, предназначенный для распределения среди крестьян и продукты питания, выращенные крестьянами для содержания семей. Расчет с колхозниками по зерну оказался ниже, чем за предыдущие два военных года. В 1946 г. в среднем по стране на один трудодень было распределено 0,52 кг хлеба, а 7,7% колхозов (в основном в Белоруссии и Нечерноземье) вообще не расплатились с колхозниками продовольствием. Выданного хлеба могло хватить лишь на 2-3 месяца.

В послевоенные годы государство сохранило политику социального третирования крестьянства.

Во-первых, несмотря на свой выдающийся вклад в победу над фашизмом социальный статус колхозного крестьянства не изменился. Крестьяне не имели паспортов (в 1949 г. правительство отклонило предложение МВД о распространении паспортной системы на сельское население), им не полагались отпуска, пенсии и листки нетрудоспособности.

Во-вторых, государство использовало любые возможности для перераспределения финансовых средств из аграрного сектора в промышленность, от крестьянства – государству.

С каждого хозяйства обязательные поставки государству ежегодно составляли 40 кг мяса, от 50 до 100 штук яиц, около 300 л. молока. При этом мясо закупалось в 79 раз дешевле розничной цены, а молоко - в 11 раз. В хозяйствах колхозников налогом облагались скот, посевы и фруктовые деревья, существовала земельная рента. Нормы доходности скота и посевов устанавливались произвольно. Крестьянские дворы должны были платить налог с несуществующих коров. В некоторых случаях несколько семей держало на паях одну корову, но налог платила каждая семья в отдельности. Дополнительно почти каждая крестьянская семья на селе платила якобы добровольное самообложение. После войны были повышены налоги с доходов от торговли на рынке.

Продолжается массовый отток крестьян в города (8 млн. человек в 1946-1953 гг., из них 3,3 млн. трудоспособных, в основном молодежь в возрасте 20-29 лет). Легальную возможность изменения места жительства предоставляла система организованного набора рабочей силы для промышленности, транспорта и строительства, которая была восстановлена в 1947 г. (за первые 5 послевоенных лет ею воспользовалось 4 млн. чел, преимущественно колхозники). Численность сельского населения сократилась с 112,5 млн. чел. до 107, 8 млн. чел. В целом миграция сельского населения в город – процесс объективный и естественный. Однако в СССР сокращение численности сельского населения по многим параметрам была спровоцировано государственной политикой. Чтобы предотвратить неконтролируемую миграцию крестьян правительство в 1951 г. запретило руководителям предприятий и строек принимать на постоянную и сезонную работу колхозников без справки, выданной правлением колхоза.

Миграционная крестьянская волна привела к тому, что численность городского населения выросла за 1946-1953 гг. с 58 до 80 млн. чел. Однако, лишь в начале 50-х гг. в директивах к 5-му пятилетнему плану было намечено значительное увеличение жилищного строительства.

После войны заработная плата заводских рабочих снизилась в связи с сокращением трудовой недели и прекращением сверхурочных работ. В городах 43% рабочих и служащих имели месячный заработок, из которого половина и более всей суммы тратилась на оплату питания по самому необходимому для человека уровню. Кроме того, власти регулярно практиковали задержку заработной платы. Значительную часть зарплаты отнимали налоги (налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, рыболовный сбор, налог со строений, сбор с владельцев транспортных средств, с владельцев скота) и государственные займы. Политика государственных займов денежных средств у населения приняла фактически принудительный характер. Так, из заработка в 200 рублей изымалось 67 рублей (на некоторых заводах отчисления по Госзайму составляли 35% от месячной зарплаты). Тем не менее, денежный заработок позволяла горожанам сводить концы с концами, т.к. снабжение городов продовольствием было значительно лучше, чем на селе.

Контингент спецпоселенцев регулярно увеличивался за счет направления в ссылку заключенных, отбывших наказание. Коллективизация на западных окраинах СССР в 1949-1950 гг. и подавление антисоветского подполья и повстанческого движения в Прибалтике и в Молдавии, в западных районах Украины и Белоруссии вызвали депортации в Сибирь части местного населения и перевод 380 - 400 тысяч человек на спецпоселение.

Нарастает сопротивление заключенных. Увеличивается число побегов, отказа от работ, саботажа на производстве. Происходят беспорядки заключённых в Печоре 1948, Салехарде 1950, Кингире 1952, Экибастузе 1952, Вятлаге 1953 (руководили бывшие офицеры Советской армии).

В 1950 г. по инициативе МВД советское правительство приняло постановление о введении оплаты труда заключенных во всех исправительно-трудовых лагерях и колониях, чтобы стимулировать труд заключенных. Производственная ситуация заставляет руководство ГУЛАГа и лагерей все чаще прибегать к расконвоированию заключенных. В силу экономической целесообразности наметилась тенденция превращения значительного числа заключенных в частично вольнонаемных работников.

Правильные поступки всегда приводят к правильному результату

Наш завтрашний день начался уже вчера

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСЛЕВОЕННОГО СССР

Любая страна после войны (особенно такой разорительной) сталкивается с большими проблемами во всех сферах жизни. И любая страна их решает с большим или меньшим успехом. То, что в СССР все эти проблемы возникли, а он их решал - не вина СССР. Будь он плановый или рыночный, с демократией и без - эти проблемы появились бы.

Проблема послевоенной трансформации людей: на войне был героем, уважаемым и нужным всем человеком, вел людей за собой - а после войны пошел обратно в ассенизаторы, под начальство тех же чайников, которые на войне не были, а им командуют. Маленькая пенсия, которую надо еще выстоять в очередях и выходить по кабинетам, где надо всем доказывать. И т.д. На войне мечтаешь об одной мирной жизни, а наступает совсем другая.

В СССР эта трансформация проходила нелегко. Но все познается в сравнении: в США после Вьетнама недосчитались в итоге полмиллиона ветеранов - они погибли от наркотиков, алкоголя, пошли в криминал и погибли, совершали самоубийства. Как там о них заботились, хуже или лучше, чем в СССР (где не идеально, если до 1991 года не всем ветеранам жилье дали)?

Денежная реформа проходила после 1945 года не только в СССР, везде она была. Для восстановления экономики это, к сожалению, необходимо.

Советская экономика восстановилась далеко не последней, а в числе первых. Карточки отменила раньше Франции и Англии, проблему беспризорности решали.

Еще либералы любят приписывать Сталину послевоенное гонение на церкви, которые совершал позже Хрущев. С 1943 по 1949 года церквей стало почти в 10 раз больше. "Послабления закончились" Млечина что значит? Что за следующие 5 лет их должно было стать еще в 10 раз больше, а им не дали? Ну, извините, больницы и школы послевоенной стране нужны не меньше, а денег немного.

Много было проблем, много мучений принесли они миллионам людей, пока их решили. Хорошо об этом писали литераторы тех лет и более поздних. Большой простор для очернителей советской истории. Для многих таких очернителей характерно в 40-х видеть только плохое, а в 90-х только хорошее (а если не видно - додумать). А сравнить есть что: спад производства, инфляция, изменение цен, падение рождаемости, рост смертности по группам заболеваний.

1. Сформулируйте и запишите в тетради итоги материала на тему Послевоенная обыденность. 2. Назовите причины, которые определяли ежедневную жизнь русских людей в послевоенные годы. 3. Расскажите о положительных конфигурациях в ежедневной жизни советского человека. 4. Какие социальные проблемы наиболее остро стояли после войны? 5. Охарактеризуйте необыкновенности послевоенного досуга русских людей.

  • Sofija
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-01 03:59:39
  • 16
  • 1

2. Мироощущение и ежедневную жизнь русских людей во 2-ой половине 1940-х гг. определяли несколько главных факторов. Во-первых, особый нравственный настрой, связанный с победоносным окончанием войны и надеждами на лучшее будущее. Во-вторых, маленький уровень жизни и наличие бессчетных соц заморочек. В-третьих, заметная разница в заработках и соц положении различных групп народонаселенья, прежде всего значительный разрыв меж городом и деревней.

3. Важнейшим показателем постепенного улучшения жизни было сокращение смертности населения, которая в 1950 г. по сопоставлению с 1940 г. снизилась в два раза. Резко уменьшилась смертность малышей в возрасте до 1-го года. В веской степени это было связано с успехами русской медицины и применением новых лечебных препаратов, до этого всего лекарств. Положительные конфигурации были главным стимулом для преодоления бессчетных проблем, с которыми сталкивалось большинство людей страны.

4. Война нанесла стране ущерб, последствия которого ощущались в течение многих десятилетий. Гибель миллионов людей, преимущественно юных парней, прирастила демографические диспропорции, до этого всего численное доминирование женщин. Бессчетными были неполные семьи, что негативно сказывалось на воспитании малышей. Правительство старалось оказывать таким семьям поддержку. В серьёзной подмоги нуждались также инвалиды войны, которых насчитывалось около 2-ух миллионов человек. Сотки тысяч деток, потерявших родителей, жили в ребяческих домах. Но большое количество беспризорных и безпризорных деток оставались на улице. Результатом войны, как обычно, был рост преступности.

5. nbsp;Часть своего свободного времени многие русские граждане расходовали на чтение книжек, самообразование или повышение квалификации. Интенсивно работали разные кружки политической пропаганды, лектории. Популярным было посещение парков культуры и отдыха, танцевальных площадок и вечеров. Летние выезды на курорты были доступны немногим семьям. Однако миллионы деток на каникулах почивали в пионерских таборах. Важным признаком возвращения к мирной жизни являлась растущая популярность спорта. После войны создавались новые спортивные общества, строились бессчетные площадки и более сложные спортивные сооружения. Миллионы людей являлись футбольными болельщиками и сами игрались в футбол. Летом 1952 г. советская сборная впервые выехала на Олимпийские забавы в Хельсинки и удачно выступила на их, заняв 2-ое место в командном зачёте. Всё это способствовало распространению физкультуры и спорта как важной части досуга.

Значительная часть жилищного фонда в западных областях СССР была разрушена. Остро стояла проблема трудовых ресурсов: вернулось много демобилизованных, но на предприятиях все равно не хватало рабочих рук.
Еще до войны были приняты, а после нее продолжали действовать указы, по которым рабочим запрещалось под страхом уголовного наказания самовольно покидать предприятия.
Для стабилизации финансовой системы в 1947 г. советское правительство провело денежную реформу. Старые деньги менялись на новые в соотношении 10:1. Неоднократно снижались цены на продукты массового потребления. В числе первых в Европе в СССР была отменена карточная система. Отмена карточек значительно улучшила положение городского населения.
В целом для послевоенного советского общества был характерен всеобщий духовный подъем. Люди с надеждой думали о будущем, понимали причины трудностей повседневной жизни и упорно стремились к их преодолению

Читайте также: