План работы с родителями по речевому развитию в доу

Обновлено: 07.07.2024

Перспективный план работы с родителями по развитию речи в логопедической подготовительной группе

ГБДОУ детский сад №44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга

Авторы:
Воспитатели: Князева Светлана Валерьевна
Цветкова Марина Борисовна
Логопед: Иванова Светлана Викторовна

Актуальность.
Современные родители – это люди с хронической нехваткой времени. Чтобы быть успешными в мире компьютеров и современных технологий, надо успевать много, чаще всего за счёт уменьшения общения с детьми…. И не все понимают, что теряет ребёнок, у которого для общения остаётся – в лучшем случае сестра или брат, а в худшем – телевизор.
Статистика последних лет показывает печальную картину относительно речевого развития детей – речь начинает развиваться позже. А это ведет к тому что, достигнув школьного возраста, ребенок не освоил устный родной язык в том объеме, который необходим для начала школьного обучения.
Для своевременного развития речи мама и другие взрослые, окружающие малыша, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию.
Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребёнка, формировании его личности. Иногда с детьми, у которых есть нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребёнка. Если ребёнок не говорит, то мама и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Но не всегда родители знают о чём и как разговаривать с малышом
Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют развитию анализа и синтеза звукового состава слова. Это создаёт значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Отставая в учении, те школьники, у которых есть речевые расстройства, теряют интерес к обучению.
Программа рассчитана на родителей детей 5-6лет, воспитанников логопедических групп детского сада.
Цель: развитие речи детей и сплочение семьи в совместной деятельности.
Задачи:
a) Повышение компетентности родителей в области психического развития ребёнка 5-6лет;
b) Развитие у родителей умений по улучшению развития речи детей;
c) Создание условий для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и детей.

Познаватель-но-речевое направление Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет
Е.В.Кузнецова,И.А.Тихонова. 2004-М.

Занятия по развитию речи в детском саду.
Под ред. О.С.Ушаковой. 1993-М.

Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет.
Е.А.Алябьева. 2005-М.

Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Е.А.Алябьева. 2005-М.

Итоговые дни по лексическим темам.
Е.А.Алябьева. 2006-М.

Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.
М.И.Картушина. 2006-М

Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.
М.И.Картушина. 2006-М

Конспекты занятий с детьми в старшей группе детского сада. Развитие речи.
В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова.2004-Воронеж.

Логопедия в детском саду.
Л.Н.Смирнова. 2004-М.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (интегрированные занятия).
Л.Г.Селихова. 2006-М.

Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.
И.А.Лыкова. 2006-М.

Объёмная аппликация.
Из опыта работы И.М.Петровой. 2000-СПб.

Оригами для дошкольников.
С.В.Соколова. 2001-СПб.

Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет.
О.А.Соломенникова. 2001-М.

Занятия по изодеятельности в детском саду. Старшая группа.
Г.С.Швайко. 2000-М.

Занятия по изодеятельности в детском саду.
Подготовительная к школе группа.
Г.С.Швайко. 2000-М.

Весёлый этикет.
Н.А.Кунина. 2000-Екатеринбург

Воспитание у детей правильного произношения.
Фомичева М.Ф. - М., 1981.

Сплоченность и толерантность в группе.
Фопель К.- М., 2002.

Дети и тактика семейного воспитания.
Петровский А.П.- М., 1981.

Почему учиться трудно//Семья и школа.
Безруких М.М., Ефимова С.П., Круглов Б.- М., 1995.

Приложение: рассказы детей.

Профессии моих родителей.

Моя мама работает учителем в группе продленного дня. И она одевает юбочку до колен и кофточку. Моя мама учит детей в группе продленного дня. Ей нужна указка, мел, доска.
Мой папа работает электрогазосварщиком. Ему нужны специальные кожаные перчатки, куртка и специальные балониевые штаны.
Мой папа, мы проезжали по мосту, и папа сказал, что он для этого моста сваи делал. Эта профессия очень полезная.
Я хочу быть электрогазосварщиком, как и мой папа, потому что мне нравится эта профессия.


Кирилл.
Профессии моих родителей.

Мой папа военный. Он учился в военном институте, как правильно стрелять, как находить дорогу по звёздам, как идти по компасу. У моего папы за хорошую службу дали три награды. Он сейчас работает мебельщиком. Чтобы деньги заработать.
Мама работает дома. Мама – домохозяйка. Она стирает, пылесосит, готовит еду, покупает продукты. Отводит меня в садик, ещё Марьям отводит в школу, в бассейн её водит. Лекарство покупает бабушке, если заболеет. Эта профессия нужна.
Я хочу быть милиционером. Милиционеры нужны, чтобы ловить преступников, чтобы никто не хулиганил. Чтобы на большой скорости не гоняли.

Зиник.
Профессии моих родителей.

Моя мама работает в детском саду, она воспитатель. Она приучает детей, маленьких, чтобы они стали умными, хорошо ели, хорошо спали. У мамы есть спальня с бассейном из шариков и коврик, по которому маленькие ходят. Профессия воспитателя нужна, чтобы маленькие дети были хорошими.
Папа строит поезд. Как называется не помню. Закручивает винтики, ставит железки и ещё делает колёса. Чтобы стать умным и знать как строить поезд.
Я хочу стать музыкантом, хожу в музыкальную школу. Потому что мне нравится музыка. Пианистом.
Ещё хочу стать милиционером. Потому что он водит машину, ещё ловит преступников, у него есть палка и шляпа полицейская. Сантехником, потому что чинят краны, туалеты, у него есть некоторые вещи, которые мне нравятся.
Гоша.

Профессии моих родителей.

Ещё я хотела стать музыкантом, на арфе играть. Она здоровая и хочу красиво играть. Мне она очень нравится.
Ещё я хотела стать воспитателем и работать с детьми. Я хочу заниматься с ними и разговаривать с другими воспитателями.

Профессии моих родителей.

Мама у меня работает самым главным бухгалтером. А папа генеральным директором. Папа ездит, подписывает договора, о фирме.
Папа и мама работают, чтобы зарабатывать деньги. Мои папа и мама помогают людям перевозить грузы.
Я хочу быть милиционером, потому что он ловит преступников.
Серёжа.

Профессии моих родителей.

Профессии моих родителей.

Мой папа рисует дома на картине и отдаёт строителям, и они строят такой дом. Инженер кажется. Эта профессия нужна, чтобы был дом построен, чтобы строители построили правильно.
Моя мама учит балерин. Учитель по танцам. Она учит не только девочек, но и мальчиков. Её ученики стоят на пальцах, и поэтому получается красиво. Моя мама работает в школе. Чтобы они умели танцевать. Чтобы было хорошо, радостно.
Когда я вырасту, я хочу быть учителем. Учить детей, наблюдать за ними на улице.
Варя.
Профессии моих родителей.

Мама работает в мебельном магазине продавцом. Она продает мебель: стол, стул, шкаф, кресло, диван. Компьютер у неё есть настоящий. Люди денюжки дают продавцу, а он выдает билетики. Продавцы нужны, чтобы можно было покупать.
Папа работает водителем. Он ездит на машине. Возит грузы.
Я хочу быть доктором. Лечить людей, чтобы не болели.


Профессии моих родителей.

Мама оформляет всех, она принимает людей на работу. Папа работает в банке, в службе безопасности. Папа охраняет банк, чтобы не украли деньги.
Когда я вырасту, я хочу стать полицейским капитаном. Я буду арестовывать тех, кто будет нарушать правила.

Новогодние каникулы.

Новогодние каникулы.


Вначале мы поставили первую ёлку – нижнюю, потом верхнюю. Потом стали проводить провод с огоньками, потом поставили шпиль. Собаки, шарики, звёздочки, Дед Морозы, рукавички, сердечки - украшений было много.
Потом мы поехали к бабушке, спустя несколько дней. У бабушки мы проспали сколько я не знаю.
Вечер наступил, мы с гостями вышли на улицу: взрывали хлопушки, фейерверки, потом гости ушли к себе праздновать, а я увидел, что стоит красный мешок Деда Мороза у ёлки. Я удивился, я думал, что он принесёт ночью. А он принес вечером. Я доставал мешки и отдавал их маме, она распределяла, а я читал имена.
Потом Аня спала, спала на стульях двух, а я пошел спать. А проснулся – у Аниной кровати стоял магнитофон, а у моей коньки.
Новый год поехали к бабушке. Играли в игрушки, которые Дед Мороз подарил. Дома мы играли в игры разные.

В тот день, когда мы вернулись от бабушки, мы пошли на ёлку, которая во дворе. Хотели рассказать стихи, но не рассказали, но передумали. Аня очень – очень так хотела, а я не хотел. И Аня отказалась, потому что я не хотел. И мы уехали к дедушке Боре. Играли в прятки, поиграли, покушали, опять немножко поразговаривали и ушли домой.
Новый год мне нравится из-за того, что Дед Мороз дарит подарки, много радости и приятно самому дарить подарки.

Новогодние каникулы.


Новогодние каникулы.


Новогодние каникулы.

Мы наряжали ёлку шариками и огнями. Не очень, не до потолка, низенькая чуть-чуть. Я пластмассовых, а мама стеклянных. А кровать мы тоже украшали разными полосками. Мне Дед Мороз был. Мы одевались нарядно. Дед Мороз сел на крышу и дал подарки бабушке и мне. Мне много подарки: конфеты, игрушку- тигрёнок, закраску и краски ещё такие как палочка, ещё можно наклеить на холодильник закраску. Снять и наклеить, когда она высохнет.
На каникулах играла в комнате, прыгала, бегала, танцевала, музыки пела, кушала, гуляла. На улице я каталась на санках. Меня мама катала и папа катал.
Мне понравились подарки, кушать.

Новогодние каникулы.

Новогодние каникулы.


Мне Дед Мороз подарил магнитный конструктор. У нас одна ёлка была настоящая – маленькая, с дачи, одна искусственная – средняя. Есть ещё мои игрушки, которые на настоящей елке – с дачи. А на искусственной – колокольчики, шариков мало, ещё гирлянды, разные были.
К нам сначала одни гости пришли, потом другие. Сначала мы это – ели курицу, которую мама приготовила, потом с другими ели клубнику.
Когда первые уходили, мы пошли пускать салют. Со вторыми гостями пришла моя подружка Алиса. Мы с ней играли в конструктор, который мне подарил Дед Мороз. Потом это мы стали одеваться и пускать салют.
На каникулах мы ходили в театр. Мы сначала играли там с сестрой, пока театр не начался. Потом на аттракционе катались, карусели, и мою сестру затошнило. Чуть- чуть поиграли в хоккей пластмассовый, потом мы пошли на верхний этаж. Потом мы покатались на змее- длинная горка. Там начался спектакль. Мне понравился спектакль, когда Дед Мороз. Потом была разминка, пока театр не начался. Рубили лес, Дед Мороз говорил, чтобы не рубили лес, а они продолжали. Закончилось, что дяденька перестал рубить лес.
В Новогодние каникулы нравится, как Дед Мороз дарит подарки.


Новогодние каникулы.

Сначала мы готовили ёлку, наряжали Деда Мороза – игрушка такая, шишки средние – две, и ещё две маленькие, розовые с беленьким- две, и ещё несколько, не помню какого цвета, одна – золотая.
Потом стали готовится к путешествию. Потом мы ехали на двух поездах: один, где сидят, а другой, где спальня. Мы ехали один день и один ночь.
Когда мы приехали, автобус подошел и мы сели с чемоданами.Я познакомилась с Колей-мальчиком в автобусе. Тётя Алла и Петя – Пете столько же лет, сколько и мне, мы договорились вместе поехать в Лапландию. И поехали вчетвером, ещё с папой.
Мы там ходили в зоопарк. И видели там волка, оленя, полярных мышек видели. Ещё видели сову полярную. Ещё видели ворона. Если у него хорошее настроение, то, если ему что-то сказать, то заговорит по-своему, по-вороньи.
Ещё мы ходили к Деду Морозу в пещеру его. Там светили такие разноцветные фонари. Там темно. Там есть паровозик. Едешь по нему и гномики там всякие. Это мастерская Деда Мороза, похоже на это. Пофотографироваться.
Мы проходили границу и реку. Дети на санках, а родители вот так кружатся. Прыгать на ножках по следу, потому что краской красной в виде крови следы. Потом реку прошли, потом границу. Потом пошли к первому камню, искали золотую шишку. Потом ко второму, потом к третьему. И я там сразу нашла шишку. И мы пошли к дому троллей, и я заплакала, потому что отморозила руки. Мы подошли к домику, и нам открыла двери бабушка- тролль. Мы вошли туда, отогрелись и стали угадывать, какая любимая еда троллей. Некоторые люди угадали. Это были сосиски (с разочарованием). Нас угостили сосисками, я их не люблю, ещё дали хлеб в виде блинчиков и чай, ещё печенье. Мы поиграли, потом все пошли обратно в автобус и поехали в гостиницу.
Там мы с Петей поиграли в компьютер, который был у меня с собой и пошли спать.
Ещё мы катались с горки с Петей и Колей.
Мы ездили на оленью ферму. Мы катались на оленях один круг и потом в автобус садились, и в гостиницу ехали. Ну, конечно, я там заболела. Кашляла. Меня ночью выташнивало. Несколько раз.
Мы ходили в музей. Там видели оленей, медведей.
Мне подарили енотика (мягкая игрушка) и свечка с номером. Дед Мороз называл номер, на свечке был номер, и каждый подходил с таким номером и получал подарок от Деда Мороза.
Понравилось очень! Мне ещё туда хочется, только я хочу, чтобы было потеплее, а то очень холодно. Ещё там был бассейн, столовая была!
ДАША.


Новогодние каникулы.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения). Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. У ребенка интенсивно развиваются все стороны речи: словарь, звукопроизносительная сторона речи, грамматический строй; просодический компонент (ритмико-интонационная окраска речи), фонематический слух, связная речь. При поступлении в школу ребенок должен овладеть правильным, четким звукопроизношением; умением слышать и различать звуки родного языка; выделять гласные и согласные звуки, мягкий, твердый, звонкий, глухой; умением правильно строить простое предложение; овладеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять рассказы или сказки по картинкам (или серии картинок); составлять самостоятельно рассказ-описание.

Старший дошкольный и подготовительный возраст – это время, когда необходимо обратить внимание на устную речь ребенка, чтобы проводить работу по развитию речи не только в детском саду с воспитателями и специалистами, но и дома с родителями и ближайшим окружением. Ведь в этом возрасте закладываются основы для дальнейшего обучения, а речь всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребенок.

Таким образом, от качества взаимодействия ДОУ и семьи, уровня одинакового понимания ими задач речевого развития детей в дошкольный период зависит дальнейшее речевое развитие ребенка. В ходе совместной работы повышается уровень педагогической культуры родителей по речевому развитию, так же происходит формирование основных средств языка, и это создает возможность для осуществления коммуникации со сверстниками, взрослыми и дальнейшей социализации ребенка.

Во-первых, актуальностью данного направления работы для воспитанников моей группы. Группу посещают 21 ребенок: 12 девочек и 10 мальчиков, из них 9 детей – дети ОВЗ (речевое развитие). Уровень развития речи детей группы разный. Дети с низким уровнем развития – это в основном те дети, которые имеют речевые нарушения: ОНР, ФНР, ФФНР.

Во-вторых, запросом родителей воспитанников, их пожеланиями и затруднениями, которые были выявлены путем анкетирования.

Традиционно в начале и в конце года проводятся родительские собрания с рассмотрением вопросов речевого развития детей, разрабатываются информационные листы и памятки по интересующим родителей, в том числе по вопросам речевого развития.

Вся работа с родителями по речевому развитию осуществляется совместно со специалистами и администрацией дошкольного учреждения, в ней участвуют: учитель-логопед, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

1) повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей через различные виды деятельности (круглые столы, советы логопеда, творческие вечера, и т.д);

2) обогащение родителями практического опыта всестороннего речевого развития речи детей в условиях семьи;

3) формирование у родителей установки на сотрудничество со специалистами детского сада как обязательного условия достижения качественных результатов в данном направлении.

1) учитель-логопед – тема выступления

Моделирование форм и перспектив взаимодействия педагогов и родителей на новый учебный год Повышение педагогической культуры родителей.

Родители, воспитатели, учитель-логопед,

Определения уровня знаний родителей по вопросам речевого развития детей, выявление запроса на оказание консультативной помощи

Воспитатели, учитель-логопед, администрация

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, познакомить с современными технологиями, методами и приёмами коррекции речевых нарушений и успешного речевого развития детей

Педагогическая гостиная на тему:

Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.

Родители, воспитатели, музыкальный руководитель

Расширять знания родителей о способах речевого развития ребёнка в домашних условиях

Проводит учитель- логопед.

Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме в домашних условиях

Родители, воспитатели, учитель-логопед

Информационный лист: «Давайте задумаемся, всегда ли

Дать понять родителям, что их речь является примером для подражания детьми.

Расширять и углублять представления родителей о важности развития и укрепления моторики у детей дошкольного возраста

Педагогическая гостиная на тему:

Создать серию лэпбуков для повышения уровня развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Ознакомление родителей с информацией об оценке готовности детей к поступлению в школу

Учителя начальных классов школы, администрация ДОУ, учитель-логопед, инструктор по физической культуре

Расширять знания родителей по проблемам общего психического и речевого развития ребёнка.

Педагогическая гостиная на тему:

Формировать систему знаний у родителей о важнейшем периоде формирования личности

Обмен опытом между родителями по речевому развитию детей в домашних условиях.

педагогической культуры родителей в процессе организации развивающих игр в старшем дошкольном возрасте.

Воспитатели группы, учитель-логопед, администрация

Проводят воспитатели группы

Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями,

принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами в домашних условиях.

Родители, воспитатели группы

Педагогическая гостиная на тему:

Познакомить родителей с методами и приемами работы начальной школы.

учитель начальных классов школы, воспитатели группы

Подведение итогов совместной работы родителей и ДОУ за год по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагогов ДОУ.

  1. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Родители будут:
  • знать методы и приёмы развития речи детей;
  • уметь определять сильные и слабые стороны речевого развития ребёнка и учитывать их; выполнять разного рода упражнения, направленные на коррекцию или развитие разных сторон речи;
  • осознавать роль семьи в речевом развитии детей, важность продолжения работы воспитателя и специалистов по речевому развитию в домашних условиях; значимость уровня развития речи для школьного обучения;
  • проявлять искреннюю заинтересованность в речевой активности ребенка и готовность к эмоциональной поддержке.
  1. Удовлетворение родителей качеством оказания им консультативной помощи педагогами детского сада и достигнутыми в совместной работе с ними результатами речевого развития детей.

- Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-изд., дополн. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы с родителями (законными представителями) в группе среднего дошкольного возраста на 2020 - 2021 учебный год по развитию речи.

План работы с родителями по развитию речи

План работы с родителями по развитию речи

План работы с родителями (законными представителями) в группе среднего дошкольного возраста на 2020 - 2021 учебный год по развитию речи.

Октябрь: Памятка для родителей: "Роль чистоговорок в развитии речи детей".

Консультация «Значение художественной литературы в речевом развитии детей 4

Консультация для родителей "Обучение грамоте в детском саду"

Воспитатели, Родители (законные представители)

Май: Родительское собрание "Итоговое занятие с детьми по развитию речи.

Статья посвящена проблеме взаимодействия ДОУ с родителями по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Содержит информацию о современных совместных формах взаимодействия детского сада и семьи.

Оценить 2841 0

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Блинова Юлия Викторовна

воспитатель МДОУ - детского сада №4 “Светлячок”

городской округ Серпухов

Аннотация: статья посвящена проблеме взаимодействия ДОУ с родителями по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Содержит информацию о современных совместных формах взаимодействия детского сада и семьи.

Abstract: the article is devoted to the problem of interaction of DOE with parents on speech development of children of senior preschool age. It contains information about modern joint forms of interaction between kindergarten and family.

Ключевые слова: речевое развитие, взаимодействие, формы работы, родители, педагоги.

Key words: speech development, interaction, forms of work, parents, teachers.

Речь – это бесценный дар, который преподнесла человеку природа. Речь осуществляет взаимодействие людей. Только через общение с другими людьми человек способен реализовать себя как личность. Речь выполняет ряд функций: общения, познания и социального взаимодействия. Но стоит отметить, что говорить могут практически все люди, а говорить правильно лишь немногие. Для появления и становления речи природа отводит человеку небольшой отрезок времени – это ранний и дошкольный возраст. Именно этот период становится благоприятным для развития устной речи, закладываются основы для письменных форм речи (письмо и чтение) и последующего речевого развития ребёнка. Сегодня проблема речевого развития детей продолжает оставаться актуальной, так как число детей с различными видами речевых нарушений неуклонно возрастает. У детей отмечается не только нарушение отдельного компонента речи, например, звукопроизношения, но и комплексное отставание речевых компонентов. Как показывает практика, есть дети, которые поступают в школу с нарушениями речи. В школе недостатки речи могут стать следствием неуспеваемости учащихся. Поэтому не стоит забывать, что дошкольный возраст является уникальным и решающим в развитии ребёнка.

Сегодня в дошкольном образовании пришло время изменить не только формы и методы взаимодействия с семьёй. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Одной из главных целей педагога ДОУ является помощь семье в воспитании детей. Необходимо строить работу по взаимодействию с родителями поэтапно:

1. продумать содержание и формы работы с родителями, проведение анкетирования;

2. установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений, планируя дальнейшее плодотворное взаимодействие;

4. в беседах с родителями выяснить, какие существуют проблемы в воспитании детей.

Развитие речи ребёнка без активного участия родителей невозможно. Первые слова, предложения он слышит и произносит в семье. К сожалению, не все родители уделяют достаточно внимания речевому развитию ребёнка. Семья и детский сад имеют свои функции и не заменят друг друга, но могут плодотворно взаимодействовать в вопросах речевого развития детей. Основная задача ДОУ по речевому развитию дошкольников – это объяснить родителям, какую роль они выполняют в процессе развития речи ребёнка, например, познакомить с направлениями деятельности взрослых в семье по развитию речи:

рассказать детям о том, что видели, поделиться воспоминаниями о своем детстве;

рассказать о своей работе;

показать детям различные предметы, используемые в быту, рассказать об их свойствах.

рассматривать и наблюдать вместе с ребенком различные объекты и явления природы в разное время года;

объяснить ребенку требования безопасности;

демонстрировать уважение к животным, представителям животного мира и другим людям своими действиями и поступками;

заучивать стихотворения с ребенком и т. д.

создать домашнюю игротеку

Формы взаимодействия педагога с родителями по развитию речи

В настоящее время при взаимодействии с родителями целесообразно использовать как традиционные, так и интерактивные формы. Традиционные формы проверены временем и направлены на педагогическое просвещение родителей. Оно может осуществляться в двух направлениях:

- внутри детского сада (с родителями воспитанников ДОУ);

- за пределами детского сада (через рекомендации и советы на официальном сайте ДОУ, средства массовой информации и др.).

Использование интерактивных форм позволяет установить доверительные отношения с родителями, привлечь их внимание к ДОУ. При интерактивных формах работы процесс взаимодействия построен таким образом, что все участники образовательного процесса вовлечены в процесс познания и обсуждения. Каждый участник диалога может внести свой вклад, обменяться знаниями, услышать другое мнение. Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными. Например, обмен опытом семейного воспитания по речевому развитию ребёнка, выработка общего мнения, сплочение группового коллектива (привлечение родителей к изготовлению декораций для спектакля) и др. У родителей появляется возможность лучше узнать своего ребёнка, понаблюдать за ним в другой обстановке, установить более тесный контакт с педагогом. Интерактивные формы строятся на основе диалога с семьями воспитанников. При использовании интерактивных форм задачами педагога становятся направление и помощь процессу обмену информацией, поддержка активности участников, поощрение творчества участников.

Взаимодействие с родителями по развитию речи старших дошкольников реализуется через использование следующих форм работы.

1. Информационно-аналитические формы организации общения с родителями (опрос, анкетирование, мониторинг).

4. Виртуальные формы работы. Достоинством виртуальной среды является экономия времени как родителей воспитанников, так и педагогов. О тсутствие свободного времени для многих родителей является препятствием для сотрудничества с детским садом, поэтому использование ресурсов сети интернет (социальная сетьВконтакте, приложения WhatsApp и Viber) позволяет педагогам быть всегда на связи с родителями. Виртуальное взаимодействие осуществляется различными способами: ознакомление с новостями, информационно - консультативным материалом на сайте ДОУ, обсуждение интересующих вопросов на форуме, проведение опросов, анонсирование мероприятий в ДОУ, просмотр фотогалерей в закрытых родительских группах.

При взаимодействии с родителями необходим индивидуальный подход:– ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребёнка.

Примерное планирование взаимодействия с родителями по речевому развитию старших дошкольников

Читайте также: