Педагогические системы школьного возраста схема

Обновлено: 03.07.2024

Педагогика (в таблицах) – Учебный курс. Рогожникова Р.А.

Рогожникова Р.А., доктор педагогических наук, профессор
Рецензент: Гитман Е.К., доктор педагогических наук.

В учебном пособии в таблицах сконцентрировано содержание основных вопросов педагогики в соответствии с Государственным образовательным стандартом. При разработке пособия были использованы достижения современной педагогической науки, отраженных в работах отечественных и зарубежных ученых, а также авторские материалы. Учебное пособие может быть использовано в сочетании с лекциями преподавателей или при самостоятельной работе студента.

Для ссылок: Педагогика (в таблицах): Учебн. курс по педагогике / Рогожникова Р.А. – Пермь: РИГ НОУ ВПО ПГТИ, 2009. – 62 с.

Педагогическая система (ПС) – это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. По мнению В.А. Сластенина, под педагогической системой можно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Признаками любой системы, в том числе и педагогической, являются: а) наличие системообразующего фактора; б) общее качество; в) единство; г) цельность.

Под системообразующим фактором понимается такое условие, при котором компоненты ПС объединяются друг с другом. В качестве такого фактора может выступать один из компонентов системы или специфические для педагогической системы связи.

Педагогические системы относятся к динамическим системам, поэтому они являются органическим единством трех своих состояний – прошедшего, настоящего и будущего.

К принципам ПС относятся: а) оптимальность; б) структурность; в) интегративность.

Педагогические системы можно рассматривать на макро-, мезо– и микроуровне. На макроуровне это государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования и т. п. На мезоуровне в качестве ПС можно рассматривать деятельность учебных заведений, детских организаций, других социальных институтов общества, реализующих педагогические цели. На микроуровне это педагогические системы, реализующие специфические задачи; авторские ПС; ПС, сложившиеся в рамках деятельности группы учителей и учащихся.

Педагогической наукой выделены шесть взаимосвязанных структурных компонентов ПС: 1) учащиеся; 2) цели воспитания (обучения); 3) содержание воспитания (обучения); 4) педагогические (дидактические) процессы; 5) учитель и (или) технические средства обучения; 6) организационные формы педагогической работы. Педагогическая система изменяет свои свойства, если изменяются ее компоненты.

Важной характеристикой ПС являются отношения между ее компонентами: эти отношения представляют собой те существенные связи, от которых зависит оптимальность в решении педагогических задач. Критериями оптимальности функционирования ПС являются:

• достижение каждым учеником уровня развития, соответствующего его реальным возможностям;

• создание предпосылок для саморазвития каждого участника педагогического процесса;

• ограничение затрат времени и сил на учебную и внеучеб-ную работу рамками гигиенических норм.

Педагогические системы являются относительно самостоятельными и целостными, непосредственно порождающими процесс развития человека.

Исследование, проектирование и разработка ПС являются предметом педагогики. Компоненты ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки.

1. Возникновение школы в эпоху перехода от общинно-родового слоя к социально-дифференцированному обществу. Факторы появления школы: появление примитивной письменности как способа передачи информации; разделение деятельности на умственный и физический труд.

2. Спартанская воспитательная система (подготовить воина, гипертрофированная военная подготовка при фактическом невежестве) 6-4 в. до н.э.

4. 6-15 вв. Религиозная традиция воспитания (Приведение чел к гармонии между земным и небесным ч/з усвоение религ и нравств норм)

5. Воспитание джентльмена (Дж. Локк )

Из дореволюционных российских учебных заведений, которые более всего привлекали мое и, вероятно, ваше внимание с точки зрения возможностей для развития и саморазвития, был Царско­сельский лицей. Царскосельский лицей уже потому нам интересен, что в нем учились, там получил импульс для своего творческого са­моразвития гений русской поэзии Пушкин.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА С.Т.ШАЦКОГО

- труд должен быть интересен для детей,

- труд должен иметь для детей личную и общественную значимость,

- он должен быть направлен на развитие сил и способности детей,

В круг его исследовательских интересов попадают проблемы, которые имеют непреходящее значение и до сего времени:

- проблема рациональной организации занятий в школе,

- проблема отбора и конструирования дидактического материа­ла,

- проблема учета результатов детского труда,

- проблема повышения качества урока,

- изучение проблемы семейного воспитания и влияния социаль­ной среды на развитие ребенка.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА А.С.МАКАРЕНКО

Особенность педагогической системы А.С.Макаренко - это правоотношение целей и средств воспитания, их диалектическая взаимосвязь, которая и составляет суть педагогической логики: зрения этой логики, мы не можем допустить никакого средства, которое не вело бы к поставленной нами цели.

В.А.СУХОМЛИНСКИЙ
Важное место в педагогических произведениях В.А.Сухомлинского отводится принципам и условиям сплочения, повышения эффективности деятельности педагогического коллектива:

- богатство отношений между учениками и педагогами, учениками, между педагогами.
- ярко выраженная гражданская сфера духовной жизни воспитанников и воспитателей.
- самодеятельность, творчество, инициатива как особые грани проявления разнообразных отношений между членами кол-ва.




- постоянное умножение духовных богатств, особенно идейных и интеллектуальных.
- гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний.

- создание и заботливое сохранение традиций, передача их m поколения к поколению как духовного достояния.

- эмоциональная жизнь коллектива.

В. ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА

Вальдорфские школы существуют с начала XX в., и их популярность растет. Ис­ходя из антропософского учения, главная идея которого заключа­ется в том, что человек является отражением трех миров, един­ством трех тел — физического, духовного и душевного, Рудольф Штейнер, основатель этих школ, стремился создать школу, в ко­торой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармо­нии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с при­родой и окружающим миром.

Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душу) человека. Главный прин­цип, который заложен в их организации, — принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. Такие школы представляют собой социальный организм нового типа — союз свободных людей, не зависящих ни от каких управляющих организаций. В школе нет директора. К решению важных вопро­сов привлекаются родители, которые, как правило, являются ини­циаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе со­держания, форм, методов образовательного процесса.

В вальдорфской педагогике стержнем развития личности яв­ляется культура. При этом под культурой понимают все, что ок­ружает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, занятия музыкой, изобразительными видами искусства, театр, ин­тегрированные знания о мире составляют основу содержания раз­нообразной деятельности учителей и школьников.

Педагог в вальдорфской школе учит своих воспитанников вос­принимать все живое в природе. Для учеников обязательна рабо­та на земле. Хотя бы раз каждый ученик должен пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба. В этом отражен главный прин­цип трудового воспитания — видеть результаты своего труда.

По мнению Р. Хенви, суть глобального образования — это со­вокупность следующих факторов: формирование непредвзятого взгляда на мир, осознание состояния планеты, кросс-культурная грамотность, осознание динамики мировых процессов, осознание возможностей выбора.

Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М. Ботна, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознатель­ному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным чодходом. Этот подход представляет собой единство двух аспек­та: предвосхищения и сопричастности. Предвосхищение — это особность справляться с новыми ситуациями, предвидеть события, увязывать прошлое с настоящим и будущим, оценивать по­следствия текущих событий и принимаемых решений, изобретать новые альтернативы и разделять ответственность за принятые решения. Сопричастность — способность к сотрудничеству, диало­гу, взаимопониманию и сопереживанию, совершенствованию уме­ний общаться с людьми.

Достичь этого практически невозможно без специальной учеб­ной программы, без учебных планов и без особой структуры, кото­рая отличала бы глобально-ориентированную школу от школ, ба­зирующихся на другой образовательной философии. Приоритеты учебных планов для начальной и средней школ, по У. Книпу, дол­жны быть совершенно различными, но при этом обязательно до­полнять друг друга. В начальной школе (в США и многих странах Запада время обучения в ней составляет 6 лет) приоритет отдается развитию концептуальных основ, а также базисным навыкам и умениям. К последним относят такие умения, как получать и перерабатывать информацию, решать проблемы, критически мыслить, участвовать в общественной жизни, пользуясь родным и иностранным языком.

ти коллектива.

Суть каждой из этих идей заключается в следующем: коллек­тивная организация деятельности предусматривает участие в пла­нировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива; под коллективным творчеством понима­ется проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией; коллективное целеполагание — это совместная выработка и осмысление взрослыми и детьми целей и идеалов своей коллективной жизни, а также выбор на основе этих целей пред­стоящих общих дел; ситуация-образцы — своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения; эмоциональная насыщенность жизни коллектива предусматривает увеличение эмоционального напряжения, возникновение чувств единения, до­верия, душевного подъема при помощи специальных средств (сим­волы, обряды); общественная направленность деятельности кол­лектива — деятельность на пользу и радость людям.

Воспитательная система шкоды-комплекса. Школа-комп­лекс — относительно новый тип школы, отвечающий современ­ным требованиям. Относительно новый потому, что опыт образо­вательно-воспитательных учреждений С.Т. Шацкого, А.С. Мака­ренко, Ф.Ф. Брюховецкого, А.А. Захаренко, В.А. Караковского и многих других — это, в сущности, опыт создания школ-комп­лексов, только в разное время и в разных условиях.

Стратегическое направление решения педагогических проблем в школе-комплексе связано с усиленным вниманием не только к со­держательной, психолого-педагогической стороне, но и к организа­ционной. В этих условиях реализуется главное преимущество шко­лы-комплекса — ее истинный гуманизм, когда, в отличие от различ­ных элитарных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов, создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребенка.

1. Возникновение школы в эпоху перехода от общинно-родового слоя к социально-дифференцированному обществу. Факторы появления школы: появление примитивной письменности как способа передачи информации; разделение деятельности на умственный и физический труд.

2. Спартанская воспитательная система (подготовить воина, гипертрофированная военная подготовка при фактическом невежестве) 6-4 в. до н.э.

4. 6-15 вв. Религиозная традиция воспитания (Приведение чел к гармонии между земным и небесным ч/з усвоение религ и нравств норм)

5. Воспитание джентльмена (Дж. Локк )

Из дореволюционных российских учебных заведений, которые более всего привлекали мое и, вероятно, ваше внимание с точки зрения возможностей для развития и саморазвития, был Царско­сельский лицей. Царскосельский лицей уже потому нам интересен, что в нем учились, там получил импульс для своего творческого са­моразвития гений русской поэзии Пушкин.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА С.Т.ШАЦКОГО

- труд должен быть интересен для детей,

- труд должен иметь для детей личную и общественную значимость,

- он должен быть направлен на развитие сил и способности детей,

В круг его исследовательских интересов попадают проблемы, которые имеют непреходящее значение и до сего времени:

- проблема рациональной организации занятий в школе,

- проблема отбора и конструирования дидактического материа­ла,

- проблема учета результатов детского труда,

- проблема повышения качества урока,

- изучение проблемы семейного воспитания и влияния социаль­ной среды на развитие ребенка.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА А.С.МАКАРЕНКО

Особенность педагогической системы А.С.Макаренко - это правоотношение целей и средств воспитания, их диалектическая взаимосвязь, которая и составляет суть педагогической логики: зрения этой логики, мы не можем допустить никакого средства, которое не вело бы к поставленной нами цели.

В.А.СУХОМЛИНСКИЙ
Важное место в педагогических произведениях В.А.Сухомлинского отводится принципам и условиям сплочения, повышения эффективности деятельности педагогического коллектива:

- богатство отношений между учениками и педагогами, учениками, между педагогами.
- ярко выраженная гражданская сфера духовной жизни воспитанников и воспитателей.
- самодеятельность, творчество, инициатива как особые грани проявления разнообразных отношений между членами кол-ва.

- постоянное умножение духовных богатств, особенно идейных и интеллектуальных.
- гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний.

- создание и заботливое сохранение традиций, передача их m поколения к поколению как духовного достояния.

- эмоциональная жизнь коллектива.

В. ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА

Вальдорфские школы существуют с начала XX в., и их популярность растет. Ис­ходя из антропософского учения, главная идея которого заключа­ется в том, что человек является отражением трех миров, един­ством трех тел — физического, духовного и душевного, Рудольф Штейнер, основатель этих школ, стремился создать школу, в ко­торой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармо­нии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с при­родой и окружающим миром.

Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душу) человека. Главный прин­цип, который заложен в их организации, — принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. Такие школы представляют собой социальный организм нового типа — союз свободных людей, не зависящих ни от каких управляющих организаций. В школе нет директора. К решению важных вопро­сов привлекаются родители, которые, как правило, являются ини­циаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе со­держания, форм, методов образовательного процесса.

В вальдорфской педагогике стержнем развития личности яв­ляется культура. При этом под культурой понимают все, что ок­ружает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, занятия музыкой, изобразительными видами искусства, театр, ин­тегрированные знания о мире составляют основу содержания раз­нообразной деятельности учителей и школьников.

Педагог в вальдорфской школе учит своих воспитанников вос­принимать все живое в природе. Для учеников обязательна рабо­та на земле. Хотя бы раз каждый ученик должен пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба. В этом отражен главный прин­цип трудового воспитания — видеть результаты своего труда.

По мнению Р. Хенви, суть глобального образования — это со­вокупность следующих факторов: формирование непредвзятого взгляда на мир, осознание состояния планеты, кросс-культурная грамотность, осознание динамики мировых процессов, осознание возможностей выбора.

Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М. Ботна, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознатель­ному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным чодходом. Этот подход представляет собой единство двух аспек­та: предвосхищения и сопричастности. Предвосхищение — это особность справляться с новыми ситуациями, предвидеть события, увязывать прошлое с настоящим и будущим, оценивать по­следствия текущих событий и принимаемых решений, изобретать новые альтернативы и разделять ответственность за принятые решения. Сопричастность — способность к сотрудничеству, диало­гу, взаимопониманию и сопереживанию, совершенствованию уме­ний общаться с людьми.

Достичь этого практически невозможно без специальной учеб­ной программы, без учебных планов и без особой структуры, кото­рая отличала бы глобально-ориентированную школу от школ, ба­зирующихся на другой образовательной философии. Приоритеты учебных планов для начальной и средней школ, по У. Книпу, дол­жны быть совершенно различными, но при этом обязательно до­полнять друг друга. В начальной школе (в США и многих странах Запада время обучения в ней составляет 6 лет) приоритет отдается развитию концептуальных основ, а также базисным навыкам и умениям. К последним относят такие умения, как получать и перерабатывать информацию, решать проблемы, критически мыслить, участвовать в общественной жизни, пользуясь родным и иностранным языком.

ти коллектива.

Суть каждой из этих идей заключается в следующем: коллек­тивная организация деятельности предусматривает участие в пла­нировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива; под коллективным творчеством понима­ется проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией; коллективное целеполагание — это совместная выработка и осмысление взрослыми и детьми целей и идеалов своей коллективной жизни, а также выбор на основе этих целей пред­стоящих общих дел; ситуация-образцы — своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения; эмоциональная насыщенность жизни коллектива предусматривает увеличение эмоционального напряжения, возникновение чувств единения, до­верия, душевного подъема при помощи специальных средств (сим­волы, обряды); общественная направленность деятельности кол­лектива — деятельность на пользу и радость людям.

Воспитательная система шкоды-комплекса. Школа-комп­лекс — относительно новый тип школы, отвечающий современ­ным требованиям. Относительно новый потому, что опыт образо­вательно-воспитательных учреждений С.Т. Шацкого, А.С. Мака­ренко, Ф.Ф. Брюховецкого, А.А. Захаренко, В.А. Караковского и многих других — это, в сущности, опыт создания школ-комп­лексов, только в разное время и в разных условиях.

Стратегическое направление решения педагогических проблем в школе-комплексе связано с усиленным вниманием не только к со­держательной, психолого-педагогической стороне, но и к организа­ционной. В этих условиях реализуется главное преимущество шко­лы-комплекса — ее истинный гуманизм, когда, в отличие от различ­ных элитарных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов, создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребенка.

Педагогика (в таблицах) – Учебный курс. Рогожникова Р.А.

Рогожникова Р.А., доктор педагогических наук, профессор
Рецензент: Гитман Е.К., доктор педагогических наук.

В учебном пособии в таблицах сконцентрировано содержание основных вопросов педагогики в соответствии с Государственным образовательным стандартом. При разработке пособия были использованы достижения современной педагогической науки, отраженных в работах отечественных и зарубежных ученых, а также авторские материалы. Учебное пособие может быть использовано в сочетании с лекциями преподавателей или при самостоятельной работе студента.

Для ссылок: Педагогика (в таблицах): Учебн. курс по педагогике / Рогожникова Р.А. – Пермь: РИГ НОУ ВПО ПГТИ, 2009. – 62 с.

Читайте также: