План работы с родителями по профориентации в детском саду
Обновлено: 04.07.2024
В наших силах помочь детям в выборе профессий. Поэтому уже с раннего детства, мы должны у них расширять представления о мире взрослых, пробуждать у них интерес к профессиональной деятельности, формировать уважение к труду. Возможно, всё это сможет повлиять на выбор его профессии.
Теперь пройдём к столу, посмотрите, у нас есть необычный цветок. На каждом лепестке вопрос. Я предлагаю вам выбрать лепесток и ответить на вопрос.
- Знает ли Ваш ребёнок о вашей профессиональной деятельности?
- Знает ли Ваш ребёнок, кем работают его дедушки, бабушки?
- Знаете ли Вы, кем хочет стать Ваш ребёнок?
- Кем бы Вы хотели видеть своего ребёнка в будущем?
- Как и во что играет Ваш ребёнок дома? От чего это зависит?
По ответам на вопросы можно понять, что Вы уделяете внимание ознакомлению детей с профессиями. Как мы знаем, дети в раннем возрасте хотят быть похожими на своих родителей.
А теперь давайте обратим внимание на экран. Скажите, глядя на этого человека, мы можем определить его профессию? (Нет.)
А как можно определить? (У человека определённой профессии есть свои инструменты, атрибуты для работы.)
То есть, если мы выведем на экран инструменты, то Вы сможете определить профессию этого человека? (Да.)
Я с Вами согласна. Но, для того, чтоб получить атрибуты профессии, Вам необходимо будет выполнить задания, за выполнение, которых Вы будете получать инструмент в виде подсказки.
- Задание. Дорисовать недостающие части у машины. (Получают ватман, карандаш.)
Теперь Вы можете сказать, человек, какой профессии перед нами? (Архитектор, художник.) Нет.
Две железные ноги
Вечно делают круги,
У одной коленка гнётся,
А другая, как стрела.
В точку намертво вопьётся
Ни туда и не сюда. (Циркуль.)
У карандаша простого
Есть помощница одна
Если сделает ошибку,
Вмиг сотрёт её она. (Ластик.)
Кто я, если прямота
Главная моя черта? (Линейка.)
А теперь мы можем определить профессию? (Математик.) Нет.
А Вы можете сказать, какими основными качествами должен обладать инженер? (Любознательность, наблюдательность, ум, трудолюбие.)
Цель: Познакомить родителей с планом работы ДОУ по профориентации детей.
Цель: привлечение родителей, по изготовлению презентаций или альбомов.
Форма проведения: Презентации или альбомы с фотографиями, где и кем работают их родители.
Цель: познакомить родителей с играми (сюжетно-ролевыми, дидактическими)
Форма проведения: родительское собрание
Цель: привлечь родителей к совместному творчеству
Форма проведения: тематическая выставка.
Цель: ознакомление детей с профессиями жителей города.
Цель: привлечь родителей к совместному творчеству
Форма проведения: тематическая выставка рисунков и поделок.
Цель: привлечь родителей к совместному творчеству
Форма проведения: тематическая выставка. Изготовление буклетов.
Цель: привлечение родителей к изготовлению альбомов
Форма проведения: беседа
Цель: вовлечение родителей в мероприятие, которое способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии.
Форма проведения: семейный клуб
Планирование мероприятий с детьми.
Сентябрь: Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста по профессиям.
Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка.
Создание проблемной ситуации для детей, на решение которой будет направлен проект, используя модель трех вопросов:
Метод трё х вопросов: Что мы знаем? что взрослые работают; незначительные названия профессий родителей и работников детского сада; связывают некоторые продукты труда с профессией.
Что мы хотим узнать? какие ещё бывают профессии; чем занимаются люди разных профессий; какие профессии у наших родителей; название профессий работников детского сада; какие знания и качества нужны для той или иной профессии; взаимосвязь профессий.
Откуда можно узнать? с просить у родителей; посмотреть видеофильм; информационные плакаты; пригласить на беседу специалистов; чтение художественной литературы; просмотр журналов; посетить экскурсии.
Форма проведения: беседа, рассматривание сюжетных картинок, книг.
Проблема: Было установлено, что представление дошкольников о труде взрослых довольно ограничено — они знают лишь о небольшом количестве профессий, прежде всего самых распространенных.
Работа с родителями
Проявление интереса родителей к работе педагогов с детьми по данному проекту. Включение в процесс сбора информации, наглядного материала Привлечение родителей к проектной деятельности, знакомству с профессиями мамы, папы, дедушек, бабушек, других родственников. Участие родителей в подборе фотоматериалов для фотовыставок.
Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях работников детского учреждения.
Форма проведения: экскурсия по детскому саду, беседа, презентация
Основные понятия: воспитатель, логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, мед. сестра, прачка, повар, помощник воспитателя, заведующая, методист и т. д.
Мультимедийное оборудование, презентация
Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, учителя-логопеда, педагога-психолога, на прачке, на кухне.
Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях родителей. привлечение родителей, по изготовлению презентаций или альбомов.
Мультимедийное оборудование, презентация, альбомы.
Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод.
Цель: обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Форма проведения: беседа, экскурсия в аптеку.
Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики.
Цель: знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах.
Форма проведения: экскурсия на городскую почту.
Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс.
Цель: познакомить с профессиональной деятельностью учителя.
Основные понятия: рюкзак, доска, класс, школьные принадлежности.
Цель: знакомить с профессиональной деятельностью пожарного
Форма проведения: беседа, экскурсия в пожарную часть.
Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, рукав.
Предметные картинки со снаряжением пожарного, оборудованием для тушения пожара
Цель: формировать представление о профессиональной деятельности полицейского.
Форма проведения: НОД
сюжетный рисунок с изображением комнаты (окно, шкаф, стол, на котором нарисованы разные продукты питания, в том числе торт); второй рисунок точно такой же, за исключением торта; листы бумаги с прорисованными свечой разных следов; краски,
Цель: знакомить с профессиями : парикмахер, косметолог
Форма проведения: беседа, сюжетно-ролевая игра.
Основные понятия: ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и красота, лечение.
Цель: продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих;
-расширять представления детей о Российской армии;
-воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине;
-знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными);
-формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны.
Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск, танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, саперы и пограничники,
-картины, с родами войск фотографии;
Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.
Формировать уважение к рабочим разных специальностей — каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам.
Основные понятия: каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам, цемент, щебень
Картинки с изображением других домов и строительных материалов, строительных машин и профессий.
Фотографии с изображением красивых зданий и домов города Борисоглебска.
Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Уточнять представления о труде работников ателье, о технике, используемой для труда. Формировать представления о разнообразии результатах труда людей этой профессии и общественной значимости.
Продолжать знакомить с таким видом искусства, как театр - Закрепить знания об основных атрибутах театра. - Формировать навыки поведения в театре - Развивать творческие способности - Обогащать речевой словарь: сцена, занавес, партер, амфитеатр.
- Дать представление об условиях, в которых работает художник. - Упражнять в узнавании и назывании различных жанров живописи: (пейзаж, портрет, натюрморт) изобразительных материалов (масляные краски, акварель, уголь, холст, мольберт, палитра) изобразительной деятельности
Рассматривание портретов, натюрмортов, пейзажей – Рассматривание фотопортретов и т. д …
Продолжать знакомить с профессией писатель - Упражнять в узнавании и назывании различных литературных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малых фольклорных групп) - Учить видеть красоту литературных произведений, их основную цель - Развивать творческие способности
Май (3-4 неделя)
Цель: расширять у воспитанников представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду.
Цель: Изучения уровня информированности детей о труде взрослых
Форма проведения: ООД.
Основные понятия: названия профессий, труд.
Операционные карты с последовательностью деятельности, атрибуты для деятельности маляра, овощевода, продавца, библиотекаря, парикмахера, повара, домохозяйки; мультимедийное оборудование.
"Все профессии нужны, все профессии важны"
Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.
Форма проведения: игровая программа.
Из опыта работы по взаимодействию ДОО с родителями Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей.
Перспективный план по взаимодействию с родителями детей старшей группы Перспективный план по взаимодействию с родителями старшей группы МБДОУ МЕСЯЦ НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ СЕНТЯБРЬ Сбор информации о семьях.
Перспективный план по взаимодействию с родителями средней группы на 2017–2018 год. Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров. Месяцы Название.
Перспективный план по взаимодействию с родителями в старшей разновозрастной группе на учебный год Перспективный план по взаимодействию с родителями в старшей разновозрастной группе на учебный год. Сентябрь 1. Наглядно- стендовая информация.
Перспективный план по взаимодействию с родителями (законными представителями). Средняя группа. 2018–2019 учебный год Задачи 1. Привлекать родителей к активному участию в жизни детского сада и группы. 2. Обеспечить психолого- педагогическую поддержку семьи,.
Отчет по взаимодействию педагогов с родителями за первое полугодие Отчет по взаимодействию педагогов с родителями за первое полугодие. Попытка воспитать детей без помощи и поддержки со стороны семьи подобна.
Выступление на педсовете по взаимодействию с родителями по укреплению здоровья воспитанников Приоритетным направлением нашей работы в группе оздоровительной направленности является работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Задачи по формированию элементарных представлений у детей дошкольного возраста о профессиях взрослых:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,
понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия
представителей разных профессий.
Формы и методы работы с дошкольниками:
-Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
-рассказы воспитателей и родителей;
-непосредственно образовательная деятельность;
-игры, праздники и развлечения;
-самостоятельная художественно – творческая деятельность осуществления.
Алгоритм ознакомления с профессией.
· Материал для труда
· Польза труда для общества.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды
Оснащение художественной литературой. Создание картотек. Использование наглядного материала. Подбор и изготовление дидактических игр. Использование видеоматериалов. Создание презентаций. Изготовление и приобретение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
План по взаимодействию с семьями воспитанников по ранней профориентации
Форма ознакомления с профессиями
Цель: Познакомить родителей с планом работы ДОУ по профориентации детей.
Форма проведения: консультация
Цель: привлечение родителей, по изготовлению презентаций или альбомов.
Форма проведения: Презентации или альбомы с фотографиями, где и кем работают их родители.
Цель: познакомить родителей с играми (сюжетно-ролевыми, дидактическими)
Форма проведения: родительское собрание
Цель: привлечь родителей к совместному творчеству ( изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой ирге)
Форма проведения: тематическая выставка СРИ
Цель: ознакомление детей с профессиями родителей ( рассказ родителей о свое й работе)
Форма проведения: Презентация или альбомы с фотографиями, где и кем работают их родители
Цель: привлечь родителей к совместному творчеству
Форма проведения: тематическая выставка
Цель: привлечь родителей к совместному творчеству
Форма проведения: тематическая выставка
Цель: вовлечение родителей в мероприятие, которое способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии.
Форма проведения: семейный клуб
Цель: привлечение родителей к изготовлению альбомов
Форма проведения: беседа
План мероприятий с детьми
Форма ознакомления с профессиями
Материал, оборудование
Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста по профессиям
Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка
Форма проведения: беседа.
Книги, сюжетные картинки.
Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений.
Форма проведения: экскурсия по детскому саду, беседа, презентация
Мультимедийное оборудование, презентация
Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, учителя-логопеда, педагога-психолога, на прачке, на кухне.
Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях родителей. привлечение родителей, по изготовлению презентаций или альбомов.
Форма проведения: Презентации или альбомы с фотографиями, где и кем работают их родители.
Мультимедийное оборудование, презентация, альбомы
Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод, лекарства, антибиотики
Цель: формировать представление о профессиональной деятельности полицейского..
полицейские принадлежности: фуражка, пагоны, кобура и пр.
Цель: знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах.
Форма проведения: экскурсия на городскую почту.
Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс.
Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.
Формировать уважение к рабочим разных специальностей — каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам.
Основные понятия: каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам, цемент, щебень
Картинки с изображением других домов и строительных материалов, строительных машин и профессий.
Фотографии с изображением красивых зданий и домов города Москвы.
Цель: познакомить с профессиональной деятельностью работников супермаркетов, поваров.
Форма проведения: беседа, моделирование сюжетно-ролевой игры.
Основные понятия: сценарий, подготовка костюмов, украшение зала, организация конкурсов
Цель: знакомить с профессиональной деятельностью пожарного
Форма проведения: беседа, экскурсия в пожарную часть.
Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, рукав.
Предметные картинки со снаряжением пожарного, оборудованием для тушения пожара
Цель: продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих;расширять представления детей о Российской армии;
воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине;знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными);формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны.
Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск , танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, саперы и пограничники,
картины, с родами войск фотографии;
Цель: познакомить детей с профессией- учитель. воспитывать уважение к труду педагогов.
Форма проведения: презентация о профессии учитель
Основные понятия: класс, урок, парта, перемена.
Мультимедийное оборудование, презентация.
Цель: знакомить с профессиями: модельер парикмахер, косметолог,
Форма проведения: беседа, сюжетно-ролевая игра.
Основные понятия: ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и красота, лечение.
"Все профессии нужны, все профессии важны"
Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.
Форма проведения: игровая программа.
Цель: расширять у воспитанников представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду.
Цель: Изучения уровня информированности детей о труде взрослых
Форма проведения: НОД.
Основные понятия: названия профессий, труд.
Операционные карты с последовательностью деятельности, атрибуты для деятельности маляра, овощевода, продавца, библиотекаря, парикмахера, повара, домохозяйки; мультимедийное оборудование.
Перспективный план
по безопасности
в средней группе
Воспитатели: Коровина О.В., Ушакова Н.И.
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к осторожному и осмотрительному отношению к
потенциально опасным ситуациям и предметам.
Задачи: Способствовать формированию основ культуры здоровья через воспитание культурно – гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровым образе жизни. Сформировать у дошкольников навыки разумного поведения, умение адекватно и безопасно вести себя в быту, в природе, в общении с незнакомыми людьми. Создавать условия для формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания.
Цель: Способствовать формированию основ безопасного поведения дошкольников на природе.
Совместная деятельность педагогов и детей
Художественная
Работа с родителями
Дидактические игры
Беседы, наблюдения
Цель: Формировать умение детей внимательно относиться к растениям в природе. Развивать любознательность.
Консультации для родителей
Цель: Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улице.
Цель: Знакомить с некоторыми правилами поведения на улице. Машины движутся по проезжей части улицы. Движение машин может быть односторонним и двусторонним. Проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией).
Консультация для родителей «Дорож
Цель: Формировать представление о пользе овощей и фруктов, и других полезных продуктах.
Цель: Уточнить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов для здоровья человека.
Цель: Формировать представление о последствиях неосторожного обращения с огнём, об основных правилах пожарной безопасности.
Цель: Знакомить детей с правилами пожарной безопасности; Формировать у детей навыки осторожного обращения с огнем.
Рассматривание иллюстрации
Дидактическая игра
Папка передвижка
Цель: Формирование основ безопасного поведения дошкольников на природе.
Цель: Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.
Наблюдение па прогулке за домашними животными (собака и кошка).
Чтение стихотворений и загадок про животных.
Цель: Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улице.
Цель: Обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при контакте с незнакомыми людьми.
Наблюдение за проходящими мимо людьми, обсуждение внешнего вида.
Цель: Формировать представление о важности выполнения гигиенических процедур.
Цель: Вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков. Побудить к постоянному их выполнению. Воспитывать бережное отношение к себе, желание быть чистоплотным.
Дидактическая игра
Консультация для родителей
Цель: Формировать представление о последствиях неосторожного обращения с огнём, об основных правилах пожарной безопасности.
Цель: Закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности; формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки.
Дидактическая игра
Сюжетно – ролевая игра
Предложить родителям совместно с детьми разработать план эвакуации из своей квартиры, подъезда, дома.
Цель: Формирование основ безопасного поведения дошкольников на природе.
Цель: Формировать представление детей понимать состояние и поведение животных; Помочь узнать и запомнить правила правильного обращения с домашними питомцами и бездомными животными; Воспитывать гуманное, заботливое отношение к животным.
Подвижная игра
Задачи: Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улице.
Цель: Сформировать основы культуры поведения в общественном транспорте; познакомить с дорожными знаками, обозначающими остановку городского транспорта.
Проблемная ситуация: «Кто поступает
Дидактическая игра "Куда спешат машины?", "Светофор".
Стихотворение
Консультация для родителей
Цель: Формировать представление о последствиях неосторожного обращения с огнём, об основных правилах пожарной безопасности.
Цель: Знакомство с источниками опасности дома; Формировать умение осторожно обращаться с пожароопасными предметами.
Чтение сказки
Предложить родителям дома с детьми найти и рассмотреть опасные предметы.
Цель: Формирование основ безопасного поведения дошкольников на природе.
Цель: Дать представление о правилах поведения на льду.
Дидактическая игра
Рассматривание иллюстрации с изображением опасные ситуации.
Наблюдения за лужами затянутыми льдом.
Цель: Формирование основ безопасного поведения дошкольников дома и на улице.
Дидактическая игра
"К своим флажкам"
Дидактическая игра "Красный – зеленый"
Подвижная игра
Чтение рассказа
Б. Нойсе "Маша – пешеход"
Цель: Формировать у детей представления о значении для здоровья человека места прогулки, теплового режима. Закреплять умения подбирать одежду в соответствии с погодными условиями.
Цель: Формировать у детей осознанное отношение к здоровью, стремление бережно относиться к нему в холодный период года.
Игровая ситуация
Цель: Формировать понимание опасности при использовании огнём. Закрепить и расширить знание об электроприборах, правилах пользования ими в быту.
Цель: Закрепить и расширить знание об электроприборах, правилах пользования ими. Показать зависимость между нарушением определенных правил и возникновением опасности.
Загадки про спички, огонь, пожар.
Цель: Формирование основ безопасного поведения дошкольников на природе.
Цель: Знакомить детей с правилами поведения во время метели.
Цель: Формирование основ безопасного поведения дошкольников дома.
Цель: Довести до сознания детей мысль о том, что не всегда приятная внешность человека означает его доброе намерение и, наоборот, отталкивающая внешность не всегда означает его недобрые намерения.
Беседа Повторение с детьми домашнего адреса и Ф.И.О родителей
Дидактическая игра
Наблюдение на прогулке за внешностью разных людей, как они выглядят.
Предложить родителям повторить дома домашний адрес и Ф.И.О. родителей и родственников.
Цель: Формировать представление о строении тела человека, функциях некоторых частей организма. Показать важность бережного отношения к собственному организму.
Цель: Формировать у детей позитивное отношение к уходу за зубами, о значении здоровых зубов для здоровья организма; воспитывать желание следить за своими зубами, чистить их.
Чтение и обсуждение поговорок, про здоровье и спорт.
Цель: Формирование основ безопасного поведение при пожаре.
Цель: Формирование основ безопасного поведения дошкольников на природе.
Цель: Закрепить знания детей о признаках зимы и зимних явлениях природы; Умение различать природные явления: метель, пурга, вьюга; Продолжать работу по расширению словарного запаса детей; Воспитывать умение видеть красоту зимней природы.
Наблюдение за ветром
Консультация для родителей
Цель: Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улице и дома.
Цель: Знакомить детей с правилами личной безопасности; формировать чувство самосохранения.
Дидактическая игра
Цель: Формирование представления детей о влиянии подвижного образа жизни на организм человека.
Цель: Дать первоначальные представления о строении человеческого организма и функциях его основных органов.
Рассматривание и беседа по сюжетной картине
Чтение произведения
Консультация для родителей
Цель: Формирование основ безопасного поведение при пожаре.
Цель: Закрепить представления об острых предметах, колющих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев в быту.
Дидактическая игра
Консультация для родителей
Цель: Формирование основ безопасного поведения дошкольников на природе.
Цель: Прививать навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах; Повторить свойства воды; Воспитывать понимание необходимости бережного отношения к водоемам и последствий экологически неграмотного поведения во время отдыха.
Рассматривание информационных плакатов
Консультация для родителей
"Правила поведения дошкольников на воде"
Цель: Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улице и дома.
Дидактическая игра "Светофор"
Подвижные игры "Воробушки и автомобиль"
М. Пляцковский "Светофор".
Цель: Формировать представления о полезных для здоровья продуктах, о необходимости соблюдать санитарно – гигиенические правила, при употреблении пищи
Цель: Формировать умение детей осознанно подходить к своему питанию; Дать знания о пользе витаминов, их значении, для укрепления организма.
Сюжетно - ролевая игра «Магазин полезных
Папка - передвижка
Цель: Формирование представления о правилах пожарной безопасности.
Целевая прогулка к пожарной части
Цель: Продолжать закреплять знания детей о работе пожарных.
Чтение произведений об опасности пожара
Цель: Формирование основ безопасного поведения дошкольников на природе.
Дидактическая игра
Консультация для родителей
Цель: Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улице и дома.
Дидактическая игра
Консультация для родителей
Цель: Формировать ценностное отношение к собственному организму и здоровью.
Цель: Закреплять знания о том, что главное в жизни человека – это здоровье.
Дидактическая игра
Дидактическая игра
Чтение стихотвореиия
Цель: Формирование основ безопасного поведение при пожаре
Цель: Дать понятие о том, какую опасность таят спички. Познакомить со свойствами огня. Развивать эмоционально, выражать чувства.
Чтение рассказа
Консультация
для родителей
Задачи: Формирование основ безопасного поведения дошкольников на природе.
Цель: Продолжать формировать умение детей правилам поведения в жаркие летние дни.
Дидактическая игра
Цель: Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улице и дома.
Цель: объяснить детям, к каким взрослым нужно обратиться за помощью, если потеряешься на улице.
Цель: Формировать ценностное отношение к собственному организму и здоровью.
Цель: Формирование представление детей о влиянии на организм человека природных факторов – солнца, воздуха, воды.
Чтение стихотворения
Андрей Усачев Солнце, воздух и вода
Консультация для родителей
Цель: Формировать умение детей осторожному обращению с электробытовыми приборами. Закрепить правила пожарной безопасности.
Цель: Закрепить правила пожарной безопасности, умения вести себя в экстремальных ситуациях. Воспитывать доброту, чуткость. Развивать эмоциональное восприятие.
Дидактическая игра
Беседа с детьми «Вещи вокруг нас (электробытовые приборы)
Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить (в игровой форме) с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.
Раннюю профориентацию детей дошкольного возраста осуществляют не только воспитатели ДОУ. Этим также занимаются музыкальные руководители, учитель-логопед, психолог, инструкторы по физкультуре и плаванию.
Цели и задачи
Основная цель ранней профориентации для дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности. Если все это реализовано успешно, у детей формируются соответствующие навыки, а также уважение к труду в любой сфере, расширяется кругозор, выявляются способности, увлечения и интересы. Таким образом, главная задача знакомства воспитанников ДОУ с профессиями – подготовка к осознанному самоопределению, дальнейшему самостоятельному планированию, анализу и реализации своего трудового пути.
Среди прочих задач работы по ранней профориентации в детском саду выделяют такие:
- Моделирование профессионально-ориентированной среды, которая помогает сформировать у дошкольников базовое представление о разнообразии профессий и вызвать интерес к труду.
- Разработка системы первичной профессиональной ориентации детей разных возрастных групп.
- Формирование у малышей основных понятий об отраслях экономики родного края, рабочих процессах на производстве, используемом современном оборудовании.
- Создание на базе детского сада целостного информационного пространства, посвященного профессиональному самоопределению его воспитанников.
- Разработка системы критериев и оценивания результативности работы по ранней профориентации дошкольников.
- Организация сотрудничества с родственниками воспитанников в формировании у малышей базовых представлений о различных видах деятельности, их значении для общества в целом и каждого человека в частности, позитивного отношения к любым законным профессиям.
Младший возраст
Сколько лет ребенку | Группа | Задачи |
---|---|---|
3 года | Первая младшая | Формирование базовых понятий о взрослом труде (знакомство с работой нянечки, медсестры, врача, водителя, повара). |
Содействие развитию игр с отражением работы взрослых и их простейших действий (например, шофер сидит за рулем машины, везет пассажиров или груз). | ||
Формирование у детей в процессе игры навыков взаимодействий с партнерами. | ||
4 года | Вторая младшая | Воспитание интереса к профессиональной деятельности взрослых, обучение наблюдению за работой людей из ближайшего окружения, тренировка навыков коммуникации. |
Дальнейшее знакомство с работой окружающих (врач, парикмахер, повар, продавец и так далее) с акцентированием внимания на конкретных действиях этих людей и том результате, который они получают. | ||
Обучение взаимодействию в сюжетно-ролевых играх с 2-3 участниками (к примеру, водитель и пассажир; врач с медсестрой и пациент; воспитатель с нянечкой и малыши). | ||
Воспитание бережного отношения к вещам, сделанным людьми. Ребенок должен понимать, почему с ними нужно обращаться аккуратно и в чем их ценность. | ||
Развитие интереса к профессиям, предполагающим уход за растениями и животными (цветовод, флорист, ландшафтный дизайнер, селекционер, ветеринар, орнитолог, кинолог и так далее). Обучение общению и дружественному взаимодействию с миром природы. |
Средний возраст
Сколько лет ребенку | Группа | Задачи |
---|---|---|
5 лет | Средняя | Дополнение и углубление представления воспитанников о работе сотрудников ДОУ. |
Дальнейшее знакомство детей с разными профессиями (кассир, почтальон, охранник, учитель и так далее). | ||
Обогащение сюжетно-ролевых игр о видах деятельности, побуждение воспитанников к самостоятельному моделированию ситуаций. Воспитание интереса к играм строительно-конструктивного направления. Привлечение детей к сооружению различных построек (например, мостов, домов, магазинов, гаражей и прочих). | ||
Помощь ребенку в социальных взаимоотношениях (выбор понравившегося образа, профессии), развитие эмпатии. |
Старший возраст
Ориентировочно в 6-7 лет ребенок обретает способность давать оценку делам других людей и начинает сравнивать себя с ними. Он гораздо активнее интересуется миром взрослых и их работой. Если воспитанники младших групп детского сада просто подражают своим наставникам, имитируя их действия, то старшие уже имеют базовые понятия как минимум о нескольких профессиях и могут более-менее связно рассказать о них (назвать орудия труда, как выглядят их представители, чем они занимаются и почему их деятельность важна для общества).
Сколько лет ребенку | Группа | Задачи |
---|---|---|
6 лет | Старшая | Расширение имеющихся представлений о разных профессиях. Акцент внимания на результатах труда и значимости для общества. |
Обобщение знаний детей о строительных и аграрных профессиях: плотник, маляр, каменщик, комбайнер, овощевод, животновод и так далее. | ||
Воспитание уважительного отношения к человеку, который работает и приносит пользу обществу, а также желания трудиться. | ||
Формирование способности к творческой комбинации различных событий в процессе создания нового игрового сюжета игры. Развитие умения взаимодействовать в этом с партнером. | ||
Отражение в играх моментов из реальности (поликлиника, супермаркет, салон красоты, школа, почтовое отделение) и из сказок, мультфильмов, собственных фантазий. | ||
7 лет | Подготовительная к школе | Расширение представлений воспитанников о технологическом прогрессе – в частности об устройствах и машинах, которые помогают человеку в быту и на производстве (принтер, компьютер, робот-пылесос, стиральная и посудомоечная машины, медицинское оборудование и так далее). |
Выборочное знакомство детей с профессиями автомобильной, аэрокосмической, агроиндустриальной, химической и медико-фармацевтической сфер (с учетом региональных особенностей). | ||
Углубление представлений о разных видах деятельности (учитель, спасатель, ученый и так далее). | ||
Обогащение кругозора воспитанников информацией о разновидностях работы на производстве (строительство, шитье, изготовление пищевых продуктов, электроники), а также сервисного труда (в торговле, медицине, общественном питании и так далее). Объяснение взаимосвязи между разными профессиями (например, фермер и машиностроитель, фермер и продавец). | ||
Дальнейшее насыщение содержания игр профориентационной направленности. Развитие у детей умения самостоятельно определяться с темой игры, строить сюжет на основе информации, полученной в процессе наблюдения за трудом окружающих. | ||
Формирование умения выстраивать новые игровые сюжеты, согласовывая собственные идеи с партнерами. | ||
Воспитание осознанного отношения и уважения к труду родителей и ближайших родных (бабушки, дедушки, дяди и тети). |
Принципы организации работы по ранней профориентации дошкольников
Профориентация в ДОУ по ФГОС должна базироваться на таких принципах:
- Взаимодействие с ориентацией на личность (фундамент воспитательно-образовательного процесса – глубокое уважение к ребенку как к сознательному, полноценному его участнику, учет индивидуальных нюансов его развития).
- Доступность и достоверность информации о профессиях.
- Открытость (у каждого ребенка есть право на участие в профориентационной деятельности, демонстрацию результатов своей работы или отказ от всего этого, право предоставлять личные достижения по своему усмотрению, а также самостоятельно решать, продолжать ли работу или закончить ее).
- Диалогичность (обсуждение с детьми хода выполнения поставленных задач, полученных результатов, перспективности продолжения работы, а также разбор ситуаций, которые помогли или помешали достичь успеха).
- Активизация практической деятельности (предпочтение таких форм, как игра, развлекательное мероприятие, беседа, трудовое поручение, наблюдение и экскурсия).
- Рефлексивность (каждый ребенок должен осознавать себя субъектом собственных действий и взаимоотношений со сверстниками).
- Региональный компонент (при ведении профориентационной работы с воспитанниками ДОУ следует учитывать особенности региона их проживания, востребованность профессий на его территории и социальный запрос).
Формы совместной деятельности педагогов и дошкольников
Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы. Они предполагают активное взаимодействие педагога и дошкольника, а также детей между собой.
Независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным. Желательно, чтобы информация о ней состояла из таких компонентов:
- название вида деятельности;
- места работы;
- орудия труда и материалы для него;
- рабочая одежда (форма);
- обязанности работника;
- черты характера и личностные качества;
- плоды труда и его польза для людей.
Экскурсия
Для экскурсии с профориентационной целью воспитатели ДОУ обычно выбирают какое-либо предприятие или учреждение. К примеру, можно отвести детей в ближайший магазин или супермаркет и познакомить их с профессиями продавца-консультанта и кассира. Если такой возможности нет (в связи с карантином либо другими ограничениями), можно устроить экскурсию в рамках детского сада: организованно посетить с воспитанниками кухню, кабинет медсестры, рабочее место завхоза и директора.
При отсутствии возможности организовать настоящую экскурсию можно провести виртуальную. Эта форма обучения предполагает наблюдение за деятельностью реально существующего предприятия или организации посредством интернет-трансляции или просмотра видеосюжета. К примеру, пожарная часть в городе не всегда доступна для посещения с группой дошкольников 5-6-летнего возраста. В случае отказа воспитатель может договориться о виртуальной экскурсии, чтобы дети могли посмотреть, чем занимаются огнеборцы, или показать воспитанникам заранее записанный сюжет о работе в части.
В процессе экскурсий следует концентрировать внимание дошкольников на личности представителя конкретной профессии, на том, как он относится к своей работе и его взаимоотношениях с коллегами. После возвращения в детский сад нужно обязательно устраивать обсуждение увиденного – пусть дети расскажут, что им больше всего понравилось и запомнилось.
Наблюдение – вспомогательная форма профориентационной работы. Она всегда задействуется в комплексе с основной – экскурсией, выставкой или игрой. Представляет собой организованный воспитателем процесс восприятия дошкольниками объектов и субъектов, которые их окружают. Для достижения желаемых результатов он должен быть достаточно продолжительным и регулярно повторяемым.
Основная цель наблюдения в рамках профессиональной ориентации – получение практически значимой информации о профессии и орудиях труда, их предназначении и применении. К примеру, непосредственно в ДОУ дети могут наблюдать за работой медсестры прямо в ее кабинете во время выполнения обязанностей.
Тематическая выставка – отличное подспорье в профориентационной работе воспитателя, а также способ публичной демонстрации достижений детей и педагогов ДОУ. Участие в таком мероприятии позволяет обрести опыт самостоятельной деятельности, обучиться презентации результатов своего труда.
Сюжетно-ролевые игры варьируются в зависимости от уровня сложности и возраста детей разных групп. Пространство для них должно быть организовано грамотно и содержать:
- игровое оборудование для имитации элементарных трудовых действий (атрибутика профессий: ширмы, моделирующие экстерьер разных предприятий, рабочая форма и игрушечные орудия труда);
- игрушки и инструменты для творчества и созидания (конструкторы разных типов, автомобильные треки, масса для лепки, магнитные доски и так далее);
- современные технические средства моделирования игровых ситуаций с помощью педагога (проектор, интерактивная доска и другие).
Средства наглядности
Любая форма профориентационной работы с малышами требует применения средств наглядности. К ним относят техническое оборудование (интерактивные доски, мультимедийные проекторы, персональные компьютеры или ноутбуки, телевизоры), видеопрезентации, тематические картинки, фотографии и иллюстрации, книги.
Если наглядность грамотно подобрана и вовремя продемонстрирована детям, она позволяет расширить их кругозор, конкретизировать формирующиеся и систематизировать имеющиеся знания о профессиях. Кроме того, она стимулирует интерес к различным видам деятельности взрослых.
Техническое оборудование
Среди технического оборудования для профессиональной ориентации в ДОУ чаще всего используются:
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- телевизор.
На интерактивной доске очень удобно демонстрировать видео и анимированные фрагменты, создавать иллюстрированные слайды. Это устройство вносит разнообразие в занятия, придает им яркости и привлекательности, помогает более доходчиво донести важный материал до каждого воспитанника. К такой доске может одновременно подойти вся группа. Таким образом, взаимодействие с новой информацией получается активным и всесторонним. К тому же на ней с легкостью меняются и перемещаются объекты, позволяя быстро формировать логические связи.
Проектор обычно применяют, чтобы показывать дошкольникам мультимедийные презентации и заранее записанный или скачанный видеосюжет. К примеру, в ходе экскурсии на ферму, где разводят кроликов, детей знакомят с фермером и на слайдах показывают им весь процесс выращивания этих животных: кормление, уход, лечение.
Игровые комплексы
Применение такого средства наглядности помогает глубже познакомиться с профессией и перевоплотиться в ее представителя. В сюжетно-ролевых играх с использованием модульных игровых комплексов вначале участвует и воспитатель, а затем его подопечные переходят к самостоятельному моделированию ситуаций.
Познавательная литература и пособия
К познавательной профориентационной литературе для дошкольников относятся детские художественные книги, энциклопедии и периодика (газеты, журналы). Касательно наглядных пособий, воспитатели обычно пользуются картинками, иллюстрациями, фотографиями, альбомами и демонстрационными плакатами. Все это применяется для совместной и индивидуальной деятельности детей, связанной с получением интересной информации о разных профессиях.
Что именно оттуда можно почерпнуть? Стихи (в том числе для гимнастики – артикуляционной и пальчиковой); рассказы и сказки; загадки о занятиях человека и орудиях труда; пословицы и поговорки о работе и необходимых для нее личностных качествах; считалки и скороговорки. Все это можно с успехом применять, например, на физкульминутках, в ходе которых дети будут параллельно получать новые сведения о профессиях и закреплять уже имеющиеся знания.
Главные цели проекта:
- закладка информационного фундамента для полноценного знакомства с видами деятельности;
- формирование трудолюбия и его поощрение;
- ориентация на созидание и творчество.
- сформированное комплексное понятие о мире труда взрослых (знание устройства значимых сфер и видов деятельности, понимание взаимосвязи разных профессий внутри одной отрасли);
- хорошая осведомленность о функциях как минимум 200 профессий;
- узнавание профессии по орудиям труда, форме, аксессуарам;
- проявления трудолюбия, доброты, эмпатии, желания помогать другим и умения принимать помощь.
В развивающей среде широко задействована визуализация –карта сфер и видов деятельности, выполненная в форме огромного пазла. Это настоящая игровая площадка, которая превратит профориентационное занятие в увлекательный исследовательский процесс. На основе мира Взросляндии и профисказок разработаны сюжетно-ролевые игры, которыми может воспользоваться педагог.
- трудолюбия;
- терпеливости;
- эмпатии;
- решительности и ответственности;
- самостоятельности;
- критичности в оценке того, что навязывает окружение;
- умения отличать хорошее от плохого;
- способности к саморазвитию и самообучению;
- умения оказывать помощь и принимать ее.
Подведем итоги
Социализация ребенка до 7 лет происходит в основном посредством игры, поэтому сюжетно-ролевая ее разновидность лучше всего подходит для углубления и расширения уже имеющихся представлений детей о работе взрослых, их взаимодействиях с коллегами, о специфике разных профессий. Такая игра ценна тем, что отражает реальную жизнь. Кроме того, она способствует воспитанию уважительного отношения к труду, демонстрирует его пользу для общества, вызывает интерес детей к работе. Грамотно спланированная и организованная игра позволяет заложить основы для формирования личностных качеств, которые потребуются для успешной трудовой деятельности в будущем: ответственности, справедливости, взаимовыручки.
Объемный сборник авторских научно-методических разработок по ранней профориентации дошкольников, конспектов образовательной деятельности, сценариев мероприятий с родителями можно найти и скачать по ссылке.
Читайте также:
- План работы педагога психолога школы с социально и педагогически запущенными подростками
- План урока по естествознанию 5 класс диффузия в жидкостях и газах
- Можно ли вмешиваться в тонкую структуру жизни философия кратко
- Какие ветры преобладают на территории россии для каких территорий характерны данные ветры кратко
- Скажи мне кто я книга краткое содержание