План работы педагога психолога школы с социально и педагогически запущенными подростками

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

с трудными подростками

на 2015-2016 учебный год

Ответственные

1. Проф. беседы с инспектором КПДН

Беседы об ответственности учащихся за неуспеваемость и аморальное поведение в школе и за ее пределами.

Кл. руков. психолог

1.Работа с психологом (инд. беседы).

2.Проф. беседы с инспектором КПДН.

2.Проф. беседы с инспектором ПДН.

1. Проф. беседы с инспектором КПДН.

1. Беседы о ведении здорового образа жизни.

2. Проф. беседы с инспектором КПДН.

1. Индивидуальные беседы

1. «Знаешь ли ты закон?"

2. Инд. беседы с "трудными".

Совет профилактики при администрации школы

1. Инд. беседы с "трудными".

2. Инд. работа с родителями.

2. Совет профилактики при администрации школы.

Диагностический лист для выявления признаков педагогической запущенности личности.

1. Положительные особенности личности

Интеллектуальные: наблюдательность, любознательность, развитие мышления, память, внимательность, восприимчивость в обучении, интеллектуальная готовность к обучению.

Нравственные: правдивость, трудолюбие, справедливость, прямота, щедрость, вежливость, скромность, послушание, нравственная подготовленность к обучению.

Поведенческие: воспитанность, вежливость, послушание, дисциплинированность.

Волевые: инициативность, организованность, самостоятельность, настойчивость, смелость.

Эмоциональное состояние: бодрость, веселость, невозмутимость, жизнерадостность, оживленность, эмоционально-волевая готовность учиться.

Динамичность: выносливость, подвижность, энергичность, активность, легко переключается с одного вида деятельности на другой, физически подготовлен к обучению профессии.

Отношение к деятельности, результаты: добросовестность, работоспособность, интерес к игре, труду, учению, творчеству.

Отношения с окружающими: доброта, отзывчивость, сострадание, способность прощать, общительный, коллективист.

Положение среди сверстников: популярен, предпочитаемый, принят в группу, отвергается сверстниками, находится в изоляции.

Интересы и склонности: коллекционирование, спорт, техника, компьютерные игры, кино, телевидение, конструирование, поделки, труд, музыка, рисование, лепка, чтение, природа, животные.

2. Отрицательные проявления личности (которые следует преодолеть)

Интеллектуальные: ненаблюдательность, нелюбознательность, неразвитое мышление, неразвитая память, плохое внимание, непрактичность ума, невосприимчивость к учению, интеллектуальная неподготовленность к учебе.

Нравственные: лживость, леность, несправедливость, нескромность, жадность, лицемерие, грубость, непослушание.

Поведенческие: невоспитанность, грубость, непослушание, недисциплинированность.

Волевые: неуверенность, недисциплинированность, безынициативность, неорганизованность, несамостоятельность, слабоволие, упрямство, трусость.

Эмоциональное состояние: угнетенность, вялость, подавленность, угрюмость, раздражительность, плаксивость, боязливость, страхи, неуравновешенность, гиперактивность, расторможенность, неуправляемость, агрессивность.

Отношение к деятельности, результаты: недобросовестность, неработоспособность, отсутствие интереса к учебе, к игре, к труду, к творчеству, неуспешность в учебе, в труде, в игре, слабое овладение программой.

Отношение с окружающими: озлобленность, черствость, жестокость, злопамятность, замкнутость, индивидуализм.

Занижена или завышена самооценка.

Положение в группе: признан, отвержен большинством, находится в изоляции.

Отрицательные интересы: ябедничество, воровство, бродяжничество, курение, употребление наркотиков, алкогольных напитков, сквернословие.

Степень запущенности: легкая, средняя, высокая.

3. Причины и проявление запущенности подростка

1-я группа: отставание в общем развитии, болезненность, нравственная невоспитанность, неподготовленность к обучению, пробелы в знаниях.

2-я группа: низкий педагогический и культурный уровень родителей, неблагополучно в семье, безнадзорность, неправильное отношение в семье: подавление личности, побои, заласкивание, опека, неподготовленность к обучению.

3-я группа: слабое знание подростка, неподготовленность родителей, непосещение подростком дошкольного учреждения, слабая индивидуальная работа с подростком в школе, неправильное отношение педагогов к ребенку.

Работа с учащимися "группы риска"

РАБОТА НАПРАВЛЕНА НА СЛЕДУЮЩИЕ ГРУППЫ СОЦИУМА

3) социально-неблагополучные семьи

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ УЧАЩИМИСЯ

1 Акты обследования условий жизни
2 Анализ занятости учащихся
3 Учет проводимой индивидуальной работы
4 Докладные, объяснительные
5 Характеристики
6 Справки об итогах контроля

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендованна для педагогов-психологов учебных заведений.

Директор МБОУ СОШ № 18

План работы педагога-психолога

по профилактике негативных явлений и

девиантного поведения среди несовершеннолетних

в МБОУ СОШ № 18

на 2017-2018 учебный год

Педагогом-психологом МБОУ СОШ № 18

- Повышение психологической компетентности педагогов;

- Оказание психологической помощи родителям обучающихся, находящихся на особом контроле.

Этапы психолого-педагогического сопровождения:

- Диагностический – осознания сути проблемы;

- Поисковый – сбор информации о путях и способах решения проблемы, доведение этих сведений до всех участников сложившейся трудной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком;

- Консультативно-проективный – обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных вариантов решения проблем, анализ позитивных и негативных сторон разных решений, прогноз эффективности, выбор методов, построение плана решения проблемы, распределение обязанностей по его реализации, определение последовательности действий, уточнение сроков исполнения и возможности корректировки планов;

- Деятельностный или внедренческий – реализация плана;

- Рефлексивный – осмысление результатов деятельности совместного психолого-педагогического сопровождения по решению той или иной проблемы.

1. Профилактика правонарушений среди учащихся.

Направление в работе

Работа с учащимися

1. Индивидуальная работа с учащимися по профилактике правонарушений:

- диагностика эмоционально-личностной сферы, семейных взаимоотношений, межличностных отношений;

- коррекция отклонений, через индивидуальные занятия-тренинги, беседы с использованием методов арт-терапии, гештальт-терапии, кенизиологии и т.д.

- формирование и развитие позитивных форм поведения, взаимоотношений и т.д.

2. Групповая работа с учащимися по профилактике правонарушений:

- профилактические беседы в рамках классных часов;

- вовлечение учащихся в проектную деятельность по данной проблеме.

В течение года, по запросу.

Работа с родителями

2. Групповая профилактическая работа с родителя в рамках родительских собраний по темам:

- Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и вредных привычек у детей;

- Проблемная семья как фактор агрессивности подростков;

- Причины возникновения негативного поведения ребенка;

3. Групповая консультативная работа с родителями.

4. Семейное консультирование.

Работа с педагогами

1. Индивидуальное консультирование по проблемам несовершеннолетних с девиантным поведением, рекомендации по работе с учащимися совершившими правонарушение.

2. Профессиональная коммуникация (психологическое просвещение).

2. Профилактика употребления ПАВ и зависимого поведения среди учащихся.

Направление в работе

Работа с учащимися

1. Индивидуальная работа с учащимися по профилактике употребления ПАВ и зависимого поведения:

- диагностика эмоционально-личностной сферы, семейных взаимоотношений, межличностных отношений;

- коррекция отклонений, через индивидуальные занятия-тренинги, беседы с использованием методов арт-терапии, гештальт-терапии, кенизиологии и т.д.

- формирование и развитие позитивных форм поведения, взаимоотношений и т.д.

2. Групповая работа с учащимися по профилактике употребления ПАВ и зависимого поведения:

- профилактические беседы в рамках классных часов;

- вовлечение учащихся в проектную деятельность по данной проблеме.

Работа с родителями

2. Групповая профилактическая работа с родителя в рамках родительских собраний по темам:

- Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и вредных привычек у детей;

- Самозащита от алкоголя и табака;

-Причины возникновения негативного поведения.

3. Групповая консультативная работа с родителями.

4. Семейное консультирование.

Работа с педагогами

1. Индивидуальное консультирование по проблемам несовершеннолетних с аддективным поведением.

2. Профессиональная коммуникация (психологическое просвещение).

3. Профилактика суицидального поведения среди учащихся.

Направление в работе

Работа с учащимися

1. Индивидуальная работа с учащимися по профилактике суицидального поведения:

- диагностика эмоционально-личностной сферы, семейных взаимоотношений, межличностных отношений;

- коррекция отклонений, через индивидуальные занятия-тренинги, беседы с использованием методов арт-терапии, гештальт-терапии с целью помощи в осознании собственных ценностей и смысла жизни, развития уверенности в себе, совершенствование навыков успешного взаимодействия с окружающими, развитие навыков постановки целей и умений, необходимых для их достижения, формирование созидательной и активной жизненной позиции;

- формирование и развитие позитивных форм поведения, взаимоотношений и т.д.

2. Групповая работа с учащимися по профилактике суицидального поведения:

- профилактические беседы в рамках классных часов;

- вовлечение учащихся в проектную деятельность по данной проблеме.

Работа с родителями

2. Групповая профилактическая работа с родителя в рамках родительских собраний по темам:

- Особенности суицидального поведения подростков;

- Маркеры суицидального состояния. Способы, формы информирования ребенком окружающих о суицидальном намерение;

- Знакомство со способами, помогающими совладать с проблемной ситуацией.

3. Групповая консультативная работа с родителями.

4. Семейное консультирование.

Работа с педагогами

1. Индивидуальное консультирование по проблемам несовершеннолетних с суицидальным поведением.

2. Профессиональная коммуникация (психологическое просвещение) по темам:

- Особенности суицидального поведения подростков;

- Маркеры суицидального состояния. Способы, формы информирования ребенком окружающих о суицидальном намерение;

- Знакомство со способами, помогающими совладать с проблемной ситуацией.

(состоящих на внутришкольном контроле, на учете в КДН, ПДН, на наркологическом профилактическом учете).

Направление в работе

Работа с учащимися

- диагностика эмоционально-личностной сферы, семейных взаимоотношений, межличностных отношений;

- коррекция отклонений, через индивидуальные занятия-тренинги, беседы с использованием методов арт-терапии, гештальт-терапии и т.п.;

- формирование и развитие позитивных форм поведения, взаимоотношений и т.д.

- профилактические беседы в рамках классных часов;

- вовлечение учащихся в проектную деятельность по данной проблеме.

Работа с родителями

3. Групповая консультативная работа с родителями.

4. Семейное консультирование.

Работа с педагогами

Программа работы с трудными детьми.

Воспитание детей, которых мы называем трудными – это одна из главных воспитательных задач современной школы. С такими детьми мы имеем дело каждый день. Трудности, которые возникают с классом, почти всегда определяются такими детьми.

Трудные подростки – это широкое и неоднородное понятие. Такие дети, без должного внимания к ним, обещают нам деградацию общества, признаки которой уже имеют место быть. Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество подростков, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной, компенсирующей, реабилитационной работе постоянно растет, достигая 45 – 50% от общего контингента (по данным Н.П. Вайзмана).

Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, они переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся составной частью его самосознания.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Обще социальные умения и навыки переносятся в учение.

Внешними причинами социально-педагогической запущенности являются дефекты семейного воспитания, а также просчеты в воспитательно-образовательной работе в школе. Внутренними причинами – могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка.

О сложности и значимости данного периода детства, и связанных с ним трудностей, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе достаточно (список литературы представлен в приложении). Сегодня предлагается масса профилактических, коррекционных, развивающих программ, использующих традиционные и нетрадиционные методы в работе с детьми. Педагоги-психологи нашего региона в своей работе в основном опираются на рекомендации М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой, Л.С. Выготского и др., которые даны в справочной психологической литературе.

2.Цель программы:

3.Задачи программы :

  1. Вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность.
  2. Профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни.
  3. Содействие социальной адаптации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  4. Формирование творческих способностей, создание условий для самореализации личности через организацию досуга участников программы.
  5. Повышение уровня самооценки подростков, помощь в формировании ценностных ориентаций.

4.Основные направления работы с "трудными" учащимися

I. Изучение "трудных"

1. Выявление "трудных" школьников составление характеристик и индивидуальной рабочей тетради(запись тем разговоров) на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.

2. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.

4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.

5. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.

II. Реализация личностного подхода.

1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

- Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;

- Говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно.

- Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

2. Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.

- Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон;

- организовать переубеждение на его собственном опыте.

3. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка;

-Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

- Предъявляя требования к трудному . нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;

- Быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его.

4. Организовать атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.

-Вызывать, искать все положительное в трудном , опираться, делать ставку на его проявление;

- Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.

5. Учить школьника видеть личность , как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

- Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;

- вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

6. Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.

- Влиять на трудного подростка, прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям;

- Беречь ребячьи тайны, не предавать их;

- Требовать от себя больше, чем от окружающих.

5.Планирование работы классного руководителя c "трудными" учащимися:

Задачи воспитательной работы:

Воспитание у "трудных" подростков наблюдательности, добросовестности, бодрости, способности к сотрудничеству, бережливости, трудолюбия, отзывчивости на добро, вежливости, исполнительности, эмоциональной сдержанности.

С "трудными" детьми вести индивидуальную работу, оказывая помощь в учении, преодолении неумелости, укрепляя интерес к познавательной

деятельности, дружбе с одноклассниками.

Осуществление взаимосвязи воспитания "трудных" в коллективе и самовоспитания. Организация самопознания и индивидуальной работы. Организация психолого-педагогического просвещения, работа с картами воспитанности "трудных

Обучение их культуре поведения на основе управления собой.

Знакомство с правовыми нормами поведения. Воспитание ответственности за поступок, уважения к взрослым, родителям, младшим. Формирование нравственно-ориентированных взаимоотношений полов. Борьба с вредными привычками -

Разделы плана:

Работа с коллективом учащихся по реализации Программы воспитания (по Кочетову); направление коллективного воздействия на детей, имеющих девиантное поведение; опора на ведущие виды деятельности: познавательную, игровую, общественно полезную; коррекция форм общения, поведения, формирования культуры поведения, культуры чувств; борьба с вредными привычками.

Деятельность детей, направленная на вовлечение "трудных" в КТД, классное самоуправление и т. д.

Организация личности "трудного" ребенка .

  1. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.
  1. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе,организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
  1. Формирование положительной Я - концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
  1. Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Организация медицинской помощи

1. Проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами "трудных" школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т.д.

3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

4. Половое просвещение "трудных" детей. Решение проблем половой идентификации.

Организация психологической помощи

1. Изучение психологического своеобразия "трудных" детей, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

2. Выявление проблем семейного воспитания: не отреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.

3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

Организация свободного времени "трудных" школьников

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений д. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.

1. Изучение интересов и способностей детей.

2. Вовлечение "трудных" в кружки, секции, общественно-полезную деятельность, движение милосердия.

3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

4. Изучение участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества "трудных" и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

6. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей

7. Организационно-методическое обеспечение

Основной акцент в работе следует делать на выборе психологических средств для решения поставленных задач, связанных с диагностико-коррекционной работой педагога-психолога.

Методики, разработанные в научной психологии, при использовании педагогом требуют особой модификации, глубокого психологического анализа и грамотной интерпретации комплекса разных показателей в их динамике..

Для оценки эффективности работы можно использовать специально разработанные анкеты. После опроса, проводимого регулярно по окончанию цикла коррекционных занятий, необходимо проанализировать адекватность подбора методических средств и содержания программы.

Социально-реабилитационные технологии:

Исследование микросоциума ребенка.

Установление доверительных отношений.

Методы обучения и воспитания:

Рассказ, беседа, разъяснение, инструктаж, пример.

Дискуссия, упражнения, ситуационный метод, воспитывающие ситуации, соревнование, поощрение.

Демонстрация слайдов, компьютерных дисков, видеофильмов.

Использование компьютерных технологий, фото и видео – техники.

Диагностика ребенка:

Исследование интересов подростков.

Исследование ценностных ориентаций участников программы.

Работа в группах, проведение групповых тренингов на следующие темы:

на формирование позитивных дружеских отношений.

на формирование доверия друг к другу.

Организация и проведение конкурсно - познавательных игр, спортивных мероприятий:

Кадровое обеспечение программы

К реализации программы привлекаются:

сотрудники социально-психологической службы : реализация программы индивидуального сопровождения обучающихся

социальный педагог : проведение конкурсно- познавательных игр

учитель по физкультуре : проведение спортивных мероприятий

Материально-техническое обеспечение

спортивный инвентарь и оборудование

8.Предполагемые результаты

Определяется уровень:

1. Развития навыка адекватного и равноправного общения, негативного отношения к вредным для здоровья занятиям;

2. Овладения необходимыми приемами и способами умственной деятельности;

3. Самооценки, сглаживания акцентуированных черт личности;

4. Сформированности положительных этических и правовых ориентиров;

6. Сформированности активной социальной позиции подростка и развитие его способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

  1. Эффективности проводимой системы профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий.

Выполнение мероприятий программы позволит:

использовать существующие возможности и объединить разрозненные усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности.

повысить количество обучающихся с девиантным поведением, вовлеченных в дополнительное образование;

осуществлять конкретную адресную помощь подросткам в профилактике безнадзорности и правонарушений;

создать оптимальные условия для организации отдыха подростков, используя возможности дополнительного образования;

совершенствовать правовую подготовку учащихся, родителей, педагогов.

9.План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями

1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей

Администрация, классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми

2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка

По мере выявления

Классный руководитель, психолог, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, ОДН

3. Ведение учета(инд.работа,тетрадь) педагогически запущенных детей и неблагополучных семей

Администрация, классный руководитель, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми

4. Собеседование с классными руководителями контактируемых классов по профилактике правонарушений(5-9)

1 раз в полгода

5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков. Фликеры в темное время суток и т.д.

Сентябрь – май. Работа с дневниками, вклейка памяток, безопасный маршрут.(рисуем в дневнике)

Классный руководитель, зам. директора по Безопасности.

6. Заседания Совета по профилактике правонарушений

Администрация, представители родительской общественности, инспектор ОДН

7. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей

По мере необходимости

Администрация, классные руководители

8. Психологический тренинг "Толерантность"

9. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей

По мере необходимости

Классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, социальный педагог.

10. Изучение положения подростка в коллективе

По мере необходимости

Классный руководитель, психолог, соц.педагог

11. Консультации для детей и родителей

Администрация, врач, психолог

13. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей

Администрация, инспектор ОДН, психолог, социальный педагог

14. Единый день отказа от курения

Классные руководители, зам. директора по ВР и Безопасности

15. Единый день профилактики правонарушений

Администрация, классный руководитель

16. Единый день борьбы с наркотиками "За здоровый быт и трезвые традиции"

Администрация, классный руководитель

17. Всемирный день здоровья

Администрация, классный руководитель

9.1 План индивидуальной работы

Отметка о выполнении

Изучение личности учащегося. Составление характеристики

Сентябрь(и по мере выявления)

Изучение жилищно-бытовых условий

Посещение на дому

Вовлечение в систему дополнительного образования

Кл. рук., рук. кружка

Контроль за учёбой, выполнением домашнего задания

Кл. рук. и содействие учителей предметников

Контроль поведения в школе

Контроль поведения в вечернее время

Кл. рук., родители, соц. пед., инспектор ОДН.

Посещение уроков с целью выявления трудностей в учёбе

Включение учащегося в группу реабилитации для занятий с психологом

Проведение бесед о правилах поведения

Проведение профилактических бесед о вредных привычках

Проведение инструктажей и бесед

Проведение беседы о правилах поведения во время каникул

Организация индивидуального сопровождения

Путь к себе

Данная профилактическая психолого-педагогическая программа имеет практическую значимость, так как предназначена для работы педагога-психолога с социально и педагогически запущенными детьми и подростками, имеющими девиантные формы поведения и непсихотические виды дезадаптационных реакций. Также эта программа включает в себя работу школьного психолога с педагогами школы. Её целью является овладение ими конкретными психологическими навыками общения с подростками, которые позволяют учителям демонстрировать принятие и понимание детей с разными психологическими особенностями, учитывать эти особенности в общении с ними, успешно решать проблемы дисциплины с детьми, имеющими девиантное поведение.

Основная аудитория данной программы - это социально и педагогически
запущенные дети, подростки с девиантным поведением и непсихотическими
видами дезадаптационных реакций, а также работающие с ними педагоги
школы (учителя-предметники, классные руководители, организаторы
внеклассного досуга).

Целью программы является профилактика и коррекция девиантного поведения школьников, а именно помощь в осознании форм собственного поведения; развитие личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации к требованиям среды и изменения дезадаптивных форм поведения на адаптивные. Также реализация данной программы позволит достигнуть цель обучения подростков здоровому жизненному стилю и формированию стрессоустойчивой и социально адаптированной личности.

Качественные критерии:
-выраженное изменение деструктивных форм поведения подростков на
адаптивные (улучшение взаимоотношений со сверстниками, родителями и
педагогами, прекращение или минимизация прогулов школьных занятий,
участие в социально активных и творческих видах деятельности);
-выраженная деятельность подростков по самооздоровлению (отказ или
попытки отказаться от вредных привычек, занятия в спортивных секциях,
стремление придерживаться норм правильного питания и т.д.);
-выраженная готовность подростков активно противостоять негативным
воздействиям среды;
-сформированность в школе эффективной социально поддерживающей среды
в виде участников программы, педагогов школы, сверстников;
-наличие у подростков способности использовать личностные и внешние
ресурсы как способа совладания со стрессом;
-наличие у педагогов способности брать на себя ответственность за качество
взаимоотношений с подростками, в том числе и девиантными;
-освоение и внедрение педагогами психотехнических приёмов в процесс
взаимодействия с подростками.
Количественные критерии:
-уменьшение количества подростков с девиантным поведением;
-снижение уровня агрессивности, раздражительности и негативизма по
показателям опросника подростковой агрессивности Басс-Дарки;
- снижение форм дезадаптированного поведения по карте наблюдений
Д.Стотта;
-снижение симптомов дифиссильности по критериям Шюрера-Смекала;
-повышение показателей уровня социального развития подростков по
диагностическому листу Беличевой С.А.

Читайте также: