Чем отличается стресс от аффективного поведения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Что это такое? Механизм аффекта

Аффект – кратковременный психофизиологический процесс высокой интенсивности. Он возникает в ответ на ситуацию, которая воспринимается человеком как угрожающая.

При этом восприятие человека может искажать оценку ситуации из-за наличия фобий и других психических расстройств, а также психотравмирующего опыта в прошлом. Источник: Яндекс-картинки

При этом восприятие человека может искажать оценку ситуации из-за наличия фобий и других психических расстройств, а также психотравмирующего опыта в прошлом. Источник: Яндекс-картинки

Такое состояние может сопровождаться не только сильными эмоциями, но и выраженными двигательными проявлениями, изменениями работы важнейших систем организма.

Как это работает?

В состоянии аффекта сознательное, рациональное мышление человека отходит на второй план.

Ведущую роль принимает бессознательное – совокупность психических процессов и инстинктивных моделей, которые неподконтрольны личности. Бессознательное быстрее сознания оценивает текущую ситуацию и запускает рефлекторные модели поведения.

Аффект – эволюционный механизм. Он сформирован для реагирования в чрезвычайных ситуациях, когда на фоне серьезной угрозы жизни у человека нет времени на принятие осознанных решений.

Такое состояние может и ослаблять, и усиливать человека. Так, психиатры разделяют аффекты на две основные группы:

Астенические – связаны с эмоциями страха, печали и горя. Вызывают общую заторможенность, расслабление центральной нервной системы, даже ступор.

Стенические – проявляются при страхе, гневе и ярости. Повышают силу, выносливость, скорость, ловкость.

Привычное для нас понимание состояния аффекта связано именно со второй группой, о ней мы и говорим в этой статье.

При стенических аффектах повышается мышечный тонус, изменяется частота дыхания и сердцебиения, артериального давления, улучшается проводимость нервных импульсов и увеличивается скорость реакции. Высвобождаются энергетические резервы, внутренние органы и системы организма работают на пределе своих возможностей.

Яркая иллюстрация стенических аффектов – известные истории о людях, которые в критической ситуации проявляли поразительные способности. Худощавый слабый мужчина противостоял нескольким лицам крепкого телосложения или поднимал необычайно большой для себя вес. Женщина успевала в последние секунды выхватить ребенка из-под колес автомобиля. Человек выпрыгивал из окна на высоте и оставался жив благодаря правильной группировке мышц.

Стресс (от англ. stress – напряжение) – вызванное сверхсильным воздействием нервно-психическое перенапряжение, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс – тотальная мобилизация сил на поиск выхода из очень трудного, опасного положения. (Звучит резкий сигнал тревоги на корабле, который уже начинает давать крен. Пассажиры мечутся по палубе корабля. Автомобиль попал в аварию. – таковы типичные картины стрессовой ситуации).

Состояние стресса характеризуется общей мобилизацией всех ресурсов организма на приспособление к сверхсложным условиям.

Сверхсильные раздражители – стрессоры вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышение содержания сахара в крови и т. д.) – организм подготавливается к интенсивным действиям В ответ на сверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом приспособительных реакций.

Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях внезапного возникновения угрозы для жизни индивида. Застойные стрессовые состояния могут быть вызваны длительным пребыванием в жизненно опасной обстановке. Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя проявлением трусости, профессиональной некомпетентности и т. п. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье (1907–1982). Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму.

В развитии стрессового состояния Г. Селье выделил три этапа: 1) тревога; 2) сопротивление; 3) истощение.

Реакция тревоги (алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противошока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.

Стадия сопротивления (резистентности) характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения, зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели организма).

В дальнейшем Р. Лазарус ввел понятие психического (эмоционального) стресса[1]. Если физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма и его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия), то психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуации и т. п

Характер стрессовой реакции зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападении и т. п.).

Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его аварийно-защитных механизмов, его способностью к выживанию в крайне тяжелых обстоятельствах. Это зависит от опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также от его врожденных качеств – силы нервной системы.

В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности – интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстерналы, рассчитывающие преимущественно на помощь других людей. В стрессовом поведении выделяются также тип "жертвы" и тип "достойного поведения"[2].

Стресс опасен для жизни, но он и необходим для нее: при австрессе ("хорошем" стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида.

Особую разновидность стресса составляет "стресс жизни" – острые конфликтные состояния личности, вызванные стратегически значимыми социальными стрессорами – крах престижа, угроза социальному статусу, острые межличностные конфликты и т. д.

При социально обусловленном стрессе резко меняется характер коммуникативной деятельности людей, возникает неадекватность в общении (социально-психологический субсиндром стресса). При этом сами акты общения могут стать стрессогенными (скандалы, ссоры). Регуляция поведения переходит здесь на эмоциональный уровень. Отдельные индивиды становятся способными на бесчеловечные, антигуманные действия – жестокость, мстительность, агрессивность и т. п.

Если стрессовая ситуация создает угрозу благополучию группы людей, то в малосплоченных группах происходит групповая дезинтеграция – возникает активное непризнание роли руководителя, нетерпимость к личностным особенностям партнеров. Так, перед угрозой разоблачения распадается связь между членами преступной группы, возникает внутригрупповай "грызня", члены группы начинают искать индивидуальные выходы из конфликтной ситуации.

Возможен и неадаптивный "уход" от стрессовой ситуации – индивид направляет свою активность на решение второстепенных проблем, уходит от "давления жизни" в мир своих увлечений или даже грез и несбыточных мечтаний.

Итак, стресс может оказывать как мобилизующее влияние – австресс (буквально: "хороший стресс"), так и угнетающее влияние – дистресс (от англ. distress – горе, истощение). Для формирования адаптивного поведения человека необходимо накопление опыта его пребывания в трудных ситуациях, овладение способами выхода из них. Австресс обеспечивает мобилизацию жизненных сил индивида на преодоление жизненных трудностей. Однако стратегические защитные психофизиологические резервы организма нужно использовать лишь в решающих жизненных ситуациях; необходимо адекватно оценивать встречающиеся на жизненном пути трудности и правильно определять место и время для генеральных жизненных "сражений".

Негативно-стрессовые явления возникают в случаях длительного пребывания индивида или социальной общности в условиях нормативной неопределенности, затяжного ценностного противоборства, разнонаправденности социально значимых целей, интересов и устремлений, конфликта норм.

Стрессогенный характер может приобрести длительная изоляция социальной группы. При этом снижается уровень внутригрупповой солидарности, возникает межличностная, разобщенность, эгоцентрическая замкнутость отдельных индивидов. Ситуация становится взрывоопасной.

Устойчивость к стрессу может специально формироваться. Существует ряд приемов самозащиты человека от травмирующих нагрузок в критических ситуациях. Стрессовые ситуации могут возникать внезапно и постепенно. В последнем случае человек некоторое время находится в предстрессовом состоянии. В это время он может принять меры с целью соответствующей психологической защиты. Одним из таких приемов является рационализация надвигающегося отрицательного события, всесторонний его анализ, снижение степени его неопределенности, оживание в него, предварительное привыкание к нему, устранение эффекта внезапности. Можно снизить психотравматическое воздействие стрессовых ситуаций, имеющих личностную значимость, путем их обесценивания, снижения значения.

Существует и прием предельного мысленного усиления возможных отрицательных последствий предстоящих событий, формирование установки на худшее. Реальность же может быть легче ожидаемых кризисных ситуаций. (Военный разведчик, длительное время пребывая во враждебном окружении, со временем стал бояться разоблачения. Стремясь овладеть эмоциональным состоянием, он умышленно усилил его, внушая себе, что когда-нибудь он обязательно будет раскрыт. Чувство страха у него стало таким сильным, что он как бы пережил свою смерть. И после этого уже и не испытывал страха, владел собой в самых рискованных ситуациях.) Стресс следует отличать от аффекта.

Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – это внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций.

Аффект – эмоциональный взрыв в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, внезапное возникновение большой опасности, грубое физическое насилие – все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия.

В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности – избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.

Это "сужение сознания" при аффекте, с нейрофизиоло-гической точки зрения, связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. В состоянии аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания. Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную самостоятельность, что и выражается в бурных примитивных реакциях. "Человек выявляется своими инстинктами, какой он есть, без. социальной покрышки при помощи больших полушарий[3].

Аффект вызывает резкое нарушение уравновешенности нервных процессов, "сшибку" нервных процессов, сопровождается сдвигами в системе нервных связей, значительными изменениями химизма крови, нарушениями в деятельности вегетативной нервной системы и сердечной деятельности, в психомоторной регуляции (жестикуляция, специфические мимические выражения, резкий крик, плач и т. п.). Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией – расстройством памяти.

Во всех многообразных проявлениях аффекта (страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии. На первой стадии резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности. На второй – перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями. На заключительной стадии спадает нервное напряжение, возникает состояние депрессии, слабости.

Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязанное человеку извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта его можно не допустить. Важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. К числу приемов преодоления аффекта относятся произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность. Однако самое важное условие преодоления отрицательных аффектов – определенные моральные качества личности, жизненный опыт и его воспитание. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения более склонны к аффектам, однако эта склонность может быть преодолена путем самовоспитания.

Аффект может возникать в результате воспоминаний о травмирующем событии (следовой аффект), а также накопления чувств.

Аффективные действия эмоционально-импульсивны, т. е. побуждаются чувствами: они не имеют осознанного мотива. Сильное, захватывающее всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию.

Действия в состоянии аффекта не отличаются ни наличием осознанных конкретных целей, ни осознанной тактикой.

Используемые при этом средства ограничиваются объектами, случайно попавшими в поле крайне суженного сознания. Общее направление хаотичных действий при аффекте – стремление устранить травмирующий раздражитель.

Еще И. Кант отмечал, что при аффекте чувства не оставляют места для разума[4].

Волевая регуляция поведения человека может проявиться лишь в стадии возникновения аффекта. На дальнейших стадиях человек утрачивает волевой контроль.

Достигаемый при аффекте результат создает лишь иллюзию предварительного осознания цели. И если в действии была осознанная цель, то именно по данному признаку действие нельзя считать совершенным в состоянии аффекта.

Поскольку состояние аффекта влияет на квалификацию преступления и меру наказания, это состояние подлежит доказыванию и для его установления требуется судебно-психологическая экспертиза.

Физиологический аффект следует отличать от патологического аффекта – болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли.

Приведем схему различительных признаков физиологического и патологического аффектов:

Физиологический аффект

Патологический аффект

1. Высшая интенсивность возбуждения

1. Сверхинтенсивность перевозбуждения

2. Соответствие вызвавшей причине

2. Несоответствие вызвавшей причине

3. Значительная дезорганизация сознания ("сужение" сознания)

3. Полная дезорганизация сознания, умопомрачение

4. Несдержанность в действиях

4. Полная потеря способности отдавать отчет в своих действиях

5. Несвязанность ассоциативных идей, доминирование одного представления

5. Бессвязное хаотическое сочетание идей

6. Сохранение отдельных воспоминаний

Аффективные состояния могут проявляться в различной форме. Рассмотрим некоторые из них.

Страх – безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Страх возник как биологически защитный механизм. Животные инстинктивно боятся быстро приближающихся объектов, всего того, что может повредить целостность организма. Многие из врожденных страхов сохраняются и у людей, хотя в условиях цивилизации они несколько изменены. У многих людей страх – астеническая эмоция, вызывающая понижение мышечного тонуса, при этом лицо принимает масковидное выражение.

В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Характерный симптом страха – дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т. д. При этом гипоталамус начинает выделять нейросекрет, который стимулирует гипофиз на выделение адренокортикотропного гормона. (Этот гормон и вызывает специфический синдром страха.)

Социально обусловленные причины страха – угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. п. вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в аффект, – ужас.

Ужас сопровождается резкой дезорганизацией сознания (безумный страх), оцепенением (предполагается, что оно вызывается чрезмерно большим количеством адреналина) или беспорядочным мышечным перевозбуждением ("двигательная буря"). В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью.

Эмоция страха, вызванная опасным насилием, побуждает к безусловно-рефлекторным ответным действиям, основанным на инстинкте самосохранения. Поэтому такие действия в ряде случаев не образуют состава преступления.

Лица с ослабленной психикой (психастеники) могут иметь навязчивые, гипертрофированные представления об определенном виде опасности – фобии (боязнь высоты, острых предметов и т. п.).

Страх – пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер – гнев.

В состоянии гнева человек предрасположен к мгновенному, часто импульсивному действию. Чрезмерно повышенное мышечное возбуждение при недостаточном самообладании легко переходит в очень сильное действие. Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения. В состоянии гнева человек теряет объективность суждений, осуществляет малоконтролируемые действия.

Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но порой они выражаются и в меньшей степени эмоционального напряжения.

Фрустрация (от лат. frustratio – неудача, обман) – конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей.

Фрустрация часто связана с агрессивным поведением, направленным против фрустратора – источника фрустрации. В случае неустранимости причин фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п.).

Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует).

[1] См.: Лазарус Р. Теория стресса и психологические исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970.

И аффект, и стресс напрямую связаны с сильными негативными эмоциями. Тем не менее между этими двумя понятиями есть большая разница, которую необходимо учитывать. Особое значение ей уделяется в судебной практике.

Чем отличается состояние стресса от состояния аффекта

  • Чем отличается состояние стресса от состояния аффекта
  • Переживание как деятельность
  • 3 вида опасного эмоционального состояния человека

Что такое аффект и стресс

Аффект – это яркое и сильное душевное волнение, при котором человек теряет контроль над собой, становится неуправляемым, перестает мыслить логически. Как правило, такое состояние вызывается резким изменением обстоятельств, важных для человека, либо планомерным доведением до злости, заканчивающимся каким-либо серьезным, выбивающим из колеи воздействием. В состоянии аффекта люди впадают в ярость. В этот момент они могут закричать, ударить кого-то, кто находится рядом, сломать какую-нибудь вещь, даже если она не является причиной их гнева.

Несмотря на то что в состоянии аффекта человек не может контролировать свои действия, на начальном этапе он все-таки имеет возможность погасить вспышку и взять себя в руки.

Стресс возникает как реакция человека на экстремальные обстоятельства либо на длительное серьезное давление, плохо сказывающееся на психике. Это состояние особенно часто возникает в трудные периоды жизни, связанные с ответственными проектами, проблемами на работе, сложными экзаменами или такими ситуациями как развод и увольнение.

В чем разница между аффектом и стрессом

Одно из важнейших различий между этими двумя состояниями заключается в их длительности. Стресс, как правило, продолжается в течение сравнительно долгого промежутка времени. Он может преследовать человека на протяжении нескольких дней или даже недель: в частности, во время сессий, выполнения важных деловых проектов. Аффект же длится совсем недолго и больше напоминает яркую вспышку.

Длительность воздействия стресса зависит от того, насколько устойчива психика человека. Однако в любом случае это состояние длится дольше аффекта.

Еще одно очень важное различие между двумя этими понятиями заключается в том, что в состоянии стресса человек мобилизует все свои внутренние ресурсы для спасения и поиска выхода из опасной ситуации, пусть даже у него это и не получается, а в состоянии аффекта он, напротив, может совершить действия, опасные для его собственной жизни, в том числе броситься на вооруженного врага.

Понятие и особенности аффекта. Характер эмоционального переживания личности. Положительные аффективные проявления в жизни людей. Стресс как универсальная реакция организма на различные по своему характеру раздражители. Воздействие его на психику человека.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.04.2013
Размер файла 16,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ЖАМБЫЛСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Тема: Аффект и стресс

аффект стресс психика

Аффект - чувственное, эмоциональное состояние, переживаемое человеком в процессе его жизнедеятельности. Психоанализ признает физиологические составляющие аффекта, но в своей исследовательской и терапевтической деятельности имеет дело с психическими проявлениями его.

Отличительными особенностями аффектов являются:

1. Очень большая, иногда чрезмерная интенсивность и бурное внешнее выражение эмоционального переживания.

Отличие аффектов по их интенсивности от других видов эмоций может быть иллюстрировано следующими примерами.

У каждого человека бывает настроение тревоги, когда он охвачен какими-то, пока еще неясными и неопределенными опасениями. Это настроение может смениться чувством страха, которое отличается уже большей определенностью и причина которого хорошо известна переживающему это чувство человеку. Наконец он может испытывать уже не настроение тревоги или чувство страха, а аффект ужаса, то есть такое эмоциональное состояние, которое по сравнению с двумя предыдущими отличается необыкновенной силой и бурно выражается во внешних движениях и внутренних физиологических процессах: от ужаса человек может бежать без оглядки или, наоборот, остаться на месте, не будучи в состоянии двинуться. Когда человек находится в настроении раздраженности, все окружающее кажется ему неприятным. Это настроение может перерасти в более определенное и сильное чувство гнева, вызванное вполне известными и осознаваемыми человеком обстоятельствами. Соответствующим аффектом будет аффект ярости, в котором общая для всех этих состояний эмоция проявляется бурно, в сильных движениях, крике, яростном выражении лица. Другими примерами аффектов могут быть отчаяние, восторг, растерянность и т. д.

Аффекты характеризуются чрезмерной силой возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга и вместе с тем усиленной деятельностью подкорковых центров, проявлением глубинных, инстинктивных эмоциональных переживаний. Бурно развивающееся возбуждение в центрах коры, связанных с данными эмоциональными переживаниями, сопровождается сильным индуктивным торможением других участков коры, в результате чего во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках, и передается в подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемого эмоционального состояния.

2. Кратковременное, отличающееся своеобразными особенностями, течение эмоционального переживания. Будучи чрезмерно интенсивным процессом, аффект не может длиться долго и очень быстро себя изживает. При этом в его течении можно отметить три стадии, характеризующиеся различными особенностями.

Начальная стадия аффекта. В одних случаях аффект наступает внезапно, в виде какой-то вспышки или взрыва, и быстро достигает предельной интенсивности. В других случаях наблюдается постепенное нарастание интенсивности эмоционального переживания: внимание привлекается к вызвавшим эмоцию объектам или обстоятельствам и постепенно все более и более сосредоточивается на них, нарастает возбуждение в одних и соответственно торможение в других центрах коры, подкорковые центры все более и более активизируются и сами начинают оказывать сильное влияние на корковые процессы, в результате чего человек теряет самообладание и, наконец, полностью отдается охватившему его сильному чувству.

Центральная стадия, когда аффект развивается до своего кульминационного пункта. Эта стадия характеризуется резкими изменениями и даже нарушениями нормальной деятельности всего организма. Процессы возбуждения, особенно в подкорковых центрах, достигают своей высшей силы, глубокое торможение охватывает важнейшие центры коры, функции которых угнетаются, в связи с чем распадаются высшие нервные процессы, связанные с приобретенными в течение жизненного опыта и воспитания социальными и моральными установками личности, нарушаются механизмы второй сигнальной системы и соответственно расстраивается деятельность мышления и речи, снижается способность произвольного внимания, человек в значительной степени теряет контроль за своими действиями, наблюдается расстройство малых ручных движений, играющих большую роль в процессе труда. Усиливается деятельность желез внутренней секреции и автономной нервной системы, нарушается ритм дыхания, которое становится сильным и прерывистым, кровообращение то усиливается, то ослабляется, что сказывается в резких и внезапных переходах от покраснения к побледнению лица, и, наоборот, повышается температура тела, человек потеет, резкие нарушения наблюдаются в деятельности органов пищеварения и т.д. Эта стадия в развитии аффекта иногда имеет характер не одной кульминационной, а нескольких вершин: период бурного течения аффекта сменяется периодом его затухания, после чего аффективные проявления вновь усиливаются, и т. д.

4. Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания. Сильные аффекты захватывают целиком всю личность человека и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого суживается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживаемой эмоцией. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности; многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом свете, происходит ломка сложившихся ранее установок личности.

Любые чувства могут значительно усиливаться в своей интенсивности и доходить до стадии аффекта. Обычно в условиях общественной жизни и деятельности людям приходится сдерживать резкие и сильные проявления эмоций и не доводить их до аффективных состояний, особенно если они являются социально отрицательными и приводят к нарушению требований общественного быта и морали. Однако это не значит, что необходимо сдерживать все и всякие аффективные проявления. Если аффекты вызываются событиями и обстоятельствами большого общественного значения (энтузиазм при одержании победы в важной области труда, восторг при восприятии величественных картин природы, совершенных произведении искусства, волнение при наблюдении опасной борьбы человека с природой и его героических поступков), их положительное значение для полноценного развития человеческой личности огромно.

Положительные аффективные проявления даже менее значительной интенсивности, часто наблюдаемые в жизни людей, следует считать необходимыми и полезными для развития и нормальной жизнедеятельности человека. Открытое и искреннее сильное выражение положительных чувств облагораживает человека, раскрывает лучшие стороны его личности, содействует здоровой жизнедеятельности его организма. Наоборот, подавление положительных аффектов, постоянное сдерживание их внешнего проявления оказывает очень вредное влияние, как на развитие характера человека, так и на нормальное течение органических процессов. Здесь необходимо отметить положительную роль физической культуры, спорта, особенно игр, которые доставляют многочисленные естественные возможности для разнообразных по качеству и силе эмоциональных проявлений аффективного характера.

Стресс (англ. stress) -- состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, напр. во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований.

Стресс - это напряженное состояние человека, которое возникает при воздействие на него эмоционально отрицательных и экстремальных факторов внешней среды. Другими словами стресс - это универсальная реакция организма на различные по своему характеру раздражители. И из первого, и из второго определения вытекает удивительный факт: как хорошие события (например значительное повышение зарплаты), так и плохие (заболевание близкого человека) способствует возникновению и формированию стресса. Для человека не приятно то, что организм очень сильно реагирует на стресс. Существует теория, согласно которой человеческий мозг не смог развиваться до такой степени, чтобы справляться со стрессами XX-XXI веков в нужном ритме. И постепенно организм выработал реакцию на стресс, которая со временем стала крайне вредной для него самого. Этой реакцией стали болезни. Сегодня доказано, что во многих случаях причиной гипертонии, язвы желудка, ишемической болезни сердца и многих других является стресс. Но стресс это не только болезни. Стресс может повлиять и на ухудшения взаимоотношений с окружающими, разрушить карьеру, привести к суициду. Что же служит причиной стресса?

Психологи считают, что причинной стресса являются стрессоры - неблагоприятные факторы, вызывающие в организме состояние напряжения, стресс. В жизни мы сталкиваемся с самими различными стрессорами. Одни из них относятся к окружающей среде (жара, холод), другие имеет эмоциональную природу (раздражительность, депрессия), третьи психологическую (свадьба, развод). Но в любом случае не в зависимости от типа стрессора организм и психика человека, как уже говорилось выше, реагирует одинаково. Наш организм в процессе эволюции научился реагировать на стрессоры мгновенным изменением психологического состояния, повышением скорости деятельности и приливом сил. В тоже время организм научился выдавать так называемую стрессовую продукцию - повышать артериальное давление, учащать мышечные сокращение, повышать уровень холестерина в крови и соляной кислоты в желудке. А результатом стрессовой реакции, хронической или затяжной, становятся различные заболевания. Стрессор заставляет человека или бороться, или бежать от неприятностей. Подобная реакция называется стрессовой реактивностью, которая заключается в увеличении мышечного напряжения, учащение сердцебиения, повышение артериального давления и нервного возбуждения, уменьшения слюноотделения, усиления потоотделения, увеличения содержания глюкозы в сыворотке крови, увеличения секреции соляной кислоте в желудке, изменение волновой активности мозга, частых позывов к мочеиспусканию. Чем больше человек находиться в измененном физиологическом состояние, возникшем под воздействием стресса, и чем больше это изменение отличается от нормы, тем больше вероятность того, что такая стрессовая реакция обернется болезнью.

В зависимости от индивидуальных особенностей люди по-разному реагируют на стресс. Они становятся сверх возбужденными, суетятся, много говорят и двигаются. Другие затормаживаться, впадают в состояние эмоционального ступора, становятся молчаливыми и как бы выпадают из жизни. Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу, тот индивидуальный уровень напряженности, до достижения которого эффективность деятельности повышается. Но если воздействие стресса продолжается длительное время, усиливается и становиться выше порога чувствительности, у человека существенно снижается успешность работы и качество жизни. Жить и работать без стресса невозможно: без необходимости бороться и преодолевать трудности человек дряхлеет, становиться слабым и беспомощным.

Однако, перешагнув индивидуальный порог по силе и длительности воздействия, стресс становиться губительным: у человека возникает усталость от стресса, истощение, он может даже заболеть. Замечено что, за 10-15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжёлый инфаркт. И наоборот, кратковременный сильный стресс может мобилизовать человека, встряхнуть его, повысить жизненный тонус. А как развивается и протекает стресс? Да очень просто, практически у всех людей одинаково, проходя следующие стадии: нарастания напряжения, собственно стресс и снижение внутреннего напряжения. Продолжительность первой стадии может быть разной. Один человек заводиться в течении 2-3 минут, а у другого внутреннее напряжение накапливается несколько дней, недель или месяцев. Но в любом случае состояние и поведение человека попавшего в стресс резко меняется на противоположный знак. Действительно спокойный и сдержанный человек резко становиться суетливым, раздражённым, даже агрессивным и жестоким.

А живой, подвижный и общительный вдруг может стать мрачным, замкнутым и заторможенным. На первой стадии исчезает психологический контакт общения, проявляется отчуждение в отношениях. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора с содержательных моментов на личные. И хотя на первой стадии стресс еще остается конструктивным и может повысить успешность деятельности, постепенно самоконтроль ослабевает. Человек теряет способность сознательно и разумно регулировать свое поведение. Во время второй стадии происходит полная или частичная потеря эффективного и сознательного самоконтроля. Стресс начинает негативно воздействовать на психику человека, который может вообще не понимать что говорил и делал, или осознавать свои действия довольно смутно, не полностью. Многие отмечают, что в стрессовом состояние они сделали то, что в спокойной обстановке не когда бы не совершили. Как и первая, вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна - от нескольких минут и часов до нескольких дней и недель.

Ученые отмечают, что стресс может накапливаться годами. Исчерпав свои энергетические ресурсы, человек чувствует опустошение и усталость. На третей стадии он останавливается и возвращается к самому себе, часто переживая чувство вены и клянется, что этот кошмар больше не повториться. Но проходит время и стресс повторяется. А все дело в том, что у каждого человека свой, индивидуальный сценарий стрессового поведения, выражающий в частоте и форме проявления стрессовых реакций. Обычно этот сценарий устанавливаться в детстве, когда родители конфликтуют на глазах ребенка, вовлекая его в свои проблемы. Следует отметить, что одни стрессуют чуть ли не каждый день, но не в больших дозах, но особенно агрессивно и существенно не разрушая отношения с окружающими. Другие несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя самоконтроль и впадая в тяжёлое состояние стрессового угара. Таким образом, стрессовый сценарий, усвоенный в детстве, воспроизводиться не только по частоте и форме проявления. Повторяются также направленность стрессовой агрессии - на самого себя, или на окружающих. Один винит во всем себя и ищет, прежде всего, собственные ошибки. Другой обвиняет окружающих и не способен посмотреть на себя со стороны. Усвоенный в детстве стрессовый сценарий запускается почти автоматически. Достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, неудачно брошенного собеседником слова, как словно против воли человека включается стрессовый механизм и начинает раскручиваться маховик этого мощного и убийственного оружия. Человек провоцирует напряжение или активно вступает в конфликт, по какой-то мелкой, объективно не существенной причине. У него искажается восприятие людей и ситуации, он предает негативное значение деталям, на которое в спокойном состоянии почти не обращал внимания.

Эмоции – это психологические процессы, которые человек остро переживает. Эмоции сильно влияют на настроение, например, радость делает его хорошим. А горе делает настроение подавленным. Своим настроением можно управлять, чтобы быстро избавляться от плохого настроения. Для этого нужно разбираться в основных типах эмоциональных состояний.

Стресс

Стресс – состояние напряжения, которое появляется после длительной эмоциональной перегрузки нервной системы. Его вызывают самые разнообразные факторы – проблемы со сном, плохие отношения в семье, переработка, эмоциональные потрясения (например, потеря близкого человека или участие в военных действиях).

Человек в стрессе проявляет повышенную тревожность. Его организм сначала аккумулирует силы для противодействия опасности, а потом испытывает истощение.

Фрустрация

Такое психическое состояние возникает, если действия человека не приносят ожидаемого и желаемого результата. Это вызывает непреодолимые трудности для достижения цели.

Данное расстройство сопряжено с множеством негативных эмоций, деструктивно воздействующих на сознание, адекватность поведения, жизнь человека в целом. Также фрустрация тоже вызывает агрессию, подавленность и слезливость.

Эмоциональное выгорание

Главные предпосылки эмоционального выгорания:

  • надоевшая работа;
  • жизненная рутина;
  • преклонный возраст;
  • неудачи в отношениях.

Стресс снижает работоспособность, провоцирует депрессию и потерю интереса к жизни. Он сопровождается тревожностью, агрессивностью, конфликтностью, психосоматическими нарушениями.

Аффект

При аффекте реакция человека на внешние раздражители чрезвычайно агрессивна. Например, он бросает и ломает предметы, способен ударить, покалечить и даже убить животное или человека.

Страсть

Человек думает исключительно об объекте своей страсти. Его волнует только то, что с ним связано. Такая одержимость нередко приводит к радикальным изменениям жизненного уклада: нарушается сон, питание, меняется круг и стиль общения, интересы.

Психологическая саморегуляция: полезные методы

Чтобы избежать стресса, нужно сохранять спокойствие и меньше переживать, стараться мирно урегулировать неприятные ситуации. Иногда стресс может стать результатом длительного безделья. В этом случае рекомендуется заняться работой или хобби.

Читайте также: